Бендерский Яков Михайлович: другие произведения.

Феномен реалити-шоу

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бендерский Яков Михайлович (Yakov_be@mail.ru)
  • Обновлено: 24/04/2009. 5k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

       Так случилось, что стал зрителем "Старшего брата VIP" - на ивритском 20 канале. Нельзя сказать, чтобы зрелище полностью захватило, однако интерес был разбужен и некоторые закономерности стали проясняться. Главное же, ежедневные наблюдения дали возможность почувствовал вкус интриги, пружину незамысловатого сюжета, которая, собственно, и привлекает зрителя.
       Почему же реалити-шоу как международный телепроект, с успехом идущий во многих странах, имеет такой колоссальный успех в Израиле? Где спрятан тот крючок-наживка, на который ловится доверчивая рыбка-зритель?
       Начнем с того, что самая примитивная человеческая жизнь и есть самое захватывающее зрелище. Вынесенная же на сцену, уловленная и подчеркнутая профессиональной камерой, такая растительная жизнь в стеклянном аквариуме, когда за героями наблюдают миллионы глаз, становится волнующим зрелищем для зрителей. Как ни странно, она даст фору даже самому динамичному и зрелищному фильму. Ведь зритель прекрасно понимает, где выдуманный спектакль, а где лишенная героизма обычная жизнь. И отдаст предпочтение неприкрашенной правде.
       И вот выставлена на всеобщее обозрение разношерстная компания: рок-певица лесбиянка Корин, Амир - певец-гомосексуалист, Пнина - хозяйка модельного салона, восточная красавица Майя, сестры Пик (дочери известного певца), певец в стиле "мизрахи" Шимон, Йоси - бывший пресс-секретарь Гайдамака, Менахем - журналист, Кохи - адвокат, бывшая жена Ицика Мордехая, министра обороны и прочие особи, которые выдаются авторами программы за YIP-персон.
       Первая неделя выявила самые интересные фигуры. Но что замечательно, самые умные из них оказались и самыми уязвимыми. Именно они-то и оказались первыми в очереди на удаление из проекта: Йоси, Менахем и Майя.
       Но все-таки захватывающий спектакль, на который рассчитывали организаторы не получался. То ли персонажи оказались слишком безынициативными и бесконфликтными, то ли вели себя слишком лениво, чтобы делать резкие движения, то ли задания старшего брата были слишком убогими, чтобы проявить хоть каплю ума или находчивости.
       Короче, представление не вытанцовывалось, хотя и рейтинг пока не падал. Вот на это стадии и возникает вопрос: "Почему же люди продолжают смотреть это унылое, скучное и непривлекательное зрелище? Ведь будь это спектаклем, предполагалась бы внутренняя динамика и осмысленная фабула, не считая хорошего конфликта. К тому же с историей, предысторией, разработкой образов - здесь же сплошные диалоги, ничем не связанные, никуда не ведущие.
       Может быть, думалось, отличительная черта такого рода зрелищ возможность беспрепятственного постоянного открытого подглядывания за поведением, взгляд через распахнутое окно в чужую квартиру, наблюдение через замочную скважину за тем, как творится жизнь. Подглядывание или вуйареризм - одно из любопытнейших явлений нашего времени. Самые простые и естественные процессы: одевания и раздевания, отправление естественных надобностей, не говоря уж о сценах интимной близости - все одинаково привлекательно.
       "Вуайеризм - влечение к подглядыванию за половым актом или обнаженными представителями избранного пола". Но в данном случае режиссеры не пошли до конца, то есть лишили аудиторию самой сладкой изюминки.
       Может быть, все дело в возникающих психологических нюансах. Наблюдая день за днем за небольшой группой людей, замкнутых в одном месте, начинаешь понимать логику характеров, интересоваться изменениями. Ведь сама атмосфера закрытого герметичного пространства, в котором живут загнанные туда герои, предполагает серии взрывов, микроконфликты. Прямо на глазах возникают и формируются силовые линии психологических напряжений и сгущений, раскрывающие глубины характеров.
       Вторая неделя сидения четко выявила следующее: обстановка накаляется, характеры проявляется как на фотопленке, раздражение и агрессия накапливаются. Немотивированные ссоры становятся нормой. Единая вначале группа разбилась на две враждующие подгруппы. Одну возглавил женственный Амир, другую - жеманная Пнина.
       А вот последние недели вплоть до заключительной сцены показали, что же явилось главной приманкой. Спортивный азарт, возможность ставить на своего фаворита, ожидание очередного вылета, радость победы или горечь поражения. Сложно сказать, о чем говорит сей выбор публики? Почему же, в конце концов, совершенно бесцветный персонаж, вовсе никому не известный да и VIP-персона, вдруг занял первое место.
       Становится понятно, что жизнь, открывающаяся наблюдателю за стеклом, это одновременно и незамутненное зеркало, в котором отражается и сам наблюдающий. То есть мы с вами, зрители, наша любопытная физиономия, наши жадные глаза, не отрывающиеся от зрелища. Мы ведь тоже выставлены на обозрение за стеклом и наблюдающему за нами тоже любопытно и хочется понять: почему мы так запали на реалити-шоу. И тогда тот, некто, наблюдающий в свою очередь за нами поймет, что представляет собой общество, избравшее из миллиона возможных зрелищных программ именно эту. Скучную, грустную и неинтересную.
       Таким образом, для нас реалити-шоу имеет двойной эффект стеклянной комнаты: с одной стороны, маленькой сцены, где живут VIP-герои, с другой, огромной аудитории, которая, разинув рот, наблюдает за сценой.
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бендерский Яков Михайлович (Yakov_be@mail.ru)
  • Обновлено: 24/04/2009. 5k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка