|
Друг автора, практикующий дополнительную школьную подготовку в Новой Зеландии, предупредил автора с его внучкой о возможных проблемах при окончании школы в Новой Зеландии. С его согласия автор помещает написанный об этом его другом текст с его любезного согласия. Описанная проблема может возникнуть и в других странах , особенно учитывая всемирную стандартизацию образования. Во избежание недоразумений. Владелец данного сайта НЕ ВЕДЕТ РЕПЕТИТОРСТВО, к нему по этому поводу НЕ ОБРАЩАТЬСЯ. |
другу автора, практикующего дополнительную школьную подготовку в Новой Зеландии. Текст помещен с его согласия и под его контролем, автор текста пожелал остаться неизвестным.
Во избежание недоразумений. Владелец данного сайта НЕ ВЕДЕТ РЕПЕТИТОРСТВО, к нему по этому поводу НЕ ОБРАЩАТЬСЯ.
Школьное образование в НЗ.
Большинство иммигрантов из России заканчивало школу еще в СССР.
Поэтому они невольно предполагают. что в новозеладнские школы похожт на советские.Но когда их дети начинают учиться, предположения быстро рассеиваются. Выясняется. что система школьного образования в НЗ довольно сильно отличается от советской и по структуре и по системе обучения.
Начать нужно с того , что в НЗ нет последовательного обучения с с первого до последнего класса в одной школе, как было в СССР.
Новозеландская школьная система делится на три совершенно разных категории -начальная школа ( праймери), средняя - интермедиет , и высшая - хай скул ( соответствует старшим классам советской школы). Эти школы являются совершенно независимыми друг от друга "единицами" - находятся в совершенно разных зданиях, имеют свои собственные названия, штат учителей и .т.д. Есть , правда и комбиноированные школы - колледжи , но их мало.
Закончив начальную школу . ученик идет в серднюю, затем в высшую.
Учеников в школы принимают в основном по месту жительства. Но в городах НЗ обычно в любом районе есть несколько школ любой категории - особенно праймери и интермедиет, да и принцип места жительства не очень строго соблюдается.
оэтому обычно можно записать ребенка в ту школу, которая больше нравится (или которая ближе к дому).
Но нужно отметить . что это не всегда получается. Некоторые хай скул с высокой репутацией все же придерживаются принципа места жительства. Они имеют специальную карту прилегающего района, где отмечена зона приема. Все ученики , живущие в зоне, попадают в школу автоматически, а те, которые живут не в зоне, могут уже и не попасть. Это зависит от общего числа заявлений от детей, живущих в зоне, учатся ли в школе братья, сестры или даже друзья ученика и т.д и т. п.
Бывают случаи , когда родители сильно озабоченные учебой своих детей, специально переезжают жить поближе к какой-нибудь престижной высшей школе, чтобы быть в зоне.
Еще большее отличие от советской школы проявляется в организвции самой учебы.
Начальная школа - праймери - по планам новозеландской системы образования должна научить детей читать . писать , дать начальные представления об окружающем мире, а по математике - выучить таблицу умножения. дроби , проценты.
Как показывает практика, цели эти достигаются далеко не полностью.
В новозеландской начальной школе дети больше проводят время, развлекаются, занимаются всякими детсадовскими делами - рисуют , клеют , вырезают что-то из бумаги. Автор этих строк как-то попросил разрешения у учительницы посидеть на уроке математики в начальной школе , в классе. где училась его дочка. Вот как проходил этот урок.
В начале урока всем детям раздали листы бумаги, цветные мелки и велели рисовать автомашины. Дети рисовали , болтали , смеялись, смотрели , как рисуют другие. Затем учительница велела расскрашивать автомобили в какой-то один цвет. На это ушло еще больше времени. Затем детям было велено вырезать нарисованные и раскрашенные автомобили - опять смех , болтовня. Наконец. когда все это было сделано, учительница собрала раскрашенные и вырезанные из бумаги автомобили, истала раскладывать их на специально приготовленной доске, разделенной на ряды. Все синие автомобили легли в один ряд, все желтые - в другой, все красные - в третий и т.д. И наконец . когда до конца урока осталось минут 5 -7, детям ьыло предложено посчитать количество автомобилей в каждом ряду. Разные дети называли разные цифры, учительница их записывала, все вместе пересчитывали - а тут и звонок - урок математики в начальной школе Новой Зеландии был закончен. Происходило все это в достаточно престижном районе города Окленда - Ремюере.
Контроля за успеваемостью в советском понятии в начальной школе в НЗ особенно тоже нет. Дети пишут различные тесты, но результаты их не оцениваются по каким-то баллаи или оценкам. Любимый тест по математике 0- тест на скорость по таблице умножения. Надо вообще сказать . что изучению таблицы умножения в начальной школе НЗ уделяется много внимания. Однако результаты не очень хорошие, практика показывает ю что ее так толком и не знают.
В средней школе требования пожестче, появляются оценки, классыделятся на различные группы по уровням, и т.д. В высшей школе уже начинаются государственные экзамены по различным предметам, итоги которых влияют и на школьный аттестат об окончании школы, и на поступление в вузы.
Здесь начинает проявляться еще большее отличие новозеландской системы образования от советской. Обязательных предметов для получения аттестата об окончании школы, в отличие от СССР, нет. Ученик, сам выбирает предметы, по которым он будет в конце последнего - выпускного класса - сдавать государственные экзамены. Многое дети , не сильно расположенные к серъезной учебе ( по мнению автора таких в НЗ вообще абсолютное большинство) выбирают спорт, драму, историю, английский, приготовление пищи (тоже школьный предмет), сдают по ним экзамены - т аттестат об окончании школы в кармане!
Правда с таким аттестатом ни на один серьезный факультет ни в один вуз не возьмут, но это уже другой вопрос и о нем - дальше.
Вступительных экзаменов в ВУЗы в Новой Зеландии нет , на каждом факультете в каждом ВУЗе проводится конкурс аттестатов. Учитывая это , государственные экзамены единые для всех школ по всей стране, такую систему можно считать более или менее объективной, хотя разные высшие школы обеспечивают все же несколько разный уровень подготовки.
А вот уровень требований просто для подачи заявления на какой-нибудь серъхезный факультет обычно достаточно высокий. Тут уже спортом , драмой, историей, и т.д. не покозыряешь. Требуются серьезные предметы - математика. физика, биология, иностранный язык и т.д, сданные на 2-ой - 3-ий уровень ( 3-ий уровень любого предмета в НЗ - самый высший).
Далее при конкурсе аттестатов учитывается общее количество сданных предметов, их уровни , оценки, оценки по профилирующим предметам и т.д. и т.п.
Абитуриентов с наилучшими показателями и зачисляют на факультет.
Таким образом . можно сказать . что в некоторм смысле существует разрыв между новозеландской школой и высшими учебными заведениями, разрыв. которы должен покрывать сам школьник, выбирая нужные ему предметы иистараясь изучать и сдавать их на высоком уровне. Правда, надо сказать , эти требования для подачи на каждый факультет можно узнать, представители различных вузов приходят в школы, вузы устраивают дни открытых дверей и т. д.
Проблема состои т втом . что дети часто окончательно решают, какую специальность они хотят приобрести, в последних классах школы, и тогда может выясниться, что они уже не успевают сдаьб нужные для этой специальности предметы для поступления в хороший вуз на нужный им факультет.
Кроме того , еще одну "проблему" доставляет математика. Она не является обязательным предметом, и в то же время это предмет нелегкий. Поэтому многие дети, особенно гуманитарного склада, большое внимание ей не уделяют. Однако в будущем их ждет малопрятный "сюрприз" . Очень многие чисто гуманитарные факультеты для подачи заявления требуют сданный школьный государственный экзамен по статистике да еще 2-го или 3-го уровня. Статистика в школе формально считается предметом , отдельным от математики, однако и чтобы получить право ее успешно знать, нужны предварительно успешно сданные экзамены по математике.
В итоге можно сказать, что практически для поступления в ВУЗ на почти любой факультет математика таки является обязательным предметом - или она сама или статистика.
Большинство иммигрантов из России хотят дать своим детям высшее образование, и ориентируют самих дете на него.
Таким родителям на основании вышеизложенного, можно дать ряд советов.
1. Возьмите прод контроль изучение математики и английского ваших детей в начальной школе. Проверяйте их реальные знания, а не ориентируйтесь на школьные "репорты". Если надо - помогайте.
2.Старайтесь . чтобы начиная со средней школы, ваш ребенок был по математике хотя бы на 2-м уровне. Тогда статистика в свое время будет доступна.
3. Изучайте сами, пока ваш ребенок еще в первом классе высшей школы, требования для поступления на различные факультеты примерно того направленияЮ о котором задумывается ваш ребенок. Это поможет и вам сами понять что нужно и поможет правильно сориентировать вашего ребенка.
И вообще для новозеландской системы образования отлично подходит старый советский анекдот
"Спасение утопающих - дело рук самих утопающих".
Имейте это в виду, не полагайтесь на школу, держите под контролем учебу вашего ребенка.
�
Это наша кнопка
"Заграница"
Путевые заметки