Опубликован также на Сетевом портале "Заметки по еврейской истории"
Список форумов ' Наука и культура ' Идеи и открытия - http://www.berkovich-zametki.com/Forum2/viewforum.php?f=25
Российский этимологический словарь
http://www.proza.ru/2013/12/23/1347
- [ Археометр ] -
Володимер
дуб
ЕМЕН (казахск.) - "дуб".
дубрава
Дуванить, дуван, надувать - см. Баз
дуванить
Дувр
Дуга - раДуга
Радуга
дуда, дудка - см. дядя
Кости - дудки
kang-gling) Канглинг,
Почему Гамлет смешивает чудесную флейту с грязью
Флейта Гамлета
дудка
- ' спирт
Дуй на рану
Дук - см. Дюк
Дука, дока
ДУКАТ
Дуло
Дуло - знаментый род у древних тюрок и болгар
Дуля (шиш) - см. Доля, дуло
дуля
КУКИШ
Шиш
Фига
Дума
Думай
Думать-----דמה
Дунай
ДУНДУК
Дупа - задница, жопа
Дупло́.
лит. dubùs 'пустой, глубокий' ------► дупло дуба
Дупа, Дупло
польск. dziupło 'дупло, отверстие в дереве'
В больших дуплах дубов зимовали медведи.
Дупло в зубе
Дура, дурак, дурь,
Дурра деревенская
Дурак, выйди из круга обыденного!
Дебил - дурак, которого нельзя вывести из круга ограниченного невежества
Учёные дураки
Как выйти из круга дурости
Дурень - деревенский парень
почему в русских сказках у старика со старухой три сына, два старших умных, а третий - дурак.
"сам дурак".
Дебил - дьявол с медвежьей мордой
Балбес
Дурак ~ валенок
'Валять дурака'
Дура - от санскрит. "дур" - твердый.
Дура! - Позор, мерзость!
Дураки
Происхождение слова дурак
Дуре:
Дурак - ПУСТОГОЛОВЫЙ, две дырки
Дураки - раки в монологе Жванецкого 'Раки'
куда "
Круглый дурак живёт в Дыре
Дурак - это беда, хуже врага
Умный еврей и еврей-дурак
1. Дурак активный
Мудрость дурака
Дурак - как ишак
Круглый дурак
По-турецки 'Дурак' - остановка (автобуса)
узбекское "ТУР" - означает - "уходи, убирайся"
Сумасшедший
Каруд ^ дурак
Русские народные поговорки
Век учись - дураком помрёшь и парадокс Анаксимена
"век учись - дураком помрёшь"
мы все дураки
Пословицы и поговорки других народов
Дурацкая шутка
Дурень------------- [דור]
Увидел её - совсемь дурак стал
Чтоб дурь каждого видна была
Русский дурак и еврейский дурак
Дурак - совершенный человек
Дурак - ребёнок
Дурдом - сумасшедший дом для дураков
заходерзости:
Дуть, дутый
Дурак - грезящий больной, имеющий видения
Как мудрецы должны относится к дуракам
Как дурак по Маршаку превращается в умницу
Шуты - бродячие дураки истин
Русское "СТАРЫЙ ДУРАК"
Шуты, шутить
дуршлак
Дуть двумя губами
Дух
Дух
Дух божий
Могучие Духи
Дух вон - умер
кондратий обнял'.
