Миша Белецкий, студент первого курса и почти округлый отличник сидит на возвышении посредине чертежного зала и вдохновенно разъясняет симпатичной студентке преимущества горизонтального расположения цилиндрических тел над вертикальным. Свои разъяснения он подкрепляет конкретными примерами, указывая на чертеж, укрепленный на кульмане. Скромная девушка смотрит на мэтра широко раскрытыми восхищенными глазами и уже кажется вполне созрела для перехода от теоретической части задания к практической. Небольшая толпа студентов окружила Мишин кульман, они тоже внимательно вслушиваются в объяснения. Черчение и начертательная геометрия -- науки сложные и не вполне привычные для вчерашних выпускников. Новые понятия и новые определения, которых не было в школе; ко всему нужно привыкать.
Миша сегодня в ударе. Он распаляется все больше и больше; еще немного и он воспарит над кульманами... но внезапно он охладевает, в толпе окруживших его студентов Миша замечает Васю Уварова, скромно стоящего в сторонке и дожидающегося своей очереди. Уваров сегодня Мишу не вдохновляет, не нравится почему-то ему туповатая физиономия "графа", но окрыленный улыбкой симпатичной девушки Миша прерывает свои разглагольствования и подзывает Уварова к себе.
-- Ну-с что у вас там такое сложное, Васенька? Давайте, уважаемый, посмотрим, в чем дело, может быть, и разберемся.
-- Вот; необходимо найти точки встречи прямой и наклонного цилиндра.
Миша немного расстроен, ему казалось, что "граф Уваров" действительно имеет что-то важное и трудно решаемое, а тут такая пустяковая задача, которую можно запросто решить с помощью учебника или решебника:
-- Васенька! это же плевое дело! Чего ты к Комиссаровой не подошел, а меня по таким пустякам тревожишь?
-- Да она там с какой-то теткой про свои женские дела разговаривает и на нас внимания не обращает совсем.
-- Ну что ж. Смотри как все просто. -- Миша берет карандаш, проводит фронтальную плоскость, рассекает ее горизонтальными, находит линии пересечения плоскости и наклонного цилиндра, затем точки встречи и предъявляет результат ошеломленному Васе.-- Видишь; никаких затруднений! Иди спокойно, предъявляй Надежде Сергеевне, оторви ее от важного разговора.
После этого он снова поворачивается к девушке, продолжая прерванный разговор. Беседа протекает живо и непринужденно, но тут опять появляется нехороший Вася. Сейчас он уже не ждет спокойно в сторонке, а прерывает Мишу на полуслове:
-- Что ж ты, Мишка, мне лапшу на уши навешал? Не хотел объяснять, так и сказал бы: некогда мне. Я к Комиссаровой подошел, она говорит, что неправильно все. Весь мой чертеж перечеркнула.
-- Васенька! Причем здесь бакалея и кулинария. Ты же знаешь, я халтуры не люблю и всегда подхожу к делу со всей ответственностью. -- Миша взбешен. Сначала он решает послать Уварова к чертовой матери. Если тот не доверяет его Мишиным познаниям в черчении и начертательной геометрии, то пусть сам разбирается с этими точками и прямыми, но затем передумывает; задета честь мундира, а это уже прямой вызов. Теперь все отходит на второй план. Миша просит студентку немного подождать, а сам обкладывается учебниками, задачниками и решебниками и, призвав в свидетели еще нескольких отличников, шаг за шагом доказывает незадачливому обвинителю правильность своих выводов. Уваров нехотя соглашается и снова идет к преподавательнице. Через некоторое время он возвращается еще более унылый, чем прежде.
-- Опять она меня отшила. Идите, говорит, думайте. Что теперь делать ума не приложу, до следующего раза оставлять неохота.
-- А ты подойди к Левченко, он тебя проконсультирует.
-- А вдруг прогонит; все-таки завкафедрой, может недосуг ему?
-- Ничего! Николай Николаевич - человек дела. Он сейчас на четвертом этаже дипломников консультирует. Пойдем вместе, если чего не так, я посодействую.
Они вдвоем идут к Николаю Николаевичу, а вслед за ними увязывается небольшая толпа; все знают; если Миша Белецкий что-то затеял, то из этого обязательно выйдет толк.
Николай Николаевич Левченко берет Уваровский чертеж, внимательно его рассматривает, проверяет все построения, вникает в детали, интересуется, почему же Уваров выбрал именно этот способ решения, а не какой-нибудь другой и в конце выдает свой вердикт.
-- Замечательно, молодой человек, просто замечательно. Вы очень правильно решили эту непростую задачу. Кто у вас преподаватель? Комиссарова! Можете передать Татьяне Сергеевне, я вами доволен, определенно доволен.
-- Ну что, Васенька? Как твоя лапша, на ушах не виснет? Пошли теперь вместе Комиссарову терроризировать.
Они подходят к столу преподавателя. Толпа студентов также перемещается вслед за ними. Все стоят немного поодаль и внимательно наблюдают: чем же закончится инцидент. Большинство уверено; Миша победит, но есть такие, кто сомневается в успехе предприятия.
Татьяна Сергеевна разговаривает с подругой, обсуждая последние новости в области моды. То и дело в их разговоре встречаются геометрические термины: бретельки, вытачки, кокетки, линия плеча и прочее. "граф Уваров" стесняется прерывать их беседу, но Миша решительно толкает его в спину.
-- Давайте, Граф, не стесняйтесь, действуйте резко и напористо.
Татьяна Сергеевна нехотя отрывается от важного разговора, берет в руки чертеж и, совершенно не глядя на него, кричит на соискателя.
-- Что вы опять мне ту же самую ерунду подсовываете? Я вам четко и ясно сказала. Неправильно! Идите и думайте. -- После этого она снова поворачивается к приятельнице. Ее подруга прямо таки возмущена нетактичным поведением студентов. Неужели нельзя подождать немного с этими несносными чертежами и эпюрами, и не прерывать разговор на самом интересном месте.
-- А вот Николай Николаевич Левченко сказал, что здесь все правильно! Он даже похвалил меня. -- Робкий Уваровский голос постепенно крепчает.
-- Николай Николаевич сказал... все правильно? -- Комиссарова резко отворачивается от подруги, берет чертеж дрожащими руками и начинает его внимательно рассматривать. -- Действительно все правильно. Я, наверное, случайно не заметила.
-- Ну! Конечно! Как же можно заметить такую мелочь? Подумаешь, подошел студент с чертежом. О трусах и лифчиках разговаривать куда как приятнее!
В ответ на эти Мишины слова раздается такой смех и грохот, что стены института начинают медленно рушиться, и все вокруг заволакивает кирпичная пыль.