Берлин Адольф: другие произведения.

Заповедники западной Канады

• Комментарии: 2, последний от 08/01/2008.
  • © Copyright Берлин Адольф
  • Обновлено: 03/01/2008. 12k. Статистика.
  • Впечатления: Канада

Персональный
    сайт
    А. Берлина

Адольф Берлин

Заповедники западной Канады

Как позолочены вершины
    здесь первым солнечным лучом!
    Ледник слизал весь край долины
    шершавым белым языком.

К канадским редкостным красотам,
    где уникален каждый вид,
    шагали мы с экскурсоводом
    с библейским именем Давид.

Иллюстрации смотрите здесь

В августе мы созвонились с нашим другом (ещё со времён работы в Армении после окончания института, бывшим одесситом и москвичом, а теперь жителем Сан-Франциско). От него совершенно случайно узнали, что он с женой через пару недель собирается в туристскую поездку в Канаду от Нью-йоркского агентства, и мы решили присоединиться к ним, так как мы не виделись много лет, фактически со времени их отъезда из Москвы в начале 90-х годов. Мы созвонились с агентством, на наше счастье места в автобусе были, и мы в конце августа прилетели в начальную точку нашего путешествия, в столицу канадской провинции Альберта г. Эдмонтон. Друзья встречали нас в аэропорту: они прилетели туда из Сан-Франциско за пару часов до нас. В аэропорту пришлось немного задержаться, так как чемоданы прибывших на экскурсию из Нью Йорка куда-то задевались. К счастью, их доставили позже, следующим рейсом. Вскоре наш автобус привёз нас в гостиницу в центре города, где нам предстояло провести два дня (это было редким исключением: обычно в каждой гостинице мы останавливались лишь на одну ночь, а все дни проводили в автобусе и на экскурсиях).

Как оказалось, таможенные правила пересечения американско-канадской границы довольно строгие, запрещающие перевозить некоторые виды продуктов (в обе стороны). У членов нашей группы, прибывших из Сан-Диего, конфисковали жаренные на гриле курицы и ветчину, о чём они сожалели всю поездку, а мы на обратном пути лишились новозеландских киви по причине того, что они не местного происхождения (такой вот продуктовый расизм!).

Провинция Альберта - нефтеносный, богатый за счёт своих битуминозных песков регион, обеспечивающий нефтепродуктами не только всю Канаду, но частично и США. Кроме того, это - зерновая житница страны, кормившая когда-то и СССР, причём её сельское хозяйство поднялось в значительной степени за счёт труда эмигрантов (ещё до 1914 года) с Западной Украины. В Эдмонтоне сооружены памятники Лесе Украинке, жертвам голодомора на советской Украине и другие, связанные с Украиной. В парламенте провинции всем желающим раздают проспекты на английском и французском языках (как предусмотрено законом во всей Канаде), но, кроме того, и на украинском. А включив вечером телевизор в своём номере, мы обнаружили канал, вещающий на украинском языке: как раз передавали репортаж о выступлении Юлии Тимошенко в Верховной раде.

После осмотра немногочисленных достопримечательностей Эдмонтона (как мы поняли, нас собрали здесь просто из-за удобства расположения города и наличия современного аэропорта) мы отправились в однодневную экскурсию по заповедникам восточных склонов Кордильер. Здесь целая цепь заповедников, имеющих разный статус: от разрешения ограниченной хозяйственной деятельности до полного её запрета. Мы посетили заповедник Джаспер, а в последующие дни - национальный парк Банфф и заповедник "Озеро Луиза".

Дорога поражает живописным горным ландшафтом, каждая гора красива по-своему: и голые скалы, и поросшие лесом, и старые округлые вершины, и молодые остроконечные горы. Пожалуй, это самое красивое и интересное во всей поездке даже для нас, живших на Кавказе и в предгорьях Карпат. Второй день нашего путешествия выдался дождливым, что подпортило нам запланированное купание в горячих природных источниках: из всей нашей группы налёлся только один желающий отведать такую купель под довольно холодным дождём - наш друг, компанию которому составил наш экскурсовод. Но зато мы смогли быть свидетелями того, как в нескольких метрах от дороги мирно паслись стада диких канадских оленей, а дальше по дороге наблюдали крупного медведя, объедающего какие-то ягоды на кустах: на нас он не обращал никакого внимания.

Величье Западной Канады,
    озёр, лесов и гор страны
    смели багажных бед осадок,
    потерю кур и ветчины,

что пали на алтарь таможни.
    Паслись олени и медведь.
    Купанье нам испортил дождик,
    но двое отыскалось всё же.
    Они вернулись с красной рожей,
    но умудрились уцелеть.

Запомнилась поездка на глейсер Колумбия: мы прибыли туда на своём автобусе, пересели на их автобус-шаттл, доставивший нас к леднику, а там нас разместили в специально построенном для этой цели автобусе с громадными и широченными колёсами, который и вёз нас на ледник по спуску с уклоном 35®. Впечатление незабываемое, голубоватый лёд и снег, окаймлённый горами, как блюдце высокими краями. Мы одели всё тёплое, что было с собой, но на ветру подмерзали.

На третий день мы сделали крюк в сторону от своего юго-западного шоссе, чтобы посетить олимпийскую столицу Калгари, небольшой симпатичный город, где мы осмотрели его олимпийскую деревню, стадион и местные достопримечательности и переночевали в гостинице. Когда спускались в скоростном лифте со смотровой площадки высотной башни, оказались в кабине вместе со служащей этой башни ближневосточного вида и француженкой с ребёнком. Служащая поинтересовалась у француженки, говорит ли она по-арабски. "Нет? А во Франции многие уже говорят по-арабски", - заметила она явно недовольно. Недавно у нас показывали, как французов обучают арабскому, поджигая автомобили и громя магазины в пригородах.

Весь следующий день мы провели в заповеднике "Озеро Луиза". Поднимались на подъёмнике на вершину горы с горнолыжной трассой. С открытого подъёмника можно обозревать изумительной красоты окрестности. Мы обратили внимание на какие-то устройства, к которым подключены трубопроводы. Потом узнали, что это вода и сжатый воздух: если погода малоснежная, из этих распылителей создают искусственный снежный покров, так что для любителей горных лыж снег гарантирован.

Само озеро и реки, текущие параллельно шоссе, - необыкновенного зеленовато-голубого цвета за счёт растворённых в воде минералов. Заночевали в очаровательной местной гостинице, стилизованной под старинный замок. Все гостиницы, в которых нас размещали, - не по высшему разряду, но весьма комфортабельны: громадные две кровати, минимум мебели, телевизор и телефон, совмещённый санузел, кофеварка, фен для волос (американский стандарт). Гостиницы предоставляют услуги "постель и завтрак". При этом завтраки двух типов: т.н. колониальный (сок, сириал с молоком, крим-чиз - вроде мягкого творога, кофе, чай, повидло, хлеб, бублики "бейгелс") или яичница с беконом и/или сосисками и те же напитки. После возвращения из поездки я месяц не мог смотреть на такую еду.

На следующий день переехали через перевал и осматривали уже западные отроги Скалистых гор, спускающиеся к Тихому океану. Остановились в городе Ванкувер, очень красивом, застроенном многоэтажками со стенами из сплошного толстого стекла (говорят, оно двойное с вакуумной прослойкой): с улицы можно разглядеть мебель и людей в квартирах. Смотрится здорово, а вот как живётся там?

В такой "стекляшке" жить да поживать
    ванкуверцам приходится. А ты бы
    под стенкою стеклянной лёг в кровать?
    По крайней мере, станешь понимать,
    что чувствуют в аквариуме рыбы.

Запомнился замечательный парк с коллекцией индейских столбов-тотемов.

Целый день мы провели в столице Британской Колумбии Виктории, расположенной на одноимённом острове в Тихом океане, куда мы попали на пароме, проглотившем нас прямо с автобусом. На лифте поднялись на верхние палубы, обозревая Ванкувер и Викторию со стороны пролива. Город очень красивый. Главная местная достопримечательность - сады Бутчарта, названные по имени их основателя-миллионера, разбогатевшего на производстве цемента из местного сырья. Когда он увидел, во что превратились бывшие месторождения, то ужаснулся и решил рекультивировать это место и разбить там сад. Это же он завещал и своему сыну. Они превратили место в роскошный сад, открытый для посещения. После их смерти сад перешёл к новым владельцам, сделавшим посещение платным, а на вырученные деньги постоянно обновляющим это великолепие. Здесь есть местные и экзотические растения, японский сад, сад роз и многое другое.

Замечательней всего, что всё многообразие впечатлений мы делили со своими старинными друзьями, что многократно приумножало эти впечатления. А такого импровизированного празднования дня рождения, пришедшегося на один из экскурсионных дней, невозможно забыть.

Но всё хорошее почему-то когда-нибудь кончается (чего нельзя сказать о плохом). Закончилось и наше знакомство с западной Канадой, оставившее не только приятные воспоминания о её красотах, но и радость общения с друзьями, которых судьба забросила так далеко от нас.

Никто не знает, как становятся друзьями,
    где мы находим их и что сближает нас.
    Но этот щедрый дар теряется с годами:
    несовместимость душ овладевает нами, -
    и тем ценней друзья старинные сейчас.

Лишь молодость щедра на дружбу. Сожалеем
    мы, растеряв друзей на жизненном пути.
    С годами сознаём, насколько тяжелее
    нам в зрелые лета друзей приобрести.

Неискренность хитрит, жонглирует словами.
    Гордыня жжёт мосты, во всём винит других.
    Не наживай врагов, они найдутся сами.
    Не отвергай друзей, отнимет время их.

Иллюстрации к написанному выше здесь