Аннотация: Вот именно! А такие ли они тупые, как мы о них думаем?
На днях звонил своему преподавателю по английскому, зав. кафедры университета, милой, обаятельной и интеллигентной женщине. И конечно, профессионалу в своей области, не только в части языка, но и культурных особенностей западных стран, неоднократно и подолгу бывающей за рубежом. Я обмолвился, что американцы не такие уж и тупые, как считают большинство россиян.
- Ну что вы, Володенька, не спорьте, тупые они. Все равно до нас им далеко.
Я был в шоке, от нее уж я никак не ожидал такого суждения. Я пытался доказать, разъяснить, что они просто другие, у них другая логика, их нельзя судить по нашим меркам. Каждый остался при своем мнении.
А тут буквально на днях я устроился на подработку проверять экзаменационные задания учеников начальной школы по математике. Я читал ляпы в сочинениях по русскому, но что может быть интересного в математических уравнениях? 2х2=4. Оказывается, в американских работах, может. И в этом очень сильно проявляются особенности мышления американцев, которых с раннего детства учат думать не так, как мы в России считаем единственно правильным.
Начну с условий задания, прошу простить за скучное отступление, иначе многие вещи останутся просто непонятными. Но при желании, вы можете пропустить полстранички, а при необходимости вернуться к ним позже.
В задании 2 задачи на взвешивание. Даны банки с супом - по 15 унций, с килькой - по 6, и кукурузой по 4. В первой задаче на левой чашке весов лежит 2 банки супа и одна кильки, сколько банок кукурузы нужно положить на правую для равновесия? Во второй задаче, на чашке весов лежит 4 банки супа, правую чашку нужно уравнять килькой и кукурузой, но не менее чем по банке каждой. Начну с того, что главное в задании продемонстрировать логику поиска решения и пути решения, и способы допускаются любые, если они ведут к правильному ответу. Поэтому, в половинах работ присутствуют рисунки и пространственные логические объяснения, которые при наличии грамматических ошибок и детской непосредственности зачастую принимают действительно забавные формы. Часто очень детально прорисованы этикетки, да и сами банки в аксонометрии, с надписью: это правильное решение. И если количество банок правильно прорисовано, как минимум балл он заслужил. Мне понравился полет фантазии американских ребятишек.
Начну с инструктажа. За каждую задачу может быть поставлено от нуля до 2 баллов. 0 - не решена, 1 - правильный ответ без объяснений или правильная стратегия решения и ошибка в вычислениях, 2 балла - правильное решение и наличие логического объяснения. К примеру, в первой задаче правильным (2 балла) признается любое из ниже перечисленных ответов:
36 / 4 = 9
4 * 9 = 36
4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 36
36 - 4 - 4 - 4 - 4 - 4 - 4 - 4 - 4 - 4 = 0
Или даже симбиоз: 9 * 4 - 36 = 0. Или просто нарисовать 9 банок и под каждой поставить цифру 4.
Меня поразила еще одна вещь. Каждая третья работа начинается со слов "Я знаю что...". А еще процентов 20 со слов "Я думаю...". Теперь мне понятна раздражающая многих самоуверенность американцев, это так, потому что я так думаю! У нас в России так не принято. Сколько будет дважды два четыре? А ты уверен? И сразу попятки, а можно я еще подумаю?
А теперь шедевры, иногда с моими комментариями.
- Я не смог перемножить, но ответ правильный, потому что я нашел его в таблице.
- Нужно положить 4 банки, потому что на другой чашке тоже 4.
- Мы не можем положить ни одной банки, потому что они справа не нарисованы.
- 7 с половиной, а если не будет достаточно, доложить еще четверть.
Тут нужно помнить, что в Америке в основном оперируют половинками, четвертыми и восьмыми.
- 4 * 4 + 7 * 6 = 62, что почти равно 60.
- Мы должны положить столько банок, чтобы весы пришли в равновесие.
- Нужно положить по 4 банки на каждую сторону, тогда точно все сойдется.
- Нужно добавлять по одной банке, пока весы не сравняются.
- 14 банок еды.
- Если мы сложим 3 банки кильки и 4 банки кукурузы, мы, возможно, получим вес двух банок супа. А если сложим 5 банок кукурузы, то, возможно, получим вес двух других банок супа. И если все это сложим вместе, возможно, получим правильный ответ.
- У меня получилось 120. Я рассчитал это на моем калькуляторе.
- Левая чашка с супом равна 36. На правую чашку мы должны положить кукурузу. Идея в том, что мы должны положить столько кукурузы, что бы они весили в точности 36.
Мне понравился один деятель, который нарисовал множество разных банок, раза в три больше потребного. А потом начал обводить в кружки и складывать сумму. В этой задаче возможны четыре варианта ответов. Так он дважды ошибся в подсчете кукурузы и кильки, и в результате написал верный ответ. Я с удовольствием поставил ему заслуженный бал. Так же встречалась прелестная рожица и подпись - "это я". Несколько надписей " я не знаю", чистые листы, и просто рисунки. Попался даже один поэт: "Nothing or less. Yes!"
Я перевел это так: " Кол или два. Не беда. Да!". А следующий шедевр:
- 15 не делится на 4, остается 3. Со второго супа остается еще 3. А от кильки при делении на 4 останется 2. Когда мы все сложим и получим 8, мы сможем это поделить на 4. В результате мы найдем 9 банок кукурузы.
Я поставил 2 балла. А кто сказал, что из Питера в Москву нельзя лететь через Новосибирск? А вот до этого маленького Эйнштейна я еще не дорос. Я минут десять пытался вникнуть в логику гения, но так и не смог. Привожу дословно, если кто допрет, порадуйте разгадкой.
- 36
3 кукурузы + 1 килька = 3 = 12 + 1 = 6
6 + 12 = 18
На одну сторону весов нужно положить половину - 9 банок.
Гениально! А следующее:
- килька 91
кукуруза 13 в степени R8
36: 4 = 81
Это потом мы уже с соседкой через час доперли, что R означает remember , типа нашего 2 на ум пошло. Но что-то слишком много он на ум ложил, раз мозги зашкалило.
- Получилось немного меньше, поэтому я предлагаю доложить маленькую пиццу, а может даже нужно купить две.
- Нужно не меньше семи. Я знаю это точно, потому что если мы добавим полторы банки кукурузы, то получим банку кильки, а затем нужно добавить вообще очень много, даже больше чем банка супа.
- Я знаю это, я добавлял по одной, пока весы не сравнялись.
- Я знаю, что на другую сторону мы должны положить тоже 36 унций, что бы весы были в равновесии.
Как говорилось в анекдоте, ответ настоящего математика, совершенно верный, как и совершенно бесполезный.
- Я спросил себя, сколько раз я должен взять по 4, что бы получилось 36? И я увидел, что это будет 9. Потом я проверил это, и нашел это правильным.
Философ, блин.
- Вычисления очень сложные, и я планирую использовать диаграмму.
- Не нашел кукурузы.
- Надо взять 9 банок, что бы выкарабкаться из этой проблемы.
- Я бы взял 8, потому что 8 * 4 = 36.
Честный балл за правильную логику. А таблицу умножения выучим в следующей жизни, в России.
- И начать добавлять по одной банке, пока не станет 36.
- Я пытался сложить их, что бы получилось 60, но у меня получилось 76. Поэтому мне пришлось опять их вычитать. Когда получилось 70, я вычел еще одну банку, и у меня осталось 64. И после вычитания последней банки ответ сошелся.
Я был немало удивлен, когда увидел правильный ответ. Это вам не 4 * 8 =36. Тут думать надо. Запомнился еще один уникальный метод, нарисована круговая диаграмма с разбиванием на секторы.
- Суп составляет ¾ веса, килька ¼ веса. Когда мы все сложим, то увидим весь вес 36, и каждая 1/9 веса будет равна одной банке кукурузы.
Вторая задача была также решена с использованием круговой диаграммы, и тоже правильно! Метода я не понял, но поставил по 2 балла за каждую задачу.
К чему все это? Посмеяться и сказать: Конечно, тупые! Или удивиться полету фантазии, где уж никак ее ожидать нельзя. Или офанореть от методики преподавания, как так учить можно, элементарная задачка в два действия, неужели трудно запомнить. Да, а их не так учат. Их не учат зубрить, и не натаскивают на метод решения, правильно - пятерка, влево - вправо - расстрел! Их учат думать, нешаблонно! Их учат находить правильное решение, даже если забыл формулу. Их учат не сдаваться, даже когда не получается. Их учат улыбаться и говорить все в порядке, даже... ну вы сами знаете. Почему-то среди коренных американцев я не встречаю нытиков. Они всегда бодры, веселы, улыбчивы. И они с надеждой смотрят в будущее, и верят, что все у них будет прекрасно. Они не тупые, они другие. Они воспитаны подругому.
Они не понимают нашего юмора, но у них есть свой. Как-то в России встречали американцев, разместили их в местной гостинице, не пять звезд, конечно. Из одной из комнат слышим дружный хохот. Подошли, заглянули, что случилось? Стоит американец в ванной, открыл оба крана, горячую и холодную, а там воды нет! Вот это юмор, они вообще понять не могут, как такое случиться может. Если не дай бог, у них на улице что-то перекопают или перекроют на пару часов, то пришлют два письма и пять раз позвонят. Извинятся, и все исправят, как было, и даже лучше, и в точно указанное время. Они умеют выполнять приказы и распоряжения. Они могут спорить над теоретической проблемой и отстаивать свое мнение, но если менеджер сказал делать так, даже если решение глупое, значит будут, как сказали, жираф большой, ему видней. А как у нас, помните? "Дык, думали, так лучше будет". "Кто на пульте капусту резал? Да нет больше вашей Америки!"
На одной из моих работ в инструкции было записано, если увидел, что воруют и доложил, премия $500. А в России такое возможно? Не думаю, засмеют менеджера или хозяина. Кто же сдаст, то? У хозяина или государства украсть не грех, а доблесть. Здесь принцип - не воруй. А у нас - у своих не воруй. Чувствуете разницу? В принципе, конечно, если плохо лежит, да никто не видит, то и у своих можно.... У меня был случай, забыл дрель при погрузке. Спохватился через сутки, две смены проработало, ремонтники, грузчики, водители. Прибежал к менеджеру, никто не приносил? Улыбнулся, сейф открывает, красная? Смотрю, красная, но не моя. А других не приносили, может потом кто принесет. Плюнул в сердцах, попрощался навеки, смахнул скупую слезу по кровным тридцати долларам, да решил для очистки совести зайти посмотреть на вчерашнее место работ. Там она и пролежала с удлинителем в розетке, только кто-то к колонне поближе перетащил, чтоб, значит, в ногах не путалась. Мне это было очень странно и удивительно.
Есть и другие отличия. Вспоминаю, в нашем цехе в России работал наладчик станков с ЧПУ. Ходил на работу в чистой рубашке и при галстуке, постоянно у электриков сидел, газетки читал, работал от силы часа полтора за день. Начальник цеха его терпеть не мог, чуть что, это в мои должностные обязанности не входит. А когда в другой цех его переманили, локти кусал. Станки как подменили, сразу посыпались, уже и двое наладчиков не справлялись. Человек просто свое дело знал, как настроить, как обслужить, как не доводить дело до поломки. И другой кадр в цехе был, Вася, сантехник. За что не возьмется, то пожар, то потоп. Но старательный, безотказный, работящий, и вину свою никогда не отрицает. Не туда руки пришили! И ведь уволить нельзя, команды все выполняет старательно, не пререкается, не прогуливает, не пьет. Да и кто еще пойдет говно в трубах за копейки гонять? Сходство у этих двух ситуаций одно, здесь в Америке оба бы были немедленно уволены. Потому что, во-первых, ты должен выполнять задания, как должно быть сделано, а не как получится или захочется. А во-вторых, ты должен быть постоянно занят, платят за отработанное время. Не любят здесь умных, инициативных, шустрых и непредсказуемых. Трудовых подвигов не нужно, не оценят. Чаще наоборот бывает. Мне год не поднимали зарплату, хотя делал больше других. Пошел на разборки к менеджеру. Мне объяснили, что столько много с моим опытом и хорошим качеством делать невозможно. Но позвольте, сами же мою работу подписываете! Вали отсюда, не мешай работать, и еще год не подниму! Трудно к этому привыкнуть, другие они, по другому мыслят.
На тех же проверках тестов было другое задание, уже для более старших и больших. Четыре ученика стоят в очереди на автобус (уже смешно!), сколькими вариантами их можно выстроить в очередь? И какова вероятность, что Боб будет первым? Я проверил около 3 сотен заданий. Подавляющее большинство "правильных" ответов (помните инструкции) был перебор всех 24 правильных вариантов. А если просчитался, пропустил или повторился, значит один балл из двух за правильную стратегию! Неужели их не учат комбинаторике? А зачем такую задачу давать? Да нет, как оказалось, учат. Когда на второй сотне мне попался ответ:
Р (4,4 ) = 4 * 3 * 2 * 1 = 24. Ай да Пушкин, ай да сукин сын! Значит учат! Хотя не уверен, что товарищ все правильно запомнил, по моему, перестановки считаются по одному аргументу, но если и сочетание 4 из 4, то тоже катит. Поставил высший балл. Но самое красивое решение проскользнуло к концу дня:
4! = 24.
Я аж растрогался. Какая прелесть! Ставлю 2 балла, и проверяю дальше. Заданий через пять у меня появляются смутные сомнения, что-то здесь нечисто. Пишу на бумажке шедевр и показываю соседке. А она - а что это такое? Приехали, колледж за спиной. Зову нашу старшую по группе, тоже как баран на новые ворота. Тогда иду к руководителю потока по математике. Пишу 4!. Не врубается. Я подсказываю - факториал и пишу расшифровку. А-а-а, Семен Семеныч! Есть такая буква! Тогда я спрашиваю, а почему в инструкции правильных ответов этот вариант не перечислен, некоторые проверяющие могут ведь и не знать! А это не мы инструкции составляем, нам их присылают, и в свой компьютер уткнулся, идите, товарищ, работайте, нехер начальство по пустякам отрывать. Вот такие факториалы. До сих пор в непонятках, проходят они их, или самородок из эмигрантской семьи проявился? На меня бы не нарвался, ноль бы получил. А может человек дома Перельмана "Занимательную математику" читает. Я читал.
А самый последний шедевр напоследок припас. Какова вероятность, что Боб первым будет? Ответ:
- Вероятность большая, потому что у каждого есть шанс быть первым!
Так они и живут. Если что не ладится, так не правительство и соседи виноваты, а я что-то недоработал, что-то не додумал, что-то не дожал. Все зависит только от меня, моего настроя, терпения, трудолюбия. Ничего, не в этот раз, так в другой, все обязательно получится! Как дела? Отлично!
Кто сказал, что они тупые? Позовите Задорнова, пусть восемь факториал перебором вариантов рассчитает, всего 40320.