Окончания русских слов - калаЧ, палаЧ, трубаЧ, ширмаЧ, - от тюркского суффикса "+чи", означающего "мастера". Этот суффикс, в свою очередь происходит от ивритского окончания прошедшего времени первого лица ?? /ти, означающего "сделал это - то, что в корне".
Например, Палач - ????? /палахти - "прорезал, пронзил, разрезал". Корень здесь - [???] - откуда и русское слово "ПЛаХа", на которой палач делает своё дело.
Слово калач - ??? ?? /хала ти - "сделал халу" . Хала - праздничный субботний хлеб, калач из отборной пшеничной муки, из слоёного теста (см. "Согнуть в три погибели" - словарь идиом)
Чага, берёзовый чёрный гриб, гриб из семейства трутовиковых, развивается в виде нароста на стволах главным образом берёз. Экстракт Ч. -- бефунгин -- используется для лечения некоторых болезней желудка и кишечника, как общеукрепляющее, а также как симптоматическое средство, улучшающее в ряде случаев самочувствие больных, страдающих злокачественными опухолями.
Фасмер: ча?до домоча?дцы мн. Заимств. из цслав., укр. ча?до "дитя", (на)ща?док "потомок", блр. чадо? "злое дитя, упрямец" (Брандт, РФВ 21, 215), др.-русск. чадо, чадь ж. "дети, люди, народ", ст.-слав. ч?до ?????? (Остром., Клоц., Супр.), болг. че?до "дитя", сербохорв. че?до, чеш. стар. ?аd, ?a?d "мальчик, юноша", др.-польск, cze?do "дитя", dо szcze?du "до последнего потомка". Праслав. ?e?dо все считали раньше заимств. из герм. (др.-сакс., д.-в.-н. kind); см. И. Шмидт, Pluralb. 13; Мi. ЕW 32; Мейе, E?t. 110, 266; Ягич, AfslPh 23, 537; Уленбек, AfslPh 15, 485. Эту точку зрения оспаривали на том основании, что это единственный пример, где ?- соответствует герм. k- перед передними гласными (обычно с-, ср. ст.-слав. ц?та). Поэтому в последнее время принимают родство с начьн?, нач?ти, коньць, лат. rec?ns, род. п. -ntis "свежий, новый, молодой", греч. ?????? "новый", др.-инд. kan??nas "молодой", ka?n?y?n "меньше, моложе", ka?nis?t?has "самый младший, наименьший", kаnу?? ж. "девушка", ирл. сеne?l "род", галльск. cintos "первый"; см. Бернекер I, 154; Траутман, ВSW 133 и сл.; Младенов 680; Педерсен, Kelt. Gr. 1, 120 и сл.; Кипарский 22 и сл.; Обнорский, ИОРЯС 19, 4, 100; Брюкнер, KZ 45, 102. Образование аналогично ста?до, говя?до. •• [См. еще Трубачев, Слав. терм. родства, стр. 41 - 43
?? /цад - "1. сторона 2. бок 3. отношение"
??? /цадо - "сторона, отношение его", т.е. "чада - держащие его сторону" в любом случае, ср. рус. "СТОРОННИКИ, последователи ".
Английское "Teа" - "чай" соответствует арамейскому ?? /тэ = "комнатка". А в Японии как раз и был обычай чайной церемонии - в маленьких комнатках, похожих на будки - "чайных домиках".
--
"Самый же необычный из предметов, магический смысл которого зашифрован и замаскирован, чтобы не навредить никому сверх меры, а наоборот, использовать исключительно во благо людям, и в самых критических сферах человеческой деятельности, в области власти над миром человеческого ума и духа - это... ЧАЙ. " (http://gidepark.ru/user/3956593840/article/446243 ) --------------------------------------------------------------------------------------------- Всё правильно, потому что слово "ЧАЙ" происходит от древнееврейского, а затем и РУССКОГО (и китайского (Ча), и японского - "Тэ") слова - ?? /Шай - что означает "Подарок есть Сущий".
--
Потому что первое, что предлагается гостю - это ЧАЙ - совершенно бесплатно, в ПОДАРОК. Чай - это выражение священного гостеприимства. У бедуинов, у казахов, если путник, гость (???? ??? /гоэ ста = "высокопоставляю + сбился с пути") зайдёт в юрту, его не спрашивают, кто он такой и куда идёт. Первым делом, ему предлагают чай (у бедуинов - кофе, особенно, если путник замерз - ??? /кафэ) В ПОДАРОК!
--
?? /шай - "подарок". Первый чай привезли в Россию из Китая в ПОДАРОК царю Алексею Михайловичу.
Полезный обычай при чаепитии - в Средней Азии уважаемому гостю, с которым хотят пообщаться, наливают чай на самое дно пиалы. Как только гость выпивает чай, ему наливают ещё и ещё. Уважение достигается каким либо подарком или процессом наливания ценного напитка ( и не только чая). Сам процесс наливания чего-либо и является признаком вежливости и любви, в коей нужно дарить подарки.
А вот гостю, которого хотят побыстрее спровадить, наливают чай дополна пиалы.
слово ?? /Шай - "подарок" является сокращением (как из слова Бог ---- Б-г) от слова ??? /Шадай - "Всемогущий Господь Бог" или от слов ???? ????? ????? /Шомер Длатот Исраэль = "Страж ворот Исраэля". Если прочесть наоборот, то будет - ?? /еш - "сущий, есть" и, наконец - "на, ешь" ----- ?? ?? /на еш = "пожалуйста, существуй, кушай" - ЕШЬ!
Из чая зек приготовляет напиток, именуемый "чифиром" (чифир, чифирь). Уровень ритуальности этого действа сравним лишь с ритуальностью японской чайной церемонии - при полном, так сказать, антагонизме. Если нет электричества (в лесу), то берется стандартная эмалированная кружка, покрытая внутри черной чайной окалиной; наливается вода и кипятится - на головешках костра. На 300 граммов воды насыпается чуть больше половины 50-граммовой пачки чая (обязательно листового). Осевший чай поднимается еще одним нагреванием и накрывается для настоя самодельной крышкой. Если чаю в достатке, то "поднимать" его не обя-зательно, достаточно запарить - но более длительное время. Поднявшийся чайный лист постепенно оседает; после запарки и усадки листа чай переливается в посуду для питья - особый шик представляет хорошая фарфоровая чашечка, но сгодится и стакан, и просто стеклянная баночка. Из чашки напиток переливается обратно в кружку (это называется "оженить"), затем - снова в чашку. Напиток готов к употреблению.
Утренний чифир откроет глаза любому уставшему зеку
??? /цапар - "любитель птиц, орнитолог" {?????? /ципора - "птичка"}. Отсюда игра слов - "вставать с птицами, рано вставать"
=============================================
???? /шапир // чефир = "хорошо, ладно". Пока не попьёшь чайку (?? /шай - "подарок"), на соглашение можешь не рассчитывать. Здесь же и фамилия Шапиро, Шафиров. Шафиров - канцлер Петра I - обладал удивительной способностью улаживать дипломатические трения.
У древних было поверье, что все поступки и судьба записываются, как дебет-кредит, в небесную книгу. А птицы как бы чертят в небе иероглифы и буквы этой книги. В Древней Роме были даже предсказатели по полёту птиц - "ауспиции".
В спектакле "Эзоп" Ксанф сказал своему рабу Эзопу, что если он увидит в небе три чайки, то получит свободу, но нарушил своё слово, так как пока Эзоп ходил за Ксанфом, птицы исчезли. В конце Эзоп, выбрав смерть ("Где ваша пропасть для свободных людей?!"), получил таки свободу.