Пару дней назад староста телеинтеллектуалов России Михаил Швыдкой собрал на очередное заседание своей "Культурной революции" свою обычную компанию для обсуждения вопроса о том, прибавляет ли человеку счастья познание окружающего мира. Меня в эту компанию не приглашают, а пригласили бы, все равно не поехал бы - уж больно далеко, да и в Москву неохота - но встрять-то надо.
Впечатление такое, что умные и образованные люди тянут кота за хвост в вопросе, который равноценен проблеме: хорошо ли, что Волга впадает в Каспийское море, а не в Бискайский залив?
Человек есть Единое целое (Oneness). Течет кровь, и текут мысли, варят мозги и переваривается вчерашний ужин, и, что бы ни прибавляло познание, и что бы оно ни отнимало, оно так же безостановочно течет, как желчь из пузырька, а кровь из сердца в аорту и дальше. Если остановить поток сознания (познания), то начинается медитация, то есть другой поток сознания, по другим путям и к другим целям.
Счастлив ли гомо сапиенс, оттого что познает? Когда да, а когда нет. Нашел - счастлив, нашел, но не то, что искал - обидно. Этот ищет внутренний смысл суждений Канта, а тот улицу и номер дома врага, чтобы пристрелить. Все чего-то ищут, находят, опять теряют или - черт бы побрал стариковскую память! - забывают. Хорошо быть умным, богатым и счастливым, а не наоборот. Любить конструктивно, а ненавидеть - себе во вред, но как часто от любви сплошная боль, а ненависть к подлецу-соседу так радует сердце и веселит, что спасибо Господу, пославшему подлеца-соседа!
Что тут обсуждать?
Люди нашей цивилизации с давних пор приобрели дурную привычку все сущее делить на то, что хорошо и то, что плохо. Как в глупеньком стишке Маяковского. Этому белый шар, а этому черный. Шашлык - это хорошо или плохо? А кино про Золушку? А джинсовые штаны? А тигровая шкура? А сигарета "Прима"? А телевизор "Тошиба"?
Хотим мы познавать мир, в котором живем или не хотим, но он все равно познается, причем, познавший больше имеет больше шансов на больший выигрыш, а мы зачем-то все познаваемое раскладываем в два ящика: в этот ящик плохое, а в этот хорошее. Якобы, для удобства. Заратустра, тот над каждым из двух ящиков назначил отдельного начальника-бога: если от Ахура-Мазды и его "воинства" произошло все благородное и полезное: возделанная земля, домашние животные, вода, огонь, здоровье, дневной свет и т.п., то от его противоположности - Ангра-Маинью все темное и нечистое: грехи, чародейство, смерть, болезни, старость, зима, пресмыкающиеся, хищные звери, пустыни... Ангра-Майнью - олицетворение зла, лжи, нечистоты.
Евреи ограничились мелким персонажем, которого посылают из Канцелярии, чтобы расшевелить ленивого и напугать злонамеренного. Христиане этого Сатана довели до абсурда, разрисовали его рожами стены своих храмов и торгуют рецептами защиты от него.
Не дожидаясь попадания в потусторонний ад, устраиваем его себе и другим на этой стороне. Соревнуемся друг с другом: чей ад ближе и похожее на планируемый в будущем.
Вполне выполнимо превращение процесса познания в адскую жизнь на земле. Рассказывают о том, как учителя ислама обрабатывают своих питомцев, готовя их к восприятию идеи о преимуществах смерти во имя Аллаха перед жизнью без фанатичной веры в него и в его пророка. Ниже - выписки из текстов, подготовленных муллой Мухаммадом Абдуллахом об аде и рае и изучаемых миллионами мусульманами.
Всевышний сказал: "Для них над ними навесы из огня и под ними навесы. Этим страшит Аллах Своих рабов. О рабы Мои, бойтесь же Меня!" (аз-Зумар 39:16). Поистине, облик ада ужасен! Ибн Аббас рассказывал, что пророк сказал: "Когда наступило солнечное затмение, я увидел Огонь. Я никогда не видел более ужасного зрелища" (Муслим). Пророк также сказал: "В День воскресения приведут Огонь, у которого семьдесят тысяч поводьев. За каждый повод его будут волочить семьдесят тысяч ангелов" (Муслим).
Абу Хурейра рассказывал, что пророк сказал: "Этот огонь, зажигаемый сынами Адама, составляет одну семидесятую часть огня геенны" (аль-Бухари и Муслим). Как-то Ка"б сказал Умару ибн аль-Хаттабу: "Если бы врата геенны открылись в этот мир хотя бы на величину бычьей ноздри на востоке, то на западе от его жара у человека вскипел бы и потёк головной мозг".
Пророк также сказал: "Адский огонь разводили тысячу лет, пока он не стал белым, затем его разводили ещё тысячу лет, пока он не стал красным, а затем его разводили ещё тысячу лет, пока он не стал чёрным. Он - чёрный, подобно тёмной ночи" (ат-Тирмизи и Ибн Маджа).
Всевышний сказал: "Их лица словно покрыты кусками мрачной ночи. Это - обитатели Огня. В нём они пребывают вечно" (Йунус 10:27).
Поистине, человек не может представить себе пламень геенны, но ему достаточно взглянуть на огонь в этом мире, который готов поглотить всё живое, возникающее на его пути. Поэтому праведные предки, глядя на него, испытывали страх пред Господом. Истину изрёк Всевышний: "Размышляли ли вы об огне, что вы высекаете? Мы сделали его напоминанием..." (аль-Ваки"а 56:70-71). Аллах сделал земной огонь напоминанием об адском огне - огне чёрном, знойном...
Абу Хурейра рассказывал: "Как-то мы сидели около посланника Аллаха и услышали грохот падающего камня. Пророк спросил: "Знаете ли вы, что это?" Мы ответили: "Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше". Он сказал: "Это - камень брошенный в аду семьдесят лет назад, и лишь сейчас он упал на его дно"" (Муслим).
Посланник Аллаха также сказал: "Поистине, человек может сказать всего одно слово, не видя в нём ничего плохого, а именно за него он семьдесят лет падает в Огне" (Ахмад).
Всевышний сказал: "И поистине, местом, назначенным для всех их, будет геенна. У неё - семь врат, и у каждых врат - отдельная группа" (аль-Хиджр 15:43-44). Чем ниже расположены врата, тем более ужасен их жар. Мукатиль сказал, что врата ада запрутся вслед за вошедшими в него и их подопрут колами из железа, чтобы жар и зной возвращался к ним.
Всевышний сказал: "Не будет им пищи, кроме колючек дари"; от которых не жирнеют и которые не утоляют голода" (аль-Гашийа 88:6-7). Всевышний Аллах сказал: "Разве это угощение (райские блага) не лучше, чем дерево заккум? Мы сделали его искушением для грешников. Это - дерево, выходящее из глубин ада. Плоды его - словно головы шайтанов. Его едят они и им наполняют животы" (ас-Саффат 37:62-66
Всевышний также сказал: "Не будет им пищи, кроме помоев гислин. Не ест их никто, кроме грешников" (аль-Хакка 69:36-37). Гислин - это гной обитателей ада.
Всевышний Аллах сказал: "...как тот, кто вечно пребывает в Огне и кого поят кипящей водой хамим, и она рассекает их внутренности" (Мухаммад 47:15Всевышний также сказал: "...не вкушая там ни прохлады, ни питья, кроме кипятка хамим и гноя гассяк" (ан-Наба 78:24-25). Некоторые толкователи утверждали, что гассяк - это холодное питьё, которое не возможно вкусить из-за сильного мороза.
Всевышний сказал: "...а если они воззовут о помощи, то им помогут водой, подобной расплавленному металлу махль, которая опаляет лица. Скверно это питьё, и плохо убежище!" (аль-Кахф 18:29).
Всевышний сказал: "...тем, которые не веровали, выкроены одежды из огня" (аль-Хаджж 22:19Ложа и покрывала грешников также будут из огня, и геенна станет для них тюрьмой. О слуга Аллаха, как же много людей, для которых геенна станет вечной тюрьмой!
Обитатели Огня несколько раз будут обращаться к Господу, моля о прощении, отсрочке и погибели. Всевышний сказал: "Они скажут: "Господь наш, Ты умертвил нас дважды и оживил нас дважды. Мы признали свои грехи - нет ли для нас пути к выходу?" (Ответом им будет:) "Это для вас за то, что когда призывали Единого Аллаха, вы не верили, а когда придавали Ему сотоварищей, то верили"" (Гафир 40:11-12). Всевышний также сказал: "И скажут те, которые были обидчиками: "Господи наш! Отсрочь нам до близкого срока, - мы ответим на Твой призыв и последуем за посланниками". (Ответом им будет:) "Разве ж вы не клялись раньше, что не изменитесь?!"" (Ибрахим 14:44).
В "ас-Сахихе" приводится хадис Усамы, передавшего слова пророка: "Приведут одного человека и бросят в Огонь, так что горб его будет выдаваться в пламя. Там он будет ходить по кругу, как ишак ходит вокруг мельницы. Обитатели Огня соберутся вокруг него и скажут: "О такой-то, что с тобой? Разве ты не призывал нас к благому и не запрещал нам неодобряемое?" Он скажет: "Да. Я призывал к благому, но не выполнял это сам; и запрещал вам неодобряемое, но сам совершал это"".
Каково же самое малое наказание в геенне? Посланник Аллаха сказал: "Самое малым наказанием людям в День воскресения будут два огненных угля, лежащие под средней частью стопы, от (жара) которых вскипает головной мозг, подобно тому как закипает котёл и бутыль".
Величайшим же наказанием для людей будет лишение возможности лицезреть Господа, о чём сказал Всевышний: "Так нет же! Покрыло ржавчиной их сердце то, что они приобретали. Так нет же! В тот день они будут отделены от своего Господа. Поистине, потом они будут гореть в Огне" (аль-Мутаффифун 83:14-
Таков путь познания и таково содержание познаваемых истин верующего мусульманина. Обработанного таким образом молодого человека утешают тем, что у него есть альтернатива, то есть возможность лицезрения Аллаха и потусторонней жизни в раю.
О слуга Аллаха! Задумайся над следующей притчей. Ибрахим ат-Тейми сказал: "Я представил себя в раю - представил, как я ем райские плоды и обнимаю райских дев. Затем я представил себя в Огне - представил, как я, закованный в цепи и оковы, ем плоды заккума и пью кровавую, гнойную воду садид. Тогда я спросил самого себя: "Чего же ты сейчас хочешь?" И я ответил: "Я хочу вернуться в мирскую жизнь и творить праведные дела". Тогда я сказал: "Вот и исполнилось твоё желание - твори же их"". И да исправит Аллах наши дела и убережёт нас от адского огня!
Всевышний Аллах сказал: "Аллах избавил их (верующих) от бедствий того (Судного) дня и одарил их процветанием и радостью, и за то, что они терпели, Он воздаст им райскими садами и шёлковыми одеяниями. Они будут лежать на ложах, не зная ни зноя, ни мороза. Тень деревьев будет осенять их, а плоды будут низко склоняться над ними. К ним приблизятся (девы) с сосудами из серебра и чашами из хрусталя - хрусталя серебряного, (блистающего) совершенством. В том саду те (девы) напоят их из чаши (напитком), настоянном на имбире, из райского источника, прозванного Салсабилом. (Чередой) обходят их вечно юные отроки. Взглянув на них, ты примешь их за жемчуг рассыпанный. Когда же присмотришься, то увидишь великое блаженство и великую власть. Они облачены в зелёные одеяния из атласа и парчи, на них ожерелья серебряные. Напоил их Господь напитком чистым. Поистине, это - вознаграждение вам, воздаяние благодарностью за ваше усердие" (аль-Инсан 76:11-22).
Сахль ибн Са"д рассказывал, что пророк сказал: "У рая восемь врат" (аль-Бухари и Муслим). Ибн аль-Каййим сказал, что врата рая расположены одни над другими.
Ибн Аббаса спросили: "Какова земля в раю?" Он сказал: "Она из белого мрамора, изготовленного из серебра. Она подобна зеркалам". Его спросили: "А каков его свет?" Он сказал: "Разве ты не видел час перед восходом солнца? Его свет таков, но там нет ни того солнца, ни той стужи". Ибн Аббас сказал: "Отдавайте предпочтение белому, потому что Аллах сотворил рай белым" (Абу На"им).
Абу Хурейра рассказывал, что как-то сподвижники попросили пророка: "Расскажи нам о рае - какие в нём дома?" Он сказал: "Один кирпич из золота, другой - из серебра, а глина - мускус. Щебень - жемчуг и яхонт, пыль - шафран. Вошедший туда будет облагодетельствован и не станет отчаиваться, он вечен и не умирает. Одежды там не изнашиваются, а юноши не погибают" (Ахмад).
Абу Муса аль-Аш"ари рассказывал, что пророк сказал: "Поистине, в раю у верующего будет шатёр из одной полой жемчужины, высота которой шестьдесят миль. В нём живёт семья верующего. Когда он навещает своих близких, одни из них не видят других" (аль-Бухари и Муслим).
Святому пророку Мухаммаду Всевышний Аллах даровал райскую реку изобилия аль-Каусар, вода которой слаще мёда и белее молока. Отпивший её никогда не будет испытывать жажды.
Представь себе, из чего сшиты ложа праведников, если подкладка их сшита из драгоценной парчи. Они будут в безопасности от того, что эти плоды кончатся или испортятся.
Он также сказал: "Их будут поить выдержанным вином, запечатанным мускусом" (аль-Мутаффифун 83:25-26Джабир рассказывал, что пророк сказал: "Обитатели рая едят, пьют, но не сморкаются, не испражняются и не мочатся. Съеденное ими выделяется из них с отрыжкой, имеющей запах мускуса. Их вдох - это прославление и возвеличивание Аллаха, подобно тому как вы вдыхаете воздух" (Муслим).
Посланник Аллаха сказал: "Одеяние верующего будет доходить до мест, которые он мыл, совершая
Всевышний Аллах сказал: "Будут там девы с потупленными очами, которых прежде не касался ни человек, ни джинн. Какое же из благодеяний вашего Господа вы сочтёте ложным? Они (гурии) - словно яхонт и жемчуг" (ар-Рахман 55:56-58).
Будь я женщиной-мусульманкой, то спросил бы: а как же будет с нами? Нам тоже выдадут "гуров"?
Анас рассказывал, что посланник Аллаха сказал: "Поистине, в раю есть рынок, куда люди приходят каждую пятницу
Всевышний Аллах сказал: "Лица (счастливых людей) в тот день будут сиять и взирать на Господа своего" (аль-Кийама 75:22-23). Абу Хурейра рассказывал, что пророка спросили: "О посланник Аллаха! Увидим ли мы нашего Господа в День воскресения?" Посланник Аллаха сказал: "Мешает ли вам что-нибудь смотреть на луну в полнолуние
Да упасёт нас Аллах от приобщения к Нему сотоварищей и введёт нас в рай!
В основе этой публикации лежит книга шейха Джамала Мади "Рай и ад глазами человека". Она содержит лишь незначительную часть того, что поведали Всевышний Аллах и святой пророк Мухаммад о рае и аде.
***
Человек не может остановить процесс познания. Он кончается только со смертью, хотя и по этому поводу существует много разных соображений. Но что выполнимо, так это превращение процесса познания в идеальную промывку мозгов и в этом отношении ислам представляет собой самую идеальную систему