Бояркин Алексей Алексеевич: другие произведения.

Киви Хозяин

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бояркин Алексей Алексеевич (haramuren@windowslive.com)
  • Обновлено: 16/08/2010. 66k. Статистика.
  • Обзор: Новая Зеландия
  • Оценка: 8.44*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Автор передает свои впечатления о хозяевах Новой Зеландии, накопленные им за 15 лет проживания. Это еще не все !

  • Киви - хозяин и другие.

    Радость познания новой страны конечно, была бы невозможной без атмосферы нормальной жизни , создаваемой встречающимися людьми. И решающие детали этой атмосферы , разумеется, создаются хозяевами страны. Они являются носителями неписанных правил , которым , хотят или нет , должны и будут следовать новоприбывшие поселенцы.

    Опыт автора состоит в том , что он за 15 лет сменил 5 домов и работал на 15 компаний.

    Соседи его, за одним исключением всегда были собственниками своих домов. Все они, за исключением одного маори , были коренными белыми киви, также была одна голландская и одна шотландская семьи. Маори , одного с автором возраста, был хорошим другом автора , которого он (маори) в частности учил автовождению. К сожалению , его , полного сил в расцвете лет, прикончила врожденная опухоль.

    Хозяевами (иногда группами совладельцев) компаний , в которых (или для которых) работал автор , были исключительно белые киви , к тому же мужчины. В виде исключения один раз вторым директором был австралиец, который сразу же заявил , что его отец ненавидел русских и он ненавидит русских. На рабочие взаимоотношения это никак не повлияло , поэтому автор оставил австралийца наедине с его русофобией, тем более, что , кроме как на словах, лишенных эмоций, его ненависть никак не проявлялась. Единственной женщиной - владельцем компании , которую встречал автор , была владелица булочной. Но на нее автор не работал. В компаниях с автором работали самые различные люди со всех концов света. Кроме того, автор прошел множество различных курсов, в том числе бесплатных, где тоже встречался с самыми разнообразными людьми, было много знакомств и по другой линии. В этих обстоятельствах автор старался добиться максимального общения с людьми , в основном в целях языковой практики и всегда встречал искреннее , доброжелательное отношение.Задавая всевозможные вопросы, он всегда получал правдоподобные доброжелательные ответы. Впрочем, в стране , где нет пропаганды, люди не врут без крайней необходимости. Так что автор имеет смелость (или наглость, кому как нравится), заявить о своем широком и глубоком опыте.

    Посмотрим , кто же тут хозяин. Юридически Новая Зеландия создана на основе Договора

    Ваитанги - договора между Короной и вождями племен маори. Фактически за Короной нужно понимать киви британского происхождения. Корона находится на другом конце земного шара и после истории с североамериканскими колониями ведет себя в управлении по меньшей мере скромно. ООН хотелось бы видеть любых туземцев хозяевами своей страны. Но туземцы - речь идет о народах, еще не создавших своего общества - не могут быть таковыми , как не бывают ими малолетние наследники большого наследства. Ведь прежде всего надо стать хозяином своей судьбы , попросту самому себе хозяином. А народ еще не сложился, да и не желает складываться - старые обиды ведут к новым , объединение кровных врагов невозможно. В Новой Зеландии белые оказались в преобладающием большинстве , что , по крайней мере прекратило состояние самоистребления маори , кровавые походы Хонги Хика , Те Раупарахи и других на своих собратьев. И в наше время созраняется деление маори на племена - иви, между которыми сохраняется по меньшей мере , отчужденность. Из газет ясно, что борьба между двумя бандитскими организациями маори - Black Power и Mingrel Mob,

    в которой были и убийства -, базируется на старой межплеменной розни. Одно иви требовало убрать портрет Те Раупарахи, который едва ли не истребил это иви, из общественного здания. Другое иви пыталось через суд запретить исполнение определенной хаки спортсменами, так как в свое время с этой хакой враги ходили на них. Не все иви подписывали Договор Ваитанги , далеко не все признают Маорийского Короля. Народ не сложился и не может быть хозяином, даже несмотря на большое количество резервированных мест в парламенте.Тем не менее , сами по себе , как отдельные люди , маори вполне цивилизованы и имеют достойных представителей в всех отраслях цивилизованной жизни. Никто не ведет традиционный образ жизни , если , например , сравнивать с австралийскими аборигенами. Чтобы стать хозяином в своей стране , надо , как минимум иметь, по русской поговорке, царя в голове. Это условие личное . Второе необходимое условие состоит в том , что надо осознать единство определенной ( в данном случае национальной) группы людей. Это единство состоит не в одинаковом цвете кожи , не в языке , не в обычаях , в а в том , что эти люди уважают права друг друга и как минимум не мешают друг другу. Одна русская женщина , поселившаяся в Новой Зеландии примерно в то же время . что и автор , заметила , что русские и маори имеют гораздо больше сходства, чем русские и пакеха - белые киви. Автор заметил это давно. Она имела в виду то, что ей нравилось в маори и что гораздо слабее выражено среди пакеха. Это в первую очередь общительность , стремление к дружескому самовыражению , компанейская подвижность. О чем она не говорила, но вынужден добавить автор - это склонность к пьянству и воровству, драчливость , агрессивность , хулиганство, неряшливость , в первую очередь выражаюшаюся в разбрасывании мусора. Разумеется , это распространено среди маори не более , чем среди русских в России , но сходство поразительно. В политическом смысле общим является постоянное обращение к особому национальному духу , якобы не понимаемому другими. Как и у русских последнее всегда применяется для оправдания действий , несовместимых с установками общечеловеческой цивилизации .Общим является также и отмывка истории. Автор время от времени читает 20-томную , давно изданную Историю Новой Зеландии (New Zealand. Making a Nation) и книги серьезных исследователей и не мог не заметить попытки замазывания исторических фактов в популярных поздних изданиях. Недавно один автор издал исследование по каннибализму - и появились маори , которые попытались это запретить. В книжонках, изданных для иммигрантов , например говорится о походах выдающегося воина Те Раупарахи , но ничего не говорится о том , на кого и зачем он ходил. Сам догадайся. Там же имеется попытка мягко говоря смягчить объяснение такого важнейшего феномена маорийской самоидентификации как хака.

    Таких примеров можно найти много. Маори категорически отрицают , что истребили самую большую в мире птицу моа - тогда им надо бы объяснить, чьи человеческие кости покоятся вместе с костями моа, ведь они отрицают наличие каких бы то ни было людей,

    прибывших раньше них. Зафиксированы попытки уничтожения археологических материалов, в частности явно принадлежащих португальским мореплавателям.Все это напоминает болезненную для автора тему его собственой исторической идентификации.

    Автор родился и вырос на Дальнем Востоке, куда его русские предки переселились лет двести назад , но никогда и нигде не видел истории этого края, которая хотя бы объясняла археологические древности , например, каменные столбы , увенчанные фигурками странных мыслителей. По отрывочным данным известно, что там были древние государства , но еще перед иммиграцией автор замечал , что из краеведсечкого музея удалили все экспонаты, явно указывавшие на наличие развитой жизни на Дальнем Востоке до прихода русских.Та же попытка отмыть настоящее, уничтожая прошлое.Каждый несет ответственность только за свои собственные действия, стыдиться деяний предков не надо и нечго устраивать оруэлловскую антиутопию ни русским , ни маори.

    Однако нельзя не назвать одну позитивную и приятную черту в народе маори , отсутствующую как у пакеха, так и у русских - это изначальную жизнерадостность, не обремененную условностями и скрытыми душевными неурядицами. Это радость юного народа , еще не превращенного цивилизацией в набор говорящих инструментов для достижения неких надчеловеческих задач. Эта радость выражается преже всего в незамутненной ничем улыбке, наводящей на мысль о том , что радость жизни есть не внутреннее качество человека, а некая всемирная субстанция или энергия, вроде маорийской Мана, которую каждое изначально чистое существо может накапливать , хранить и переизлучать, сообщая другим существам. В России автор видел такую улыбку у якутов или удэге ( кто еще может натурально радоваться солнечному восходу после промезлой насквозь ночи) , иногда у грузин (где она отдает хмельком молодого вина), но никогда у русских, евреев, армян. В улыбке американца, которой Дэви Крокет сбивал белок с деревьев, слишком много кинематографичного, действительно , эта улыбка имеет цель , в то время как первобытная жизнерадостность подобна излучению солнца , которое 99,9999 % света отправляет в никуда. Впрочем , встреченные автором американцы не слишком улыбчивы.Стандартное выражение русского лица - похмелье различной степени. Мысль о русской улыбке вызывает в памяти грубо-истерический вопль сержанта и/или уголовника - "Чего лыбишься ?!" , сопровождаемый ударом в челюсть, или училки на педразборке "Ты чего улыбаешься ?" -за челюсть можно не беспокоиться, но непрятностей не обрешься. За истерической выходкой этих персонажей всегда скрывается смесь страха и зависти - поверить , что нормальная жизнь возможна , значит зачеркнуть свое существование. А чистый своей первобытностью человек может хоть на секунду забыть обо всем и почувствовать природную ничем не омраченную радость, подобную солнечному лучу, доступную даже самой примитивной амебе, попавшей в капельку цветочного нектара и блаженно впитывающей его всем телом.

    Допустим, наклонность к воровству и уголовщине также роднит два столь разных народа , но маори не романтизируют и не идеализируют уголовщину , среди них могут быть поэты и певцы, но нет никаких Александров Розенбаумов (да и Новая Зеландия в лице ее народа и правительства уж точно не станет это поддерживать). Поражающая автора сцена - ехать в автомобиле русского , который все крутит и крутит уголовные песняки , не признавая ничего другого - обычный нормальный семьянин , даже не пьет и не курит, - нет, не был, не участвовал и не собирается и непонятно , какой орган , какое чувство он этим мастурбирует. У маори в этом смысле может быть запачкано тело , но не душа.

    Резюмируя общее - ни маори ни русский не стал хозяином земли , из которой вырос (на маори - люди земли -tangana whenua). Нет хозяина. В России автора с детства поражали часто слышанные рабские тезисы - "Хозяина здесь нет ! Надо хозяина !" Варяги , монголы , цари немецкой крови , безуспешно пытавшиеся построить немецкое государство на русской земле , потом вообще какие-то без роду-племени , без царя в голове и без тормозов (английская мудрость - "You must know where to stop" - знай , где остановиться) выродки разных народов. Однако на маори нет вины и позора - развитие народа было прервано столкновением с силой, противостоять которой было невозможно - бульдозер наехал на полевой цветок. Это же произошло на всез пространствах земного шара - в Америке Африке , Азии , на лежащих сами-по-себе в океане удаленных тихоокеанских островах.

    И вот пришло время назвать главного персонажа.

    БЕЛЫЙ ХОЗЯИН.

    Во-первых , надо отбросить так называемую политкорректность и напомнить , что сейчас эпоха Цивилизации Белого Человека. Остальные, как бы успешны бы они не были , есть в лучшем его ученики или подражатели. Для многих попытка собезьянничать белую цивилизацию , применяя некоторые ее атрибуты, вообще плохо кончилась. Речь не идет

    непременно о биологически белом человеке , например, знаменитые физики Янг и Ли, один из создателей современной математики Чжень Шеншень, (в книгах C.C.Chern),

    один из пионеров компьютерной техники Ванг, астроном Чандрасекхаран и прочие - представители белой цивилизации , выросшие и действующие в ее культурной среде.

    Было время , когда величайшей ( но не всемирной) цивилизацией был Китай. Зона индийской цивилизации простиралась до Индонезии включительно , оставив загадкой колокольчик с тамильской рельефной надписью , неведомо как занесенный в Новую Зеландию (хранится в музее Те Папа в Веллингтоне). Но время универсальной цивилизации еще не наступило. Если белая цивилизация загниет, как это произошло с китайской, или рассыпется, как индийская , то придется ждать каких-нибудь инопланетян.

    Новая Зеландия есть заповедный уголок этой белой цивилизации, лежащий на краю света.

    Попытаемся рассказать о ее Белом Хозяине. Для автора, встречавшегося и поддерживающего контакты с самы различными людьми - китайцами , индийцами , тихоокеанцами, маори, югославами , поляками и многими другими это - самая загадочная фигура, причем многие черты формального сходства с русскими часто заставляют делать неверные предварительные выводы. Несмотря на внешнюю крестьянскую дубоватость, заметную даже у заведомо интеллигентной публики , это некий Таинственный Знакомец. Тем более в его Киви-разновидности. Индийцы и китайцы при всем их внешнем несходстве с русскими проявляют гораздо больше сходства , понятности и предсказуемости. Все они имеют , конечно , общие, присущие каждому народу в отдельности , черты. Разумеется . Киви Пакеха Белый Человек Британского происхождения - это такая же абстракция, как и Чисто Русский. В поле действия Русского попадают также его родные братья - Украинец и Белорусс , но и втянутые в его орбиту также Татарин, Мордвин , Грузин, Еврей и прочие 100 евразийских, захваченных этим полем национальностей. В этом сравнении центральным типом является Англичанин, включающий в себя в первую очередь Шотландцев, Ирландцев и Уэльсцев , но также и Голландцев, Немцев, Норвежцев и даже иногда Поляков и многих других - вплоть до тех же Русских. В обеих случаях эти родные или приемные братья не только заряжаются энергией Центрального Персонажа , но и сами бесконечно обогащают его , выводя его за узкие этнические пределы на широкий мировой простор.

    Итак этот Англичанин создал Империю , которая распавшись, как и положено по теории , оставила несколько новых государств, базирующихся на его Энергии , его Мана. Вместе с Домом - Британией , имеются Соединенные Штаты, Канада (где - редкий случай - имеется аналогичная французская община), Австралия и, наконец Край Света, - Новая Зеландия.

    Собирательный тип Британского Белого Киви , как и обобщенный Русский Иван, тоже имеет свое имя и даже фамилию. Его зовут Джо Блоггс.

    О том, что собирательный образ белого киви Джо Блоггс автора учили на курсах по английскому языку. Имя Джо не разу не встречалость ( самое часто попадавшееся имя - Кевин), а фамилия Блоггс в телефонной книге не имеется. Но пусть к Ивану, Дяде Сэму и Джону Булю присоединится и этот персонаж.

    Так как главная цель Джо - душевный комфорт , то он очень приятный сосед, товарищ по работе, даже прохожий. Он старается избегать ситуаций, портящих другим настроение, так как это и его затрагивает, избегает любого негатива в разговоре, никогда не жалуется на жизнь , описывая негативные ситуации, если уж так пришлось , старается смягчить их легким юмором. Очень приятная для автора черта - уважение к тишине. Есть даже специальная служба , куда можно позвонить если шумят после 11 вечера.

    Многие свойства Джо унаследовал от своего отца , Джона Буля. Почему Джон Буль имел такие успехи в расселении потомства , успехи , которых так и не добились его запроливные соседи - французы , от империи которых осталось только несколько островов

    , как Реюньон , Маврикий , Новая Каледония - тоже тихоокеанская и в чем-то похожая на Новую Зеландию, а также самая большая заокеанская французская территория - Квебек.

    Французу нет смысла искать новые земли , Франция - прекрасная, цветущая стана в Европе , в меру теплая , избежавшая германской супериндустриализации (посмотрите на слипшиеся супергорода Рурской Зоны). (Местная шутка - во Франции все прекрасно . кроме французов.) Француз не найдет для себя лучшего места на глобусе.

    Британия в этом смысле есть пограничная территория. Будь она чуть посуше и потеплее и была бы островная Франция. Будь она чуть-чуть похолоднее - люди были бы поставлены в чукотско-эскимосские условия, принуждены к примитивному выживанию без возможностей развития. Старый англичанин из Иоркшира рассказывал о своей юности , о том , как согревали постель бутылкой горячей воды - топили только в кухне и спали нередко при отрицательной температуре , как пришлось спасать группу школьников . которые в редкий солнечный день отправились на прогулку и были заперты в затопляемой местности в в результате внезапного дождя, как по очереди купались в одной и той же воде в ванне , так что последнему оставлась вода не только холодная , но и не слишком чистая, о том , почему так любили собираться в пабах - единственном теплом месте на протяжении всей зимы и осени, так как дома простых людей не отапливались. Но больше всего людей согравала работа. Шотландские мужские юбки не экзотика , а необходимость - в шотладском климате большей частью приходилось бы пробираться среди мокрых кустов, травы и камней в насквозь мокрых штанах. Ирландец согревался среди своих болот частями того же болота - торфом , который ему приходилось долго просушивать.

    А в самом начале из-за скудности природы людям приходилось жить небольшими группами при постоянной угрозе вторжения викингов и других разбойников, в дальнейшем самим вошедшими в состав британского народа. Отсюда и качества Джона Буля , доставшиеся в наследство Джо Блоггсу - бесстрашие , неприхотливость, непритязательность, готовность жить вдали от скоплений народа, упорство , трудолюбие,

    уважение к правам соседа и готовность прийти ему на помощь - часто единственного другого человека в пределах круга горизонта.

    А главное - не подлежащая никакому пересмотру установка во всем полагаться только на себя. И когда создание государства стало необходимостью , Джон Буль отстоял в боях и выговорил свои права, закрепленные в Magna Сarta и Habeas Corpus Act. Каждый новый монарх , ступая на трон , прежде всего обязан подписать их. Эти статуты и достались в наследство Джо Блоггсу и , повидимому, в этом есть причина , почему при общей непопулярности британского царствущего дома в Новой Зеландии, никогда не предпринимались предложения или попытки убрать это украшение как ненужное.

    Джо всегда стоит на страже своей свободы, хоть и не занимается политикой. За время пребывания автора многие правительственные планы не состоялись, так как встретили жесткое сопротивление народа. Есть и примеры другого рода. Один адвокат хотел добиться освобождения для преступника . убившего девочку. Отец убитой девочки заявил в печати , то в таком случае он убьет убийцу у ворот тюрьмы. Угроза убийства - достаточное основание для судебного преследования и адвокат подал дело в суд. На следующий день у дверей его конторы стояло не менее трех тысяч человек с плакатами. Адвокату пришлось спешно отозвать заявление и отказаться от планов по досрочному освобождении.

    Разумеется, Джо не стал точной копией своего папаши. Как сказал один англичанин ,

    главное отличие в том , что англичане всегда depressed, very depressed. Как упоминается Пушкиным , английский сплин , короче русская хандра. И не удивительно, что Пушкин относит это именно к петербуржцу Онегину. Это тоска долгой холодной северной ночи-зимы. Она побуждает хлестать крепкие напитки для сугрева - тела и души, и может привести к самоубийству. Это общая проблема для всех северных стран. Сравнительно теплая и цветущая Новая Зеландия избавила Джо от этого проклятия. Селились тут и фрацузы, но все-таки это не Франция. (Лично автор все-таки предпочитает жить на природе , а не в саду, пусть даже украшенном декоративными горками в лице Альп).

    И Джо Блоггс родился более жизнерадостным, общительным , дружелюбным.Установка полагаться только на себя отличает Джо от его совладельца маори , занятого бесконечными вымогательствами Договора Ваитанги под предлогом требования возвращения земель , на которых они яростно истребляли и пожирали друг друга, да и британцев они допустили именно из желания использовать их вместе с их техникой

    против единоплеменных врагов.

    Неофициальные представления об иммиграции несколько отличаются от официальной терминологии. Любой белый человек - пусть русский, поляк или итальянец, поселившийся в Новой Зеландии считается переселенцем (settler) , иммигранты - это все остальные, также переселившиеся в Новую Зеландию - китайцы, индийцы, тихоокеанцы и прочие.

    Не следует считать, что первенство принадлежит переселенцам из Британии. именуемым на киви-жаргоне пом или помми (pom, pommy). Киви люди практические и ценят человека не по происхождению а по личным качествам. Из Британии нередко переселяются по причине жизненных неудач, лузеры, поэтому помы вызывают легкое подозрение, пока они не подтвердили свою успешность. Впрочем , это прозвище может использоваться и в позитивном смысле. При приеме на интеллигентную работу в первую очередь ценятся немцы, потом белые южноафриканцы , а помы уж будут идти третьими, тем более , что им гораздо легче попасть в Новую Зеландию , чем первым двум.

    Но большей частью помы открывают свои собственные бизнесы.

    При приеме на работу раса и нация не так важна, как умение хорошо говорить по-английски. В этом плане с западноевропейцами и южноафриканцами проблем не бывает.

    Джо человек физически закаленный, сильный, выносливый, нечуствительный к холоду, неприхотливый, скромный и непритязательный. Не чурается простого и тяжелого труда, но если идет учиться, то делает это хорошо.Может быть ленив. Разберем некоторые ого качества отдельно.

    Душевная крепость, в частности отсутствие комплексов. Последнее в русской прессе всегда имеет негативный оттенок, но это по недоумию. Действительно , рассмотрим объявление. "Требуется привлекательная девушка без комплексов на должность секретарши." Ясно , что неумный человек, желающий задарма попользоваться насчет клубнички, не думает, что скрывается за подобными словами (фактически он требует аморализм). А что если привлекательная девушка без комплексов заложит его , подготовит почву для шантажа, наконец, попросту обворует ? В Австралии подобная девушка без комплексов, после сладкой ночи, тащит любителя бесплатного секса в суд, вымогая отступные , далеко превышающие проститутскую плату. Отсутствие комплексов не есть эквивалент аморализма , просто человек не колеблется в решении, не рефлексирует по поводу его последствий и не совершает поступков под влиянием этой рефлексии. Само по себе это и не плохо и не хорошо. Все зависит от того, какой человек. Мало ли в России людей , постоянно совершающих разные гадости и постоянно мучающихся угрызнениями совести , заливая это потом водкой ? Да , у Джо нет комплекса неполноценности, но он не высокомерен, нет комплекса величия, но он не принижен, он не давит на подчиненных, не вышвыривает вон, если надо, а вежливо провожает до двери. Общительный, но не назойливый, добродушно молчаливый , если не спрашивают , откровенно разговорчивый, если видит интерес собеседника и в этом случае проявляет мягкий юмор. Не агрессивен и давая сдачи, всегда соблюдает меру.

    Никогда не лезет с непрошенными советами и не учит других , как им жить.

    Джо не интересуется абстрактными и отвлеченными вещами, питает отвращенние к глубокомысленным рассуждениям и это оберегает его от политики, религии и мошенничества. Поэтому он может выглядить , как простак , но это не так - Джо никогда не упускает из виду суть дела, например , откуда и куда движутся деньги.

    Разумеется, уверенность Джо в себе может приводить к всезнайству и самоуверенности , но его отвращение к рассуждениям не позволяет использовать эти его качества для того, чтобы залезть ему в душу или в карман. Что бы там ему не вещали-обещали, Джо печенкой чувствует момент , когда вещатель начинает близко подбираться к его свободе или, хотя бы, карману.

    Не имея комлекса вины , привыкший на во всем полагаться на себя Джо и не ищет виноватых в случае неудачи. Джо хорошо понимает, что риск - одна из неустранимых составляющих жизни и поэтому глух к попыткам вовлечь его в построение совершенного и справедливого общества. На бизнес-курсах одна из премудростей такова - "Малый риск - малые деньги , большие деньги - большой риск". Британские морские офицеры перед боем подбадривали друг друга словами "Быстрая карьера или быстрая смерть" - корабль, бывало, выходил из боя под командоманием младшего офицера. В армии там и до сих пор говорят -"Продвижение по службе приходит в сапогах смерти".( Нечто подобное сказал китаец, когда автор говорил с ним о нередких казнях чиновников - "Зато быстрое продвижение по службе !"). Да , бесстрашие Джо перед лицом риска может привести его к гибели - яхтсмены бесследно исчезают в море , падают собранные из авиационного металлолома самолеты, но зато Джо получает чистое неомраченное наслаждение вольным ветром жизни. Свобода - главное сокровище Джо и он знает , что принимая на себя решение он тем самым принимает на себя ответственность. Последнее означает только , что Джо не будет страться передвинуть эту ответственность на другого, но не значит , что он сделает все возможное, чтобы избежать вредных или тяжелых последствий (например , несчастных случаев на производстве). Отсутствие мандражирования может иметь и отрицательные последствия, но зато так приятнее живется. Хорошим примером являются лодки и яхты , не имеющие системы непотопляемости - герметических камер, пенопластовых блоков в бортах и тому подобного. Жители Большого Барьерного Острова , находящегося в сотне километров от Окленда используют в качестве транспорта технически издыхающие самолеты , влачащие десяток человек на высоте в пятьдесят метров. Последний раз оторвавшаяся лопасть винта продырявила борт , к счастью , никто не пострадал.

    Надо добавить , что рабский уомплекс во всем искать виноватых есть внутрення защита слабой психики. Поэтому комплексующий раб может влачить ничтожную, но долгую

    жизнь , в то время как предьявляющий к себе завышенные требования индивидуал в случае краха совершить самоубийство, тем брлее , что он не боться смерти. К сожалению по числу самоубийств Новая Зеландия находится среди первых.

    Точно так же нечуствительность Джо к холоду и нетребовательнось к одежде, пище и жилищу могут вредит бизнесу в соответствующих отраслях , снижая спрос и тормозя прогресс. И малочувствительность Джо в области искусства приводит к появлению безобразных скульптур на улицах Окленда и появлению домов , похожих на склады. Также непритязательность Джо делает его по меньшей мере посредственным бизнесменом - всему прочему он предпочитает душевный комфорт, а бизнес часто похож на добычу золота из грязи под проливным дождем и леденящим ветром. Такой важнейший стимул бизнеса, как стремление к роскоши отсутствует, а нелюбовь к аналитическим размышлениям приводит к грубым промахам и потере денег , может быть, созданных Джо тяжелым трудом на протяжении десятков лет , пусть даже наследства.

    Также нежелане нарушить душевный комфорт собеседника вредят бизнесу в компаниях , имеющих нескольких совладельцев. Скинутся вместе на какое-нибудь предприятие , значит , все равны , в результате не могут договориться ни по одному вопросу, оставляя корабль протекающим или под опасным креном. (Для подчиненных это сущее бедствие , так как они могут получать от разных равноправных боссов противоречивые указания).

    Отсутствие опасений при сохранении душевного комфорта может перейти в страусиную политику - бизнес-корабль в ясную солнечную погоду внезапно напарывается на подводную скалу, или , потихонькую протекая , в один прекрасный момент опрокидывается и идет ко дну. Коричневые братья-маори тут для Джо не подмога, првобытные люди не заглядывают в будущее даже в сказках или в мечтах, а своих пророков-предсказателей обычно казнят (тоже из принципа душевного комфорта).

    Но здесь имеет место общая для стран первого мира тенденция - попытка избавить от ответственности за профессиональные действия, повлекшие тяжелые последствия.

    Действительно посмотрем на передовейшую организацию в передовейшей стране мира - НАСА. Имели место три катастрофы с человеческими жертвами. Сначала - гибель космонавтов, сгоревших при испытаниях в кабине космического корабля. Затем две катастрофы с Шаттлами. Можно еще добавить историю Аполлона-13. Во всех случаях имел место недосмотр или попытка пройти на авось . Если бы один из этих случаев привел бы виновника в тюрьму, следующего бы не было. По вине швейцарского диспетчера столкнулись два самолета. И бедняге-осетину, потерявшему семью , пришлось восстанавливать справедливость доцивилизованными методами. Так как швейцарцы достаточно быстро освободили его из тюрьмы, можно полагать, что до них кое-что наконец дошло.

    Бесстрашие Джо может не только довести его до безответственности, но осаживает его как Джо-политика - последний , оказавшись лицом к лицу перед тысячами своих братьев , свойства которых он осознает как свои собственные, всегда чувствует , где надо остановиться. В последнее время правительство часто устраивает Интернет-голосования по разным вопросам и относится к нему всеръез, например , не решаясь провести укрупнение Окленда.

    Упоминая негативные последствия бесстрашия, автор не становится на другую сторону.

    "Нет большего порока, чем трусость." (М.Булгаков.). Джо не продаст , защитит слабого и не допустит образования зон.( Заметим, что тюремщики в стране киви в основном те же маори , часто фиджи - великаны убедительных размеров и комплекции). Рядом с Джо всегда чувствуешь себя спокойно.

    Сунь Цзы сказал - Храбрый и воинственный погибает , храбрый , но не воинственный выживает ( в пересказе автора - Крутые ребята не задерживаются на этом свете). Так вот ,

    Джо храбрый, но не воинственный.

    Джо знает цену деньгам , но не пылает к ним страстью. Его цели обычно скромны - обеспечить свою старость и осуществить свои детские мечты , например , обзавестись яхтой или самолетом. Скромное обеспечение в старости состоит в том , чтобы иметь один дом для жилья и еще хотя бы один для сдачи внаем (если Джо становится немощным, то обеспечить себе поживание в рестхоуме , обслуживание в котором завист от оплаты.)

    Часто Джо сам строит эти дома - полностью или частично или покупает бросовый дом для восстановления. Молодой Джо не вправе рассчитывать на поддержку Джо-старшего, но и не связан никакими обязательствами по его содержанию в старости.(По закону , родители обязаны содержать своих детей , пока они учатся и оплачивать их учебу, если у них есть средства (если нет , то дети берут госкредит), пока дети не старше 22 лет , если же дети не учатся, то родители имеют законное право отправить их в люди хоть с 15 лет). Дети не имеют никаких обязательств перед родителями.

    Родители не балуют детей, так что последние нередко рано вступают в трудовую жизнь, а лет в 16-18 вообще отделяются - доступного жилья в Новой Зеландии предостаточно, учитывая скромные аппетиты киви.) Джо имеет много дорог - от простой работы с накоплением опыта, до учебы в универсистете и даже с продолжением ее в европейских странах.(см. авторскую заметку "Босоногая жизнь киви").

    Важное качество - Джо не считает, что обладает единственно правильным путем и истиной в последней инстанции. Он уважает чужие обычаи ( это может иметь и отрицательные последствия, так как простодушный Джо, полагающий всех равными себе, может не подозревать, как далеко могут заходить эти обычаи в некоторых странах, вроде кастрации женщин или педофилии) . Все это вытекает из главного британского принципа - праве всех и каждого на собственную личную жизнь.

    Новозеладский анекдот.

    К одному киви прехал в гости знакомый оззи (aussie - австралиец).

    Пошли они на охоту.

    Тут взлетела утка. Оба выстрелили, утка упала. Кто попал, не ясно.

    У нас в Австралии - сказал оззи -среди мужчин такие вопросы решаются путем соревнования. Надо пнуть друг друга в пах и кто лучше выдержит , тому достается утка.-

    У нас в Новой Зеландии принято уважать обычаи других - сказал киви и пнул оззи в пах.

    Когда оззи очухался и разогнулся, он сказал - Теперь давай я!-

    У нас в Новой Зеландии принято уступать гостям - сказал киви. - Возьми себе эту утку ! -

    Здесь надо отметить , что чувствующий себя самодостаточным Джо не имеет склонности к конформизму, так что и не принимает решений под давлением или влиянием друзей. Рассмотрим такой деликатный вопрос , как вступление в половую жизнь. Поскольку секс не является предметом престижа, Джо (или его сестра - назовем ее Кэти) достаточно благоразумен, не склонен к блядству , и, если уж очень хочется, поселяется с подругой хоть с 16 лет (сожительство взрослого с несовершеннолетней карается). Отношения бойфренд-герлфренд считаются настолько скрьезными , что их нарушение рассатривается едва ли не на уровне настоящего брака.

    Несмотря на то, что свобода половой жизни охраняется законом (например , забеременевшая школьница имеет право в школьное время пойти сделать аборт при полном сохранении тайны от родителей - сколько судеб и даже жизней это спасло бы в России), имеется достойный сожаления процент старых дев. Дело личное , хочешь - наслаждйся , хочешь - сохраняй невинность. В обоих случаях одна сторона не позорит другую.

    Наличие собственных детей у молодой женщины ни в какой степени не бросает на нее тень, поэтому временный союз ни ее ни его на будущее никак не связывает , тем более, что и делить-то буквально нечего. Джо и Кэти не склонны к распутству или изменам , и обычно даже не заглядывая в будущее , хранят друг дугу верность и без соблюдения бюрократических или религиозных процедур, а если расходятся , то делают это достаточно мирно. К детям относятся одинаково, свои они , приемные или сводные , что дает маленьким Джо и Кэти хорошие перспективы на нормальный рост без обзаведения комплексами, шанс вырасти психически здоровыми свободными людьми. Есть , конечно , и нюансы - младшему ребенку не очень-то приятно донашивать обноски старших , но это смягчается отсутствием установки на престиж и непритязательностью по примеру старших. Тем больше у него мотивов пораньше начать самостоятельную жизнь. Джо и Кэти часто имеют много детей - в супермаркетах можно видеть три-четыре малыша при одной маме или папе, так что 80% преимущество Белого Киви перед остальными народами Новой Зеландии по крайней мере не находится под угрозой. Женщины не считают детей обузой, материнство воспринимается как нечто естественное , а не божье наказание Кстати , можно заметить , что дети по крайней мере не капризны, детские вопли - редкость. Чудесные синеглазые светловолосые малыши с нежной прозрачной кожей похожи на маленьких ангелочков, однако беспощадный новозеладнский ультрафиолет не позволяет этой коже сохраниться хотя бы до зрелого возраста. Благодаря новозеландскому образу жизни , когда дети имеют свои комнаты, а дома - дворы, дети не играют на улице, обычно собираясь небольшими компаниями во дворах домов или в комнате. Дети , играющие на улице , обычно маори или иммигранты - дурная примета , в таком районе лучше не селиться. Блоггсы не поддерживают слишком близкие отношения со своим родственниками и не живут расширенными семьями, что отличает их от маори или самоа. Последние часто живут по коммунальному принципу "Кто раньше всех проснулся, тот лучше всех оделся" - не имея ни собственного угла ни собственной одежды человек скорее всего не будет развит как личность и не станет цивилизованным . Маленький Джо с самого начала имеет свою соственную жизнь и способности его будут развиваться безо всяких ограничений.

    Так что дети всех возрастов имеют свои небольшие дружеские компании, компании эти не могут враждовать , так как не соприкасаются , дурные влияния не могут широко распространяться, улицы нет. (Поэтому, построение дешевого блочного многоквартирного жилья автор считает зловредным вражеским вторжением на суверенную территорию киви.) В частности, распространение наркотиков может проходить в основном только в окрестностях школ , что облегчает борьбу с этим. (Полицейские имеют право обыскивать портфели школьников и проводить своих вынюхивающих собак через классы). Школа также охраняет достоинство Белого Человека - публичные разборки учащихся учителями запрещены, как и обсуждения на родительских собраниях , могущих раскрыть положение личных дел (наказания в виде уборки мусора могут быть видимы). Отсутствует главное прклятие авторского детства - выборочные опросы у доски. Оценки также даются строго лично , что уменьшает фактор зависти между учащимися -никто не знает оценок соседа. Для учеников старших классов имеется возможность в выборе различных предметов, а также года , на котором он может оставить школу ( в школе бесплатно препоадаются некоторые предметы, необходимые для поступления на определенные специальности , за которые в противном случае придется платить).

    Все это обеспечивает условия для роста индивидуальности в положительном смысле, обеспечивает сохранение лучших качеств среди Джо Блоггсов. Также, хотя не все школы имеют свою форму , ограничения на одежду и украшения достаточно строги.

    Мобильные телефоны сдаются в оффис перед занятиями, могут выдаваться на время, если учитель сочтет прсьбу обоснованной и возвращаются после начала занятий.

    Правда , одна деталь может получить противоречивую оценку. Все государственные школы сидят на голодном пайке и обычно спрашивают дотаций у родителей , каковые просьбы можно безболезненно игнорировать. Школа посылает детей по домам продавать

    шоколад и тому подобное. Имеется не слишком нравственный расчет на то , что детишки сожрут большую часть продаваемых лакомств сами , тем самым заставляя платить своих родителей, а также на то , чтобы разжалобить потенциальных взрослых покупателей. Хороша ли эта практика для раннего вступления в деловую жизнь , можно спорить , но она также используется преступниками, посылающими детей для высматривания. Но в общем - от Америки до Японии, Новая Зеландия считается наилучшим местом для выращивания детей. Автору известны случаи , когда белые американцы переселялись в Новую Зеландию специально для этого. Что же касается китайцев , корейцев и даже японцев, то для них это самое обычное дело- в новозеландских школах полным-полно детей этих народов, даже без родителей.

    Посмотрим на плохих Джо или на те случаи , когда он проявляет вредные для себя или окружающих качества.

    Криминал. Хотя Джо составляет 80% населения , а маори не более 10% , половина обитателей тюрем - маори. Маори большей частью совершают грабежи , домовые кражи, хулиганство. Криминальная обстановка с ними очень похоже на криминальную обстановку в России. Джо очень редко спускается до мелочей, но зато именно из его среды выходят отборные негодяи, которые в России именуются отморозками. Здесь маолочуствительность Джо проявляется с отрицательной стороны - он бесчуственно-беспощаден к жертвам (маори могут вести себя вежливо при нападениях , когда устрашение не является необходимым). Садизм мало присущ Джо-преступнику , он просто не реагирует на проявления чувств жертвы. Однако хладнокровие обычного Джо не безгранично и он может стать преступником , сорвавшись. Но в подавляющем большинстве случаев ясно видно - Джо-негодяй есть врожденный негодяй и исправлению не подлежит. (Дискутируется вопрос о пожизненном заключении для упорных рецидивистов). Часто преступниками становятся люди , выросшие в глубокой изоляции в фермерской глубинке (в Новой Зеландии нет деревень в российском смысле, зато фермы могут представлять чистейшее робинзонство.) И в преступлениях Джо проявляет свой индивидуализм. Криминальные сообщества - дело маори или других этнических групп тихоокеанцев. Джо Блоггсы обычно не объединяются в толпу или в шайки . Положительной чертой Джо , хорошего или плохого является полное отсутствие романтизации преступности. Нормальные люди знают , что преступники - грязь, нечто вроде бешеных животных , преступники тоже не выставляют себя робин-гудами и не имеют блатной лирики, специальных уголовных татуировок и тому подобного. Джо-преступник не нуждается в самооправдании и не занимается корчами души, what has donе, was done, что сделано, то сделано. Джо знает , на что идет.

    Так как Джо не боится смерти , остановить его может только пуля.

    К счастью , Джо-преступник - большая редкость, речь идет об единицах на всю страну.

    Пьянство. Джо не появляется пьяным на улице, вообще за 15 лет автор видел пьяных на улице только 2 раза. С другой стороны, если судить по супермаркетам , вино и пиво льется рекой, владельцы лавок крепких напитков также не разоряются, хотя там можно видеть в среднем 1 клиента на 15 минут. Если Джо выпивает ,то это радикально отличается от русского пьянства, более похожего на маорийское. Пьянство само по себе не является формой общения , хотя в пивных , конечно , выпивают и небольшими группами. Выпивка не может использоваться для развязывания языков , так что спаивание не может использоваться в целях внутреннего шпионажа. Джо не пьет в лежку, алкоголизм бывает, но не бывает запоев, во время которых человек надолго полностью выключался бы из жизни. Хотя многоие мелкие бизнесы построены на базе дружеских компаний, Джо не пьет на работе. Русская привычка глушить спиртное большими порциями осуждается как пустой расход денег. Джо пьет маленькими порциями, стараясь поддержать себя в определенном градусе - надо знать , где остановиться. Отсутствует также осточертевшее автору в России втягивание в пьянство по предлогом укрепления дружбы. Киви дружат на основе каких-нибудь общих интересов. Джо не плачется в жилетку - это дело лузерское, так что и здесь мотив для пьянства отсутствует. Очень большую роль в подавлении пьянства выполняет автомобилизм. В новозеландских условиях без машины нельзя, или это не жизнь , а на быстром мотовэе или среди закручивающихся в трех измерениях улочках , на узких сельских дорогах с глубокими кюветами или на горных серпантинах , где с одной стороны пропасть , а с другой - скала, ехать выпимши, значит ехать прямо в могилу. Большинство это очень хорошо понимает. К сожалению не все.

    Ночью у пивных всегда стоят вереницы такси. Важен также фактор отсутствия ложного престижа - много или мало может выпить человек, обстоятельство, не имеющее

    престижной ценности.

    Надо отметить, что на дружеских, родственных и компанейских посиделках вино бывает далеко не всегда и никогда в количестве, достаточном для всех, да и часто еще остается. Крепкие напитки в таких обстоятельствах автор видел только один раз , но это только подтверждает правило. Дело в том, что это было в туристском лагере с ночевками , куда компания вывозила всех на автобусе. Там автор впервые попробовал Джек Дзниэльс и хороший ирландский ликер. Единственный перебравшим был вышеупомянутый австралиец, неэтичность которого прявилась только в том, что он помочился при женщинах на стенку, да еще пожимал руку темнокожему индийцу, уверяя его, что он теперь не расист. В другой компании , помещавшейся целиком в большом зале, в кухонном шкафу была текила, которую автор впервые и попробовал. Пробуя ее через несколько дней во второй раз , автор заметил, что к ней никто и не прикладывался.

    Виноградники с винодельнями и заведениями, где можно пробовать есть повсюду. Возле Роторуа есть ферма блуберри - синих ягод (русский аналог автору неизвестен), где также продаются спиртные напитки из этих ягод.Пивоварение - индустрия. которая может по всем показателям поспорить с золотодобычей. К сожалению, автор не переносит никакого пива, зато ему понравился традиционный английский напиток - яблочный сидр ( крепость от 4.5 до 8 %). Теперь появились вина и сидры на местной базе - из киви , фейхоа, абрикосов и всевозможных ягод.

    А вообще-то , Новая Зеландия - трезвая страна.

    Курение. Поначалу , по контрасту с Россией автору показалось . что вообще киви- повально некурящая публика, но все-таки это не так. Автор с детства имел к этому стойкое физиологическое отвращение, так что ему в этом отношении Новая Зеландия очень подходит. Теперь он укрепился настолько, что может писать об этом крайне неприятном для него предмете. Автор еще в России заметил , что , исключая послевоенные годы , когда курением элементарно старались подавить голод и истощение, курящие делятся на две группы - которые имеют к этому болезненное пристрастие и курят где-нибудь в уголке и те, которые курят из престижа и поэтому стараются делать это на виду. Так как в Новой Зеландии престиж играет незначительную роль , то это легко определяется - первые курят самокрутки , вторые - сигареты с фильтром ( большая разница в расходах). Хорошо заметно, что в Новой Зеландии люди первой группы обычно белые киви , второй - женщины маори. Если белый киви курит на ходу, то это чаще всего работяга после тяжелой работы. Во всех случаях , когда автор замечал белого человека, курящего сигарету с фильтром на природе, это оказывался русский ( см. заметку Чунго-Чанго автора), вообще-то такое запрещено. Только один раз автор видел курящего сигару и, судя по специфически нездоровой физиономии , это скорее всего был русский. На упомянутых дружеских и иных посиделках если и курят, то где-нибудь в стороне, что очень хорошо для автора. Часто жилье сдается под условием no smokers и это очень помогает автору при его поисках.

    Однако жажда душевного комфорта у киви тут вносит свои коррективы - марихуана. Это серьезная проблема и даже есть политическая партия, добивающаяся легализации марихуаны (партия зеленых, лидера которых карикатуристы всегда изображают с громадной папиросой во рту). Автор имеет свой личный интерес быть против. Если и так киви не отличаются ответственностью, тем более, в вопросах безопасности , то на благодушествующегося марихуанщика вообще полагаться нельзя. Не боли ты душа, отдохни от забот , а работа остается не выполненной.

    Вернемся в позитивную область.

    Каковы же интересы Джо ?

    В первую очередь , это , безусловно, активный спорт. Это одна из причин, почему страна с таким маленьким населением и весьма скромным финансированием дает достаточно большое на душу населения количество олимпийских чемпионов. Регулярно проводятся всевозможные марафоны велозаезды, триатлоны "Железный человек" и тому подобное для всех желающих.

    Заметим - денежных призов нет , а за участие надо платить сотни долларов.

    Освоены все стихии - земля, воздух, вода. На улицах в любое время можно видеть бегунов обоего пола. Стадионам, спортивным комплексам , теннисным кортам и просто игровым полям несть числа. Все школы всегда имеют игровые площадки для маленьких и поля для больших на болбшой территории. Школьников обыкновенно обязывают для обычных занятий носить крепкие башмаки , чтобы они в любой момент могли выбежать на поле. Работники компании часто составляют команды и делают выезды. В этой заметке нет места, чтобы описать всевозможные виды спорта - откройте туристские проспекты. Люди бегают , плавают , летают , лазают по скалам, спускаются в пещеры , ездят, плавают и летают на всевозможных средствах. Особенно заметны мореплавательские наклонности Джо. На многочисленных маринах стоят тысячи яхт и лодок всевозможных размеров. В сараях и просто на берегу ожидают тысячи челнов , каяков, байдарок. Во дворах на трайлерах стоят моторные лодки, на крышах машин закреплены каяки, в тележках привязаны водяные мотоциклы. Почти все пляжи имеют слипы для спуска лодок с трайлеров , многие имеют специально раширенные парковки для автомобиля с трайлером. В подходящую погоду сотни парусов , словно стаи плывущих лебедей, украшают заливы. А то , что не видно - моряки-любители , в быту те же строители, клерки , бизнесмены - идут под парусами в Австралию. Фиджи , Гаваии , Калифорнию , вокруг всего земного шара. Часто их суда построены их же хозяевами. Самолеты всевозможных конструкций кружат в небе.

    Под ними парят дельта- и парапланы.Авто и мото-гонщики мчат по специальным трекам или арендуют на время ощественные дороги. Карикатурные багги пробираются по прибрежным дюнам рядом с волнами , на которых стоя на досках летят морские боги - серфингисты. На бескрайних гольфовых полях наносят лихие удары любители гольфа. Лыжники вздымают снежную пыль на склонах старых вулканов.

    Всего не перечесть ! Новая Зеландия - спортивный рай !

    Этот, так сказать , личные спорт надо отличать от чемпионского и профессионального.

    Вырваться вперед не так важно , как испытать свои силы , отыграть свои эмоции, почувствовать свои возможности, всю полноту жизни до ее возможных пределов.

    Есть смысл говорить о спортивной философии жизни. Речь идет не столько о ставке на победу, сколько о спортивном поведении - не падать духом от неудач , не зарываться при успехах, осознавать , что в жизни есть риск и нет никаких гарантий и это не должно ослаблять решимости.

    -Победы и поражения - обычный путь воина (Китай)

    Испытать себя ! Этот мотив личного испытания выражен в песнях В.Высоцкого ( кинофильм Вертикаль)

    -Кто здесь не бывал , кто не рисковал

    Тот сам себя не испытал ...

    Такая философия исключает лжеморальное рефлексирование, поиски виноватых, объяснение неудач интригами и происками темных сил, капитуляцию перед превосходящими силами - в конечном счете оправдания трусости и малодушию.

    Жизнь сама по себе опасна и рискована, гарантий нет , есть возможности. Однако нарушающие правила игры должны наказываться это одно из правил игры. Такая спортивная философия - философия свободного человека. Проигрыш возможен , но выход из игры (уход с поля боя) недопустим. Это же не дает развиваться зависти - результаты одного человека не зависят от результатов другого. Спортивный дух охраняет от засилия уравнительных утопий - силы людей изначально неравны и надо не пытаться ослабить другого , а стараться развить свои силы и способности. Разве это соревнование , если заставлять всех бежать с одной скоростью. Нет смысла приравнять невысокого и легкого, или быстрого и выносливого спортсмена и более сильного и рослого, но менее подвижного. Пусть каждый будет лучшим в своей категории. Это причина того , почему марксистские лжеидеи никогда не проникали сколько-нибудь глубоко в душу киви.

    Эта же спортивная философия создает здоровое общество. Дух команды , игра на команду. Именно поэтому надо поддержать слабого или раненого - он с тобой в одной команде и только командой можно выиграть. Команда не исключает индивидуальности - в зависимости от личных качеств каждый испоняет свою функцию - в защите , в нападении , на воротах. Недаром в новозеландских школах уделяется такое большое внимание спортивным играм - таков главный способ воспитания достойного члена общества. Кстати , на этом же воспитывается и уважение к законам государства. Законы есть правила игры. Поэтому киви , хотя и свободно критикуют законы и могут их изменить , они не считают естественным делом их нарушить. Это не будет спорт.

    Упор на свои силы (при отсутствии политического давления) имеет естественным результатом вымывание религии. Полагаться на себя , а не на бога. Конечно , имеется весомое (недостаточно для политики) количество религиозных людей, но нет сомнения ,

    что при отсутствии исключительных (например в области налогов) условий, их число бы сокращалось и дальше. Чрезвычайно редки упоминания о религии , как источнике морали ( попытка ПМ Дженни Шипли была остановлена). Взаимоподдержка людей есть их естественное качество, свойство их биологии , как пчел и муравъев (у них тоже бывают нарушения).Обычно говорят, что человек есть разумное животное (сомнительное утверждение, если посмотреть) , но уж общественное точно.

    Не только все школы имеют громадные игровые поля, но и повсюду по городу и всей Новой Зеландии можно видеть стадионы (часто без мест для зрителей) . В игровые дни

    можно видеть одновременные игры десятков команд всех возрастов. Также в компаниях устраивают свои футбольные или другие команды. Новая Зеландия - страна массового спорта - повсюду футбольные и регбийные поля , крикетные и бейсбольные площадки , теннисные корты, гольфовые корсы на десятки гектаров, тщательно ухоженные боулинг-лужайки для самых старых. Это философия , это стиль жизни. В частности , это лучший способ для снятия агресии. И спортивные женщины выглядят куда моложе своих сверстниц, променявших истинную культуру тела на проститутское украшательство. Старики стараются продлить свою жизнь упорными занятиями. Инвалиды стараются использовать все оставшиеся возможности своего тела, проявляя завидное для телесно комплектных граждан упорство.

    Таким образом , спорт - это стиль жизни , философия , которая оттесняет идеологию и политику на задний план.

    Важно добавить , что оздоровительный спорт - это здоровье, а здоровье - это деньги. Во-первых , в возможности более производительной и менее изнурительной работы - а значит и заработка, а во-вторых - медицина недешева и ненадежна, не говоря уж о том , что она не может решить все проблемы. К тому же здоровые всегда имеют преимущество при найме на работу и встречают большее доверие в бизнесе. Это хорошо понимают многие , но к сожалению , не все.

    Второе по значению занятие киви - это декоративное садоводство. Интерес к нему настолько велик, что многочисленные садовые центры готовы платить штрафы за работу в общественные праздники - прибыль перекрывает. По садовым центрам , которые могут занимать целые гектары, можно ходить , как по выставкам. Там всегда полно покупателей.

    Поэтому происходящее располовинивание стандартных участков а также увеличение строительства многоквартирных домов приветствотать никак нельзя это разрушение стиля жизни киви. Поэтому маленькие и средние городки выглядят куда милее и уютнее всех сити и новостроек. В садоволстве киви мало интересует материальная отдача, часто плоды оставляют валяться на земле, или собирая раздают друзьяим , даже попросту выставляют у обочины в ведерках.Садоводство . как известно также весьма способствует здоровью и поддержанию натурального жизненного интереса.

    Разумеется, домашнее садоводство требует большой отдачи, но это полезной расход энергии.

    Цветущие города прекрасно дополняют цветущую природу. Городское озеленение не всегда удачно , так как не всегда растения высаживаются в соответствии с их экологическими требованиями. Великолепные норфолкские сосны болеют и засыхают , так как нет места их гигантской корневой системе,

    в автомобильных выхлопах чахнут саженцы на обочинных лужайках. Но тысячи людей участвуют в общественных озеленительных работах - занятие, в котором охотно участвуют корейцы, для которых это органически входит в их понимание религии.

    Устраиваются и небольшие огородики, в основном с декоративными целями.

    Огородничество требует особых усилий, так как сорняки наступают с небывалой скоростью. При авторе за три года с нуля выросло сорное дерево в три метра высотой и руку толщиной. В текущую зиму автор отапливался исключительно сорными деревьями неизвестных пород. Это было сделано, чтобы освободить тотару, веерную пальму , капустное дерево и даже березку. Сорную сосну (или ель) , достигшую метров пяти,

    автор решил пощадить, хотя хозяин предложил тоже срубить.

    Специфика киви состоит в том , что в садоводстве декоративные цели преобладают над утилитарными, поэтом у можно увидеть великолепные апельсины или фейхоа . валяющиеся под деревьями. А ведь прямо во дворах прекрасно растут практически без ухода все цитрусовые, тамариллосы, фейхоа, фиги (они же смоквы или инжир), авокадо (за этими надо присматривать). Яблоки и груши хорошо растут на Южном острове , так как нужна зима. Можно растить и бананы. Их плодовую кисть обычно оборачивают газетой.

    Спортивное моделирование. Этим часто занимаются взрослые, даже пожилые люди.

    Безмоторные радиуоправляемые авиамодели хорошо запускать со всяких склонов - на старых вулканах или у морских обрывов.Здесь всегда имеется восходящий поток.

    В озерах при ветре запускают парусные безмоторные радиоуправляемые модели яхт.

    Самая дорогая игрушка, которую видел автор -это радиоуправляемя модель реактивного самолета из фибергласса, с настоящим керосиновым реактивным двигателем, длиной метра три, размах крыльев метра два. Стоит 13 тысяч НЗД. Разумеется, такая игрушка требует специального аэродрома и действительно , в окрестностях Роторуа такой имеется.

    Магазинов для подобного творчества предостаточно , есть даже японский.

    Охота.

    Охота на оленей, диких коз и свиней, само собой, поссумов и кроликов, круглый год без ограничений. Уток ограниченно, если не на своей ферме. К сожалению, каждый год охотники подстреливают друг друга. Используются 7.62 (7.65) винтовки с оптическим прицелом, остроконечными пулями на длинном патроне, так что такую пулю можно ненароком получить с расстояния в километр. Обьем охотничьих территорий едва ли не больше Британии. Охотятся также с луками и арбалетами. Автор знал киви, у которого был почетный значок "50 чучел" (столько чучел автор не видел),

    Рыболовство. Реки и побережья кишат рыбой , даже если откинуть заповедные территории и маорилэнд. Марины забиты тысячами лодок , во многих дворах можно видеть лодки на трайлерах. Онин наш сосед купил лодку и морозильную камеру и , в частности , дарил громадные куски автору (цельную рыбину автор не потянул бы даже с гостями). В конце концов сосед продал и то и другое - даже даровую рыбу нельзя есть каждый день.

    На 90-мильном пляже автор видел четыре полутораметровых акулы на берегу рядом с маори, использующем простейшую закидную удочку, словно в детские времена автора на Амуре. Удивляло, как это возможно на мелком берегу. Сбор моллюсков - типичное занятие маори , которых приводят в ярость конкуренты китайцы. Китайцев приходилось даже осадить специальными законами, так как они стали ловить и поедать всякую мелочь , про которую никто бы и не подумал. Раковины пауа надо выкапывать из песка, их отлов ограничен.

    Собирают также морских ежей, а в особых местах ловят лобстеров, но это далеко от Окленда. Рыболовство с лодок - занятие поопаснее, чем охота , так как часто применяются низкобортные лодки без системы непотопляемости, а рыбаки не надевают спасательные жилеты. несмотря на штраф.

    Теперь перейдем к занятиям , обычным для всех цивилизованных людей и неспецифическим для киви.

    Чтение. Киви - малочитающая публика , во многих респектабельных домах ограничиваются одним небольшим книжным шкафом (а то и без оного). Книжные магазины набиты в основном беллетристикой , производимой в основном выпускницами литературных колледжей или отделений университетов.Таких книг изобилие и можно их собирать по обочинам и пытаться продавать. В обычных книжных маназинах нет серъезных книг , книги познавательного содержания в основном пишутся для дураков ( так и называются). Однако доля литературно интеллигентных людей вряд ли меньше, чем была в СССР. Даже попадались люди , специально изучавшие русский язык, чтобы читать русскую литературу. Один киви , старый строитель , единственной страстью которого был велосипед, презентовал автору популярную книгу о криптографии.

    Имеется вредная установка удалять из публичных библиотек книги, не пользующиеся спросом. В результате за время жизни автора в Новой Зеландии с полок исчезла практически вся серьезная научная и программистская литература.( Это же произошло с полками букинистических магазинов). Несколько штук, правда, попало в руки автора по бросовой цене, так как обычно списываемые книги продаются тут же в библиотеке за полдоллара.

    Религия. Уже упоминалось, что большинство киви - сознательные или стихийные атеисты и хотя церкви (за исключением корейских) большей частью стоят пустыми или используются как общественные здания, имеется , по мнению автора, естественное количество верующих. Говоря об атеизме, автор ни в коем случае не имеет в виду его советский вариант - воинствующий атеизм. Пропаганда атеизма есть дурацкий вариант безбожной религии - очередное навязывание единоспасающего учения. Навязывать свою позицию по этому вопросу есть нарушение права свободы личности и киви никогда не занимаются таким глупым делом.(Хорошо бы , если это встречало понимание с другой стороны, например отвадить от хождений свидетелей Иеговы). Научный атеизм есть такая же чушь, как и научная религия. Задача науки состоит в том , чтобы добросовестно и беспристрастно разобраться , как обстоят дела , а не в доказательстве наперед заданных положений, да еще сформулированных на языке невежд. Обычные люди , если их не понуждать насилием или угрозами , обычно не интересуются подобными вопросами, и так дел хватает, но в нормальном обществе некоторое количество верующих всегда будет. И в таком обществе, если кто-то объявляет себя верующим, то в этом ему можно поверить -он свободен в свободной стране.

    В Новой Зеландии у христиан господствует поликонфессионализм - выбор церкви не есть выбор религии , все дороги ведут к одному богу, как говорят экуменисты . границы церквей до неба не доходят. Посещает ли человек протестанскую или католическую церковь - это вопрос его семейной традиции или личного пристрастия.

    Другие религии проявляют себя в зависимости от наличия прихожан и полноты их кошельков - имеются мусульманские , индуистские , буддийские, бехаистские и иные храмы.

    Переход в мир иной Джо воспринимает хладнокровно , часто не придавая значения ритуалам с бренными останками. На современных кладбищах можно видеть кирпичные стены, напоминающие общественные доски обьявлений , где усопшим посвящается бронзовая табличка размером в торец стандартного кирпича. Но и этого может не быть. Пепел бесплатно хранится в соответствующем здании год , а потом возвращается новозеландской природе где-нибудь на безлюдном морском берегу или крутом горном склоне. Желающие могут быть преданы земле где-нибудь в сельской местности. Дело может доходить до смешного. Сотни людей отписали свои бренные останки медицинским учреждениям, получив деньги авансом вперед. Как-то обнаружилось, что медицинский факультет Оклендского университета затоварился и направил сотням скорбящих (или нет) родственников уведомления , что они не могут использовать тела и просят их забрать для надлежащих похорон, что вызвало поток серьезных возражений - какой бы обряд не совершался , но бесплатных нет. Маори по своей культуре не таковы. Если на кладбище вы видите вращающуюся на ветру разноцветную детскую вертушку-пропеллер, то это могила маори. Вращение вертушки означает бессмертие души.(Кстати, такую вертушку, как и воздущный змей маори изобрели до прихода европейцев).

    Оказалось, что Новая Зеландия хороша не только для живых , но и для мертвых. Какая-то из буддийских японских сект закупила солидный участок для захоронения своих покойников, расставшихся с жизнью на территории Японии, определив, что это экзистенциально походящее место. Это встретило понимание со стороны киви. Попутно выяснилось, что с покойников никакой визы для въезда не требуется.

    Кулинария. Если заглянуть в те же книжные магазины, то может показаться, что киви - сплошь повара и кулинары, особенно если потом заглянуть в продуктовые лавки и супермаркеты и увидеть обилие кафе и расторанов. Однако кулинария - заслуга иммигрантов, принесших свои пищевые привычки в страну исключительно неприхотливых людей. Исключением является барбикью. Тот не киви, кто не имеет барбикюшницы. Мало тото , в общественных парках часто стоят общественные барбикюшницы ( где брать ключи неясно, но они часто используются). Это естественно в стране животноводов, особенно овцеводов. Дружеские собрания и вечеринки - party (у киви первичное значение этого слова именно таково, это вам не политика) обычно сопровождаются демонстрацией барбикюшных талантов. Барбикю также естественно для британцев и южноафриканских белых и пришлось весьма по вкусу китайцам. Впрочем , жратве автор посвятит особую заметку.

    Надо отметить , что домашние посиделки ( у киви скорее походилки, так как гости слоняются по дому и вокруг, объединяясь в небольшие группы) не принято сопровождать буквальным застольем, гости не усаживаются вокруг стола. Вместо этого на одном или нескольких столах устанавливаются закуски, прочая еда и напитки. Обычно используется одноразовая посуда. Часто за барбикюшницей священнодействует один из гостей (по традиции барбикю - дело мужское). Разрешается ( или даже предлагается) приносить свои собственные напитки, да и свои кулинарные чудеса тоже. Гости присаживаются , слоняются или стоят где попало. Еще одна дружеская форма трапезы, с которой автор познакомился в Новой Зеландии. Во время болтовни, собеседники попросту макают чипсы или бобовые ростки в дипы (русский перевод автору неизвестен, но это месиво из размолотых овощей, приправ и прочего, например , хуммус) и между речами едят это.

    Детские party также часто сопровождаются sleepout - дружеской совместной ночевкой,
    для которой иногда используются палатки и другие мобильные жилища. Кстати, одно из преимуществ новозеландского образа жизни - возможность пригласить сколь угодное количество гостей с ночевками. Для этого во дворе ставят палатки или берут напрокат жилые вагончики. Одним из соседей автора когда-то был молодой бард-гитарист. Он собрал таким образом в гости целый оркестр, который время от времени играл. Это было весьма экзотично , так как прямо за участком барда на склоне находился живописный виноградник с винодельной башней , принадлежавший одному югославу ( а за углом и его заведение, где можно всласть пробовать) и все это происходило на краю города в живописном Хендерсон-Вэлли. Представьте себе - друзья, искусство, вино и природа !

    В компаниях (т. е бизнес-компаниях) ужины организуются по типу домашних.

    Правда, в одной компании, где работал автор, было и странное исключение. Все сидели вокруг большого овального стола. Потом автор заметил , что одна стена состоит из длинного зеркала, а, выходя обнаружил , что с другой стороны этой стены имеется длинная и узкая комната со скамьями , а зеркало было полупрозрачным - такое можно увидеть в детективных кинофильмах. Подсматривали ли в момент застолья и за кем, для автора осталось тайной. Впрочем , блюда были исключительные - может быть , это было кулинарное испытание , правда неясно кого - поваров или потребителей.

    Зрелища, общественно-культурная жизнь. Для Джо рэгби, крикет и тому подобное куда заманчивее парада голых сисек или разукрашенных пидарасов. Последние два в основном интересуют туристов и новоприбывших.Во время голо-систого парада, некоторые женщины из прохожих не упускают случая продемонстрировать, что и у них не хуже, но в общем прохожие добродушно-равнодушны. Эх, зачем я купил телевизор, если и так бесплатно все показывают! - пошутил пожилой благообразный киви. Демонстрация обнаженных половых органов наказывается, поэтому маленький тругольничек внизу или подходящая поза обязательны.

    Кличество высококультурных новозеландцев достаточно велико, достаточно любителей зрелищных искусств, так что театры и концертные залы всегда переполнены, а на сколь-нибудь знаменитых билеты стоят сотни долларов и покупать их приходится за полгода и больше. В частности , для высокой музыки имеются несколько залов с настоящими органами. Опера, балет, танцевальные представления всегда пойдут с аншлагом.

    Наряду с массовыми кинотеатрами, есть и небольшие кинотеатры, где показывают некассовые фильмы на любителя (Бриджэвэй).

    Для крутой молодежи хватает и ночных бар-дансингов. На рождество и Big Day Out в старом вулкане парка Домэйн собирается три сотни тысяч человек, и на стадионах сравнимое количество.Устанавливаются гигантские плазменные экраны. Также в это время устраивают лазер-шоу - мультипликации лазерными лучами на стенах зданий.

    Возможно , ночная жизнь здесь не самая бурная в мире , но она есть. Новая Зеландия не для кого не скучная страна.

    Что еще бы сказать ...

    Джо творческая, созидательная личность и не стесняется, если его творения далеки от совершенства и могут отдавать дилетантизмом, зато в них всегда проявляется хорошая сторона его души.

    Дети киви в быту при обращении к родителям или в косвенной речи часто называют их не папой-мамой, а по имени. Не означает ли это признания равенства всех детей Новой Зеландии, как больших, так и маленьких, но для автора в этом есть нечто трогательное.

    Автор надеется еще продолжить свой рассказ о неплохом парне по имени Джо Блоггс.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бояркин Алексей Алексеевич (haramuren@windowslive.com)
  • Обновлено: 16/08/2010. 66k. Статистика.
  • Обзор: Новая Зеландия
  • Оценка: 8.44*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка