Белый человек, творя на Земле невообразимые мерзости, постоянно опускается до такого кощунства, что собственную вину с легкостью перекладывает на плечи того Бога, каким он Его себе представляет. Это очень удобно. Целые цивилизации инков, ацтеков и майя белый человек смел с лица американского континента. На Кубе в живых не оставили ни одного индейца. Гражданские и межнациональные войны. Местные и мировые. Гражданская война в России - 10,5 млн. трупов. Вторая мировая - 50 млн. ГУЛАГ. Наконец Холокост. Целая идишистская цивилизация превращена в дым. Кто это учинил? На ком вина?
Белому человеку, который от стыда за совершенное должен бы зарыть себя в землю, находит удобную форму: это все наказания, посылаемые Им согрешившим против него людям. Индейцы согрешили, евреи согрешили, армяне, те вообще смертные грешники. Вообще, каждый, кого убивают, убит, потому что согрешил.
Это ли не возмутительное кощунство! Как можно доброму и милосердному Христу приписывать такие жестокие деяния? Ничего себе Спаситель, претерпевший распятие на кресте ради спасения человечества и распинающий людей десятками миллионов!
Выходит, не мы, цивилизованные европейцы, сожгли и сгноили, отравили газами и убили голодом и холодом, и замучили каторжным трудом, и расстреляли на краю оврагов - все это послал на Землю Он?!! Триединый? Или каждый из них по отдельности? Или эта несчастная Мирьям - Богоматерь. Это она перебила тьму тьмущую народа?
Я думаю, что все мерзости совершили и продолжают совершать мерзавцы. Формула проста, как весы Фемиды. Роль Бога НЕИСПОВЕДИМА. И всякий, кто пытается искать способы, как бы увернуться от ответственности, ссылаясь на то, что это Всевышний незринул кару на головы грешников, совершает кощунство.
Людям дана свобода воли и возможность выбирать между добром и злом. Христианский мир несет на себе страшный грех за гибель нехристианских цивилизаций, за гибель сотен миллионов негров, индейцев, евреев и ДРУГ ДРУГА. Ешу, именем которого мою бабушку добрые христиане привязали к лошади и таскали по мостовой Новогеоргиевска, никакого отношения к этому преступлению не имел. Если бы мне хоть на минуту пришла в голову такая жуткая мысль... Нет, она бы не пришла.
Я кое-что написал об этом в статье "От Кризостома до Гитлера", а здесь хочу еще добавить, что слишком хорошо думаю о Ешу, чтобы позволить приписывать ему преступления христиан, вообразивших, что Он за какие-то там вины наказал своих соплеменников. Представим себе на минуту, что он и в самом деле, был не просто добрым раввином, повздорившим с формалистами-фарисеями, что между раввинами происходит очень часто, тем более что Талмуд учит их постоянно иметь по каждому вопросу два-три противоположных мнения, а заодно еще не угодил римским властям. Вообразим то, что мне лично вообразить довольно трудно, а именно, что он был тем самым Мессией, о котором твердили пророки и прихода которого веками дожидались и молили у Бога. И вот Он, добрый и милосердный, к тому же сам претерпевший немыслимые страдания от рук римских солдат на кресте, Он, чьими учениками были только его соплеменники (Другого человеческого материала в округе и не было), взойдя к Престолу Всевышнего устраивает такое светопреставление людям, ради которых пришел в этот бренный мир и которым принес себя в жертву. Странная мысль, однако.
Мы все делаем глупости и совершаем ошибки, берем чужое, спим не с теми, обижаем и даже убиваем. Но винить нужно себя, христиан и евреев, негров и китайцев. И самим каяться в совершенном нами.
Это как уборка жилища, которое мы, а не сосед Вася, замусорили.
... Сегодня такой день, что не могу не вспомнить, как били и живым зарыли в землю дедушку Пинхаса. Кто решил, что эту кару послал ему Ешу?..
Любящие Христа не смеют обижать Его такими подозрениями.
У верующих, маловерующих и совсем ни во что не верующих евреев тоже разное отношение к этому тонкому вопросу.
Автор книги примерно на эту же тему Артур Кац однажды спросил у известного писателя, пережившего ужасы лагерей, Эли Визеля: "Господин Визель, до какой степени вы согласились бы признать, что страдания, выпавшие на долю нам, евреям, все превратности нашей истории и особенно Холокост - есть ничто
иное, как исполнение Божьих судов, о которых Он нас пророчески предупреждал в заключительных главах книг Левит и Второзаконие?"
Мгновение Визель молча и удивленно смотрел на него и затем ответил: "Я отказываюсь это обсуждать".
Артур книги "Холокост. Где был Бог?" Кац считает, что поговорить об этом да стоит. Более того, он полагает, что знаки, подаваемые нам таким образом Всевышним следует пытаться осмыслить.
Может быть. По крайней мере, мы имеем два мнения, две позиции. Первая состоит в том, что роль Всевышнего в этом деле не должна быть предметом обсуждения, а другая - что, поскольку сигнал подан, человеку следует его принять. Принять и осмыслить сигнал.
"Я отказываюсь это обсуждать, - сказал Эли Визель, - потому что обсуждать это означает поставить с ног на голову всё мое философское,
идеологическое и религиозное построение, которое я принимаю за основу и с которым отождествляю себя. Я вижу, как меня почитают, я только что получил Нобелевскую премию, меня уважают евреи и вся интеллигенция мира. Всё, через
призму чего я вижу реальность, перестанет существовать, если
я соглашусь с этим. Поэтому я отказываюсь это обсуждать. Я
не могу себе этого позволить. Ибо в этом случае появится негативное представление о состоянии евреев и человека вообще, о чем моя гордость никогда не позволит мне даже подумать. А кроме того, совершенно невероятно, чтобы такая немыслимая жестокость могла прийти от Бога в наше время. Это по-человечески просто несовместимо".
При всем нашем огромном уважении к Эли Визелю, испытывать негодование к постановке вопроса - еще не ответ на самый вопрос.
Артур Кац ссылается на Пророка Исайю: "Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собой? (Ис. 5:21)
С Пророком спорить не станем. Что касается Артура Каца, то он из этого делает такой вывод:
"Мы должны наконец осознать, что человеку свойственно подстраивать свое понимание Бога под собственные цели и задачи и пытаться приспособить Его под удобный для себя образ жизни, представить Его требования в виде требований исполнять некие религиозные формальности, которые, однако, ни в чем не ущемляют наши привычки, наши раз и навсегда сложившиеся интересы. Современный иудаизм - это по сути наука (под видом формальной религии). Он сочетает в себе очевидное отвержение Бога с видимым стремлением чествовать
Его. Разве не мерзость это пред лицом Божиим, разве Он не
должен это осудить!"
Серьезное обвинение! Не возражая Пророку, позволим себе, однако с большой осторожностью отнестись к тому, на какое понимание пытается настроить нас автор книги "Холокост. Где был Бог?" Артур Кац.
"Бог требует от нас истинного понимания воли Его, - пишет автор цитируемой книги. Не ложное ли понимание сделало неизбежным Холокост и страдания
евреев? Не понимание ли Его как бога, который нам удобен?
Это понимание - еще одна разновидность религии, так удачно
вписавшейся в наши мирские планы, что нас совершенно
ничто в этом мире не может потревожить. Такое понимание
Бога удовлетворяет нас, но никак не Его Самого. Так может
продолжаться какое-то время, пока Бог не произнесет Свой суд
над этим пониманием, но Он должен его осудить".
Похоже на то, что автор книги присвоил себе копи-райт на понимание Бога.
Я не призываю Бога наказать Артура Каца за самомнение, то самое, против которого выступал пророк Амос, но призываю читателей отнестись с большой осторожностью к подобным заявлениям, от кого бы они ни исходили, от христиан или от евреев. Человеку дано право и вменено в обязанность давать оценку своим поступкам и поступкам других людей. Мы судим преступников и вознаграждаем тех, кто совершает благородные поступки, а что об этом полагает Бог и как следует понимать Его сигналы... согласен, что поговорить об этом можно, но безапелляционные заявления такого рода... я бы воздержался.
Поговорим лучше о том, что натворили люди, а не о том, какова роль в этом Всевышнего. Его намерения и дела по прежнему неисповедимы.