Боринг Людмила Георгиевна: другие произведения.

Татьяна, а не Онегин!

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 21, последний от 20/10/2008.
  • © Copyright Боринг Людмила Георгиевна (milaboring@mail.ru)
  • Обновлено: 19/08/2008. 35k. Статистика.
  • Статья: США
  • Оценка: 3.41*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Размышления о фильме, о великом романе и о любви.

  •   ТАТЬЯНА, А НЕ ОНЕГИН!
      Размышления о фильме, о великом романе и о любви.
      
      Посмотрела на днях по кабельному ТВ замечательный фильм: "Onegin"*. Увидев название, не поверила своим глазам: такого фильма и русского-то нету, только опера позапрошлого века, да к тому же, американцы весьма редко интересуются русским материалом, а тут ни тебе сенсации, ни политической злобы дня, неужели они нашего Пушкина читали? Неужели заинтересовались достаточно, чтобы взяться за снятие фильма? Ещё как читали! Правда оказалось, что авторы фильма англичане, но и то спасибо американцам, что показали, пусть по кабельному, пусть в 3 часа ночи, но показали же!
      
      Оговорюсь сразу, я из числа тех, кто написав положенное в 8 классе сочинение, никогда больше ни к роману, ни к Пушкину не возвращались. Хотя конечно изящество ритма и рифм Пушкинской поэзии не могут не нравиться. Эти стихи сами запоминаются, сами просятся на музыку, но всё же для меня этого было недостаточно, чтобы захотеть перечитывать. Потом, в зрелом возрасте, конечно же, пришло переосмысление юношеских ценностей, а когда я стала христианкой - то во мне вообще всё изменилось. Конечно же и "Евгений Онегин" стал видеться в другом свете. Я об этом специально не задумывалась, просто приходили отдельные мысли о том, что как-то неправильно мы оценивали его героев и его автора.
      
      А тут этот фильм! Он просто-таки поразил меня в самое сердце. Он подтвердил мои смутные подозрения: в нашем сознании произошла чудовищная подмена: не Онегин, самовлюблённый пустышка, а Татьяна, поистине алмаз, именно она должна была бы стать примером для подражания. Но, к сожалению, не стала.
      
      Теперь я уже загорелась перечитать знаменитый роман - и перечитав, убедилась: увы! Пушкин-то любуется своим героем, он ему родственная душа: "Онегин, добрый мой приятель"! Да уж, с такими добрыми друзьями-приятелями не нужны и враги, как говорят американцы. Не берусь судить об эволюции взглядов нашего классика, вполне возможно, что к концу жизни он пересмотрел свои ценности. Если это и произошло, то уже после написания "Онегина". Но мы-то изучали роман как есть, без учёта такой возможности. Талант поэта не мог не оказать на нас сильного давления, и наши симпатии невольно присоединились к его симпатиям.
      
      О запоздалое на 40 лет открытие! Я подозревала, чувствовала неладное, чуствовала, что мы симпатизируем не тому герою, но ясно поняла это лишь сейчас, после фильма. Помог мне в этом подбор артистов: почему-то всю жизнь Онегин мне представлялся мужчиной с очень привлекательной внешностью, я не ожидала увидеть ЭТО лицо в роли Онегина. Не урод, черты лица слащаво симпатичные, но вместе с тем настолько омерзительные, что содрогаешься, заглянув в это лицо. На этом лице отпечаток глубокого внутреннего разврата. Я даже подумала: ну это уж слишком! преувеличение! Зря Онегина выставили таким развратником! Всё же он интеллектуал, благородных кровей, из таких как он выросла знаменитая русская интеллигенция. Побежала скорей в русский книжный магазин. И вот читаю:
      
      С самого детства воспитатель-француз ему "не докучал моралью строгой". (Да уж, французы никогда не славились строгой моралью!)
      
      В чём он "истинный был гений" так это "наука страсти нежной". (Что же это за наука такая, конкретно? И в его-то холостом положении кто, интересно, эту науку ему преподал? Как бы подобрать приличное слово, чтобы поточнее описать данный предмет? Промискуитет, может быть?)
      
      "Когда бы жизнь семейным кругом я ограничить захотел..." (Ну как же возможно бедному мужчине одной лишь женою ОГРАНИЧИТЬ себя?! Как же без любовниц-то прожить на белом свете?!)
      
      Глава за главой: "Ножки, ножки, ножки, ножки..." (Так занят своей "наукой", что некогда и в глазки взглянуть! Наверное при встрече и не узнает предмет своей "страсти нежной", пока она ножки не покажет. И вообще: как, интересно, Пушкин сделался таким экспертом по части женских ножек, учитывая моды того времени на юбки длиной до полу?)
      
      Да-с, дорогие мои, никакого преувеличения в фильме нет, а есть точное прочтение текста и достоверная игра актёра. И однако, поверьте, разница огромная: или красивые слова в рифму о "науке страсти нежной" - или абсолютно то же самое, но только без слов, и на экране ТВ. Видеоряд просто шокирует! Всё же здорово пудрят мозги все эти возвышенно-поэтические описания, до такой степени охмуряют, что забываешь, о чём и речь-то, просто хочется наслаждаться красотой слога. А после фильма начинаешь думать: да как вообще юным 8-классникам позволили читать эту порнографию?!
      
      Надо отдать должное создателям фильма: развратные забавы главного героя описаны довольно коротко и деликатно, щадя естественную стыдливость зрителя, и всё же одна сцена не оставляет никаких сомнений в характере развлечений героя. Вся-то сцена несколько секунд: мы видим томную полураздетую красотку, готовую принять клиента, потом мы видим крупным планом лицо приближающегося к ней Онегина, с первым же прикосновением сцена заканчивается. Но этого оказывается достаточно, чтобы вызвать глубокое отвращение к герою. Чтобы удивиться: как я раньше-то не замечала, что за человек этот Онегин?!
      
      А мы-то цитировали, вольно или невольно подражали этому "герою". Поистине "поэт в России больше чем поэт" - это кумир, это учитель жизни! Кто не помнит, например, это: "Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей"? Поэт обронил "небрежный плод [своих] забав", а мы подхватили. Высказывание стало чуть ли не народной пословицей, в мудрости которой никто не сомневается. И вот поколения за поколениями русских мужчин не умеют ни любить, ни выговаривать слова любви. Даже когда действительно любят - они всё равно мёртвой хваткой держатся за эти слова, боятся их потратить, как будто при каждом употреблении слова любви изнашиваются. Лишь раз или два в жизни: перед свадьбой - и на смертном одре: "Я... люблю... тебя ...." (давясь последними хрипами). Ну разве не нелепо?!
      
      А женщин ведь точно так же мамы учат: ни в коем случае не показывай ему, что ты его любишь! Даже после свадьбы! Женщина должна быть загадкой! Меня всегда это очень удручало: ведь вся радость любви теряется, если нельзя её проявлять! Если нельзя быть самой собой, а надо постоянно играть роль, постоянно следовать хитрой стратегии: заманить, захомутать, удержать и т.д. Как же обокрала нас подобная жизненная философия!
      
      ТАТЬЯНА - ИСТИННЫЙ АЛМАЗ
      
      Бедная Татьяна, как презирали мы тебя, высокомерные 8-клашки: "простушка, провинциалка глупенькая, счастье своё упустила из-за каких-то старомодных нелепых принципов: я, видите ли, другому отдана и буду век ему верна" - что за глупости? - говорили мы. Верность почему-то даже и не считалась за добродетель. Учителя честно старались представить образ Татьяны как положительный, но то ли они сами в это не очень верили, то ли не сумели убедить нас. А что удивляться, если и сам Пушкин употребляет словосочетание "добродетельная жена" не иначе как с саркастическим оттенком!
      
      Если вдуматься, нравы общества, современного Пушкину, практически ничем не отличались от современных. И тогда и сейчас, жёны и мужья, в подавляющем большинстве, изменяют друг другу без зазрения совести, но однако сильно оскорбляются, когда изменяют им самим. Вместо любви - игры в "любовь", "заниматься любовью", "наука страсти нежной" - все эти прилично-благородные этикетки прикрывают одну и ту же порочную суть, которой больше подошла бы этикетка непечатная.
      
      ВЕРА ТАТЬЯНЫ
      
      Татьяна в фильме поражает вас в самое сердце, с первого появления в кадре! Опять же, просто великолепный выбор актрисы: она красива особой русской загадочной красотой, никогда не забудешь этого лица, раз увидев! В нём глубина и сила чувства, трогательная невинность, чистота характера. И как сохранила она эту чистоту, читая все эти развратные французские романчики? Из них она вынесла лишь чистую мечту о настоящей любви, до гробовой доски. Как ей это удалось? Ещё несколько лет назад я бы не смогла ответить на свой вопрос. Но к счастью, от безрадостного атеизма я пришла к вере во Христа, и жизнь, настоящая жизнь, наконец открылась мне во всей истинной красоте. Я стала искать в тексте: наверняка Татьяна была искренней христианкой, ведь невозможно ничем иным оправдать её позицию: "Но я другому отдана и буду век ему верна"! И точно: читаю: Татьяна любила "молиться в тиши", "молитвой услаждала тоску волнуемой души", "то воля неба", "ты мне послан Богом". Пушкин к ней, правда, высокомерно снисходителен: в подтексте явно читается: "никакого бога, конечно же нет, но как славно, что она верит в него, это так к лицу милой деревенской простушке."
      
      В фильме нет сна Татьяны, а в романе она видит Онегина в кошмарном сне во главе полчища нечистой силы. Можете со мной не соглашаться, но я думаю, что Бог иногда предупреждает нас об опасности через сновидения. Если мы, конечно, как Татьяна, желаем к Нему прислушиваться. Сон-то пророческий оказался, самую внутреннюю суть Онегина открыл.
      
      Фильм прекрасно передаёт внутреннюю борьбу Татьяны, когда уже после её замужества Онегин вдруг воспылал к ней запоздалой любовью. Да, её юношеские чувства к нему ещё пока не исчезли. Слишком глубоки были эти чувства! Да, его появление через много лет и неожиданное признание в любви взволновало её: мы видим и гнев, и сдержанное отчаяние от невозможности вернуть прошлое, она даже разрыдалась под конец свидания с ним. (Он жадно добивался её слёз и добился-таки своего!)
      
      Но мы видим также, что совсем не обязательно быть рабами своих чувств, что вполне возможно контролировать их в соответствии со своими верованиями и ценностями. Если веришь, что ты сама себе и господь и бог, тогда конечно, лови момент, бросай мужа, беги за любовником, пока зовёт, и пока у самой ещё чувства не угасли. А угаснут - другие воспламенители найдутся. Так и носимся по жизни, как сухой лист по ветру... Если же веришь, что есть Господин повыше тебя, если принимаешь Его правила - тогда и направляешь свои чувства в правильное русло.
      
      КРАСОТА СУПРУЖЕСКОЙ ЛЮБВИ
      
      В романе этого нет, и в опере, конечно же, этого тем более не передать, но вот создатели фильма добавили одну замечательную деталь. Уже после получения и прочтения любовного письма от Онегина, но ещё до встречи с ним, мы видим Татьяну в супружеской спальне. И опять же: восхитительно деликатно всё показано, без излишнего натурализма, но тем не менее довольно откровенно. Ей конечно же не спится, мы видим её глубоко задумавшейся у окна. Потом она подходит к постели, молча смотрит на спящего мужа, любуется им, потом нежно прикасается к нему, гладит по затылку, по спине, наконец, будит его. Он, похоже, немного удивлён. А она продолжает и продолжает свои ласки и ведёт к тому акту, который многие называют "любовью", а на самом деле это лишь одно из её многих проявлений. Оно так прекрасно, это проявление любви на чистом, непорочном супружеском ложе! Именно так Бог и задумал эту радость, когда сотворил брак!
      
      Я была очень тронута этой сценой, потому что, признаюсь, оставалось ещё у меня немножко от такого чувства: "бедная Татьяна, чтобы поступить так добродетельно, и не побежать за Онегиным ей пришлось отказать себе в огромном удовольствии, обуздать свои желания, заковать себя в холодные оковы и оставаться до конца жизни с постылым мужем." Как будто бы выбор мы совершаем между добродетелью - и удовольствием, между добродетелью - и радостями жизни. Нет ничего дальше от истины!! Жизнь в Господе и добродетельна, и полна радости и удовольствий!
      
      Как же рада я была убедиться, что и авторы фильма так считают! Выбор Татьяны - это не холодное пуританское "умерщвление плоти". Это искреннее и горячее наслаждение дарами плоти, которые Бог благословил в рамках супружества (но не вне их!). Никакой такой великой жертвы ей приносить не пришлось. Она сделала свой выбор уже давно, когда ещё выходила замуж: "Я буду любить мужа, пока смерть не разлучит нас." И эта истинная, освящённая Богом любовь вознаграждала её, в том числе, и плотскими радостями.
      
      ЛЮБОВЬ - ЭТО РЕШЕНИЕ
      
      Слёзы Татьяны при свидании с Онегиным - это не сожаление о том, что дескать "хотела бы удрать с тобой, да нельзя, я ведь замужем". Нет, это наверное просто сожаление о себе, юной и наивной, которая когда-то, много лет назад, чуть было не отдала драгоценный дар своей любви не тому человеку. Рана всё ещё болит: "Я вас люблю (к чему лукавить?)". Но Татьяна не идёт рабски на поводу у своих эмоций. Она твёрдо сделала свой выбор. Да, любовь это не только эмоции. Любовь это и выбор, это принятое решение: "выбор сделан, и я буду любить этого человека, независимо от меняющихся эмоций!"
      
      Как это отличается не только от общепринятой морали её времени, но и нашего с вами! "Сердцу не прикажешь", "любовь зла", "любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждёшь" - вот какому обману мы зачастую приносим в жертву и своё счастье и счастье близких. А истина заключается в том, что сердцу можно и нужно приказывать! "Люби Господа Бога твоего всем сердцем, всей душой, всеми силами твоими и ближнего как самого себя" - вот главная заповедь. Это повеление. Если бы у нас не было выбора в этом вопросе, если бы мы были бессильны перед этой стихией чувств, то Бог и не дал бы нам такого повеления: люби. Сегодня любится, а завтра не любится - что делать? А ты люби! Подключай ум, прилагай усилия, властвуй над собой, ты не животное, чтобы идти на поводу у инстикта, ты сотворён по образу и подобию Божьему.
      
      ЛЮБОВЬ НЕ СЛЕПА!
      
      Меня восхищает в Татьяне её самообладание: такое здоровое и так гармонично сочетающееся с её такой же здоровой эмоциональностью и страстностью. Я знаю, только Бог может дать человеку такую силу обладать собой. Когда человек сражается с "искушениями плоти" своими собственными силами, это практически невозможно, он вынужден идти на крайние меры, как например, герой рассказа Л.Толстого "Отец Сергий", которому пришлось палец себе отрубить, чтобы не броситься в постель к случайной незнакомке. Это как-то нездорово и противоестественно. Совсем иначе, когда человек не своими силами, а Божьей силой противостоит искушениям. Тогда это сравнительно легко. Замужняя дама Татьяна - не бесчувственная ледышка, чувства её горячи, но однако они не владеют ею! Чувства не затуманивают её разум, посмотрите, она же видит этого проходимца насквозь:
      
      "Тогда - не правда ли? - в пустыне,
      Вдали от суетной молвы.
      Я вам не нравилась... Что ж ныне
      Меня преследуете вы?
      ...................
      Не потому ль, что мой позор
      Теперь бы всеми был замечен
      И мог бы в обществе принесть
      Вам соблазнительную честь?"
      
      Она называет его возвышенно-цветистые признания в любви "обидной страстью". В ней совсем нет того, что мы бы подумали: злорадства и удовлетворённого честолюбия (Ага, дескать, теперь ты за мной побегай). Ей это ничуть не приятно, а наоборот обидно. Какое здоровое чувство! Ей не льстят слова его письма:
      
      "Когда б вы знали, как ужасно
      Томиться жаждою любви,
      Пылать - и разумом всечасно
      Смирять волнение в крови..."
      
      О да, уж она-то это знает, как никто другой! И всё же, сквозь словесную мишуру поэтических признаний она видит насквозь его истинные намерения: затащить в постель, вот всё что ему надо от неё. Она не попадается на удочку этого обмана. Так где же тут "любовь слепа"? Любовь может и должна быть зрячей!
      
      "А нынче! - что к моим ногам
      Вас привело? Какая малость!
      Как с вашим сердцем и умом
      Быть чувства мелкого рабом?"
      
      Она не обманывается насчёт его "любви", она видит, что это никакая не любовь, а всего лишь "мелкое чувство", видит также, что он жалкий раб этого мелкого чувства. Когда есть вот такой здравый взгляд, когда очевидно, что взаимоотношения с человеком не могут привести ни к чему хорошему, когда есть твёрдая решимость поступить правильно, поступить по совести и по заповеди Божьей, когда есть общение с Богом и привычка к молитве - в таких случаях Бог даёт необходимые силы, чтобы устоять в искушениях и исцелиться от нездоровой "любви".
      
      УРОКИ ДЛЯ НАС
      
      Дорогие мои подруги по несчастью, молодые и постарше, опытные и не очень - нам всем есть чему поучиться у Татьяны! Разве нет? В наш "просвещённый" век, в век сексуальной революции, нам ведь и в голову не пришло бы поступить как Татьяна. Мы бы не раздумывая поддались порыву, оставили бы беднягу мужа (страдать незаслуженно), помчались бы сломя голову за своим зазнобушкой, а потом проводили бы год за годом в мучительной неопределённости: женится - не женится, теряя лучшие годы и изнывая от одиночества. А если и женится, то страданий не меньше: любит - не любит, изменяет - не изменяет. Знакомые сценарии?
      
      Смотрите, Татьяну не обманули даже такие, казалось бы, очевидные признаки влюблённости у Онегина, как депрессия, отказ от пищи и прочих удовольствий, исхудание, позеленение и даже желание умереть.
      
      "Онегин сохнет - и едва ль
      Уж не чахоткою страдает.
      Все шлют Онегина к врачам,
      Те хором шлют его к водам.
      А он не едет; он заране
      Писать ко прадедам готов
      О скорой встрече..."
      
      Ну признайтесь, если бы ваша первая безответная любовь, к кому чувства ещё далеко не остыли, вдруг осознал бы свою ошибку и начал преследовать бы вас своими любовными признаниями, падал бы на колени, умолял о взаимности, усыхал бы бедняга у вас на глазах, желал бы умереть - что бы вы сделали? Не только неостывшая любовь к нему, но и чисто материнский инстинкт подсказывал бы нам: "Не дай же ему умереть, жестокая! Дай ему то, чего он так желает: любви!" То-то и оно, дорогие мои читательницы, выросшие без Бога, как и я. Мы бы именно так и подумали. И крупно ошиблись бы!
      
      АМНОН И ФАМАРЬ
      
      Неспроста в Библии приведена реальная история, над которой нам, женщинам, и особенно молодым девушкам, надо крепко задуматься. Вот эту бы историю в 8-м классе изучать, вместо развратного "Онегина"! Это 2-я книга Царств, глава 13. Очень рекомендую! Убережёте себя от роковых ошибок.
      
      Юноша по имени Амнон, сын царя Давида, влюбился в свою сводную сестру Фамарь. "И скорбел Амнон до того, что заболел из-за Фамари, ... ибо она была девица и Амнону казалось трудным что-нибудь сделать с нею". Бедняга худел и сох с каждым днём от своей "великой любви", ну совсем как Онегин! Нашёлся "доброжелатель", который посоветовал обманом заманить Фамарь в ловушку и добиться своего. Что Амнон с великой изобретательностью и проделал. Прочитайте сами. Можно ли упрекнуть девушку в легкомыслии? Я не вижу оснований в этом тексте. Она послушалась своего отца, к тому же и царя, который послал её накормить тяжело больного (якобы) Амнона. А этот мнимый больной её изнасиловал!
      
      Кроме эмоциональной травмы, в те дни жертвы насилия подвергались также социальному остракизму. Вся жизнь её оказалась покалечена в одночасье! Она умоляла его жениться на ней, чтобы хотя бы позор в глазах общества был заглажен, уж не до любви или уважения к человеку, так вероломно с тобой поступившему. Она умоляла о минимальном милосердии!
      
      Однако обратите внимание на неожиданную трансформацию "великой любви" Амнона, от которой он так сох у всех на глазах: "Потом (то есть не через год, не через месяц, а тут же, сразу после акта насилия - Л.Б.) возненавидел её Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел её, была сильнее любви, какую имел к ней..." и прогнал её Амнон, невзирая на её рыдания, мольбы и объективно совершенно отчаянное положение, в которое он её поставил! Вот вам и "любовь", дорогие мои, не попадайтесь на эту удочку. Татьяна не попалась!
      
      БРАВО, ТАТЬЯНА!
      
      Это вам не просто "милый идеал", как казалось тогда Пушкину. Посмотрите, какая сила характера! Ведь ей пришлось идти против течения, против морали, негласно принятой в обществе: "внешне соблюдай приличия, а потихоньку делай что хочешь, чем больше любовников - тем ты популярнее". Вполне могу представить себе, что её посчитали старомодной и смешной, когда узнали о её решении отвергнуть Онегина.
      
      Родная мама говорила ей (в фильме), что любовь и замужество это разные вещи (и это не такое уж и отступление от Пушкинского текста). Если хочешь любви, дескать, то это и после замужества можно потихоньку устроить. Нет, нашу Таню такое не устраивало: раздваиваться, играть роль она не хотела. Если уж замуж - то верна до гроба, если уж замуж - то мужа буду любить, а не просто холодно хранить ему верность. Вот оно: эмоции под контролем! Не просто глубокое сильное чувство, но чувство дополненное решимостью: любить, ценить, поддерживать и радости и в горе, и в болезни и в здравии, пока смерть не разлучит нас.
      
      Мне кажется, пройдёт ещё не так много времени, и Татьяна полностью исцелится от своей любви к Онегину, а также поймёт, что счастье с ним никогда не было "так возможно, так близко". Ведь даже если бы они и поженились тогда, чего можно было бы ожидать от мужа с таким бурным прошлым? Уж как минимум, болезней Венеры, (выражаясь красиво). Так что Татьяне в сущности очень повезло, что Онегин отверг её в своё время. Бог уберёг.
      
      РОКОВАЯ ОШИБКА ОЛЬГИ
      
      Интересная деталь: на злополучном балу, когда Онегин танцевал и флиртовал с Ольгой, что в конце концов привело к роковой дуэли, Татьяна не танцует вовсе. В фильме зримо показана разница характеров двух сестёр: Ольга слишком легкомысленно относится к любви. Планируя замужество с Ленским, она не видит ничего дурного в том, чтобы пококетничать с другим мужчинами. Казалось бы невинная забава - но она приводит к трагическому исходу! Не зря Библия, говоря о хорошей жене, подчёркивает: "Уверено в ней сердце мужа его" (Притчи 31:11), вот какой должна быть хорошая жена (невеста) - этого нет в Ольге. Ей нравится иметь множество поклонников, это приятно щекочет её самолюбие, но при этом она совершенно не заботится о том, что может поранить сердце своего любимого.
      
      Итак, на роковом балу мы видим Татьяну прячущейся за колоннами. Может показаться, что она просто слишком робкая, потому и не танцует. Но вот позже мы видим её во всём великолепии замужней дамы высшего света. Онегин, внезапно поражённый её красотой, приглашает её на танец, на что Татьяна отвечает ему: "Я не танцую" и удаляется, действительно не танцуя ни с кем другим. Создатели фильма сделали очевидным, что тут есть связь: Татьяна недолюбливает танцы именно с того злополучного вечера, когда один-единственный легкомысленный танец её сестры стоил жизни молодому человеку! Вы может быть скажете: ну это преувеличение, что же теперь, не танцевать совсем? Да! Если это повод для преткновения для дорогого человека - лучше не танцевать совсем. Хотя в танце как таковом может и не быть ничего дурного. Как и апостол Павел сказал по другому поводу: "Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных... если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего" 1-е Кор. 8:9, 13.
      
      ОНЕГИН: ХАНДРА
      
      "Недуг, которого причину
      Давно бы отыскать пора,
      Подобный английскому сплину,
      Короче: русская хандра
      Им овладела понемногу"
      ...................
      "Потом увидел ясно он,
      Что и в деревне скука та же,
       Хоть нет ни улиц, ни дворцов,
      Ни карт, ни балов, ни стихов,
      Хандра ждала его на страже,
      И бегала за ним она,
      Как тень иль верная жена"
      
      Оставим пока в стороне это чудовищное сравнение верной жены с гадкой хандрой (бедный Пушкин! Не умел отличить истинного сокровища от побрякушек!) и займёмся "хандрой". Так ли уж невозможно отыскать причину "этого недуга"? Тем более что недуг успешно дожил до 21 века.
      
      ПРИЗНАКИ ХАНДРЫ: СКУКА.
      
      Онегину все смертельно надоело (хотя юнцу всего 18 лет от роду!) он всем "разочарован", он всем "ужасно недоволен". Он не знает, что ему делать со своей жизнью, в ней нет смысла и он даже не пытается его найти. Он озлоблен и саркастичен. Понятно, что нелегко Евгению, а кому легко? Ведь 18 - это переходный возраст, каждому трудно превращаться из ребёнка во взрослого, тут и боль, и разочарования. Ему бы хорошего психолога-консультанта. А ещё лучше бы - к Богу обратиться, который лишь один может указать нам, в чём смысл нашей жизни, так как Он её Творец.
      
      ПРИЗНАКИ ХАНДРЫ: ЖЁЛЧНОЕ ПРЕЗРЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ.
      
      "Кто жил и мыслил, тот не может
      В душе не презирать людей"
      
      Вдумайтесь, как это в сущности злобно и до смешного самонадеянно, тем более для юноши-подростка 18 лет от роду! И тем не менее, сколько из нас и сегодня подписались бы под этим заявлением? При этом как бы глядя на всех сверху вниз, с недосягаемых высот, мысленно восхищаясь собой любимым, великим мыслителем и конечно же достойнейшим человеком, который и пожил уже достаточно, чтобы делать выводы: 18, а то и все 19 с половиною лет!
      
      Видите, как мы смешны в этом положении? К сожалению, у некоторых эта детская болезнь остаётся до седых волос.
      
      "Сперва Онегина язык
      Меня смущал; но я привык
      К его язвительному спору,
      И к шутке, с желчью пополам,
      И к злости мрачных эпиграмм."
      
      Сколько из нас и сегодня считают язвительность, жёлчно-критическое отношение ко всему подряд - признаком большого ума?
      
      С подачи Белинского, хандру стали считать болезнью интеллектуалов. Так сказать, горе от ума. Вот она и стала наимоднейшей болезнью до наших дней. Однако же хандре (или депрессии) подвержены все без исключения, но большинству просто некогда об этом задумываться.
      
      ПРИЗНАКИ ХАНДРЫ: СЕБЯЛЮБИЕ
      
      "Кого ж любить? Кому же верить?
      Кто не изменит нам один?
      ...................................
      Кто не наскучит никогда?
      ..........................................
       Любите самого себя,
      Достопочтенный мой читатель!
      Предмет достойный: ничего
      Любезней, верно, нет его..." - чудненькая философия!
      
      Однако и она ложна! В конце концов человек становится противен даже сам себе и смерть становится для него желанным избавлением.
      
      ПРИЗНАКИ ХАНДРЫ: ЖЕЛАНИЕ УМЕРЕТЬ.
      
      "Блажен, кто праздник жизни рано
       оставил, не допив до дна
      Бокала полного вина,
      Кто не дочёл её романа
      и вдруг умел расстаться с ним..."
      
      Ведь это в сущности философия смерти! Бедная бедная Россия, и почему бы нам лучше было не увлечься кем-нибудь воспевающим жизнь, а не раннюю, преждевременную, желанную смерть?
      
      ИСКАЖЁННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЮНОСТИ И СТАРОСТИ.
      
      В свете такой противоестественно короткой продолжительности жизни, просто смешны рассуждения Пушкина о возрастах любви: эти порывы дескать благотворны лишь в юности. А для старости это дескать губительно. И что же такое у него старость? А 26 годиков от роду! Ну не насмешка ли над здравым смыслом?!
      
      А что такое для него юность? И того смешнее:
      
      "Но получив посланье Тани,
      Онегин живо тронут был
      ........................................
      Быть может, чувствий пыл старинный
      им на минуту овладел..."
      
      Онегину в это время не больше 20 лет. К какому же возрасту тогда, интересно, относится прилагательное "старинный"? Когда ему было 13? Или 8? Какая нелепость! Откуда же ему было знать, что такое любовь?
      
      ПРИЗНАКИ ХАНДРЫ: "БОЛЬНОЙ" НЕ ЗНАЕТ НИ ИСТИННОЙ ЛЮБВИ, НИ НАСТОЯЩЕЙ ДРУЖБЫ.
      
      И не потому, что их якобы не существует в природе, а потому что "больной" слеп и не отличает истинное от ложного. Посмотрите, как Пушкин описывает зарождающуюся любовь Татьяны:
      
      "Татьяна, милая Татьяна!
      С тобой теперь я слёзы лью;
      Ты в руки модного тирана
      Уж отдала судьбу свою.
      Погибнешь, милая, но прежде
      Ты в ослепительной надежде
      Блаженство тёмное зовёшь,
      Ты негу жизни узнаёшь,
      Ты пьёшь волшебный яд желаний,
      Тебя преследуют мечты:
      Везде воображаешь ты
      Приюты счастливых свиданий;
      Везде, везде перед тобой
      Твой искуситель роковой.
      
      Тоска любви Татьяну гонит..."
      
      Трудно отвлечься от восхитительной красоты слога, к тому же мелодии знаменитой оперы увлекают нас в область эстетических восторгов. Красиво! Кто ж будет спорить? Но всё же постарайтесь, отвлекитесь! И задумайтесь, о чём он в сущности говорит здесь. Ведь поэт в сущности принимает за любовь полную её противоположность: "волшебный яд желаний", "блаженство тёмное", "нега жизни", "погибнешь, милая", "хладная рука ей сердце жмёт". А ведь настоящая любовь - не яд, а лекарство! Блаженство светлое, а не тёмное. Она не губит, а спасает. Она не жмёт сердце - а распирает его радостью!
      
      А то, что он описал здесь как любовь - есть не что иное как похоть. Или выражаясь нейтрально: здесь описано пробуждение девичей сексуальности. Само по себе это пока ещё не хорошо и не плохо. Это естественно. Бог сотворил нас существами сексуальными для благой цели: чтобы мы могли наслаждаться друг другом в рамках брачного завета. В этих рамках сексуальные чувства чисты и прекрасны! К ним не сводится супружеская любовь, но они великолепно украшают её. И только лишь вне рамок брачного завета чувства эти становятся "блаженством тёмным", "волшебным ядом", который убивает человека.
      
      К сожалению, любовь в рамках брачного завета, любовь освящённая Богом для Пушкина отвратительна. Посмотрите, какую отталкивающую картину он рисует для поэта Ленского:
      
      "Расстался б с музами, женился,
      В деревне, счастлив и рогат,
      Носил бы стёганый халат;
      Узнал бы жизнь на самом деле,
      Подагру б в сорок лет имел,
      Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
      И наконец в своей постеле
      Скончался бы посреди детей,
      Плаксивых баб и лекарей."
      
      Какая дескать ужасная перспектива: умереть в собственной постели, в окружении любящих жены, детей и заботливых докторов. Да уж, хуже не бывает! Куда лучше умереть в 20 с небольшим, по глупой случайности, в случайном месте, чтобы никто и слезинки не пролил о тебе - так что ли?! И обратите внимание на деталь: "рогат". Наш великий поэт, наша "национальная гордость" оказывается не мыслит себе брачного союза без измены!
      
      Но однако же облёк он все эти ядовитые мысли в такие восхитительные рифмы, что мы проглотили и не заметили! И нахваливаем без устали вот уже 200 лет. Как это печально...
      
       "Меж тем как мы, враги Гимена,
      В домашней жизни зрим один
      Ряд утомительных картин,
      Роман во вкусе Лафонтена...
      Мой бедный Ленский, сердцем он
      Для оной жизни был рождён"
      
      А мы-то думали, что разрушение брака произошло в наши дни, что это "сексуальная революция" породила мужчин, которым неинтересен брак и семья, а интересны лишь похождения. Оказывается этот сомнительный "идеал" начала 19 века был вложен в наши души со школьной скамьи!
      
      "Я сколько ни любил бы вас,
      Привыкнув, разлюблю тотчас", - говорит Онегин юной влюблённой Тане.
      
      "Привычка свыше нам дана
      Замена счастию она" - это о несчастливом замужестве Таниной мамы.
      
      Боже мой, а ведь эта ядовитая ложь незаметно отравляла и мою жизнь до самой зрелости! Я ведь искренне верила, что привычка и любовь несовместимы! Поэтому я боялась замужества, хотя и очень хотела его. Потом, когда наконец дождалась своего принца, стала ужасно бояться привычки. И когда на третьем году брака муж впервые решил почитать книжку в постели перед сном - я, взрослая, почти уже 50-летняя женщина, всерьёз расплакалась, думая про себя: "Вот оно! Пришла привычка, убивающая любовь!" Но потом совершилось "чудо": я убедилась, что любовь никуда не девается, а продолжает расти день ото дня. Почему же мне никто никогда об этом не рассказывал?! До меня стало медленно доходить, что любовь совсем не обязательно остывает со временем и не исчезает с привычкой. Я поняла, что это зависит от нашей решимости любовь возгревать и лелеять. И как же чудно Бог вознаграждает даже малые усилия в этом направлении!
      
      Бедный, бедный Пушкин и герой его романа, Евгений, они не знают не только любви, но и дружбы.
      
      "Враги его, друзья его
      (Что, может быть, одно и то же)
      Его честили так и сяк.
      Врагов имеет в мире всяк,
      Но от друзей спаси нас, боже!
      Уж эти мне друзья, друзья!"
      
      Онегин и Ленский - "от делать нечего друзья".
      
      Какая испорченность души! А мы-то, с подачи Белинского, восхищались Онегиным, жалели его, считали "эгоистом поневоле": его дескать общество таким сделало, а если б не общество - то он бы дескать стал таким прекрасным героем! Он якобы искал настоящей дружбы и любви и не находил, бедняжка, ничего подобного в том гадком обществе. И забываем, что вот она, Татьяна, в этом же самом обществе живёт. Её почему-то общество эгоисткой не сделало. И не лишило её настоящей любви. Просто Онегин не умел отличить подлинные ценности от мнимых, и она сначала не умела - но зато потом научилась!
      
      Мы не роботы, чтобы общество нажимало кнопочки и задавало определёные функции. В любом обществе, в любых обстоятельствах у каждого из нас есть выбор: поступить по совести или против совести. Онегин избрал идти на поводу у своих желаний, а Татьяна выбрала другой путь. Одно и то же общество - а такие две разные судьбы!
      
      ПОЗВОЛЬТЕ ПРЕДЛОЖИТЬ ДИАГНОЗ, КЛИНИЧЕСКУЮ КАРТИНУ И СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ:
      
      Хандра - это дыра (простите за невольный каламбур) внутри нас, заполнить которую может лишь Творец, потому что Он задумал эту "дыру" для себя самого. Только Он, только общение с Ним может заполнить эту дыру. Когда в нашей жизни нет Бога, эта "дыра" не перестаёт нас тревожить: мы её и водкой пытаемся залить, и наркотиками, и "любовными" похождениями, и карьерой, и замужеством - список бесконечен. Однако в темноте, перед сном, когда никому не надо лгать, мы убеждаемся, что дыра внутри всё равно сосёт. Эта непрерывная боль делает нас жёлчными и озлобленными на весь мир, вот вам и хандра. А вовсе не от великой учёности.
      
      И исцеление от неё есть: признать Бога своим Господином, принять Его любовь и позволить Ему руководить вашей жизнью и заполнять "дыры" в ней.
      
      Впрочем, у каждого есть право оставаться несчастным и искать скорой смерти.
      
      А в заключение скажем спасибо Пушкину, который, хотя и ненамеренно, а просто в силу своего большого таланта, но всё же оставил нам в наследство Татьяну, богатый цельный характер, слепленный из вечных ценностей. Жаль только, что сам он избрал себе другого героя для подражания.
      
      
      * Seven Arts International, a Baby Production Film.
      Directed by Martha Fiennes,
      produced by Ileen Maisel and Simon Bosanquet,
      screenplay by Peter Ettedgui and Michael Ignatieff,
      casting director Mary Selway.
      Onegin - Ralph Fiennes
      Tatyana - Liv Tyler
      
      Made at Shepperton Film Studios, England,
      filmed on location in St Petersburg Russia
      Onegin Productions Limited, 1998
      
      
       Хьюстон, Техас, декабрь 2007

  • Комментарии: 21, последний от 20/10/2008.
  • © Copyright Боринг Людмила Георгиевна (milaboring@mail.ru)
  • Обновлено: 19/08/2008. 35k. Статистика.
  • Статья: США
  • Оценка: 3.41*7  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка