Кто-нибудь видел эту чертову карикатуру на Мохамада, опубликованною в Дании? Я не видел.
Французская "Либерасьон" пишет, что рисунок весьма слабый и она бы работу такого уровня не приняла бы и публиковать бы не стала. В то же время эта газета защищает право свободных СМИ самим решать, что помещать на своих страницах, а что не помещать.
Мало ли кому что не нравится? Нельзя публиковать клевету. Преступно призывать к насилию против отдельных людей или групп граждан, против законно избранного правительства. Критиковать можно, призывать к насильственному свержению нельзя. Карикатура на премьер-министра в газете - дело обычное и обижаться на такое - себе во вред.
Мало ли что мне лично не нравится в печати? Например, изображение прибитого гвоздями к перекладине еврея кажется мне (Мне лично так кажется) провокацией и призывом к насилию над евреями. Ну, так что делать, если мне так кажется? Христианин посоветует перекреститься, а раввин пожмет плечами и скажет: не обращай внимания, мы 20 веков видим эту картинку и уже привыкли. А если снять этого еврея с перекладины, так антисемитизма станет меньше?
"Франс-суар", идя навстречу пожеланиям любопытных читателей, перепечатала рисунок, и поэтому поводу в других редакциях редакторы провели расширенные совещания на тему о том, какие "французские цели" теперь привлекут внимание нервных исламистов, и каких выпадов с их стороны теперь можно ожидать. Нужно же подготовиться. Некоторые считают, что нужно быть готовы ко всему.
Французская газета "Le Monde" цитирукет фундаментальные законы европейских государств, в которых, в частности, повсеместно отмечается (ст.10 Европейской конвенции о правах человека), что свобода печати относится не только к тем публикациям, в которых высказывается положительное отношение к объекту этой публикации, но и к тем, которые могут кого-то задеть, шокировать, обеспокоить государственные структуры или какой-либо общественный сектор. Этого требуют плюрализм, терпимость и дух открытости, без которых не может существовать демократическое об-во.
Более того, подчеркивается, что демократическое государство обязано терпимо относиться даже к такой критике, которая выглядит оскорбительной и провокационной. Вплоть до этого!
Тем не менее, президент Жак Ширак призвал всех к сдержанности и порекомендовал не задевать религиозных чувств сограждан.
Хочется надеяться, что рисунок датского карикатуриста не спровоцирует мировой войны, тем более, что фактически она уже все равно бушует. Но подумать есть о чем.
Совсем недавно на израильском телевидении прозвучала шутка о русско-язычной кассирше из супермаркета. Если не карикатура, то под понятие "шарж" это подпадает. В любом случае, что тут страшного и до такой степени оскорбительного для всех русскоязычных кассирш, которые, как и я, говорят на иврите с неисправимым акцентом, и почему эта теле-кассирша должна быть предметом обсуждения на таком высоком уровне. Только человек, начисто лишенный чувства юмора с ментальностью геверет Солодкиной мог откликнуться и поднять эту тему на уровень государственной важности.
Судя по популярности этой госпожи среди русско-язычных израильтян и их готовности отдать этой серой личности свои голоса на выборах 28 марта, эта дама при всей своей ограниченности попала в точку. Что она умеет приспосабливаться к обстоятельствам, порхая с одной партии в другую, и говорить то, что должно в данный момент быть сказано, это мы знаем, и знаем, что она еще не поняла ментальности людей демократического общества. Она не заметила, как на израильском радио и телевидении постоянно вышучивается восточный еврей с его марокканским акцентом и провинциальными манерами лавочника их шука Кармель. И никто не скандалит и не шлет протестов.
Нам очень хочется быть европейцами, частью европейской цивилизации, но сами мы, немалая часть нашей так называемой "русской улицы" вместе с мадам Солодкиной заражены тем же вирусом, который выгнал сегодня сотни тысяч мусульман на улицы городов в защиту своего Пророка. Нам все время чудится, что кто-то нас недооценивает и норовит обидеть. Наши шутки над вроде бы китайским "моя-твоя не понимать" или армянским радио кажутся нам безобидными, а то, что наш акцент кому-то неприятен, а кому-то кажется забавным - это до такой степени возмущает, что мы готовы снова послать в Кнессет эту серую личность вместе с разрушительной "Кадимой", чтобы она защищала интересы наших кассирш с их неисправимым акцентом.
Одной из основных черт демократического общества является право на собственное мнение и его публичное выражение. Включая политиков и законодателей. Так, например, пресс-атташе американского Госдепартамента Джастин Хиггинс сказал, что считает карикатуру оскорбительной и провоцировать в прессе чувства верующих мусульман недопустимо. И тут же добавил, что свободу слова тоже нужно уважать.
Когда тетя Сара пожаловалась Вовкиной матери, что Вовка написал на нее с балкона, то Вовкина мама сказала: Ну что я могу сделать? Ну, написайте на него тоже".
Если бы все мусульмане обратились ко мне, то я бы тоже, как Вовкина мама, посоветовал бы им, чтобы в ответ они нарисовали в своих газетах Иисуса Христа пришпиленным гвоздями, ну, например, к полумесяцу. Уверен, что, сидя в своем чертоге, Хистос от смеха упал бы с кресла. И это тоже было бы забавно, и мы все посмеялись бы, и сказали бы что-нибудь смешенное на иврите с нижегородским акцентом, и журналист на одном из израильских каналов подшутил бы над нами, чтобы развеселить весь Израиль.
Не смешно было бы только госпоже Солодкиной, которая напрочь лишена чувства юмора, а присутствие в парламенте страны людей, лишенных чувства юмора опасно для государства.
А не смешно ли то, что дипломатические представители ряда мусульманских стран требуют, чтобы правительство Дании принесло свои извинения перед мусульманами? Асмус Расмульссен, премьер-министр этой страны вынужден был публично пожать плечами и честно признаться перед всем миром, что он понятия не имеет, как правительство может приносить извинения за характер публикаций в газете или за картинки, которые рисует карикатурист.
В этом проявляется отличие ментальностей свободных, открытых и демократически воспитанных людей от всевозможной серости и от людей, воспитанных в правилах исламского или социалистического лагерей.