Баевер Ефим Соломонович: другие произведения.

Размышление над рассказом Баевера

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 6, последний от 23/08/2012.
  • © Copyright Баевер Ефим Соломонович (b-e-s@mail.ru)
  • Обновлено: 18/08/2012. 9k. Статистика.
  • Статья:
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия-анализ РАССКАЗА-лучшая аннотация. Кто объясняет собственные произведения-не писатель-Организм пишушщий с механической памятью. "БЕС"


  •    Галина Агаронова
      
       Сегодня - первый день твоей оставшейся жизни
      
       Доверимся средствам фантазии - они рождены
       естественными объективными смещениями пространств и масштабов. Только придуманное лишено оригинальности. А чудо свершается с непреложной точностью. Удовлетворимся чудом. Раскроем глаза и будем, схватывать всё на лету, учиться истиному видению. Закрыть глаза - значит воспринимать отзвуки внешнего мира антипоэтически.
       Сальвадор Дали.
      
       Грустные размышления навеял новый рассказ ашкелонца Е.Баевера, представленный радакции в рукописи - "Завтра нет - навсегда сегодня". Тему даёт какое-то злободневное событие, или в лучшем случае автор сам начинает комбинировать разительные события для того, чтобы составить основу своего повествования и, желая в целом заполнить описаниями, диалогом или авторскими рассуждениями те пробелы в фактах или действиях, которые могут постоянно бросаться в глаза. Е.Баевер предпочитает начать с рассмотрения того, что мы называем эффектом. Из бесчисленных эффектов или впечатлений, способных воздействовать на сердце, на душу, он выбирает яркий эффект. Как сложно работает мысль, бредущая на ощупь! Результат, впрочем, налицо: мы видим колеса и шестерни, механизмы для перемены декораций, стремянки и люки, которые составляют реквизит литературного лицедея. Он продемонстрировал modus operandi, то есть способ действия (лат.): работал он с жестокой последовательностью, с каким решают математические задачи. Степень взволнованности при чтении этого рассказа не выше вкусов публики и не ниже вкусов критики.
       Рассказ Е.Баевера состоит из набора блоков, несущих на себе повествовательную нагрузку, где любой диалог включает в себя элементы описания, всякий проблеск имеет отношение ко всей природе события. Рассказ - живая материя, единая и движущаяся; в ходе развития обнаруживается взаимосвязь его частей - в нём нет демаркационных линий. Что такое событие, как не проявление характера? Автор не обрекается на повторение знакомых клише. Его неравномерный ритм обеспечивает рассказу твёрдую почву под ногами. Никакое художество невозможно без неограниченного расширения возможностей. Е.Баевер за безграничность свободы. И тогда начинаешь понимать, что область искусства - вся жизнь, все предметы, все образы, весь опыт. Рассказчик входит в божественные подсознательные глубины.
       Моему взгляду в произведении Е.Баевера открывается множество драматических событий. Психологические причины представляют возможности для живописи словом; ухватить их сложность - такая задача, вероятно, вдохновила автора. Скорее всего автор обратил своё внимание на значительность формы рассказа, которая открылась перед ним; формы, которая обладает бесчисленными возможностями и подчиняется столь малым ограничениям.
       Тип творческого мышления Е.Баевера - самовыражение.
       Е.Баевер в рассуждениях своих куда менее убедителен, чем в изображении. Однако выбору должна быть обеспечена независимость, ибо он основывается на постоянной величине. Эта величина - жизненный опыт. Только неумирающее стремление уловить внезапные проявления бытия обеспечивает искусству рассказа твёрдую почву под ногами.
       Некоторые люди уверенно заявляют, что художественное сознание не может иметь ничего общего с неприятным уродством. Мне кажется, что никакое художество невозможно без неограниченного расширения возможностей - это приходит как высший смысл. Область искусства - вся жизнь, все чувства, все предметы, все образы, весь опыт. Эту мысль я повторяю: и то и другое принадлежит богатству действительности, которая отражается в рассказе. Существует тесная связь между темой произведения и отпечатком искренне пережитого опыта, оставшегося на сознании автора. В доме литературы имеется не одно, а множество окон. Каждое прорезано в силу подробностей индивидуального мировосприятия, ибо давлением индивидуальной воли. Нельзя положить пределы широте горизонта.
       Е.Баевер рисует историю с привидениями. Чтобы почувствовать интерес к описываемым событиям, я должна для начала поверить в них. Множество читателей способно находить удовольствие в картинах чудесного и сверхъестественного. В рассказе существуют зловещие ситуации, чудеса, тайны и сверхъестественные явления, чудесные превращения, загадочные столкновения. Эти явления лучше всего показывать через чьё-либо воприятие, поскольку главный интерес, в них заключённый, состоит в производимом ими впечатлении, в интенсивности их воздействия. Волнующее происшествие ещё не создаёт рассказа, ибо рассказ - это то, что вызывает в нас волнение, возбуждение, удивление и напряжение; человеческие эмоции, проявление человеческого характера, человеческие взаимоотношения - только это создаёт рассказ. Необычайное всего необычайнее тогда, когда оно происходит с вами или со мной, и представляет собой какую-то ценность (ценность для других) только в том случае, когда мы в нём наглядно убеждаемся. Таков рассказ "Завтра нет - навсегда сегодня"! В его авторе будто родник забил. Одно слово влечет за собой другое, они связно ложатся на бумагу, возникает сюжет; сменяются эпизоды, мелькают реплики, события. Как одержимый, исписывает Е.Баевер страницу за страницей, не отрывая пера от бумаги. Мысли приходят так быстро, обрушиваются на него с такой щедростью, что он упускает множество подробностей, которые не успевает записывать, хотя старается изо всех сил. Он полон всем этим, весь захвачен темой, и всякое слово, написанное им, словно изливается само по себе. Ясно, что здесь решающую роль сыграли предварительные внутренние установки - диктовка мысли без контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений. Это и вера во всемогущество видений. От иных видений веет ледяным дыханием. Когда смерть рядом, то в этой "пограничной" ситуации ярче видны все краски мира, отчётливей проступают истина и фальшь, добро и зло, сам смысл человеческого существования. Герой Е.Баевера, не приноравливаясь к несовершенству мира, обрекает себя на пагубные последствия для личности: над ним нависают грозовые тучи. Своими страданиями он открывает новые горизонты человеческого бытия. Его суть и цель невозможно найти ни в жизни для себя, ни в жизни, отрешённой от себя. В современном насыщенном драматизмом, динамичном мире, когда особенно остро стоит вопрос о смысле самой жизни, художественная ценность произведения обретает существенное практическое и общефилософское значение.
       По внешнему рисунку образ главного героя рассказа - его умопомрачение человек не вызывает в себе сам. Оно является к нему совершенно произвольно, деспотически. Аморфный поток пережитой реальности. Поэтика фантастического связана с удвоением мира: писатель моделирует собственный невероятный, существующий со своим законом мир, когда сильны мистические, иррациональные мотивы (галлюцинации, сумасшествие), мотивы необъяснимо-иррационального, таинственного, экстатического. Автор прибегает к психотехнике сатанизма. Им овладевает гипнотическая сосредоточенность ума. Приёмы могут быть самыми разными - от бешеной пляски до тихого умиления и обыгрывания человеческих галлюцинаций. Многозначный напряженный подтекст тоже составляет важное художественное качество рассказа. Повествование ведётся от лица автора. Это определяет тональность всех его сцен - автор является главным героем, рассказчиком и автором одновременно. Главный персонаж и оказывается самым интересным для писателя, так как процесс его внутренней жизни разработан детально и убедительно.
       В сущности в рассказе "Завтра нет - навсегда сегодня" поставлен вопрос о смысле бытия. Сенека утверждал, что "время и до нас, и после нас не наше. Ты заброшен в одну точку, растягивай её - но - до каких пор?". По Е.Баеверу, основу человеческого существования составляет его конечность, временность; поэтому время должно быть рассмотрено как существенная характеристика бытия. Автор абсолютизирует один из моментов времени - настоящее, когда подлинная временность как бы распадается, превращаясь в последовательный ряд моментов "теперь", в физическое время. Переживание тезиса "Завтра нет - навсегда сегодня!" отождествляется с острым чувством личности. Между тем сосредоточенность на будущем даёт личности подлинное существование, тогда как перевес настоящего приводит к тому, что мир повседневности заслоняет для человека его конечность. Страх, вина, совесть выражают у Е.Баевера духовный опыт личности, чувствующей свою неповторимость, однократность и смертность. Автор пытается постигнуть человека, исходя из "истины бытия".
       Намеривалась написать тривиальную рецензию, а получился почти трактакт. Виноват необычный, интересный писатель Е.Баевер, обретший "мистический опыт" - аналог "благородному молчанию" подобно цадику в хасидизме.
       Люди часто не знают, что делать со временем, но оно-то знает, что делать с людьми.
      
      
      
       * * *
      
      
      
      
      
      
      
      
      

    1

      
      
      
      
  • Комментарии: 6, последний от 23/08/2012.
  • © Copyright Баевер Ефим Соломонович (b-e-s@mail.ru)
  • Обновлено: 18/08/2012. 9k. Статистика.
  • Статья:
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка