Аннотация: Размышления о статье Юрия Бужора "Надпись на майке, или есть ли антисемитизм в Евангелиях."
Скажу сразу, что статья мне очень понравилась, написана остроумно и что самое главное - со знанием текстов Нового и Ветхого Завета. Многие идеи, высказанные Юрием, я разделяю, однако не все. Попробую объяснить, в духе дружеского диалога.
ВЕСЬ НАРОД ИЛИ НЕ ВЕСЬ?
Юрий совершенно справедливо замечает, что когда в Евангелиях употребляется слово "народ", и даже "весь народ", речь идёт на самом деле о всех присутствующих, о всех людях, участниках той или иной сцены, то есть о части народа, а не обо всём народе. Одна часть еврейского народа кричала "распни!" - а другая часть того же народа со слезами сострадания следовала за Ним на Голгофу. Одной части еврейского народа Иисус сказал: "Вы свет миру, вы соль земли" - совсем другой части того же народа Он сказал: "Ваш отец дьявол."
Юрий спрашивает: "КТО КРИЧАЛ: КРОВЬ ЕГО НА НАС И НА ДЕТЯХ НАШИХ?" И отвечает: "Речь идёт ЛИШЬ о членах синедриона", цитируя Луки 23:18-24. Это, на мой взгляд, явное преувеличение: там же, Луки 23:13 "Пилат же, созвав первосвященников И начальников И народ, сказал им..." Отсюда мы по меньшей мере можем предположить, что там присутствовали представители всех слоёв народа.
Вполне правдоподобно предположение Юрия, что там не было тех, кто кричал "Осанна!" при въезде Иисуса в Иерусалим. Однако не менее правдоподобным будет и другое предположение, что часть и той и другой толпы составляли бездумные и равнодушные люди, которые с лёгкостью меняют своих кумиров, сегодня поклоняются одному, а завтра другому, сегодня кричат "Осанна!" - завтра "Распни!" Таких всегда много, во всяком народе, и среди последователей любой религии. Не сомневаюсь, что и в моей любимой церкви таковые тоже есть, только их не видно. Вот если настанет время, когда придётся своей жизнью платить за исповедание Иисуса Господом, - тогда не сомневаюсь, что ряды "христиан" сильно поредеют, останутся лишь истинные, неподдельные, христиане без кавычек.
"О РОД РАЗВРАЩЁННЫЙ И НЕВЕРНЫЙ!"
Это сказал Иисус то ли о всём народе, то ли о Своих учениках, которые не сумели исцелить бесноватого. Юрий спрашивает: "Причём здесь весь род?"
Моё понимание Библейского учения таково: Бог избрал один народ среди многих, чтобы на нём, как на "контрольной группе" продемонстрировать: как человек должен строить свои отношения с Богом. Вместо того, чтобы открыться всему человечеству, Бог открывается отдельным людям, а через них - остальным.
Один отдельный человек так угодил Богу своей верой в Него, что от него, от Авраама, Бог произвёл целый народ (через линию Исаака - Иакова), с которым Он заключил особый Завет (договор). Условия договора таковы: вы будете поклоняться лишь Мне, будете следовать Моим заповедям - а Я буду благословлять вас до 1000-ного поколения, защищать, кормить-поить, буду вашим Богом, а вы будете моим народом.
Ни с каким другим народом Бог завета не заключал. Для всех остальных народов на земле в Библии есть одно слово, независимое от национальных различий: "язычники", что по-гречески "этнос". То есть для нас, русских, поляков, французов, арабов и т.п. - "язычники" - это не оскорбление, а определение: "не-народ", "не-избранные Богом". Не попали мы в "контрольную группу". Это и не плохо и не хорошо, это просто другое. Евреи же не могут быть "этносом" по определению: они - "народ", "избранные Богом, отделённые Им для особой цели"; все остальные - "этнос или язычники", "не-избранные, не-отделённые для особой цели."
Из этого следует:
1. Если евреи как народ нарушили Завет со своей стороны (Бог всегда оставался верен) - то за это им следует отвечать ТОЛЬКО ЛИШЬ перед Богом, А НЕ ПЕРЕД ЛЮДЬМИ ИЛИ НАРОДАМИ. Наверное, в этом смысле, католическая церковь, по словам Юрия, "сняла с евреев надуманную вину". Евреи как народ не виноваты ни перед каким другим народом, ни перед кем из отдельных людей. Не с народами евреи (как народ) заключали завет, а с Богом - перед Ним и ответ следует держать. Никто из людей не имел и не имеет права присваивать себе роль судьи между Богом и Его народом!
2. Раз Завет заключён со всем народом - то и ответственность коллективная: ВЕСЬ НАРОД ответствен за соблюдение или нарушение этого Договора. При соблюдении условий договора - ВЕСЬ НАРОД получает благословения, причём до 1000-ного поколения. При нарушении - опять же ВЕСЬ НАРОД несёт на себе последствия, причём до 4-го поколения (см. Исход 20:5-6)
Обратите внимание на разницу между 1000 и 4 поколениями! Трудно сказать, что это несправедливо или слишком сурово. Благословения ведь никто не отказывается принимать, в том числе и незаслуженные,а вот в случае наказаний - тут мы вспоминаем сразу, что "сын за отца не отвечает". Есть в Библии и такое утверждение, но только в ином контексте. Здесь же, при заключении завета, Бог предупреждает о ПОСЛЕДСТВИЯХ нарушения, которые продлятся до 4-го поколения. Если ради себя еврей не хочет соблюдать договор, то хотя бы ради детей, внуков и правнуков призадумается.
Об этом прекрасно знали те, кто кричал: "Кровь Его на нас и детях наших" - они были слишком уверены, что казнить Иисуса следует, и что это справедливо. Верили в это настолько , что не побоялись рискнуть не только собой, но и детьми, не только собой и своими детьми, но и всем народом и их потомками до 4-го поколения.
Вот поэтому, Юрий, никто не задал Петру после его "обвинительной" проповеди такого естественного, казалось бы, вопроса: "Когда это мы Его убили? Да меня там вообще не было!"
КТО РАСПЯЛ ИИСУСА?
Юрий считает, что основная ответственность на Пилате. Да, это так, но только ли на нём? А те, кто требовал: "Распни!" виноваты или нет? Конечно виноваты, но опять же: только ли они? Даже плюс Пилат, плюс римляне, только ли эти три виноваты?
Если принять (пусть даже как гипотезу), что Иисус не был лжецом и самозванцем, а действительно был тем, за кого себя выдавал: Богом и Сыном Божьим, тогда Его слова о принесении этой ДОБРОВОЛЬНОЙ жертвы за грехи ВСЕГО МИРА означают лишь одно: ВЕСЬ МИР несёт ответственность за Его казнь: не было бы грехов ВСЕГО МИРА - не было бы и казни.
И это ещё не всё: если Он - не лжец, не самозванец и не помешанный, то Он - вечный Бог, у которого нет прошлого, настоящего и будущего: "Прежде чем был Авраам, Я есмь" - Его слова. В таком случае речь идёт не только о мире, современном Его земному служению, но и обо ВСЁМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ: от Адама с Евой - до нас с вами сегодня по всему лицу земли. Вот так и выходит: хотя меня ещё и в помине не было в тот исторический момент, когда Его распинали, я всё равно ответственна за Его казнь, потому что если бы я сумела прожить жизнь, ни разу не согрешив против Бога - то Христу не пришлось бы приносить эту ужасную жертву, и я бы не умерла, а вошла бы в рай своей собственной праведностью.
Но таковых нет, как ни прискорбно: "Все согрешили и лишены славы Божьей", ВСЕ: и евреи и язычники. Так что мы ВСЕ виновны в Его казни: Он невинный пострадал за наши (мои в том числе) грехи.
Юрий наверное уже приготовился сказать: "ну вот, комплекс вины пробуждает, страшными муками пугает и т.п" - как он выразился о проповеди Петра в день Пятидесятницы. "Комплекс" - это вина надуманная, но бывает и вина реальная. Не будете же вы это отрицать? Дело однако в том, чтобы научиться отличать вину реальную от вины надуманной. Психолог-консультант поможет вам до тех пор, пока речь идёт о ваших отношениях с людьми. Но он бессилен, если у вас проблемные взаимоотношения с Богом. Когда Бог сказал: "не укради, не пожелай...", а мы крадём или желаем, то делаемся виновны не только перед конкретным человеком, жертвой нашего греха, но и перед Богом, который этот закон установил. Это вина реальная, так же как реален сам Бог.
ПОКАЙТЕСЬ
Решение, предлагаемое апостолом Петром: "Покайтесь", кажется Юрию слишком простеньким. Но почему, по-вашему, простота обязательно означает неправильность? Да, это решение очень простое, понятное и ребёнку и даже слабоумному. Бог ведь знает, что не все на земле такие умные и образованные, как Юрий (безо всякого сарказма: Вы очень умный человек). Потому и решение простое.
И вместе с тем, не так уж это и просто: взять и признать, что жил до сих пор не так, верил не в то, бросить всё, развернуться и пойти в обратном направлении - именно это и означает "покаяться". Гордость мешает нам признавать собственные ошибки, удерживает нас от решения передать всю власть над своей жизнью в чьи-то руки, пусть даже это руки Божьи. Пока Его заповеди и правила согласуются с моими собственными, я согласна верить. Когда же Он требует от меня чего-то выходящего за рамки моего понимания - я бунтую: "Это немыслимо!"
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ
С Евангелиями Юрий более не менее соглашается, но Деяния вызывают у него протест: "Почему Пётр ни слова не сказал о вине римлян, а обличает только евреев?" Да потому, что его аудиторией были евреи, а не римляне, они собрались из всех стран рассеяния на праздник в Иерусалим, к ним Пётр и обратился со своей проповедью. И не просто Пётр, малообразованный рыбак, а сверхъестественная сила Святого Духа сошла на всех апостолов в тот день. Изменив их способности до неузнаваемости: они даже заговорили на иностранных языках!
Почему, по словам Юрия, в писаниях апостола Павла "отсутствует имя подлинного убийцы, Пилата, не говоря уж о коллективной вине всех римлян?" А прочитайте 1 главу его Послания Римлянам, она как раз и посвящена обличению язычников, и римляне подпадают под эту категорию, нет никаких оснований выделять их в отдельную категорию.
СКОЛЬКО БЫЛО СУДОВ НАД ИИСУСОМ И КАКИЕ БЫЛИ НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ.
По мнению Юрия: "иудеи Христа не судили, не приговаривали, не убивали...
Судил Пилат."
Посмотрим однако в тексты.
1. Иоанна 18:12-24, сразу после ареста в Гефсиманском саду предварительное судебное расследование у Анны:
"И отвели Его сперва к Анне; ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником... Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе"
2. Марка 14:53-64 "И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники... Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили ... Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я... тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: ... вы слышали богохульство ... они же все признали Его повинным смерти."
Синедрион имел право судить внутренние дела евреев, однако выносить смертный приговор синедрион права не имел. Именно поэтому Иисуса повели к Пилату, чтобы потребовать смертного приговора.
3. Первый суд перед Пилатом. Луки 23:1-7. Пилат не нашёл достаточных оснований для осуждения и послал Иисуса к Ироду, который управлял Галилейской областью, откуда Иисус был родом.
4. Суд перед Иродом. Луки 23:8-12. Ирод, человек развратный и нерелигиозный, просто хотел позабавиться и потешить своё любопытство. Однако Иисус не ответил ни на один его вопрос, не показал ни единого чуда, тогда Ирод разозлился и отослал Его обратно к Пилату.
5. Второй суд перед Пилатом. Луки 23:13-25. Пилат снова пытался отпустить Иисуса, но чтобы угодить народу и из страха перед кесарем, велел бичевать Иисуса и приговорил Его к смерти.
В заседаниях синедриона действительно, как правильно отметил Юрий, были
НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ СУДЕБНОЙ ПРОЦЕДУРЫ
1. Нельзя было проводить судебное заседание в праздник (а был Песах).
2. Заседание состоялось ночью, что было также незаконно.
3. Первыми должны были голосовать младшие судьи, но здесь первосвященник первым подал свой голос.
4. Подсудимого нельзя было оскорблять, но они немедленно начали плевать в Него, завязывали Ему глаза, били, а потом говорили: "Угадай, кто!" ("Прореки!")
5. В случае смертного приговора решение суда не должно было объявляться в тот же день, в который проходило заседание.
Всё это свидетельствует о горячем желании некоторых иудейских начальников поскорее избавиться от Иисуса, до такой степени горячем, что они даже пошли на все эти нарушения.
Итак: формально говоря, над Иисусом было 3 суда иудейских и 2 римских. Но есть и ещё один суд: личный суд каждого из нас.
НАШ ЛИЧНЫЙ СУД
Нам не дано уклониться от участия в этом суде. С кем вы лично: с теми, кто осудил Его как преступника - или с теми, кто поклонялся Ему как Богу?
Многие пытаются выбрать третий вариант. Признать Иисуса Богом - это "средневековые предрассудки", но и признать Его преступником они не хотят. Юрий, мне лично очень по душе Ваша фраза, которую я приведу здесь полностью: "я лично отношу себя к тому "великому множеству народа и женщин", кто, разделяя или не разделяя взгляды Иисуса, из сострадания к несчастному провожали Его на Голгофу." Это прекрасно!
Но тогда эти слова Иисуса относятся и к Вам: "не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших" Луки 23:28. Что Он имел в виду? Не предупреждал ли евреев, (симпатизирующих Ему в данном случае) о каких-то грядущих бедах? Не сбылось ли это Его предсказание?
Если он всего лишь хороший и несчастный человек - то как так он воскрешал мёртвых, успокаивал бурю, ходил по воде, двумя хлебами накормил более 5 тысяч, прикасался к прокажённым и исцелял их? Почему он остановил Петра, когда тот своим мечом попытался защитить его от ареста? А самое главное: почему он говорил такие странные, если не сказать безумные слова: "Ядущий мою плоть и пиющий мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" Иоан. 6:54, "Я и Отец - одно" Иоан. 10:30, "прежде чем был Авраам - Я есмь" ("Я есмь" - это запретное для произношения имя Божье YHWH) Иоан. 8:58? Разве это не богохульство: делать себя равным Богу? Если это так, то и Вы, как приверженец закона, не должны ли осудить Иисуса, а не сочувствовать Ему?
Если же Вы не верите в Закон Бога, то воспользуйтесь простой логикой: разве мудрый учитель станет говорить о себе такие безумные вещи? Тогда он уже не может быть назван мудрым.
Он или безумный, или лжец, или же Он действительно тот, за кого выдавал себя: Сын Бога, обладающий той же Божественной сущностью и силой, что и Отец.
Если же Он Бог, Всесильный и Всемогущий - то зачем Он дал себя арестовать, мучить и казнить? Зачем Он вообще явился на землю, ведь Он не сообщил людям ничего нового, чего они уже не знали бы из пророков? Его единственная миссия была - принести совершенную жертву за грехи всего мира, уплатить наш "долг" и освободить нас от смертельных последствий этого "долга" перед Богом.
Если вся эта история - всего лишь миф, пусть и очень влиятельный, как Вы намекаете, Юрий, то почему бы кому-то не сочинить другой миф, дав главному герою имя Иуда, и пусть он победит всех врагов и злодеев, и пусть он явит собой пример, которому все захотят подражать. Почему бы не воспользоваться "политтехнологией" Нового Завета, как Вы, Юрий, изволили выразиться - и сочинить новую религию, по которой все будут любить и почитать иудеев, например? Нереально? То-то. Никакой это не вымысел, а самая что ни на есть правда: и Новый и Ветхий Завет - всё правда, 100%. Вот если с таким "базовым концептом" читать, то понятнее будет.
Примечание: чтобы не утяжелять текст, во многих случаях я не приводила сноски на конкретную главу и стих Библии. Если кто интересуется или сомневается, не стесняйтесь, спросите, лично или на форуме, я дам главу и стих.