Не могу сказать, что готов к анализу ВСЕЙ израильской прессы, но впечатление такое, что на стороне нынешней политической клики из газет осталась только большевистско-мапаевская "Гаарец". В Израиле привычно считать ее "прогрессивной" и рупором интеллектуальной элиты. До такой степени, что в глазах большинства народа эта газета, кажется, уже полностью дискредитировала такие понятия, как "прогресс" и "интеллектуальность". В других газетах самой мягкой характеристикой обанкротившейся Кадима и Авода является термин "посредственность". Правительство посредственностей, посредственности у власти и т. п.
Каков голос так называемой "русской улицы"?
Весьма еще хрипловатый, но с переходом на баритон.
На этих днях Девятый канал опросил своих зрителей на тему о том, за кого бы они голосовали, будь выборы сегодня. Только один процент поддержал бы Кадимо-Аводу. 85% поддержали бы группу, образующую национальный лагерь. От всей души поздравляю своих единоязычных братьев!
Это означает, что:
- Наша улица уже вымощена серьезным опытом, в том числе политическим. В котлетах израильской политики мы научились отличать мясо от мух.
Мне помнится, как одна из постоянных комментаторш "Гаареца" Лили Галили опубликовала большую статью с упреками в адрес всех нас, что мы, будучи новичками в стране, не знаем и поэтому не способны оценить гений великого Рабина. Дескать, сосунки. Поживите с наше и поучитесь.
Похоже на то, что мы уже не хадашим и не репатрианты, мы израильтяне и наш голос с фальцета перешел на баритон. И разговаривать с нами в таком тоне, как минимум, неуместно. И наше место в жизни страны не то, что прежде.
- Изменились критерии, по которым мы судим о том, какого лидера и какую партию стоит поддержать. Не вообще, а мне лично. Прежде можно было слышать: я за Аводу, потому что аводовцы обещают прибавить мне зарплату, или: я за Кадиму, потому что Ольмерт обещает вернуть палестинцам территории, а я не хочу, чтобы на территориях служил и подвергался опасностям мой сын.
Теперь чаще можно слышать от наших глубокие суждения о проблемах израильской экономики и политики, о том, что интересует и объединяет нас всех независимо от того, на каком языке нам преподавали естествознание в средней школе.
- Мы уже таковы, что готовы не только к тому, чтобы принимать участие, а к тому, чтобы перестроить то, что на наш взгляд построено плохо. Вкривь и вкось.
Да, у отцов-основателей были свои оправдания. Да, строили под огнем арабских пуль и европейского презрения к жидовне, возомнившей себя государством на уровне Британии и др. Нет, они еще не понимали, что социалистические проекты не имеют будущего (К тому времени эти проекты еще не успели обанкротиться). Нет, не имели опыта строительства единственного в мире сионистского государства в отдельно взятой Палестине.
Так вот, судя по всему, мы сегодня достаточно созрели, чтобы понимать, что отцы-основатели были хороши, и большой венок не только на их могилы, но и на их основополагающие идеи, потому что в XXI веке они не актуальны.
Мы достаточно образованы, чтобы понимать, что старики из "интеллектуальной элиты" уже не прогрессивны и напоминают суперэстетов, которые талдычат о том, что немое черно-белое кино лучше. Ну, пусть будет лучше, но мы смотрим современные.
Мы настолько поумнели, что понимаем, что "назад кино не крутится", а государство не может в нынешних обстоятельствах жить по кибуцной системе и управляться по принципу "вась-вась".
***
Десять-пятнадцать лет тому назад наша воркотня и требования "под наш контроль" с задачей весь мир израильский разрушить до основанья, а затем... а затем - сами не знаем, чего хотим - были детским лепетом. Чего стоил только артист-гастролер Казаков, который прибежал, выступил с рекламой Аводы (Говорят, он этого слова на иврите еще не успел выучить и другой аводы, кроме этой рекламы, у него не было) и "русские" толпами помчались голосовать за Рабина-Переса. Кого теперь судить за Осло? Переса или Казакова?
Так вот, впечатление такое, что у нас нынче иные авторитеты и ориентиры тоже другие. Мы в состоянии и выступать с собственными проектами и с собственной готовностью эти проекты проводить в жизнь.
- Мы, наше явное большинство, перестаем быть "русской улицей". Мы уже достаточно долго живем на Ближнем востоке, чтобы понимать сладость здешних фиников и не оглядываться на культурные, социальные и технологические модели обанкротившейся бывшей родины, которая к тому же постоянно встает на сторону наших врагов. Делая вид, что на самом деле она с нами. Нас уже не нужно уговаривать, что здесь нужно устраивать жизнь не по тамошнему, а по здешнему. Без оглядок на то, что там было лучше.
Мы уже готовы к тому, чтобы выбросить из головы тему о качестве фиников здесь и там. У нас нет других фиников, только наши, а наши, это те, что у нас, на рынке Кармель.
И мы, наше подавляющее большинство, уже стряхнуло (Или стряхивает) ассимиляторское "меня так учили-воспитывали". Оглянемся на себя и сознаемся, что, если мы еще и не "хазарну бэтшува", то во всяком случае настолько объевреелись, что поняли одну очень важную вещь: наш народ потому производит на свет "быстрых разумом Эйнштейнов и Герцлей", что Талмуд научил наших предков мыслить нестандартно, а не следовать стандартам других, чуждых нам культур.
Мы Талмуда не читали, но это в наших генах. Как в генах Маркса были талмудические идеи, стиль этого мышления, унаследованный от раввинов.
Согласится ли мой читатель с тем, что я написал в двух предыдущих абзацах или нет - спорить об этом не станем, но думаю, что читатель готов принять главное: мы с вами достаточно созрели для того, чтобы выступить со своими, а не скопированными моделями будущего государственного и социального устройства Израиля.
Лозунга "кадимо-аводовский мусор в корзину истории!" не достаточно. Два вопроса: Что вместо? И кто это сделает?
Не нужно "Израиль под наш контроль", но нужно выступить с новыми, свежими, на уровне века и с учетом условий Ближнего востока идеями. И с готовностью - общими силами...