Боринг Людмила Георгиевна: другие произведения.

Павел - крёстный отец антисемитизма?

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 106, последний от 27/07/2011.
  • © Copyright Боринг Людмила Георгиевна (milaboring@mail.ru)
  • Обновлено: 13/12/2007. 16k. Статистика.
  • Статья: США
  • Оценка: 6.34*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В ответ на "Открытое письмо к другу" Ады Горфинкель

  •   1. ПАВЕЛ ИЛИ ИИСУС?
      
      Не Иисус, а Павел стал родоначальником новой веры, считает Ада Горфинкель. Она пишет об учениках Иисуса Христа: "Самое интересное, что они никогда не называли себя христианами. Просто слова такого не было, как не было и самих христиан. Они все были евреи."
      
      Это так. Однако хочу дополнить это высказывание следующим фактом из Библии: "Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами" (Деяния 11:26). Среди них были как бывшие иудеи, так и бывшие язычники. Из предыдущих стихов этой главы мы узнаём о том, как появились верующие в Антиохии Сирийской: туда приходили проповедники из Иерусалима, которые проповедовали ТОЛЬКО ИУДЕЯМ (стих 19), а другие проповедовали эллинам (стих 20). В результате этого огромное число "уверовав, обратилось к Господу" (стих 21).
      
      Мы не находим здесь подтверждения предположению, что якобы евреи перестали быть евреями, приняв самоназвание "Христиане". Это название закрепилось за новым течением потому, что именно ХРИСТОС, А НЕ ПАВЕЛ, был в его основе.
      
      Тех же, кто пытался называть себя учениками Петра (Кифы) или Павла или Аполлоса или Христа, Павел с возмущением отвечал: "Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?" 1-е Кор 1:12-13. Это совершенно неприемлемое для христиан предположение: что родоначальником их веры якобы является некий человек: Павел ли Пётр или кто-то ещё, что эту "религию" якобы можно было построить на человеческом основании, а не на Божьем. Не был бы Иисус Б-гом, не было бы и "религии". Во всяком случае, те, кто считают себя христианами, верят, что Он - Бог, а если бы не верили, то и не называли бы себя так.
      
      2. ХРИСТИАНЕ ИЗ ИУДЕЕВ И ИЗ ЯЗЫЧНИКОВ
      
      Взаимоотношения между верующими из эллинов (то есть не-евреев) и из иудеев действительно были непростыми, трудно им было преодолевать разницу традиций, культуры, привычек. Павел как раз известен тем, что он всеми силами старался смягчить это противоречие, он старался учить всех, что братская любовь друг к другу должна быть выше всех несущественных различий, что "во Христе нет ни эллина ни иудея" - Колоссянам 3:11. Пример такой братской любви мы находим в уже упомянутой главе 11 из Деяний апостолов: Антиохийская церковь собрала пожертвования для братьев, живущих в Иудее, когда услышали от пророка, что там будет голод. - стих 28-30.
      
      Другой пример. У верующих из язычников был один очень специфический повод для преткновения: они считали грехом есть мясо, принесённое в дар языческим богам. После языческого "освящения" это мясо относили на рынок и продавали как обычное. Поэтому верующие волновались: а вдруг то, что они купят на рынке, окажется осквернённым идолами? Для иудеев такой проблемы не существовало: они никогда идолам не поклонялись, они прекрасно понимали, что языческие идолы не могут ни освятить ни осквернить мясо, поэтому они покупали и ели его, совершенно не волнуясь, и при этом глядели свысока на своих братьев во Христе, для которых такой пустяковый вопрос является проблемой.
      
      Павел же умолял их быть милосердными к тем, кто слаб в вере, и учил их, что порой следует даже ограничить свою свободу в вере, если от этого более слабый брат претыкается и падает. Если этот бывший язычник увидит, что его брат во Христе из иудеев ест мясо, принесённое в жертву идолам, то он, по слабости веры своей, может подумать, что нет греха в том, чтобы приносить жертвы идолам! Иудею такое и в голову не придёт - а ему, который возможно до этого всю свою жизнь приносил жертвы идолам, а потом ел это "освящённое" мясо, ему всё ещё трудно перестроиться и понять, что это не так. "Лучше не буду есть мяса вовек! - восклицает Павел в заключение, - чтобы не соблазнить брата моего" (1-е Кор 8:13)
      
      В свою очередь, у иудеев тоже были свои "пунктики": им тоже трудно было изменить некоторым правилам, которым они следовали всю жизнь, как например, не входить в дом к язычникам. Иудею Петру сам Бог был вынужден дать откровение: в видении трижды спустив ему с неба как бы большое полотно, наполненное нечистыми животными, и сказав при этом: "Пётр! Заколи и ешь!" (Деяния 10:11-16 и вся глава) Как правоверный иудей, Пётр конечно стал спорить с Богом, что дескать он не станет есть нечистого, ни за что! Однако Бог ответил ему так: "Что Бог очистил, того не почитай нечистым". Значение этого откровения было в том, что Бог посылал Петра в дом в язычнику Корнилию. Пётр послушался Бога. То, что произошло потом в этом доме, убедило Петра, что его Бог - это не только Бог иудеев, но и Бог язычников, потому что и им, точно так же, как иудеям, Бог дал Святого Духа.
      
      Действительно, иудейская религия не имела миссионерской направленности, как пишет Ада Горфинкель, однако вспомните, что в самом первом обещании, данном Богом родоначальнику еврейского народа Аврааму, содержалось также и следующее: "И благословятся в тебе ВСЕ ПЛЕМЕНА ЗЕМНЫЕ" (Бытие 12:3, выделено мной). Не было такого плана у Создателя, чтобы открыться лишь единственному народу на земле, а всех остальных оставить во тьме. Вот Он, в частности, и послал Петра к Корнилию.
      
      3. СПОР ОБ ОБРЕЗАНИИ
      
      Павел считался со специфическими слабостями верующих из иудеев. Для иудеев он был как иудей, для чуждых закона - как чуждый закона, не будучи таковым (1-е Кор 8:20-22). Можно конечно вырвать эту цитату из контекста и обвинить Павла в лицемерии и приспособленчестве. А можно посмотреть более внимательно и увидеть его любовь ко всем: иудеям и не-иудеям, желание говорить с каждым "на одном языке", не воздвигая стен, а наоборот, строя мосты к взаимопониманию, всем без исключения проповедуя о спасении от Бога. Обрезание, конечно, было самым спорным пунктом во взаимоотношениях верующих из иудеев и из язычников.
      
      Совсем недавно я обнаружила одно интересное как бы противоречие в поведении Павла. Когда он пошёл в Иерусалим с Тимофеем, то настоял на том, чтобы Тимофей сделал обрезание. В другом же аналогичном случае с Титом Павел почему-то категорически это сделать отказывался, хотя их с Титом иудеи за это жёстко критиковали. После изучения контекста и совещаний со знающими людьми, я поняла следующее: в случае с Тимофеем Павел надеялся донести свою проповедь о Христе именно не верующим в Него иудеям. Он знал, что если он заявится к ним с необрезанным Тимофеем, то они его просто выгонят и не станут слушать. Поэтому лишь ради того, чтобы получить доступ в эту особо дорогую его сердцу аудиторию, они с Тимофеем пошли на такую жертву, хотя это и было необязательно для спасения Тимофея. (См Деяния 16:1-3)
      
      Когда же вопрос встал о том, нужно или не нужно делать обрезание Титу, то ситуация была совсем иная: они были в гостях у иудеев, ВЕРУЮЩИХ во Христа, которые должны были бы уже понимать, что во Христе "нет ни обрезания, ни необрезания", однако же они учили язычников, что одной только веры во Христа якобы недостаточно, что для спасения им надо ещё и сделать обрезание. То есть они проповедовали фактически, что жертвы Христа недостаточно для спасения. Вот с этим Павел был категорически не согласен. Перед тем, как предать свой Дух в руки Отца, Иисус на кресте воскликнул: "Свершилось!" - что означает: дело спасения завершено, и к нему уже добавлять ничего не требуется. Тут было дело принципа, Павел противостоял здесь ложному учению о том, что язычникам надо сначала сделаться евреями, и только тогда якобы они смогут спастись. (Галатам 2:1-5). Он настаивал, что жертвы Христа ДОСТАТОЧНО для спасения как язычника, так и иудея. Однако Павел нигде не запрещал иудеям делать традиционное обрезание, при условии, если они понимают, что оно не является условием спасения.
      
      4. ИСТИННОЕ ОБРЕЗАНИЕ.
      
      Даже и в Ветхом Завете (Старом, если угодно) Бог многократно объясняет, что лишь наружное обрезание, без изменения сердца - это совсем не то, чего Он ждёт от Своего народа. "Тогда признаются они в беззаконии своём и в беззаконии отцов своих, как они совершали преступления против Меня ... за что и Я шёл против них и ввёл их в землю врагов их; тогда покорится НЕОБРЕЗАННОЕ СЕРДЦЕ их, и тогда потерпят они за беззакония свои" (Левит 26:40-41 выделено мной). Бог обращается здесь к евреям, к своему избранному народу. Обрезание-то они сделали, каждый из них 8-ми дней от роду был обрезан, это так, но в сердце своём они были так же далеки от Бога, как и необрезанные язычники.
      
      Иеремия 6:10 "К кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали? Вот, УХО у них НЕОБРЕЗАННОЕ, и они не могут слушать; вот слово Господне у них в посмеянии: оно неприятно им". Опять же не о физической процедуре над 8-дневным младенцем здесь речь. С этим у них как раз всё в порядке, чем они и гордятся перед необрезанными язычниками. Однако слушать слова Господни они так же неспособны, как и эти нечистые и необрезанные язычники. Ухо их так же далеко отстоит от Бога, и Бога это совершенно не устраивает!
      
      Вот скажите по совести, нынешние иудеи, а разве сегодня не так? Можете ли вы поручиться, что родители каждого младенца вкладывают в процедуру обрезания именно этот смысл: посвятить младенца Б-гу? Нет ли среди вас и сегодня таких, для кого это лишь дань традиции, не более? Я знаю, что среди христиан точно, таких много: кто считает, раз он крещёный - значит христианин, пусть даже о Боге он вспоминает всего два раза в год, если вообще вспоминает. А ведь крещение точно так же не делает человека христианином, как обрезание не делает человека иудеем. Это лишь внешний символ перемены, происходящей глубоко в сердце.
      
      5. НЕДОРАЗУМЕНИЕ О НАСИЛЬСТВЕННОМ ОБРАЩЕНИИ.
      
      Ада Горфинкель пишет: "И даже если благородная задача объединения всего человечества под сенью одной религии, одной веры (а именно эту цель и ставит христианство) будет достигнута, то какой ценой, позволь тебя спросить? Не уместно ли будет вспомнить про "слезинку ребёнка"? А ведь замучены были миллионы ни в чём не повинных детей и взрослых! И только за то, что они посмели оставаться в вере своих предков! Одним из которых, кстати, был Иисус."
      
      Здесь как минимум три недоразумения. Во-первых, Иисус был замучен и казнён как раз за богохульство, а не за то, что якобы оставался в вере своих предков. Он посмел произнести вслух, и не раз, запретное имя Б-га, YHWH, причём в применении к себе самому. Конечно, если поверить, что Он действительно тот, за кого себя выдавал, то никакого богохульства нет. Но первосвященники этому не поверили и именно поэтому потребовали Его распять.
      
      Во-вторых, христианство - это не религия. Религия - это система обрядов и ритуалов, позволяющих человеку вступить во взаимоотношения с божеством. В христианстве же (я имею в виду чисто библейское, а не исторически сложившиеся различные течения христианства), в чистом христианстве практически нет ритуалов, главное место в нём занимают живые взаимоотношения человека с живым Богом. Впрочем, это предмет для отдельного разговора.
      
      А в третьих, укажите мне, пожалуйста, книгу, главу и стих, где будто бы сказано, что христианство следует навязывать неверующим посредством убиения невинных детей и взрослых? Уж не путаете ли вы с мусульманством? В их священной книге действительно так и сказано: что надо убивать неверных. Укажите мне, где такое сказано в Новом Завете. И не напоминайте мне, пожалуйста, про крещение Руси "огнём и мечом." С христианскими Священными книгами эта практика не имела ничего общего, так же, как и крестовые походы. Христос говорил: "идите и НАУЧИТЕ все народы, крестя их ... уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" Матф. 28:19-20. Он никогда не говорил: "загоняйте их в реку, крестите, а кто не хочет - стреляйте". Ничего подобного в Новом Завете не написано. И кстати сказать, не одни только еврейские невинные дети и взрослые страдали от такой жестокой практики, а и представители всех племён, которые на несчастье своё оказывались на определённой территории.
      
      6. НЕПРИГЛЯДНЫЕ ПОРТРЕТЫ ИУДЕЕВ И ЯЗЫЧНИКОВ В ПОСЛАНИИ К РИМЛЯНАМ.
      
      "Павел, - пишет Ада, - своего добился. И даже больше: он добился того, что евреев стали ненавидеть ... Нет, он не был основоположником антисемитизма. Но он был его крёстным отцом." Он якобы добился этого тем, что нарисовал слишком отвратительный портрет иудея в послании Римлянам 2 и 3-я глава.
      
      Однако обратите внимание, что процитированные вами отрывки из 3-й главы на самом деле являются сборной цитатой из разных мест Старого Завета: Павел предваряет их перечисление словами: "Как написано: ..." -стих 10. Так что авторство этого неприятного портрета принадлежит не Павлу, а самому Б-гу, если вы, конечно верите, что книги Старого Завета написаны по вдохновению Духа Божьего. Идея, что "не тот иудей, кто таков по наружности", опять же принадлежит не Павлу, а авторам (Автору) Старого Завета - в доказательство перечитайте вышеприведённые цитаты о необрезании сердца.
      
      Это не Павлу, а самому Б-гу мерзко такое "поклонение", когда соблюдается внешний обряд, а сердце отстоит далеко - см. хотя бы книгу пророка Исайи, вся 1-я глава. Сам Б-г называет здесь евреев "народом грешным", "племенем злодеев", говорит, что даже вол и осёл лучше их, они хотя бы знают каждый своего хозяина. "Во что вас бить ещё, продолжающие своё упорство?" - восклицает Бог Израилев. И не пытайтесь, пожалуйста, пророка Исайю выставить антисемитом, он лишь пересказал то, что услышал от Господа (стих 1-2). Пожалуйста, дочитайте эту главу до конца: Господь не только ругает народ Свой, но по-прежнему обещает им Свою любовь и прощение, если только они вернутся к Нему.
      
      В цитируемом Адой послании Римлянам Павел обрушивается с критикой не только на иудеев: в первой главе он начинает с язычников, которые "называя себя мудрыми, обезумели". Он рисует настолько безобразный портрет язычников, которые "поклонились твари вместо Творца", что некоторые выражения этой главы просто неловко произносить вслух, особенно в церкви. Во второй главе Павел действительно обрушивается теперь уже на иудеев, и поделом: им было явлено намного больше о Боге, поэтому с них и спрос больше. Разве не так?
      
      Но зато потом, в этом же послании, Павел объясняет, что и для язычников, и для иудеев существует путь к спасению, один и тот же путь для тех и других.
      
      7. ПАВЕЛ И ИУДЕИ.
      
      Павел не перестал быть евреем после того, как стал верующим в Иешуа Машиаха (Иисуса Христа). В книге Деяния апостолов мы постоянно видим, что он продолжает соблюдать иудейские праздники, так же, как и другие иудеи, уверовавшие во Христа, в любом городе он идёт сперва проповедовать в синагогу и т. п. См. Деяния 18:18; 21:26 и др.
      
      Если уж и была ненависть между Павлом и иудеями, то не с его стороны, а с их. Он готов был бы принести в жертву своё собственное спасение, если бы это могло спасти иудеев, его братьев по крови (см. Римлянам 9:1-4). Они же не раз побивали его камнями, даже благочестивые члены Синедриона однажды его чуть не растерзали, благо язычник римский страж вступился и вовремя увёл Павла (Деяния 23:1-10)
      
      8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
      
      Знаете, я не пытаюсь обращать никого в свою веру. Но мне очень хочется отделить в вашем представлении истинное христианство - от исторически сложившихся подделок под него.
      
      Впрочем, даже и в чистом христианстве кто очень хочет, тот сможет найти основание для отвержения и ненависти. Взять тот же Синедрион, разбиравший дело Иисуса из Назарета: видели Его лично, слышали Его лично, а не в чьём-то искажённом пересказе, тем не менее осудили Его на смертную казнь. И даже стражников поставили у Его могилы. Зачем, спрашивается, мертвеца охранять? А вот зачем: боялись, что ученики украдут Его тело и объявят, что Он воскрес, как и обещал! Когда же наутро стражники прибежали и сообщили, что Он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВОСКРЕС, те же первосвященники и старейшины дали им взятку, чтобы они сказали неправду, что они будто бы уснули на посту! (См.Матф. 27:62-66; 28:11-15). Значит, они таки ПОВЕРИЛИ стражникам, что Иисус воскрес, но не хотели, чтобы это стало широко известным. Имея такие явные свидетельства перед глазами - всё равно отвергли! Так и сегодня: одни верят, другие отвергают. И отнюдь не потому, что у одних больше доказательств, чем у других.
       Август 2005
  • Комментарии: 106, последний от 27/07/2011.
  • © Copyright Боринг Людмила Георгиевна (milaboring@mail.ru)
  • Обновлено: 13/12/2007. 16k. Статистика.
  • Статья: США
  • Оценка: 6.34*7  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка