Бершадский Владимир Евгеньевич: другие произведения.

Государство в древней Степи

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 31/03/2018.
  • © Copyright Бершадский Владимир Евгеньевич (vladimir.b@012.net.il)
  • Обновлено: 25/02/2018. 62k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кто и как образовали древние империи Степи - Тюркский каганат и Сельджукский султанат

  •   Как образовались степные империи
      разгадка моего вопроса - в ТИТУЛЕ "Чин-Гис-хан"
      Татары - очищенные
      Законы
      Каган-хан татар
      Библия о строении государства
      Исход 18 глава
      Двойное управление было распространено в древности, например:
      . Государственно-бюрократический аппарат Саманидов,
      Сельджукский султанат
      Государственно-бюрократическое устройство империи весьма походило на то, которое было у Саманидов и Газневидов.
      
      Как образовались степные империи
      
      http://russian7.ru/post/kak-poyavilis-tyurki/
      Здравствуйте, Темиргали!
      У меня к Вам вопрос, как к казаху - потомку степняков:
      Скажите, как Вы думаете, как удавалось каким-то отдельным личностям собирать вокруг себя большие войска, посылать их на смерть (это смелых и вооружённых конников!) и в конечном итоге каким-то образом (???) образовывать гигантские степные империи, покоряющие древние цивилизации Маверанарха и Ирана. Я говорю о Великом тюркском каганате, Сельджюкском султанате.
      Итак, каким образом???
      
      Изящный ответ Темиргали Изъящева:
       Пути тюрков неисповедимы... Пытаетесь возглавить Великий Еврейский Поход, что качаете информацию? Знаю, но не скажу. Можете обзываться...
      
      Не нравится
        Ответить 
      
      Владимир Бершадский Итак, ответ казаха вполне закономерен. Да и никто из "оччень учченых" не даёт ответа на мой вопрос.
      В энциклопедиях и статьях пишут, что вот де какой-то вождь ОБЪЕДИНИЛ некие степные кочевые и полу-кочевые племена в могучее войско (*это значит, что у воинов появляются дальнобойные "татарские" луки, требующие сложной и точной работы), панцири и мечи дамамсской стали, десятки тысяч (!) сёдел, уздечек, стремян (!!) и самое главное - приведение к покорности свободолюбивых степняков, которые привыкли слушаться, а иногда и не слушаться ТОЛЬКО своего отца и никого более. Вот этот самый начальный период как бы "обрастания" воинами некоего предводителя и дальнейшие его действия меня очень сильно интересует, а также механизм функционирования ГОСУДАРСТВА в Степи.
      
      
      Владимир Бершадский Вот Темиргали Изъящев пищет:
       Скажу, но Вы всё равно не поверите. Тюрки знали о своей древности, считали все народы своими данниками и ходили собирать дань. ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Ну почему же не поверю: ну, знали, ну, считали, а другие племена и народы покорно говорили: "да, вы самые древние, а мы - молодые, значит, мы вам подчинимся, приползём на брюхе, будем целовать прах у копыт коня вашего кагана..." . И это только из-за "древности"?
       Чушь какая-то!! И что означает эта "древность"? Ну, что она даёт? Это всё равно, как разговор большого пацана с маленьким еврейчиком, который пришёл во двор и говорит кодле: эй, кодла, мой народ самый древний на Земле! Они библию нактавил! Уже исчезли древние египтяне, римляне, греки, а еврейский народ жив! Видите? Значит, давайте, подчиняйтесь мне, я буду командовать, а вы мне х... целовать!" И шо сделает кодла с таким йегунадоном? Вот так и Изъящев: сморозит глупость, а нам расхлёбывать. Но ведь он не один такой! Вся уччоная свора болтает то же самое.
      
        Ответить  1 дн.
      
      Владимир Бершадский Я обратился к Вам, Темиргали Изъящев, с вопросом потому, что Вы - казах и Вам ближе обычаи казахского племени, (жуза) и Вы, опираясь на свои может быть детские спрятанные чувства, представите, КАКИМ ОБРАЗОМ пришёл к степному племени некий человек, потом почему-то возглавил это племя, потом народил своих детей, которые уже образовали некий род, который послушались окрестные племена, потом батыры из местных племён ПОЧЕМУ-ТО съехались к этому "Чингисхану" и ПОЧЕМУ-ТО поклялись ему умереть за него и пошли в бой! Но ПОЧЕМУ всё это произошло? Тут ни один Страбон не ответит, потому что Страбон - не казах!
       Страбон пишет:
      "Кочевники, правда, скорее воины, чем разбойники, все же ведут войны из-за дани. Действительно, они передают свою землю во владение тем, кто хочет ее обрабатывать, и довольствуются, если получат взамен известную условленную плату, и то умеренную, не для обогащения, но только для того, чтобы удовлетворить необходимые ежедневные потребности жизни.
      Однако с теми, кто им не уплачивает деньги, кочевники воюют. Поэтому-то Гомер и назвал этих людей одновременно "справедливыми" и "бедными"26. И в самом деле, если бы им правильно выплачивали арендную плату за землю, то они никогда бы не начинали войны. Но им с. 285 не платят правильно люди, уверенные в том, что у них самих довольно силы, чтобы легко отразить нападающих или помешать вторжению".
      
      А Вы - казах! Вот и хотя бы попытайтесь этот мой вопрос разрешить...
      
      
      Владимир Бершадский А может быть, уже существовал некий вождь некоего племени, который СМОГ (вот другие не смогли, а он - СМОГ!) организовать (???) мастерские по производству луков, сёдел, уздечек, мечей, сабель, открыл академию генерального штаба, обучил из местных пацанов командиров полков, дивизий, сотен, тысяч, туменов военному делу и... вперёд, на завоевание Китая, Ирана, Самарканда... ?
      
      
      Владимир Бершадский
       Но ПОЧЕМУ свободолюбивые племена Степи пошли УМИРАТЬ за некоего вождя, объявленного ПОЧЕМУ-ТО великим ханом, каганом?
      
      Кстати, не объяснит ли Изъящев тюркско-казахские словокорни слова "КАГАН"?*
       Ответа не последовало!!
      
      Владимир Бершадский Что это за СИЛА, которая помогла этому некоему вождю объединить племена в единый кулак великолепно вооружённого панцирного войска?
       Я имею в виду вождей- начальников Великого Эля (אל / Эль - "Бог сил") - Тюркского каганата и других каганатов и Сельджюкского султаната. И более позднего Темучина.
      
      
      Алиасхаб Умаханов Хорошие вопросы Владимир!
      
      
      
      Владимир Бершадский Меня интересует начальный этап. Каким образом вокруг "песчинки" начинает нарастать "жемчужина"?
      Почему и каким образом лидер удерживает вокруг себя больше 10 человек? А сотню? А тысячу? При помощи каких волшебных нитей? Волшебные нити благородного происхождения от Авраама Благородство чем отличается "чернь" от "белой кости"? Что такое "голубая кровь"? Что означает "благородство"? Чем благородный человек отличается от подлого? Почему подлые люди безропотно выполняют приказы благородного? Но что же, стоит узнать и начать жить по этому своду правил, как сразу станешь благоРОДным? Фигурально, это так и не так. Бывали, и это Вы хорошо знаете, и люди - отпрыски высокого благородного РОДА, которые вели себя отнюдь не по тому Своду правил, но от этого они не переставали быть высокородными. Но за это Бог наказывал их. Алиасхаб Умаханов Благородство передавалось именно по крови происхождения, и это была больше ноша, чем подарок судьбы. Владимир Бершадский Так что же такое БЛАГОродство? Начнём с конца. Родство - от слова "РОД". Род - это группа кровных родственников. А именно в крови содержится душа, поэтому людей благородных фамилий казнили в основном удушением. Голубая кровь - http://www.sovtransavto.ru/img/izrail.png - Голубые полосы голубой крови на флаге - https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f1/Merchant_Navy_of_Greece_flag_%281822-1828%29.svg/1200px-Merchant_Navy_of_Greece_flag_%281822-1828%29.svg.png הו לו ביה קרובי / ho lu: baya qrovi = 'הו Господь Бог ++ לו ему, ему дай Бог ++ ביה в нём ++ קרוב быть близким мне, быть принесённым в жертву мне ', поэтому люди голубой крови не боялись смерти. 'Да буду я жертвой твоею', - говорили они Богу. Здесь дело в слове "голубой", а не в слове "кровь". Кровь ВСЕГДА красная! А вот слово "ГоЛубой" имеет отношение к словам "Голубь, голубка". גואה לבה /гоэ лаба = "Высокопоставляю, высокородие + горячий, пламенный, как ЛАВА". גוה לוה /гоэ лава // го лува = "Гордость, тело + присоединяться, сопровождать" - только самых знатных допускали сопровождать НОСИЛКИ, на которых несли в ГОЛОВЕ торжественной процессии статую бога. Они были в ГОЛОВЕ священной процессии и именно про них говорили, что у них - ГОЛУБАЯ кровь. Они были одеты в белые одежды С ВИССОНОВЫМИ ГОЛУБЫМИ ПОЛОСАМИ - это была одежда левитов. Таков сегодня флаг Израиля. Род На священном языке слово רודה / Rode - "властелин". Корень [ רדה -] - "1. владычествовать 2. притеснять, попирать 3. наказывать; 4. извлекать (пользу: мёд из улей, хлеб из печи, , ребёнка из чрева матери (РОДить)". Кто же такой "Властелин"? Это Господь Бог- Аллах-Всевышний. Владимир Бершадский А теперь, рассмотрим слово "Благо" (cм. выше). באלוה/бъэлоh - "в Боге, Богом". Владимир Бершадский 1. בלהגו דריו /бЛаго дарив // благо дариу = 'в говоре, в речи [להג] + жизнь [דור] его божественна, Бога [יו]' 3. בלאהו / благо - ' изменённое слово לאהוב / леэhov - 'любить'' - Любить - לאהוב /леЭhов. Если конечную букву ב перенести вперёд, то получиться בלאהו /бълаhо// Благо. Т.е. 'в Любви; любовью' 4. בלוהג עשיתי /БъЛоэг асити // благость - "В Слове, словом + + делаю' - т.е. Речью творю дела -----'Благостный ' -----► слово דבר /давар - '1. слово 2. дело, вещь' На греческом языке "Логос" - это и "Слово" (לוהג עושה /лоэг осэ = 'Говорю + делаю'), и "Бог". Логос - ЭлЛогос - Элоhим - אלהים ; Элох - אלוח - Аллах Владимир Бершадский Т.о., БЛАГОродный сын Адама ('се - человече') - этот Тот, кого любит Бог, кто слышит слово Божье, кто находится с Богом, кто творит божьим словом. Владимир Бершадский Есть ли такой человек в Библии, в Коране? Есть! Это - Авраам - Иброхим. В Коране он назван - "Друг Бога", а Хеврон, где Его могила и могила Сарры, называется по-арабски "Эль-Халиль". В древности именно Авраам и его потомки - Исаак, Иаков-Исраэль, его сыновья - РОДоначальники 12 колен (племён) Исраэля (Исроиля) и только они считались теми, кого любит Бог, а народ Исроиль назывался везде "Божьим". И в Библии есть целая глава, где Бог объявляет наиболее ценным для Него народ еврейский - עם סגלה / Ам сгула (народ ценный, приспособленный). Само слово "Еврей" \ יברי / йеврей - "Он будет выбран" или יו ראי / Йев рэй = "Бог видит многое". Перевод имени "Иброхим" \ עברו הם / ибро гhэм - " עברו еврей Его + ו ה Бог הם они". А 'еврей' по-английски - "Jew" \ יהו - "Бог Ягу" --------------► по-китайски - "Чжу, Чжоу". Итак, потомки Авраама - 12 колен + потомки Ишмаля (Исмаила), Исава, подтверждающие свою голубую кровь словами божьими и делами Его - и есть Благородные люди ЕВРазии. Внешне благородные люди также отличались от черни. В глубокой древности младенцу из благородного рода удлиняли череп. Вспомним высокие короны древнеегипетских фараонов, которые не могли удержаться на обычном, а не удлинённом черепе. Затем мальчикам из благородного рода делали обрезание крайней плоти на уде, который свидетельствовал [עד / аъд // уд - "свидетель"] о происхождении от Авраама. Благородные аврамиты носили перья и крылья, так как имя Авраам \ אברהם = "Отец (предок) ++ член (уд, фаллос), крыло, перо". Вспомним крылатых всадников דאה לי / дэа ли = "летать ++ мне" в войске Османов [אות מהן / от маэн // ос ман = "знак, буква ++ человек, я (מאני / мъани // мань)"], шляхтичей Речи Посполитой, венгерских гусар, крымских всадников и донских казаков при штурме Казани, украшенных перьями птицы "баб \ בבא / баб`а - "вход, ворота"" Аврамиты носили перья на шапках, на шляпах, на шлемах, за ухом. -----------------------------------------------------------------
      
      Вспомним тонкий и полусказочный фильм "Илья Муромец". Мне никогда не был интересен образ Ильи или князя Владимира, а вот Калин-царь всегда привлекал.
      
       ПОмните, как он скомандовал: "Курган мне, курган!". И его сильные воины безропотно кидались под копыта его коня. Почему??
      
      
      Владимир Бершадский Видимо потому, что японские самураи безропотно жертвовали жизнью за князя-даймэ. Вот это мне было интересно.
      
        Ответить  18h
      
      Алиасхаб Умаханов может быть, потому, что каждый в те времена знал своё место в иерархии жизни.
      Одним шармом тут дело конечно не обходилось.
      Это в нынешние времена вся чернь поднялась наверх и чувствует себя вольготно.
      Об этих временах много пророчеств и от многих пророков-цари будут как рабы (трудиться чтобы заработать на жизнь), а рабы будут на месте царей.
      
      Нравится
        Ответить  10h
      
      Владимир Бершадский Алиасхаб Умаханов , Вы, по моему, очень близки к разгадке. Ещё вопрос к Вам:
       чем отличается "чернь" от "белой кости"?
      Что такое "голубая кровь"?
      Что означает "благородство"? Чем благородный человек отличается от подлого?
      Почему подлые люди безропотно выполняют приказы благородного?
      
       ТИ: По отношению к Чингизхану и тюркам, могу только предполагать, что они также боролись за влияние в среде себе подобных, потому что иначе было трудно выжить. Тюрки воевали с Китаем (с табгачами - тюркской же династии в Китае), чтобы выйти за пределы Отюкенской черни и контролировать потоки товаров и пр.
      Чингизхан, как Вам известно, боролся прежде всего, со своими сородичами по племени Кият, которые низвели его до жалкого существования. Именно в этой борьбе он окреп и в войске его была внедрена жесточайшая дисциплина, благодаря чему, он сумел не только вернуть своё влияние, но и в дальнейшем совершать уже завоевательные походы, для того, чтобы образованный им народ, мог на века освободиться от какой-либо зависимости и жить процветая. Вот, где-то так...
      Управление
      Нравится  Ответить  17m
      Темиргали Изъящев
      Темиргали Изъящев Скифы это тюрки, и они жили в Северном Причерноморье с палеолита. Поэтому все вновь прибывшие сюда народы платили им арендную плату за землю. Также её платила и Русь, которая была создана на землях скифов. В Истории остались сведения об этом факте, только эту плату, русские источники называют данью. Если бы она была бы неподъёмная, то Русь никогда бы не поднялась...
      Управление
      Нравится  Ответить  12m
      Владимир Бершадский
      Владимир Бершадский "Именно в этой борьбе он окреп и в войске его была внедрена жесточайшая дисциплина, благодаря чему,".... чушь пишешь!
      
      В борьбе не укрепляешься, а ослабеваешь!! Борьба - война - это прежде всего смерть людей. А вот благодаря чему его влияние укрепилось - вот в чём вопрос!!
      
      Владимир Бершадский
      
       Когда идёт война, убивают людей.
      Убитые имеют родственников, которые ОБЯЗАНЫ кровно отомстить. В этой борьбе Темучин неминуемо был бы убит мстящими.
       Поэтому ваш ответ не верен по существу. Да и насчёт дисциплины - перебор. Суждение, что, если убегал воин, убивали весь десяток, также неверно.
       Воины вооружены, в том числе и луками со стрелами. На фронтах ВОВ особисты опасались соваться на передовую, так как солдаты могли запросто их там убить, мстя за своих взводных или ротных товарищей. Поэтому Я не верю в описание жестоких мер Чингисхана в отношении своих же ВОИНОВ.
      
      Владимир Бершадский а вот в отношении справедливости.... Как Вы понимаете эту справедливость? В чём она проявляется - ну, хотя бы на примере пахана шайки? Разве пахан шайки блатных убивает своего блатаря? Разве в этом справедливость?
      
        Ответить  6h
      
      Владимир Бершадский
       "Именно в этой борьбе он окреп и в войске его была внедрена жесточайшая дисциплина, благодаря чему,"....
      
       чушь пишешь! В борьбе не укрепляешься, а ослабеваешь!! Борьба - война - это прежде всего смерть людей. А вот благодаря чему его влияние укрепилось - вот в чём вопрос!!
      Управление
      
      Нравится  Ответить  4h
      Темиргали Изъящев
      Темиргали Изъящев Я высказал своё мнение, если бы у Чингиза не было жесточайшей дисциплины и он не был справедливым, за ним бы не пошёл народ. Подумайте об этом...
      
       
      Владимир Бершадский Когда идёт война, убивают людей. Убитые имеют родственников, которые ОБЯЗАНЫ кровно отомстить. В этой борьбе Темучин неминуемо был бы убит мстящими. Поэтому ваш ответ не верен по существу. Да и насчёт дисциплины - перебор. Суждение, что, если убегал воин, убивали весь десяток, также неверно. Воины вооружены, в том числе и луками со стрелами. На фронтах ВОВ особисты опасались соваться на передовую, так как солдаты могли запросто их там убить, мстя за своих взводных или ротных товарищей. Поэтому Я не верю в описание жестоких мер Чингисхана в отношении своих же ВОИНОВ.
      
        Ответить  2h
      
      Владимир Бершадский Владимир Бершадский а вот в отношении справедливости.... Как Вы понимаете эту справедливость? В чём она проявляется - ну, хотя бы на примере пахана шайки? Разве пахан шайки блатных убивает своего блатаря? Разве в этом справедливость?
      
      Темиргали Изъящев Всё это мораль побежденного - сопли и слёзы моралиста. Да Чингизхан убийца, да он сволочь, но наша, и его можно понять. Потом, Вы не знаете порядков степняков, никакой кровной мести не было. Мы даже на дикий Кавказ принесли куну - выкуп вместо кровной мести. Татарки, чьи родственники были истреблены, стали любящими и верными жёнами и соратницами. Чингизхан особо изничтожал знать, так каждый делает, чтобы история начиналась с него. Так делал и Александр Великий, спаливший в Согдиане 40 тыс. кож с древними письменами. И в этом смысле, они варвары. Я не понимаю, почему Вас интересуют придурки в истории. Мне, например, всё понятно. Я вышел за рамки даже Каганата и смог взглянуть на тюрков НОВЫМ ВЗГЛЯДОМ, чего и Вам желаю. Всё таки советую прочитать мою книгу. Всего доброго...
      Управление
      Нравится
        Ответить  2h
      
      Владимир Бершадский Вы пишете: "Вы не знаете порядков степняков, никакой кровной мести не было." ------------------------------------------------------------------------------------- Позвольте, но Я трижды пытал Вас, жили ли Вы в степи, в Аиле. Вы не ответили, показывая, что Вы НИ-ЧЕ--ГО не знаете! А теперь Вы пишете обратное. Можно ли Вам верить? Ответ ясен. И так во всём.
      Управление
      Нравится  Ответить  2h
      Владимир Бершадский
      Владимир Бершадский Кровная месть не только была, она распространялась на весь род и даже на всё племя! Это, кстати, сдерживает грабительские и разбойные хотения степняков в отношении незнакомцев. В былинах богатырь вопрошает: "Ой, ты, гой еси?" Это значит, какого ты рода, какого племени? Потому что убийство родича считалось самым большим грехом, смываемым только кровной местью над ВСЕЙ семьёй!! А выплата виры (куны, как вы пишите ------ м.п. от ивритского קונה / коне - "Бог выкупает") была внедрена только с внедрением Торы (через людей - "торе"). В Торе предписывается заменить древнейший принцип Хаммураппи -= "Око за око, зуб за зуб, жизнь за жизнь" другим принципом: "Стоимость ока - за око, стоимость зуба - за зуб, стоимость жизни - за жизнь, отнятую НЕУМЫШЛЕННЫМ убийством". Именно этот принцип Я внедряю в Израиле в отношениях между Израилем и арабами, что соответствует и шариату, и постановлениям Торы (Талмуда - устной Торы).
      http://world.lib.ru/b/bershadskij_wladimir_ewgenxewich/predoterakt.shtml
      
      
      Как предотвратить теракты в Израиле
      WORLD.LIB.RU
      
      
       ТИ: Вы пишете: "Всё это мораль побежденного - сопли и слёзы моралиста. Да Чингизхан убийца, да он сволочь"...................................................................................................................
      
      Нет, уважаемый казахстанец, ни Чингисхан-Темучин и более ранние "чингисханы" (צין גיס כהן חן - "Особый, ознаменованный, обозначенный, отличный от других ++ могущий собирать войско ++ первосвященник, предстоящий пред Богом ++ Милостивый") не был ни убийцей, ни тем более сволочью (от שבעו לוץ = "клятва его ++ ложна, дана в шутку") - именно поэтому он и мог собирать вокруг себя войско \ בואי סכו / бой ско - "иди ко мне сюда ++ видеть, смотреть на него". Именно поэтому, что не был Чингисхан, ни убийцей, ни сволочью, и собирались вокруг него вооружённые и храбрые, и сильные воины, которые верили его слову, которое и было клятвой пред Богом. Да, в завоевательных походах не только Чингисхана, но и всех завоевателей ЧУЖИХ народов гибло много людей. Но эти люди были не их рода, не их рода-племени, поэтому и за людей-то не считались!! И только, если существо другого народа присоединялось к его народу, давая не ложную клятву, то правитель должен был относится к нему справедливо, по установленному ПИСЬМЕННОМУ закону - Торе.
      
        Ответить  2h
      
      Владимир Бершадский
       разгадка моего вопроса - в ТИТУЛЕ "Чин-Гис-хан"
      , да ещё и в "имени" (Я думаю - прозвище) -
       ТемуЧин \ תמו צין = "чистый, невинный, невиновный перед Ним ++ Особый, ознаменованный, обозначенный, отличный от других " (в это должен верить народ),
      
      
      А на самом деле: טמאו צין / тиму чиен // ТимуЧин - "грязный, загрязнённый, признанный нечистым перед Ним ++ Особый, ознаменованный, обозначенный, отличный от других".
      -------------------------------
      Правитель должен действовать по законам Макиавелли в книге "Государь" (http://lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/gosudar.txt )
      
       Это сравнение очень похоже, а может быть и взято, на библейскую историю о хитроумном лгуне библейском пра-отце 12 колен - Иакове \ יעקב /Йаъков - "Он будет лгать, хитрить, идти по следу, выслеживать" - Иаков обхитрил и своего родича - сводного брата Исава (עשו), и тестя своего Лавана, и даже своего отца Исаака. Но затем, когда Иаков боролся с Ангелом божьим в ручье Ябок, Иаков был очищен водой второго Иордана-Ябока и был наречён ישראל / Исраэль - "Сущий окунёт в жидкость; он будет прямым (с) Богом силы".
      
       Эта история и законы управления, и законы общежития (Левит 19:18) были изложены ПИСЬМЕННО на Святом языке לשון הקדש в Священной книге, которую БОЖИЙ НАРОД распространил по всей ЕВРАзии - от Ирландии до Японии включительно.
      
      Татары - очищенные
      Одно из толкований слова "Татары" \ תטהרי / татари = "ты будешь ритуально чистым (предо) Мной (Богом)". Ведь у евреев - божьего народа - был обряд очищения народа от греха убийства: Зарезали агнца с молитвою, затем священник - коэн (каан \\ хан) окунал два пальца в кровь жертвы и стряхивал капли крови агнца на рога жертвенника, который символизировал народ - "общество Исраэлево" (Левит 14:21-29; Левит 16:14-20), который становился "татарами".
       Таким образом, чтобы объединить людей вокруг вождя, который может послать их в бой, как воев (воинов \ בוא הנה // воу инъ = "Идёт, входит, приходит ++ вот этот"), вождь должен быть освящён шехиной святости, воины должны верить, что их вождь свят и является наместником Бога на Земле. Поэтому каждое его слово - это слово божье!
      
      Но кто распространяет эту веру? Священнослужители-шаманы \ שמעני // шамани = "שמענ Слушающий ++ מענ адрес ++ מענ ответ ++ עני отвечающий, провозглашающий, свидетельствующий меня; поющий обо Мне; притесняющий, мучающий, насилующий меня; бывающий униженным, страдающий за многих"
      
       Законы
      должны быть писанными и передаваемые особыми заканниками (от זקן / закан // закен - "старец бородатый") - заКонниками \ זה כונן // за конн = "Это установлено".
      Ведь умение писать и читать в древности приравнивалось к чуду, а тот, кто умеет читать, а тем более, ПИСАТЬ \ פי סתי / пи сати = "Речь ++ Свят Господу" \ был истинным чудотворцем. И такими чудотворцами в Степи могли быть только представители божьего народа - עברי / иври - "пересекающие границы-реки, нарушающие местные порядки и оплодотворяющие божьими знаниями дикие народы. "
      
       И это была воистину, божья вера в Бога Тенгри \ תנגרי / теНгри - "ты ИЗОЛЬЁШЬ мне" (благодать).
      
       Эти люди объявили себя бней-Авраам - сынами Авраама \ אברהם = "Отец, предок ++ член, перо, крыло им" - "ОКРЫЛЁННЫЕ " всадники.
      
       Вспомним про крылатых всадников - "дели" \ דאה לי = "летать, парить ++ мне" - Османской империи (фильм "Великолепный век" видели?), крылатых казаков в описании майора Ригельмана из XVIII века, польских шляхтичей из XVII века, крылатых венгерских ГУСАР \ הוא שר = "Это он - царь!", а у российских гусар - не застёгивающиеся куртки - ментики, которые развевались при езде, как крылья... А ещё более древних аварских всадников (см. книгу Игоря Коломийцева). Ведь существовало же в Центральной Европе ок. 300 лет могучее государство - Аварский (Обрский) каганат.
      
      Каган-хан татар
      Кстати, Я задавал вопрос - а что означает слово "КАГАН". Так вот, это не только "первосвященник" - כהן , но и "Защищающий" - כגן / каГан. А именно хан \ חן / - "милостивый" - именно вождь и защищает свой народ, своих сподвижников, оказывает им милости,награждает их, распределяет справедливо (!!) добычу в связи с принятыми законами (по долевой системе: хану, королю шла пятая часть добычи, а налог - "Аль-кабала" - 1\10 часть дохода; остальным воинам - в зависимости от звания и чина \ צין - "ознаменованный, выделенный чином"). Ещё одно толкование слова "ТАТАРЫ" \ תא תאר / та тар = "Здесь иди ++ звание, чин, ранг, титул".
      
      Библия о строении государства
      
      Библия " Ветхий Завет
      Исход 18 глава
      
      
      15 И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога;
      16 когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим и объявляю [им] уставы Божии и законы Его.
      17 Но тесть Моисеев сказал ему: не хорошо это ты делаешь:
      18 ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его;
      19 итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела [его];
      
      20 научай их уставам [Божиим] и законам [Его], указывай им путь [Его], по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать;
      21 ты же усмотри [себе] из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками [и письмоводителями];
      22 пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя;
      23 если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять, и весь народ сей будет отходить в свое место с миром.
      
      ---------------------------------------------------------------
      Таким образом первоначальное управление МИРНОГО народа обязательно предусматривает наличие ОТЧЁТОВ о проделанной работе, т.е. наличие ПИСЬМЕННОСТИ и общенародного государственного языка, удобного для отдавания приказов и контролю отчётов и исполнения приказов.
      Каждое заседание государственного совета (по восточному - дивана - от דיבבן / диван - "די который + [דבב] говорит, вызывает на разговор; соперничающий") обязательно протоколировалось, протокол заседания сдавался в особый архив и каждое решение дивана подлежало проверке.
      Государство, в котором был Священный язык, была семитская письменность (в том числе и руны), в котором глава государства был первосвященником - каганом, называлось "каганат" - כהנת / коэнат // каГанат - "первосвященничество".
      В более позднее время, когда потребовалось войско, потребовался и военный вождь, который очищался от греха пролития крови и убийства обрызгиванием священной жертвенной кровью агнца или козла (см. Левит 8:23, 30; ).
      
       Одно из толкований слова "Татары" \ תטהרי / татари = "ты будешь ритуально чистым (предо) Мной (Богом)".
       Ведь у евреев - божьего народа - был обряд очищения народа от греха убийства: Зарезали агнца с молитвою, затем священник - коэн (каан \\ хан) окунал два пальца в кровь жертвы и стряхивал капли крови агнца на рога жертвенника, который символизировал народ - "общество Исраэлево" (Левит 14:21-29; Левит 16:14-20), который становился "татарами".
      Таким военным вождём в Библии стал у народа израиля Аарон и его сыновья - князья- беки (от בקיא - эрудированные, знатоки и בקעי // беки - "разделивший меня" на отряды).
      Знатные, благородные - ביה / begh // Бег /// Бий //// бъйа ///// бай = "во мне Бог"
      
      Аарон - военный вождь - назывался צרר /царър // царр - "завязывающий узлом, упаковывающий" - צררי / царъре /// царь - "завязывающий узлом всех".
      На иврите царь - "מלך / мелех", а посланец божий - מלאך /малъах - "ангел, ангел смерти" - царь - мелех именно и рассматривался, как божий посланец и ангел смерти, указующий перст и наказующий меч. Меч на иврите - קין / Kin, а король у германских народов - "King" -----англ. "Keen" / Киин - "острый (взгляд проникающий вглубь)"
      keen I adj. 1) острый 2) резкий, пронзительный; сильный a keen wind - резкий ветер 3) жестокий, трескучий (мороз) 4) проницательный (ум, взгляд)
       5)
      тонкий, острый (слух и т. п.) 6) сильный, глубокий (о чувствах) - keen
      pleasure 7) сильный, интенсивный - keen pain - keen hunger - keen appetite -keen interest 8) ревностный, энергичный a keen man of business - энергичный
      деловой человек, способный делец a keen sportsman - страстный спортсмен 9)
      сильно желающий (чего-л.), стремящийся (к чему-л.) to be (dead) keen on smth.
      coll. - сильно желать чего-л.; (очень) любить что-л., (страстно) увлекаться
      чем-л. he is keen on opera - он увлекается оперой I am not very keen on
      cricket - я не особенный любитель крикета 10) строгий, резкий (о критике и т.
      п.) 11) трудный, напряженный
      
      Двойное управление было распространено в древности, например:
      2 царя в Спарте - ספרתא / спарта - "ספר исчисленный здесь; книжный, по книге תא здесь"; ספרת /сапарта // спарта - "ты исчислил", /сипарта // спарта - "ты рассказал" - в Спарте господствовало устное право, пока Ликург не записал лаконически их законы. Спартанцы причисляли себя к одному из колен Исраэля, т.е. к потомкам Иакова-Израиля.
      2 консула в Rome - רום / Rom - "высокий" - עלא / Alla - "самый высокий"
      2 суфета в Карфагене - קרתא חדש / карта хадаш - " знать города, цвет общества города новая"; קרת חדשתא / карт хадашта - " город + новый здесь, на этом месте"; קרת עגן / карт аген = "город якоря" карфагеняне говорили на финикийском семитском языке, близком к ивриту, и были одним из колен Исраэля
      Пророк Самуил и царь Саул в Иудее
      Хазарский каганат ארקנוס / Арканус, в котором номинальным главой был каган из священного рода Ашина - עשינה - עשן / ишен - "воскурять" - отсюда настоятель мечети - ишан. Обязанностью этого рода было сохранять священный огонь в скинии - אשינה / ишина // ашина - "совершающие жертвоприношение, сжигающие на алтаре" - от слова אשה / иша - "жертвоприношение, сжигаемое на алтаре". Слово אשה / иша - также "женщина", вот почему одежда священников очень похожа на женскую, а в домах возжигают огонь именно женщины. Священники - ишаны в древности часто подвергались оскоплению и были евнухами. Евнухи были на востоке самыми главными чиновниками - визирями, так как они не могли передать по наследству возможно присвоенное имущество и оно отходило к султану.
      
      
      . Государственно-бюрократический аппарат Саманидов,
       который затем был использован и усовершенствован Газневидами, везир империи Великих Сельджуков Низам ал-Мульк считал образцовым.
      
      . При внуке Исмаила Саиде (914-943 гг.) позиции Саманидов в регионе еще более укрепились. Их вассальными владениями стали Фарс, Кирман и часть территории Ирака.
      
      Саманиды имели достаточно совершенный и эффективный аппарат государственной власти. Наршахи пишет, что при Саиде в Бухаре был построен новый дворец для эмира. В непосредственной близости от дворца по приказу Саида были сооружены здания, в которых размещались основные департаменты (диваны) государства: диван везира, диван муставфи (казначея), диван "опоры государства" ("диван официальных документов"), диван высшего военного начальника, диван начальника почты, диван мухтасиба (полиция), диван мушрифов (тайная полиция), диван государственного имущества, диван вакуфов201, диван судей202.
      
      В частности, везир Низам аль-Мульк в своем знаменитом труде "Сиясет наме" ("Книга о правлении"), который был написан для султана империи Великих Сельджуков Меликшаха (1072-1092 гг.), брал за образец институты государственной власти, методы правления и т. д., созданные и использовавшиеся Махмудом.
      
      Эффективность государственной власти Газневидов, на наш взяляд, обеспечивалась тремя основными факторами. Во-первых, прекрасной осведомленностью монарха о всем, что происходило в органах власти, армии, стране и за ее пределами. Во-вторых, квалифицированным бюрократическим аппаратом, состоявшим из персов, большая часть которых прошла хорошую школу на службе у Саманидов. В-третьих, неотвратимостью суровых наказаний для чиновников в случае недобросовестного выполнения обязанностей и, в первую очередь, за незаконное обогащение. Страх был главным стимулом добросовестной и эффективной работы всех чиновников - от везира до простого сборщика налогов. В государстве Газневидов существовала разветвленная система тотального внутреннего шпионажа, или сбора информации. Эти функции осуществляли служба Сахиб барида и департамент Диван-и Шугл-и-Ишраф-и Мамлакат. Руководителей этих структур султан назначал лично.
      
      Названные структуры имели своих тайных агентов, которые, во-первых, следили за чиновниками и докладывали о всех случаях злоупотреблений, и, во-вторых, собирали информацию о различных аспектах жизни населения, о внутриполитическом положении в стране, в целом, и т. д.
      
      При султане существовал т. н. Диван-и Рисалят, который по своей значимости в иерархической системе власти был сопоставим только с Диваном везира. Это был личный секретариат, или, говоря современным языком, администрация султана. Диван взялавлял сановник, пользовавшийся особым доверием султана. Его мнение или оценка для Махмуда часто значили больше, чем советы везира. Босворт, в частности, пишет, что Махмуд вообще с большим подозрением относился к своим везирам, и что Абу Наср Мишкан, в течение большей части периода правления Махмуда взялавлявший личный секретариат султана, всячески содействовал подозрительности Махмуда и, в частности, утверждал, что везиры "делят власть со своим монархом"206. В функции Диван-и Рисалят входила дипломатическая переписка с зарубежными государствами. Кроме дипломатических контактов Диван-и Рисалят постоянно получал доклады и донесения от руководителей и агентов названных выше осведомительных структур. Донесения доставлялись со всей территории империи. В них содержалась информация о поведении должностных лиц, ценах на продовольствие и другие товары, случаях неурожая, голода, наличия излишков продовольствия в тех или иных районах, бунтах, природных катастрофах, набегах в приграничные районы внешних врагов и т. д.207 Обладая обширной информацией, султан мог своевременно принимать (и в большей части случаев принимал) необходимые решения. По приказу Махмуда при нем был создан т. н. Совет гражданских и военных руководителей, на котором рассматривались важные вопросы внутренней и внешней политики. Совет был консультативным органом. Но Махмуд был способен услышать разумные советы, спокойно их проанализировать (часто уже после заседания Совета) и принять правильное решение, даже если приходилось отказаться от своего предварительного решения208.
      
      Махмуд был вспыльчивым и жестоким человеком. За злоупотребление властью, незаконно полученные доходы, равно как и за не полностью собранные налоги следовали суровые наказания. Если амили (сборщики налогов) оставляли себе часть собранных налогов, их имущество конфисковывалось, они подвергались мучительным пыткам и казни. При Махмуде опасными были должности высших сановников, включая везира. В рамках осведомительных служб имелись чиновники, в обязанности которых входило выявление богатств, обретенных высшими должностными лицами государства незаконным путем. Из шести везиров, занимавших этот пост при Махмуде и его сыновьях Мухаммаде и Масуде, трое были казнены, остальные брошены в тюрьму. Причиной репрессий в отношении везиров могли быть не только богатства, полученные незаконным путем, но и недополучение казной налогов. Везир был главным лицом, отвечавшим перед султаном за полное и своевременное поступление налогов в казну. Так, например, Исфераини был везиром Махмуда в течение 10 лет. Но, когда он не смог обеспечить поступление в казну установленной суммы налогов от провинции Герат и отказался заплатить недостающую часть из своего кармана, Махмуд пытал везира до смерти, а его имущество конфисковал209.
      
      Кроме названных выше государственных структур, существовал целый ряд других. Во-первых, свой аппарат был у везира (Диван-и вазир). Функции казначейства выполнял Диван-и ис-тифа. Диван-и викалят осуществлял учет государственных земель, доходы от личных владений султана учитывал аппарат Муставфи, недвижимостью династии занимался Векиль-и хасс ит. д.210
      
      Персидские провинции Хорасан, а после 1029 г. Рей и Джибаль были удалены от Газны (столицы) и управлялись местными диванами в административных центрах Нишапур и Рей, соответственно.
      
      Махмуд был самым (если не единственным) выдающимся султаном из династии Газневидов. Его государственный аппарат и военная организация в то время не имели себе равных в регионе. За период его правления, то есть до 1030 г., была создана огромная империя.
      
      Махмуд усовершенствовал доставшуюся ему вместе с Хорасаном систему власти Саманидов настолько, что она долго служила образцом для других восточных правителей. В частности, везир Низам аль-Мульк в своем знаменитом труде "Сиясет наме" ("Книга о правлении"), который был написан для султана империи Великих Сельджуков Меликшаха (1072-1092 гг.), брал за образец институты государственной власти, методы правления и т. д., созданные и использовавшиеся Махмудом.
      
      Эффективность государственной власти Газневидов, на наш взяляд, обеспечивалась тремя основными факторами. Во-первых, прекрасной осведомленностью монарха о всем, что происходило в органах власти, армии, стране и за ее пределами. Во-вторых, квалифицированным бюрократическим аппаратом, состоявшим из персов, большая часть которых прошла хорошую школу на службе у Саманидов. В-третьих, неотвратимостью суровых наказаний для чиновников в случае недобросовестного выполнения обязанностей и, в первую очередь, за незаконное обогащение. Страх был главным стимулом добросовестной и эффективной работы всех чиновников - от везира до простого сборщика налогов. В государстве Газневидов существовала разветвленная система тотального внутреннего шпионажа, или сбора информации. Эти функции осуществляли служба Сахиб барида и департамент Диван-и Шугл-и-Ишраф-и Мамлакат. Руководителей этих структур султан назначал лично.
      
      Названные структуры имели своих тайных агентов, которые, во-первых, следили за чиновниками и докладывали о всех случаях злоупотреблений, и, во-вторых, собирали информацию о различных аспектах жизни населения, о внутриполитическом положении в стране, в целом, и т. д.
      
      При султане существовал т. н. Диван-и Рисалят, который по своей значимости в иерархической системе власти был сопоставим только с Диваном везира. Это был личный секретариат, или, говоря современным языком, администрация султана. Диван взялавлял сановник, пользовавшийся особым доверием султана. Его мнение или оценка для Махмуда часто значили больше, чем советы везира. Босворт, в частности, пишет, что Махмуд вообще с большим подозрением относился к своим везирам, и что Абу Наср Мишкан, в течение большей части периода правления Махмуда взялавлявший личный секретариат султана, всячески содействовал подозрительности Махмуда и, в частности, утверждал, что везиры "делят власть со своим монархом"206. В функции Диван-и Рисалят входила дипломатическая переписка с зарубежными государствами. Кроме дипломатических контактов Диван-и Рисалят постоянно получал доклады и донесения от руководителей и агентов названных выше осведомительных структур. Донесения доставлялись со всей территории империи. В них содержалась информация о поведении должностных лиц, ценах на продовольствие и другие товары, случаях неурожая, голода, наличия излишков продовольствия в тех или иных районах, бунтах, природных катастрофах, набегах в приграничные районы внешних врагов и т. д.207 Обладая обширной информацией, султан мог своевременно принимать (и в большей части случаев принимал) необходимые решения. По приказу Махмуда при нем был создан т. н. Совет гражданских и военных руководителей, на котором рассматривались важные вопросы внутренней и внешней политики. Совет был консультативным органом. Но Махмуд был способен услышать разумные советы, спокойно их проанализировать (часто уже после заседания Совета) и принять правильное решение, даже если приходилось отказаться от своего предварительного решения208.
      
      Махмуд был вспыльчивым и жестоким человеком. За злоупотребление властью, незаконно полученные доходы, равно как и за не полностью собранные налоги следовали суровые наказания. Если амили (сборщики налогов) оставляли себе часть собранных налогов, их имущество конфисковывалось, они подвергались мучительным пыткам и казни. При Махмуде опасными были должности высших сановников, включая везира. В рамках осведомительных служб имелись чиновники, в обязанности которых входило выявление богатств, обретенных высшими должностными лицами государства незаконным путем. Из шести везиров, занимавших этот пост при Махмуде и его сыновьях Мухаммаде и Масуде, трое были казнены, остальные брошены в тюрьму. Причиной репрессий в отношении везиров могли быть не только богатства, полученные незаконным путем, но и недополучение казной налогов. Везир был главным лицом, отвечавшим перед султаном за полное и своевременное поступление налогов в казну. Так, например, Исфераини был везиром Махмуда в течение 10 лет. Но, когда он не смог обеспечить поступление в казну установленной суммы налогов от провинции Герат и отказался заплатить недостающую часть из своего кармана, Махмуд пытал везира до смерти, а его имущество конфисковал209.
      
      Кроме названных выше государственных структур, существовал целый ряд других. Во-первых, свой аппарат был у везира (Диван-и вазир). Функции казначейства выполнял Диван-и ис-тифа. Диван-и викалят осуществлял учет государственных земель, доходы от личных владений султана учитывал аппарат Муставфи, недвижимостью династии занимался Векиль-и хасс ит. д.210
      
      Персидские провинции Хорасан, а после 1029 г. Рей и Джибаль были удалены от Газны (столицы) и управлялись местными диванами в административных центрах Нишапур и Рей, соответственно.
      
      При султане Махмуде государство Газневидов обладало значительными финансовыми ресурсами. Главными источниками их пополнения были налоги, собиравшиеся с населения входивших в состав государства провинций, а также богатая добыча, вывзявшаяся из Индии.
      Наиболее процветающей персидской провинцией был Хорасан. Здесь было развито сельское хозяйство, в городах процветали ремесла. Горы северного Хорасана содержали серебро, медь, железо, свинец, сурьму. Особым спросом на внутреннем и внешнем рынках пользовались мрамор и знаменитая хорасанская бирюза211.
      
      Города Хорасана были расположены вдоль караванных путей и являлись крупными центрами не только внутренней, но и международной торговли. Основные караванные маршруты свзявали Багдад и другие богатые города аббасидского халифата с Хорезмом, откуда доставлялись товары из районов Средней Азии и Сибири (меха, кожа, воск, мед и т. п.), а также с Китаем (фарфор и другие предметы роскоши). Кроме того, из Мавераннахра шли караваны рабов.
      
      Богатые финансовые ресурсы позволили Махмуду создать военную организацию, не имевшую равных в регионе. Она целиком состояла из постоянной наемной армии, получавшей жалование. Армия была многонациональной. Основную часть ее составляли тюрки, но были также контингенты индусов, курдов, арабов. Все они были рабами султана и именовались гулямами. Главным родом войск была кавалерия (тюрки и арабы). Меньшую, но хорошо обученную часть аргчии составляла пехота (в основном, индусы). Пехота была мобильной. К месту боевых действий она доставлялась на верблюдах. Отдельным родом войск были подразделения боевых слонов. На спинах слонов устанавливались и закреплялись специальные корзины, в которых находилось по четыре воина, вооруженных луками и копьями. Подразделения боевых слонов образовывали авангард армии. Перед началом сражения грохотом барабанов и другими методами слоны приводились в возбужденное и агрессивное состояние. Атака разъяренных слонов взявала страх и панику среди солдат противника и особенно пугала лошадей, которые становились неуправляемыми. В армии Махмуда имелось 1300 боевых слонов212.
      
      Основным (тюркским) контингентом армии командовал военачальник, именовавшийся сипахсалар-и гуляман, национальными - сипахсалар-и гуляман хиндийан (командующий индийским контингентом гулямов) и т. д. Все они были подчинены главнокомандующему - хаджиб-и бузургу. Численность постоянной профессиональной армии при Махмуде составляла 100 тысяч человек213.
      
      Вопросами, связанными с организацией армии, боевой подготовкой, ведением учета личного состава, проведением инспекций, тыловым обеспечением, выплатой жалованья и т. п. занималось отдельное ведомство, именовавшееся Диван-и Ард. Кроме вышеперечисленных, функцией этого ведомства была опись и оценка стоихмости трофеев, захваченных у противника в случае победного исхода сражения. Султану полагалась одна пятая часть всей добычи, прежде всего, драгоценности, оружие, слоны, а также рабы (военнопленные). Остальные четыре пятых распределялись (ведохмствохм арида) между личным составом в соответствии с должностями и званиями. Отличившимся в бою воинам в качестве награды полагалась дополнительная часть трофеев214.
      
      К концу периода правления Махмуда государство Газневидов представляло собой империю, в состав которой входили территории современных Афганистана, Пакистана, часть территории Ирана, Таджикистана, Индии. Общая площадь территории Газневидов составляла 4,9 млн квадратных километров215. Правящая династия в этническом отношении являлась тюрками. Большую часть населения составляли персоговорящие народы. На территории империи также проживали пуштуны, белуджи, синдхи, пенджабцы, индусы и др. Официальной религией был суннитский ислам ханифитского толка. Официальным языком - персидский.
      
      Сельджукский султанат
      Со смертью Меликшаха завершился тот период истории, когда Сельджукский султанат была самой могущественной державой в Средней Азии, на Ближнем и Среднем Востоке.
      
      К концу правления султана Меликшаха включала в себя земли от предгорьев Тянь-Шаня на востоке до побережья Красного моря на западе; от северо-восточного побережья Каспийского моря на севере до Индийского океана на юге. В состав империи входили территории таких современных государств, как Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, часть территории Казахстана, Афганистан, Иран, часть территории Пакистана, Армения, Абхазия, Грузия, Азербайджан, часть территории северокавказский республик России, часть территории Турции, Ирак, Сирия, Иордания, Ливан, Израиль, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн, Кувейт, часть территории Саудовской Аравии, Йемен, Аден.
      
      С точки зрения административно-территориальной структуры, империя состояла из собственно государства Великих Сельджуков, которым султан управлял через везира и губернаторов (амидов), взялавлявших вилайеты, точное число которых неизвестно, и вассальных государств, где власть от имени султана Великих Сельджуков осуществляли местные правители. В столицах вассальных государств находились представители султана-амиды. При Меликшахе столицей империи был город Шираз.
      
      
      Государственно-бюрократическое устройство империи весьма походило на то, которое было у Саманидов и Газневидов.
       Низам ал-Мульк - везир Альп Арслана и Меликшаха, как уже отмечалось, считал его наиболее совершенным для своей эпохи.
      
      Главой государства являлся султан, власть которого шла от Бога и ничем не ограничивалась. Вторым лицом в государстве был везир. Его рабочим органом был т. н. Большой диван, который состоял из следующих департаментов, или Малых диванов339: диван-и тугра ве инша, диван-и истифа (так же назывался диван-и зимам ве истифа), диван-и ишраф ве мемалик, диван-и арз.
      
      Диван-и тугра ве инша. Основной задачей этого департамента была подготовка текстов указов султана, других документов, имевших государственное значение, ведение дипломатической
      
      
      Примерные границы империи Великих Сельджуков в период наивысшего могущества
      
      переписки, переписки с правителями вассальных государств, с губернаторами провинций и тд. Документы обретали законную силу после того, как скреплялись печатью (тугрой) султана. Хранителем печати являлся взялавлявший диван сановник.
      
      Диван-и зимам ве истифа занимался финансовыми вопросами, вел учет доходов и расходов государства, составлял бюджет и т.п. Диван имел широко разветвленный аппарат в провинциях. Его (аппарата) предназначением было обеспечение сбора налогов в установленные сроки и в определенных для каждой провинции размерах. Лицом, отвечавшим перед везиром и султаном за сбор налогов в каждой провинции, был ее губернатор - амид. Представителем дивана в провинциях был сановник, именовавшийся мюстевфи. В его распоряжении находились сборщики налогов - амили.
      
      Диван-и ишраф ве мемалик осуществлял контроль за деятельностью государственных должностных лиц в столице (и даже во дворце) и в провинциях. Департамент также осуществлял сбор информации о внутриполитической обстановке в стране. Сановник, взялавлявший диван, именовался мушриф. Низам ал-Мульк следующим образом уточняет функции этого сановника: "Пусть уполномочивают на ишраф того, на кого можно вполне положиться, так как это лицо знает о происходящем во дворе и сообщает, когда захочет и когда случится нужда. Он должен от себя направлять в каждый город, в каждую округу своих заместителей благоразумных и добросовестных, дабы им было известно все, что происходит из незначительного и значительного"340.
      
      Диван-и арз. Основными функциями дивана являлись учет списочного состава вооруженных сил, расчет и выплата жалования постоянной армии, обеспечение армии вооружением, снаряжением, обмундированием, продовольствием, фуражом и т.п. Диван не осуществлял командных функций, не принимал участия в решении вопросов применения вооруженных сил. Он отвечал за их состояние. В этих целях диван-и арз был обязан осуществлять регулярное инспектирование армии, проведение смотров и парадов.
      
      Одной из главных предпосылок распада империи Великих Сельджуков было их отношение к своим соплеменникам - огузам. Надо сказать, что клан Великих Сельджуков никогда не ставил перед собой задачи создания национального тюркского государства. На стадии борьбы за Хорасан вожди Сельджуков делили со своим войском, которое состояло исключительно из огузов, не только трудности походов и сражений, но и добычу, трофеи. Поэтому применительно к этому периоду можно говорить о каком-то единстве "верхов и низов". После завоевания Хорасана и создания сельджукского государства положение радикально изменилось.
      
      Весь государственный бюрократический аппарат был укомплектован персами. Государственным языком в сельджукском Хорасане, а затем и в империи Великих Сельджуков был персидский.
      При Меликшахе огузы были почти полностью вытеснены из военной организации. Это означало, что в лице вчерашних преданных слуг вожди Сельджуков обрели врагов.
      
      Более того, Великие сельджукские султаны, как когда-то султаны Газневидов, негативно относились к нахождению на территории своего государства (государств) кочевых огузов. Низам ал-Мульк писал, что многочисленные отряды огузов были источником постоянных беспорядков в стране, но принимать крутые меры против них было неудобно вследствие их родства с династией и их заслуг перед ней341. Поэтому персидский бюрократический аппарат Великих Сельджуков (который действовал также на территориях империи с арабским населением) выдавливал огузов - кочевников из Ирана и Ирака в северо-западном направлении в Восточную Анатолию в приграничные с Византией районы. Все это создавало большую напряженность в отношениях между сельджукскими правителями и их соплеменниками. Не случайно, поэтому, что любой претендент на сельджукский престол, желавший свергнуть законного правителя, без труда собирал большую армию сторонников из числа озлобленных кочевых огузов.
      
      Что касается местного населения, в основном персов и арабов, чьи интересы защищали от своих соплеменников Великие сельджукские султаны, то их отношение к новой власти никогда и нигде не было вполне лояльным. Для них Сельджуки были иноземцами, завоевавшими их страны, даже не знавшими их язык и культуру. Известие о смерти Тугрула, например, вызвало радостную реакцию в ряде городов Ирака. Жители этих городов убивали представителей сельджукской администрации и устраивали танцы над их трупами.
      
      Отношение аббасидских халифов к Великим Сельджукам строилось на безвыходном или сложном положении одних и грубой силе других. Известно, например, что после прибытия Тугрула в Багдад в 1055 г., халиф более года не удостаивал его аудиенции. А после смерти Тугрула пытался отобрать у Сельджуков светскую власть в халифате. Халифа Муктеди вполне можно считать организатором отравления Меликшаха.
      
      Сельджукским султанам периодически приходилось приводить к повиновению уже покоренные и ставшие вассальными государства.
      
      При таких обстоятельствах судьба империи зависела от трех основных факторов: состояния ее военной организации, личных качеств правителя, наличия или отсутствия в регионе военной силы, способной угрожать Сельджукам.
      
      Тугрул, Альп Арслан и Меликшах были, безусловно, талантливыми полководцами и государственными деятелями. Большую роль в успешном правлении двух последних султанов сыграл их везир Низам ал-Мульк, влияние которого на государственные дела и на монархов было настолько сильным, что его вполне можно рассматривать как соправителя Альп Арслана и Меликшаха. Вместе с тем, к концу своего правления Меликшах пренебрег некоторыми весьма важными рекомендациями своего везира, что негативно сказалось на судьбе империи. Не видя более серьезных врагов у государства Сельджуков, Меликшах намеревался уменьшить военные расходы и сократить численность армии с 400 до 70 тысяч человек. Низам ал-Мульк утверждал, что только наличие 400-тысячной армии гарантировало Сельджукам обладание Хорасаном, Мавераннахром, Баласагуном, Хорезмом, Нимрузом, Ираком, Фарсом (провинция в южном Иране), Сирией, Азербайджаном, Арменией, Антакией342. Сточки зрения Низам ал-Мулька, армию следовало увеличить до 700 тысяч человек, что позволило бы покорить Синд (провинция на юго-востоке Пакистана), Индию, Египет, Абиссинию (Эфиопию), владения Византии в Малой Азии343.
      
      Низам ал-Мульк советовал Меликшаху иметь в государстве службу, которую в наше время принято именовать внешней разведкой. "Надо отправлять лазутчиков, - пишет Низам ал-Мульк, - постоянно во все места под видом купцов, странников, суфиев, продавцов целительных средств, нищих; пусть они сообщают обо всем, что услышат, чтобы ничто из дел никоим образом не оставалось скрытым, а если произойдет какое событие, будет что нового, чтобы своевременно принять соответствующие меры... Или если какой-нибудь государь с иноземным войском движется походом на страну, государь успеет подготовиться, отразит его"344.
      
      Кроме того, великий везир настаивал на необходимости организовать службу государственной безопасности (или тайной полиции). Он писал: "Государю необходимо ведать все о народе и о войске, вдали и вблизи от себя узнавать о малом и великом, обо всем, что происходит... Но это дело тонкое, подверженное тайной ненависти, а поэтому следует, чтобы оно выполнялось руками, языком и пером тех, о которых никто не помыслит плохого, которые не были бы заняты своими личными корыстными побуждениями, и они должны назначаться только от государя... Следует уготовлять им плату и ежемесячное содержание из казнохранилища, чтобы они действовали в душевном спокойствии и государь узнавал бы о всяком событии, как только оно случилось, тогда он предпримет необходимое...345
      
      Однако и эти рекомендации везира не были приняты ни Меликшахом, ни его преемниками, что являлось одной из причин ослабления и упадка сельджукского государства в XII в.
      
  • Комментарии: 1, последний от 31/03/2018.
  • © Copyright Бершадский Владимир Евгеньевич (vladimir.b@012.net.il)
  • Обновлено: 25/02/2018. 62k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка