История с датскими карикатурами на Пророка приобрела карикатурные размеры. Мышь породила гору. Многие европейские карикатуристы и их редакторы под давлением угроз пустились в бега или наняли телохранителей. Поскольку я поместил на этом сайте две статьи на эту тему, то, боюсь, моей жизни тоже угрожает опасность. Опасаюсь также за жизнь тех, кто имел неосторожность их прочесть. Тех, кто читает меня сейчас, на всякий случай, - не делитесь об этом с соседями.
Энциклопедия "Википедия" поместила на своих безразмерных страницах материал о "Карикатурной войне", соразмерный материалам обо всех войнах ХХ века. На изучение всего объема информации и аналитических комментариев к ней уйдет не менее месяца, после чего карикатурный ком может увеличиться во много раз. Я в ужасе.
А тут еще выступление министра иностранных дел Египта Абделя Гейта, который прямо и на весь свет заявил, что нужно принять срочные меры, а не то, карикатурный кризис разрастется в межцивилизационный конфликт. Чего мне не доставало, так это послужить поводом для начала мировой войны. Как сараевскому убийце.
Один пакистанский мулла предложил 1 миллион долларов за голову датского карикатуриста. Интересно, сколько шекелей он даст за мою голову, в которую втемяшилось написать две статьи в поддержку этого датчанина?
А тут еще немецкая "Tagespiegel" умудрилась обидеть иранских фудболистов изобразив их в форме шахидов со взрывчаткой в форме черкесских газырей, только на пузах, выбегающих на европейское поле. Как вам нравятся эти шуточки? Не говоря уже о том, что 50 европейских газет, у которых и в мыслях не было обижать этого несчастного Пророка, из чистого упрямства перепечатали все эти дурацкие карикатуры. Это красиво? "Википедия" поместила у себя целую подборку этих скабрезных рисуночков, и скоро их тираж превысит все тиражи "Корана" (Свят-свят!)
Я не понял, как называется одна йеменская газета (Я еще не все арабские слова выучил), но есть такая, которая тоже опубликовала датские карикатуры, правда очень мелко, но в статье (Переведено на английский язык) говорится примерно так: вот, вы видите, что эти недоумки у себя печатают. Это очень нехорошо с их стороны, но стоит ли так шуметь. Газету запретили и редактору грозит тюремное заключение.
Собственно, я собирался написать иначе. Тем более, что пару дней тому назад в одной немецкой газете какой-то Штраус написал, как мне показалось, разумную вещь, что западным газетчикам тоже не мешало бы задуматься над тем, что бесцеремонное обращение со святынями к добру не ведет. Ну, сами подумайте: что если бы в газете поместили карикатуру, скажем, на вашу маму? Или на бабушку? Или, не дай Бог, на liebe Freulein?!
Я намеревался пошире развить эту тему и указать, что с точки зрения моих представлений о святости, кошерности и кощунства над ними изображение раввина, раздетого до гола, прибитого к деревянному бревну и корчащегося на потеху прихожан церкви - это антисемитизм и кощунство над священнослужителем. Тем более - потомком царя Давида.
У меня была заготовлена коллекция карикатур из различных газет, начиная с нацистского "Дер Штюрмера" тридцатых годов и вплоть до современных палестинских и египетских газет, в которых кошерность тоже не соблюдена.
Стоило, собирался я написать, созвать всемирную конференцию и принять обязывающее для всей прессы решение впредь избегать кощунственного карикатурирования. И чтобы было тихо!
Однако же, не далее, как вчера, буквально вся германская пресса набросилась на Штрауса. Покажите нам, говорят, перечень всего и всех, почитаемых на планете в качестве святынь. Кстати, моя жена постоянно повторяет мне, что ее мама, иначе говоря, моя теща, святая женщина. Страшно подумать, что случится с тем, кто по неосторожности нарисует на нее карикатуру. Для одного свят Мохаммад, для другого Будда, для третьего - президент его страны. Так мы докатимся до того, что карикатуристам будет дозволено рисовать шаржи только друг на друга.
Римский папа Бенедикт XVI, тот буквально растерялся, потому что римскому папе нашего времени, в отличие от римских пап прежних веков вменено в обязанность радовать нас своей точкой зрения по всем животрепещущим вопросам, а сегодня в этой точке оказался Мохаммад в чалме и с фитилем на макушке. (Один, по имени Пий XII попробовал однажды не высказаться по поводу того, что вытворял его современник Адольф Гитлер, и влип во всемирную историю, как антисемит и отрицатель Холокоста, а кому охота? Так вот папа полагает, что римская церковь в Современную эпоху является самым горячим сторонником свободы СМИ писать, что им вздумается, и рисовать кого угодно в любом стиле. Даже если его, папу, нарисуют похожим на голую нимфу на берегу Эгейского моря, то он не обидится. С другой стороны, демонстрировать несогласие всякому дозволено, а с третьей стороны все демонстрации должны быть мирными, и громить датское посольство - это не наш метод выражать несогласие. Тем более, что датский посол даже рисовать не умеет.
Проблеск надежды я увидел с совершенно неожиданной стороны. Некий богатый египетский интеллигент, по имени Амр Халед, в прекрасном европейском костюме и с дипломом Оксфордского университета создал себе оригинальный бизнес. Он принял на себя роль типа американского телепроповедника, и заслужил интерес и доверие огромной массы мусульман, стремящихся к стилю модерн. Халед определил свою задачу, как попытку включить ислам в глобальную систему. В своих лекциях и проповедях он излагает учение Пророка, как наиболее перспективную и ультрасовременную с точки зрения уровня планетарного развития систему ценностей, строгую, отстраненную от реалполитик и допускающую свободу мысли и поведения.
Мне это напомнило "коммунизм с человеческим лицом" некоторых европейских коммунистов, пытавшихся спасти передовое учение от российской азиатчины времен Леонида Брежнева
Амр Халед оказался в положении персона нон грата в родной стране и поселился в Великобритании. Много путешествует с лекциями, а современная телевизионно-спутниковая техника позволяет ему быть известной телезвездой в Египте тоже.
В вопросах карикатурного бизнеса этот теле-мулла придерживается либеральной позиции. Дескать, публиковать такие вещи в СМИ пожалуй что не стоит, но и повода для скандала он тоже не видит.
Халед является выразителем чаяний и надежд той части главным образом мусульманской молодежи, стремящейся к сохранению исламской традиции без эксцессов, которые у нас принято именовать фундаментализмом. Европеец сказал бы, что он именно таков, какими хотели бы видеть мусульман-имигрантов в парижских предместьях и в предместьях других европейских городов.
Кстати, вы еще не слышали: кто убил еврея в лесу, под Парижем? Его тоже раздели, тоже привязали к дереву, после чего жгли и кололи ножами. Может, считает полиция, инквизиторы вовсе даже не были мусульманами? Может, язычники, принявшие парня за спасителя, за пророка или за карикатуриста? Тем более, что прецеденты такой расправы существуют.
Я это так, на всякий случай, на предмет: бояться или не бояться?