Аннотация: Несколько больших государств ЕВРазии назывались "КАГАНАТ". Почему же не царство и какие функции выполнял КАГАН в Великом Эле, в последующих каганатах, в Хазарском каганате, Каганате Авар и даже... Русском каганате - Владимира Старого называли КАГАН.
Каган
Каганы
Каганы - великие властители тюркского мира, были дарованы свыше самим Тенгри \ תנגרי / теНгри - "ты изольёшь мне".
Если следовать предначертанному пути, то каган будет править тюрками, а тюрки властвовать над миром.
Поэтому древние тюрки, твёрдо идущие по пути Тенгри говорили: "Когда Небо вверху не давило тебя, и земля внизу не разверзалась под тобой, о тюркский народ, кто мог погубить твоё государство?" Тюрки верили, что нет такой силы, которая может остановить их войско {Тенгри \ תן גרי / тен гри - "дай храбрость мне"}, и нет пределов их господству, пока им покровительствует Тенгри. Каганы говорили: "Так как Небо даровало силу, то войско моего отца-кагана было подобно волку, а враги его были подобно овцам".
Рождённый Небом, сам подобный Небу, я,
Бильге каган \ כהן / коэн // kaghan = "первосвященник, угодный (*Богу)", теперь над тюрками воссел -
Так слову моему внимайте до конца,
Вы, сыновья мои и младшая родня,
Народы, племена, крепящие свой эль \ אל = "Бог, сила божья",
Вы, беки \ בקי - "эрудит, знаток"
и апа \ אף / аф // ап - "гнев, движущая СИЛА"\- апа - командующие, что справа от меня,
Тарканы \ תאר כאן / таар кан - "звание, чин здесь" - и чины, что слева от меня.
Великий Тенгри определяет и вершит судьбу каждого. Тенгри \ תנגרי / теНгри - "ты изольёшь мне"
Но для того, чтобы мир не пришёл в упадок, повседневное правосудие и управление на земле совершают великие каганы.
КаГаон \כגאון - "כ как бы образ + גואהן [גאה] - גאון /ГАОН -"великий"
Тенгри возвышал и сажал на престол каганов, даровал им волю и мудрость, силу для свершения великих дел и побед. Каган был символом неба на троне.
Тенгри дарует каганам мудрость и власть, дарует каганов народу, наказывает согрешивших против каганов. Приказывая кагану, решает государственные и военные дела.
Не случайно тюрки называли своё государство небесно рожденным, а себя считали избранным Небом народом.
В Библии Избранный Богом является Израиль (Исаия 41:8).
יברי / йеврей = "Он будет выбран Богом (יי)"
Золотая корона, украшенная драгоценными камнями, венчала голову кагана.
Но каганы были абсолютными правителями, но каган должен был следовать законам Неба, но и воле народа.
Если каган ошибался и притеснял народ, то говорили, что Тенгри лишает его разума. Править тюрками можно было лишь до тех пор, пока кагану сопутствует удача, а народ процветает и не подвергается ударам природы. Если же было противоположно, то должен был покончить жизнь самоубийством.
Если каган не имел сил покончить с собой, его привязывали к двум священным деревьям с наклоненными макушками (вязам), а затем давали деревьям свободу .
-------------------------------------------------- Из описания хазар
Никто не мог нарушать степные законы. Если близкие кагана своими действиями провоцировали недовольство народа, то и они наказывались по закону.
Каган наносящий ущерб элю {אל / Эль - Бог, сила божья} лишался благодати Тенгри и уходил небытие.
Народ выше, чем любой каган. А потому с соизволения Тенгри народ мог отрешить от власти кагана, а в редких случаях и казнить его. Но казнить представителя белой кости нужно было особым способом, не вызывая недовольства Тенгри видом крови. Виновного заворачивали в ковёр и подбрасывали {к Небу!} до тех пор, пока он не умирал. ------------------------------------------------------------------------------------------- Монголы также казнили без пролития крови на святую землю - ломали хребет или, завернув в ковёр, пока он не задыхался.
Великие каганы рождались от солнечных лучей, которые проникали в юрту через шанырак.
От солнечного света, проникшего в юрту, родились и предки Чингисхана.
Огуз-хан
\ הוהעוז חן / Oghoz khan = "הוה Бог Сущий ++ עוז искать защиты, найти кров ++ חן оказать милость" - намёк на библейский рассказ об Аврааме, который оказал милость трём ангелам божьим, которые нашли кров в его шатре [Быт. 18:1-8. Три мужа посетили Авраама у дубравы Мамре в Хевроне]\
, предок тюрков, также был рождён от солнечного луча и сам женился на небесной деве.
Обладание верховной властью означало, что у кагана есть особый дар Тенгри - кут \ כעת / каэт // кут - "теперь; образ времени Сущего".
Если в руках родившегося младенца был сгусток запёкшейся крови, то его ждало великое будущее. Такой кут был у Манаса, Чингисхана, Огуз-хана и других древних правителей Степи.
Каганы говорили: "По милости Неба и потому, что у меня самого есть кут, я { כעת / каэт // кут - "теперь; } сел на царство каганом".
В "Кудатку билик"
Кудатку \ כו דעת קו = "здесь Господь Бог ++ мудрость, знание ++ путь"
Билик \ בעיל אכא = "во Всевышнем ++ здесь имеется"
говорится о куте властителя:
"К его услугам приходит счастье и стоит у его дверей;
Стоя у дверей, оно готово к его услугам".
Но этот кут не даётся всякому, а лишь тому, что может его взять, т.е. быть честным, справедливым, благословенным небом.
***
После того как каган восходил на престол, он становился в государстве первосвященником и для народа, и для вельмож.
По воле Тенгри человек становился каганом и являлся его ставленником до тех пор, пока сам был в согласии с Тенгри, был у него в милости.
Тенгри \ תנגרי = "ты изольёшь мне" милость свою
К выбору кагана относились со всей ответственностью. Каган должен был быть храбрым, умным, честным, энергичным, справедливым, по всем свойствам быть настоящим Бозкуртом,
Бозкурт \ בז כורתה / баз курта = "сокол; добыча ++ здесь Господь Бог ++ пощадил, был благожелательным" (חן / хан - "Милость")
иметь уважение среди народа и у знати.
Пока хан оказывал милость свою народу и вельможам, те будут поддерживать хана, не будет - они откочуют от него и не будут идти в его войско.
С помощью таких качеств каган объединял все подчинённые ему тюркские племена и роды в единый народ-войско и становился во главе их. Только очень энергичные ханы умели "держать в руках" эту грозную для врагов силу.
Каган должен был заботиться о своём народе и о Родине. Забота хана заключалась не только в том, чтобы кормить и одевать свой народ,
--------------------------------------
Каган \ כגן / каган = "Образ защитника"
===============================
его главная задача - поднимать величие тюрков и национальную славу. Первые каганы были героями, а их советники - мудрецами. Советник доводил до кагана волю народа и говорил от имени народа. В те времена считали, что "герой - в войске, мудрый - в жизни". Поскольку Небо, Великий Тенгри дарует народу кагана, то сами каганы обладают некоторыми сверхъестественными способностями. Легендарные предки из дома Ашина могли управлять погодой - насылать на врагов бури и дожди, а в случае необходимости принести тепло для замерзающего войска.
Тенгри создал мир, каганы должны были поддерживать в нём равновесие, порядок. Как только равновесие, порядок нарушались, в государстве наступало время перемен, начинались катастрофы. Но каганы не могли поддерживать порядок только собственными силами. Они должны были опираться на мудрых советников, на поддержку народа. Особенно важно не забывать имена отцов и дедов, предков до седьмого колена, которые помогают поддерживать счастливое равновесие. Поэтому в трудные минуты тюрки перечисляли их имена и просили поддержки. Во время праздников и пиршеств также вспоминались предки и им приносились жертвы. Слава предков была славой живущего поколения. Если приходит забвение, живущие не вспоминали своих предков, то их духи начинают мстить. Государство приходит в упадок.
***
"Серебряный мой народ, свободу, богатство, добро увеличивает..."
Отношение к особо значимым правителям также было своеобразным. Нельзя было называть кагана по имени. Случалось так, что настоящее имя кагана знали приближённые, а простой народ знал только эпитеты. Тюркские ханы-богатыри оставили потомкам такие обращения: "Вперёд, вплоть до солнечного восхода, направо, вплоть до полудня, назад к солнечному закату, налево, вплоть до полуночи... Ради тюркского народа я не спал ночей, дней, не имея покоя... Да не исчезнет тюркский народ! Имя и слава тюркского народа да не исчезнет!"
Смертью каралось неповиновение кагану или измена государству. Смерть преступников, при каких бы обстоятельствах она ни последовала, связывалась с волей Тенгри; Тенгри карал гибелью, пленом или болезнью каганов и даже целые народы, если они отказывались следовать его заповедям. Ослушание или противодействие воле Тенгри неотвратимо наказывалось смертью. Вечное Небо - Тенгри не только оказывает помощь, но и требует активности от своих подданных, то есть, кроме молитвы нужны и действия. Поэтому мир тюрков - это мир энергичных людей, которые не ждут милостей от неба, а действуют сами при его поддержке.
А.К. Бисенбаев. "Мифы древних тюрков".
Предыдущая публикация страницы - О происхождении слова "хан":
Во главе т.н. " хазарского государства" - империи Арканус (ארקנוס /арканус - "земля (божественного) разума)") стоял каган, происходивший из династии Ашина.
КаГаон \כגאון - "כ как бы образ + גואהן [גאה] - גאון /ГАОН -"великий" "ТИТУЛ руководящих талмудистов в Вавилонии и вообще глав поколения у евреев "".
Другое значение этих пяти рун (Kenaz/Кеназ, Gebo/Гебо, Wunjo/Вуньо, Hagalaz/ Хагалаз, Nauthiz/Наутиз) - "КАГАН" - כהן / Коэн // КаГан - "Первосвященник", тем более, что руна Кеназ (<) напоминает букву "с", а значение - כאן עז / кан аз = "здесь, тут сильный, сила = "Кънязъ"" или כנזי / кНази // кназь - "как бы образ + обрызганный Мной" (ср. רוססיה / Rossia = "Обрызгивает (росой, святой водой) + Бог" - священник - коэн обрызгивает святой водой, жертвенной кровью при помощи кропильницы - מזל / мазаль - "счастье") или קנייעז / книйаз - "Бог, хозяин мой + Бог + он будет сильным", или כן ייז / кен йаз // кН яз = "כן да, утверждение + ייז 40-е/72 Имя Божье по Шем ха мефораш"
Алиасхаб Умаханов Къахlан-на Awari,-крепкий,сильный. Здесь в плане титула -указывается на власть.
• Ответить • 6 ч
Владимир Бершадский ------- от כחן / kakh'an - "1. сильный". От этого же корня כח / koagh // koakh- "1. сила, мощь;2. потенция" - общеславянское слово "КОХАТЬ, КОХАННЫЙ, КОХАННАЯ (укр. "КОХАННЯ" )". Ср. & фамилия "Кахане"
כחן / kakh'an "כ образ милостивого, благосклонного [חן] / хан"- "хан должен был милостив к своим подданным, иначе его могли сместить или во всяком случае - уйти от него".
חן /Хан давал клятву быть милостивым ко своим - делиться с ними добычей, наделять скотом, частью добычи на облавной охоте.
, а также קח / kagh // kakh - "бери, возьми" ------► קחן / кахан - тот, кто даёт мне ;
Владимир Бершадский Каганам (как и другим священным владыкам) каждый день поставляли новых женщин.
Считалось, что иметь сына от кагана - великая честь. Отсюда в Казахстане так много т.н. "чингизидов"
\ צין הגיז יד / циен эГиз йад // чиньгизид - "особый, выделенный, ознаменованный, отмеченный ++ исчезнувший, унесённый ветром {*времени} ++ рука {*божия}", а понятие
"Чин-гис хан" - это не имя конкретного кагана Тэмуджина, а титул, означающий "צין גיס כהן (חן) / циен гис коэн (хан) // чин гис хан - особый, ознаменованный, отмеченный, отличающийся, обозначенный ++ собирающий войска - ополчения ++ первосвященник (милостивый)"
не входящие ни в один жуз - по-казахски "Торе" - аристократ, барин. Т.е. это степное дворянство - благородный человек, белая кость.
Почему именно "БЕЛАЯ"? Потому что "Белый" \ בעלי / баали // бэлий - "Хозяин, муж мой" и בהלי / бели - "страх мне".
Из книги Исая Калашникова "Жестокий век"
...Теб-тэнгри - Шаман - был недоволен.
- Я склонил на твою сторону многие племена. Люди ждут тебя. А ты слушаешь сладкие речи своего анды и не хочешь двигаться с места. Не уподобляйся ожиревшему тарбагану, которому страшно и шаг ступить от норы.
Вольные племена... Братство нойонов... Это годится для сказок. Сейчас люди ждут другого.
- Тебе ведомо, чего хочет небо и чего ждут люди. А мне бы узнать одно - чего добиваешься ты? Для себя.
- Сидеть будешь - не придет. У тебя уже есть почти все, что было у твоего отца. Обладая всем этим, чего хотел твой отец? Он хотел стать ханом. Только смерть помешала ему. А что мешает тебе?
- Далеко смотришь, Теб-тэнгри. Но кто идет по лесу и задирает голову на вершины деревьев, тому кусты могут выколоть глаза... Твои родичи далеко, но ты тут. Что нужно тебе?
- Мне нужен Тэмуджин, возведенный в ханы.
- Ладно, я - хан. А ты?
- Ты - хан, я при тебе - верховный шаман.
- Вместе станем править племенами?
- Жизнь людей, скот, юрты будут принадлежать тебе, людские души - мне.
• Каганы в степи были ещё 2600 лет назад - с начала прихода израильских 10 колен в Степь \ סטה פי = "сошёл с пути, грешил ++ здесь много"\ Поднебесную (תו רקיע // Ту ркиа = "Знак, черта, полоса ("горизонт") + небо"), так как такой
строй государства (каганат) предписан Торой (Исход 18: 13-26:
• На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера.
• И видел [Иофор,] тесть Моисеев, всё, что он делает с народом, и сказал: что это такое делаешь ты с народом? для чего ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера?
• И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога;
• когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим и объявляю [им] уставы Божии и законы Его.
• Но тесть Моисеев сказал ему: не хорошо это ты делаешь:
• ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его;
• итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела [его];
• научай их уставам [Божиим] и законам [Его], указывай им путь [Его], по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать;
• ты же усмотри [себе] из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками [и письмоводителями];
• пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя;
• если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять, и весь народ сей будет отходить в свое место с миром.
• И послушал Моисей слов тестя своего и сделал все, что он говорил [ему];
• и выбрал Моисей из всего Израиля способных людей и поставил их начальниками народа, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками [и письмоводителями],
• и судили они народ во всякое время; о [всех] делах важных доносили Моисею, а все малые дела судили сами.
одна из основных категорий античной философии, представляющая собой обобщение всех смысловых, разумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и в человеке.
В древнегреческой натурфилософии (6-5 вв. до н.э.) НУС тесно связан с чувственно-материальным космосом: по Демокриту, НУС есть "бог в шаровидном огне"; по Эпихарму, солнце есть "всецело НУС"; по Архелаю, "бог есть воздух и НУС." и т.п. Наиболее разработанную концепцию Н. в этот период дал Анаксагор.
Стоики (см. Стоицизм), считая Н. божественным началом или судьбой, пантеистически трактовали его как огненный и пронизывающий собой каждую малейшую часть космоса. Однако уже у платонизирующих представителей Средней Стои Панеция и Посидония (2-1 вв. до н. э.) Н. переставал быть материальным и огненным, но превращался в мировой порядок, начиная от чистого и абсолютного Н. и переходя через все ступени материального бытия к природным явлениям и человеку.
Нумений, уже близко стоявший к неоплатонизму, высказывал взгляд на Н. как на демиурга. Один из учителей Плотина Аммоний Саккас (3 в. н. э.) отчётливо отделял Н. от всего душевного и телесного.
Плотин (3 в. н. э.), переработав учения Анаксагора, Платона и Аристотеля, развил учение о Н. как вечно-самоподвижной соотнесенности бытия с самим собой. Н. у Плотина отличается как от "единого", так и от "души" и характеризуется тождеством субъекта и объекта.
Световая природа Н. разработана на основе платоновских суждений. Детально представлено у Плотина учение о внутреннем восхождении человека к последней световой сосредоточенности в Н., а через Н. и в "едином".
Ученики и последователи Плотина старались дифференцировать и уточнить субъект-объектные отношения внутри самого Н. Триадическое расчленение Н. дал Прокл (5 в. н. э.): мыслимое сущее, или прообраз; мыслящие идеи; синтез того и другого, понимаемый как жизнь.
Античная теория Н. имела огромное историко-философское значение, способствовав созданию единой концепции осмысленного и закономерного начала, противопоставленного всему случайному, хаотически текучему, эмпирическому.
А. Ф. Лосев.
Кгн Титул правителя Великой Степи, на котором почиет Божья Благодать (Шехина);
Каган - город около Бухары .
Каган Чингис-хан сказал:
Боишься- не делай,
Делаешь - не бойся,
Не делаешь - умрёшь!
Коhен Священник, обладающий "силой" כוח.
Квадратная печать Чингис-хана:
Бог
на небе
Каган-божья
мощь на земле
Повелитель скрещения планет
Печать владыки всех людей
כהן / коэн // каhan - "первосвященник"
גן /ган - "сад", состоящий из разных деревьев. Бог насадил сад в Эдене.
גן /ган - "ограждённое святое место под защитой Бога - тип храма под открытым небом",
По цируфу אגדת слово גן превращается в слово אל /Эль = "Бог". Святой правитель Хазарии - כגן /каган - "кто охраняет ограждённое святое место -сад; кому покровительствует Бог; кто покровительствует (от) Бога"
http://apnovoselcev.narod.ru/text/tx/tx001.html
В письме к императору Василию I Македонянину, датированном 871 г., король Людовик указывает правителей 4 народов с титулом кагана, а именно: аварского, хазарского, норманнского и болгарского. Норманнами здесь, по-видимому, названа Русь.
Титул Каган" имеет многозначное значение:
1. כהן/коhен//Каан/// каган - "первосвященник, который непосредственно общается с Б-гом и обладает божьей Силой - כוחן /кохэн - "обладающий силой"
Гумилёв пишет, что у тюркютов существовал порядок государства под именем "Эль". {אל / Эль = "Бог"; הלאה / альа - "дальше"; על / аъль - "высокий"}
Я думаю, что это система, когда есть формальное двоевластие - каган-шат.
Каган - священное лицо, наподобие фараона, через которого идёт благодать на народ.
Шат - это שת /шет - "Основа, основание" - царь наследственный.
Каган - из израильского рода Ашина - от עשן /ашан = "воскуряющий" или ישן /Ишен // ишан - "Общающийся через сны с божьей волей".
В Евразии (в ранней Хазарии, у более ранних государственных образований) всегда было два центра власти - политический и военный, носивший имя "שר"- "царь" и второй, духовный центр - "כהן" - "коhен"- "Каган". Каган мог быть только прямым потомком иври из колена Левитов. Через кагана на народ и государство изливалась благодать божiя. Кагану поклонялись, как живому богу, но когда Хазарию постигали неудачи, считалось, что в этом виноват каган, и ему предлагали шёлковый шнурок для того, чтобы он "ушёл". Если он отказывался "уйти к предкам, чтобы просить их за страну и народ", то ему "помогали сделать это", привязав к двум склонённым вязам, а затем отпустив их.
Каган не обладал реальной властью над светскими делами.
Он был не царём, а "КАК БЫ" царём.
כגון /къгон - " вроде; как"
Когда в Хазарию к иври пришли иудеи с Талмудическим иудаизмом, было запрещено поклоняться кагану. Началась гражданская война, в результате которой каган бежал на Русь (там образовался Русский каганат). Каган был ещё у АВАР, у монголов.
Сказал Великий Каган ( Хан) Менгу в 1263 году:
"Все люди оБожают одного и того же Бога, и всякому свобода оБожать его как угодно. Благодеяния же Божии, равно на всех изливаемые, заставляют каждого из них думать, будто его вера лучше других"
Т.е. задача кагана была хранить равновесие между племенами и народами, между верами и религиями.
Все подданные кагана и империи должны быть уверены в том, что каган является единственным каналом связи между Богом и подданными империи. Поэтому כגן /каган был и כהן /коэн// каан /// каГан - "первосвященник"
Хакан
Слово "хаКан" имеет только косвенное, смысловое отношение к слову "каган":
1. הקנה /haKana = "Бог, Хозяин" - Хакан или каган был у хазар "живым богом", т.е. тем, через кого проходила на каган-бека и на народ благодать
Думаю, что термины Хакан и хакон относятся как раз к светскому владыке - шату, пеху.
6.
ИНОК МАГАКИЯ
ИСТОРИЯ НАРОДА СТРЕЛКОВ (МОНГОЛОВ):
http://www.vostlit.narod.ru/
"Они (монголы) призвали ceбе на помощь Бога, Творца неба и земли и дали ему великий обет - пребывать вечно в исполнении Его повелений. Тогда, по повелению Бога, явился им ангел в виде орла златокрылого 5, и, говоря на их языке, призвал к себе их начальника, которого звали Чингиз. Этот последний пошел и остановился перед ангелом в виде орла {אראל /арэл = "ангел"}, на расстоянии брошенной стрелы. Тогда орел сообщил им на их языке все повеления Божии. Вот, эти божественные законы, которые он им предписал и которые они на своем языке называют яса 6: во-первых, любить друг друга; во-вторых не прелюбодействовать; не красть; не лжесвидетельствовать; не быть предателями; почитать старых и нищих; и если найдется между ними кто либо нарушающий эти заповеди, таковых предавать смерти. Дав эти наставления, ангел назвал начальника кааном 7, который с тех пор стал прозываться Чингиз-Каан."
Титул каан принадлежал исключительно монгольским императорам, тогда как владетели подчиненных им улусов носили звание ханов.
Монгольские ханы в Персии, со времени Хулагу, присвоили себе титул иль-ханов ***
==============================================
Иль-хан
אל כהן /Эл каан, עיל כחנה /Иль кахана - на иъврите означает: "Божественный управитель", а איל כהן /Эйал каан - "Сила, мощь, Олень, Баран, Бий + первосвященник"