Подчиняясь вековечным священным формам, запечатленным в великой Книге, евреи и сегодня на практике воплощают их в жизнь. Правда, в несколько извращенной форме.
А собственно о чем речь.
Кто не упрекал евреев в жадности, кто не пенял на еврейскую традицию собирать деньги да откладывать на "черный день". Но что любопытно: израильтяне, сохранив эту национальную особенность, с не меньшей страстью отдались и новой моде: безумно тратить деньги, приобрели отменный аппетит к бесконечному шопингу.
Вот так и совпало: еврейская традиция, помноженная на израильскую страсть, родила Покупателя. Израиль превратился в страну, в которой торгуют и покупают с одинаковой одержимостью. Прикиньте количество продавцов на душу населения, посчитайте метраж торговых площадей, который падает на один израильский нос, не поленитесь включить сюда множество торговых сетей, каньонов, торговых центров, маленьких маколетов и огромных супермаркетов, разместившихся на одном квадратном километре израильских просторов - и все встанет на свое место. Звание лучшего Покупателя обеспечено, попадание в мировые лидеры Израилю не миновать.
Хотите примеры. Так возьмите их побольше.
Известно, как израильский потребитель настроен на покупки товаров мировых брендов. Подключенный к международной потребительской сети, подпитываемый энергией мировой покупательской лихорадки, израильский любитель шопинга чувствует себя полноправным участником глобального процесса круговорота товаров. В первую очередь это относится к рынку хай-тека: электроники, ноутбуков, пелефонов, айфонов и прочих компьютерных игр. И по праву израильский фанатик покупок занимает здесь ведущие позиции в Европе. Плечом к плечу с товарищами из Бельгии, Швейцарии, Швеции, Германии - опережая итальянцев, испанцев и разных прочих французов - исправно метет он с полок магазинов электронные игрушки.
Такого образцового, но не лишенного профессионализма потребителя можно назвать шопоголиком. Ведь для него приобретение новой вещи - своеобразная работа. Именно такие шопоголики атаковали центр "Азриэли", когда началась торговля новыми Айфонами. К слову сказать, такие шопоголики способны еще хоть к какому-то контролю за собой. Они как правило информированы, требовательны к качеству товара и внимательны к обслуживанию.
Примером еще более полного погружения в лихорадочный покупательский марафон представляет собой шопингоман. Шопингоман не просто покупает нужную ему вещь. Нет, он долго, высунув язык, фланирует по каньону, наслаждается обилием и товаров и красотой интерьеров, старательно посещает все новые торговые центры, чтобы, наконец, в священодействии купить ненужную вещь.
Именно такими шопингоманами заполнился новый филиал магазина IKEA в Ришон ле-Ционе во время церемонии открытия 9 марта. Ну как истинный любитель шопинга мог пропустить такое зрелище и не посмотреть на торжественную презентацию, на которой собрался весь израильский бомонд, приглашены были политические деятели, слетелись журналисты и распилено бревно. И в конце шопингоманам предложена была экскурсия по самому большому на Ближнем Востоке магазину длиной маршрута в два километра, площадью в 34 тысячи квадратных метров. Где обслуживающего персонала свыше 500 человек.
И последняя ступень погружения в болото потребления - клинические шопики.
Для этого сорта покупателей уже нет границ - важна покупка сама по себе. Вот такие любители экстремального шопинга атаковали центр "Азриэли" во время открытия первого в Израиле магазина популярной шведской сети одежды H&M. Километровые пробки на дорогах, огромные очереди, бесконечное многочасовое ожидание, пока наконец тысячи разгоряченных шопиков ворвались в торговый зал и ринулись к вожделенной цели. По словам присутствующих, момент открытия напоминал теракт. Рвали все подряд, возле касс столпотворение, в примерочные не пробиться, оглушенные продавцы застыли в изумлении - и все это ради того, чтобы купить одежду.
"В очереди в кассу разыгралось настоящее сражение. Некую женщину вытолкнули из очереди, сломав в процессе каблук. Она слабым голосом сказала, что стоит в очереди полтора часа и после этого упала в обморок. Некоторые покупатели кричали: "Животные!" Продавщица H&M, специально доставленная из Германии сказала: "Я в жизни ничего подобного не видела". Другие продавцы, также привезенные из Европы, нервно сворачивали разбросанную по всему магазину одежду и надеялись дожить до конца смены".
Вот сказали древние иудеи: "Есть время собирать камни, и есть время их разбрасывать". Их потомки заменили метафорическую природу Торы на прямое и точное ее воплощение в действительность. Причем, в первоисточнике предполагалось какое-то время, в течение которого могли совершаться столь противоположные процессы. Ведь для того, чтобы разбрасывать камни, нужно по крайней мере их собрать. Не то сегодня. Пришло, наконец, время, когда можно плюнуть на логику и совместить несовместимое.
Наступило счастливое время, когда можно разбрасывать деньги полными горстями.