Страх высоты. Я живу с ним, сколько себя помню. Я давно уже победил в себе все другие страхи, даже страх смерти. Но высоты боюсь. Что я только не делал, лазил по крышам и высоковольтным столбам, лечил себя на головокружительных аттракционах, занимался альпинизмом и скалолазанием, и даже дельтопланеризмом. Но каждый раз, когда под ногами развертывается бездна, душа замирает, и кажется, отлетает прочь. И я снова теряюсь и ничего не могу с собой сделать.
Сыновья уговорили записаться на парашютные курсы с получением сертификата. Когда они звали меня получать сертификат аквалангиста, я ответил просто: мне это не интересно. На самом деле, это и время, и деньги, и снаряжение, лишние хлопоты, одним словом. Зачем? Удовольствие сомнительное. Да, хорошее время провождение, активный отдых, возможность пощекотать нервы. Но удовольствие не стоит затрат.
Здесь же я не смог ответить нет. Потому что причина отказа на самом деле другая. Мне страшно. И это правда, а все остальное про время, деньги и интерес - ложь. А я не привык обманывать себя. Удовольствие и правда не из дешевых, полторы тысячи зеленых рублей за курсы и семь тренировочных прыжков. Зато потом мы получаем сертификат и будем прыгать по 20 долларов за прыжок. Если не сломаюсь раньше.
Я не привык отступать и сдаваться, ни перед обстоятельствами, ни перед своими страхами. Я научился управлять своим страхом, подавлять, загонять внутрь, заставить его замолчать и затаиться, не мешать мне сделать шаг. А потом рывок вперед, после которого уже нет возврата, драка ли это, или принятие важного решения с риском для жизни. Неважно! Просто потом бояться уже некогда, время активных действий. Так я ломаю мой страх, и себя.
Но здесь другое дело. Первый раз я прыгал в тендеме с высоты четырех с половиной километров 11 лет назад в Бостоне. Мне подарили этот прыжок, заплатили за прыжок, видео и фотосьемку. Кто ж отказывается от таких подарков? Я был помоложе и поболе уверен в себе. Я не сомневался, что без труда шагну в пустоту, я не привык проигрывать и отступать, так будет и в этот раз. Как обычно. Загнать страх в себя и сделать первый шаг.
Мандраж, конечно, был, но он всегда бывает. Я к этому привык. Что что-то идет не так, я почуствовал еще в самолете, когда мы по спирали набирали высоту. Дверь наружу была открыта, и я не отрываясь смотрел на облака за бортом. И липкий страх откуда-то изнутри выползал клубясь и обвалакивал меня. Он был не обычным, а каким то замораживающим, и расслабляющим волю. Прозвучала команда приготовиться, я встал, увидел горизонт вдали, и вдруг понял, что я ни за что не покину самолет, сейчас схвачусь за что нибудь внутри, и никто не сможет разжать мои пальцы. Я прилечу назад внутри, плевать на стыд и что скажут другие...
Не смогу. Моя партнерша по прыжку подошла и прокричала: Готов? Я через силу кивнул головой и криво улыбнулся. Она начала пристегивать карабины, соединяя нас в тендем. Изнутри страх шипел, давай, отказывайся, говори что не можешь, а то будет поздно и нас просто выкинут из самолета. Но я шел к открытой двери как кролик в пасть в питону. Внутри все сжалось, я взглянул вниз, голова закружилась и я едва не потерял сознание. На борт выползли два чувака с камерами на касках, один с видео, другой с фото. Я оцепенел внутри, душа оборвалась, и я шагнул в пропасть, навстречу своим страхам.
Чувство ужаса не отпускало до тех пор, пока не раскрылся парашют. Мастер-наставница колотила меня по башке и показывала в камеру - улыбайся! Я поднимал на мгновение голову, вокруг летало два мэна с камерами и пытался состороить подобие улыбки. Сам же все время смотрел на высотомер, что бы не прозевать момент раскрытия. На такой высоте скорость не чувствуется, только поток воздуха навстречу, плотный, как в песне Высоцкого. А вот изменение высоты не чувствуется. А умом понимаешь, что скорость 200 км в час, и если прозеваешь, костей не соберешь. Поэтому я дернул кольцо еще до лостижения заветной отметки. Встряхнуло довольно ощутимо, прекратился ветер в лицо, мы как бы зависли в одной точке, страх неожиданно ушел, и вдруг вернулись чувста и ощущение красоты с высоты птичьего полета. Я наслаждался полетом под куполом, и даже пожалел, когда настал момент приземления. Отмечу, что я не упал, сказались тренировки с дельтопланом.
Сегодня в Боинге я вдруг вернул себе чувство первого прыжка. Я глядел на землю в иллюминатор, и представлял, что я стою перед открытой дверью и делаю шаг. И вдруг я почуствовал, что так сильно напугало меня в тот раз. Небо и одиночество. Это не расстояние до земли пугает меня, бескрайность и безграничность, и когда нет никакой опоры, и не за что ухватиться рукой, нет ничего надежного рядом. Одиночество. Неужели это и есть мой страх? Я всегда считал, что я самодостаточен и ни в ком не нуждаюсь. И вдруг такое открытие. Сердце замирает внутри и холодный ужас захватывает душу, тело цепенеет и только страх и паника захлестывают мозг. Нет! Я не могу, не буду, я боюсь... Отступить и спрятаться, ухатиться за что-нибудь в самолете и вернуться на землю, но только не прыгать!
Кто кого? Мой страх, мои инстинкты и естество, или мой разум или моя воля? Мы еще посмотрим. Я знаю тебя, мой страх. Мы еще повоюем.
Первый уровень
Теперь, по порядку. Выбрались мы все же с сыновьями, втроем. Курсы называются AFF - Accelerated Free Fall (ускоренное свободное падение). В середине июня, до того все у кого то выходные заняты, а так бы с мая начинать можно было.
Приехали такие настроенные, немного возбужденные. Как-же, с парашютом прыгать. Занятия начались в 8 утра, хотя официально начало было на полчаса раньше. Мы опоздали, конечно. На полдороге выяснилось что вместо красовок, которые я с вечера поставил перед дверью, я по привычке одел рабочие раздолбанные туфли, по типу тапок, махнешь ногой и летят полкилометра. Пришлось по дороге заезжать в магазин и покупать мне кроссовки.
Приехали. Сначала заполнили кучу бумажек и оставили три кучи росписей. Тоже понятно, все что с нами случится, они ни за что не отвечают. Это мы идиоты на свой страх и риск сюда пришли. Я их понимаю. И прощаю. Пусть живут.
Начался класс. В классе восем человек. Ну, кажется, что здесь сложного, прыгнул, посмотрел на высотометр, дернул кольцо, и приземляйся. Левую веревку потянул, влево пошел, правую - вправо. Обе вместе дернул, тпру! - стоп кобыла! Ну в смысле притормозил. Вожжи вперед, ну вверх конечно, пошла родимая!
Но оказывается, не так все просто. Занятия продолжались 8 часов. Сначала показали из чего парашют состоит. В одном рюкзаке за спиной два парашюта, основной и резервный. Так вот, если первый не раскроется или запутается, оказывается, стропы финкой резать не надо. Справа на груди красная тряпка, за нее дернуть надо, парашют и отстегнтся. А потом дергаешь кольцо слева, запаска раскрывается. Одели на нас типа детских слюнявчиков, и давай мы целый час дергать, из-под задницы в сторову кожаный шарик, это типа основного кольца, потом типа не открылся, красную хреновину типа его отстегнул, а потом запасное кольцо. Двумя руками вниз-вперед с таким вы... Ну вы поняли. Конечно если основной не откроется, в воздухе будет не до вы... ну вы поняли. Дай бог с сухими штанами приземлиться. Почему на первые прыжки не рекомендуют белые штаны одевать, лучше желтые, а то еще лучше сразу коричневые.
Фильмы посмотрели, как выпригивать, как раскидываться. Арч называется. Руки в стороны и ласточкой, попка внутрь, живот наружу. Потренировались. Сначала с какого то подобия двери типа самолетной выпрыгивали, это не расскажешь, видеть надо. Потом на тележку легли, ласточкой, посмотрели влево, посмотрели вправо, посмотрели высоту, дернули кольцо.. Потом все то же в подвесной системе. Основной, запасной и так далее. Потом ходили в поле смотреть на настоящих парашютистов, как они летают и приземляется. Потом учили как приземляться. А так же как падать. На лужайке.
Потом тесты сдавали. Правда их никто не проверял, просто в группе обсудили правильные ответы. Это тоже понятно, половина даже половины правильно не ответила, и что их теперь не допускать? А ведь денежки уплачены! Вот такой компромис.
Короче, улетела первая наша группа, два человека. А мы следующие с сыновьями. Настроились морально, волнуемся немного. Комбинезоны одели, шлемы с очками нацепили, высокомеры на руку. С парашютом прыгать. А тут, нахрен, погода испортилась, дождь пошел, гром громыхает, зарницы сверкают, турбулентность повышенная. Короче, хрен вам, а не полеты. Приходите завтра. Весь настрой испоганили. Ну вы понимаете, волнение, мандраж, боязнь высоты. Одна злость осталась. Пошли вы в задницу. Приду завтра и просто тупо прыгну, все как учили, без мандража и страха. Бояться?! Хрен вам, не дождетесь!
Первый уровень, день второй
Приехали, записались. Опять все не славу богу. Леха заорал, я буду первый. Хрен с тобой, золотая рыбка, пропустили. Кирилл второй, я замыкающий. После обеда Леха улетел, следом Кирилл, а потом я через заезд с тем же тренером, что и у Лехи. Поэтому я с камерой поехал с Лехиным заездом, поснимал немного. Говорит, когда выпадал из самолета, страха не было, когда падал, было. Пока парашют не раскрылся. Я слушаю, и на ус мотаю. Для меня то критический момент это из самолета выпасть. Потому как до этого момента еще можно зубами за какую нибудь железку ухватиться и зарычать - не буду прыгать, везите обратно. А когда выпрыгнул, там уж делать нечего, а приземляться надо. Поэтому мне это уже не так страшно. Я себя знаю, если меня в угол загнали, голыми руками не возьмешь!
Короче полетел Кирилл, я готовлюсь. Рон, тренер, отозвал меня, говорит, предыдущая группа прыгала с 9 тысяч футов вместо 12, так что и ты готовься. Грозовой фронт надвигается, турбулентность повышенная. С девяти так с девяти, мне же лучше, меньше падать. Ушел, через минуту приходит, короче Кирилл не прыгнул, погода не позволяет, летит в самолете обратно. Прилетел Кирилл, ругается, весь перенервничал, а потом раз, и обратно. Я сочуствую.
Через час дают добро на вылет, Кирилла тоже перенесли в мою группу, 5-минутная готовность. Ну я побежал, парашют натягиваю, Рон помогает, рацию, высотомер, каску, очки, вроде все в порядке. Гляжу Кирилл идет без парашюта. Ты чего? Пошли все нахер, я не пацан, что б мне по два раза по нервам ездили, я вообще курсы бросаю.
Рон плечами пожал, в машину? Поехали.
Сели, полетели. Народу набилось много чего-то. Еле расселись. Спереди тендемщики сидят, изредка истерические смешки доносятся. Веселый они народ. Оденут их, значит, на камеру снимают за ихние же бабки, они такие все веселые, оживленные, улыбаются... А в глаза заглянешь, размером по пять копеек, и пустые. По себе знаю, у меня такой фильм с первого тандема тоже есть.
Открыли двери, первая тройка с 5 тысяч футов ушла. Кто сальтом вперед, кто кувырок назад. Рон меня толкает, так не делай, и смеется. Постарался улыбнуться, шутку оценил, типа. Тут по салону запах пошел. Ну, думаю, мастера в тесном пространстве пердеть не будут, за собой греха тоже не заметил, тендемщики, больше некому.
К слову, сын спросил мастера, а бываю что писаются? Он говорит, бывает и какаются. Но самое плохое, когда в полете блевать начинают. Кстати, и костюмчики для мастер-класса и тендема на разных вешалках вешают. А вчера видели один костюмчик после полета в ведре отмачивали, почему понятно?
Ну да ладно, Рон пихает в бок, готов? Скоро. А куда я ... с подв... самолета денусь?
Зажглась лампочка, двери открыли, ребята одиночки пошли. Я первый раз с двумя инструкторами прыгаю, они с боков страхуют. Подешел к двери, гляжу вперед, как учили. Страшно, конечно, но не так как в первый раз, в тендеме. Тряхнули меня, значит готовсь!
Руки вместе, кричу как учили - Готов, Верх, Вниз! И бултых.
Опять таки, вспоминаю чему там дальше учили и натаскивали как мартышек. Правильно говорят, голова забудет, тело вспомнит. Посмотрел на высотомер, на левого инструктора, на правого, снова на высотомер. Оба мне показывают большие пальцы вверх, значит - полет нормальный. Там, кстати, куча сигналов руками, тоже учили, ноги сжать, выпрямить, согнуться сильнее, коснуться "кольца", выдернуть. На самом-то деле не кольцо, а кожаная пимпочка где в районе задницы снизу рюкзака. А она пришита к вытягивающему куполу, а он уже вытягивает основной парашют. Сделал три пробных касания до пимпочки. Снова проверил высотомер, левый инструктор, правый, все в порядке. Дальше вроде время есть, 8 тысяч футов еще, можно и окрестности понаблюдать. Ну нахер, парашют откроется, потом будем осматриваться, сейчас высота главное. Смотрю, к шести тысячам подползает. Кстати, шустро так стрелка ползет, сорок секунд вроде, пролетят, не заметишь. Машу башкой, чего там, пора? Машет в ответ, показывает сигнал рукой, дергай. Дернул, две секунды задержка, так и должно быть, а некоторые пугаются, парашют не раскрылся! Там ведь время по иному идет. Тряхнуло ощутимо, но терпимо. Инструкторы вниз улетели. Ну и ладно, не маленькие, не заблудятся.
Сразу на душе легче стало. Уселся в лямках поудобнее, осмотрелся. Смотрю вверх, купол открылся нормально, но стропы перекрутились на один оборот. Нормально, еще не повод для паники. Раскручиваю тело в обратную сторону, выровнялось, дергаю ручки управления. Они там на липучках зафиксированы. А теперь можно и осмотреться.
Место посадки далековато, летчик засранец, куда нас выкинул? Я аж вообще по ту сторону трассы, что возле аэродрома идет. Ну ладно, с этим позже разберемся. Давай отрабатывать повороты, ускорение, торможение. Нормально, получается. А то в первый раз когда я начал виражи закладывать, меня моя инструкторша как шарахнет кулаком по башке, не балуй. Я у тренера спрашивал, какой угол поворота безопасный. Он говорит, в этой конструкции больше чем на 90 градусов вы не завернете, ну в смысле на боку полежать. И опрокинуться не сможете, так что крутите как хотите, на сколько смелости хватит.
Покрутил я немного, теперь пора и к точке посадки. Тренер по этому поводу тоже предупреждал, где бы вы не приземлились, это нормально. Вас найдут и подберут. Тяну, короче, и вижу, не вытягиваю. Прям посреди посадочной полосы сяду. Или взлетной, а скорее два в одном, аэродром небольшой. Тут рация ожила, давай влево. Не понял, дальше лечу в сторону аэродрома. Мне опять команда, поворачивай влево, рули ко мне. Рация только на прием работает. Покрутил башкой, гляжу внизу поле типа кукурузного, через дорогу по другую сторону аэродрома, и Рон стоит, руками машет.
Рулю на поле. По правилам, нужно садится против ветра, чтоб скорость относительно земли уменьшить. На посадочной поляне даже флюгер в виде большой красной стрелы установлен. На моем поле, естественно, флюгеров не установлено. Потому насрать, и вперед. Отпускаю стропы, разгоняюсь, на высоте метра два-три тяну резко на себя.. и зависаю. Рановато на тормоза нажал. Чую, сейчас падать буду, ну и вперед еще несет немного, куда ветер дует, одному богу изместно. Короче, приземляюсь и падаю, как учили в рукопашке, две ноги вместе, толчок и кувырок вперед через плечо. Встаю, трава по пояс. Машу рукой Рону, типа, все в порядке, чувак. Потом начинаю скручивать парашют. Потом вижу, подьезжает джип и тормозит на обочине, за нами. Рону метров 15, мне все 50. Ну не дурак ли, не мог поближе приземлиться?
Рон улыбается, еще прыгать будешь?
Нет вопросов, конечно!
Из письма другу
Кстати, Женька. Про присутствие. Дал Нине медитацию, на настоящее. Голову от постороннего хлама очистить. Сейчас прихожу, как дела? Поплакала, говорит. Отчего?! Если бы правильно делала, не было бы у тебя мыслей, ни прошлого, ни будущего, ни эмоций. Не о чем плакать, ты и мир.
Как думаешь, о чем я думал в самолете за 5 минут до прыжка?
О будущей работе?
О жизни в Омске?
Что будет завтра?
Сколько денег я за это сомнительное удовольствие плачу?
Хрен вам! Только присутствие, видишь мир чистым, без стекла. Сердце из груди рвется, глаза закроешь, глубокий вдох-выдох, вдох-выдох. И ни одной мысли в голове. Даже повторять в уме последующие действия не надо, раз сто повторили на земле, все на уровне рефлексов и памяти тела. И когда ребята передо мной "вышли", тренер толкнул в плечо - готов?
Готов. Касание ладонью по ладони, потом кулак в кулак, видел, наверное, это
америкосское приветствие. Потом то же с теми, кто идет после. И к двери. А внутри что то сидит. Не страх, нет. Даже как назвать не знаю. Решимость, что-ли. И сила, в сердце и животе. И как взведенная пружина внутри.
ОЧЕНЬ сильно взведенная, лопнет, на куски разорвет!
Шаг к краю, тренер справа, второй инструктор слева.
Взгляд вперед на пропеллер. Мыслей нет. Ничего нет, ни прошлого, ни будущего,
ни земли, ни опоры. Пустота вокруг. А твердь под ногами, как льдинка в реке, стоишь на ней на кусочке, а она тает, еще мгновение, и ее нет. Тренер тряхнул за плечо - у нас нет команды голосом, шумов много, не услышишь. Это готовность. Дальше я должен все сделать сам.
На задней части сознания мелькнула мысль - тенью, как птица, которую видишь
краем глаза, тень на мгновение, и ее нет - Уже?
Взгляд вперед - PROP (пропеллер) - UP - руки вместе - DOWN!!! (это последний
наклон вперед, ты еще стоишь ногами на площадке, но тело уже начинает падать, и вернуться
назад невозможно!) - ARCH! (раскрылся). Все! Ветер в лицо, аж щеки рвет (200 км/час), секунда сметения, и сразу осознание - здесь секунды очень быстрые, пора за работу! Когда тренировался, все время головой помнил, что за чем. А тут все сразу забыл! Ни одной мысли в голове, абсолютно! Только присутствие.
Взгляд на высотомер. 12000 футов, хотя вру, уже меньше, стрелка ощутимо
ползет вниз. Взгляд на инструктора слева, взгляд на инструктора справа, оба показывают
пальцы вверх, полет нормальный. Высотомер, уже 11000. (Это упражнение называется КРУГ ОСОЗНАНИЯ).
Тройное касание "кольца" на ощупь, правая рука идет за спину, левая вперед для
предотвращения вращения.
Второй круг осознания, копия первого, высота 8500. Открываться на 5500.
Личное время :), можно осмотреться. Немного даже напрягает, какое нахер
свободное время, до встречи с землей 30 секунд! Осматриваюсь по сторонам, куда то в горизонт. Хочется посмотреть вниз, что б определиться где посадочная площадка, но нет,
не сейчас. Потом еще время будет, целых пять минут.
6000. Смотрю на инструктора слева. Подмигивает. Улыбаюсь в ответ. Кивок
ему, пора?
5800. Чуть поднял ладошку вверх - потерпи.
5700. Смотрю ему в глаза. Мыслей нет.
5600. Кивок и сигнал, кулак с вытянутым указательным пальцем - тяни. Взгляд вперед, правая рука за спину, левая вперед, нащупываю пимпочку - дергаю вправо и бросаю. Краем глаза вижу как вытягивающий купол улетает вверх. Инструктора оба отлетают в стороны, и вдруг резко улетают вниз. Меня рвет за плечи вверх, одновременно хлопок над головой. Ух! Выпустить пар, остановиться. Придти в себя. 40 секунд на стрессе, не считая времени в самолете. Когда они текут, они такие быстрые. А когда из них вышел и остановился, кажется вечность прошла.
Смотрю вверх на купол, стропы перехлестнулись и перекрутились на оборот. Парашют раскрылся нормально. Это не страшно, этому нас учили. Кручу тело в обратную сторону, когда стропы выравниваются, дергаю ручки управления, они до того сидят на липучках сверху. А дальше уже неинтересно. Про это я уже писал.
Это просто награда, за стресс. Отходняк. Душа поет. Точнее орет от неземной
радости! Страха нет абсолютно. Заряжаю повороты на 90 градусов. Тренер сказал, упасть
конструкцией не предусмотрено. Я ему верю!!!
Стоп, нырок вниз, поворот влево, тормоз, нырок, поворот, парашют где то сбоку на
уровне глаз. И плевать! Я живу!! Сейчас!!!
Потом приземление на кукурузном поле, ну, я писал. Вышел к машине, сели с
тренером вдвоем сзади, дверь открыта, едем. Душа поет. Энергия и радость переполняют и переливаются.
-Ну как ты? - это тренер. Так, стоп, притушим глазки, не пацан.
-Нормально.
Это наркотик, Женя. Я снова пойду. Если уж смог себя перебороть, не себя, свой
страх. Хрен ему, я сильнее, уйди в жопу, ты никто, я играю! Я живу. А страх никто, ничто,
и звать его никак. Есть только я и весь этот мир. И за эти секунды и минуты стоит жить.
Меня на работе спросили, а зачем ты это делаешь? Там 2 года назад человек погиб (может и было, мне это неинтересно).
Ну что я могу им ответить?
Ты меня понимаешь?
Рассуждения
Говорят, что второй прыжок страшнее чем первый. Это верно только отчасти. Когда я шел на свой первый прыжок, страх появился только когда я шагнул к открытой двери. Страх липкий, противный, переходящий в ужас и лишающий сил и воли. Страх не ушел и когда я находился в свободном падении. Долгих 45 секунд страха. Когда парашют раскрылся, страх ушел, остался отходняк, когда андреналин в крови аж закипает и сердце бьется возле горла мощными толчками. Но это уже легче.
Ко второму прыжку нас готовили, в том числе и морально. Существовала программа, которую нужно выполнить в полете самостоятельно, а не лететь мешком как чурка с глазами. Но был страх появления страха. Слишком хорошо я помнил тот ужас перед открытой дверью на высоте четыре с половиной километра даже десять лет спустя. И страх страха был сильнее самого страха высоты. Вот поэтому говорят, что второй прыжок страшнее. На самом деле, что бы его победить, нужно сделать всего один шаг - наружу. Страха страха прыжка сидит в тебе все десять минут полета и растет по мере приближения к финальному шагу. А самого страха в втором прыжке, одна секунда, когда стоишь на краю. Но ты уже знаешь, что делать, ты уже знаешь, что сможешь, и ты просто делаешь этот шаг. А дальше просто, просто делаешь что положено, все что помнит твое тело. Потому что разум подводит, слишком много впечатлений, и выручает моторная память нескольких часов тренировки на земле. Когда парашют раскрывается, страх уходит совсем.
Третий раз страх тоже присутствует, но он под полным контролем. Даже не страх уже, а возбуждение. Андреналин, конечно, присутствует, причем в количествах, что мариновать можно. Но страха и сомнений перед открытой дверью нет. Чуть-чуть, как на американских горках перед стартом. А вот когда выйдешь, просто работаешь. Я даже немного увлекся, и редко смотрел на высотомер, и открылся на 5000 футов вместо 5500. Увлекся. А потом снова отработка техники поворотов под куполом, сколжение, приземление. Третий раз я приземлился чисто, встал на ноги даже без единого шага, разворот на месте лицом к парашюту, и начал укладку. Вернее, аккуратно собрать в удобно переносимую кучку перед посадкой в машину, настоящая укладка будет уже в ангаре. Сложность последующих прыжков определяется только программой свободного падения, отработка поворотов и маневров.
Сейчас хочу как нибудь сходить на американские горки, сравнить впечатления. Когда то я очень их боялся.
Второй уровень
Волнение было, когда приехал. Не страх, но мандраж внутри. Были со старшим сыном, записались. С нами быстро провели инструктаж. Круг осознания, двойное касание кольца (в первом уровне было тройное) и отработка поворотов. Очень быстрый инструктаж, всего раз проиммитировал на тренажере.
Только я слез с тренажера, Майк (инструктор) уже бежит с "рюкзаком". Одевай, полетели. Рядом стоял Рон, инструктор с первого уровня.
- Ты ему хоть видео показал?
Блин. Пока я натягивал комбенизон и подгонял парашют, он включил на компе видео второго уровня. Короче, все второпях, даже не досмотрел. Сын остался, он прыгал после меня через два заезда. Сели в машину, поехали. Самолет уже готов, загрузились. Взлетели. Закрыл глаза, прокручиваю в голове программу свободного падения. Неправильно все, нужно натаскивать до автоматизма. А какой тут автоматизм с одного раза.
Майк толкает в плечо, расскажи, что выполнять будешь. Рассказываю. Остался доволен. Мне от этого не легче, только выпадем из люка, голова про все забудет, проверено.
Поднялись на десять тысяч (футов). Одеваю очки и натягиваю шлем. Внутри мандражит. Головой понимаю, что прыгну, что все нормально будет. А мандраж все равно. Вздохнул поглубже, глаза закрыл. Опять Майк толкает, готов? Да готов, готов. Скорей бы. Загорелась желтая лампочка, открывают двери. Перед нами двое. Зеленый, первый пошел, второй пошел...
Подхожу к краю, смотрю вперед. Мандражит. Второй инструктор слева (первые три уровня с двумя инструкторами), Майк трясет за плечо - вперед!
PROP - UP - DOWN ...
Блин, наклоняюсь вперед, а меня струей воздуха обратно запихивает, далековато от края встал. Все мандраж этот. Толкаюсь посильнее и выпадываю из люка.
ARCH!!!
Ну наконец-то. Пару секунд прихожу в себя. Страха уже нет. Делаю круг осознания. Левый инструктор - ОК, правый - порядок. Двойное касание пимпочки. Начинаю правый поворот, левый локоть вниз вместе с грудью, правый вверх. Горы поехали куда то в сторону. Ого, работает! В другую сторону, порядок. Теперь скольжение вперед, ноги выпрямляем, руки на себя. Что то не так. Не знаю как надо, ну чую, туфту гоню. Смотрю на высотомер, ого! 5500 уже прошли. Делаю отмашку и дергаю кольцо. Сегодня что-то медленно, секунды три задержка. Потом дергает так, чуть плечи не вырвало. Какой мудак укладывал?
Провожаю взглядом инструкторов, смотрю вверх, проверяю раскрытие. В этот раз все отлично. Смотрю вниз, площадка прям подо мной, прекрасно. Значит кукурузное поле в этот раз не грозит. Вытягиваю стропы управления - и вперед. Радуйся, душа! Кручусь на месте, отрабатываю повороты, ускорение-замедление. Но всему приходит конец, оживает рация - прими правее. Вольная программа кончилась, пошла обязаловка. Отпускаю стропы перед землей, горизонтальное ускорение, метра за три от земли резко на себя, зависаю на секунду в полуметре, и медленно касаюсь земли. Направление ветра поймал идеально, даже шага не делаю, кручусь на носочках на 180 и начинаю складывать парашют.
Подходит Майк, все в порядке, поехали. Только вылезли, гляжу сына заезд грузится. Бросаю парашют, комбинезон, рацию, квалификационную книжку инструктору.
- Извини Майк, хочу сына поснимать, давай разбор полетов потом.
Ответа не слышу, уже бегу к машине. Поснимал, фото, видео - гордись сын!
Прихожу, книжка на столе. Открываю, читаю. Выход из самолета - хорощо, арч - хорошо, приземление - отлично. Маневрирование в свободном падении - недостаточно отработано, повторить уровень. Где этот козел, убью гада.
Майка нету, затаился. Нашел второго инструктора, вы что мне тут понаписали?
Поморщился, конечно лучше бы повторить, но можно и просто класс в трубе взять.
Ладно, золотая рыбка. Все равно трубу с сыновьями брать хотели. Полста баксов это не две с половиной сотни за повторный прыжок. Хотел пойти поскандалить с начальством, за мои деньги вы меня обучать должны, а не контролировать. 10 минут тренинга, куда это годится? Ну Майк, погоди. Больше с тобой мы не летаем.
Труба
Вообще-то это называется Indoor Skydive. Атеперь попробую перевести на русский, типа затяжной парашютный прыжок внутри помещения. Труба диаметром около 4-х метров, и там по кругу гоняется воздух со скоростью 120 миль в час. От веса зависит, там это регулируется, для более тяжелых и скорость побольше, они падают быстрее. Парашютисты отрабатывают маневрирование во время свободного падения, а чайники - косят под паращютистов.
Место довольно популярное, мы записались за день и только на 8 вечера, ранее было все занято. Это в будний день. А вы говорите, кризис. Я взял с собой камеру, поснимать. Можно и там видео заказать, за 18 баксов. Но что я, совсем идиот. Стенки стеклянные, смотри и снимай.
Проинструктировали, показали азы, но мы то знаем. Дали костюмы, очки, каски, затычки в уши. Конечно, одноразовые. Кто приехал в тапках, дали кеды. Наверное, из России привезли. Я в школе в таких на физкультуру ходил. Обувь должна быть со шнурками. Но мы то знаем.
Инструктора предупредили, типа парашютисты, понял мужик? Проходите ребята, не задерживайте, внутри разберемся.
Короче, пошли. Десять человек группа. Мы с сыновьями сели последними, я из под комбеза вытаскиваю камеру, а все вещи в храниние сдавали, чтоб не выпячивалось. Инструктор охерел, что это такое? Поснимаем, говорю, немного. Ты не волнуйся, снаружи, внутрь брать не буду. По очереди передавать будем с ребятами. Отобрали, сволочи. Говорит растегивай комбез, что у тебя там еще внутри? Чехол от камеры. Тоже снимай. Народ веселится.
Народ разный, координации никакой, инструктор рядом, он стоит вертикально, его не поднимает, поддерживает ученика, направляет. По минуте каждому, на стене секундомер, в одни двери заходишь, во вторые вылетаешь. По два круга сделали. Хорошая штука, соответственно и страха нет, голова соображает, нормально. Не совсем уж хорошо получалось, оказывается это совсем не в бассейне плавать, сносит сильно и крутит, очень трудно держать равновесие.
Потом сам инструктор класс показал. Это нужно видеть, как птица или истребитель в пике, бочки, кувырки. Смотрится.
Третий уровень
Все как обычно. Заплатил, зарегистрировался. Один ездил, пятница, выходной перед днем независимости. Программа простая, круг осознания, одно касание кольца, стукнуть пятками друг об друга, контроль, что ноги на одном уровне. Потом инструкторы тебя отпускают, летишь самостоятельно, контролируешь высоту и на 5500 раскрываешься. Зачет, если удержал равновесие в полете и сам раскрыл парашют.
Отдельный инструктаж, если начало крутить в воздухе, как выходить, и если не смог выйти более пяти секунд, раскрываешься немедленно.
Полетели. Считаю, что именно в этот раз и был побежден страх, четвертый мой прыжок. Мандраж немного был, но не сильно. В тендемах летели четыре женщины, вроде одна компания. Одна в возрасте около 55, остальные 30-35. Молодцы, хорошо держались. Обычно народ перед первым прыжком сильно на взводе, напряжены, эмоции неестественные, смеются громко, выражение лица быстро меняется, глаза блестят. Хотят выглядеть достойно, но получается плохо, инструктора подбадривают. Я не бахвалюсь, я и сам такой же был, прекрасно помню. А эти молодцы, очень естественно держались. Женщины, я заметил, лучше переносят страх первого прыжка, чем мужики.
Пилот немного промахнулся, и потом доруливал к точке над аэродромом, и мы прыгали не с 12, а с 13 тысяч футов. Страха перед прыжком почти не было, встал, выпрыгнул, летим. Сделал обязательную программу, смотрю на инструкторов. Показывают знаками, отпускаем. Отпустили. И тут что-то пошло неправильно. Я то думал, что инструкторы сбоку просто для проформы, я и так хорошо равновестие держу. Оказалось не так. Как только меня отпустили, началась болтанка. Пытаясь выравнятся, резко дернул телом, и меня перевернуло в воздухе. Неприятный сюрприз, и главное, неожиданный. Переворачиваюсь, принимаю положение арч, на секунду стабилизируюсь, и тут меня переворачивает в другую сторону. Сразу отмечу три недостатка своего положения. Первое, пытаясь выравняться и принять правильное положение, я перестал следить за временем, для меня прошло всего несколько мгновений. Позже, когда я проанализировал свои действия, прошло не менее десяти секунд. Время там течет совсем по другому. А секунды очень быстрые, и за секунду пролетаешь не менее 50 метров, за 10 - полкилометра. Второе - я не смотрел на высотомер. Некогда. И третье, я зациклился на мысли принять правильное положение, я забыл про страх, про выживание, самосохранение. Когда выкручивался третий раз, мелькнула мысль, пора дергать кольцо. Инструктор опередил меня. Я заметил краем глаза как мелькнул вытяжной купол сбоку и его тень в стороне. Хлопок, и я под куполом. Взгляд на запястье - 6000 футов. И стыд, облажался. В чем то от самоуверенности излишней. После тренировок в трубе считал, что все получится прекрасно. А здесь и скорости побольше, и поток воздуха помощнее и позлее. Но жить то надо. Дернул управляющие стропы, нашел точку посадки, посмотрел направление ветра. А ветер то дерьмовый, меняет направление чуть ли не на 180. Покрутился под куполом, повороты, кручение, торможение и прочее. Но как то все без настроения. Стыд и досада. Захожу на посадку, ветер постоянно меняется, смотрю на флюгер сверху, в последнее мгновение опять меняю направление. А зря, поворот при приземлении увеличивает горизонтальную скорость, уж лучше выбрать меньшее зло, приземление под углом к ветру. Но уже поздно. На высоте около 3 метров тяну стропы на себя, зависаю немного, но скорость все равно очень большая, а потом меня начинает валить на праый бок. Пытаюсь подравнять положение стропами, делаю только хуже, и на приличной скорости врезаюсь в землю. Не везет так не везет. Даже не пытаюсь остаться на ногах, себе дороже, делаю кувырок вперед, какой то частью тела цепляюсь за стропы и со всего маху лечу на землю. Встаю, от досады плакать хочется. По рации - если с тобой все нормально, помаши рукой. Машу рукой, и начинаю собирать парашют.
Иду к дороге, подходит инструктор. Что думаешь о прыжке? Что думаю, хуже не бывает. Сели в машину, едем. Инструктор - кровь вытери с подбородка. Даже не заметил, что содрал. Вытер, боли не чувствую. Тендемщицы смотрят и прячут улыбки. Ну да, летчик ас. Они то все видели. Меня открыли на самой большей высоте и я приземлялся последним на глазах у всего народа.
Приехали, инструктор говорит, ноги развел широко, и потоком воздуха за бедро меня перевернуло первый раз. Когда он увидел, что я продолжаю кувыркаться, вместо того, что бы тянуть кольцо, подлетел и дернул сам. Ну что сказать, все правильно. Класс придется повторить. Тоже согласен. И трубу неплохо бы еще взять. Тоже надо. Куда мне самостоятельные прыжки, если в воздухе меня болтает как одну вешь в проруби.
Мелькнула мысль, а не послать ли все в задницу. Ну, хватанул экстрима, проверил себя, все ж четыре прыжка. Всех домашних обогнал, у жены с сыновьями только по три в зачете. Потом думаю, ну нет, не дождетесь. Не отступлю. Курс закончу, а там поглядим.
Дома рассказал сыновьям. Они восприняли это серьезней, чем я ожидал. Записались со мной на трубу и отменили запланированный класс на субботу. Значит, завтра вместе в трубу. Что бы потом посмотреть на себя, беру жену с камерой, пусть снимает снаружи, потом можно будет разобрать ошибки. А в следующюю субботу опять на аэродром. Жизнь продолжается.
Труба - 2
На трубу поехали вчетвером, жена, сыновья и я. Взяли по 4 минуты. С нами в группе еще чувак, уже с опытом, у него 15 минут. Второй раз не первый, никакого голословия, сразу конкретика, что хотите отрабатывать? Инструктор молодец, все схватил сразу. Тот чувак сидячее падение отрабатывал, заходил после каждого из нас, по две минуты непрерывно на каждого. Жену поставил снимать с камерой снаружи, учитывая свои прошлые ошибки. У сыновей хорошо получалось, особенно у младшего. У меня похуже, болтанка в потоке. У младшего спрашиваю в паузе, как ты это делаешь? Пожал плечами, не знаю, чувствовать надо. Все ясно - и опыт, сын ошибок трудных...
В паузе взял инструктора за локоть, дай нам еще по 2 минуты, маловато будет, особенно мне. Потом доплатитим. Нет, график, время все забито. Тебе лично дам, мальчишкам нет.
И вот в мой третий заход это случилось, меня перевернуло, как тогда, на прыжке. И опять я не понял почему. Но это поправимо, жена снимает, дома разберемся.
Дома просмотрел запись. Так и есть, все началось с бедра. Меня качнуло, я выставил правое бедро вправо, сразу же за него, как за рычаг, потоком воздуха закрутило таз и ноги и подняло вверх. соответственно, пытаясь выправить положение корпусом, я закрутил его в сторону, уменьшил сопротивление тела и ушел в пике головой вниз. Я даже понял, почему я это сделал. Лет 15-20 назад я занимался рукопашным боем, и при малейшнй опастности выставление правого колена вперед помогало упрочить мою позицию, либо защитить живот и пах ногой при ударе соперника, либо встретить его ударом ноги на дальней дистанции при атаке, либо самому внезапно перейти в контратаку ударом ноги в корпус или голову. Там это помогало. Здесь вредило. Потому что рефлексы, это когда сначала действуешь, потом думаешь. И когда меня начинает болтать в воздухе ... дурные рефлексы, от потока воздуха при скорости 200 км в час так не защитишься. Надо переучиваться, а что делать.
Третий уровень, повтор
Я опять попал к Майку. Отказываться не стал. А что, нормальный парень, нормально поговорили, все отработали. Я тогда погорячился насчет него, работа у него такая, о безопасности думать.
Экипировался, загрузились, полетели. Все как обычно, даже мандраж после 10 тысяч, уже привыкаешь. А как же инструкторы? Они по 5-10 раз в день прыгают, тоже мандражат? Думаю тоже, не в такой мере, конечно. А если бы все по барабану, они бы здесь не работали. Работу любить надо. А на какой еще работе столько андреналина получишь?
Загорелся желтый, открыли люк. Я выклянул наружу в иллюминатор, в этот раз летчик шел почти над аэродромом, это хорошо. Пошли одиночки, потом наша очередь, а уж после нас тендемщики с операторами.
Все как всегда. Сердце колотится в груди, вдыхаю полной грудью, подхожу к краю. Взгляд вперед. В принципе, можно и вниз уже смотреть, ничего от этого не изменится, не первый и не второй, а пятый.
Наклон, прыжок. Делаю программу, смотрю на инструкторов, киваю головой, отпускайте, готов. Отпустили. Тряхнуло. В голове одна мысль, лишь бы не выставить ногу в сторону. На секунду вернулись, взяли за бедра, и через пару секунд снова отпустили. Уже лучше, поймал поток, уже не болтает. Резко поворачивать голову не рискую, мало ли, разворачиваю обе ладони на 45 градусов и тело медленно начинает вращаться по кругу. Вижу левого инструктора в двух-трех метрах от меня. Сейчас обратно, правый инструктор, все нормально, снова занимаю центральное положени и смотрю на высотомер, 6000. Пора. На 5800 плавно делаю отмашку, и тяну правую руку назад, к пимпочке. Рывок, купол улетает, а теперь домашняя заготовка. Подгибаю ноги в коленях и слегка вытягиваю руки вперед. Верхняя часть корпуса поднимается градусов на 40, наверное я начинаю скользить назад, но я этого не вижу, и рывок купола за плечи. Намного мягче чем обычно.
Взгляд вверх, купол открылся полностью, тяну управляющие стропы, и начинаю отработку поворотов, падений, маневров. Вишу аккурат над аэродромом, никуда тянуться не надо, внизу подо мной взлетает самолет, крошечный такой. На высоте полутора тысяч футов начинаю прицеливаться. Ветер очень слабый, в чем то даже не очень хорошо, будет большая посадочная горизонтальная скорость, зато никуда вбок не завалит. По рации подают комадны, выполняю, целюсь, что бы приземлится поближе к инструкторам и дороге. Два метра, стропы резко вниз, скорость гасится, но не полностью, опоздал немного. Кувыркаться вперед не хочется, поэтому просто подгибаю ноги в коленях и немного подаю их вперед. Скольжу на пятках по траве, а потом плавно сажусь на задницу. Нормально, тоже вариант.
Сыновья прыгали этот уровень через неделю после меня, прошли с первого раза.
После прыжка
Проблема появилась, откуда я не ждал. После каждого прыжка появлялась боль в спине. Слабая спина, это тоже наследственное. Как и страх высоты. Отец умер в 56, защемление позвоночного нерва. Брат младший со спиной мается, и я тоже.
После каждого прыжка через час-полтора начинают болеть мышцы спины, как после интенсивной нагрузки. Постепенно усиливаясь, достигают опогея часов через пять-шесть. Боль из ноющей и тупой становится тянущей и ломающей, иногда простреливает отдельные мыщцы, препаршивейшее состояние. Вот они, рывки купола, при больной спине. Уже после второго раза, жена сказала, бросай. А как бросишь? Во сне летать, что ли?
Боль не проходила даже через неделю. Не помогали ни массаж, ни зарядка, ни мази. А потом новый прыжок, и новая порция боли. После четвертого раза ехал в понедельник в Канзас на машине в командировку, 6 часов в один конец. Натурально кричал в голос в кабине от боли. Так мяло и ломало. На полчаса отпустит, а потом снова минут на пятнадцать как закрутит. И воешь, а куда деваться. Уже тогда понял, что бросать надо. Выбор такой, либо летать, либо жить. На пятый прыжок подготовил свою домашнюю заготовку с изменением положения тела с горизонтального на полувертикальное. Надеялся, что это уменьшит силу рывка, так как рывок будет воздействовать на спину уже не под 90 градусов, а под 40-50, что на треть снизит нагрузку. Сложность здесь в том, что нельзя это делать слишком рано, я изменяю площадь сопротивления потоку в меньшую сторону, а следовательно резко возрастает вертикальная скорость, тогда то на то и выйдет. В последний раз вроде бы момент поймал, но ...
К вечеру боль вернулась снова. И я решил про себя, пора уходить. До слез жалко принимать такое решение. Но либо летать, либо жить. И сейчас, спустя две недели, я с большим трудом засыпаю по ночам, никак не могу найти комфортной позиции в постели несмотря на мое плавание, ежедневную зарядку и дозированные нагрузки. Как жаль уходить оттуда, только полюбив и почуствовав небо.
Но с тех пор каждую ночь во сне я снова прыгаю с парашютом. Снова стою перед открытым люком. Снова испытываю необьяснимое чувство волнения и возбуждения. Снова ломаю свой страх и делаю шаг в пустоту. И снова переживаю восторг свободного падения. Потом снова просыпаюсь, и чувствую слезы на своих глазах.