Маленькая вилочка-трезубец лежала на полке в антикварном магазине среди запыленных чашек и рюмок. И ничем особенным среди них не выделялась. Затертая, грязная, слегка погнутая. Мона взяла ее в руки, повернула к свету. Да тут вроде бы проба какая-то. Нет, не разглядеть, забито грязью. Ладно, всего и цены два доллара, возьму, а дома отмою и рассмотрю. Забавная вещичка, наверняка серебряная. Три плоских зубца, над ними шарик с продольно вдавленными полосками, крученый тоненький черенок, над ним еще один такой же шарик и плоское навершие.
Дома она оттерла вилочку жесткой мочалкой с чистящим порошком, и в чистоте серебра разглядела пробу: 84, потом женская головка в головном уборе, напоминающем кокошник, повернутая влево, и две большие буквы АС. Интересная проба! Буквы могут быть латинскими, а могут и русскими, кириллицей. Надо поискать в интернете.
Поиски были недолгими. Это оказалась русская золотниковая серебряная проба, 84 золотника, а буквы АС представляли собой инициалы пробирного мастера, предположительно Александра Солодилина. Пробы такие ставились еще до перехода на метрическую систему в ювелирном деле, то есть где то с 1700 до 1927 года. Слово какое звонкое, золотник!
Википедия сообщила, что "Золотниковая система проб была введена в России в 1711 г. для серебряных сплавов, в 1733г. - для золотых. В этой системе содержания драгметалла определялось количеством золотников в одном русском фунте сплава (409,5г.).
Платиновые и палладиевые изделия клеймению не подвергались.
Золотник - русская мера веса, около 4.266 грамм. Составлял 1/96 фунта. Один фунт равен 96 золотникам.
Чистый металл соответствовал 96 пробе.
Для золотых изделий были предусмотрены 56, 72, 92, 94 пробы.
Ну-с, понятненько, вилочке никак не меньше ста лет; она серебряная и неплохой пробы. Теперь, после теоретической подготовки, можно перейти к практическим занятиям. Что мне с этой вилочкой делать? Что-то делать надо, неспроста она мне в руки попала.
Если присмотреться, особенно через лупу, проба помещается в овале на плоскости навершия, a с обратной стороны пластиночки этого самого навершия видно, что овал трансформируется в грушу. Похоже, проба-то перебита, вилочка гораздо старше, чем хочет казаться. А в шариках по две дырочки, снизу и сверху; почистила дырочки иголкой, и оказались внутри шариков полости, интересно, зачем? A если в шарики порошочку насыпать, и потом пирожок на вилочку наколоть? Или с пирожными подать к столу? Угостить человечка нужного, чтобы он тебе что надо сделал: полюбил, разлюбил, воскрес аль помер?
* * *
Заглянула в окошко, под занавеску: ничего не видно поначалу, темно, но вот затеплилась свеча на столе. Очертила круг на столе, покрытой тяжелой бархатной скатертью; в круге появилась рука в широком рукаве, зеленом, шитом серебряной тесьмой по краю, кисть только и видна из рукава. Рука левая. Пальцы длинные, тонкие, кожа белая белая, аж мучнистая, посыпанная коричневой гречкой старости, кольца с большими камнями, в тяжелой красно золотой оправе надеты на указательный пелец, средний и мизинец. Пальцы потянулись и из вне взяли и внесли в центр круга света, образуемого свечой, черную бархатную коробочку. А вот и правая рука в таком же рукаве показалась, на пальцах три кольца, держит бронзовую баночку и крошечную ложечку. Руки встретились, побренчали кольцами, потирая друг друга, и принялись за работу. Отвинтили крышечку у бронзовой баночки, достали блестящую серебряную вилочку из бархатной коробочки. Правая рука взяла ложечку, зачерпнула что то из баночки, а левая рука открыла коробочку , достала вилочку и держала ее над баночкой, и вот из ложечки, на конце которой оказалась малюсенькая вороночка, в вилочку, в шарик посыпался порошочек. Высыпался, и все. Руки аккуратно все разложили по местам, ложечку помыли в чашке, воду вылили в горшок с зеленым растением, и оно тут же завяло. Руки старательно помылись в чистой воде, и еще, и еще, до четвертой воды, которую все подавали невидимые слуги.
Все готово, - произнес низкий, приятный голос, - можно приглашать гостей.