Бершадский Владимир Евгеньевич: другие произведения.

14 - Рязань - эрзань

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бершадский Владимир Евгеньевич (vladimir.b-52@mail.ru)
  • Обновлено: 27/02/2024. 40k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Почему не восстанавливалась Старая Рязань? Потому, что она стояла на правом берегу Опасной реки Оки и была подвержена нападениям степных находников за рабами.

  •   Рязань
      http://vladimirbershadsky.info/page/rjazanskaja-zemlja-erzjanskaja
      761Рязанская земля эРзянская [Просмотр]
      Рубрика: מ - МЕСТА, России
      2012-06-08
      
      Почему не восстанавливалась Старая Рязань?
      Потому, что она стояла на правом берегу Опасной реки Оки и была подвержена нападениям степных находников за рабами.
      
      Рязань
      Комментарии Владимира Бершадского
      С. Колибаба пишет:
      Этимология согласно cловарю Макса Фасмера:
      Словарь В. И. Даля:
      а) {официальная} История возникновения Рязани
      б) Топоним Рязань - этимология
      - приемлемой версией в истолковании топонима РЯЗАНЬ считают происхождение его от названия одного из племен мордвы - ЭРЗЯ, ЭРЗАНЬ.
      Рязанская земля эРзянская
      Резанцы - китайцы
      Население Старой Рязани было полностью вырезано в 1237 году татаро-монголами. А стены города - разбиты таранами:
      В древности именно реку Оку считали рекой Бога Raa .
      Старая Рязань
      
      Комментарии Владимира Бершадского
      
      -------------------------------------------------------------------
      
       Комментарии Владимира Бершадского בס"ד начинаются от линии "тире" (----), могут быть заключены в {фигурные скобки} и заканчиваются линией "итого" ב"ה
      
       ======================================
      
      С. Колибаба пишет:
      Рязань - этимология топонима (http://world.lib.ru/k/kolibaba_s_n/top82.shtml )
      
       А Вы хотели все просто объяснить.
       Не получиться! "У нас в Рязани -
       грибы с глазами,
       Их ядять, они глядять"
       (так в Рязани говорят)
      
       Romma.ru
      
      Попытки рационально истолковать топоним РЯЗАНЬ начали предприниматься в начале XIX века, однако исследователям не удалось "открыть" смысл имени, ситуация аналогична остальным именам и терминам русского языка (и другим) - ОНИ НЕ ДЕШИФРУЮТСЯ, утеряна связь с САКРАЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ античности и средневековья - ивритом.
      
      Этимология согласно cловарю Макса Фасмера:
      
      "др.-русск. Рязань (часто в Пов. врем. лет). Сомнительно в фонетическом отношении исключительно популярное возведение к морд. erza или erzan "эрзянский" (Бубрих, Sborník Рrасí I. Sjezdu 2, 456 и сл.; Шахматов у Монгайта, Кратк. Сообщ. 16, 105). Скорее это производное от собств. Рѣзанъ, букв. "вырезанный (из чрева матери)" с ранней ассимиляцией гласных - Рязанъ. Ненадежно".
      
      Словарь В. И. Даля:
      "Рязань (резань?) - мелкие яблочки".
      
      Прошлое (система) подаёт нам СИГНАЛ (Рязань!), согласно устройству (природе) нашей психики мы обязаны отреагировать на этот СИГНАЛ, в сознании получателя сигнала должны произойти изменения (информация) под влиянием этого сигнала. Однако этого НЕ ПРОИСХОДИТ, мы потеряли СМЫСЛ этого СИГНАЛА, не способны произвести ОЦЕНКУ той информации, которую нам передаёт мыслящий деятель средневековья, СИСТЕМА ПРИЕМСТВЕННОСТИ (традиции) - ЗАБЛОКИРОВАНА.
      
      а) {официальная} История возникновения Рязани
      
      Киевская Русь начала колонизацию берегов Оки со времени походов князя Святослава в 964 году на вятичей, летопись сообщает, что князь Святослав спросил вятичей: "кому дань даете?", а те отвечали "даем Козаром по ШЕЛЯГУ от рала"; термин иврита "шелег" - снег, быть белым (серебряная монета) употреблялся в средневековых еврейских общинах Польши - монетный, кружечный сбор с ремесленников. После распада Хазарского каганата (965), вероятно в связи с природным стихийным бедствием, затоплением его центра {???} (князь Святослав "завоёвывал" каганат, сидя в ладье), Святослав приводит вятичей к покорности и накладывает дань (966). Однако вскоре, когда Святослав воевал в Болгарии, вятичи прекращают выплату дани, сын Святослава Владимир дважды воюет с вятичами в 981 и 982 гг., затем следует война 988 г., по результатам которой вятичи были приведены под "княжескую руку" и верховья Оки вошли в состав земель Киевской Руси.
      
      Дальнейшее продвижение русских на восток в этом регионе было остановлено Волжской Булгарией, с которой было несколько военных столкновений, однако видимо торговые интересы (выход на Волгу) возобладали, сохраняя контроль над Окой, русские поддерживали с Булгарией мирные отношения. Территория Муромско-Рязанского княжества досталась князю Глебу (по крещению Давид, "от болгарыни" 1013-1015, убит). После Глеба-Давида контроль над Муромско-Рязанским наместничеством осуществлял третий сын Ярослава Владимировича - Святослав Ярославич (1027 -1076), князь черниговский, с 1073 великий князь киевский. Следующим правителем муромско-рязанских земель входящих в состав Черниговского княжества был Давыд Святославич (или Давид Святославич, 1050-1123); князь переяславский (1073-1076), князь муромский (1076-1093), князь смоленский в (1093-1095 и 1096-1097), князь новгородский в (1094-1095), князь черниговский (1097-1123). Отметим, что с 1055 года на юго-восточных рубежах муромско-рязанского удела происходили постоянные столкновения с кочевниками: торками, печенегами, а чуть позже - половцами; саму Русь раздирали усобицы между сыновьями Ярослава, активное участие в междоусобной войне приняли потомки сыновей князя Ярослава (дяди и двоюродные братья воевали между собой).
      
      В русской историографии принято считать началом выделения русских удельных княжеств - время раздела Руси между сыновьями Ярослава Мудрого в 1054 году, затем последовало решение Любечского съезда князей - "каждый да держит отчину свою", в 1097 году; при этом Киев всегда оставался главным и самым мощным княжеством. Половецкая угроза заставила князей прекратить междоусобные распри (на время), Владимир Мономах и его сын и наследник Мстислав Великий дипломатическим путём, а также через захваты и династические браки смогли вернуть "уделы"-княжества под контроль Киева.
      
      В XII веке летописцы стали применять для наименования княжеств термин "ЗЕМЛЯ", которым раньше называлась только Русь в целом (Русская земля) или другие страны; "земли" выступали самостоятельными субъектами международных отношений и управлялись собственными династиями Рюриковичей. При распаде на "уделы" сохранялось единство княжеского рода и церкви; к началу монгольского нашествия (1237) общее количество княжеств, включая удельные (формально под властью Великого князя, своя монета, учреждения, власть), достигало 50, в XIV веке - 250; подобные процессы "удельного" деления происходили в Германии и в других странах. Первоначально Муромо-Рязанское (наименование условно) княжество выделилось из Черниговского в 1127 году, затем обособилось Рязанское княжество (1129-1510), со столицей Рязань (Старой), во время монгольского нашествия город Рязань был перенесен (в 1237 разорен монголами) в Переяславль-Рязанский (Новая Рязань), на 60 км севернее, с конца XIII в. великое княжество.
      
      б) Топоним Рязань - этимология
      
      Формы топонима встречаемые в летописях - Резань, Рѣзань, Рязань, так как этимология названия в русских летописях не описана, то все существующие интерпретации привязываются к литературному русскому языку и носят гадательный характер - официальной наукой признаны лишь как версии. Отметим, что буква ять ѣ "в старославянском обозначала некий долгий гласный, предположительно [æ:] или дифтонг [ie:] (Википедия), точное произношение этой йотированный буквы неизвестно, в "славянских" языках её выговаривали по-разному (е, ё, я).
      
      В истории Киевской Руси рязанские земли - восточный пограничный рубеж по реке Оке, на юге Дикое поле (печенеги, позже половцы), на востоке - Волжская Булгария, западный сосед Черниговское княжество (Рязань в раннем периоде его часть), на севере - Ростовско-Суздальское княжество (XI в.). Река Ока впадает в Волгу (Каспий), западная граница Рязанского княжества река Дон (Азовско-Черноморский бассейн); вероятно, на западе рязанской земли существовал переход (волок, 10-15 км), торговый путь проходил по притокам рек: Волга, Ока, Проня, Ракова - волок - Дон (археологи находят в регионе арабские монеты, выпущенные в VIII в.); арабы отмечали наличие торгового пути Булгар-Киев. Персидские и арабские географы считали страну булгар самой северной в мире страной, населённой мусульманами, находящейся в седьмом климате; отметим, что Волжская Булгария находилась в вассальной зависимости от Хазарского каганата вплоть до его падения в 965, соответственно торговые связи находились под контролем хазар; ислам был принят в 922 году.
      
      Литература
      Впервые топоним Рязань упоминается в Лаврентьевской летописи под 1096 г., когда изгнанный из Чернигова князь Олег Святославич пошел к Смоленску, "и не прияша его смолняне и иде к Рязаню", следовательно, уже в это время здесь существовало укрепленное поселение, не имеющее статуса КНЯЖЕНИЯ, возможно НАМЕСТНИЧЕСТВО или волость, под управлением Черниговских князей. Как независимое княжество Рязань выделилось только в начале XII века (1129), до этого времени территории входили в состав Черниговского княжества; в историографии принято обозначать территорию до выделения Рязани как - Муромско-Рязанское княжество. Итак, в 1096 г. в летописях впервые упоминается топоним РЯЗАНЬ, мы подошли к интересующему нас МОМЕНТУ ИСТОРИИ - ситуации ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОПОНИМА.
      
      Место (локализация)
      Городище Старая Рязань расположено на берегу Оки, неподалёку от впадения реки Проня, на этом месте находилась древняя столица княжества, носившая название Рязань; в 1237 году город был разрушен ханом Батыем и не восстановился; столицу перенесли в Переславль-Рязанский (60 км на север), которому позже было дано имя Рязань.
      
      Имя (топоним)
       Варианты истолкования:
      - историк XIX века Д. И. Иловайский производил название города от местного слова "ряса", обозначавшего топкое, несколько болотистое место;
      - М. Н. Тихомиров считал, что название "Рязань" надо искать в корнях мордовских слов и сближать его с племенным названием мордвы - "эрзя";
      - в XIX в. Т. Я. Воздвиженский (1822) сближал топоним Рязань с наименованием древнерусской денежной единицы резаны; арабская серебряная монета - диргем - для удобства расчета разрубалась на куски - резаны (или резанцы); археологи находят арабские монеты VIII века;
      - по мнению И.М. Дворова (1960), наименование Рязань произошло от слова "ряж", которым обозначалось крепостное строение в виде деревянного сруба, погружаемого в грунт и заполняемого обыкновенно вязкой, жидкой глиной или булыжником;
      - в работе "Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских", "Исследование о происхождении и о значении имени Рязань". М., 1874, священником Н.В. Любомудровым была высказана версия, согласно которой топоним Рязань возник из наименования одного из мордовских племен - эрзя. Он писал, что арабские писатели, рассказывая о населяющих эту местность племенах (сами не ездили, торговлю вели через Булгар), не упоминают о мордве, а говорят о народе эрза, арза, эрзань или о "Земле Эрза". Любомудров считал, что под этими именами у арабов и были известны мордовские племена, которых арабы причисляли их к племенам Руси.
      
      Подведем итог:
      - приемлемой версией в истолковании топонима РЯЗАНЬ считают происхождение его от названия одного из племен мордвы - ЭРЗЯ, ЭРЗАНЬ.
      
      1) Племя,
      Иврит: РЯЗАНЬ = ЭРЗЯ, ЭРЗ+АНЬ = ЭРЭЦ אֶרֶץ страна, государство, земля; при транслитерации с языка иврит на русский язык буква "цадэ" צ передавалась русскими буквами С, Т, Ц или иногда З, например Назарет (Еврейская энциклопедия. Алфавит.).
      
      2) Христианство
      Колонизация русскими бассейна реки Ока сопровождалось ХРИСТИАНИЗАЦИЕЙ местного населения, на городище "Старая Рязань" обнаружены остатки трех каменных соборов XII века - Борисоглебского, Успенского и Спасского.
       Иврит: РЯЗАНЬ = Ь+НАЗЯР (прочитано наоборот) = נזר /НЕЗЭР - " корона, венец; аскетизм, отшельничество, монашество;
      НАЗАР נָזַר давать обет воздержания; посвящать себя чему-либо; вести аскетический образ жизни, быть в стороне от общества. НАЗИР נָזִיר аскет, отшельник, монах (монастырь).
      
      3) Власть (администрация) - основное предназначение города
      Согласно процессу развития территории Рязани, на месте городища "Старой Рязани" обнаружены языческие захоронения местного населения, однако к приходу русских эта территория была не заселена; связывать топоним с наименованием племени ЭРЗЯ очевидно нельзя.
      
      Первоначально Рязань - волость, где правили черниговские посадники или наместники князей (волость - воластилин); РЯЗАНЬ = РОЗЕН רוֺזֵן маркиз, граф, властелин;
      -------------------------------------------------------------------------------------------
      По Аввакум 1:10 - Властелины ▬ רזנים / рзаним, значит, властелин - רזן / разан :
      רז (124-е ворота из 231): "Чужой, чужестранец (זר), враг (רז /раз - "тайна"); угнетатель, ноша; кромка; изготовление короны.
       По Лемельману: ; רז - выдавать вовне
      
      =====================================
      
       т.е. феодальное владение, данное князем своему вассалу-дружиннику для прокормления и для защиты княжеских интересов. При изменении статута (полномочий) города, превращение его в княжескую резиденцию, не возникла необходимость в смене имени - ОНО СООТСТВОВАЛО новому предназначению - КНЯЖЕСКИЙ ГОРОД (местопребывания властелина земли); таким образом, мы относим имя РЯЗАНЬ к еврейскому языку.
      
      Вероятно, фонетическая близость понятий ЭРЗАНЬ-РОЗЕН-РЭЗЕН (незэр) послужила основанием для выработки в лексике общего термина обозначающего территорию - РЯЗАНЬ, каждая группа населения могла воспринимать имя по-своему. Духовенство - как миссионерское подвижничество (РЭЗЕН); князь и дружина - как волостную территорию управляемую назначенным наместником (РОЗЕН); купечество - как ЗЕМЛЮ (ЭРЗАНЬ) обетованную, где много дешевых мехов и рабов (чем собственно и торговали); язык "народа" (смердов) в то время никого не интересовал.
      
      
      
      ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
       Рязанская земля эРзянская
      
      Я склоняюсь к мысли, что первоначально слово "Рязань" происходит из ивр. ארצן /арцан - "от земли". Эрзя - группа мордовских племён, наделяемых от кагана правом владеть землёй и плативших поземельный налог.
      
      ארצע נא / Эрца на = "земля прошения, молитвы" - в Рязани, конечно, был большой храм, собор, где собирались "лутшие" люди той Эрзянской земли.
      
      Эрзя - "объеврейная" часть мордовского народа - т.н. "хазары"
      
      Мокша - группа мордовских родов, не плативших налоги - מוקשה /мокша - "твёрдый, трудный" *характер
      מכשה / мокша - "жирный" - заволжские затапливаемые ("мокрые") Окой или Волгой земли
      
      Рязянь входила в удел эрзи.
      רץ /рац - "полоса, полоска" ------ רצן /рацан // разан = "как полоса" - по берегу Оки (?)
      
      Резанцы - китайцы
      
      Б. А. Рыбаков пишет:
      "Брянский боярин Софоний (носивший в рукописях загадочное и ничем не оправданное прозвище резанца)"9. "Резанцами" называли скопцов или христиан, подвергшихся насильственной мусульманизации, обрезанию. "Рзанцами" на Волге и по сию пору прозывают мусульман.
      
      Но обрезанными были и израильтяне. К примеру, в Москве был Китай-город, но никаких "ханьцев" там отродясь не было.
      В Китай-городе жили высшие чины Московского государства "Израиль", дьяки и их семьи, высшее духовенство. Китай-город примыкал к царскому Кремлю.
      כתי / китай - "особая группа, секта; истолченные, истёртые [כתת]".
       Возможно, что в раннее время члены этой секты подвергались и обрезанию, во всяком случае, обрезанию сердца, т.е. приношению присяги. В раннее средневековье управителями государства были евнухи - у них не было семьи и их покупали из дальних краёв, поэтому у них не было и кровных родственников, поэтому царь мог верить только им. В Китае, в Византии визирями, чиновниками и даже полководцами (Нарсес) были евнухи - особая секта при высшем правителе государства.
      
      В китае-городе были обрезные брёвна, образующие тын. Эти обрезанные брёвна назывались "кита" ----- от ивр. קטע /ката - "обрубил". Поэтому "Китаем" на Руси и в Средней Азии ("Хтай, Хтой, Ктай") называли тех, кто жил отдельной сектой за стеной, а ведь ханьский Китай отделён от МаньЧжурии Великой китайской стеной.
      Но не исключено, что китаями (кара-китаями - קרא כתי / кара китай - "читающие Тору, возглашающие Бога + секта, группа"; קרע כתי / кара-китай - "обрезанные + секта, группа") называли израильтян и присоединившихся к истинной вере в Единого Бога Тэнгри - обрезанные, соблюдающими обет обрезания (фаллоса или сердца - дающие клятву, обет\ הו בית / О бейт // О бет - "Бог + дом"), который покрывал человека покровительством бога, делал его Отроком Бога, на котором дух мой (רוחי / Рухи // Руки); дающего храбрость (инициация - обрезание) - Тен-Гри (на иврите - תן-גרי /тен-гри = "Дай храбрость" или תנגרי /теНгри = "Ты изольёшь").
      רזה /резе - "похудел, уменьшил".
       Резана - денежная единица древней Руси - часть слитка Куны, которую РУБИЛИ на более мелкие части (отсюда - "Рубль") - от слова - Резать - רזה /раза - "худой, тощий"
       רזנה /резана - "урезанная"----- הרזנה /уразана // урезана - "похудевшая, урезанная" ------ {порезан - פה רזן /по разан // по резан = "здесь похудел, уменьшился"}. Отсюда же и ещё одно название поста в рамазан - "ураза", а рамазан \ רם הזנה / Ram a-zana - "высокий + кормление, совокупление", а рамадан \ רמה דן / Rama dan ▬ "высокий помост + суд"
      
      
      
       Монеты серебряные часто обрезали ножницами.
       - רזה נא / реза на - "уменьшать + просьба, мольба {дать денег, серебра, ещё монет из обрезанных кусочков}" или רזה נע /реза наъ - "уменьшать + движение".
      
      Поэтому Рязань раньше по-видимому писалась "Резань" и жили там обрезанные - -"евреи, а затем и мусульмане". "Евреи" и занимались чеканкой монеты и финансовыми операциями между землями, дальней торговлей, предусматривающей образование кумпанств {קום פניה /кум пания - "поднимать + свободных, освобождённых Богом (т.е. евреев- אברים /эварим - "свободные, крылатые, члены (кумпанств, сообществ, вносивших от себя пай в капитал кумпании)")"}.
      
      Население Старой Рязани было полностью вырезано в 1237 году татаро-монголами. А стены города - разбиты таранами:
      רצץ /рацац - "разбивать, притеснять" ----- רצצן /раццан - "разбитый, стеснённый" (обложенный осадой)
      רצח /рацах - "совершил убийство" ----- רצחן /рацхан = "убийственный, убитый"
      
      
      https://a.d-cd.net/54636e9s-1920.jpg
      
      ==================================================
      
      Далее С. Колибаба:
      
      5) Обобщение и вывод
      
       Приемлемой версией в истолковании топонима Рязань считают происхождение его от названия одного из племен мордвы - Эрза, Эрзань. Колонизация русскими бассейна реки Ока сопровождалось христианизацией местного населения, на городище "Старая Рязань" обнаружены остатки трех каменных соборов XII века - Борисоглебского, Успенского и Спасского. На месте городища "Старой Рязани" обнаружены языческие захоронения местного населения, однако к приходу русских эта территория была не заселена; связывать топоним с наименованием племени Эрзя очевидно нельзя.
      
       Иврит: РЯЗАНЬ, ЭРЗАНЬ = ЭРЗЯ, ЭРЗ+АНЬ = ЭРЭЦ אֶרֶץ страна, государство, земля. При транслитерации с иврита на русский язык библейских терминов, буква "цадэ" צ передавалась русскими буквами С, Т, Ц, а иногда З, например Назарет (Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона; Алфавит сравнительный); прописная Ц иврита графически = русской З.
      
       Вывод
      
       Никто из исследователей не использует сакральный язык - иврит. Территория вятичей входила в состав Хазарского каганата, а соответственно первым административным языком здесь был - иврит, письменный государственный язык хазар. Целесообразно установить связь топонима с сакральным языком иудеохристианства.
      
       6) Терминология иврита и библейский образ
      
       Первоначально Рязань - волость, где правили черниговские посадники или наместники князей (волость - воластилин).
      
       а) Рязань = поздний иврит - РОЗЕН רוֺזֵן маркиз, граф, властелин.
      
       б) http://biblehub.com/hebrew/7336.htm
      
       Рязань = библейский иврит - РЯЗАНЬ (так в стронге, хотя написано - Разан) רָזַן вельможа, правитель, князь.
      
       Рязанское княжество выделилось в удельный период Киевской Руси в связи со своим стратегическим положением на водных путях Днепр-Волга. Географическое положение способствовало выделение наместничества в отдельную землю-княжество, что было закреплено в топониме Рязань - князь, властелин; т.е. княжий город, резиденция князя.
      
       в) Библейский образ
      
       В Библии термин употреблен в 6 стихах.
      
       * Судей 5:3: "Слушайте, цари, внимайте, вельможи (רזן Р.З.Н., РАЗАН, РЯЗАНЬ (стронга) князь, вельможа, правитель): я Господу, я пою, бряцаю Господу Богу Израилеву".
      
       * Аввакум 1:10: "И над царями он издевается, и князья (רזן Р.З.Н.) служат ему посмешищем; над всякою крепостью он смеется: насыплет осадный вал и берет ее".
      
       * Притчи 31:4: "Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям (Р.З.Н.) - сикеру".
      
       Таким образом, смысл топонима РЯЗАНЬ - КНЯЖИЙ город, резиденция князя.
      
       Библейский термин רזן / "РАЗАН" правитель, князь, соответствует графически, фонетически (с учетом транслитерации) и исторически (процесс образования удельных княжеств) русскому топониму Рязань (они тождественны). Есть логико-историческое основание считать топоним Рязань - заимствованием библейского образа и термина.
      
      ========================================================
      
      СТАРАЯ РЯЗАНЬ.
      Загадочный город древней Руси...
      Примерно в 300 верстах от Москвы на высоком берегу Оки уже почти девять веков находится легендарное место, где когда-то был город Резань (Старая Рязань). Здесь в 1237 году в одиночку, не поддержанные другими князьями, погибли в неравном бою с татарами "близь предел Рязанских" храбрые рязанские дружины. Последующий шестидневный штурм города был ожесточённым, немногочисленные русские воины (гарнизон города) и гражданское население, как один, сражались до последнего дыхания. Горы вражеских трупов остались у стен Резани и татары с большим трудом сумели его взять. В отместку они подвергли оставшихся в живых жителей города страшным казням!
      Прискакавший в начале 1238 года из Чернигова последний из Рязанских князей Ингварь Ингваревич плакал горько, видя руины родного города, покрытые свежевыпавшим снегом!
      Незадолго до его приезда, собрав небольшую дружину, в свой последний поход против татар отправился воевода Евпатий Коловрат, ставший костью в горле у непобедимой Орды и шагнувший в Вечность Величайшим Героем!!!
      Вроде бы История Рязани в общих чертах известна всем: город в декабре 1237 года уничтожили орды хана Батыя, и с тех пор город не восстанавливался. Археологам не удалось найти следов восстановления Рязани после пожара (при раскопках, к примеру, в Москве или Муроме, также сожжённых ордынцами, эти следы чётко прослеживаются).
      Речь идёт о культурных слоях выше уровня пожарища. Проще говоря, с археологической точки зрения, история Старой Рязани завершается именно на её погроме. Затем столица княжества была перенесена в город Переяславль-Рязанский, расположенный в 60 километрах выше по течению реки Оки, который спустя почти 500 лет после Батыева погрома по указу Екатерины II в 1778 году был переименован в Рязань.
      В наши дни у подножия городища вдоль реки раскинулась одноимённая деревушка (люди жили не только в городе, но и у его подножья, в Посаде - там сегодня и находится деревня). А сама Старая Рязань - некогда столица древнего Великого Рязанского княжества - теперь выглядит как бескрайнее поле, обрамлённое рукотворными насыпями оборонительных валов. Здесь не осталось никаких построек того времени.
      По версии историков, Старая Рязань упоминается впервые в летописи в 1096 году (и яко бы других упоминаний в истории нет). К примеру город Переяславль-Рязанский (современная Рязань) был заложен в 1095 году, являясь старше своего более Древнего города на целы Год (это всё равно, что если бы Отец был младше сына на год... Вот такие они официальные историки)!!!
      Город Резань имел все шансы стать столицей древней Руси, но исчез с лица земли...
      Городище занимает колоссальную площадь почти в 70 гектаров и приподнято над рекой Окой почти на 50 метров. Ограниченное крутыми склонами оврагов и обнесённое земляными валами (а ведь были ещё и стены), городище создаёт ощущение полной неприступности. Впечатление резко усиливается, когда вы при самых благоприятных условиях в тёплую сухую погоду без дополнительных помех пытаетесь взобраться на один из склонов в обход существующей автодороги, цепляясь руками за траву в попытке удержаться от падения. И до сих пор непонятно, как зимой войско Батыя смогло взять город...
      По преданию, жители Старой Рязани героически оборонялись, обрушивая на неприятеля град стрел, обливая почти взобравшихся на скользкий обледенелый вал врагов водой и горячей смолой. Но 21 декабря 1237 года Русский город Резань продержавшись шесть дней, пал! Потом он был разграблен и сожжён дотла, а его жители зверски убиты...
      Разорённый город спустя века превратился в пашню. Но в 1790 году неожиданно напомнил о былой славе. Местный крестьянин выпахал на городище золотую царскую корону, изломал её и продал по частям как простое золото. А в 1822 году некий Калайдович углядел у крутого берега Оки два обширных холма, возникших на месте разрушенных зданий. Вблизи одного из них был найден знаменитый Старорязанский клад, а в нём 28 предметов княжеского одеяния с драгоценными каменьями и подвесками. Находку прозвали "княжескими бармами". Это самый богатый из кладов Древней Руси, и эти сокровища стали первыми экспонатами Оружейной палаты в Москве.
      А в 1836 году один из холмов раскопал сын спасского купца Тихомирова, и оказалось, что земля и мусор скрывали руины древнего храма, а в нём - восемь каменных гробов с останками рязанских князей и княгинь, погибших при нашествии Батыя. Здесь же были найдены лоскуты золотой парчи, серебряные украшения и кресты. Все эти находки бесследно исчезли...
      Полвека спустя в 1888 году достойный секретарь рязанской учёной архивной комиссии Селиванов раскопал другой холм, и разрытые руины объявил остатками соборного храма Бориса и Глеба, также порушенного Батыем. А в 1926 году Рязанский Государственный областной музей совместно с Государственным историческим музеем (Москва) организовал экспедицию для исследования Старой Рязани. Первым руководителем Старорязанской археологической экспедиции стал профессор Городцов. С тех пор и копают городище Старой Рязани...
      На территории городища с XIX века кладоискателями и археологами было обнаружено внушительное количество схронов и кладов серебряных и даже золотых вещей, которые явно прятались в спешке...
      И это не считая находок "чёрных копателей", которые никто не офишировал...
      (Старая Рязань считается самым богатым местом Древней руси по находкам различных кладов... Что говорит о Величие города)!
      ЗАГАДКА СТАРОЙ РЯЗАНИ.
      Считается что после погрома в 1237 года Рязань была брошена своими жителями, и на месте города жизнь более не возобновлялась. Никаких археологических следов восстановления города зафиксировано не было. Но как нам говорит "Повесть о разорении Рязани Батыем", дошедшая до нас в списках конца XVI-XVII веков, один из уцелевших рязанских князей Ингварь Ингваревич, вернувшись из Черниговской земли в 1238 году в Рязань, начал восстанавливать город.
      Русские люди, жившие в XIV-XVII веках упорно продолжали считать Рязань не просто заброшенным городом, а вполне существующим!
      Так, в духовном завещании Ивана Грозного (1568-1572 годы) город Старая Рязань упомянут среди остальных рязанских городов, вполне себе существовавших в то время. В грамоте его сына, царя Фёдора Ивановича от 1588 года, данной Терехову монастырю, город Резань также упоминается как существующий город, в котором даже есть местная администрация. Правда, уже в конце XVII века - в окладных книгах 1676 года, говорится, что Старая Рязань превратилась в село.
      Известный немецкий путешественник Адам Олеарий, посетивший Московию в 30-х годах XVII века с голштинским посольством, в изданном в 1656 году труде "Описание путешествия в Московию" в числе существующих в России городов в начале книги упоминает Резань.
      Сейчас сложно себе представить, но каких-то 250 лет назад трактовка гибели Резани именно в результате набега крымских татар в 1568 году, а не нашествия монголов в 1237, была вполне каноничной. Так, в серьёзном "Географическом лексиконе России", изданном в 1773 году, прямо утверждается, что Старая Рязань была уничтожена в результате татарского набега в 1568 году. Подобной версии придерживались и иностранные источники (Le grand dictionaire historique, ou Le mêlange curieux de l"histoire sacrée et profane).
      Однако в других источниках содержатся немного иные сведения. В "Летописи о многих мятежах", написанной в 1655 году (издана в 1772 году) Резань упоминается среди городов, изменивших царю Василию Шуйскому:
      "Град же Резань с пригороды и Тула и Кашира и иные города украинные царю Василью измениша и послаху в Путивль с повинными. Они ж в Путивле быша и никово в Путивле не видяху (т. е. "царя Дмитрия". - В. К.) и назад же вспять приезжаху и никако на истинъный путь не обращахуся. И собрашася вси и поставиша себе старейшину соловценина 14 сына боярского Истому Пашкова и совокупишася с тем Ивашком Болотниковым за одно и поидоша под Москву. Град же Коломну взяша взятьем и разориша его и пришед сташа от Москвы за пятьдесят верст"...
      Конечно, можно предположить, что упоминание Рязани в письменных источниках как существующего города - не более, чем дань традиции. Однако, если город запустел после 1237 года (что доказали советские археологи, если датировать пожар именно 1237 годом), то сложно представить людей, которые почти 400 лет упоминают безлюдные руины города с оплывшими валами в качестве крупного населенного пункта. И хуже того - передают эти руины по наследству, назначают туда администрацию, и даже подавляют там восстания.
      Может, русские люди в XIV-XVII веках банально путали Старую Рязань и Переяславль-Рязанский? Но в вышеприведённых нами источниках чётко указывается, что это - два разных города, которые современники не смешивали друг с другом.
      Так, согласно ещё одному письменному источнику, в 1650 году Рязань упоминается именно как город. На картах (как русских, так и иностранных, напомним лишь, что самые древние русские карты, дошедшие до нас - это после 1722 года, если не считать единичных находок конца XVII века) их составители отличают Резань от Переяславля-Рязанского...
      АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ
      Однако есть Альтернативная версия загадки "Разорения Резани"...
      И тут следует проследить историю взаимоотношения Рязанских князей с соседями, особенно с Владимиро-Суздальским князем Всеволодом Большое Гнездо, и прежде всего с ролью в этом противостоянии его среднего сына Ярослава (Отца Александра Невского)...
      Начнём погружение в Альтернативную Реальность с того, что прозвали Всеволода - Большое Гнездо за то, что у него была большая семья... И не всем детям в этой семье нравилось их положение... Одним из таких вечно всем недовольным был средний сын Ярослав, которому в вотчину был отдан городишко Переславль-Залесский. Ярослав понимал, что Великим Князем при живых старших братьях ему не стать, а роль князька в захолустье его не устраивала, вот он и задумал завладеть престолом, ни больше не меньше - в Резани!
      Подкупив младших Рязанских князьков-изгоев, и пообещав им поддержку своего отца, он настроил их на убийство старших братьев.
      План был прост и ужасен одновременно - в Исадах (резиденции Рязанских князей) собрали совет по устройству Великого княжества, для определения положения младших князей в системе управления... На самом собрании младшие особо ни на что не претендовали, согласившись на второстепенные роли... После чего был устроен Пир, в честь "Всеобщего примирения Братьев"!!!
      После того, как Пир плавно перерос в попойку, не сильно налегавшие на спиртное "младшие" - перерезали своих братьев...
      Ярослав самым первым узнал о случившемся, и со своей дружиной, тут же захватил престол в Резани!
      Правда правил он в Резани недолго, вскоре всплыли все подробности этого грязного дела и народ всей Руси люто возненавидел Ярослава!!!
      Резанцы потихому вырезали всю его дружину, а самого князя Ярослава посадили в поруб...
      В тюрьме князь-неудачник пробыл полгода, после чего на выручку пришёл его отец Всеволод. Но на помощь Резани, из Тьмутаракани, пришёл князь Святослав, как первоприемник пристола в Резани (после убийства остальных князей). В общем большой стычки не получилось, Рязанцы отпустили Ярослава, а тот поклялся вернуться и сжечь город... Что в принципе через несколько лет развязанной им гражданской войны и сделал... Много чего натворил этот ублюдок на Руси, прикрыв свои грязные и мерзкие "подвиги" - Татарским Игом!!!
      Как известно всем - Историю пишут Победители! И пишут они её Так, как выгодно им (ведь не будет же "Благородный Победитель" писать про себя гадости - что Победы он достиг при помощи - предательств, лжи, подкупов и братоубийства!!!
      ----------------------------------------------------------------------------------------------------
      
      Vladimir Bershadsky
      "Резанцы потихому вырезали всю его дружину, а самого князя Ярослава посадили в поруб..."
      Резань - не от "резать", а от ראה זני / Rea zani - "Видящий Бога ++ я кормился, совокуплялся {с Ним - большой рекой Raa - ראה 69/72 Имя Бога}".
      
      
      В древности именно реку Оку считали рекой Бога Raa .
      
       А собственно "Волгой" считали Каму, т.к. קם / Qam - "поднялся" - слово Волга \ בעל גאה / Ba'l gaa - "Обладатель большого подъёма воды, разлив реки".
      
       Название "Ока" \ עקא / Ouqa - "беда, несчастье" - река Ока служила естественной границей между Степью и Залесской Русью и Ока служила препятствием для перехода находников - охотников за рабами на Русь заокскую, т.к. это не имело для них смысла, потому что пленников невозможно было перевезти через Оку.
      
      
       Старая Рязань
       \ רי עז אני / Ri az ani - "Река ++ сильная, великая ++ Я Бог (37/72 Имя Бога)" стояла на правом высоком берегу реки Оки и поэтому первой из русских городов подверглась нашествию татаро-монгол в ЯНВАРЕ 1237 года.
      
      Примечательно, что Рязань была полностью СОЖЖЕНА татаро-монголами - В ЯНВАРЕ !!
      
       Думаю, что татаро-монголы массово применял снаряды с т.н. "греческим огнём", который нельзя загасить ни водой, ни снегом. Именно применением греческого огня и меткими скорострельными татарскими лучниками, выпускавшими до 10 стрел в минуту точно в цель, и объясняется то, что татаро-монголы громили русские войска и в поле, и в городах.
      Их войск было, конечно, не 300 000, как писали старые учебники, потому что такое войско нельзя прокормить в зиму, а, возможно, это была орда в 5-7 тысяч профессиональных воинов + толпа.
      
       В более поздние времена секрет греческого огня был утерян, вернее, татарские орды Золотой Орды уже не сопровождали соответствующие специалисты и ханы упирали больше на численный перевес.
      
       И только в конце XV века - при Иване III , когда московские войска начали применять огнестрельное оружие, а татары не умели его делать, то началось сказываться преимущество Москвы над Казанью.
      
      #этимологиявладимирбершадский
      
      +972-527284035
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бершадский Владимир Евгеньевич (vladimir.b-52@mail.ru)
  • Обновлено: 27/02/2024. 40k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка