В нашей традиции вещи, еще пригодные к использованию, не выбрасывать, а отдавать тем, кому они могут пригодиться. Повсюду, в Европе и в Америке, мы видим, как люди выставляют во двор предметы одежды и мебели, электроприборы, старые приемники и телевизоры. По-моему, хороший обычай.
Арабы из Бейт-Джалы, что по другую от меня сторону границы, отделяющей еврейскую часть Израиля от так называемой "Палестинской автономии", пересекают вадь и приходят собирать в наших дворах эти вещи. Картина, не спорю, не очень веселая, но, между прочим, столик на котором сейчас стоит мой компьютер, тоже подобран вон там, возле мусорного бака. Вы находите это унизительным? Я - нет. По-моему, нормально. Но они там беднее меня. Кстати, не все, так как в их обществе разрыв между бедностью и богатством гораздо больший. И вообще, почему я должен об этом заботиться?
До начала полосы интифад мы ездили к ним за овощами и фруктами. Ближе, свежее и дешевле. То есть, выгода взаимная. Теперь они сюда ходят, а мне туда нельзя, потому что опасно: некоторые пробовали и поплатились жизнью. Их ненависть к нам так велика, что вид еврея вызывает у них автоматическую потребность выстрелить в него или всадить нож.
По другую сторону - тоже арабский остров. Это Бейт-Цефафа. Прежде Бейт-Цефафа была деревней, теперь - один из арабских районов Иерусалима. Широкое шоссе пересекает эту деревню. Помню, лет 25 с лишним там была проблема - арабы не разрешали спилить дерево по пути прокладки этого шоссе. Кое-как уладили.
Теперь возле этого шоссе идет бойкая торговля овощами, фруктами, а также керамикой, которую тут же производят. Говорят, владелец магазина, Фардус, мультимиллионер. На здоровье ему! Магазин открыт с утра до ночи, без выходных, в доказательство того, что мы могли бы иметь неплохой и взаимовыгодный бизнес. Если бы не ненависть.
Арабский клерикал, глава израильской ветви Исламского движения, шейх Раад Салах заявил на собрании Движения в Ум аль-Фахме, что Иерусалим в ближайшем будущем станет столицей ВСЕГО мусульманского мира.
По словам Салаха, кома премьер-министра Израиля Ариэля Шарона и скандал вокруг президента Израиля Моше Кацава, обвиняемого в сексуальных домогательствах, являются расплатой за разрушение мечети Аль-Акса. (Разве Аль-Акса уже разрушена?! Если бы!)
Ум аль-Фахм не на той стороне, а в границах Израиля и шейх является гражданином нашей страны. С теми же, что у меня гражданскими и социальными правами.
Шейх обратился к руководству ХАМАСа (Злейший враг Израиля. Грозится сбросить нас в море.) с призывом не соглашаться на освобождение Гилада Шалита, пока Израиль не оставит оккупированные им территории Палестины, и не отпустит всех заключенных палестинцев.
Наши отношения сложны и запутаны до такой степени, что мы с вами их сейчас не распутаем. И что бы вы по этому поводу ни сказали, уверяю вас, что в печати имеется противоположное утверждение, которое тоже имеет право на существование.
Например, по поводу Шарона, я не согласен с шейхом. Во-первых, потому что Аль-Аксу Шарон не разрушил, а во-вторых, потому что старик запутался в своих политических шагах и финансовых комбинациях, и тем подорвал здоровье. Жаль, что такой славный генерал так дурно закончил карьеру и под конец натворил бед.
***
Старший редактор онлайновой версии газеты "Гаарец" (Haaretz.com) Брэдли Берстон - не только не шейх, но он даже не араб, а наш человек. На этих днях он был назван в числе лауреатов, удостоенных Премии Элиава-Сартауи, которая присуждается в области ближневосточной журналистики. Это ежегодный приз, который вручается арабским, израильским и международным журналистам.
Победу в конкурсе Берстону принесла статья "Дайте их людям уйти"(Let their people go) , появившаяся в его сетевом журнале (блоге) "Особое место в аду" на веб-сайте газеты "Гаарец". В названии заключена аллюзия на арию Моисея Let my people go из репертуара Луи Армстронга.
(По мне, если автор имеет в виду жителей Бейт Джалы, так пусть уходят. Я - за. Но Берстон, к сожалению имел в виду не это.)
На прошлой неделе, сокрушается Берстон, 8 палестинских детей были ранены в ходе перестрелки между людьми ХАМАСа и ФАТХа. (Тоже я виноват?) Одновременно в одной их больниц Газы четыре араба умерли от почечной недостаточности, потому что у больницы нет денег на лечение диализом. (Говорят, в Хадассе есть лишний аппарат. Давайте отвезем. - Не стоит. Нас убьют по дороге и аппарат взорвут вместе с нами, после чего пятеро больных почками умрут, а обвинят опять нас с вами. Потому что не довезли.)
По той же причине раковые больные у них там не дополучают химиотерапию.
В Газе кончается горючее, потому что израильская компания прекратила поставки. Почему? Им нечем платить. (Так что делать? Гори они ясным огнем вместе с остатками горючего или пусть разорится наша компания?)
Да, считает Берстон, нас это должно заботить, так как мы живем на склонах дымящегося Везувия. И дело даже - его слова - не в нашей с вами безопасности, а в том, что там вот-вот начнется страшная резня. По причине отчаяния.
Я не хочу, чтобы они резали друг друга. Не потому что обожаю врагов своих, а потому что мне неприятно, когда люди режут друг друга. Предпочитаю спокойный диалог за кружкой кока-колы.
У них нет ни денег, ни продуктов, ни канализации, ни лекарств, ни надежды на улучшение положения. Их будущее видится им в тумане. Короче говоря, им плохо.
Мы спешим на помощь людям, терпящим бедствие на другом конце света, а эти рядом, и мы им не поможем? - взывает к моей совести редактор "Гаареца". (Щас, как говорят сейчас в России. Только носки сменю.)
Сперва, говорит автор, мы их захватили...
Кто их захватывал? Он истории не учил. В ходе Шестидневной войны, когда египтяне пытались сбросить нас в море, но мы их побили (Там еще Шарон очень отличился), они оказались под нашей оккупацией.
... но, продолжает автор, мы плохо ими управляли.
Так они же не хотели, чтобы мы ими управляли, а египтяне тем более не хотели ими заниматься, а нефте-арабские страны тоже не хотели, и сейчас тоже не хотят, давать им деньги.
... мы обидели своих поселенцев и бросили их на произвол судьбы...
...мы считаем, что, если им плохо, то они сами в этом виноваты.
А что? Я что ли виноват? Они даже помощи моей не хотят. Они хотят сбросить нас в море.
***
Почему вся зажиревшая часть израильтян так обрадовалась перспективе ухода из Газы и разрушения прекрасных еврейских поселений? Чтобы они были там и "зол брейк а коп", а мы чтобы здесь спокойно пили свое пиво.
Теперь же им не только не дают возможности работать у нас, но предприятия, которые мы там, у них, создали, закрылись. И мы не покупаем их жалкую продукцию.
Вы знаете, за что наградили редактора "Гаареца" вышеназванной премией? - За короткую фразу:
ОНИ НАША СЕМЬЯ
Они же люди! Потомки Авраама!
Здрасте! Где, в редакции газеты "Гаарец", он откопал экземпляр Торы? Что они там, синагогу устроили?
Мы обязаны позаботиться о том, чтобы они не убивали друг друга и были накормлены.
Этот Хамас ожесточил наши сердца.
Боевики "мучеников Аль-Аксы" своей стрельбой до такой степени ослепили нас, что мы уже не отличаем тех, что в масках от тех что без масок.
Точно! Я не отличаю. А вы отличаете? По мне так пусть те, что без масок урезонят тех, что в масках - тогда и поговорим по родственному.
У нас, говорит Берстон, теперь даже левые начинают говорить, что с этой публикой невозможно договориться.
Вот бы если б и до Бейлина дошло!
***
Чего же хочет лауреат вышеупомянутой премии левейший из левых Берстон?
Прекратить оккупацию. То есть уйти из районов, где мы еще присутствуем. (Один из наших вознесся на небо. Может и нам попробовать?) Вспомнить, что они люди. (Вспомнил. Что дальше?). Позволить международным силам войти на территории (А они что, с ума посходили? Они же станут оккупантами.)
Статья Берстона заканчивается словами: "Газа должна стать раем, а не адом на Земле... У нас и у этих людей общее будущее."