род. п. ду́ба, дуби́на, укр. дуб, ст.-слав. дѫбъ δένδρον (Супр., Euch. Sin.), болг. дъб, сербохорв. ду̯б, род. п. ду̯ба, словен. dôb, чеш., слвц. dub, польск. dąb, род. п. dębu, в.-луж., н.-луж. dub. В ст.-слав. и чеш. имеются следы основы на -u; см. Мейе, RS 6, 132. Ср. др.-прусск. dumpbis "дубильная кора" (Потт, KSchlBeitr. 6, 113; Траутман, AprSprd. 324). Наряду с этим ср.-болг. дѫбръ "silva", укр. дубра́к - раст. "дубровка, живучка, Ajuga", польск. диал. dąbrowy "дубовый", диал. dąbrza "дубрава" (Бернекер), полаб. dǫbrjánka "чернильный орешек". Первонач. знач., вероятно, "дерево"; ср. полаб. jabɫkodąb "яблоня" (Брюкнер 85). В этимологии, по-видимому, следует исходить из *dombros от *dom-ros, которое могло развиться в праславянском в основу на -u под влиянием какого-либо др. названия дерева (напр., *dybъ или *grabъ, как *grabrъ по аналогии *dǫbrъ?). Первонач. связано с греч. δέμω "строю", др.-исл. timbr, англос. timber, д.-в.-н. zimbar "строительный лес, деревянное строение, жилище, комната", гот. timrjan "строить, сооружать"; см. Миккола, Ursl. Gr. 124; Брандт, РФВ 21, 220; Педерсен, Kelt. Gr. 1, 186; Уленбек, Got. Wb. 146 и сл.; KZ 40, 554; Клечковский, Baudouinowi de Courtenay 180. Сомнительна праформа *dom-bhu̯o "материал на постройку дома", реконструируемая Уленбеком и Клечковским (см. Бернекер 1, 216). Педерсен (там же) связывает со словом дуб также еще ирл. omna "дуб", где отсутствует начальный d-. Менее убедительно сближается слав. dǫbъ с д.-в.-н. tanna "ель", др.-инд. dhánvan-, dhánuṣ "лук" (Уленбек, KZ 40, 554; Брюкнер, там же). Вайан (RES 14, 224) сравнивает это слово с лит. dum̃blas "болото", daubà "долина, низина", лтш. dum̃brs "топкая болотистая местность" и предполагает развитие знач. "болото" > "лес" > "дерево". Неубедительно сравнение с греч. τυφλός "слепой, темный", ирл. dub "черный", гот. dumbs "тупой", откуда dǫbъ якобы "темное дерево" (Бернекер 1, 216 и сл., аналогично Леви, KZ 40, 420). Неудовлетворительно в фонетическое и семантическом отношении возведение к *dhūmros (ср. лат. fūmus, греч. θυμός; см. дым), т. е. "дерево темного цвета" (Лер-Сплавинский, Mélanges Belić 412 и сл.; Милевский, PF 16, 198 и сл.). Др.-инд. dhūmrás "дымчатый, серый" соответствовало бы слав. *dybrъ, ср. лы́ко. Диал. дуб "лодка-однодеревка", арханг. (Подв.), азовск. (Кузнецов); ср. сербохорв. ду̯б, а также Фасмер, RS 4, 172 и сл. Ср. дубра́ва. [См. еще Славский, 1, стр. 139 и сл. Махек (Jména rostlin, стр. 130) повторяет сближение *dǫbъ и нем. Tanne, герм. *tanwō в качестве слов "праевроп." происхождения. Фальк ("Scando- Slavica", 4, 1958, стр. 265 и сл.) предложил новую этимологию - из и.-е. *dheub-; ср. польск. dub, dziub "дупло", что требует допущения в слав. dǫbъ инфикса -n-. - Т.] (Фасмер)
Во многих индоевропейских традициях существовал культ дуба, считавшегося священным деревом, жилищем богов, небесными вратами, через которые божество может появиться перед людьми. Как и все деревья, дуб выступает в роли мирового дерева: он символизирует мировую ось, соединяющую верхний и нижний миры, живых существ и умерших предков, знаменуя центр Вселенной. Дуб означал силу, мужество, выносливость, долголетие, плодородие, благородство, верность. Это дерево было посвящено верховным богам-громовержцам: в Греции - Зевсу, в Древнем Риме - Юпитеру, в Германии - Донару, у литовцев - Перкунасу, у славян - Перуну.
דו אב /дуб - "двойная ++ 1. основа (крепость); 2. отец {леса -
Велес \ בעליס / баълис - "Хозяин мне ++ основа"; ווליס - "Бог (43/72) мне ++ основа"; בהליס / биелис // велес - "1. устрашал, пугал 2. торопил, всполошил меня ++ основа" - Велес - это леший!}"
Дуб символически связывают с огнем и молнией. По мнению Дж. Фрезера, древние считали, что "великий бог неба, объект их культа, чей ужасный голос доносился до них в раскатах грома, возлюбил-де дуб превыше остальных лесных деревьев и часто нисходил на него с грозового облака в виде молнии, оставляя в память о своем визите расщепленный, обугленный ствол и сожженную листву. Такие деревья были окружены ореолом славы, так как в их разрушении видели руку великого Громовержца". Место, куда ударяла молния, становилось священным.
Дубовые рощи были местом совершения обрядов, важнейших ритуалов (жертвоприношения, суда, клятвы), в них устраивались праздники. Дубовая палица в качестве орудия громовержца или солнечного бога символизировала твердость власти, суровость. Венок из дубовых листьев выражал идею силы, мощи, достоинства.
В Древней Греции центром святилища Зевса в Додоне был старый дуб, под которым находился источник. По шелесту листьев этого дуба давали предсказания жрецы оракула при храме. Зевсу был посвящен и особый крылатый дуб, на который было наброшено покрывало с изображением земли, океана и звезд. В дуб и липу были посмертно превращены богами Филемон и Бавкида, здесь дуб выступает как символ супружеского счастья. "Дубовыми" нимфами являлись дриады. В Афинах мальчик, произносивший во время элевсинских мистерий брачную формулу, увенчивался дубовыми листьями и терниями. По легенде, у Геракла была дубовая палица. По некоторым версиям из дуба была сделана мачта корабля аргонавтов.
В Риме дуб символизирует силу и долголетие. Каждый год в дубовой роще праздновалась свадьба Юпитера и Юноны, на участниках обряда были венки из дубовых листьев. Дубовые ветви носили в брачных процессиях как символ плодородия. Священным считалось и дубовое полено, с его помощью поддерживался вечный огонь в храме Весты.
Дубу отводилась значительная роль в сакральных представлениях кельтов. В частности, под дубом творит свои чары Мерлин. Кельтские жрецы, друиды, превращали дубовые рощи в настоящие святилища и культовые центры, а дубовые ветви использовали в различных ритуальных обрядах. Само слово "друид" происходит, по мнению исследователей, от древнего названия дуба. В верованиях друидов дуб символизировал ось мира и ассоциировался с силой и мудростью. По представлениям кельтов все, что растет на этом священном дереве, является даром небес. Особую роль играет образ дуба, увитого "золотой ветвью" омелы, причем дуб символизирует мужской принцип, а омела - женский. В эпоху христианизации кельтов многие церкви и монастыри в Ирландии часто возводились неподалеку от дубрав или отдельных дубов.
В старину у славян было распространено верование, что в дубах обитают души умерших предков. Это представление подтверждается реальным фактом древних захоронений в лесах, в частности, дубовых, - на деревьях и под деревьями. В легендах и сказках древних славян дуб зачастую является сакральным местом, с которым связана судьба человека и возле которого совершаются решающие для героев события. Дуб почитали и как дерево плодородия; сохранился обычай садить дубок при рождении ребенка.
В библейской традиции дуб - символ гордости и высокомерия; у дуба становится царем Азимелах, под дубом восседает Саул, под дубом Иаков закапывает чужих богов, на дубе находит свой конец Авессалом. У христиан дуб - эмблема Христа как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели. По некоторым версиям христианского предания крест распятия был сделан из дуба. (http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/dub/ )
Дуб - священное дерево бога Велеса\ בהל אץ / \ веэль эц - "страх, ужас + вышел", т.е. бог Велес - в образе меДВедя, живущего в священной ДуБраве. Дуб - любимое меДВедями дерево, так как меДВеди питаются жёлудями и устраивают БЕРлоги в ДУПлах ДуБов:
דב / ДоВ // ДуБ ▬ "меДВедь" \ מדב יד / меДВ йад = "меДВежья, от меДВедя + лапа, передняя нога животного (ФШ-240)" ---------- מדב ידד / меДВ йадъд - с медведем подружиться -----------------------------
דבב /давав // dubb - "1) говорить 2) шептать, говорить шёпотом"------- מדבב ידד / медвв едд = "из говорения шёпотом + подружился" -----медведи ОЧЕНЬ НЕ ЛЮБЯТ криков, громкого разговора и терпят тех, кто говорит шёпотом.
Священный дуб также что-то шепчет своими листьями.
[דאב] ------► דואב / доэв // доб /// дуб - "скорбит, огорчается" (находится в трауре) - из дубовой колоды делали гробы, которые не гнили долгие века.
ЕМЕН (казахск.) - "дуб".
▬ "емен" \ אמן / амен // эмен - "истина, правда; да будет так!" Это в точности соответствует ивр. דובב / довъв // дубб - "говорит, произносит, шепчет; побуждает говорить, произносит".
В древности люди приходили, как в Храм, в священные дубовые рощи и там как бы с ними разговаривал Бог אל / Эл, шепча листвой אלן / илана - дуба.
В дубовых рощах любили жить медведи (דב / дов // дуб - "медведь") и.... кабаны-свиньи, которые любят кушать жёлуди. Таким образом, плоть кабана, насыщаясь плотью "бога" (שלו די / шело ди // желу дь = "Его, то что ему дай Бог ++ который этот"), сама становится "плотью Бога Эла".
Именно поэтому в письменной Торе существует запрет на поедание мяса свиньи, так как первой заповедью была "Да не будет у тебя других богов (кроме Меня)".
Фрэзер в Золотой ветви описывает ритуальное поедание СЫРОЙ плоти свиньи у древних греков, которые сбрасывали свиней со скалы, а потом ели "плоть богини Персефоны", и у древних германцев.
У христиан это ритуальное поедание плоти бога (Адониса) было заменено обычаем поедания облатки и запивания её вином ("кровью" бога Диониса).
У иудеев и мусульман также существует ритуальное поедание плоти Бога в виде ритуального поедания плоти бар-ашка \ בר אש / бар эш - "сын огня", а огонь - это бог Яхве \ יכוה / йахве - "Он опалит, обожжёт". ---------------► Вот почему апостол Павел отменил ЗАПРЕТ на свинину, если её очистит ОГОНЬ \ הו גונה // О гонь = "Бог защитит".
И весь этот ряд, конечно, закончим обычаем поклонения дубу, как священному дереву у всех народов.
У древних славян был обычай при рождении сына-богатыря - забивания в молодой дубок металлического болта. Дуб рос и рос богатырь. И когда он входил в возраст Отрока Бога (Ис. 42), дуб срубали и вырезали из его древесины с болтом боевую дубину для БОГА-тыря \ багатура \ баатура.
дубрава
дубра́ва дубро́ва, укр. дубро́ва также дiбро́ва, ст.-слав. дѫбрава δρυμός (Син. Пс., Euch. Sin.), болг. дъбра́ва, сербохорв. ду̀брава, Ду̀брȏвник - местн. н., словен. dobrȃva, чеш. doubrava, польск. dąbrowa, в.-луж., н.-луж. dubrawa. Производное на -аvа, -ova от праслав. *dǫbrъ (см. дуб), ср. др.-чеш. dúbra "tempe i. е. pascua in montium convallibus"; cм. Гебауэр, Slovn. Staroč. 1, 352; Бернекер 1, 215. Следует отвергнуть сравнение с греч. гомер. δένδρεον; см. Мейе, Et. 373; против см. Бернекер (там же) и Клечковский (Baudoulnowi de Courtenay 177). Невероятно сравнение с лит. duobė̃ "яма" (Ильинский, РФВ 78, 207), несмотря на укр. дiбро́ва, а также сопоставление с дебрь; см. Брюкнер 85 и сл.; иначе - он же, AfslPh 39, 7. Лишено оснований также и привлечение лит. dum̃blas "болото", лтш. dum̃brs "болото", dumbrava "топкая местность" (Вайан, RES 14, 224).
דבב רבה // dubb rawa = "1) говорить 2) шептать, говорить шёпотом + многочисленные"
Дуб ассоциируется с добротой Бога.
В древности повсюду были священные рощи - дубравы, куда ходили, чтобы поговорить с Богом. Шуршание листьев дуба ассоциировалось с шёпотом (דבב /давав // dubb ) Бога. Дуб был деревом Зевса, Юпитера, Перуна - http://polbu.ru/frezer_goldbranch/ch14_all.html
דבה / дуба - "медведица" - в дуплах дубов устраивали лёжки медведицы с медвежатами. Медведи очень любят есть желуди -плоды дуба - дерева вечности: שעו לעד / шо лаъд // жо луд = " время его; обращать внимание его + вечность", так как жолуди могут очень долго храниться, не портясь.
שלו די / шело ди = " принадлежащий Ему (Б-гу) + который" ( отсюда - "пёс шелудивый" - пес - раб, который служит за хлеб ▬ פת /пет // пес)
Древние люди (לו די / лу ди = "Ему, дай Б-г ему + который", люди - " которые Ему (принадлежат)") мололи желуди и добавляли их в муку. Можно есть желуди и сегодня (http://mozhnolii.ru/mozhno-li-est-zheludi/ )
דבאניתי, דבבניתי /довенити - "делил богатство, добычу (на базе - בז /баз - "добыча") при помощи говорения, устного жребия": один казак берёт предмет и кричит: кому?! Другой, отвернувшись и не видя предмета, кричит имя того, кому этот предмет достаётся.
Отсюда и слова "надул, проДУВНой"
Дувр
Старейший порт в Англии на берегу Английского пролива "Па-де-Кале"
דוברה /довра = "плот"; "средство для переправы"
[עבר] - דעבר /дъавар = "то что переправляет" (ד - арамейский артикль, наподобие английского "the")
Дуга - раДуга
עוג УГ, УГА - круг, {пирОГ (круглый)}.
Круг - в любом случае вогнутая фигура, часть круга - ДУГА,
\ ראה דעוגה / Раа дуга = "увидел Бог (69/72) ++ который круг (небесный и земной)"
• РаДуГа
• \ ראה דואגאה / Raa doэгаа = "Господь усмотрел ++ он беспокоится ++ стремится вверх"
По библейской легенде (Быт.8:21) Господь закаялся делать всемирный потоп и в знак мира и спокойствия установил наверху радугу \ ראה דואהגה / Raa duaga = "Господь (69/72) поглядел ++ он летает, парит ++ [הגה] произносит, учит, мыслит, ворковать голубю (см. Быт. 6:8, 11) ".
Быт. 9: 11-17:
• поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.
• И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда:
• Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею.
• И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке;
• и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.
• И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.
• И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.
▬ дуга - это раДуга!
Слово "Дуга" \ דואה גאה / дуа гаа = "летает, парит ++ стремится вверх; большой подъём воды {намёк на потоп}"
дуда, дудка - см. дядя
\ כוסתי / кости - "כו здесь Господь Б-г ++ כוס чаша, сосуд, бокал, стакан {содержащий} святое Господу (סת = = 460 = = קדש ליהוה - надпись на налобнике первосвященника;) и мне
"кость" \ כו עושה סתי / Ко осэ сти = "Господь Бог ++ делает ++ Святые Господу (нетленные кости);
Кости - дудки
Из фильма "Илья Муромец"- тугары под стенами Киева кричат русам, которые на стенах:
"Приводите к нам на потеху княгиню Апраксию, а не то, князь, из твоих костей дудки сделаем. "
"его кости бросают нам, мы из них делаем флейты " (о древних людях - Бальмонт)
из пустых костей предков делали священные флейты -
kang-gling) Канглинг,
- ритуальная тибетская флейта. Изготавливался обычно из бедренной или большеберцовой кости человека, зачастую оправляемой в металл; либо (реже) полностью из металла. Название составлено из слов:
כאן גליל (הליל) / кан глил (הליל / halil // ghlil) - "здесь ++ цилиндр (флейта)"
\ דודקא /дуд кА // Давид кА - "דו второй, в паре с тобой + + דוד священный дух, предок - Давид; + דוד котёл (сосуд для варки костей)+ + דק оболочка, пелена {саван} ++ דק небо + + קא/ кА - что это?"
דודכא / давидка // дудка - "предок Давид, дудка ++ угнетать, притеснять" - Давидкой в Израиле в войне за независимость 1948 года называли самодельный миномёт, который наводил страх на арабов своим мощным звуком.
- верили, что в звуках священных дудок, сделанных из кости или из священного дерева, либо из говорящего тростника-калама-папирУса (ПАПИРОСА - священный огонь и опьяняющий (чистый - כטהר / катар - как бы ритуально чистый) дым -קטר / катар - во рту шамана) был голос предков, который разгадывали после того, как выпьют опьяняющий напиток
{кости содержат ценный костный мозг, а пустые -содержали дух предка};
דוד / дуд - "котёл (также почитавшийся священным сосудом -вспомним сказку, как Иван-дурак, поварившись в котле святой воды, а потом прыгнув [Баня \ בניע - "в ניע движении" - в бане сын (בן - доверенный слуга, как сын) хлестал вениками от священных деревьев, нагоняя в тело здоровый дух] в котёл с холодной водой, превращается в умного красавца Иван-царевича)" ++ יה Господь Б-г"
Самым сильным наказанием считалось осквернением останков умерших и их потревоживание.
В Древней Ассирии в Ниневии "у восточных ворот "Вход толп народов" в клетках на собачьей цепи сидели цари, плененные Ашшурбанипалом, и толкли в ступах вырытые из могил кости своих предков". [Вавилон легендарный и Вавилон исторический В. А. Белявского