Борисов Нил: другие произведения.

От Освенцима до Арарата

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 29/05/2006.
  • © Copyright Борисов Нил (mim32ilin&yahoo.com)
  • Обновлено: 28/05/2006. 11k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

      
      
       ОТ ОСВЕНЦИМА ДО АРАРАТА
      
      
      
      В 1915 году в Турции состоялась массовая казнь армян. Погибло миллион человек. Или полтора миллиона. Полмиллиона больше-полмиллиона меньше, кто их считал? Кто вообще считает людей, когда потерявшие человеческий облик палачи, пьяные от крови, рубят ятаганами головы детей, мужчин, женщин, стариков с единственной заботой: настругать как можно больше плоти иноверцев, н задев - не приведи Аллах! - по нечаянности правоверного.
      
      25 лет назад на Сионе, на внешней стороне стены христианского кладбища армяне из армянского квартала Старого города большими буквами написали "Не забудем геноцида армян 1915 года". По-английски, чтобы понятно было туристам из всех стран. Это был чуть ли ни единственный способ довести до сознания людей эту страшную истину, так как в газетах об этом почти не писали и по радио не говорили. Чтобы не обижать турок. Это называется "политическими соображениями", которые к соображениям морали никакого отношения не имеют.
      
      Между прочим, турки убивали армян, в основном, руками их соседей курдов. Тоже несчастный народ, территория которого разорвана между Турцией, Ираном, Ираком и Россией. Мы курдам тоже сочувствуем, но не тогда, когда они прислуживают собственным угнетателям в роли палачей.
      
      
      
      История - очень интересная и полезная наука, но, читая историю, мы зачастую за густым частоколом ее героев и геройских амбиций, дат и мест героических мясорубок, теряем суть происшедшего и моральную окраску совершенных поступков. Без этих ориентиров невозможно читать, но за деревьями личностей и отдельных событий зачастую не разглядеть леса. Очень часто это именно так и бывает. Иногда стоит подняться повыше, над деревьями, и посмотреть на лес.
      
      
      
      Факт, что армяне жили в Закавказье, когда ни турок-сельджуков, ни, тем более, русских в помине не было. В какой-то момент северную часть этого славного царства отбила для себя Россия. Защищая, само собой, интересы единоконфессиональных братьев и с учетом их, армянских, национальных интересов. Свои, российские, региональные интересы были за кадром. Южная же часть Армении, включая национальную святыню гору Арарат, в ходе потасовки осталась в границах и под властью Оттоманской империи.
      
      Все разделенные или рассыпанные по свету народы мечтают о воссоединении на своей Святой землей, сщгнав с нее узурпаторов и притеснителей. В том числе армяне. Это бывает очень опасно, когда часть народа по одну сторону границы, а другая - по другую ее сторону.
      
      В 1914 году младо-турецкое правительство Турции сочло для себя целесообразным принять германо-австрийскую сторону в войне против Антанты. С точки зрения интересов Турции это оказалось губительным, но в начале Первой мировой войны спрогнозировать ее итоги было почти невозможно. Россия и Турция были в контрах на протяжении многих веков. Россияне не могли забыть случай, когда, достигнув стен Константинополя -Царьграда- Истамбула, киевский князь Олег, тот самый, который "... отмстить неразумным хазарам", прибил к воротам этого города свой Щит ("Твой щит на вратах Цареграда"). А овладеть стратегически важными Босфором и Дарданеллами, это же было позарез необходимо.
      
      Все подобные мифы и легенды имеют две цели: давать темы для гениальных поэм и служить предлогом для захвата чужих земель и жизненно важных торговых путей. Поэтому Россия без Царьграда ну просто задыхалась в узком пространстве между Балтийским и Охотским морями. Турки же, в смысле Оттоманская империя, тоже хороши. Типичные реваншисты, они не оставляли надежд на возвращение Крыма и воссоединение северной части Армении с единокровными братьями из южной, что было также нехорошо с их стороны, хотя и напоминает историю воссоединение западных белоруссов с восточными братьями в 1939 году. Тогда же, между прочим, была сделана неудачная попытка присоединения финов к единокровным карелам.
      
      Тут стоит также сравнить два важных решения, принятых в то же военное время, одно в Петербурге (Пардон, тогда этот город временно был Петроградом, чтобы немецкое слово " burg" не резало патриотический слух жителей столицы), а другое - в Истамбуле. Российское правительство решило выселить еврейское население из прифронтовой зоны подальше на восток, и чего это стоило евреям, об этом никто не помнит. А другое решение приняло турецкое правительство, отдав приказ вредоносных армян для простоты и чтобы не загружать транспортные средства, просто истребить. Причины аналогичны. Евреи выселялись, потому что, будучи народом предателей (Даже Бога и того они предали), эти пархатые найдут причину, чтобы предать родину немчуре, а армяне, те только о том и мечтают, чтобы перебежать к своим, прихватив с собой Арарат с окрестностями, но также о том, чтобы русские побили при этом турок.
      
      
      
      При всей опасности исторических аналогий иногда сходства принимаемых совершенно разными влиятельными лицами решений бывают до такой степени схожи, что диву даешься. Так, например, германское командование, включая командование так называемых айнзацкомандос, стремилось уберечь немецких солдат от естественных психологических травм, получаемых исполнителями массовых казней. Поэтому на территории Польши, Прибалтики и Украины, немцы удовольствие уничтожать евреев охотно уступали местным жителям, которые очень охотно и инициативно выполняли эти задания. В Турции же большинство армян во время геноцида 1915 года было убито курдами. Как обычно, виноваты в глазах общественности не те, кто убивал, а отдававшие приказы, но палачи-то все равно остаются палачами.
      
      Уместны ли разговоры о том, каким техническим термином называть массовые убийства, когда казнят смертью не отдельных людей и даже не группы, а целые народы? Правильно ли массовое убийство турками армян тоже считать Холокостом? Холокостом армян?
      
      Проблема, как мне кажется, в том, что ни в одном языке нет слова или термина, которым можно было бы обозначить гору из миллионов убитых людей. Поэтому такие слова, как "холокост", "шоа", "геноцид", "катастрофа"... лишь приблизительно обозначают то, что человеческая психика не способна обработать и одеть в подобающие языковые рубахи. А каким словом назвать ни с чем не сравнимое в истории убийство в годы советской власти советскими десятков миллионов советских же? Нет такого слова. Говорят просто: ГУЛАГ, и всем понятно. Явления существуют, факт неоспорим, события произошли и оставили след, который не стереть и от него не увернуться, а слова, чтобы назвать нет. И быть такого правильного, адекватного понятию слова не может. Поскольку мы ищем эти слова в языках людей, а не жителей преисподней.
      
      
      
      Один врач как-то сказал мне: ты знаешь, единственное бесспорно полезное для больных средство, созданное медициной в последние сто лет, это анестезия. Грустно, но факт.
      
      Люди вообще очень ценят анестезию, как способ заглушить боль, не чувствовать ее, даже забыть о том, что болело. Нас можно сколько угодно убеждать в том, что боль - жизненно необходимое изобретение природы. Она необходима, как система сигналов об опасности, о том, что нельзя совать палец в огонь или колотить лбом о стену. Это система предупреждений о том, чего не следует делать, чего нельзя есть, как одеваться и т. д. Не будь болей, мы бы не умели жить.
      
      То же относится к взаимоотношениям между людьми. Не хочешь, чтобы тебе причиняли боль, не причиняй ее другим.
      
      В то же время вспомним, что Гитлер инкриминировал евреям изобретение и внедрение в нашу цивилизацию такого понятия, как совесть. Совесть, это тоже система сигналов о том, чего нельзя делать (Или непременно нужно делать), чтобы потом "не было мучительно больно". Гитлеры стремятся освободить человечество от этой формы анестезии.
      
      Существует два способа избежать болезненных ощущений: быть осторожным и правильно себя вести или, если болевой сигнал все-таки поступил, прибегнуть к обезболивающему средству, анестезии. В исторической же перспективе анестезия сродни амнезии.
      
      
      
      Вспоминать о том, что натворили европейцы в "Новом мире", когда открыли его для себя, как турки истребляли армян, немцы и их "пособники", как их принято называть, евреев, а хуту и тутси, красные и не-красные кхмеры, а также российские (белые, красные и совершенно бесцветные, светло- и темнолицые, широко- и узкоглазые) друг друга, - очень неприятно, болезненно и не соблазнительно ли в качестве обезболивающего принять порцию амнезии под прелогом, что, вспоминающий прошлое рискует лишиться глаза . Это очень просто.
      
      Делается это так: вы становитесь на видное место и громко заявляете, что никакого холокоста, шоа, геноцида и тому подобных еврейских, индейских и армянских псевдотрагедий не было, что это все злобная клевета на мировой общественный и государственный строй и порядок, - и все, и больше никому ничто не болит.
      
      Менее радикальный метод анестезии: попросить пострадавших не бубнить постоянно над ухом о событиях давно минувших дней.
      
      - Эти евреи, они постоянно хнычут по поводу своих якобы убитых родственников, которых у них никогда вовсе и не было.
      
      - Эти армяне, они не могут забыть истории о том, как они однажды подрались с курдами, причен они первыми начали.
      
      - Индейцы, те вообще были такими дикарями, что их и за людей трудно было принять, и европейцам показалось, что это обезьяноподобные собаки. Пусть они, а заодно африканцы и прочие азиаты, скажут спасибо, что их приобщили к культуре и цивилизации, объевшись плодами которой некоторые индейцы умерли от несварения примитивных мозгов.
      
      
      
      Обезболивающих средств, как и в медицине, существует много. Некоторые, даже не очень религиозные, люди ссылаются на Бога, который просто так и за ничто не наказывает. По крайней мере, все, что делается на Земле, имеет божественную цель и это значит, что наказаны те, кто виновен, а палачи... их, собственно, и винить-то невозможно. Никто же не возлагает вину за распятие Христа на римских солдат, вбивавших в него гвозди и вонзивших копье под ребро Спасителя. Таковым было задание, полученное ими от Бога-отца, через прокуратора Иудеи и членов опять таки еврейкого синедриона.
      
      И вообще, все, что ни делается - к лучшему, не правда ли?
  • Комментарии: 3, последний от 29/05/2006.
  • © Copyright Борисов Нил (mim32ilin&yahoo.com)
  • Обновлено: 28/05/2006. 11k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка