Аннотация: Статья написана в 2002 г. для Узбекистана
Владимир Бершадский Традиции народов Узбекистана и реформы в здравоохранении
При переходе на рыночные отношения Реформы затрагивают глубинные процессы, происходящие в обществе. Эти процессы не всегда безболезненны. И не только в здравоохранении. Но только в здравоохранении этот переход больнее всего. Как преодолеть этот порог боли, как смягчить неизбежные удары по нашему сознанию, которое привыкло к патронажу государства, как показать каждому человеку, что теперь ответственность за финансовое обеспечение своего здоровья и здоровья своих близких человек несёт лично? Попытаемся сейчас на примере полузабытых традиций ответить на эти вопросы.
Работая Консультантом по экономическим вопросам в одной из крупных больниц Ташкента, я видел - с каким трудом люди находят деньги на необходимые им операции и платные услуги.
Многие люди, не входящие в льготный контингент, обеспечиваемый за счёт государственного бюджета и никогда не заботившиеся о личных денежных накоплениях, вынуждены отказываться от проведения так нужных им медицинских мероприятий. У нас, как и в США или в других развитых странах в крупных клиниках и частных медицинских центрах вам не смогут оказать не экстренной ("плановой") или относительно КАЧЕСТВЕННОЙ медицинской помощи, или вообще откажут в лечении, если вы не внесёте крупную (по местным меркам) сумму, или если у вас не окажется надёжного гаранта на оплату медицинских услуг.
Больной не виноват, что больницы финансируются только на 30% от тех заявок, которые собираются экономистами за полгода до того, как Министерство финансов разнесёт бюджетные деньги по районным управлениям, а те, в свою очередь, доведут эти плановые цифры до своих подведомственных клиник, а в это время инфляция и рост цен уменьшит и эти бюджетные деньги ещё на 30%. В результате больница не может не только получить все необходимые материалы и лекарства, оплатить эксплуатацию лифтов, теплосетей, но хотя бы минимально удовлетворить медицинский персонал в заработной плате, не виноват в том, что даже заведующий хирургическим отделением получает по штатному расписанию что-то около 15 тыс. сум, хирург - 10 тысяч, медсестра - 8 тыс. сум, при том, что проездная карточка стоит сейчас около 10 тысяч сум.
Что остаётся людям? Протестовать против мнимых нарушений прав человека? Однако таких нарушений нет! Напомню, что статья 40 Конституции Республики Узбекистан провозглашает, что "Каждый имеет право на квалифицированное медицинское обслуживание", никакого упоминания о "бесплатном медицинском обслуживании" речи нет. Чтобы поставить все точки предоставлю читателю некоторые статьи Декларации прав человека 1948 года, которая законодательно имеет силу и в Узбекистане :
- ст. 22. Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития еголичности прав в экономической, СОЦИАЛЬНОЙ и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой И РЕСУРСАМИ КАЖДОГО ГОСУДАРСТВА.").
-"Ст. 25. 1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию ПО НЕЗАВИСЯЩИМ ОТ НЕГО ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ.
-ст.29. 1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
...
Какой отсюда следует вывод? Государство в соответствии со своими ВОЗМОЖНОСТЯМИ оказывает помощь государственным клиникам в виде безвозмездных субсидий. Это и закреплено в статье 9 Закона "Об охране здоровья граждан". Однако, будем реалистами. Возможности государственного бюджета не таковы, чтобы на 100% поддерживать всю систему здравоохранения. По прогнозам к 2005 году из госбюджета может быть выделено только 3% на поддержку медицины. И эта поддержка будет НЕ АДРЕСНОЙ, а общей. Для развития КАЧЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ сейчас необходимо задействовать все части статьи 9 Закона "Об охране здоровья граждан", в которой
"Источниками финансирования государственной системы здравоохранения, кроме средств государственного бюджета, являются:
• средства медицинского страхования;
• средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;
• добровольные и благотворительные взносы учреждениям здравоохранения от предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и физических лиц ;
• средства лечебно-профилактических учреждений, полученные за оказание медицинской помощи сверх гарантированного государством объёма и за оказание платных услуг;
• кредиты банков.
Но какая же часть статьи 9 должна СЕЙЧАС иметь приоритет? Давайте проанализируем ситуацию начала 2002 года.
Благодаря поправкам в Законе "Об охране здоровья граждан" и Постановлению Кабинета Министров от 3 сентября 1999 года больницы, как и все бюджетные организации, перешли на ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ.
Могут спросить: почему же врачи не могут лечить человека бесплатно, в порядке той же Клятвы Гиппократа или Присяги врача Республики Узбекистан ? Да в том то и дело, что ЛЕЧИТЬ могут, а ИЗЛЕЧИТЬ нет! Почему? Потому, что для ИЗЛЕЧЕНИЯ больного требуются дорогостоящие лекарства, оборудование, материалы и, наконец, сам врач не должен думать о том - как прокормиться и прокормить свою семью, он должен думать только о способах лечения больного. Многие не знают, сам Гиппократ сказал: "Пусть будет изгнан тот врач, который лечит даром." Более того, ведущие врачи лучших клиник Ташкента, таких как Ташкентский областной центр микрохирургии глаза или Научного центра урологии Министерства здравоохранения РУз идут на значительные жертвы, НАМЕРЕННО занижая (раз в 5-6) цены на свои услуги высокого качества. Руководители этих клиник ведущие в своей области З.У. Сидиков и Д.Л. Арустамов, желая оказать свои услуги как можно большему количеству пациентов, не идут пока на истинную заработную плату для своих великолепных специалистов, сравнимую с такими же специалистами в лучших клиниках Германии или Франции. Именно поэтому цены на услуги в их клиниках, может быть и кажущиеся кому-то излишне высокими, на самом деле не составляют и десятой части от цен на ТАКИЕ ЖЕ операции в в таких же зарубежных клиниках. Однако, по моему мнению, врачи ТАКОГО уровня всё же должны получать такое же вознаграждение как и их зарубежные коллеги. Ведь не даром в Распоряжении Президента Страны от 12.06.1998г. одной из целей Реформы здравоохранения является "стимулирование эффективного труда медицинских работников, создание необходимых условий для того, чтобы их талант и индивидуальные способности получали достойное поощрение и оплату".
Сейчас в Минздраве готовится определение "гарантированного государством объёма" финансируемых за счёт госбюджета "бесплатных" услуг, т.е. тех услуг, которые на 100% обеспечены (и по материальному обеспечению, и по заработной плате) государственными дотациями.
Однако, как мы показали в статье в номере Љ8 от 21 февраля 2002 года, цены на платные услуги неизбежно будут расти вверх. Значит, сейчас каждому человеку необходимо подумать о личных накоплениях, или о надёжных ГАРАНТАХ в оплате медицинских услуг в НУЖНЫЙ момент. Доступно ли это КАЖДОМУ работающему? Вы сами ответите на этот вопрос, а мы добавим, что от клиник и других Лечебно-профилактических учреждений, проводящих платные услуги, требуется сейчас ДОСКОНАЛЬНОЕ и ТОЧНОЕ выполнение "Порядка производства и реализации товаров (работ, услуг) бюджетными организациями" , утверждённого Министерством юстиции 4 января 2000г. под Љ14-2А и зарегистрированного также Минюстом 25 января 2000 г. за Љ880 . Пока этот Порядок повсеместно НЕ ВЫПОЛНЕН, говорить о завершении развития ПЕРВОГО ЭТАПА Реформы здравоохранения ( развития платных услуг) нельзя. Мы обращаемся к Прокуратуре и Министерству юстиции, а также в Координационный совет по контролю при Президента Республики Узбекистан с прошением об усилении контроля над исполнением Порядка Љ880, особенно в части его повсеместного невыполнения по пункту 5.4. Со своей стороны наша экономическая газета берётся организовать мониторинг ЛПУ по выполнению вышеозначенного порядка и публикованию специально разработанного РЕЙТИНГА ЛПУ и выполнении всех законодательных актов по Реформе.
О МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ.
Как ни странно на первый взгляд, но классическое медицинское страхование не получило в странах, близких к Узбекистану по правовой системе , широкого распространения. Почему? Оно по своей природе рассчитано на более или менее обеспеченных и относительно здоровых людей, могущих безболезненно для своего кошелька безвозвратно платить страховые премии около 600 долларов в год. Ведь стоимость оказываемых по медицинскостраховому полису медицинских услуг равна величине страховых взносов (страховой премии). Только при таких условиях (и при относительно спокойном образе жизни в стране) страховые компании будут поддерживать свою относительную прибыльность, а значит и своё существование. Для Узбекистана в настоящее время этот дорогой ("ЭЛИТНЫЙ" - по рекламе) вид страхования сейчас почти не приемлем, хотя для выезда за рубеж или для страхования иностранных специалистов он и сгодится. Вряд ли классическое добровольное медицинское страхование будет развиваться в широких масштабах для широких масс населения. Но если даже оно и будет внедряться, то как показала практика России и Казахстана, пока у страховых компаний не появятся собственные подчинённые ТОЛЬКО ИМ клиники рассчитывать застрахованному на КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ всё равно не стоит.
Что же ещё можно сделать? Давайте обратимся к традициям народов Узбекистана, а затем проанализируем и современный международный опыт.
ЗАКЯТ - ОДНО ИЗ ПЯТИ НЕПРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ БЛАГОЧЕСТИЯ
Во всех трёх основных монотеистических религиях мира существует понятие "MISERECORDIA" -МИЛОСЕРДИЕ". Вы может быть видели картины средневековых художников, на которых изображены испытания, посланные людям Богом в виде эпидемий . На картинах мы видим странных людей, одетых в длинные одежды, а на лицах - маски. Некоторые подумают, что это символическое изображение смерти, преследующей грешников. Однако это реальные грешные люди, пришедшие по зову души (или желающие вымолить прощение у бога) на помощь страждущим, которые благодарят за помощь не человека, НАМЕРЕННО закрывающего своё лицо, а Бога, пославшего им спасение или последнее утешение.
А вот из Корана {2: 273} : "Если вы открыто делаете милостыню, то хорошо это; а если скроете её , подавая её бедным, то это - лучше для вас и покрывает для вас ваши злые деяния : поистине, Аллах сведущ в том, что вы делаете "
То , что человек, оказывающий помощь совершенно посторонним для него людям, закрывает своё лицо, как бы говоря: "Не меня благодарите, но Бога" и есть сущность понятия "MISERECORDIA" ("МИЛОСЕРДИЕ"). В старой России оно было понятно каждому ("сестра милосердия"), так как являлось одной из важнейших религиозных добродетелей.
Так, в "Словаре Библии", изданном в 1904 году, сказано:
"МИЛОСЕРДИЕ - одна из важнейших христианских добродетелей , исполняемая посредством дел милости телесных и духовгых.
Дела милости телесной следующая:
питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого или имеющего недостаток в приличной и необходимой одежде, посетить находящегося в темнице, посещать больных, странника принять в дом и успокоить, погребать умерших в убожестве.
Духовные дела милости суть следующая:
увещеванием обратить грешника от заблуждения пути его (Iак.V,20), неверующего научить истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или непримечаемой опасности, молиться за него Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали нам другие, от сердца прощать обиды.
Господь обещает милостивым то, "что они помилованы будут", помилованы от вечного осуждения за грехи на Суде Божием"
А вот, что написано в самой читаемой Книге в мире - Библии -
О МИЛОСЕРДИИ
Склонность к добру, к благодеянию (цдаке* )присуща потомству Авраhама, как сказано: "Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедовал сынам своим и дому своему после себя ходить путями Г-спода, творя добро и справедливость...** "(Бытие, 18:19). И ещё: "Добро и справедливость более угодны Всевышнему, нежели жертва" (Притчи Соломона, 21:3).
"Если обнищает кто-либо из братьев твоих...открой ему руку свою..."(Второзаконие, 15:7,8); "Если брат твой обеднеет..., то поддержи его, пришелец ли он или поселенец..." (Левит, 25:35).
"...не ожесточи сердца своего и не сожми руку свою перед нуждающимся братом твоим" (Второзаконие, 15:7).
Каждый должен помогать бедным в соответствии со своими возможностями."Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его" (Притчи Соломона, 3:27). Если человек сам живёт на благотворительные средства, он обязан дать бедному хоть что-нибудь, пусть самую малость. Его дар имеет такую же ценность, как и щедрое подаяние богатого.
"...когда будешь давать ему [нищему], не должно скорбеть сердце твоё..." (Второзаконие, 15:10).
Непозволительно порицать нищего или повышать на него голос, ибо сердце его и без того разбито, а дух подавлен. Проклятие тому, кто срамит бедного!
Существует восемь степеней милосердия. Пречислим их в восходящем порядке:
8-я низшая степень - жертвователь даёт неохотно;
7-я степень - жертвователь даёт меньше, чем следовало бы, но делает это от всего сердца;
6-я степень - дают бедному, который просит;
5-я степень - дают бедному, который не просит;
4-я степень - подаяние косвенное: берущий знает дающего, но тот не знает берущего;
3-я степень - дающий знает берущего, но берущий не знает дающего;
2-я степень - дающий не знает ничего о берущем, а тот ничего не знает о дающем; {до этой степени возвышается, например, вносящий деньги в благотворительный фонд };
1-я высшая степень - помощь людям до того, как они впадут в нищету {или до того, как они потеряют здоровье, или до того момента, когда уже никакими деньгами не вернешь их к жизни} ; она может заключаться в значительном денежном пожертвовании (его надо делать в тактичной форме), предоставлении соответствующих ссуд {или взносов в "Больничную кассу взаимопомощи"}, содействие в поисках РАБОТЫ и вообще - в обеспечении ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
Тот, кто привлекает к благотворительности других, делает великое дело и заслуживает `большей награды, чем даже сам жертвователь. Сказано в Писании: "... ведущие многих по пути справедливости [будут сиять] как звёзды во веки веков... " (Даниэль, 12:3).
Обещание дать пожертвование должно быть осуществлено тотчас. Тот, кто медлит, нарушает заповедь: "Если дашь обет всевышнему, Б-гу твоему, исполни его немедленно" (Второзаконие, 23:22). Но если срок обета был оговорен, допустимо подождать до соответствующей даты.
Если человек видит, что чья-то жизнь в опасности и он в состоянии оказать помощь сам или привлечь кого-либо другого, он обязан сделать всё, что в его силах, не считаясь с трудностями или затратами (хотя впоследствии вправе расчитывать на вохзмещение рачсходов). Тот, кто уклоняется от предоставления помощи, нарушает заповедь: "Не стой равнодушно перед кровью ближнего своего" (Левит, 19:16).
А вот как определяет религиозная этика правила поведения тех, кто вынужден пользоваться благодеяниями.
Следует стремиться к тому, чтобы не быть обществу в тягость и не впадать в зависимость от других. Лучше согласиться на любую чёрную работу, чем жить подаянием.
Тот, кто не может существовать без пожертвований, должен принимать их без стеснения. Отказывающийся от садака из гордости вредит себе и к своему несчастью добавляет ещё грех гордыни.
Не подобает должнику откладывать возвращение денег, если у него есть чем расплатиться, ибо сказано: "Не говори ближнему своему: "Пойди и приди опять, и завтра я дам", когда ты имеешь при себе." (Притчи Соломона, 3:28)
В мусульманском праве (ФИКХЕ) существует понятие "МАНДУБ - РЕКОМЕНДУЕМОЕ": действия и поступки, не являющиеся ПРЕДПИСАННЫМИ или ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ, но совершение которых высоко оценивается окружающими. Это все те же проявления МИЛОСЕРДИЯ, как -то:
раздача милостыни сверх установленной, ПОЖЕРТВОВАНИЯ, прощение долгов, отпущение невольников, выкуп пленных, отказ от тяжб, сдерживание гнева, посещение больных и умирающих, помощь при погребении, посещение мечети чаще, чем попятницам, совершение молитв сверх обязательных, особенно ночных, чтение, изучение и переписывание Корана, привлечение к Исламу иноверцев, оказание гостеприимства и защиты, указание дороги и т.д. Сам человек при свершении этих поступков недолжен требовать от других того же или каких-то преимуществ для себя, ибо всё это должно делаться по душевной потребности.
На мусульманском Востоке сбор пожертвований ("благотворительность") имел чётко очерченные правила, а само пожертвование было обязательным правилом для мусульман, имеющих состояние это сделать. Само пожертвование В ПОЛЬЗУ НУЖДАЮЩИХСЯ было обязательным НАЛОГОМ и называлось "ЗАКЯТ".
Исследователи видят в слове ЗАКЯТ заимствование из древнееврейского "закут", что значит "добродетель", а заимствовано оно арабами через сирийских арабов-христиан - вот какое переплетение религий. Мало того, обычай "ЗАКУТА" идёт из древнесемитского обычая при разделе добычи создавать своеобразный "фонд взаимопомощи племени.
{Коран 9:104 : "Возьми с имуществ их милостыню, которой ты очистишь и оправдаешь их"}
Мусульманские правоведы толкуют слово "ЗАКЯТ" как "ОЧИЩЕНИЕ" (уплата закята "очищает" , делает безгрешным пользование богатством, с которого он уплачен). При внесении ЗАКЯТА дух человека очищается от порока скупости, скаредности и соответствующих негативных последствий для душевного состояния. Всевышний сказал: "Возьми пожертвования из имущества их, дабы этим смыть и очистить их" (Аль-Тауба,103)
В сурах Корана {9:60} ЗАКЯТ означает благое деяние, материальную помощь, милостыню {"Милостыни - только для бедных, нищих, работающих над этим, - тем у кого сердца привлечены, на выкуп рабов, должников, на пути Аллаха, путникам, по постановлению Аллаха. Аллах - знающий, мудрый!"}. Закят необходим для обеспечения бедных [ближних твоих] , удовлетворение их потребностей, оказание им сочуствия и, главное, спасение их от унижения обращения с просьбами не к Богу.
О некоторых правилах непременного ЗАКЯТА
В Узбекистане сегодня память о Закяте сохранилась потому, что в праздник Курбан совершается так называемый "добровольный закят-фитр ", которое правильно было бы назвать "САДАКА" , которое в отличие от понятия "закят" было всё же ДОБРОВОЛЬНЫМ пожертвованием, и входило в понятие "МАНДУБ".
Садака, как и Закят, собираются специальными сборщиками и поступают в местную казну ("байт ал-мал") и составляет вместе с отчислениями ЗАКЯТА ВИД СТРАХОВЫХ СРЕДСТВ .
Право на получение помощи из средств Садака имеют бедняки и инвалиды, бедственное положение которых удостоверено тремя членами их общины и те, кто вынужден делать какие-либо выплаты и нести расходы сверх своих возможностей, например содержать неимущих родственников, выплачивать "дийа" (выплата ущерба, нанесённое неимущим родственником кому-либо) и т.д. Когда их дела придут в порядок выплата Садака прекращаются.
Из средств Садака выплачивается содержание чиновникам , собирающим и распределяющим Садака, содержатся странноприимные дома и оказывается помощь путникам, по каким-либо причинам не могущим продолжать путь.
На мусульманском Востоке сбор пожертвований имел чётко очерченные правила, а само пожертвование было обязательным правилом для мусульман, имеющих состояние это сделать. Само пожертвование В ПОЛЬЗУ НУЖДАЮЩИХСЯ было обязательным и называлось "ЗАКЯТ" ("ЗАКОТ").
Закят платили только взрослые дееспособные с :
1) посевов; 2) виноградников и финиковых пальм; 3) скота; 4) золота и серебра; 5) товаров.
Сбор закята с продуктов земледелия в размере 1/10 части урожая производился сразу же по завершению сбора урожая, а с остального в размере 1/40 по истечении календарного года (его можно такж платить из заработной платы раз в месяц).
Собранные суммы находились в распоряжении "кади" и должны были расходоваться только в том округе, где они были собраны.
Право на получение помощи имели: неимущие, бедняки, сборщики закята, лица, заслуживающие поощрения, мукатабы , несостоятельные должники, приезжие (гости), не имевшие средств для возвращения домой.
По правилам ФИКХА средства ЗАКОТА поступают в МЕСТНЫЙ фонд , которым заведовал выбранный Общиной "кади ", называемый в фикхе "Имам Омиль". Закот собирали доверенные люди кади, которых называли "закотчи". Имам Омиль и закотчи имеют право на вознаграждение из фонда Закот обычно в размере 1/10.
Сумма ЗАКОТ-ФИТР по традиции определяется в стоимость двух мешков пшеницы. ЗАКОТ-ФИТР уплачивается в праздник "Курбан-хаит".
Сумма ЗАКОТ-ВОДЖИБ определяется в 1/40 часть всех доходов мусульманина за год. ЗАКОТ-ВОДЖИБ уплачивается по окончании финансового года или равномерно по получении дохода.
Первостепенное право на получение всепомоществования из средств из фонда ЗАКОТ имеют право те, кто должен спасти свою жизнь или здоровье, но не имеет к этому требуемых денежных средств. Для получения всепомоществования Проситель должен представить поручительство трёх соседей, которые удостоверяют, клянясь перед Аллахом, что у просителя нет денег.
В случае, когда необходимо уплатить в больницу или врачу, просителю денег на руки не выдают - имам Омиль уплачивает необходимые суммы сам.
А теперь о связи ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЗАКЯТА с РЕФОРМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.
Сегодня, когда в Республике наиболее остро для людей стоит вопрос оплаты за медицинские услуги, а значит сохранения жизни и здоровья, на первом плане - ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН "ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН" ( выдержки из которого мы публикуем постоянно в нашей рубрике "Реформа здравоохранения".
В отношении людей к ЦЕНЕ своей жизни и своего ЗДОРОВЬЯ должны произойти значительные изменения, так как ПЕРВЫМ шагом Реформы здравоохранения. является введение понятия НЕОБХОДИМОСТИ ПЛАТНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ.
Вторым шагом Реформы после укоренения в сознании платности будет постепенное введение системы страховой медицины и поощрение этой системой (через полную отмену всех налогов) тех врачей, которые лечат КАЧЕСТВЕННО, точно соблюдая законодательство и клинико-диагностические стандарты лечения!
На первом этапе здравоохранение должно стать самоокупаемым и далее - самофинансируемым . Врачи при этом должны чувствовать ответственность перед пациентом не только на основании клятвы Гиппократа, но и потому, что вот этот конкретный пациент является финансовым источником существования медицины, так как именно от него идёт денежный поток.
Конечно, есть отличия между мусульманским законодательством (фикхом) и нашим Гражданским кодексом. Но есть и поразительное сходство. Анализируя науку Закята и международный опыт, мы создаём СОВРЕМЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ работы целевых Фондов охраны здоровья граждан.
Статья 9 Закона "Об охране здоровья граждан" является своеобразным "КОРНЕМ", из которого может при соответствующем уходе вырасти "большое дерево" организаций, общественных объединений, которые будут при современных технических системах и с учётом международного юридического и экономического опыта осуществлять в Узбекистане те самые принципы "ЗАКЯТА", которые развивались во всех странах мира на протяжении последних 120 лет под названием "БОЛЬНИЧНЫЕ КАССЫ ВЗАИМОПОМОЩИ".
Конечно же традиционный опыт необходимо переосмыслить и трасформировать под требования существующего законодательства. И вот, здесь предлагаются концептуальные условия, будущих новых ФОНДОВ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ, Правила работы и Регламент которых я предлагаю внедрить на предприятиях, в клиниках, в махаллинских советах - словом там, где найдутся активные, порядочные люди, которые смогут быть организаторами целевых Фондов Охраны Здоровья, на предприятиях, руководители которых действительно заинтересованы в сохранении и стимуляции своих коллективов (в соответствии с требованиями Коллективного договора, в соотвтетствии со статьёй 37 Трудового Кодекса РУз) :
1. Свобода образования, в том числе в КОЛЛЕКТИВАХ предприятий, организаций, объединений физических лиц - ЦЕЛЕВЫХ Фондов охраны здоровья ( ФОЗ -"целевых касс взаимопомощи");
2. Денежные средства целевых ФОЗ направляются на спасение жизни и сохранении здоровья ТОЛЬКО СВОИХ ЧЛЕНОВ-Услугополучателей;
3. Обязательность для каждого работающего человека членства в каком-либо ФОЗ;
4. Свободный и добровольный выбор каждым человеком любого ФОЗ;
5. Свободное сотрудничество врачей и других Услугодателей с любым количеством Фондов ОЗ или медикостраховыми организациями;
6. Свобода вхождения в любой ФОЗ и свобода выхода из любого ФОЗ с переходом в другой ФОЗ;
7. Вычет из налогооблагаемой базы как юридических, так и физических лиц 100% денежных сумм, направляемых как членские взносы в целевые ФОЗ.
8. "Несмешивание" поступающих в ФОЗ денег в "общий котёл";
9. ПРИНЦИП ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ: УЧАСТНИКи Больничной кассы не теряют права собственности на `большую часть внесённых в виде ЧЛЕНских взносов денежных средств.
10. При выезде из страны или других существенных обстоятельствах свободное изъятие большей части неиспользованных "собственных средств" из ФОЗ с выплатой суммы подоходного налога;
11. ПРИНЦИП ТОВАРИЩЕСКОЙ ССУДЫ: ФОЗ не является благотворительной организацией. ФОЗ -это объединение физических лиц для взаимопомощи в оплате медицинских услуг, а также по скорейшему оказанию КАЧЕСТВЕННЫХ медицинских услуг. УЧАСТНИКи Больничной кассы, являясь товарищами, после выполнения определённых требований беспроцентно ссужают своим товарищам денежные средства в виде оплаты издержек товарищей-услугодателей, спасающих здоровье или жизнь товарищам, которые не накопили достаточно средств к моменту необходимости услуг (страхового случая).
12. ПРИНЦИП ЗАВИСИМОСТИ ВЫДАЧИ ССУДЫ ОТ НЕПРЕРЫВНОГО СТАЖА ПЛАТЕЖЕЙ В БОЛЬНИЧНУЮ КАССУ.
13. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ПОСТУПИВШИХ В ВИДЕ ВЗНОСОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФОНДЫ, имеющие разное отношение к СОБСТВЕННОСТИ Участников ФОЗ;
14. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЬНОСТИ СУБСЧЕТОВ. Каждый УЧАСТНИК может самостоятельно контролировать свой субсчёт "собственных" накоплений.
15. Переход по наследству неиспользованных на медицинские нужды СОБСТВЕННЫХ накоплений.
16. ПРИНЦИП СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ, т.е. возврат администрацией ФОЗа ИЗ Дисконтного страхового Фонда ЗАТРАЧЕННЫХ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ПРИ "СТРАХОВОМ СОБЫТИИ" (неквалифицированном лечении доверенными врачами ФОЗ (услугодателями) -
17. При длительном и успешном функционировании Больничной кассы и достаточности фондов "собственных средств" - ПРИНЦИП СОБЛЮДЕНИЯ ТРАДИЦИЙ САДАКА, когда для бедных и нуждающихся членов Больничной кассы ссуда превращается в "подарок"
Международный опыт
Давайте обратимся к международному опыту по финансированию КАЧЕСТВЕННОЙ медицины - ЛУЧШЕМУ опыту Франции, Японии и Германии. Здесь около 65% всего финансирования проходит через Больничные кассы взаимопомощи. У нас Больничные кассы взаимопомощи СУЩЕСТВУЮТ теоретически в статье 9 Закона "Об охране здоровья граждан" под названием целевые ФОНДЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ. Почему же они не существуют фактически? Вот что я думаю по этому вопросу:
1. "Специалисты", которых командировало Министерство здравоохранения в Германию и Францию на семинары по развитию здравоохранения и медицинскому страхованию, почему-то хранят привезённые сведения о целевых Больничных кассах в глубокой тайне - мы не знаем ни их юридический статус, ни Регламент их деятельности;
2. Никто из учёных-востоковедов не удосужился проанализировать (а может быть это только не опубликовано в общедоступной печати?) - а зачем были введены правила ЗАКЯТА в жизнь передовых государств мира (правда передовыми они были с VII века по XIII век, когда мусульманское законодательство, мало в чём уступающее нашему Гражданскому кодексу, успешно работало!). Напомню, что вершиной научной мысли того времени является деятельность великого ВРАЧА Абу Али Ибн-Сино, жившего в XI веке.
3. Пока не находятся такие руководители предприятий или каких-либо коллективов организаций, ЛПУ, клубов, церквей, мечетей, махаллинских советов и т.п., которые серьёзно отнеслись к нашему призыву - учиться Реформе, думать не только о своём кошельке, но и о людях, за которых эти "руководители" несут моральную ответственность.
4. В том, что не развиваются и не существуют целевые Больничные кассы, ВИНОВНЫ будете и вы - читатель этой статьи, если не задумаетесь над вышеописанными проблемами и не внесёте в нашу редакцию конструктивных предложений. Ибо сказано: "Бойтесь равнодушных".
Реформы системы здравоохранения затрагивает главное - взаимоотношеня между пациентом и врачом, между пациентом и лечебно-профилактическим учреждением Мы регулярно даём освещение движения Реформы системы здравоохранения по преодолению препятствий на пути реформ в Республике Узбекистан. Следите за нашими публикациями, присылайте отклики, звоните по редакционному телефону, а также Вашему обозревателю по телефону +972-527284036.