Проезжая по "Е1", North -South Expressway, мы заметили указатель "Taiping Zoo&Night safari". Решили свернуть. Следующий указатель сообщил, что до "Zoo" 12 км, мы проехали 20, но вместо зверей встречались только автомобильные заводы. В Малайзии точность - понятие растяжимое, а пунктуальность ушла вместе с британцами. Решили вернуться в Мерах, к известным горным озерам, где живут орангутанги, но развязки все не было. И мы неслись в неизвестном направлении.
Позади остались отели, виллы, магазины, гольфклубы, спортклубы и пальмовые плантации. Вот и первый горный перевал. Ура! Исчезли пальмы, начались джунгли. Каждое дерево неповторимо. Водопады зелени, струятся лианы, на вершинах горят оранжевые цветы дикой акации. Стало легче дышать, можно выключить кондиционер и открыть окно. Птицы, вместо того, что бы разлетаться, не спеша переходят шоссе, приходится сигналить. А вот и большой плакат с жирафами, тиграми, слонами, бегемотами. Кажется, приехали.
Цена билетов оказалась символической, а территория огромной. К счастью, по ней плавно курсируют открытые туристические автобусы. Удобно, как в нашем любимом сингапурском зоопарке. Миша тут же принялся излагать свою теорию нерентабельности, т.е. иностранцам сюда трудно добираться. Но зачем все строить для иностранцев? Местные жители, чем хуже? Парковка заполнена, приезжают семьями: с бабушками, дедушками, дети в колясках и в "кенгуру". Влюбленные парочки с "зеркалками". А парк роскошный: джунгли сохранили, асфальтированные дорожки проложили, тенистые беседки для отдыха построили, кафе-мороженное открыли.
Рядом с Bistro большая эстрада. Но кофе потом. А сейчас из-за деревьев несется смех и веселая быстрая речь. Язык, правда, непонятный, но интонации очень выразительные. Возможно, для поднятия рентабельности здесь устроили театральный фестиваль. Месяц ярких одежд и восточных сладостей "Хари Рая", что в переводе с малайского "Большой День", кажется, перевалил свой экватор. А китайский месячник "Фестиваль Середины Осени", еще набирает силу, деревья очередной раз уже начали цвести. Современный театр сейчас очень к месту. Пошли на концерт!
Проходим мимо африканских шимпанзе. Они здесь иностранцы, живут как 'белые люди'. В их распоряжении река, персональный пляж, зеленый газон, спорткомплекс для подрастающего поколения, густая тень для родителей и кокосы от администрации.
Рядом останавливается местный старичок, он достает из кармана банан. Африканская звезда привычно хватает гонорар, эти руки созданы для мячей, ударных инструментов и политики. Но, банан тоже хорошо.
"Что наша жизнь? Игра." Даже с бананом.
Может, это и есть современная эстрада? Но зрители здесь только щелкают камерами, эти человекообразные любят позировать. Но, не бесплатно. Снова летит банан. Зрители понимающе усмехаются. А радостный смех доносится с другого берега реки. Где же театральные подмостки? Пошли искать.
Переходим на другую сторону реки. Там остановился туристический автобус, водитель, он же гид, показывает куда-то верх. А... Сцена на дереве. Хотя, это больше похоже на ретрансляцию праздничного концерта. С точки зрения рентабельности звукозапись выгоднее. Только, зачем включать динамики на всю мощь? Слушатели не глухие. Громкий спектакль напоминал то-ли драму, то-ли комедию, то-ли мыльную оперу, скорее, КВН. Только исполнение было на уровне провинциальной труппы, актеры, явно, переигрывали. Невидимые актрисы плакали и смеялись слишком громко и слишком долго. Похоже, по сценарию они выясняли семейные отношения: что-то доказывали, закатывали бурные истерики, переходящие в собачий лай, который в свою очередь переходил в гламурное воркование, а затем в долгий ироничный смех под аплодисменты стоящих внизу зрителей. Но, возможно, там разыгрывались сцены из политической жизни. К сожалению, спектакль шел не на английском, и я не очень понимала содержание, спасали только выразительные интонации.
Старенький дедушка, кормивший шимпанзе, опять оказался рядом. Он что-то проворчал и запустил бананом в гущу ветвей. В ту же минуту сверху метнулась большая черная тень и ответила старику монологом в стиле оперной арии. Правда, я не встречала певцов с такими голосовыми связками, даже когда они поют под фонограмму.
