Самое любопытное из всех проявлений национального менталитета - это вождение машины. Поэтому так удивляет, поражает, кажется странным, а то и просто ввергает в шок израильский драйвер. А так как водителями здесь являются большинство, то и поляна наблюдений преогромна.
Добавлю. Поведение особи, садящейся за руль и того же самого человека вне любимого автомобиля, разительно отличаются. Как будто две разные души заключены в одно тело. Как будто, оседлав своего заветного железного коня, израильтянин принимает таблетку драйвера. Таким образом, наши заповеди относятся исключительно к ипостаси израильтянина на дороге.
Заповеди израильского драйвера
Заповедь первая: не будь фраером. Это главная, основная и единственная заповедь, заменяющая все остальные. Всегда везде и во всем ты должен быть первым. Пусть это будет размер машины, редкая марка, начальная скорость... Не следует уступать дорогу ни едущим рядом с тобой машинам, ни пересекающим дорогу пешеходам. Каждый из них заведомо враг, которого тебе следует перехитрить.
Заповедь вторая: не возжелай машину ближнего своего. Ты прекрасно понимаешь, какую бы ты не купил новую машину, найдется товарищ, у которого объявится еще более крутая модель. На каждую Мазду найдется Хонда, если не Крайслер, а потому холи свою старенькую Сузуки. Нет такой божественной модели, которая бы напитала до конца постоянное и ненасытное чувство неудовлетворенности машиной. Отсюда следует: интересуйся рынком поддержанных машин - ведь скоро прийдет время продавать твою игрушку.
Заповедь третья: не поклоняйся идолам и не создавай себе кумира. Зачем поклоняться другим, когда у тебя уже есть вожделенный железный конь. Настоящий автолюбитель сходу отметет любые способы передвижения, кроме своего любимого: прочь пешие прогулки, конные пробежки, автобусные маршруты, поездки на поездах, речных катерах и самолетах. Несмотря на удобства, дешевизну, время - не изменяй своему принципу.
Заповедь четвертая. Мир создан для того, чтобы в нем царили его творения - машины. Чтобы жили и вечно совершенствовались. А потому не останавливайся на достигнутом, не почивай даже на самом мягком сиденье, а держи нос по ветру и постоянно ищи ему замену. Машина не цель, а лишь средство удовлетворения неугасимой страсти - купить идеальную модель, доступную избранным. Таков парадокс израильского драйвера: лелеять в мечтах вечную, прекрасную супермашину, а в жизни постоянно менять временные и дешевые развалюхи.
Заповедь пятая. Нехорошо человеку быть одному. Потому каждый должен прилепиться к своей машине. Не уподобляйтесь миру рыб, где большие проглатывают маленьких. Пусть рядом с твоим Джипом бегает крошечный Фиат-Уно.
Особенности вождения в России
Помню свою первую самостоятельную поездку. Вместе с Николаем Янкиным мы поехали к его маме под Кунгур, чтобы привезти оттуда картошки в общагу. Николай среди нас был стариком. До института работал дальнобойщиком, закончил Кунгурский автодорожный техникум, ему было лет тридцать. Я не знаю, как он пережил эту поездку. На месте пассажира всегда страшнее, чем за рулем. А уж с таким водителем... Помню только отдельные эпизоды.
Весна, лобовое стекло заливают грязные потоки воды от встречных машин. Пока я ищу, какую ручку дернуть, проходит время, после того, как щетки размазывают грязь по стеклу, оказыватся, что мы на встречной полосе идем в лоб КРАЗу. Но туда и обратно я честно крутил баранку.
Когда вернулись, меня мутило и тошнило, и я был убежден, что это развлечение не для меня. Но постепенно все как-то изменилось, и я стал очень любить вождение машины.
Надо сказать, что самым рисковым и бесшабашным из нас был Бухвалов. Так же, как и у меня на старте, навыков вождения никаких. Но еще и тормозов никаких. Как он не разбился на своем "Запорожце", я до сих пор удивляюсь. Помню, как мы, заядлые автолюбители, приехав на заправку, искали в его "Запорожце" дырку, в которую заливают бензин. Скажу вам, увлекательнейшее занятие. Кто же мог догадаться, что это отверстие в багажнике? Но по крайней мере то, что у "Запорожца" багажник впереди, а двигатель сзади, мы уже знали.
Никому не рекомендую так учиться вождению. Очень рискованно.
Чем хвастаются водители в Европе и США и России
Удивительно, насколько велико значение этого маленького кусочка блестящего металла в социально-психологическом плане. Причем, данное явление характерно не только для России, но и для США или стран Европы. Правда, в зависимости от культурных особенностей конкретной страны меняется и отношение к шильдику на багажнике. Одни, если можно так выразиться, стремятся к нему, другие - избегают.
К примеру, в Европе часто встречаются автомобили премиум-класса, на которых отсутствуют индексы и какие-либо обозначения, позволяющие судить о литраже, количестве цилиндров и соответственно о цене машины. Это не оплошность производителя, забывшего прикрепить нужные цифры, и не результат работы воришек, а требование клиента - убрать любые опознавательные знаки. В Старом свете не принято выставлять свое благополучие напоказ.
Если руководитель среднего звена покупает себе автомобиль с двигателем V12, он не хочет показывать это своим коллегам, чтобы не было ропота или осуждающих взглядов, мол, ты наглец, ты неприлично богат, у тебя слишком хорошая машина".
В США совсем другой менталитет, здесь любят выставлять свою машину напоказ, причем нередко, желаемое выдают за действительное. Роб Моран, менеджер по связям с общественностью Mercedes-Benz USA рассказал, что американцы нередко устанавливают более "крутые" шильдики. Иногда это выглядит весьма забавно, когда владелец крепит лейбл AMG на старенький "Мерседес" C-класса, у которого нет ничего общего с машинами из Аффальтербаха.
Петр Баканов
Особенности национального вождения - Италия
По Италии мне пришлось много наездить. Постараюсь вкратце поделиться впечатлением. Приходилось сталкиваться с мнением, что Италия страна дорожных грубиянов, этакие недисциплинированные водители на дорогах. Я не буду комментировать, поделюсь своими впечатлениями. Начну с Рима.
Движение в Риме может ужаснуть любого, кроме конечно москвича! Нас ничто не удивит. На дороге много машин и мотоциклов и мопедов. Все спешат, это правда. Итальянцы видно не любят, стоять на месте...вроде как мы. когда-то давно. любили долго запрягать и быстро ехать. Запрягаем мы в Москве по прежнему долго, во только ехать быстро невозможно теперь, усе! В Риме они пытаються быстро ехать и быстро запрягать и у них это получается...
В принципе, движение в Риме, если разобраться намного проще чем в Москве. По набережной в одну сторону туда, по другой стороне обратно... и несколько основных магистралей. что идут через весь город. Как только в этом разберешся, станет спокойнее и ты понемногу. даже без навигации. сможеш вполне сносно по Риму перемещаться.
Водители, кстати, достаточно дисциплинированные, полиции дорожной меньше чем ожидаешь. На трассах Италии все выглядит по другому. Иногда кажется, что именно по ним и ездят, новички... как бы это по мягче сказать... Смотришь - опять затор, почему?, и если нет аварии и дорожных работ, значит кто-то очень "деликатно" пытается ехать. Проще говоря - неумело..., но и это еще ничего.