"Совесть - это еврейская выдумка", - Адольф Гитлер.
В мае 1945 года американский журнал "Тайм" писал, что вот, наконец-то, осталась позади самая большая и самая уродливая война в истории человечества, и ее вели те самые народы, которые создали - гордость истории - европейскую цивилизацию ХХ века, и не было еще войны, которая так вывернула бы наизнанку все внутренности самой человеческой природы и оставила столько руин и могил. Столетняя война на самом деле длилась с 1337 по 1460 гг, но ничего ужасного при этом не происходило. То там, то здесь пограбили и убили пару десятков солдатиков, но жизнь текла в нормальном русле и люди жили на уровне тогдашних технологий. Никакого сравнения. Только ХХ век научил нас настоящим ужасам войны, и где был Гойя, чтобы воспеть на полотне ее апофеоз?. "Она была революцией против совести и морали, составляющих основу того, что мы называем цивилизацией". Ее, эту войну, в 1917 году затеяли коммунисты, а нацисты уже продолжили, поставив задачей покончить с совестью, как таковой.
Интересно читать, какой виделись Европа и Россия в тот самый момент, когда буквально на миг показалось, что вот, слава Богу, все кончилось и Джон (А также Иван, Иоганн, Жан, Джованни и Ян) вернутся домой. Правда, без руки и с неизлечимой болью в глазах, с комом из смести лжи и лицемерия в голове, но с радостью, что раздавили коричневую гадину и теперь все будет иначе, в смысле - лучше, чем было до войны.
Сегодня, по прошествии 60 лет на доступных нашему пониманию страницах время от времени обсуждается вопрос: когда все в унисон повторяли одну и ту же ноту на тему о том, что Кремлевский noblman, не жалея сил и самой жизни тридцати миллионов своих сограждан добился свободы для замены фашистской оккупации Восточной Европы оккупацией советской, то кто, утверждая это, в свободном мире был дураком, а кто лицемером? В школах стран, где врать было совершенно не обязательно, детям объясняли, что диктатуры бывают двух типов, прогрессивная и реакционная. Я сам читал тогда всю эту билиберду во французском школьном учебнике по новейшей истории. Сумел противозаконным путем достать эту книжку, будучи подданным той самой "прогрессивной диктатуры". Сейчас мало что изменилось. Меня хотят убедить в том, что президент Путин тоже строит в своей стране диктатуру, но на этот раз прогрессивно-гуманитарную, и это совсем другое дело. Тем более, что в России много нефти и газа.
"Народы-победители наощупь ищут пути к новому миру, - писал тот же журнал, - и себя самих в этом мире".
Год спустя между странами, а чуть позже между блоками стран разгорелась холодная война, которая по подсчетам стоила больше человеческих жизней, чем горячая. Когда эйфория победы поблекла и развеялся дымок фейерверков, смешавшись с атомными грибками над Хиросимой и Нагасаки, появилась надежды, что мир будет обеспечен посредством атомного равновесия: никто не нажмет на кнопку из опасения, что противная сторона сделает то же самое.
Маркус Вольф, возглавлявший во время Холодной войны СТАСИ, секретную службу ГДР, пишет в своих воспоминаниях что главная слабость капиталистических стран - их слабость к деньгам. Герр Вольф, как его соотечественник Мефистофель, презирает людей, которые бьются за презренный металл. Он конечно великий человек и в Холодной войне прославился, как один из ее самых талантливых полководцев, но, в конечном счете, деньги в этой войне были мерилом качества жизни и победили те, у кого качество жизни оказалось неизмеримо выше.
К счастью "прогрессивные диктатуры", несмотря на явное превосходство весовой категории, потерпели сокрушительное поражение. Почему эта махина рухнула? Вот уже пятнадцать лет об этом судачат политаналитики. Есть мнение, что это потому, что американцы сумели добиться резкого падения цен на нефть, а "прогрессивные диктатуры", именовавшие себя самыми истинными демократиями, кроме нефти и газа ничего за душой не имели.
Однако разговор в 1945 году начался с того, что Вторая мировая война по словам журнала "Тайм" нанесла удар по основам морали европейской цивилизации ХХ века. Значит ли это, что они с тех пор вернулись к довоенному уровню? Или еще ниже опустили планку?
Это было ясное майское утро 1945 года. Если не считать ядерных облачков над Хиросимой и Нагасаки, то можно считать, что небо было практически безоблачным. Потом были еще облака над Кореей, Вьетнамом, Афганистаном, Анголой - в принципе, погоду все эти годы можно характеризовать, как переменная облачность. И в 2006 году можно с уверенностью сказать, что, сделав за сто лет прыжок от детекторного приемника до Интернета и от паровоза-кукушки до сверхзвукового лайнера на 500 мест, наш мир свои моральные устои не укрепил. И вот перечень нравственных тем, обсуждаемых в печати в последние годы:
- Вправе ли мужчина, если он не африканец и не в Африке, выступать с предложением женщине встретиться за углом для обмена сексуальными услугами? А если не вправе, то как это повлияет на сохранении человеческого рода?
- Если вы отняли у вашего ближнего то, что принадлежит не вам а ему, то следует ли эту собственность вернуть? Например, Курильские острова, Кенигсберг и т.п.
- Можно ли говорить неправду? А если вы премьер-министр, то тоже нельзя?
- Муж не имеет право колотить жену? А жена мужа? А если один из них потенциальный террорист и на допросе?
- Если человек родился на теплоходе, идущем из Гавра в Рио де Жанейро, то значит ли это, что его родина - Атлантический океан и его следует любить, как родную мать? И защищать от врагов? Тем более что у океанов больше врагов, чем у суши.
- И самое главное: если я силен и вооружен, и изворотлив к тому же, то покажите мне пункт нравственного кодекса вашей цивилизации, который не позволяет мне убить того, кто слаб и безоружен, с целью отчуждения у него вола, осла, красивой жены и прочего движимого имущества, избежав при этом сурового наказания? А если так, то войны ли убивают нравственность или общество безнравственно, потому что ему эти устои осточертели, и ему нравится быть безнравственным и бессовестным?
То есть устои у нас, конечно, есть, но только поворачивать их можно в любую сторону.