|
Письмо подруге: расшифровка символов Песаха. |
Здравствуй, дорогая В.!
Поздравляю тебя с праздником Песах. Вчера, 16 апреля, время нашего обычного собрания в церкви в среду совпало с началом Песаха. Наш Стюарт, тот самый пастор еврей, обратившийся из правоверного иудейства (впрочем, о нём я уже все уши тебе прожужжала). Так вот этот самый Стюарт рассказал нам и показал(!) весь обряд Песаха. Я хочу заказать себе видеокассету с этого собрания, и если хочешь, закажу и для тебя. На сцене был накрытый стол, он надел кипу и молитвенное покрывало (талита?), и потом показал и объяснил каждую деталь обряда! Даже пропел все полагающиеся молитвы на иврите - это было потрясающе! Я сидела и вспоминала, как мы с тобой как-то раз праздновали Песах в ДК "Железнодорожник" - как было здорово и весело! Особенно мне тогда понравились "хороводные" пляски - давно я так не плясала! У Стюарта на столе, как и у нас тогда, была специальная тарелка с многими отделениями для каждой детали, была петрушка, обмакиваемая в солёную воду, горький лук и хрен, столовую ложку этой смеси надо было съесть и плакать, символически вспоминая слёзы, пролитые в Египетском рабстве (что-то я не помню этой детали в ДКЖ), потом сладкая смесь, напоминающая о кирпичах в Египте, разрезанное яйцо (хагига) как символ храмового жертвоприношения, косточка ягнёнка.
Четыре чаши с вином, у каждой особое название-символ: освящение, казни египетские, искупление, прославление. Потом он показал круглую шёлковую салфетку с тремя отделениями с изнанки, для мацы, еврейское название этой салфетки означает "единство". Он достаёт мацу из среднего отделения, разламывает её и прячет одну часть. Потом дети ищут спрятанный кусок, и кто нашёл - получает награду. И все пьют третью чашу (искупление) с этим кусочком мацы. Эта часть обряда выглядит точно так же, как христианское хлебопреломление! "Вы, - говорит, - думали это ваш обряд? Не-ет! Сначала он был у евреев!"
Иисус праздновал с учениками еврейский Песах, и именно во время этой части праздника, держа в одной руке кусочек мацы, а в другой - чашу с вином, Он сказал, показывая на мацу: "Это тело моё, за вас ломимое," и показывая на чашу: "Это кровь моя, проливаемая за многих". Так Иисус открыл им истинное значение символов Песаха.
Салфетка "единство" может означать только одно: единый Бог в трёх лицах. Стюарт рассказал, какие объяснения дают раввины, и показал, почему они неудовлетворительны. Например, если это символ патриархов: Авраам, Исаак, Иаков, то почему не три салфетки, а одна, и почему тогда именно из среднего отделения достаётся маца. Если же видеть в этом символ Троицы, то всё сходится: среднее отделение будет символом Сына Божия, преломление мацы- символ Его смерти, запрятывание - символ Его погребения, нахождение спрятанного - символ Его воскресения. Именно поэтому радость и награда нашедшему: кто нашёл воскресшего Иисуса - получает в награду жизнь вечную! Не случайно этот кусочек мацы съедается вместе с третьей чашей: "искупление" - Иисус своей кровью искупил нас от наказания за грехи наши.
Этот кусочек разломленной мацы, который прячут и потом ищут, называется "афикомен". Стюарт долго разыскивал значение этого слова, пока не узнал, что это не иврит, а греческий, и на греческом это означает "Я пришёл"!!! Кусочек мацы, который прячут и находят, называется "Я пришёл." Ну как не узнать Машияха (Мессию)? Именно на этот кусочек Иисус показал ученикам, казав: "Это Тело моё за вас ломимое."
Стюарт показал нам отдельный стул, на который никто не садится, и отдельную чашу на столе, из которой никто не пьёт - это для Илии пророка, который должен прийти, чтобы возвестить пришествие Машияха (Мессии) (пророчество Малахии 4:5-6). Посылают ребёнка открыть дверь, может быть, Илия пришёл. Нет, не пришёл. Поют грустную песню об Илии. Потом Стюарт сказал, что нам нет больше нужды петь грустную песню, так как Иоанн Креститель уже пришёл "в духе Илии" и возвестил людям пришествие Иешуа Машияха!
Раввин Шаул (Савл - Павел) сказал, что Христос - это наш Песах (1-е Коринфянам 5:6-7), а мы "безквасны". Это довольно странное заявление, так как закваска в этом контексте - символ греха и нечистоты. Поэтому за неделю до Песаха хозяйка дома производит генеральную уборку, а потом в первый день Песаха хозяин дома проверяет, не осталось ли в доме чего квасного (то есть нечистого), а когда находит крошки квасного хлеба, то пером сметает их на совочек, чтобы не прикоснуться руками, и относит в синагогу, чтобы сжечь (тут я не уверена, что я правильно поняла, Стюарт говорил очень быстро, а я записывала). Словом, закваска - грех, как же мы можем быть безквасны? Мы знаем, что мы грешны и нечисты, мы не можем быть безквасны.
А потому, объясняет Павел, что "Пасха наша - Христос - заклан за нас". Одно из Его имён "Князь мира" - Цар Шалом, именно Христос-Мессия даёт истинный мир. Так что в конце этого собрания мы все пели "Хэвейну Шалом алейхем", радуясь и прославляя Князя мира. Тут я уже чуть не плакала, вспоминая тебя, и то как ты любишь эту песню, и то как мы пели её вместе. Да! Соскучилась я по тебе. И вообще весь этот символизм произвёл на меня огромное впечатление. Я ведь этого практически не знала, когда мы были на празднике в ДКЖ. Сейчас я припоминаю, что дети оживлённо искали что-то. Помню также, что все очень радовались и веселились в конце, но не помню, какое этому было объяснение.
Да будет мир с тобой, дорогая моя подруга! Шалом алейхем!
Обнимаю целую Люда.