Тут один недавно рассказывал о том, как он побывал в гостях у коренных арабов, где-то в Иудее, какое глубокое впечатление произвела на него сцена выпечки традиционных арабских лепешек, во дворе убогого домишки, женщинами, одетыми в бедные (Забыл, как это у них называется - он забыл, тот, что об этом рассказывал, а мне не интересно и не стал выяснять), и все такое. Рассказ был таким трогательным, что я прослезился. До сих пор, как вспомню, слезы текут.
Его вывод: они тут, на этой земле, глубоко укоренились, причем очень давно. А кто мы? Инородцы мы. То есть да, конечно, когда-то, кажется, какие-то наши предки... А может и не предки... А может и не здесь... А если даже и жили какие-то "авотэйну", так ведь когда это было? Поздно мы хватились.
Когда мои родители после войны вернулись в родной город, что в Украине, то их квартира (Квартирой в той стране еще и до сих пор многие называют 18-метровую комнату в коммунальной многоквартирке с одним туалетом на 48) была занята дворничихой, той самой, что выдала еврейскую семью, и ту расстреляли полицаи, в роте которых служил и ее сынок. Не отсудили. Судьи сказали: поздно вы явились. Уже год, как война кончилась. Где вас целый год носило? А эта семья уже обжилась. Спасибо, хоть бабушкин стол вернули. Могли бы и стола не вернуть. Тем более, что они к столу уже привыкли.
Фамилии автора рассказа про лепешки я не запомнил и запоминать не хочу. Стоило бы запомнить, если бы он был один, а то на каждом углу, буквально каждой газеты только и читаешь о бедствиях и страданиях этих несчастных арабов и их детей.
Нет, то есть я понимаю, и у меня тоже есть сердце и жалось к каждому неумытому и некормленному, сирому и бездомному. И я решиельно за справедливость. Однако же, по порядку:
1.
Все предки всех народов, без исключения, оставили своим потомкам горы исторического дерьма и хлама в виде ошибок и оплошностей. Вплоть до преступлений. Наши тоже ангелами не были, и я уважаю их, в частности, за то, что на протяжении веков изучали тексты, содержащие рассказы о глупостях, трагических ошибках и провалах "авотэйну". Не заметают, как другие, под ковер. Что было, то было.
Настал, однако же, момент, сотни полторы лет тому назад, когда - не всем сразу, но некоторым - пришла в голову казалось бы простая, как картуз моего деда, мысль, что с Европой и особенно Восточной нам пора "размежеваться" и что доведенная до последней стадии запустения территория на Ближнем востоке, где-то там, между Иораданом и Средиземным морем, почти никем не заселенная, никому по сути не нужная (Читай арабских же авторов), та самая, о которой говорится в наших самых святых текстах, может стать прибежищем для нескольких миллионов евреев, которым на пространстве между Волгой и Атлантикой грозит смертельная опасность.
Совершенно не важно, кто был первым, Пинскер, Герцель или Лейба из Егупеца, а важно то, что в ретроспективе эта мысль выглядит так, что ее произвела на свет умная идыше коп, и сегодня, когда все идеологии, рожденные очень задумчивым XIX веком оставили только горы трупов и вонь собственного разложения, а сионизм, даже будучи перелицованным в пост-сионизм (Если будет время, как-нибудь объясните мне смысл этого слова), сохраняет прежнюю конотацию, в смысле что отменять его было бы уже такой глупостью, что даже предки покраснели бы.
Потому что проще не придумаешь: если ты переехал на ПМЖ в Израиль (Бывш. Палестина), то значит ты сионист. Даже если ты татарин, а еврейкой была, но уже скончалась, твоя теща. Если буквально, то ты не олэ, но сионист - это точно, потому что твой путь от Казани в Сион был сионистким. И даже не пытайся от этого отвертеться. Хотя бы себя не обманывай. А у дурачка, который своим рассказом про лепешки в арабском дворе довел меня до слез, могу спросить только, что он делает в Иудее? Как он туда попал? Неужели же он до сих пор не понял, что его путь от Егупеца до Егуды был чистой воды сионистским.
Поэтому, каждый вправе иметь свою точку зрения по любому вопросу, но, кроме точки зрения, желательно иметь чувство меры и совесть. Можно понять,что у людей бывает комплекс вины, но просто так? На пустом месте?
2
Убогий арабский домишко - это очень трогательно, а жалкий казанок, который, если перевернуть над костром, служил древнему арабу из еще более древней Аравии инструментом для выпечки лепешки, и он сравним с аналогичным технологическим чудом, известным нашим предкам во время их хождения по Синаю в середине второго тысячелетия до н.э. Заповедник древней культуры. Я сейчас опять заплачу, но в XXI веке н.э., в отличие от XV-го до н.э., уже другая технология и, если мы нормальные люди, то, в крайнем случае, нужно обнести домик этого араба забором и написать, что это заповедник. Музейная ценность.
3
Это же относится ко всей ситуации. Многие из нас (К счастью, не большинство) относится к происходящему так, как будто мы взаимодействуем с партнерами. Правда, персонально никто не партнер. Партнер нам только снится. Притащили из Туниса обормота с психологическими комплексами средневекового бандита и объявили его партнером. Слава Богу, сыграл в ящик. На его место уселся другой, доктор антисионизма с кагэбистским образованием. Обрадовались: есть партнер.
Но это все равно, как если бы Путин вел переговоры со Стенькой Разиным. Тут ведь не в образовании дело, и не в том, от какого кардена у него галстук. Вы пришли сюда с европейской ментальностью и сионистскими целями и пытаетесь вести диалог с горилой кагэбистского направления, которую, как ту лепешку, испекли в котелке Корана.
Я вполне допускаю, что даже такие недалекие люди, как Ольмерт и Перец, все-таки понимают, что слова, которыми они пытаются объясняться с арабами, сколько их не толкуй, понимаются по разному, и сколько ни кричи во всю глотку "МИР!", "салам" и "шалом" означают совершенно разные вещи, повторяю, даже если сделать допущение, что они это понимают, то в таком случае попытка втянуть в этот диалог и привлечь на нашу сторону европейцев - пустая затея: слова "la paix", "peace", "frieden" и т.п. так же отличаются от их арабских аналогий (равно как "перемирие", "соглашение", "договор"), что - это знает любой переводчик - это все равно, что, допустим, пытаться перевести одесскую "Мурку" на эскимосский язык. Она по-эскимосски не мурлычит, не переводится и не совмещается с эскимосской ментальностью.
Они вроде бы понимают, но выхода не видят, а ноблэс оближ и им приходится делать вид, что они знают, как быть. Это самая опасная из всех ситуаций, в которые мы могли себя поставить. Они способны и нас и арабов завести в такой тупик, что выхода уже и впрямь не будет.
Не забывайте, что за бортом бушует шторм - третья (По некоторым подсчетам четвертая) мировая война.
4.
Тому кто совсем не знаком с арабами, должен сказать, что мне, по крайней мере, они представляются очень славными, добрыми и теплыми людьми. Гораздо приятнее в бытовом общении, чем очень многие восточные и западные европейцы. Не очень настаиваю, но такими я их вижу. А этот котелок над костром... Лучше не напоминайте, а то заплачу.
Беда, однако же в том, что ментально мы абсолютно не совместимы, и нам договориться по жизненно важным, замешанным на религиозно-этических принципах вопросах, пустая затея.
Я каждое утро вижу дыры от артснарядов в домах Бейт-Джаллы, и, верьте или не верьте, но сердце болит. И это не кокетство. Слушаю по радио сообщения о событиях в Газе, и мои симпатии на стороне этих несчастных людей, на стороне объятых страхом бенженцев и особенно детей. Правда, мои мне ближе, но с этим уж ничего не поделаешь.
Но что делать? - это вопрос наивного интеллигента типа Чернышевского. Я не Чернышвский, и я не знаю, что делать, но я точно знаю, что именно уважение и симпатия по отношению к этому, называющему себя этим страным, антиисторическим словом "палестинцы", народу, включая сентименты к их традиционным котелкам для выпечки лепешек, отбрасывает меня ко все тому же интеллигентскому вопросу: "А что делать?". Этого никто никогда не знает.
5.
Так вот в связи с этим мне вспомнилось, как Микельанжело ответил на вопрос, трудно ли из глыбы камня сделать статую. Оказывается, это очень просто: нужно при помощи вот этой железки и молотка выбросить из камня все лишнее. Применительно к нашей проблеме я бы сказал так: нужно определиться относительно того, что НЕ следует делать, и это дает шанс, что все потихоньку уладится.
В данном случае я бы сказал так:
- НЕ следует раскисать кисельной лужею по поводу того, что им плохо, потому что они сами мастера всех своих несчастий. Это у нас нет выбора. Мы здесь, и деваться нам некуда. У них же есть большой набор вариантов.
- НЕ следует добиваться заключения мира с теми, для которых мир - лишь тактическая уловка.
- НЕ стоит думать, что человек с галстуком на шее, с дипломом советского-кагэбистского ВУЗа в кармане пиджака от Кардена и средневековой лепешкой от Корана в зубах может быть партнером в трансакциях, которые мы тут с Бушем напланировали.
- НЕ рационально ожидать, что в обозримом будущем станет осущевимым какой бы то ни было план а ла Шимон Перес плюс Йоси Бейлин, и будет зарыт томагавк войны, и наши два государства улягутся по соседству, как те христианские лев и агнец.
Они отличные ребята, у них черноглазые детки и лепешки, которые если с оливковым маслицем и заатаром..., но мы с ними не пара и можем только разойтись по своим углам, причем наш сионистский угол здесь, а их там, поближе к Мекке.
Когда это случится? Когда нашими судьбами будут распоряжаться не люди с ментальнотью сопливого интеллигентика, о котором - в начале статьи, а национально ориентированные здравомыслящие лидеры.