Берлин Адольф: другие произведения.

Италия, не исчезай!

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 06/08/2011.
  • © Copyright Берлин Адольф
  • Обновлено: 05/08/2011. 29k. Статистика.
  • Впечатления: Италия
  • Иллюстрации: 12 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рождают здесь восторг и восхищенье развалины, соборы и мосты,где бродят Мастеров Великих тени.К Истории своё прикосновеньеневольно вскоре ощущаешь ты...


  • Италия, не исчезай!

    Послесловие к туру

      
       Рождают здесь восторг и восхищенье
       развалины, соборы и мосты,
       где бродят Мастеров Великих тени.
       К Истории своё прикосновенье
       невольно вскоре ощущаешь ты...
      
       Многие из наших знакомых попали в Америку через Италию, эдакую перевалочную базу эпохи исхода из бывшего Союза 70-х - 80-х годов ХХ века. И почти все они с восхищением отзывались об этой стране, хотя их пребывание там, мягко говоря, не было безоблачным. Так что нам давно хотелось побывать в Италии, о которой мы знали немало, но хотелось всё это увидеть собственными глазами (и не на экране телевизора или компьютера). Но всё как-то не получалось; а тут, видимо, "звёзды сошлись", и мы кинулись в объятия одной русскоязычной итальянской компании, осуществляющей автобусные экскурсии по стране.
      
       Перелёт (с пересадкой в Майами) занял в общей сложности 19.5 часов. И вот из осеннего Миннеаполиса, где деревья уже вовсю меняли свой летний наряд на жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, мы утром приземлились в продолжение лета в Миланском аэропорту Малпенза, где нас уже дожидался с плакатом в руках представитель нашей турфирмы. Мы надеялись хотя бы на кратковременный отдых в гостинице, но пришлось ждать в автобусе несколько часов, пока не прибудут авиарейсы с другими туристами, после чего мы тут же отправились осматривать достопримечательности Милана.
      
       Наша группа оказалось сборной и включала туристов из Москвы, Петербурга, других городов России, четырёх человек из США, семейную пару из Канады и двух туристок из Баку.
      
       Милан был увешан плакатами с изображением премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, визит которого в город ожидался как раз в этот день (позже я заметил, что наши гиды-итальянцы говорили о нём с некоторой долей восхищения его гроссмейстерским талантом политической эквилибристики). Опасались, что в связи с этим визитом дороги частично перекроют, в результате наша экскурсия по городу была скомкана. Видимо, усталость также дала о себе знать, так что от Милана остались только впечатление от великолепного Кафедрального собора Дуомо с неповторимыми, словно вылепленными из белой глины готическими башнями, а также удивление, возникшее при виде такого скромного экстерьера знаменитой Ла Скалы.
       Милан. Кафедральный собор Дуомо []
       Милан. Кафедральный собор Дуомо
       * * *
       Основное время первого дня пребывания в Италии ушло на длинную дорогу до гостиницы. Бросилось в глаза, что по обе стороны дороги часто попадались заброшенные крепкие двух- и трехэтажные кирпичные дома, зияющие пустыми глазницами окон без стёкол и, часто, без оконных переплётов. На некоторых из них ещё сохранились остатки названий прежних хозяйств. Наша гостиница была расположена на берегу Адриатического моря в курортном городке Лидо ди Иесоло близ Венеции, куда, по случаю окончания туристического сезона, нас поселили поздно вечером.
      
       Забегая немного вперёд, здесь, видимо, уместно рассказать об итальянских гостиницах, в которых мы жили (кроме упомянутой выше, это были отели, расположенные в центральных районах Флоренции и Рима). Понятно, что это были гостиницы класса "три звёздочки", но по всем параметрам они уступали даже самым простым американским мотелям. Там наличие современного телевизора с пультом дистанционного управления, кофеварки (с запасом пакетов кофе, чая, сахара, сухих сливок) и микроволновой печи в каждом номере - дело само собой разумеющееся. В Италии ничего этого не было ни в одной гостинице. Телевизоры все были давно устаревших моделей без пультов дистанционного управления (в Риме был не работающий пульт, который нам обещали поменять и поменяли-таки на второй день на такой же, не функционирующий). Из телевизионных каналов был только один англоязычный (ВВС), а в первом отеле, к нашему удивлению, мы обнаружили также один российский канал. Правда, по телевизору мы успевали посмотреть только прогноз погоды, так как на остальное просто не оставалось времени: обычно в 7 часов утра уже был завтрак, в 7:30 - отъезд автобуса от гостиницы, а возвращались мы туда уже поздним вечером.
      
       Комнаты в гостиницах маленькие, без обязательных в Америке сеток на окнах, так что у нас были проблемы с комарами. На электрическом освещении явно экономили. Двуспальные кровати намного меньшего размера, чем в Новом Свете. В душевую кабину можно было только протиснуться, шампунь выдавали лишь при поселении (два маленьких пластиковых пакетика), полиэтиленовая шапочка для волос была только в одной гостинице. Что нас порадовало, так это наличие ставней-жалюзей (в Новом Свете мы такого не встречали).
      
       Наш тур включал завтраки (в отеле) и ужины там же (в гостинице в Лидо ди Иесоло) или в близлежащих тратториях (во Флоренции и Риме). В Лидо ди Иесоло нас поразило отношение официанток к русскоязычным туристам, их навязчивое присутствие, расхаживание между столами и демонстративное пристальное внимание к нам, как будто каждый из нас подозревался в намерении украсть что-то (салфетку, ложку, нож?). Завтраки были примерно такими же, как и в американских отелях (их там называют "континентальными"), а ужины комплексными, без права выбора или замены блюд.
      
       Владельцам тратторий это было очень выгодно, так как в межсезонье им буквально доставляли десятки клиентов-туристов, но хозяева откровенно стремились сэкономить на всём. Ни вода, ни чай, ни кофе не предусматривалось: заказывайте дополнительно. За лёд к воде требовали отдельную плату. Наши Бакинские туристы, привыкшие к хорошему чаю, ежевечерне заказывали себе чай: в пакетиках, безвкусный, в малюсеньких чашечках. Когда они попросили принести ещё и кипятку, хозяин сделал это с большой неохотой, подождал, когда чашечки будут наполнены, и тут же унёс кружку с остатками кипятка со словами "Другим тоже надо" на ломаном русском языке. Поражаюсь, как итальянский повар может подавать недоваренные макароны под резким томатным соусом со следами мяса, когда в соседнем заведении можно получить на заказ те же, но съедобные макароны под разнообразными замечательными соусами. Уверен, что то же самое можно сделать и в этом же ресторане, но на заказ. Действительно, когда кто-то из туристов возмутился качеством макарон, на следующий день кухня это учла. Интересно, это особое отношение к русскоговорящим туристам или вообще к туристическим группам?
      
       Хочется также отметить высокие цены в ресторанах на всё, даже на простой чай и кофе (в несколько раз выше, чем в США и Канаде). В некоторых ресторанах к стоимости заказанного добавляют плату за место (для этого даже изобрели специальный термин). Один из наших гидов, итальянец Паоло (о котором речь пойдёт позже), объяснил, что такая дороговизна в Италии началась после её вступления в зону евро, когда зарплаты остались прежними, а цены на товары подскочили до европейских, как это и следовало ожидать согласно закону Мерфи.
      
       Вторят вслед за Мерфи ловкачи
       и не прячут от смущенья лица:
       "Если цены могут подскочить,
       это обязательно случится".
       * * *
       На следующий день мы направились в Венецию. Город основали на 115 островах в 5-м веке н.э. жители, спасавшиеся от набегов варваров. Там они научились строить дома на деревянных сваях, которые забивали в грунт вершиной ствола дерева, чтобы вода не всасывалась через систему его капилляров.
      
       Переправившись через Большой канал, мы оказались в туристической зоне, и, прежде всего, посетили художественную мастерскую "Трис", расположенную в доме, где жили Петрарка и Боккаччо. Мы наблюдали, как мастер-стеклодув с помощью железной трубки и пинцета на наших глазах изготовил изящную фигурку коня. Вообще-то стеклодувы работают на одном острове - Мурано, где во избежание возникновения пожаров сосредоточены все стеклодувные мастерские (отсюда пошло понятие "муранское стекло"; иногда его называют ещё "венецианским"). Обычно туда не допускаются посторонние, в мастерских даже нет окон, чтобы никто не мог узнать профессиональных тайн мастера: их передают только по наследству от отца к сыну. Изделия из муранского стекла очень красивы и потому высоко ценятся.
       Венеция. Художественная мастерская
       Венеция. Художественная мастерская "Трис"
      
       Вдоль набережной мы прошли на пл. Св. Марка с колонной, увенчанной статуей крылатого льва - символа Венеции, и с колокольней (1100 года постройки). Казалось, стоит только оглянуться, и нас окружат знаменитые маски, и закружит сказочный венецианский карнавал. По приподнятому над тротуаром деревянному настилу мы направились во Дворец дожей (постройки конца 15 века), знаменитый своим красочным интерьером, который расписывали, инкрустировали и украшали лучшие мастера города того времени. Настил служит туристам для облегчения передвижения в туристической зоне во время частых наводнений. (На следующий день после нашего отъезда из Венеции были дожди, и уровень воды поднялся на 1.2 метра).
       Венеция. Пл. Св. Марка []
       Венеция. Пл. Св. Марка
      
       Интересно, что в средневековой Венеции была распространена система доносов: в некоторых домах сохранились специальные щели, куда их опускали. При этом анонимки не рассматривали, каждый донос должен был быть подписан доносчиком и двумя свидетелями. После рассмотрения доноса и допроса причастных к делу выносили приговор, а в случае ложного доноса в тюрьму отправляли доносителя и свидетелей. При всей отвратительности самой системы стукачества такой подход кажется всё же взвешенным.
       Венеция. Щель для доносов []
       Венеция. Щель для доносов
      
       Большое впечатление на нас произвела поездка по узким каналам на гондоле. Каждая лодка была настоящим произведением искусства, гондольеры виртуозно справлялись с её управлением с помощью своих шестов, а иногда отталкивались ногой от стен домов, умудряясь как-то избежать столкновений с ними и со встречными гондолами. Погружённые в воду стены домов казались пропитанными водой, от неё исходил довольно неприятный запах затхлости. Мы проезжали на гондоле мимо домов, в которых размещались гостиницы с выходом прямо на канал. Не думаю, что я хотел бы здесь жить.
       Венеция  []
       Венеция
      
       * * *
       Перед самым нашим отъездом из Венеции пошёл дождь, зато все остальные дни нашего пребывания в Италии были солнечными, но не жаркими.
       * * *
       Красива дорога от Венеции во Флоренцию с её системой тоннелей и серпантинов, где на склонах гор и в ущельях живописно расположились многочисленные аккуратные посёлки и деревушки.
      
       Пиза запомнилась, конечно же, своей знаменитой площадью Чудес с замечательным собором Дуомо, баптистерием и Падающей башней позади собора, да ещё высокими деревьями лавра. Всемирно известная башня стала наклоняться, как только строители дошли до третьего яруса, да так и застыла во времени, доказав, что и явный просчёт можно превратить в преимущество и приманку для туристов со всего мира.
      
       Сиена показалась нам самым необычным из городов Италии, где нам удалось побывать. Поражали её узкие улочки с крутыми подъёмами и спусками, по которым как-то ухитрялись ездить многочисленные мотороллеры и маленькие автомобили, лавируя между туристами и чуть ли не задевая стены домов или припаркованные впритирку к ним машины.
      
       Между средневековыми Сиеной и Флоренцией шла продолжительная и кровопролитная борьба за первенство, в которой сиенцы проиграли. Отголоски неудовлетворённых амбиций той эпохи, по видимому, нашли неожиданное продолжение в традиции Палио. Это спортивное соревнование - конные скачки - между сиенскими кварталами, каждый из которых имеет свои костюмы, флаг, эмблему (улитки, единорога и пр.). Каждый житель с рождения идентифицирует себя со своим кварталом и не меняет идентификацию даже при переезде в другое место. К Палио готовятся целый год, разрабатывая стратегию будущих скачек, которые проводят ежегодно 1 июля и 15 августа. Накануне жребий предопределяет, какая из лошадей будет представлять на скачках данный квартал: ведь победителя определяют по лошади, а не по наезднику. Даже если наездник упал и сошёл с дистанции, а его лошадь обогнала других, её объявляют победительницей.
      
       Лошади делают три круга по улице (на которую накануне насыпают слой почвы) вокруг центральной городской площади Кампо, лошади скачут без седла, на ездоках надеты скользкие шёлковые комбинезоны, и им разрешено применять друг к другу силовые приёмы. Победивший квартал пышно празднует победу, пируют за общим столом под открытым небом, победе посвящают специальные стенды и афиши, где указывают год скачек и продолжительность забега лошади-победительницы.
      
       Считается, что на площади Кампо особая энергетика, так что нередко можно увидеть туристов, сидящих или лежащих на её каменных плитах.
       Сиена. Пл. Кампо []
       Сиена. Пл. Кампо
      
       * * *
      
      
      
       Флоренция обрушила на нас своё великолепие Кафедрального собора Ди Санта Мария дель Фиоре, площади Синьории, Баптистерия Иоанна Крестителя с дверями из позолоченной бронзы, палаццо Веккио и прилегающих улиц и площадей, где на каждом шагу видятся тени флорентийских правителей 14 - 18-го веков Медичи и прославленных Великих Мастеров: Караваджо, Тициана, Леонардо да Винчи, Микеланджело, а также Данте Алигьери. Музей поэта и одного из основателей литературного итальянского языка расположился в восстановленном доме поэта, так как в своё время дом Данте после его выдворения из города был разрушен. Так что изгнание интеллектуалов по политическим соображениям придумали задолго до просвещённого ХХ века, просто перенявшего такую удобную для властей практику. Флорентийцы потом спохватились и пытались перенести к себе прах Данте из Равенны, где тот, в конце концов, поселился после изгнания и где был похоронен. Однако равеннцы не отдали тела великого итальянца во Флоренцию. И правильно сделали...
       Флоренция. Дом-музей Данте Алигьери []
       Флоренция. Дом-музей Данте Алигьери
      
       На площади Синьории наше воображение поразили великолепный фонтан Нептуна, а неподалёку известные скульптуры: Юдифи и Олоферна, Давида, бронзового Персея с головой Медузы, побеждающего кентавра Геркулеса, похищения сабинянок. В галерее Уффици глаза разбегались при виде творений упомянутых выше Великих итальянских мастеров. Почти всё это мы уже видели раньше в репродукциях или на Интернете, но впечатления от "личной" встречи совсем другие.
       По дороге в Рим мы посетили виноградники в провинции Кьянти с дегустацией вин, сыра, оливкового масла, а также смесей на основе бальзамического уксуса. По пути стали всё чаще попадаться кипарисы и пинии, итальянские сосны с пышной копной зелени над практически голым стволом. Отсюда произошло имя героя итальянской сказки Пиноккио, двоюродного брата нашего Буратино, фигурки которого разных размеров продают во всех магазинах сувениров вечного города.
       Рим. Пиноккио []
       Рим. Пиноккио
      
       * * *
      
       В Риме нас удачно поселили в гостинице рядом с транспортным узлом Термини, откуда легко добраться до любой точки города на метро или автобусе. Гостиница маленькая с таким же игрушечным лифтом, куда с трудом помещались два человека с чемоданами. Кстати всё в ней было размера "петит".
      
       Некоторых туристов разместили по двое в номер с полутораспальной узкой кроватью. Когда наши Бакинские туристки возмутились и потребовали номер с двумя кроватями, наш гид заявила им, что надо было предупредить об этом заранее, как будто она не знала, что они не родственники и не семейная пара и их нельзя заставлять спать вдвоём в одной узкой кровати.
      
       Здесь, по-видимому, уместно сказать несколько слов о туристическом обслуживании поездки. Наш гид-москвичка (думаю, не коренная, с напором и повадками провинциалки из российской глубинки, когда-то приехавшей покорять столицу) часто повторяла "мы, лингвисты". Из этого можно было сделать вывод, что она кончала романо-германское отделение (со специализацией по итальянскому) факультета иностранных языков - скорее пединститута, а не университета, судя по её запасу слов и лексике. Например, она любила употреблять выражение "60 процентов жителей населения" и тому подобные. В случае любых конфликтов наш гид не хотела даже вникать в их суть, а бросала фразу "Можете на меня жаловаться!", поворачивалась и уходила прочь. В общем, было налицо хорошо знакомое советское отношение к туристам при вполне капиталистической цене тура, причём за вход в музеи, переправу через Большой канал в Венеции, ночную экскурсию по Риму и т.п. платили отдельно, так что набежало порядка 20 процентов от стоимости тура.
      
       Думаю, что колоссальный наплыв туристов в Италию настолько снижает давление конкуренции на владельцев туристических компаниий, гостиниц, ресторанов и прочих объектов сферы обслуживания, что они перестают бороться за клиентуру. Отсюда всё это пренебрежительное (хочется провести аналогию с "совковым") отношение к туристам и перекосы, о чём я написал в этих заметках. В них я сознательно не сосредоточивался на широко известных подробностях достопримечательностей этой замечательной страны, а старался обратить внимание читателя на то, что обычно остаётся "за кадром". Надеюсь на понимание и поддержку такой концепции.
      
       * * *
      
       Развалины римского форума, Колизея, площадь Республики с фонтаном наяд, площадь Навона с фонтаном четырёх рек, площадь Испании со знаменитой лестницей, красивейший римский фонтан Ди Треви, площадь Венеции (где водружён монумент объединившему страну Виктору Эммануилу II и построен по приказу Муссолини помпезный комплекс; наш римский гид-итальянец сказал, что римляне называют его пишущей машинкой или свадебным тортом) - всё казалось таким знакомым по книгам и фотографиям, но совсем другим при личной встрече.
       Рим. Колизей []
       Рим. Колизей
      
       По давней и распространенной среди туристов традиции мы бросили монетки в фонтан Ди Треви. Туристы верят, что первая монетка сулит возвращение в Вечный город, вторая - исполнение желания, а третья обещает найти в Риме любовь. Туристы не скупятся, так что ежедневно фонтан зарабатывает до полутора тысяч евро. Деньги изымают под охраной полиции и передают в "Красный крест" или другие благотворительные организации.
       Рим. Фонтан Ди Треви []
       Рим. Фонтан Ди Треви
      
       * * *
      
       К сожалению, наша турфирма в целях экономии решила, что в Риме мы будем пользоваться не туристическим автобусом, а общественным транспортом. Нам раздали единые проездные билеты, и автобусная поездка не доставила особых хлопот. А вот когда нашей группе пришлось воспользоваться метро, это сделать оказалось не так просто. Все вагоны были забиты. Когда мы попытались как-то втиснуться в вагон, молодой парень, нагло ухмыляясь, просто грубо вытолкнул женщину из нашей группы из вагона на перрон. По возвращении из Италии мне попалась на глаза заметка о том, что итальянцы в среднем злятся по семь раз за два дня (второе место после британцев). Итальянцев больше всего злят неумелые водители и, как мы убедились на собственном опыте, другие транспортные проблемы.
      
       Действительно, уму непостижимо, как здесь водители умудряются буквально продираться сквозь толпы туристов, армады мотоциклов и, чаще, мотороллеров на своих маленьких (по американским понятиям) машинах. Такое впечатление, что правил движения никто не соблюдает, узкие улицы заставлены мотороллерами и машинами, часто с обеих сторон, оставляя для проезда узенькую полоску. Передние колёса припаркованных мотороллеров обычно заблокированы цепями, но попадаются мотороллеры, с которых снято всё, что только можно отломать и отковырять, вплоть до стёкол и лампочек подфарников.
      
       А вот на междугородних шоссе картина совсем другая: в отличие от американских дорог здесь автомобили используют левые полосы не для движения в течение всего времени, а в основном, для обгона, тут же возвращаясь в правую полосу, чтобы освободить дорогу идущим сзади машинам. Это заметно повышает пропускную способность автомагистралей. Бросаются в глаза часто встречающиеся на шоссе удобные "карманы" для временной остановки транспорта.
       * * *
      
       Наш гид рассказывала нам об Италии только в пути, в автобусе, а в каждом городе нас сопровождал местный гид. В Риме это был эрудит Паоло, поведавший, в частности, что Колизей на 50 тысяч зрителей строили 60 тыс. евреев из 160 тысяч угнанных в плен после подавления антиримского восстания в Иудее. А разрушили Колизей не варвары, а сами римляне, превратившие его в эдакую каменоломню, из которой брали камень для строительства вилл и домов, предварительно украв бронзовые и свинцовые закладные детали, скреплявшие каменные блоки (тогда строительного раствора ещё не изобрели, а цветные металлы были в цене, как, впрочем, и теперь). Об этом свидетельствуют многочисленные круглые отверстия во всех стенах Колизея.
       * * *
      
       Воровство в Италии не ушло в прошлое с падением древнего Рима, но теперь им чаще промышляют эмигранты из Албании, Румынии и других бывших социалистических стран.
       Нас предупреждали, что нельзя выпускать сумок из рук: процветает воровство. Документы и деньги нельзя оставлять даже в сейфе в номере гостиницы (сейф могут просто вынести из гостиницы вместе с его содержимым), и всё же один турист из нашей группы был ограблен.
      
       В Италии не говорят: "Кошелёк (сумку, автомобиль) украли", а стыдливо замечают:
       - Кошелёк "исчез", сумка "исчезла", автомобиль "исчез".
      
       Любой посёлок, как и Рим, здесь вечен.
       Грохочет туристический прибой.
       Народ немного в жадности замечен
       и транспортной проблемой покалечен;
       всё "исчезает" тут само собой.
      
       * * *
      
       К счастью, у нас был целый свободный день в Риме. Как приятно было побродить по городу без спешки ("посмотрите налево, посмотрите направо; мы проехали мимо..."), попить из разбросанных по городу колонок очень вкусную римскую воду, закрепить свои впечатления от общения с вечным городом.
      
       Такими же яркими были наши впечатления на следующий день от посещения музея Ватикана, знаменитой Сикстинской капеллы, где собираются кардиналы на выборы Папы римского, а потолок сценами страшного суда расписал сам Микеланджело. Очень живописно выглядели на входе в папскую резиденцию швейцарские гвардейцы с пикой в руке, в красочных средневековых костюмах, напоминающих скорее карнавальные наряды, чем мундиры военнослужащих.
       Ватикан. Швейцарские гвардейцы []
       Ватикан. Швейцарские гвардейцы
      
       После экскурсии в Ватикан наш гид привёл нас в магазин сувениров, где можно было приобрести также книги и диски DVD об Италии на русском языке. В качестве бонуса, что ли, нам разрешили воспользоваться туалетом. Когда мы решили реализовать наше право, хозяин магазина решительно воспрепятствовал этому; правда, потом извинился после вмешательства нашего гида. В отличие от Нового Света, где публичные туалеты есть во всех больших магазинах и на автозаправках, здесь почти все туалеты были платными, причём плата менялась в зависимости от места от 30 евроцентов до нескольких евро. На остановках на междугородных шоссе туалеты были бесплатными, но зачастую представляли собой просто дыру в полу, правда, в керамическом обрамлении.
      
       От Ватикана мы пошли пешком вдоль набережной Тибра к Большой римской синагоге, где происходило действие ключевого эпизода одного из моих видеофильмов. Так что мне хотелось воочию, а не на фотографии, увидеть эту красивейшую синагогу Рима, а может быть, и Европы.
       * * *
      
       Мы по мосту перешли на другой берег реки и пошли по тенистой аллее вдоль прекрасной набережной. А по пути напоролись на первоклассного мошенника на "Вольво", попытавшегося нас виртуозно "нагреть". Его автомобиль остановился рядом с нами, он поздоровался по-английски и спросил, как проехать к Ватикану. Мы шли как раз оттуда и потому подробно объяснили ему дорогу. Он, в свою очередь, поведал нам, что представляет фирму Армани, выставка которой откроется в Риме через несколько дней (действительно, нам несколько раз попадались на глаза плакаты с её рекламой). Так вот, он хочет отблагодарить нас за нашу любезность и подарить эксклюзивный экземпляр из коллекции Армани. Уточнив рост моей спутницы, он достал с заднего сидения чёрный пластиковый пакет, в котором угадывалось нечто, кончик которого из чёрной кожи был нам продемонстрирован. Затем наш новый знакомый совсем уже расщедрился, достал с заднего сидения ещё один чёрный пластиковый пакет с чем-то, по его словам, из мужского гардероба и почти что дал мне подержать вешалки, торчащие из пакетов. Тут он стал ругать итальянцев, которые вчера обманули его на 10 тыс. евро, оставив практически без денег, и он даже не может заправить свой автомобиль. Так что не выручим ли мы его некоей суммой, учитывая, что стоимость предлагаемых нам подарков более тысячи евро? Нам стало всё ясно ещё до его просьбы, и я ответил, что расплачиваюсь кредитной карточкой, а наличных денег, кроме какой-то мелочи, не ношу с собой. Выражение его лица мгновенно изменилось, он потерял к нам интерес, бросил пакеты на соседнее сидение и стремительно уехал, даже не попрощавшись.
      
       И тут мне вспомнилось высказывание: "Если у Вас что-то украли на Тибре, значит, стибрили. А как воскликнуть, если бы такое случилось в Пизе?.."
       * * *
      
       Большая римская синагога оказалась действительно очень красивой. Мы обратили внимание, что её охраняет полицейский, для которого сооружена специальная будка перед оградой. Заметив, что я фотографирую, к нам подошёл молодой парень, видимо, из службы безопасности и без объяснения причин сказал, что не нужно фотографировать посетителей, как раз выходивших после службы в синагоге. Думаю, это тоже связано с их безопасностью.
       Жилые здания в этом районе города тоже были очень красивыми. Мы заглянули в какой-то первый попавшийся двор, и поразились красоте старинных скульптур, лепных украшений и чугунных ограждений. Ну, просто музей под открытым небом.
       Римский дворик []
       Римский дворик
      
       Так жаль было прощаться с солнечной Италией.
      
       Любой посёлок, как и Рим, здесь вечен.
       Грохочет туристический прибой.
       Народ немного в жадности замечен
       и транспортной проблемой покалечен;
       всё "исчезает" тут само собой.
      
       Здесь в воздухе - свой аромат и ясность,
       на улицах - и шум, и теснота.
       Вдруг, ощущая эту мощь и властность,
       так чувствуешь к Италии причастность,
       что не мешает даже суета.
      
       Рождают тут восторг и восхищенье
       развалины, соборы и мосты,
       где бродят Мастеров Великих тени.
       К Истории своё прикосновенье
       невольно вскоре ощущаешь ты.
      
       Италия - из зелени и солнца.
       История здесь хлещет через край;
       античность в каждом камне узнаётся,
       навряд ли описанью поддаётся;
       и хочется кричать: "Не исчезай!"
      
       После этой поездки мы ощутили, как изменилось наше отношение к публикациям об Италии и даже к электронным письмам, содержащим фото- и видеоинформацию о ней. Раньше мы рассматривали это несколько отстранённо, а теперь всё великолепие итальянской архитектуры и изобразительного искусства освещено для нас ощущением причастности, вызывая из памяти те места, которые мы недавно посетили.
      
       Италия, не исчезай!
  • Комментарии: 1, последний от 06/08/2011.
  • © Copyright Берлин Адольф
  • Обновлено: 05/08/2011. 29k. Статистика.
  • Впечатления: Италия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка