Об имени Георгий и о нем: из моего исследования "Ономастикон": ГЕОРГИЙ
Доктор ист. наук цыганка Надежда Деметр говорит, что слово "цыгане" происходит от тайной секты в Византии "ацигайне". Посмотрим, что это за слово с точки зрения иврита:
Корень иЪврита -----זגג .
Какова этимология цыганского слова "ром"?
Описание отдельных этнических групп цыган.
Калe.
Итак, "ЦЫГАНЕ" - уж слишком необычный народ. Может быть, скажу крамольную мысль, но мне Ромалы очень напоминают Ашкеназов. Ведь ивритское слово Ашкеназы---------שכן
9.11.2005г. я смотрел передачу "Цыганское счастье". Тема для меня, как на исследователя влияния Священного языка на характер людей и народов, очень интересна. Много осталось за кадром, но некоторые элементы цыганской жизни и цыганского языка живо напомнили мне об... ортодоксальных иудеях ХVI века, когда был написан "Шульхан арух". Какие же элементы привлекли моё внимание?
1. Было сказано, что цыгане, называющие себя "Рома", до 1417 года жили в пределах Византийской (Ромейской) империи.
http://gypsy-life.net/history-main.htm
Из Книги Надежды Деметер и Н. Бессонова "Ранняя история Цыган (Х-XV в.)"
Ни одного антицыганского закона (в Византии-прим. В.Б.) нет. Более того, цыгане были признаны настолько полезным населением, что в ряде мест их вожакам даются определённые привилегии. Интересны грамоты, которые цыгане получили в 1378 году на Пелопоннесе и в 1386 году на острове Крит. Документы замечательны тем, что в них уже указан род занятий "цыган" (в дальнейшем - Adcingani ) - написано, что это мастера, занятые обработкой металлов.
Есть и другие источники, из которых видно, что "цыгане - ( Adcingani )" занимались производительным трудом. В 1348 году упоминается, что на территории Сербии цыгане изготовляли подковы и сёдла. К 1362 году относится документ из Дубровника, включающий в список изделий "цыганских -( Adcingani )" ремесленников кожаные ремни. 9
Прим. В.Бершадского. Я намеренно поставил слово "цыгане" в кавычки и после этого слова употребляю греческое название людей, о которых упоминается в этом отрывке -( Adcingani ). Но были ли Adcingani современными "цыганами-ромалами"?
Цыгане-----זגג .
В Византии цыгане, называющие себя "Рома- римляне", очень ценились, как искусные ремесленники, владеющие огненными профессиями - кузнецы и стекольщики
Из Книги Надежды Деметер и Н. Бессонова "Ранняя история Цыган (Х-XV в.)"
Ни одного антицыганского закона (в Византии-прим. В.Б.) нет. Более того, цыгане были признаны настолько полезным населением, что в ряде мест их вожакам даются определённые привилегии. Интересны грамоты, которые цыгане получили в 1378 году на Пелопоннесе и в 1386 году на острове Крит. Документы замечательны тем, что в них уже указан род занятий "цыган" (в дальнейшем - Adcingani ) - написано, что это мастера, занятые обработкой металлов.
Есть и другие источники, из которых видно, что "цыгане - ( Adcingani )" занимались производительным трудом. В 1348 году упоминается, что на территории Сербии цыгане изготовляли подковы и сёдла. К 1362 году относится документ из Дубровника, включающий в список изделий "цыганских -( Adcingani )" ремесленников кожаные ремни
עדה /ада - "община, племя"
Таким образом слово "Adcingani" - племя, которое вышло ушло + с рёвом, мычанием (скота), который был у цыган - быки, коровы, лошади.
4. Сами себя цыгане кличут "Ромалэ" - со Святого языка - רום עלה /ром ала = "высота + подниматься, всходить. взбираться", т.е. поднимающиеся на высоту.
Но на святом языке רמאי / рамаи - "обманщик". Так может, "Ромалэ" - רמא לי / рама ли = "обманывать мне" (на роду написано)?
За что ты так меня, Менаше?
В Ромальском языке множество слов из Святого языка. Например "Солнце" - "хаморо" - חם אורו /Хам оро = "Тёплый + свет его, золото".
Цыгане - предположительно одно из колен (Менашше) израилевых. Однако они напрочь забыли о своём происхождении (думают, что они из Индии!!).
Странная судьба колена Менаше
После того, как книга Иеhошуа перечисляет все те территории, которые еще не были захвачены, и в стихе 13:7 говорится: "А теперь ты, Иеhошуа, раздели эту землю". Причем под словами "эту землю" подразумевается вся Земля, предназначенная Израилю, включая и те территории, которые еще не были захвачены.
И дальше (13: 7-8) говорится: ..."раздели эту землю в наследство на девять колен и на половину колена Менаше. С ним колена Реувена и колено Гада взяли свое наследство, которое дал им Моше за Иорданом к востоку, как дал им Моше, слуга Всевышнего".
Что здесь имеется в виду? Мы знаем, что на восточном берегу Иордана получили свой надел колена Реувена, колено Гада и половина колена Менаше. Однако, в стихе 7 говорится о той половине колена Менаше, которая получит землю в Эрец Исраэль, на запад от Иордана.
Предположу, что вторая часть колена (племени) Менаше, не получившая надел в земле Эрец-Исраэль, ушла бродить по свету.
Тогда слово "цыган" \ צא גן / цэ ган = "вышел ++ защищён" Господом. И все народы, где кочевали цыгане, знали, что они - народ божий и трогать их и делать им вред опасно. То же отношение было и к иудеям, которых королевскими указами может быть и изгоняли, но не подвергали геноциду, помня о том, как крестоносцы расправились с еврейским населением при-Рейнской области и савмого города Иерусалим, за что потом и поплатились тем, что были напрочь изгнаны со Святой земли Саладином.
Пусть это и не политкорректно, но факты таковы, что худшими сторонами цыганского народа (но не у всех, конечно), Я считаю высокомерное отношение к иным нациям, у которых они могут стибрить всё, что плохо лежит, считая эту вещь как посланную им Богом (вспомним иврим, которые стибрили у египтян золото, так как это сказал им сам Б-г).
Воровство у других у цыган считается доблестью, а не грехом и этим они сходны с арабами (ארב /араб - "сидящий в засаде").
Поэтому-то они могут и нагло врать не цыганам, что тоже не считается грехом, а большим искусством и женской доблестью. Перед своими же ложь - самый большой грех.
Однако самым большим прегрешением цыган в сегодняшней России является торговля наркотой. К сожалению, это так.
Цыгане
- постоянное движение!
5. צא געה נע /це гаъа наъ - "Вышли + мычание, рёв, вой + движение". Так и видишь, как выходит Табор {תעבור /таавор - "ты перейдёшь [с места на место]"}, идут коровы, лошади, женщины и дети и всё это мычит, ревёт, поёт, воет и движется.
6. цаган-хан - "белый царь" - название русского царя у монголов. Слово "Белый" означает поклоняющийся богу Белу (См. мою статью "Великое княжество Литовское"). Слово "цаган" и "цыган" может быть и совпадением, но цыган многие называли одним из потерянных 10 колен Израиля - .
7. По-английски Цыгане называются ""gypsy"/джипси" - якобы от слова "Egypt" - "Египет", и цыгане, получается, - египтяне. Но, если написать это слово ивритскими буквами получится גפתי / гафти - "имеющий крылья". Слово גפים /гапим означает "конечности". Слово, которое коррелируется с понятием "еврей", - אבר /эвер - "крыло, член". Совпадение, но слово "джип" (всепроходный автомобиль) на иврите записывается точно такими же буквами, как и слово גפתי / гафти - "имеющий крылья" - גיף /джип
Принято считать, что первое упоминание о цыганах в Византии относится к 1054 году. 10 На наш взгляд, это неверная дата. Источник, на который ссылаются исследователи, представляет собой даже не византийский документ, а созданное в Грузии "житие святого Георгия".
Об имени Георгий и о нем: из моего исследования "Ономастикон": ГЕОРГИЙ
По преданию св. Георгий был римским ВОЕННОНАЧАЛЬНИКОМ. Георгий жил в своем поместье в Палестине, где перешёл в христианство (это было по житию - в III в.), за что и был казнен и причислен к лику святых. В переводе с греческого Георгиос - "земледелец". Это не соответствует генетическому характеру Георгиев, которые были ПОЛКОВОДЦАМИ, ВОЕННЫМИ.
Имени Георгий соответствует русское Юрий, татарское Гюргий, германское Юрген, скандинавское Йорген. Все эти имена восходят к иЪвритскому ארגן/урган - "был организован". Человек, у которого в генах заложена программа ארגון//иргун - "организация (процесс и результат)", должен стать настоящим командиром и полководцем. (написано 6 мая 2005 г. в день св. Георгия-победоносца).
Всё это говорит нам, что Святой Георгий, если и не был евреем-йавреем (то есть подвижником веры в Свет-Иисуса-Христа), то наверняка был СЕМИТОМ.
Согласно этому источнику, византийский император Константин Мономах отправился на охоту. В истреблении диких зверей ему помогали "сарматы, потомки Симона Мага, именуемые атсингани ( Adcingani ), признанные колдуны и злодеи".
О Симоне-волхве - см. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD_%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%85%D0%B2
Слово "Сармат" в переводе с ивритского שרמת//сармет - "Умерший правитель" или שר מטה / сар мата - "правящее колено".
Эти люди помогли императору в охоте. Они разбросали повсюду заколдованное мясо, и животные, съевшие его, отравились. Константин пожелал произвести опыт над своей собакой, и колдуны-атсингани заколдовали на его глазах кусок мяса. Присутствовавший при этом святой Георгий, перекрестил мясо, и собака осталась жива. Император, поражённый силой святого, предложил ему всегда оставаться при своей особе, дабы отныне не бояться отравления. 11
К процитированному источнику необходим комментарий, тем более, что учёные придают ему очень большое значение, а в русскоязычной литературе его правдивость никогда не оспаривалась. Прежде всего, в Византии действительно существовала религиозная секта, члены которой назывались "атсингани". Официальная церковь считала их еретиками, и к упомянутому времени уже почти полностью подавила её деятельность. Отождествлять цыган со "злодеями, которые колдовством отравляли мясо" - слишком большая натяжка. Тем не менее, цыганология пошла именно по этому пути. Учёных запутало то, что двести лет спустя цыган (традиционно занимающихся гаданием) иногда называли этим греческим словом, которое было синонимом волшебства и тайных знаний. Именно от греческого "атсингани" произошло русское слово "цыган" (равно как немецкое Zigeuner , французское Tsigane , и проч.).
Доктор ист. наук цыганка Надежда Деметр говорит, что слово "цыгане" происходит от тайной секты в Византии "ацигайне". Посмотрим, что это за слово с точки зрения иврита:
Корень иЪврита -----זגג .
В Византии Adcingani очень ценились, как искусные ремесленники, владеющие огненными профессиями - кузнецы и стекольщики
Слово "атсингани" является явно искажённым словом, не переводимым на греческий язык, иначе оно было бы обязательно истолковано летописцем. Это слово вполне можно написать на иврите так : אתה זגגני /ата зигагни, что легко переводится как "Ты - изготовитель стекла", что, видимо, стало в те времена синонимом слова "Маг, колдун". Кстати русское "КолДун" легко переводится с иврита : כל ידעון/кол йадун -= "Всевед"
Известно, также, что изготовление решёт и сит было важнейшим занятием византийских цыган. И всё же главным ремеслом было в ту эпоху кузнечество. 12
Существовали целые цыганские посёлки кузнецов. Один из таких центров ремесла, находящийся поблизости от Модона, неоднократно описан европейскими путешественниками. Фассбендер пишет о модонских цыганах: "Они живут в величайшей бедности и не занимаются ничем кроме кузнечного дела, странные приёмы которого известны им одним". 13
Огненные профессии всегда считались у всех народов связанными с дьяволом (в переводе - "летающий бог Баъл"), носителей этих профессий боялись (см. Фрезер - "Золотая ветвь"). Боялись кузнецов ("из рода знатоков"), ковалей.
Слово и фамилия "Коваль" - от иЪвритского "כבהל"/къбааль - "внушающий страх, подобный Баалу". Цыгане, видимо, в Финикии стали почитателями Баала, от него у них и сила гипноза, и та самая "цыганская кровь", которая является ни чем иным, как высшей энергетикой, тщательно сохраняемой только внутриклановыми браками.
Таким образом, уже сам термин (Adcingani), обозначающий кочевой народ, был первой ступенью к созданию негативного стереотипа, который преследует цыган до сих пор. Что касается реального прибытия цыган в Византию, по нашему мнению, будет гораздо правильнее, если мы отнесём его к XII , а то и к XIII столетию. Начиная с этого периода, правдоподобно и уже без мистики описаны основные занятия этого народа.
Если Св. Георгий жил в III веке, а бродячие водители животных и гадальщики появились в Византии только в XIII (по утверждению Н. Деметер), то это значит, что люди, принимавшие участие в охоте императора (Не Константина Мономаха?) были не Ромалами, а из группы "атсингани ( Adcingani )".
Один мудрый старик по имени Иосиф подсказал мне, что ещё его отец рассказывал ему, что в какой-то книге он читал, что Имя народа "ЦЫГАНЕ" происходит, якобы, от имен рек "Цы" и "Ганг" в Индии, откуда по современным лингвистическим исследованиям и вышли цыгане. Все мы прекрасно знаем, что в Индии протекает великая и священная река Ганг, но никто никогда не слышал о странном "китайском" названии какой-то реки "Цы". Зато мы знаем о китайском слове (вернее двух словах) - Цигун - работа с энергетикой(Цы - энергия, Гун - регулярная работа). И мало кто обращал внимание, что на ИЪВРИТЕ צא/цэ = "вышел, изошёл". И это слово идёт от ивритского корня יצא/йаце = "выйти". Этот корень присутствует во многих русских словах с окончанием -ица (красавица), или -ец. И это коррелируется с другим ивритским слово עצ/эц = древо-род. И получается, что слово "Цы-гане" означает "Вышедшие (родом) с Ганга".
Видимо маги -Атсингани - Бен исраэль из колена Шимона, которые не вписывались ни христианско-православную среду, ни в иудейскую среду (так как были потомками враждебного иудеям народа древних израильтян и исповедовали древнюю семито-финикийскую религию культа Баала), заключили союз с такими отверженными, также не вписывающимися ни в какую Общину "рамаями", родом с Ганга, чтобы образовать уже новый народ под названием - רם אל/Рам-эл = "Вышний Бог" ( Вот откуда и название "Ромалэ") .
(Далее опять из книги Н. Деметер):
Мы не ошибёмся, если скажем, что за прошедшие столетия цыгане заслужили репутацию прирождённых бродяг, которые, повинуясь голосу крови, не могут долго усидеть на одном месте. Ещё более живуч стереотип, что психологический склад цыгана одинаков во всех странах, причём без противоправных действий и обмана цыган, будто бы, не может жить. В цыганологии существует два направления. Первое стыдливо замалчивает всякую преступность в цыганской среде. Учёные этой школы полагают, что если не обсуждать эту проблему, она перестанет существовать в общественном сознании. Второе направление разработано куда подробнее. Начиная с восемнадцатого века, цыган обвиняют в преступных наклонностях, подтверждая это множеством фактов.
На Востоке, встречая незнакомца, прежде всего задают вопрос - "Откуда ты?", "Где могилы твоих предков?".
Затем задают вопрос - какого ты Рода? Кто твой Отец? Кто твоя мать? И только потом - а как тебя зовут и какое у тебя ремесло?
Так вот, на вопрос "Откуда ты?" мог последовать ответ на языке тогдашнего межнационального общения - צא הנג /це ханъга - "вышли с Ганга" или "вышли со змеями" (нага - змея). Ведь цыгане были факирами, укротителями змей.
На этот же вопрос можно ответить очень похоже: זה גנב /зе ганав = "это вор" (вы не отрицаете это, не так ли?).
Позднее эти бродячие воры и укротители змей, видимо покорешавшись с такими же отверженными "сынами Сима Мага" - кузнецами и ковалями, получили "огненную профессию" - אדזגגני/Ад[эд] зигагни = "Пар + стеклодув, мастер огненной пещи".
Как известно, кузнецы и стеклодувы строго-настрого хранят секреты своего ремесла. Поэтому "Адцыгагни" стали считаться таинственной и загадочной "сектой" ("латинское secta - замкнутая группа людей" - от שכתה / шеКта - "тот, что замкнутая группа").
И естественно, цыгане были всюду гонимы, но не уничтожаемы!
Оправдывает ли это сегодняшнее отношение цыган- Ромалов ("вышестоящих") к людям т.с. "нецыганской национальности" - "Гаджо" (аГойчи - гоям)?
Возможно, что слово "гаджо" \ היו // hayo - "бытующие Его" [היה] - "быть"
Но о главном факте учёные молчат. А факт этот таков: на стереотип поведения человека влияет его Имя, написанное и истолкованное при помощи корней ИЪврита. Имя человека - это не простое сочетание звуков. Имя - это программа жизни или программа характера. Имя - это направление, вектор, куда всегда тянет человека.
Имя - это программа, записанная на языке программирования "иЪВРИТ". Прочитав имя при помощи корней или букв иЪврита, мы можем составить картину деятельности или будущей деятельности человека или целого народа.
Если человек или народ хочет изменить вектор своей судьбы, пусть он изменит своё Имя. Кем записывается Программа судьбы? Можно сказать, что она записывается Богом, но богом является ВОЛя человека. Слово ВОЛя -это Имя Бога - בעל//Баъл - "Владелец, хоЗяин". Нелегко применить свою Волю, страшно изменить судьбу. Но этот страх пройдёт, если изменить в Имени Бога Баала - בהל/Баал - "страх, паника" букву ה на букву ע, которая является "творческой энергией רע"
Где записана программа? Она записана на клетках, в хромосомах. Древние считали, что запись программы жизни хранится в сердце. На иЪврите "сердце" - לב/лев. ל - "обучение", ב - "тело". לב - "обучение тела" - программа жизни .
Какая программа у "кочевого народа"? Если они назовут себя "Цыгане", они будут искусными литейщиками, кузнецами, стеклодувами. Ну, а если они будут продолжать называть себя "Рома", то тогда стереотип мошенников, обманщиков, да ещё и торговцев дрянью и ядом (наркотой) для них сохранится. Почему? А вот почему:
самоназвание цыган - рома.
Какова этимология цыганского слова "ром"?
Далее на http://zigane.pp.ru/history14.htm
Во всех справочниках и энциклопедиях мы можем прочитать, что самоназвание цыган - рома.
Какова этимология цыганского слова "ром"?
Цыгане в Европе и Америке называют себя ром, в Сирии и Палестине - дом, в Армении - лом. Языковедами конца XIX- начала ХХ века (Г.Асколи, Фр.Миклошичем и другими) утверждается, что современное цыганское "р" в Европе, "д" - в Передней Азии, "л" в Армении в данной лексеме относятся к древнеиндийскому "д". Исходя из этого, большинство исследователей считает предками цыган народность северо-западной Индии, этноним которой дом.
דם / дам // дом - "кровь", но דם / дом - "молчи", так как кровь молчит, ничего не говорит о предках, пока не появилась генетика. Но ведь есть выражение "кровь его взывает о мести"?
Согласно литературным источникам, цыгане в Европе и Америке называли себя "ром", в Сирии и Палестине - "дом", в Армении - "лом". Мы не знаем достоверно, так ли это было в реальности. Но языковеды конца XIX века (Г.Асколи, Фр.Миклошич) доверяли данному утверждению, и вывод их был следующим. В словах "лом" и "ром" искажён древнеиндийский звук "д". Вот почему большинство исследователей считает предками цыган народность дом из северо-западной Индии.
Хотя это мнение по сию пору поддерживают многие учёные, представляется по меньшей мере странной замена первой буквы - ведь обычно корень слова не меняется - меняются окончания.
В начале XX века А.Т.Синклер выдвинул более правдоподобную гипотезу.1 Исходил он из того, что самоназвание ром (во множественном числе рома) существует только у цыган Европы, долгое время проживших в Византии. Почему-то никто прежде не обращал внимание на то, что термин "Византия" ввёл Иероним Вольф, причём только в XVI веке. Сами жители православной империи предпочитали называть своё государство Римской империей (basileia ton Rhomaion); соответственно себя они звали ромеями (romans, rhomaios).2
Итак, прежде чем расселиться по всей Европе, цыгане три века прожили в ромейской державе. Нет ничего удивительного в том, что они приспособили окончание к фонетике своего языка, и стали называть себя по имени приютившего их государства. Даже покинув Византию, они продолжали помнить, что они - рома. Это название укоренилось, и существует по сию пору, несмотря на то, что цыгане давно забыли его смысл.
В гипотезе предшественников А.Синклера есть серьёзный изъян. Современные этнологои почти единодушно признают, что Индию покидали представители не одного, а многих племён. Эти разные племена не могли называться одним именем дом.
Теория А.Синклера разрешает данное противоречие.
Цыгане как народ сформировались уже после выхода из Индии. Мы придерживаемся мнения, что это произошло именно в Византии. В Индии каждое из кочующих племён было особой кастой. Человек, входящий в такую группу не мог мысленно включать себя в более широкую общность, нежели собственное племя. Разве в современной Индии ощущают себя чем- то единым чамары, лохары, банджара, домы, каджары, которых учёные относят к возможным предкам цыган?
После выхода из Индии кочующие племена не видели повода консолидироваться. Во-первых, на территории нынешних Ирана и Афганистана они не слишком выделялись этнически - они были почти такими же темноволосыми и смуглыми, как коренные жители, а кроме того, вокруг было много кочующих скотоводов, поэтому их образ жизни не казался окружающим чем-то особенным.
Только в державе ромеев совпали, наконец, все условия для консолидации разных племён в качественно новое образование. В Византии они оказались фактически единственными кочевниками. Внешность их представляла собой резкий контраст с греками и славянами. Впервые цыгане для всех (и для себя) оказались чем-то особенным. Триста лет, проведённых в принципиально новой среде, сделали своё дело. К пятнадцатому веку, независимо от того, к какой касте принадлежали их предки, все они стали рома, цыгане.
Цыганская семья. Иллюстрация из книги "Универсальная космография", выпущенной в 1554 году.
Вот это да! Судя по иллюстрации средневековые цыгане практически ничем не отличались от ... евреев! Вот только у женщины слева ноги - босые! Ребёнок, протягивающий яблоко, похож на... Эрота и на... змея в раю.
=================================
*****
Цыгане всего мира неоднородны по своему составу, хотя окружающим сложно понять, как велики различия между ними. Они делятся на целый ряд этнических групп, отличающихся друг от друга диалектами, занятиями и другими локальными этнокультурными характеристиками. Но прежде, чем перейти к рассмотрению этих групп более подробно, хотелось бы объяснить, наконец, что же такое традиционное кочевье у цыган. К сожалению, никто из российских и зарубежных исследователей не пытался до конца проанализировать это явление, равно, как и подробно зафиксировать существующие у цыган этнические группы.
Мы уже говорили о том, что цыгане - потомки нескольких индийских каст, которые ещё в Индии вели кочевой образ жизни.
В настоящее время в Индии существуют около трёх тысяч каст и полутора тысяч языков. Пять процентов населения постоянно мигрирует - это бродячие ремесленники, маршрут которых не менялся веками. Только плетением корзин в Индии занимается около 260 каст, а ведь есть ещё кузнецы, гончары и так далее. Все эти касты эндогамны. Наверняка ситуация была примерно такой же, когда предки цыган покинули родину. Конечно, структура общества, существовавшая в древней Индии, оказала неизгладимое влияние на цыганскую психологию. Деление мира на ром и гажё (цыган - не цыган) - это рудимент кастовой системы, сохраняющийся из поколения в поколение.
Нельзя представлять себе кочевье цыган как бесцельные хаотичные скитания или романтическую тягу к перемене мест. На самом деле в основе этого явления лежали экономические причины: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. Племена, покинувшие Индию, выбирали новый ареал кочевья - не более того. Часть племён оставалась в данном месте, остальные искали "неосвоенные территории"; процесс этот продолжался постоянно. В каждом конкретном случае ареал кочевья был определённым и сравнительно небольшим - примерно 300-500 квадратных километров. Именно этим можно объяснить факт, что кочевникам понадобилось несколько столетий, чтобы добраться до Западной Европы.
Таким образом, конкретная группа цыган на протяжение довольно долгого времени находилась в постоянных этнокультурных контактах с окружающим населением, что вело к целому ряду заимствований. Относительно монолитные поначалу в этническом плане цыгане, делились на более мелкие образования, отличающиеся друг от друга локальными особенностями культуры и быта. Такое изобилие цыганских субэтносов и подтверждает наш тезис о том, что ареал кочевья был ограниченным. Если бы таборы перемещались из одного конца континента в другой, нигде не задерживаясь, и при встречах разных таборов постоянно имели бы место смешанные браки, цыгане до сих пор были бы единым народом.
Несмотря на сложившийся стереотип, в реальности кочевой народ был поразительно консервативен в выборе территории. Это подтверждается историей. Одна из этнических групп цыган - карачи - живёт в Персии, другая - мугат - около 900 лет обитает в Средней Азии. Цыгане, оставшиеся в Византии, до сих пор живут на территории современных Турции, Греции и Болгарии. Они известны под именами: чингeне, фечuра, джамбaза.3
Интересно, что цыгане, даже попав в неблагоприятные условия, не торопились уходить с территорий, на которых они подвергались гонениям. Именно так появились этнические группы синти в Германии, кале в Испании и трэвелерс в Англии. Эти группы сумели выжить, находясь в эпицентре законодательно организованного насилия.
В результате, даже профессиональному этнологу почти невозможно досконально разобраться в мозаике из десятков (а то и сотен) субэтносов, разбросанных сейчас по всему миру. Многие исследователи видели неоднородность цыган, но не могли выработать правильные критерии для классификации. Одни, например, делили их по географическому принципу. Примером такого упрощённого подхода может служить схема, представленная Р.Воссеном в книге "Цыгане". Данная схема даже приблизительно не отразила того многообразия этносов, субэтносов и родов, которые существуют у цыган.
Интересна схема Воссена, представленная на сайте http://zigane.pp.ru/history14.htm
========================================
Во всех современных официальных документах, касающихся цыган, синти названы особой группой, отдельной от остальных европейских цыган. Уже устоялась формулировка: "рома и синти". Между тем, мы не находим никаких оснований к такому делению. Синти - это тоже рома. В иерархическом соподчинении к общему самоназванию цыган рома они являются таким же вторичным субэтносом, как, например, этнические группы ловари, сэрвы или кале.
К сожалению, и в данной схеме мы видим тот же подход. Более того, в рамках одной схемы смешаны языковой и географический критерии, а самоназвания цыган неправильно истолкованы. Справедливости ради, надо сказать, что в остальном книга Р.Воссена является интересным, серьёзным исследованием, включающим большой фактический материал.
Географический подход явно недостаточен, так как рядом часто проживают этнические группы совершенно разного происхождения. Поясним это на одном характерном примере: русскa ромa и сэрвы живут почти впритык территориально, однако, они представляют разные ветви цыган.
Есть и другие подходы. Лучший из них представлен болгарскими учёными Е.Марушиаковой и В.Поповым, которые, собрав богатейший фактический материал, не поняли, однако, структуру соподчинения; зачастую у них через запятую перечисляются этнонимы, самоназвания, названия, образовавшиеся от рода занятий и патронимические группы.4
Ещё более спорный путь классификации основан на анализе терминов, которые выработали для цыган окружающие народы. Французский историк Ж-П.Клебер оперирует такими этнонимами, как "богемцы" или "хитанос", фактически игнорируя самоназвания. Если учесть низкий уровень при низком уровне знаний, которые имели о цыганах европейцы, ошибочные выводы при таком подходе просто неминуемы.
Понимая всю сложность задачи, мы, тем не менее, попытались охарактеризовать основные этапы генезиса цыган.
Необходимо подчеркнуть, что нами предпринята первая попытка не просто перечислить этнические группы, но показать их в развитии. Все известные нам схемы страдают отсутствием исторического подхода. В составленной нами таблице наглядно показано, как первоначальный конгломерат индийских кочевых племён поэтапно дробился на отдельные группы. Обратите внимание, что группы, относящиеся к хронологическому периоду от V до XVIII столетия, уже прекратили своё существование, утратив единство культуры, и трансформировавшись в современные этнические группы. Мы убеждены, что целостную картину может дать только сопоставление хронологии с миграциями цыган, а также с основными вехами мировой истории. Несмотря на аполитичность кочевников, их судьбы нельзя рассматривать изолированно.
Приводимая ниже таблица не может считаться окончательным результатом. Во-первых, процесс дробления на субэтносы продолжается в наши дни. Во-вторых, существуют объективные трудности, из за которых мы приводим самоназвания современных цыган не полностью. Что касается территории бывшего СССР, этническая картина для нас ясна, благодаря собственным материалам, накопленным во время полевой работы. К сожалению, не по всем регионам мира существует такая ясность такой ясности. Мы лишены возможности делать выводы из полевого опыта, а этнологическая литература полна противоречий. Единственным юю выходом нам представляется публикация таблицы в усечённом виде, с тем, чтобы учёные Индии, Азии, и Западной Европы дополнили её проверенными данными.
Цыгане кэлдарары делятся на пять региональных групп, которые по-цыгански называются нэции. Названия этих групп соответствуют той стране, в которой они проживали длительное время:
1) унгрикэ ром - кэлдэрары Венгрии
2) грекуря - кэлдэрары Греции
3) доброжяя - румынские кэлдэрары из Добруджи
4) молдовая - молдавские кэлдэрары
5) сербияя - сербские кэлдэрары
По численности нэции различны. Самые крупные из них - унгрикэ ром и молдовая - в свою очередь делятся на так называемые вицы. Вицы бывают двух типов - вица бари и вица цигни. Они находятся в соподчинении друг другу. Вица бари - в переводе означает "большой род" и на практике объединяет несколько сложных семей. По мере роста численности, от вицы бари могут отпочковаться несколько так называемых малых виц, виц цигни. Члены этих виц имеют как бы двойственное самосознание, осознавая свою принадлежность и к малому и к большому роду.
Для наглядности приведем пример. В начале XIX века в Венгрии жил цыган Йоно Кальдарас, многочисленные потомки которого стали называться по имени своего прародителя - йонешти. Это вица бари. По имени одного из сыновей Йоно - Пэтро Кальдараса (1820-1920 г.г.) стала называться вица цигни - петрещи.5
По данным Р.С.Деметера, собравшего названия виц молдавских и венгерских цыган, в одной вице бари может быть от 80 до 800 членов. Таким образом, вица бари состоит из потомков одного реально существовавшего прародителя от имени которого происходит название вицы. Теоретически в каждую вицу могут входить все потомки общего прародителя. На практике же вица объединяет лишь тех потомков, которые считают себя членами этой вицы. Иногда основателем такого объединения могла оказаться и женщина. Например, известен род кумбриешти, происходящий от женского имени Кумбрия. Такое бывает в случае, когда у женщины умер муж, а дети были ещё малолетними. Если эта женщина прожила вдовой до глубокой старости, воспитала детей и внуков, то название вицы идёт от её имени. Порой название вицы происходит от предмета, ставшего прозвищем. Например, название крестевецони идёт от цыганского слова крестевецы - огурец.
Члены вицы не обязательно живут совместно. Очень часто бывает, что они никогда не собираются вместе (хотя вообще цыгане чрезвычайно мобильны, охотно едут на свадьбу, на крестины). Вместе с тем, вицы играют значительную роль в поведении цыган и в их взаимоотношениях. Постыдным поведением один человек может создать дурную славу не только своей семье, но и вице в целом. Естественно, и на репутацию индивидуума распространяется репутация всей вицы.
У прочих групп цыган внутреннее деление может обозначаться другими словами: так у русских цыган род называется родо, у немецких - штама, у крымских - чанг, тухумя.
При анализе сложной, на первый взгляд, системы названий и самоназваний цыганских групп, сами собой напрашиваются некоторые обобщения. Мы пришли к выводу, что критерии возникновения этих этнонимов имеют общие закономерности у всех цыган, осознающих общность происхождения и называющих себя рома. Как ни странно, самоназвание наций чаще всего даётся народом, среди которого проживают цыгане конкретной этнической группы и происходит не от цыганского слова, например:
урсари от рум. - вожак медведя
рудари - от рум. - рудник, копь
сэрвы - от румынского - крепостные
кэлдэрары - от рум. - котёл
ловари - от венг. - лошади
трэвэлерс - от англ. - странники
тинкеры - от англ. - лудильщик
Иногда самоназвание имеет цыганскую лингвистическую основу, как в случае с испанскими кале. Однако, при тщательном рассмотрении, мы видим, что это перевод того слова, которым цыган называло окружающее население. Кале - по-цыгански означает чёрные.
Вторым признаком индентификации являлись географические названия: