Есть голый факт - и есть сотни вариантов его интерпретации. Частенько факт так разукрасят, что и не поймешь, о чем вообще речь? А так как факт сам по себе вещь бесцветная да безвкусная, то что же делает его съедобным? В основном, факт выявляется в красочной одежке толкований, приобретая гамму разнообразных и приятных оттенков. Жаль лишь, что понять его смысл тогда становится невозможно.
Мы тонем не в потоке новых фактов, а в океане разнообразных комментариев.
Недавно поразил израильскую общественность скандальный факт: секретная информация - экзаменационные задания по математике - была слита в Интернет как раз накануне экзамена. Вся контрольная целиком и полностью была выложена в Сети. Израильские школьники, которые очень быстро ориентируются в обстановке, естественно, той информацией могли воспользоваться.
Теперь отклики изральской прессы.
Можете представить себе весомость и ценность этого неприятного факта, если он стал главным скупом многих израильских газет. И самый запутанный момент всей истории: непонятно, как журналистам вообще относиться к этому сливу.
То ли превозносить юного гениального хаккера, сумевшего взломать коды и проникнуть в базы данных Министерства образования; то ли кричать о вопиющей беззалаберности тех, кто не сумел защищить свои разработки, то ли возмущаться авторами программы из института Сольда, не сумевшими сохранить профессиональную тайну, то ли высмеивать в очередной раз еврейскую жадность.
Теперь вторая сторона проблемы. Как конкретно все же утекла информация? Кто виновник? Мгновенно было начато полицейское расследование: каким образом просочилась информация в Сеть? И тут промелькнуло несколько быстро сменяющихся версий.
Вначале рассматривался такой вариант: оказывается сами учителя математики из Ашкелона помогли своим выпускникам. С вполне понятной целью: повысить оценки ученикам. Между тем полиция выдвинула новую версию утечки информации: в ней виноваты не ученики, не учителя, а некто из комиссии составителей, сумевший переписать задания и передать их своим знакомым. В конце концов остановились на том, что чиновник, которому было поручено составить задания, не смог ничего сделать. И обратился за помощью к методисту. А уже та проболталась и дала их своему ученику. Ученик в свою очередь сообразил, как заработать и выставил в Сети за хорошую плату. Так закрутилась вся карусель.
Короче, как ни посмотри - провал системы образования..
Если вы думаете, что на этом странная история с экзаменационными билетами завершилась, то вы плохо знаете Израиль. Спустя день, несмотря ни на что, экзамен был-таки проведен, правда, по замененным заданиям. Но через несколько минут после начала злополучного экзамена упал сайт Министерства просвещения, на котором были выставлены задания. Началась тихая паника по тем школам, где не успели перепечатать задачи. Экзамен был сдвинут на какое-то время. Закончился около девяти часов вечера.
Но мучения и на этом не завершились. Многие ученики после окончания экзамена стали жаловаться на то, что некоторые варианты были чересчур сложны. Что принесет новую головную боль министерству. Заговорили о том, что следует вводить добавочные баллы.
В итоге - не то анекдот, не то злополучный случай, не то торговая сделка. А скорее всего - типичный пример израильской действительности.
Я уже писал, что каждый одноцветный и сухой факт имеет тысячи разноцветных оттенков. Но никак не думал, что тот же глупый факт имеет еще и ментальную окраску. И в каждой отдельно взятой стране раскрывается по-разному.
Понятно, что злоупотребления с экзаменационными билетами случаются не только в Израиле. Заметим, кстати, что русский хрен оказался не слаще израилькой репы. Если в Израиле произошел скандал со сдачей госэкзамена по математике, то в России прогремел скандал со сдачей ненавистного ЕГЭ по русскому языку. Если в Израиле учителя попытались облегчить своим ученикам сдачу экзамена и выложили в сети задачи, то в Ростовской области доброхоты-учителя пошли еще дальше. Они не просто выложили ЕГЭ по русскому языку в Сеть, но просто-напросто решили сами сделать его вместо учеников-несмышленышей. Не полагаясь на то, что те смогут решить даже известные задания.
"Установлено, что в помещении Дома детского творчества находились около 30 человек, учителей русского языка и литературы средних школ города Морозвска и Морозовского района Ростовской области. В ходе осмотра места происшествия было обнаружено и изъято множество учебной литературы, орфографических словарей, методических пособий по русскому языку, а так же контрольно-измерительных материалов, которые являются экзаменационными заданиями к Единому государственному экзамену по русскому языку", - сообщила руководитель пресс-службы Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Ростовской области Галина Гагалаева.
Представляете себе картинку: обложившись справочной литературой, то есть не доверяя своим знаниям, учителя лихорадочно пишут ЕГЭ за своих учеников.
Возникает закономерный вопрос: как же можно приструнить коррупцию в стране, навести порядок в милиции, решать современные вопросы экономики, не говоря уж о построении правового государства, если на протяжение многих лет министерство просвещения России не в состоянии провести элементарный экзамен. Чтобы в конце концов переломить общественное настроение и показать нужность ЕГЭ.
Хотя идиоту понятно, что принято было пресловутое ЕГЭ просто от безысходности. Когда школьная система не смогла справиться с фальсификациями, списыванием, извращенными показателями выпускных экзаменов. Когда темами сочинений открыто торговали, а преподаватели вузов открыто установили таксу за сдачу - вот тогда и ввели ЕГЭ.
Почему же дискуссии продолжаются? Не потому, что ЕГЭ так уж плох, а потому, что экзамен не идеален. Ну какое русское сердце согласится со стандартным, шаблонным, нетворческим методом проверки знаний. Нет, если уж сдавать, то Настоящий Экзамен, если уж бороться, то до самого конца.