|
Из писем маме: "Реквием" Моцарта и "Мессия" Генделя - мои впечатления. |
Здравствуй, мамочка.
Наконец-то в этом году мы побывали на представлении оратории Генделя "Мессия". Для многих здесь - это семейная традиция: в предпраздничные рождественские дни посещать или "Мессию" Генделя или "Щелкунчик" Чайковского. Или то и другое. На "Щелкунчике" мы уже побывали 2 года назад, когда нас пригласила Ким. А в этот раз я сама нашла в Интернете как заказывать билеты, узнала там же расписание автобуса, и мы-таки съездили на концерт на автобусе. Ехать далеко, целый час. Мы немного понервничали, потому что в этот раз автобус не пришёл по расписанию. Как потом выяснилось, он сломался. Но к счастью, мы спланировали ранний автобус, чтобы немного погулять по украшенному центру города, так что мы потеряли лишь эту прогулку, но не опоздали на концерт, следующий по расписанию автобус привёз нас за 10 минут до начала. Джордж также волновался, что если самый последний автобус сломается, то нам придётся брать такси за 50 долларов, чтобы вернуться домой. К счастью, этого не произошло. Один автобус отправлялся в 11 часов вечера, а следующий (последний) - в 12 ночи. Мы прекрасно успели на 11-часовой, и в полночь были уже дома. Для меня это не было так уж тревожно, так как всю жизнь посещение театров и концертов у меня было связано с ожиданием автобусов. Ну а для Джорджа непривычно. Я так рада, что уговорила его!
Концерт был великолепный! Хор огромный: 2 ряда женских голосов и два ряда мужских. В каждом ряду по 18-19 человек. То есть всего почти 80 человек. 4 солиста: сопрано, альт, бас и тенор, а также оркестр. Сначала играли одни струнные, деревянные и клавишные, а после перерыва (посреди представления) пришли несколько человек с медно-духовыми и ударными. (Тут я вспомнила анекдот про то, что у каждого своя партия). Слова оратории целиком из Библии: пророчества о Спасителе из Ветхого Завета, потом из Нового Завета о Его рождестве, о пастухах, хор ангелов "Слава в вышних Богу, на земле мир и в человеках благоволение", прославление из Псалмов и т.д. Всего 2 часа 20 минут, не считая перерыва. То есть это очень много Библейских отрывков, собранных вместе, чтобы рассказать о том, как Мессия был обещан, как Он родился, потом о том, как Он взял на себя грехи мира, страдал, умер и воскрес, как Он прославлен на небесах (хор святых из Откровения), несколько отрывков о нашем будущем воскресении при звуке трубы и гласе архангела. Две страницы большого, журнального формата, полностью заполнены текстом оратории довольно мелким шрифтом в две колонки.
Это ещё одна чудесная деталь: в программке концерта напечатаны все слова и ссылки на Библию! Исполняли на английском языке, так что можно было следить за словами. Совершенно потрясающе!! Можно сравнить с прославлением и общим пением в церкви: прекрасная музыка, чисто библейские слова. И поскольку для меня это было внове, я слышала эту ораторию впервые, мне было совсем не трудно сосредоточиться на смысле этих слов. А музыка усиливала эмоциональный подъём!
Хор чередовался с солистами и с оркестровыми "вставками". Хоровые отрывки написаны часто в форме как бы переклички (забыла как это точно называется): одна группа хора начинает, вторая подхватывает с середины и поёт ту же фразу с немного другой мелодией, потом вступает третья, четвёртая группа хора. Я заметила в программке, что отдельно названы первые и вторые сопрано, первые и вторые альты и то же самое мужские голоса. Означает ли это 8 различных партий в пении? Наверное. Если бы это просто был второй состав на подмену, то так бы и написали. Сейчас подсчитала количество имён в программке, их примерно в 2 раза больше, чем было на сцене. Наверное, указаны имена всех, кто репетирует, без разделения на основной и второй состав.
Программки очень отличаются от наших. Во-первых, их не надо покупать особо, их стоимость входит в стоимость билета. Конечно, и билеты несравненно дороже: "Мессия" обошёлся нам в 40 долларов на двоих, а "Реквием" Моцарта - 70! И это далеко не лучшие места, это предпоследняя категория из 4 или 5 категорий билетов разной стоимости. "Программка" полагается к каждому билету. Это фактически ежемесячный журнал: цветной, с фотографиями, крупный формат, 44 страницы, много рекламы, несколько страниц с именами спонсоров, состав хора, оркестра, календарь событий, и описание представлений этого месяца: статья об истории написания "Мессии", о жанре оратории, расписание концерта, слова оратории, статьи с фотографиями о дирижёре, о солистах, а также программки для других представлений в декабре.
Нетрудно было сбиться со счёта, сколько разных партий у разных групп хора: казалось, что бесконечно вступают всё новые и новые голоса, повторяя одну и ту же фразу. Джордж говорил мне, что не любит эту ораторию, так как там бесконечно повторяется одно и то же. Но мне на свежий взгляд скучно не показалось, наоборот, хотелось подпевать. А во время концерта мне пришла мысль, что наверное, такое повторение одной фразы по многу раз было полезно для запоминания слов Священного Писания. Ведь во времена Генделя очень редко кто мог себе позволить собственную копию Священного Писания, так что простые люди могли запоминать слова при помощи музыки! Даже я за время концерта наконец-то запомнила 5 имён обещанного Мессии из книги Исайя 9:6 "Чудный, Советник, Всемогущий Бог, Вечный Отец, Князь мира" - на английском, конечно. Как было бы чудно, если бы кто-то взялся перевести на русский и совместить с музыкой Генделя! Теперь я понимаю, почему эту ораторию исполняют на Рождество: центральная и большая часть посвящена именно этому! Но в отличие от обычных рождественских песнопений, здесь не только младенец и ясли, здесь и "Царь царей и Господь господствующих", и "Агнец, закланный за грехи мира" и "Царь славы, Господь, могучий в битве" - словом вся история о Его первом и втором пришествии.
А ещё интересно, что когда начался хор "Аллилуйя" - весь зал вдруг неожиданно для меня встал и простоял всё время исполнения этой части! Это было восхитительно! Как будто единый порыв восторга! Зал огромный, концерт абсолютно светский, но во время этого хора было как в церкви: все в благоговении стояли и чуть ли не подпевали! Я очень удивилась, а потом мне Шэрон рассказала, что когда Гендель впервые исполнял эту ораторию в присутствии короля, то король был так потрясён и тронут этой музыкой и словами ("Аллилуйя! Славьте Господа спасителя", и т.п.) что поднялся и слушал стоя. А за ним, естественно, поднялся весь зал, и с тех пор так и повелось, что во время этого хора все встают, а на следующий номер снова садятся. Вот это да!!!
Помнишь, мама, ты мне рассказывала, как у тебя всегда трепетало сердце, когда вы пели в хоре " Аллилуйя" Генделя? Или "Реквием" Моцарта? И ты не знала почему. Мы думали, что это хорошая музыка имеет такое воздействие на сердце человека: пробуждает его лучшие нравственные чувства. Фактически вся система Кабалевского построена на этой идее: "прекрасное пробуждает доброе". Но теперь-то мы с тобой знаем, что это не так. Мало пробудить доброе, надо чтобы кто-то расплатился за грехи уже совершенные нами, до этого пробуждения! И это может сделать только Христос. А когда душа спасена и очищена от греха - то она поёт Господу песнь благодарности. Вот поэтому церковная музыка всех времён и народов так прекрасна!!
Когда в мае месяце мы ходили слушать "Реквием" Моцарта - то у меня просто мороз был по коже! И слёзы восторга! А почему? А потому что это не просто красивые звукосочетания, они выражают человеческий восторг и изумление и восхищение перед величием Божьим! Этот концерт стоит описать отдельно, он стал крупным событием в моей жизни. Перед концертом мы взяли напрокат и посмотрели вместе с Джорджем фильм "Амадеус" про жизнь Моцарта и Сальери. Когда несколько лет назад я впервые увидела этот фильм, меня поразило, насколько безнравствен был Моцарт! Тогда я подумала, что наверное и талант его был не от Бога, а от дьявола. Но когда я услышала его "Реквием" в живом исполнении: хор и оркестр - а это было впервые с момента уверования, и всего лишь второй раз в моей жизни - то я почувствовала, что это не могло быть от дьявола. Это поистине небесная музыка, проникающая глубоко в самое сердце, пробуждающая прекрасную музыку в моём собственном сердце! Так что теперь я думаю, что талант был дан ему свыше, от Бога, но ни сам Моцарт, ни его отец не сумели этим талантом достойно распорядиться. Жаль, конечно, и всё же это не уменьшает ценности самой музыки. Точно так же, как например безнравственный проповедник может привести многих ко спасению своей проповедью, но сам при этом может погибнуть.
По версии фильма "Амадеус," Моцарт боялся Бога, страшился вечной расплаты за свои грехи, он испытывал священный трепет и благоговение перед Ним - что и отражается в его музыке вполне!!
Мамочка, твой любимый Реквием Моцарта стал и моим любимым музыкальным произведением с детства. Помнишь, как много раз мы слышали отдельные отрывки из него? Правда, без оркестра, лишь хор с фортепиано, но мелодии мне запомнились. Каждый год кто-то из твоих студентов дирижировал или "Лякримоза" или "Туба мирум" или "Агнус Деи" - я знала все эти латинские названия с детства, немного подозревала об их религиозном значении, но лишь сейчас впервые я узнала перевод и значение и этих названий, и также всех слов в этих отрывках!! В программке концерта были напечатаны полностью слова "Реквиема" от начала до конца, на латинском и на английском!! Исполняли на латинском, я узнавала эти звукосочетания - и впервые в жизни открывала для себя их смысл!!! Это было просто восхитительно! Опять же: смысл полностью Библейский! Молитва об успокоении душ умерших, мольба о милости для нас, страшный день гнева ("Диес Ире"), воскресение мёртвых и суд перед престолом, мольба об избавлении от ада ("Конфутатис"), прославление святого Бога Саваофа ("Санктус"), благоговение перед Агнцем Божьим и Его жертвой ("Агнус Деи"), вечный покой для святых ("Реквием Этернам"). Пусть даже с католическим привкусом (не во всём мы с ними соглашаемся), но не это главное. Главное, что это песнопение о Боге и для Бога, и поэтому оно так прекрасно! Такое прославление возможно только Духом Святым. Вот это значит сам Святой Дух говорил тебе о Боге через эту музыку, минуя слова, смысла которых ты не знала. Вот почему твоё сердце так трепетало.
То же самое со мной: когда я пела в ансамбле "Мадригал", я только знала, что это слово означает хвалу, но не знала кому. Однако же несмотря на моё непонимание слов, я всей душой ощущала небесное блаженство и священный трепет, а в некоторых случаях не могла даже петь, горло перехватывали слёзы восторга, настолько прекрасна была та музыка! Интересно, верил ли в Бога наш Михаил Семёнович Рожанский?
Знаешь, я столкнулась с одной музыкальной загадкой. Опять же с детства я помню украинскую народную песню в обработке Леонтовича, которую пел хор Одесской консерватории, а солировала твоя "подружка" Елена Одинцова: "Щедрик-щедрик, щедривочка, прилетила ластивочка..." Представь себе моё изумление, когда я вдруг слышу здесь эту мелодию, на английском языке, в качестве рождественской "колядки"!! Со временем я нашла эту английскую песню в записи, она называется "Колядка колокольчиков", а композитор указан: Леонтович - Р. Манукин!! Спрашивается: сочинил ли эту песню Леонтович, а Манукин переделал её в английскую рождественскую колядку? Или это всегда была английская рождественская колядка, а Леонтович переделал её в украинскую народную песню про приход весны, так как Рождество в Советском Союзе праздновать не полагалось? Интересно, правда? Напишу, когда что-нибудь узнаю.
С наступающим Рождеством тебя и с Новым 2005 Годом!
Обнимаю и целую. Люда
Хьюстон, Техас, 2004
Это наша кнопка
"Заграница"
Путевые заметки