Обжегшийся на молоке на воду дует
Что такое 'ДУХ'
Душа
Дух - (см. также тух)
Дух наш молод
Дух божий -тухлый-----------תחל
Духи -русалки, водяные духи
Дух-посредник -----------------תוך
Духи возмездия
духан
Дуче
дуб
род. п. ду́ба, дуби́на, укр. дуб, ст.-слав. дѫбъ δένδρον (Супр., Euch. Sin.), болг. дъб, сербохорв. ду̯б, род. п. ду̯ба, словен. dôb, чеш., слвц. dub, польск. dąb, род. п. dębu, в.-луж., н.-луж. dub. В ст.-слав. и чеш. имеются следы основы на -u; см. Мейе, RS 6, 132. Ср. др.-прусск. dumpbis 'дубильная кора' (Потт, KSchlBeitr. 6, 113; Траутман, AprSprd. 324). Наряду с этим ср.-болг. дѫбръ 'silva', укр. дубра́к - раст. 'дубровка, живучка, Ajuga', польск. диал. dąbrowy 'дубовый', диал. dąbrza 'дубрава' (Бернекер), полаб. dǫbrjánka 'чернильный орешек'. Первонач. знач., вероятно, 'дерево'; ср. полаб. jabɫkodąb 'яблоня' (Брюкнер 85). В этимологии, по-видимому, следует исходить из *dombros от *dom-ros, которое могло развиться в праславянском в основу на -u под влиянием какого-либо др. названия дерева (напр., *dybъ или *grabъ, как *grabrъ по аналогии *dǫbrъ?). Первонач. связано с греч. δέμω 'строю', др.-исл. timbr, англос. timber, д.-в.-н. zimbar 'строительный лес, деревянное строение, жилище, комната', гот. timrjan 'строить, сооружать'; см. Миккола, Ursl. Gr. 124; Брандт, РФВ 21, 220; Педерсен, Kelt. Gr. 1, 186; Уленбек, Got. Wb. 146 и сл.; KZ 40, 554; Клечковский, Baudouinowi de Courtenay 180. Сомнительна праформа *dom-bhu̯o 'материал на постройку дома', реконструируемая Уленбеком и Клечковским (см. Бернекер 1, 216). Педерсен (там же) связывает со словом дуб также еще ирл. omna 'дуб', где отсутствует начальный d-. Менее убедительно сближается слав. dǫbъ с д.-в.-н. tanna 'ель', др.-инд. dhánvan-, dhánuṣ 'лук' (Уленбек, KZ 40, 554; Брюкнер, там же). Вайан (RES 14, 224) сравнивает это слово с лит. dum̃blas 'болото', daubà 'долина, низина', лтш. dum̃brs 'топкая болотистая местность' и предполагает развитие знач. 'болото' > 'лес' > 'дерево'. Неубедительно сравнение с греч. τυφλός 'слепой, темный', ирл. dub 'черный', гот. dumbs 'тупой', откуда dǫbъ якобы 'темное дерево' (Бернекер 1, 216 и сл., аналогично Леви, KZ 40, 420). Неудовлетворительно в фонетическое и семантическом отношении возведение к *dhūmros (ср. лат. fūmus, греч. θυμός; см. дым), т. е. 'дерево темного цвета' (Лер-Сплавинский, Mélanges Belić 412 и сл.; Милевский, PF 16, 198 и сл.). Др.-инд. dhūmrás 'дымчатый, серый' соответствовало бы слав. *dybrъ, ср. лы́ко. Диал. дуб 'лодка-однодеревка', арханг. (Подв.), азовск. (Кузнецов); ср. сербохорв. ду̯б, а также Фасмер, RS 4, 172 и сл. Ср. дубра́ва. [См. еще Славский, 1, стр. 139 и сл. Махек (Jména rostlin, стр. 130) повторяет сближение *dǫbъ и нем. Tanne, герм. *tanwō в качестве слов 'праевроп.' происхождения. Фальк ('Scando- Slavica', 4, 1958, стр. 265 и сл.) предложил новую этимологию - из и.-е. *dheub-; ср. польск. dub, dziub 'дупло', что требует допущения в слав. dǫbъ инфикса -n-. - Т.] (Фасмер)
Дуб. Общеславянское слово индоевропейской природы. Согласно одной из наиболее убедительных теорий происхождения этого слова, оно восходит к той же основе, что и ирландское dub - 'черный' (сердцевина дуба имеет черный цвет).
Происхождение слова дуб в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.
Дуб. Общеслав. индоевроп. характера. Этимология не установлена. Обычно объясняется как суф. производное (суф. -б), от той же основы (с перегласовкой о/е), что и греч. demō 'строю', др.-исл. timber 'строительный лес', эст. tamm 'дуб' и т. д. В таком случае дуб - 'строительное дерево'. См. дом, ср. рубить. Более убедительным кажется объяснение слова как табуистического образования славян, того же корня, что и дупло, болг. дупка 'дыра, нора, яма', нем. tief 'глубокий'. В соответствии с этим дуб первоначально - либо 'дерево с дуплом', либо 'низинное дерево'. Слово дуб, если принимать эту этимологию, пришло на смену несохранившемуся перкъ (ср. лат. quercus 'дуб'), с той же основой, что и Перун как имя славянского языческого бога грома (в верованиях индоевропейцев - в том числе и славян - дуб постоянно связывался с богом грома).
Происхождение слова дуб в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.
Во многих индоевропейских традициях существовал культ дуба, считавшегося священным деревом, жилищем богов, небесными вратами, через которые божество может появиться перед людьми. Как и все деревья, дуб выступает в роли мирового дерева: он символизирует мировую ось, соединяющую верхний и нижний миры, живых существ и умерших предков, знаменуя центр Вселенной. Дуб означал силу, мужество, выносливость, долголетие, плодородие, благородство, верность.
Это дерево было посвящено верховным богам-громовержцам: в Греции - Зевсу, в Древнем Риме - Юпитеру, в Германии - Донару, у литовцев - Перкунасу, у славян - Перуну.
דו אב /дуб - 'двойная ++ 1. основа (крепость); 2. отец {леса -
Велес \ בעליס / баълис - 'Хозяин мне ++ основа'; ווליס - 'Бог (43/72) мне ++ основа'; בהליס / биелис // велес - '1. устрашал, пугал 2. торопил, всполошил меня ++ основа' - Велес - это леший!}'
דעוב / dub - ': דע Знание, знать; то, что известно; передавать энергию, силу (72 / 231) + + וב - 'входить, внутрь, войти внутрь; расщеплять, вставлять; сексуальный союз' (?25/231)
'
Дуб символически связывают с огнем и молнией. По мнению Дж. Фрезера, древние считали, что 'великий бог неба, объект их культа, чей ужасный голос доносился до них в раскатах грома, возлюбил-де дуб превыше остальных лесных деревьев и часто нисходил на него с грозового облака в виде молнии, оставляя в память о своем визите расщепленный, обугленный ствол и сожженную листву. Такие деревья были окружены ореолом славы, так как в их разрушении видели руку великого Громовержца'. Место, куда ударяла молния, становилось священным.
Дубовые рощи были местом совершения обрядов, важнейших ритуалов (жертвоприношения, суда, клятвы), в них устраивались праздники. Дубовая палица в качестве орудия громовержца или солнечного бога символизировала твердость власти, суровость. Венок из дубовых листьев выражал идею силы, мощи, достоинства.
В Древней Греции центром святилища Зевса в Додоне был старый дуб, под которым находился источник. По шелесту листьев этого дуба давали предсказания жрецы оракула при храме. Зевсу был посвящен и особый крылатый дуб, на который было наброшено покрывало с изображением земли, океана и звезд. В дуб и липу были посмертно превращены богами Филемон и Бавкида, здесь дуб выступает как символ супружеского счастья. 'Дубовыми' нимфами являлись дриады. В Афинах мальчик, произносивший во время элевсинских мистерий брачную формулу, увенчивался дубовыми листьями и терниями. По легенде, у Геракла была дубовая палица. По некоторым версиям из дуба была сделана мачта корабля аргонавтов.
В Риме дуб символизирует силу и долголетие. Каждый год в дубовой роще праздновалась свадьба Юпитера и Юноны, на участниках обряда были венки из дубовых листьев. Дубовые ветви носили в брачных процессиях как символ плодородия. Священным считалось и дубовое полено, с его помощью поддерживался вечный огонь в храме Весты.
Дубу отводилась значительная роль в сакральных представлениях кельтов. В частности, под дубом творит свои чары Мерлин. Кельтские жрецы, друиды, превращали дубовые рощи в настоящие святилища и культовые центры, а дубовые ветви использовали в различных ритуальных обрядах. Само слово 'друид' происходит, по мнению исследователей, от древнего названия дуба. В верованиях друидов дуб символизировал ось мира и ассоциировался с силой и мудростью. По представлениям кельтов все, что растет на этом священном дереве, является даром небес. Особую роль играет образ дуба, увитого 'золотой ветвью' омелы, причем дуб символизирует мужской принцип, а омела - женский. В эпоху христианизации кельтов многие церкви и монастыри в Ирландии часто возводились неподалеку от дубрав или отдельных дубов.
В старину у славян было распространено верование, что в дубах обитают души умерших предков. Это представление подтверждается реальным фактом древних захоронений в лесах, в частности, дубовых, - на деревьях и под деревьями. В легендах и сказках древних славян дуб зачастую является сакральным местом, с которым связана судьба человека и возле которого совершаются решающие для героев события. Дуб почитали и как дерево плодородия; сохранился обычай садить дубок при рождении ребенка.
В библейской традиции дуб - символ гордости и высокомерия; у дуба становится царем Азимелах, под дубом восседает Саул, под дубом Иаков закапывает чужих богов, на дубе находит свой конец Авессалом. У христиан дуб - эмблема Христа как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели. По некоторым версиям христианского предания крест распятия был сделан из дуба. (http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/dub/ )
Дуб - священное дерево бога Велеса\ בהל אץ / \ веэль эц - 'страх, ужас + вышел', т.е. бог Велес - в образе меДВедя, живущего в священной ДуБраве. Дуб - любимое меДВедями дерево, так как меДВеди питаются жёлудями и устраивают БЕРлоги в ДУПлах ДуБов:
דב / ДоВ // ДуБ ▬
? 23 / 231 Сефер Ецира דב - 'брусок, конечность, рука -- 'медвежья рука - лапа' то, чем действуют {ср. ДУБина, ДУБинка} [פעל ^ Lap -----► ЛАПать]-----
: דב - сдавливать, выдавливать, выводить наружу (действием импульса, давления изнутри наружу)
'меДВедь' \ מדב יד / меДВ йад = 'меДВежья, от меДВедя + лапа, передняя нога животного (ФШ-240)' ---------- מדב ידד / меДВ йадъд - с медведем подружиться -----------------------------
Именно из дуба всегда делали твёрдый киль кораблей.
А вот БУК распиливается на тонкие дощечки, из которых делали... страницы для священных книг - и на этих дощечках вырезали БУКвы, называвшиеся "БУКИ". Бук \ בואך / boukh - "в нём действительно входит {слово божье}", т.е. שם / Сам Бог \ בואג - "в нём входит Всемогущий Бог (# 2/231 אג - начальные буквы - אלהים גבורה /элохим гвура - 'Бог силы; 2. - אלהים גבור /элохим гибор - 'Бог Всемогущ; Всемогущий Бог (стр.254 Совр.кабб.энцикл.)' + Бог героев, мужей; + Имя Бога для пятого сефирота - /גבורה /Гвура //Гебурах; + + אג Произносить буквы,)"/ Слово "Дуб" \ דוב - " דו / до, ду- 'два, двойственность; любовь, дружба' ( 62/231) ++ וב - 'входить, внутрь, войти внутрь; расщеплять, вставлять; сексуальный союз' (?25/231)".
Таким образом, слово "ДУБ" означало не только громадное дерево, но главным образом большое дупло \ דו פלאו / du пло - 'двое ++ чудо Его'\ , которое рассматривалось древними и как убежище для двоих в святом месте (Дуб - священное дерево Перуна - благодатного), и как вход в иной мир, и часто служила берлогой для образа бога Велеса - медведя - дова \ דב / дов или "ДИВ".
[דאב] ------► דואב / доэв // доб /// дуб - 'скорбит, огорчается' (находится в трауре) - из дубовой колоды делали гробы, которые не гнили долгие века.
ЕМЕН (казахск.) - "дуб".
▬ "емен" \ אמן / амен // эмен - "истина, правда; да будет так!" Это в точности соответствует ивр. דובב / довъв // дубб - "говорит, произносит, шепчет; побуждает говорить, произносит".
В древности люди приходили, как в Храм, в священные дубовые рощи и там как бы с ними разговаривал Бог אל / Эл, шепча листвой אלן / илана - дуба.
В дубовых рощах любили жить медведи (דב / дов // дуб - "медведь") и.... кабаны-свиньи, которые любят кушать жёлуди. Таким образом, плоть кабана, насыщаясь плотью "бога" (שלו די / шело ди // желу дь = "Его, то что ему дай Бог ++ который этот"), сама становится "плотью Бога Эла".
Именно поэтому в письменной Торе существует запрет на поедание мяса свиньи, так как первой заповедью была "Да не будет у тебя других богов (кроме Меня)".
Фрэзер в Золотой ветви описывает ритуальное поедание СЫРОЙ плоти свиньи у древних греков, которые сбрасывали свиней со скалы, а потом ели "плоть богини Персефоны", и у древних германцев.
У христиан это ритуальное поедание плоти бога (Адониса) было заменено обычаем поедания облатки и запивания её вином ("кровью" бога Диониса).
У иудеев и мусульман также существует ритуальное поедание плоти Бога в виде ритуального поедания плоти бар-ашка \ בר אש / бар эш - "сын огня", а огонь - это бог Яхве \ יכוה / йахве - "Он опалит, обожжёт". ---------------► Вот почему апостол Павел отменил ЗАПРЕТ на свинину, если её очистит ОГОНЬ \ הו גונה // О гонь = "Бог защитит".
И весь этот ряд, конечно, закончим обычаем поклонения дубу, как священному дереву у всех народов.
У древних славян был обычай при рождении сына-богатыря - забивания в молодой дубок металлического болта. Дуб рос и рос богатырь. И когда он входил в возраст Отрока Бога (Ис. 42), дуб срубали и вырезали из его древесины с болтом боевую дубину для БОГА-тыря \ багатура \ баатура.
дубрава
дубра́ва дубро́ва, укр. дубро́ва также дiбро́ва, ст.-слав. дѫбрава δρυμός (Син. Пс., Euch. Sin.), болг. дъбра́ва, сербохорв. ду̀брава, Ду̀брȏвник - местн. н., словен. dobrȃva, чеш. doubrava, польск. dąbrowa, в.-луж., н.-луж. dubrawa. Производное на -аvа, -ova от праслав. *dǫbrъ (см. дуб), ср. др.-чеш. dúbra 'tempe i. е. pascua in montium convallibus'; cм. Гебауэр, Slovn. Staroč. 1, 352; Бернекер 1, 215. Следует отвергнуть сравнение с греч. гомер. δένδρεον; см. Мейе, Et. 373; против см. Бернекер (там же) и Клечковский (Baudoulnowi de Courtenay 177). Невероятно сравнение с лит. duobė̃ 'яма' (Ильинский, РФВ 78, 207), несмотря на укр. дiбро́ва, а также сопоставление с дебрь; см. Брюкнер 85 и сл.; иначе - он же, AfslPh 39, 7. Лишено оснований также и привлечение лит. dum̃blas 'болото', лтш. dum̃brs 'болото', dumbrava 'топкая местность' (Вайан, RES 14, 224).
דבב רבה // dubb rawa = '1) говорить 2) шептать, говорить шёпотом + многочисленные'
Дуб ассоциируется с добротой Бога.
В древности повсюду были священные рощи - дубравы, куда ходили, чтобы поговорить с Богом. Шуршание листьев дуба ассоциировалось с шёпотом (דבב /давав // dubb ) Бога. Дуб был деревом Зевса, Юпитера, Перуна - http://polbu.ru/frezer_goldbranch/ch14_all.html
דבה / дуба - 'медведица' - в дуплах дубов устраивали лёжки медведицы с медвежатами. Медведи очень любят есть желуди -плоды дуба - дерева вечности: שעו לעד / шо лаъд // жо луд = ' время его; обращать внимание его + вечность', так как жолуди могут очень долго храниться, не портясь.
שלו די / шело ди = ' принадлежащий Ему (Б-гу) + который' ( отсюда - 'пёс шелудивый' - пес - раб, который служит за хлеб ▬ פת /пет // пес)
Древние люди (לו די / лу ди = 'Ему, дай Б-г ему + который', люди - ' которые Ему (принадлежат)') мололи желуди и добавляли их в муку. Людям можно есть жеЛуди и сегодня (http://mozhnolii.ru/mozhno-li-est-zheludi/ )
דבאניתי, דבבניתי /довенити - 'делил богатство, добычу (на базе - בז /баз - 'добыча') при помощи говорения, устного жребия': один казак берёт предмет и кричит: кому?! Другой, отвернувшись и не видя предмета, кричит имя того, кому этот предмет достаётся.
Отсюда и слова 'надул, проДУВНой'
Дувр
Старейший порт в Англии на берегу Английского пролива 'Па-де-Кале'
דוברה /довра = 'плот'; 'средство для переправы'
[עבר] - דעבר /дъавар = 'то что переправляет' (ד - арамейский артикль, наподобие английского 'the')
Дуга - раДуга
עוג УГ, УГА - круг, {пирОГ (круглый)}.
Круг - в любом случае вогнутая фигура, часть круга - ДУГА,