Беккер Владимир Михайлович: другие произведения.

Куббелевская пуанта

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 13/04/2017.
  • © Copyright Беккер Владимир Михайлович (barzeev@rambler.ru)
  • Обновлено: 22/12/2022. 7k. Статистика.
  • Рассказ: Россия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Карл Леонид Артур Куббель - величайший шахматный композитор, неофициальный чемпион мира в шахматной композиции.


  • Анзори Гогидзе шахматным гением не был, но стратегию игры понимал и в парке ЦДСА чемпионство прочно держал. Любил он старичков обыгрывать. Те игроки, что помоложе да позаковыристее, в парк Горького или Сокольники на баталии ездили, а Анзор все время в ЦДСА со старичками. Усядутся партийку по рублику играть, старики задумываются подолгу над ходами, а Анзорчик быстренько все ходы просчитает и давит потом на психику стариковскую, поторапливает их. В этот раз Анзор Николая Васильевича обыгрывал. Николай Васильевич в молодости знаменитый шахматист был, международного мастера имел, на всю Москву гремел. С возрастом, быстроту реакции потерял и из-за этого проигрывал частенько.
    -- Николай Васылевич, не тяни врэмя, сдавайся; у тебя положение плохое. Смотры, сейчас стрелка на часах упадет. Очень долго думаешь, Николай Васылевич.
    Но Николай Васильевич не торопился, он выигрышный ход нашел и теперь обдумывал, как бы его в дело привести; вот он передвинул коня резко вверх, положение на доске резко осложнилось. Анзор в ответ сделал не лучший ход; еще пару ходов и Николай Васильевич выиграет. Но нет, времени не хватило. Стрелка на шахматных часах качнулась и упала; партия кончилась.
    -- Да! Классный ход дедушка придумал. Чуток пораньше, его игра была бы. Слона под пешку подставил бы и конец.
    Анзор оторвался от доски. Молодой парнишка в кепке, провинциал с виду, объяснял шахматную позицию двум симпатичным девушкам. То, что девушки симпатичные, это сразу Анзор отметил и поэтому приосанился.
    -- А ты что ,пацан, шахматист будэшь? Да кстати, Николай Васылевич, рублик пришлите,-- и Анзор снова повернулся к парню, -- Может сыграем? Только у нас на интерес игра. Давай по рублику?
    -- Сыграть можно. -- Парень сдвинул кепку на лоб и почесал затылок. Стоявшие неподалеку два парня переглянулись. Один из них, постарше, небритый кавказского вида молодой человек, подтолкнул другого и прошептал
    -- Мишка показывает, что Анзор слабо играет.
    -- Ну, что же, выходи на арену, Тигранчик, -- ответил второй.
    -- Привык ты, Анзор, стариков по рублику обыгрывать. Сейчас молодой тебя сделает, -- небритый решил подначить чемпиона.
    -- О чем говоришь, батоно Тигран, не вииграет у меня пацан! Слово даю. Не веришь, давай замажем по пятерочке.
    Разошелся чемпион, раскипятился, с Тиграном пари заключил, а молодой парнишка тоже пятерочку на кон поставил. Итого десять получилось. Началась игра, все за Анзора болеют, а небритый Тигран за молодого. Николай Васильевич вначале нейтралитет держал, а потом стал на сторону дебютанта переходить, разглядел его игру.
    Вначале чемпион выигрывал, все знатоки на этом сошлись. И дебют у него лучше и игра позиционная и простора больше; много еще умных слов говорилось, но к середине партии положение выправляться начало, молодой даже перевешивать начал. Болельщики чемпионские приуныли маленько, но он опять вперед вырвался. Снова все за Анзора болеть начали, как вдруг Николай Васильевич четко сказал: -- "Слабак чемпион, против молодого не тянет".
    Долго еще игра с переменным успехом продолжалась, но, в конце концов, претендент одолел.
    -- Случайно вишло! Еще одну играем! -- Анзор не на шутку разошелся, -- Предлагаю по десять рублей ставки сделать.
    Вторая партия в быстром темпе проходила. Анзор решил свою излюбленную тактику применить, быстроту и натиск, молодой от Анзора не отставал, но манера игры у них разная была, чемпион все больше тяжелые фигуры в бой вводил, а претендент пешками его осаживал.
    -- Ах, как красиво он пешечки в бой вводит, -- Николай Васильевич свое восхищение другому старичку вслух высказал, -- Какая игра динамическая и композиционная, давно я такой красоты не видел; это не простой парнишка! Смотрите, Петр Ефимович, он Анзора в тупик загоняет. Вот, вот, еще пешечкой зажал.
    -- А не проще ли было, Николай Васильевич, ладьей шахануть, а затем уже и подчистить все остальное.
    -- Ну что вы, Петр Ефимович, такое говорите, какая же в этом красота? А вот посмотрите, как молодой претендент намеренно игру в тупик заводит, несомненно, он творчество Карла Куббеля изучал. Анзор сейчас задумается надолго, он просто выхода из положения не видит. Нет, это вам не парнишка с улицы. Гений шахматный!
    Чемпион думал долго, стрелка на его часах давно уже упала, но никто не торопил его, ни противник, ни зрители, всем было интересно, чем закончится битва. Спасительных ходов не было. Наконец Анзор, решил обострить игру и пожертвовал слона, но молодой жертву не принял, а двинул своего ферзя по диагонали через всю доску в тыл соперника.
    -- Ну, что я говорил, вот она, настоящая "Куббелевская пуанта", сейчас взорвется игра.
    Снова замелькали фигуры, ходы следовали один за другим без малейшего перерыва, соперники разошлись не на шутку; жертвы тяжелых фигур, проходные пешки, казалось, Анзор вновь нашел свою игру, но вот молодой двинул коня и произнес негромко короткое, но емкое слово:
    -- Мат!
    Шахматный чемпион был повержен. Проиграть нокаутом, у шахматистов ЦДСА считалось дурным тоном. Заметить вовремя угрозу и сдаться самому, это еще пол беды, но пропустить мат...
    -- Ты кто такой, молодой? Вундеркинд?
    -- Есть маленько. -- Парнишка снял фуражку и хотел еще что-то добавить, но был атакован Николем Васильичем:
    -- Скажите, молодой человек, вам фамилия Куббель о чем-нибудь напоминает? Кстати, разрешите представиться; Николай Васильевич -- шахматный композитор и дирижер симфонического оркестра, сорок пять лет за пультом простоял.
    -- Михаил Белецкий -- абитуриент из Куйбышева. Сейчас в Московский Химический институт поступаю. Мы с друзьями пришли парк посмотреть. Красиво тут очень. А Карл Артур Леонид Куббель -- мой любимый шахматный композитор. Вообще тридцатые годы это расцвет композиции в СССР: Куббель, Троицкий, Матисон - великие мастера шахматной композиции.
    -- А вы знаете, молодой человек, и Карл Куббель, и его друг Алексей Троицкий, были моими учителями. Я тогда еще совсем мальчишкой был. Между шахматами и музыкой метался. В молодые годы неплохо в шахматах сражался, а сейчас вот возраст, понимаете ли. Со стороны все отлично вижу, все ходы просчитываю, а за доской теряюсь немного. А сейчас у вас в партии была позиция, которая живо мне напомнила задачу шутку Алексея Троицкого о трех конях... да, Михаил, а почему же вы ладьей на королевском фланге не атаковали? Ведь это же был прямой путь к выигрышу.
    -- Ну, это слишком просто было. Я бы выиграть и раньше мог, когда ферзя противника в угол зажал.
    -- Погодите, погодите, ведь это в самом начале партии, когда вы вместо коня слона вперед двинули. Ах, какой же вы все-таки молодец! -- Николай Васильевич увлек Мишу в сторону и долго еще разбирал с ним особенности партии.
    Карл Артур Леонид Куббель - Знаменитый шахматный композитор двадцатых, тридцатых годов.
    Пуанта - неожиданный, скрытый ход белых в критический момент, приводящий к разрешению ситуации. Термин придуман самим Куббелем.
  • Комментарии: 3, последний от 13/04/2017.
  • © Copyright Беккер Владимир Михайлович (barzeev@rambler.ru)
  • Обновлено: 22/12/2022. 7k. Статистика.
  • Рассказ: Россия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка