Аннотация: ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН 29 августа 1996 года N 265-I Об охране здоровья граждан
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
29 августа 1996 года N 265-I
Об охране здоровья граждан
от 29.08.96 г. "О введении в действие Закона Республики Узбекистан "Об охране здоровья граждан".
В редакции Закона от 15.04.1999г.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2
СТАТЬЯ 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН 2
СТАТЬЯ 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН 2
СТАТЬЯ 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН 2
СТАТЬЯ 4. КОМПЕТЕНЦИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН 2
СТАТЬЯ 5. КОМПЕТЕНЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗ-БЕКИСТАН 3
СТАТЬЯ 6. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН 4
СТАТЬЯ 7. СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 4
СТАТЬЯ 8. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 4
СТАТЬЯ 9. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 4
СТАТЬЯ 10. ЧАСТНАЯ И ДРУГИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 4
СТАТЬЯ 11. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИЙ ПРЕДПРИЯТИЯМ, 4
СТАТЬЯ 12. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ 4
II. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН 4
СТАТЬЯ 13. ПРАВО ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ 4
СТАТЬЯ 14. ПРАВО ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ 4
СТАТЬЯ 15. ПРАВО ГРАЖДАН НА ИНФОРМАЦИЮ О ФАКТОРАХ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЗДОРОВЬЕ 4
СТАТЬЯ 16. ПРАВО ГРАЖДАН НА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ 4
СТАТЬЯ 17. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН, ЗАНЯТЫХ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ПРОФЕССИО-НАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
СТАТЬЯ 18. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ 4
СТАТЬЯ 19. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 4
СТАТЬЯ 20. ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗЫВУ НА ВОЕННУЮ И АЛЬТЕРНАТИВНУЮ СЛУЖБУ И ПОСТУПАЮЩИХ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ 4
СТАТЬЯ 21. ПРАВА ГРАЖДАН ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА 4
СТАТЬЯ 22. ПРАВА ИНВАЛИДОВ 4
СТАТЬЯ 23. ПРАВА ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ 4
СТАТЬЯ 24. ПРАВА ПАЦИЕНТА 4
СТАТЬЯ 25. ПРАВО ГРАЖДАН НА ИНФОРМАЦИЮ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ 4
СТАТЬЯ 26. СОГЛАСИЕ НА МЕДИЦИНСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО 4
СТАТЬЯ 27. ОТКАЗ ОТ МЕДИЦИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА 4
СТАТЬЯ 28. ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ БЕЗ СОГЛАСИЯ ГРАЖДАН 4
III. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ГРАЖДАНАМ 4
СТАТЬЯ 29. ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ 4
СТАТЬЯ 30. НЕОТЛОЖНАЯ И СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ 4
СТАТЬЯ 31. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ 4
СТАТЬЯ 32. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ГРАЖДАНАМ, СТРАДАЮЩИМ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ 4
СТАТЬЯ 33. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ГРАЖДАНАМ, СТРАДАЮЩИМ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМИ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ 4
СТАТЬЯ 34. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ МЕТОДОВ ПРОФИЛАКТИКИ, ДИАГНОСТИКИ, ЛЕЧЕНИЯ, ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ И ДЕЗИН-ФЕКЦИОННЫХ СРЕДСТВ И ПРОВЕДЕНИЯ БИОМЕДИЦИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 4
СТАТЬЯ 35. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ И ИЗДЕЛИЯМИ МЕ-ДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ 4
IV. МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА 4
СТАТЬЯ 36. ЭКСПЕРТИЗА ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ 4
СТАТЬЯ 37. ВРАЧЕБНО-ТРУДОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА 4
СТАТЬЯ 38. ВОЕННО-ВРАЧЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА 4
СТАТЬЯ 39. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ И СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА 4
СТАТЬЯ 40. ПРОВЕДЕНИЕ ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТА СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА 4
V. МЕДИЦИНСКИЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ 4
СТАТЬЯ 41. ПРАВО НА ЗАНЯТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 4
СТАТЬЯ 42. ПРАВО НА ЗАНЯТИЕ ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКОЙ 4
СТАТЬЯ 43. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ 4
VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4
СТАТЬЯ 44. ПРИСЯГА ВРАЧА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН 4
СТАТЬЯ 45. ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА 4
СТАТЬЯ 46. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН 4
СТАТЬЯ 47. ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, УЩЕМЛЯЮЩИХ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ 4
I. Общие положения
Статья 1. Законодательство об охране здоровья граж-дан
Законодательство об охране здоровья граждан состоит из настоящего Закона и других актов законодательства.
Правовые отношения в области охраны здоровья граждан в Республике Каракалпакстан регулируются также и законодательством Республики Каракалпакстан.
Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержаться в законодательстве об охране здоровья граждан, то применяются правила международного договора.
Статья 2. Основные задачи законодательства об ох-ране здоровья граждан
Основными задачами законодательства об охране здоровья граждан являются:
обеспечение гарантий прав граждан на охрану здоровья со стороны государства;
формирование здорового образа жизни граждан;
правовое регулирование деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений в области охраны здоровья граждан.
Статья 3. Основные принципы охраны здоровья граждан
Основными принципами охраны здоровья граждан являются:
соблюдение прав человека в области охраны здоровья;
доступность медицинской помощи для всех слоев населения;
приоритет профилактических мер;
социальная защищенность граждан в случае утраты здоро-вья;
единство медицинской науки и практики.
Статья 4. Компетенция Кабинета Министров Республики Узбекистан в области охраны здоровья граждан
Кабинет Министров Республики Узбекистан осуществляет:
защиту прав человека в области охраны здоровья;
государственную политику в области охраны здоровья граж-дан;
утверждение и финансирование программ по развитию здравоохранения и медицинской науки;
управление государственной системой здравоохранения;
контроль за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия;
реализацию мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование граждан об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;
установление единой системы статистического учета и отчетности в области охраны здоровья граждан;
утверждение базовых программ медицинского страхования граждан Республики Узбекистан;
определение льгот отдельным группам граждан в оказании
медицинской помощи и лекарственном обеспечении;
координацию и контроль деятельности органов государственного управления, хозяйствующих субъектов в области охраны здоровья граждан, охраны семьи, материнства и детства;
другие полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 5. Компетенция Министерства здравоохранения Республики Узбекистан
Министерство здравоохранения Республики Узбекистан:
разрабатывает нормативную базу здравоохранения и медицин-ского страхования, государственных стандартов качества здраво-охранения и осуществляет контроль за их соблюдением всеми медицинскими учреждениями;
реализует целевые государственные программы в сфере охраны здоровья граждан;
финансирует за счёт бюджетных средств первичную медико-санитарную помощь населению в пределах гарантированного государ-ственного объёма;
осуществляет серитфикацию и аккредитацию лечебно-профилактических и аптечных учреждений;
выдаёт лицензии врачам на занятие частной медицинской практикой, фармацевтам на занятие частной фармацевтической дея-тельностью;
регулирует уровень тарифов на медицинские услуги;
осуществляет стандартизацию и сертификацию лекарственных средств и препаратов, разрешённых к применению на территории Республики Узбекистан;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законода-тельством;
определяет приоритетные направления охраны здоровья граждан, использования финансовых и материальных ресурсов, направленных на развитие здравоохранения и медицинской науки;
руководит деятельностью государственных органов управления здравоохранения, медицинских и научных учреждений, медицинских и фармацевтических учебных заведений;
разрабатывает программу подготовку и переподготовки медицинских и фармацевтических работников;
устанавливает государственный стандарт качества и нормативы стоимости медицинских услуг для учреждений здравоохра-нения;
осуществляет контроль за оказанием своевременной квалифицированной и качественной медицинской помощи населению лечебными учреждениями системы здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской и фармацевтической деятельностью;
выдает лицензии на занятие медицинской и фарма-цевтической деятельностью;
осуществляет сертификацию лекарственных и дезин-фекционных средств, иммунобиологических препаратов и из-делий медицинского назначения, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических, психотропных средств, контроль за их производством и порядком использования;
разрабатывает и утверждает санитарные нормы, правила, гигиенические нормативы, обеспечивает государ-ственный санитарно-эпидемиологический надзор, принимает ре-шения о направлениях и объемах профилактической помощи, сроках и методах проведения профилактических прививок, осуществляет пропаганду здорового образа жизни среди населения;
совместно с заинтересованными органами организует и контролирует работу по предупреждению заноса инфекционных и карантинных заболеваний с территорий иных государств;
осуществляет другие полномочия в соот-ветствии с законодательством.
Нормативно-правовые акты Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, издаваемые в пределах его компе-тенции, по лечебно-профилактическим, санитарно-противоэпидемическим, радиационным, экологическим вопросам, обязательным для исполнения государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и физическими лицами на территории Республики Узбекистан.
Статья 6. Компетенция органов государственной влас-ти на местах в области охраны здоровья граждан
К ведению органов государственной власти на местах отно-сятся:
защита прав человека в области охраны здоровья;
обеспечение исполнения законодательства в области охраны здоровья граждан;
формирование органов управления, развитие сети учреждений системы здравоохранения;
организация первичной медико-санитарной и медико-социальной помощи, обеспечение их доступности, контроль за соблюдением клинико-статистических стандартов качества меди-цинской помощи, обеспечение граждан лекарственными средства-ми и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории;
формирование собственных источников для финансирования расходов на здравоохранение;
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия граждан, осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер;
охрана окружающей среды и обеспечение эко-логической безопасности;
реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование граждан об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;
координация и контроль деятельности органов, учреждений и предприятий системы здравоохранения, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи учреждениями здравоохранения;
создание и обеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в медико-социальной защите;
реализация мер по охране семьи, материнства и детства;
организация санитарно-гигиенического и эколо-гического образования граждан;
создание условий, стимулирующих развитие частной и других систем здравоохранения;
осуществление других полномочий в соот-ветствии с законодательством.
Статья 7. Система здравоохранения
В Республике Узбекистан действует единая система здравоохранения, которая представляет собой совокупность государственной, частной и других систем здравоохранения.
Статья 8. Государственная система здравоохранения
К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, Министерство здравоохранения Республики Каракалпакстан, органы управления здравоохранением областей, города Ташкента, их подразделения в городах и районах. К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, учебные заведения по подготовке и переподготовке медицинских и фармацевтических работников, фармацевтические предприятия и организации, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники, а также иные предприятия, учрежденияи организации, основная деятельность которых связана с охраной здоровья граждан.
В государственную систему здравоохранения входят клиники научно- исследовательских институтов лечебно-профилактические и аптечные учреждения создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями.
Лечебно-профилактические учреждения государственной системы здравоохранения, оказывают гарантированную государством медицинскую помощь населению бесплатно. Объём и порядок оказания бесплатной медицинской помощи устанавливаются законода-тельством.
Медицинские и иные услуги сверх установленного государством гарантированного объёма медицинской помощи являются дополнительными и оплачиваются населением в установленном порядке.
Статья 9. Финансирование государственной системы здравоохранения
Источниками финансирования государственной системы здравоохранения являются:
средства государственного бюджета;
средства медицинского страхования;
средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;
добровольные и благотворительные взносы учреждениям здравоохранения от предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и физических лиц;
средства лечебно-профилактических учреждений, полученные за оказание меди-цинской помощи сверх гарантированного государством объёма и за оказание платных услуг;
кредиты банков;
иные источники, не запрещенные законодательством.
Статья 10. Частная и другие системы здравоохранения
К частной и другим системам здравоохранения относятся физические лица, за-нимающиеся частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятель-ностью, лечебно-профилактические, аптечные учреждения и предприятия по выпуску медицинской и фармацевтической продукции, финансируемые частными предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями, а также из иных источников, не запрещенных законодательством.
Лечебно-профилактические учреждения, относящиеся к частной и другим системам здравоохранения, оказывают медицинские услуги отдельным группам граждан бесплатно. Объём, перечень, порядок оказания и компенсация таких услуг устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 11. Порядок и условия выдачи лицензий пред-приятиям,
учреждениям и организациям здравоохранения,
а также физическим лицам, занимающимся
медицинской и фармацевтической деятельностью
Предприятия, учреждения и организации здравоохранения, а также
физические лица могут осуществлять медицинскую и фармацевтическую
деятельность при наличии лицензии.
Порядок и условия выдачи лицензий предприятиям, учреждениям и
организациям государственной, частной и других систем здравоохранения
устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 12. Санитарно-эпидемиологическое благополу-чие населения
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами
санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в
соответствии с законодательством.
II. Правовая охрана здоровья граждан
Статья 13. Право граждан на охрану здоровья
Граждане Республики Узбекистан обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья.
Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от возраста, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.
Государство гарантирует гражданам защиту от дискриминации, независимо от наличия у них любых форм заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут ответственность в порядке, установленном законом.
Статья 14. Право иностранных граждан, лиц без граж-данства на охрану здоровья
Иностранным гражданам, находящимся на территории Республики Узбекистан, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.
Лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Узбекистан, пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Узбекистан.
Порядок оказания медицинской помощи лицам, указанным в частях первой и второй настоящей статьи, определяется Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
Статья 15. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье
Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на состояние здоровья, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии территории проживания, рациональных нормах питания, о товарах, работах, услугах, их безопасности, соответствии санитарным нор-мам и правилам.
Статья 16. Право граждан на медико-социальную по-мощь
При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, санаторно-курортную, протезно-ортопедическую и другие виды помощи, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Медико-социальная помощь оказывается медицинскими работниками и иными спе-циалистами.
Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством.
Отдельные категории граждан имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами.
Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Граждане имеют право на медицинскую экспертизу в специализированных учреждениях здравоохранения, в труда и социальной защиты населения
Статья 17. Охрана здоровья граждан, занятых отдель-ными видами профессиональной деятельности
В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники производств и отдельных профессий, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.
Гражданин по состоянию здоровья может быть временно или постоянно признан непригодным к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается на основании заключения медицинских комиссий в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний и может быть обжаловано в суд.
Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности связанной с источником повышенной опасности, устанавливается Министерством здравоохранения совместно с Министерством труда и социальной защиты населения и Советом Федерации профсоюзов Узбекистана не реже одного раза в пять лет.
Работодатели несут ответственность за своевременность прохождения своими работниками обязательных медицинских осмотров и за вредные последствия для здоровья граждан, вызванные допуском к работе лиц, не прошедших обязательный медицинский осмотр, в соответствии с законом.
Статья 18. Охрана здоровья семьи
Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам брачных и семейных отношений, а также на медико-генетические, другие кон-сультации и обследования в учреждениях государственной системы здравоохранения.
Каждая семья имеет право на выбор семейного врача.
Семьи, имеющие детей, пользуются правом на льготы в области охраны здоровья граждан, устанавливаемые законодательством.
При станционном лечении детей в возрасте до трех лет, а также тяжелобольных де-тей старших возрастов, нуждающихся по заключению врачей в дополнительном уходе, одному из родителей или иному члену семьи, непосредственно осуществляющему уход за ребенком, предоставляется возможность находиться вместе с ним в лечебном учреждении и выдается листок нетрудоспособности.
Статья 19. Права несовершеннолетних
Права несовершеннолетних на охрану здоровья обеспечиваются государством созданием наиболее благоприятных условий для их физического, духовного разви-тия, профилактики заболеваний, а также
организацией медицинского обслуживания в дошкольных, школьных и иных учрежде-ниях.
Несовершеннолетние имеют право на:
диспансерное наблюдение и лечение в детских и подростков лечебно-профилактических учреждениях в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения;
санитарно-гигиеническое образование, обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья;
бесплатную медицинскую консультацию за счет бюджетных при определении профессиональной пригодности;
получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.
Несовершеннолетние в возрасте старше четырнадцати лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него.
Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет бюджетных средств, благотворительных и иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих.
Нарушение прав и интересов несовершеннолетних родителями или другими лицами, на попечении которых они находятся, уклонение от воспитания, жестокое обращение, наносящее вред здоровью
несовершеннолетних, влекут ответственность в порядке, установленном законом.
Статья 20. Права военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную и альтернативную службу и поступающих на военную службу по контракту
Военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.
Граждане, подлежащие призыву на военную и альтернативную службу
или поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское
освидетельствование и имеют право на получение полной информации о