Чем ближе понятие приближается к категории, тем труднее поддается оно определению через род и видовое отличие. Латинское sanctus у римлян вообще к божеству не относилось, а в христианство в этом смысле вошло из иудаизма (кдоша), где этот термин относился первоначально только к Богу, а затем распространился на все, что к Нему относится и с Ним связано. В этом смысле свят Храм (псалмы 5 и 8) и гора, на котором он был построен (9-й век до Н/Э) и святы предметы культа. Само собой, святы тексты Торы, Писания, книги Пророков. Место, где хранился Ковчег завета, называлось "святая святых". Эти предметы должны быть чистыми, без пороков, и отсюда это понятие было перенесено на человеческое, светское, относящее, в частности, к предметам культуры.
Интересно, что у саддукеев понятие святости относилось больше к внешним признакам, а у фарисеев и ессеев это понятие приобрело духовный смысл. Фарисеи различали 10 ступеней святости, в числе которых были Эрец Исраэль (Земля Израиля) и Иерусалим. Достижение святости, включающей физическую, нравственную и высшую, духовную чистоту, является основой иудейской этики, а еврейское законодательство ставило себе целью достижение святости еврейским народом.
По мере модернизации всей нашей цивилизации религиозные понятия переходили в светский лексикон и в близком к религиозному смысле стали относиться к светскому и повседневному. Независимо от религиозности в сознании цивилизованного или просто порядочного человека святы отец и мать, родина. Россия - не иначе, как святая Русь со времен древнего Киева.
О долге перед родителями и перед родиной говорят, как о святом долге, а нарушение этого долга - не только преступление, но также форма нравственного падения и святотатства.
Когда речь идет об Эрец Исраэль (Земля Израиля), то многие забывают, что это понятие обладает святостью не только в религиозном смысле, что особенно важно знать людям, которым чужды религиозные чувства, но и в смысле нравственном, то есть, можно сказать, светском. Мы, скажем так: большая часть цивилизации в стиле модерн, так зациклены на реализме и примате "реалистичного" буквально во всем, начиная с реалполитик и вплоть до повседневных проблем, что забываем о существовании самого различия между повседневно-будничным и святым. Мы забываем, что осквернение святого есть не только святотатство в религиозном смысле и в связи с Богом, которого мы упаковали в гробницу исторической памяти, но что это безнравственно в том смысле, который мы вкладываем в исключительно светский перечень правил поведения.
Так невыполнение сыновнего (дочернего) долга по отношению к матери и отцу есть не только святотатство, но безнравственно в религиозном и светском смысле, и то же относится к Эрец Исраэль и к Иерусалиму.
Поскольку мы (Большинство) стали такими светскими, что шарахаемся от упоминания о святости, то обратимся к самым ходким источникам: путеводители по странам для туристов. При описании Палестины (Она же Эрец Исраэль) множество мест называются не иначе, как Holy places, причем это должно, как я понимаю, означать не только религиозно-исторический термин, но степень почтения, с которым турист приблизится к ним. Эти места святы. Святы Иерусалим, Гробница праотцев в Хевроне (Насколько мне известно из истории, это мои праотцы), Храмовая гора и остатки храмовых сооружений (Западная стена) и т. д. Святость этих мест связана с их многократным упоминанием в священной истории, и я не знаю, какого уровня светскости или нравственного падения нужно достичь, чтобы отбросить упоминание об их holyness.
Мне вспоминается голодное, армейское время, когда во взводе выбирали хлебореза, как сегодня выбирают разве что президента республики. Разделить буханку поровну на всех было святым делом, и выбирали того, кто может сделать это по совести. Дай-то Бог, чтобы к выборам в законодательный орган страны мы относились с такой же серьезностью, как мы тогда к выборам хлебореза, а не так, как израильтяне отнеслись к этому 28 марта этого года. Хотя, что такое эта буханка и как можно сравнивать ее с объектами высокого звучания и высшей ценности?
Послушаешь, как в Израиле и во всем христианском мире говорят о дележе Эрец Исраэль, так вспоминается эта буханка под ножом хлебореза. Дай-то Бог, чтобы и к этому делу народы мира и сами жители этой Святой Страны относились с такой же серьезностью и с учетом святости.
Никогда в истории Палестина не была для мусульман святым местом. У мусульман есть святые места, но не это. Все уже, похоже, забыли до какой степени все это пространство от Афулы до Эйлата и от Средиземного моря до Иордана представляло собой заброшенный и замусоренный пустырь. Включая Иерусалим. Когда, после нападения на Израиль со стороны Иордании, которая, поддавшись провокациям Египта, включилась в Шестидневную войну в надежде разделить с ним радость победы над "джимми" и "детьми смерти", как они называют евреев и христиан, кстати, тоже, наши войска выбили иорданцев их Старого года, им предстала картина полной разрухи и замусорености. Еврейский квартал представлял собой кучи камней и мусора.
Веками мусор сваливался прямо у стены, окружающей старый город, с наружной и с внутренней стороны. Стена, которую турист видит сегодня, 40 лет тому назад до середины была завалена и была очищена от земли и нечистот после 67 года. На протяжении многих лет на ней оставался след арабского присутствия.
Сегодня для туристов открыты каменоломни, вход в которые у подножия стены. Отсюда брали камень для строительства Храма и стен, а в глубине этой огромной пещеры - источник воды. Говорят, пока течет эта вода, существует мир. Можете не верить, но масоны (каменщики) считают это место своей святыней. Как бы вы не относились к масонским ложам, святыня, даже если не наша, все равно святыня. Ну, не принято, никогда не было принято, разрушать святыни. По крайней мере, в рамках культуры той цивилизации, к которой мы себя относим. Этого не понимали большевики, презиравшие не свои святыни и воздвигавшие на их руинах свои капища, этого не понимали афганские талибы, которые, не внимая мольбам всего мира, разрушили знаменитые статуи Будд, и в Палестине люди, утверждающие, что эта земля их отчич и дедич чуть ли ни со времен Адама, вели и продолжают вести себя подобным же образом.
Археологи умоляют их не производить земляных работ на Храмовой горе, где полно археологических ценностей, и все эти артифакты для иудеев и христиан тоже представляют собой святыни. С тем же успехом вы могли бы умолять Яффские ворота. Причем, правительство Израиля ведет себя, как тот крыловский повар, что увещевал кота. Мне стыдно за мое правительство.
Можно привести тысячи подобных примеров, но ведь это не раскрытие секретов. Об этом знает израильское правительство и об этом знает весь христианский мир.
К великому сожалению, наша цивилизация все еще никак не может осознать трагизм своего положения. Причем, люди, относящие себя к интеллектуальной элите, чем они элитарнее, тем равнодушнее к святыням и тем, в своем великом гуманизме, безразличнее к тому, что исламская цивилизация, если судить не по текстам ее священных книг, к которым я лично отношусь, как ко всем другим святыням, с почтением, а по делам ее людей, нависла над нами, как анти-цивилизация, готовая крушить все на своем пути.
Европа, над которой уже висит этот Дамоклов меч, вместо того, чтобы, осознав угрозу, встать на защиту своих рубежей, географических и культурных, сама нависла над Эрец Исраэль и требует бесконечных уступок и возврат. Чего именно?
Не слышно, чтобы кто-нибудь, ведя разговоры о "территориях в обмен на мир", что само по себе абсолютно абсурдно, упомянул о том, что это не дележка теткиного пирога, а - ножом по еще живой святыне, причем, откройте Библию и убедитесь в том, что это (Оставим Бога на минуточку в стороне) традиционно, на протяжении тысячелетий и со времени гораздо более древнего, чем рождение исламского пророка, является иудео-христианской святыней не только в религиозном, но в культурологическом смысле тоже.
Вы слышали, что Ольмерт (Ходят слухи, что и он тоже происходит из каких-то китайских евреев) собирается например изгнать евреев из поселения Ткоа? Это недалеко от Иерусалима. Сотни семей будут дубинками, как из Амоны, выгнаны, и пусть идут, куда глаза глядят. Сотни домов и усадеб будут превращены в горы мусора. Так вот, когда эта экзекуция начнется, я предлагаю всем, иудеям и христианам, вспомнить, что это наша общая культурная святыня. Это место связано с пророком Амосом. Осквернить его, это все равно, что (Не дай Бог) осквернить, например, Ясную поляну или село Михайловское.
Каждый такой шаг представляет собой не реалполитик и уступка во имя мира, а позорная сдача позиций наступающему на нас врагу нашей культуры, наших святынь и наших жизней.