Старичок тихо засмеялся, запустил в певца вторым бананом, но не попал. Раздалось хихиканье, мелькнула черная рука. Затем эта рука превратилась в ногу, а может, и наоборот. Перехватывая ветки длинными руками и радостно кружась, черный артист птицей пронесся в листве и, забравшись на вершину дерева, радостно засмеялся. Потом удивленно затараторил, и спектакль пошел своим чередом. Старичок опять подбросил банан, и вся труппа в количестве одного актера свесилась с ветки. Следующая песня была на мелодию "Не покупается, не покупается верная дружба, талант и любовь!" "Ты бы, лучше, поел" - обиделся дедушка и перешел к другому дереву. Там он запустил свой банан на следующую зеленую вершину.
К банану потянулась нежная ручка. Гиббон белоручка (White-handed Gibbon) сиял. Лицо, руки и ноги у него были, действительно белыми, а характер ангельским. Поймав банан, он ответил старичку долгим и ласковым воркованием.
Белорукий гиббон и банан в полете.
Гиббон свисал элегантно, как воздушный гимнаст. Не знаю, сколько ему было лет, эти миниатюрные приматы живут до 25 лет, весят 6-10 кг. Из дупла выглянула еще одна белая мордочка, большие глаза заблестели, воркование стало взаимным. Гиббоны живут небольшими группами, сохраняя моногамию, считаясь не супременами, а супержизнелюбами, верными супругами и сладкоголосыми певцами. Супружескую жизнь они разнообразят нежными беседами (от рассвета до заката), пением и спортом. Природа подарила им мечту гимнаста: длинные ноги и руки, гибкость, пластичность и неподражаемую грацию движений. Детеныши больше похожи на людей: рождаются с белой кожей, без шерсти, вместо пеленок кутаются в пушистый мамин мех. И счастливо живут с родителями до совершеннолетия. А потом их отправляют в самостоятельную жизнь. Интересно, что поют им при этом родители?
Налюбовавшись идиллией далеких предков, мы вернулись к артисту-альтруисту. Под деревом собралось уже много зрителей, пытавшихся его сфотографировать, или хотя бы увидеть. Но, видимо, скромность актера пропорциональна его таланту. Пиар он презирал. Шоу и бизнес тоже. Он не работал, а получал удовольствие. Как человек оркестр, он непрерывно пел (как умел!) и танцевал, играя бицепсами, на самых тонких ветвях. Он не отличался нежной хрупкостью белорукого соседа, и вообще, был в два раза крупнее, приземистее и толще. Но редкий цирк, даже китайский, поднимется до такого уровня эквилибристики, артистизма и, главное, веселья. Есть такое понятие - мышечная радость. И эта радость носилась в нежно-зеленой листве под голубым куполом неба. И еще он был олицетворением свободы слова. Наверное, потому, что жил высоко на дереве.
Мы провели в зоопарк целый день: долго любовались плавающими в реке львами, содрогались от вида гиппопотамов, орангутангов и крокодилов, восхищались танцами розовых фламинго, поражались окраске тапиров и зебр. Не буду вас утомлять описаниями.
Но вот мои силы стали заканчиваться, память фотоаппарата тоже. Пора было возвращаться. Но перед уходом нам захотелось проститься с невидимым артистом. Его моноспектакль продолжался весь день, не прерываясь ни на ланч, ни на чай. Веселые импровизации не повторялись и заглушали даже рев слонов. Вспомнив извесное выражение: "Кто может быть болтливее женщин? - Только мужчины!" Я решила выяснить, кто может быть болтливее мужчин?
И, пока я тихо переводила надписи на табличках, артист вышел из-за кулис. Точнее, он слетел с вершины на середину дерева. Там-то, установив на камере режим "спорт", я его и сфотографировала.
Зеленый театр
Не успела я сказать: "Остановись, мгновенье", как это мохнатое чудо исчезло. Это был Сиаманг - Siamang (Symphalangus syndactylus), примат, самый крупный из гиббонов. И, пожалуй, самый редкий.
Этот артистичнейший из приматов живет только на острове Суматра и в горах полуостровной Малайзии. Возможно, потому, что в этих местах человек еще не успел окончательно вырубить самые старые джунгли на планете. Пишут, что это произойдет только в 2020 году.
А в это время Сиаманг появился снова, перехватывая ветку то правой то левой рукой и вращаясь вокруг собственной оси, он в вихре вальса промчался до тонкого конца ветки, которая, спружинив, подбросила его на следующую, по которой он все в том же ритме примчался к стволу. Там он решил отдохнуть секунды три. Это было счастьем, т.к. выставив самый большой zoom, я смогла наконец-то его рассмотреть.
Антракт.
Это был уже не сентиментальный белорукий гиббон. У Сиаманга были мощные плечи, короткие сильные ноги, длинные и не менее сильные руки и густой черный мех. В такой шубе он бы и Сибири не замерз. Но, похоже, Сиаманг не собирается покидать родной дом, во всяком случае, он целый день его защищает. Только не зубами, а словами. Оружие Сиаманга - ирония и пародия. Хотя в лице Сиаманга есть что-то врубелевское, лучшим его другом, собеседником и соседом по дереву остается близкий родственник - белорукий гиббон. Зеленые джунгли сближают, в отличие от каменных.
Но Сиаманг опять рассмеялся и, кружась, помчался по новой ветке. Белорукий гиббон нежно ответил ему с другой. Сиаманг устремил взгляд в будущее и начал задумчиво раскачиваться на ветке. Он готовился к следуюшему акту своей драмы.
Перед выходом на сцену
Рассмотрев с высоты длинный поток, в котором двуногие носятся на четырех колесах из одного города в другой, Сиаманг вспомнил прошлое и задумался о будущем. Он мог мыслить и сыграть любую роль: трагическую, комическую, мужскую, женскую... Как артист, он был эксцентричен, самонадеян, полон кипучей энергии, некрасив, тщеславен и неотразим.
Считается, что Сиамангу много не надо. Его диета состоит из манго, папайи, листьев и насекомых. Весит он 14 кг и живет он до 30 лет. У него белое лицо, роскошный черный мех, и нет хвоста. Кому нужен хвост, при таких сильных и ловких руках? К сожалению, богатым дамам нужен его мех. А голос... Чтобы иметь такой голос, как у Сиаманга, человеку нужен мегафон. У Сиаманга он есть, мегафон подарила ему Природа. Не знаю только, в каком веке. Резонатором, т.е. усилителем громкости, Сиамангу служит его собственный горловой мешок. Сиаманг раздувает его больше или меньше, в зависимости от того, что, где, кому, как и на каком расстоянии он хочет сообщить. Так что, ни режиссер, ни звукооператор Сиамангу не нужны. Он любит поболтать в домашнем кругу радиусом 3 км. Жена и ребенок слушают его без телефона.
Дублер-каскадер Сиамангу тоже не нужен. Природа снабдила его перепонкой между указательным и средним пальцами ног. Раскрывая ее, Сиаманг перелетает с ветки на ветку, как птица. Возможно, поэтому у Сиаманга душа поет. А душевности Сиамангу не занимать. Как и все гиббоны, он поборник моногамии. Жену и ребенка любит настолько, что как только мать отлучает ребенка от груди, все остальные заботы берет на себя отец. А заботы эти не из легких, т.к. ребенок сидит на шее отца в прямом смысле слова. Но Сиаманг искренне счастлив в кругу семьи, ему есть с кем летать, для кого петь, и есть, кому рассказывать о жизни, причем рассказывать артистично. Где вы еще встречали такого учителя? А такого артиста?
А, как примат, Сиаманг готовится к человеческой жизни без определенного места жительства. Его родной дом, местожительство его детей и предков, исчезает. Джунгли вырубаются, т.к. не приносят дохода человеку. Они дают всего лишь кислород и прохладу, чем подрывают продажу кондиционеров. А плантации масличной пальмы, которые насаждаются на месте вырубаемых джунглей, теперь очень рентабельны. Косметика страшная сила! И, как редкому примату, Сиамангу в будушем грозит клетка в каком-нибудь столичном зоопарке. А также почетное место в Красной Книге Природы.
А Сиамангу нужно, действительно, немного - всего лишь родной дом и свобода. Свобода летать, любить жену, растить детей, танцевать, петь и говорить, что хочется. А эта возможность осталась лишь в самых старых джунглях на планете. В зеленых, а не каменных.
Вздохнув, мы спустились к машине. Пристегнув ремни, включив кондиционер и доверив судьбу JPS, мы влились в общий поток. Джунгли остались позади. Мы ехали сквозь строй масличных пальм. Впереди были огни большого города.