КОМНАТА. ЗА ОКНОМ МРАК. В ПОСТЕЛИ ЛЕЖИТ ЖЕНЩИНА. ОНА УКРЫТА ДО
ГЛАЗ ОДЕЯЛОМ. НА ОДЕЯЛЕ - СКРЕЩЕННЫЕ РУКИ. ЛИЦО БЛЕДНОЕ. ВЗГЛЯД
ОТРЕШЕННЫЙ, УСТРЕМЛЕН В ОДНУ ТОЧКУ. ВОЛОСЫ НЕУХОЖЕННЫЕ. ГЛУХАЯ
ТИШИНА. ЧТОБЫ КАК-ТО РАЗОГНАТЬ УЖАС, СКОВАВШИЙ ЕЕ, ОНА НАЧИНАЕТ
ГОВОРИТЬ К ОСЕННИМ ВЕТВЯМ БЕЗ ЛИСТВЫ ЗА ЕЕ ОКНОМ.
- Послушайте, зачем задают вопросы! Вы задумывались над этим?
...Как Вы себя чувствуете?
Хорошенькое дело!
Почему он спросил: "Как Вы себя чувствуете?"
...Я смотрела в глаза писателя и писатель - смотрел в мои глаза...но потом
он ПОНЯЛ, и сказал: "У Вас все В ПОРЯДКЕ,я думаю...все в норме..."
Он понял про меня.
И я сумела оставить ТО ему и пойти домой.
Там телевизор. Диван. Пульт.
Совсем не молодые, даже довольно старые мама и папа; они очень крепки характером, не в пример
мне.
Мама - подымает меня вверх!
Мне даже бывает смешно, до злости.
"ХА-ХА-ХА" - ПЫТАЕТСЯ ЗАСМЕЯТЬСЯ ЖЕНЩИНА ПОД ОДЕЯЛОМ.
"Я не понимаю, чего бояться? - говорит мама. - Чего бояться, когда ничего нет? Я не понимаю!"
Хорошо, что не понимает, не правда ли? До семидесяти лет дожила и не понимает!
С ней я иду вверх.
И она отстает от меня...
ТО тут же бросает меня вниз.
Так я и живу...Вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз...больше вниз, больше вниз.
Иногда я лежу на дне, как камбала, и давильня серого и мутного делает меня плоской, однобокой,
одноглазой. Мне не хватает дыхания, чтобы всплыть, и не хватает обьема грудной клетки, чтобы
вдохнуть глоток легкости,воздушный пузырек облегчения.Когда я в таком состоянии,я перечитываю
Франца Кафку: как оголен его нерв, как обугленно его страдание. И он открыл себя людям: тем,
кто понимает и кто никогда не поймет. Зачем открываться?
ЖЕНЩИНА ОСТОРОЖНО ВЗДЫХАЕТ ПОД ОДЕЯЛОМ: РАЗ, ПОТОМ ЕЩЕ РАЗ, ЧУТЬ СВОБОДНЕЕ.
-Шальной настрой.
У Вас просто шальной настрой,-сказал писатель.
И страх уплывет - у него не останется якоря, который его сейчас держит. И тело перестанет быть, для себя же, предметом ужаса.Вы снова полюбите его,-говорил он.Вы умеете любить свое тело?-
Нежить, холить, лелеять.
Слова какие, странные, произносил: нежность, ласка, любовь...
ЖЕНЩИНА ИММИТИРУЕТ СЛОВА НЕЛЕПЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ.
Потом еще сказал : "Силы женские сбрасывать надо, а не в себе копить!".
И смотрел интригующе - ни как писатель а как кто-то совсем другой...
Он почти успокоил меня.
И он назвал ТО. Оказалось ТО - это СТРАХ.
Но пока, на самом деле,ТО - существует только в моих мыслях; плохого нет: анализ - не диагноз!
Да и лучше всего - не думать; неправда ли?
...Если не думать о плохом, его и нет, так ведь? Но... но представить себе: что чувствует
лягушка, распятая для опыта? -А наковальня в ожидании удара молота? - Или виноград
под прессом? - Каково состояние человека, когда основа его душевного равновессия - градусник,
вместо песни?"
ЖЕНЩИНА ТОНЕНЬКО И ТИХО ЗАПЕВАЕТ:
Тумбала-тумбала-тумбалалайка,
Тумбала-тумбала-тумбалала... И ПУГЛИВО ЗАМОЛКАЕТ:
-Тьфу-тьфу, не сглазить бы... когда-нибудь потом спою...когда...когда ТО забуду, и якорь
освободится...может быть за него даже песня зацепится, или мелодия...
"Не трогайте музыку руками!" - говорит отец. А мама ему отвечает: "Каждому своя суета. Мы люди
маленькие."
Мама у меня, вообще, надзирательница. Но, когда я болею, тут же превращается в сиделку:
материнский инстинкт. Не более того, не более того.
...хотя, мне-то что из этого?
Не так?
А как?
Чем мы себя убаюкиваем? Работой, бесконечной занятостью и чем-то еще вроде этого же.
Мы, маленькие люди, одолеваем обыденность, называемую жизнью, без допингов. И, если бы я даже
получила допинг, ну, скажем, в виде нежности, или скажем, ИДЕИ... Но какие, скажите мне
идеи - могут снять боль того,что...что маленькие мои - не со мной?-Зачем мы такие слабые?Зачем
Он (ЖЕНЩИНА СМОТРИТ ВВЕРХ)создал нас такими слабыми?Нет,какова идея!Наблюдать мучения своих созданий!
Опустить их вниз ради рождения у них желания восхождения вверх.О чем Он думал, наш еврейский
Бог? А может быть то, что кажется нам злом, есть добро? А мы, в силу ограниченности,
так называемых органов чувстсв, не понимаем этого? Но от того, что не понимаешь легче не
становится. И светлей не делается... Такой гений, как Кафка, развел он ушел от этого? Сколько
страхов он перенес! Не знаю вовсе, чтобы я делала без Кафки...
ЖЕНЩИНА ОТРЫВАЕТ ВЗГЛЯД ОТ ТОЧКИ НА ПОТОЛКЕ
И ПОВОРАЧИВАЕТ ГОЛОВУ К ТОСКЛИВЫМ ВЕТВЯМ В ОКНЕ.
Не видать ничего. Мне не видно ничего. Вам тоже не видно? Конечно, нет. А все потому, что...
квартира - не дом. Квартира - набор дыр для прозябания. В квартире, чтобы самой себе взглянуть
в глаза, надо посмотреться в зеркало. - Вы чувствуете? Вы чувствуете, какой здесь холод? Почему
так холодно? Ночью было жарко, сейчас холодно. Вы думаете, после укола надо часок полежать?
Надо оставить дверь открытой - мама ходит туда-сюда, бежит вода из крана, пахнет борщем... Жизнь
пахнет борщем... Вы заметили, что часто самое простое есть символ самого
сложного.Если я ощущаю запах простого борща,я живу,в самом полном смысле этого слова.-Но что со
мной происходит? - Мрак. - Отчего? Серо. Все серо. Озноб и холод внутри. От страха? Мне кажется
- от страха. Врач говорит - невроз.
Не может быть...
Нет,на самом деле - это ТО.
Да, срочно в поликлинику!
... в поликлинике легче. Там все - такие.А может быть и вы? Нет? - Еще нет! А я - уже.
Странный звук...человек в окне напротив стоит весь в черном. И венки у его подьезда.
Смех. Вы слышите? Кто смеется в этой серости?Человек в черном, напротив в окне, шевелит губами,
а звук не идет. Куда уходит звук?
Вы думаете: я беспокойна?
А если внутри болит, то, что с нами от рождения и до конца; то, что называют вечным младенцем
души? Жить ему? Жить?
Нет, послушайте,я понимаю: в поликлинике точно скажут: "Простая головная боль. Остальное-выдумки".
Положить бы их в маленький задний карман, глядишь, выдумки и вывалились.
ЖЕНЩИНА НАПОЛОВИНУ ВЫВАЛИВАЕТСЯ ИЗ КРОВАТИ,
ЗАТЕМ ВТЯГИВАЕТСЯ В НЕЕ ОБРАТНО.
Глядишь! - Глядеть тоже надо умеючи. Зрение нужно иметь НЕ стопроцентное. Если зрение хорошее,
очки наденьте!
ЖЕНЩИНА ЗАСМЕЯЛАСЬ И ТУТ ЖЕ ПРИЖАЛА ЛАДОНЬ К ГУБАМ.
Зачем смеюсь!
Уныние, серость, тревога - это круговерть зрения. Вы видели белку в колесе? У меня в
голове колесо с белкой. Не слышу. Не осязаю. Отсутствую. Снаружи меня нет: скукожилась внутри,
в себе...одна перед страхом, одна перед ужасом, одна, одна,одна...
Плачет ребенок! Почему ребенок плачет?
Тихо!
Слышите?
Нет?
Ребенок плачет во мне.
Или ребенок плачет по мне? Я конечность свою-ношу в себе? Вы думаете, ожидание ее - мой
стержень?
А Вечность - мой возлюбленный?
Странный голос...зачем она поет ему?
Многоголосье... какое многоголосье в мозгу.
И это все - я?
ЖЕНЩИНА САДИТСЯ В КРОВАТИ. ПЫТАЕТСЯ УЛЫБНУТЬСЯ.
У НЕЕ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ.
-Мама, как-то проходя мимо, сказала: "Чего ты вцепилась в пододеяльник, как в мужнину руку!"
Издевательство.
Нет, не слова мамы.
Улыбки.
Вы видели улыбки прохожих?
Улыбаются - не отведавшие еще!
Я знаю, есть много неотведавших еще: у каждого свой черед. У каждого свой.
А эта улыбка медиков...Они улыбаются, ну и пусть.Им самим - тоже в очередь: все живое боится.
Маленькое, едва встало на ноги - уже дрожит. Уже бежит от клыков. Ноги дрожат, подгибаются,
пытается устоять, а его лапой - хрясть! - за горло клыками - хрусть, и все: покой.
Покой такой ценой?
Ценой жизни маленьких моих котят?
ЖЕНЩИНА СМОТРИТ ВДАЛЬ В ОКНО.
НА ЛИЦЕ НЕЖНОСТЬ, ГЛАЗА НАПОЛНЯЮТСЯ СЛЕЗАМИ.
ОНА ИХ НЕ ЗАМЕЧАЕТ, НА ГУБЫ НАБЕГАЕТ СКОРБНАЯ УЛЫБКА..
Скажите, почему, когда человек хочет плакать, он стыдливо улыбается?
Вот и я сейчас улыбнулась...
Геррочка имел привычку: захотел, чтобы я проснулась, прыг ко мне на кровать, лапкой нежно
тронет за лицо, мордочку придвинет к моим губам и давай щекотать золотистыми усиками - я не
выдерживала и в смех, а он сидит на груди и мурлычет, радуется. А если бы вы видели как он
умывался: обеими лапками сразу. Быстро облизнет их обе одновременно язычком и быстро-быстро
моет себе ушки, щечки, опять ушки. Хлеб он ел с руки, но только после того, как я поцелую его в лобик.
О, как мы были счастливы, Геррочка и я. Когда Геррочка заболел, он смотрел мне в глаза,
смотрел, а потом сказал:"Мяу-у-у - мне же больно!Мяу-у-у." Но я ничем не могла ему помочь. И
ветеринар тоже не смог ему помочь. Геррочка кричал и порывался бежать от боли, но ноги его
уже не слушались и он смог только доползти до моей подмышки. И он в нее тыкался и плакал.
Так мы и лежали вместе на кровати, вдруг Геррочка успокоился. Я включила свет и увидела, что
его янтарные глаза широко открыты и смотрят в одну точку, не мигая.
Мой Геррочка умер.
ЖЕНЩИНА ПЛАЧЕТ НАВЗРЫД.
ПОТОМ ГОВОРИТ ДАЛЬШЕ.
После Геррочки у нас были еще котики.
Вы ведь знаете, всегда хочется беду закрыть дальнейшим.
Причем они сами ко мне под дверь приходили и я их брала из жалости к ним, брошенным.
Каштанчик умер за несколько часов. Он мучался, а я говорила ему:"Потерпи,скоро тебе станет
легче, маленький, скоро тебе станет легче."
А через некоторое время к нам пришел Пушинчик. Он сидел под дверью и мяукал. Я сказала: "Я тебя
беру, только ты, пожалуйста, не умирай!". Пушинчик умирал две недели. Закрывал голубые глаза с
пушитыми ресницами, отдыхал и снова смотрел на меня: тихо-тихо. Когда он умер, мама сказала:
"Все, что я люблю становится пеплом: к чему мне эта жизнь."
А я думала: "Мне нельзя любить. Всех, кого я люблю, у меня забирают, всех забирают...имею ли
я право наказывать своей любовью?"
А отец любил - Вагифа, и этот кот прожил у нас 16 лет.
Меня, отец тоже любил, наверное, но я об этом не знаю.Он меня на руки даже брал.
ЖЕНЩИНА ВЗЯЛА НА РУКИ ПОДУШКУ
И СТАЛА УКАЧИВАТЬ ЕЕ СЛОВНО РЕБЕНКА.
Терик,мой самый верный друг,зеленоглазый,независимый и отзывчивый,давал мне своим вниманием и
присутствием - ощущение семьи 10 лет.Но потом с ним что-то случилось,и ветеринар приходил
три раза, ставил ему уколы.
Третий укол парализовал моего Терика. И на пятый день мой мужественный друг умер.
А татэ повторял и повторял: "Все в этом мире - ничего. Все ничего."
И я осталась без надежды.
Одного котика я не успела взять.Я его даже не видела.Он вечером,в нашем сквере,бросился в ноги
моим соседкам. Они шарахнулись от него. А на утро они увидели его раздавленным колесами машины.
Котик покончил жизнь самоубийством.
Одно поглаживание, миг ласки и общения спас бы ему жизнь.
ЖЕНЩИНА ПОЛОЖИЛА ПОДУШКУ. ЛЕГЛА.
НАТЯНУЛА ОДЕЯЛО ДО ПОДБОРОДКА.
А мне говорят: нужен покой.
Как его добыть?
Но многие очень спокойны. Они уже - после этого. Или,оно,их догонит чуть позже.
Не минует никого.
Боже, мир идет кругом для меня...
И жуткая тишина.
Вода из крана не течет.
Борщем уже не пахнет. Мамэ выставила его на балкон. И ушла куда-то.
Глухота!
Вот, если бы земля содрогнулась, ураган бушевал: чувствовалась бы жизнь. Если бы кто-нибудь
мне врезал
Размахнулся и врезал. Я бы себя ощутила. Вчера сон: девочка на дереве.Плачет.Хочет к кому-то
в белом халате. Он смеется - приходи, я Терика уже вылечил...
Ну, ладно, ладно!
Нельзя думать о плохом, правда?
Я буду думать о среднем. О среднем.
Обещаю себе!
ЖЕНЩИНА ВСТАЛА С ПОСТЕЛИ. ОСТАНОВИЛАСЬ, ДЕРЖАСЬ ОДНОЙ РУКОЙ
ЗА ИЗГОЛОВЬЕ. ДРУГОЙ УХВАТИЛАСЬ ЗА ПОДОКОННИК.
У НЕЕ РАССТЕГНУЛАСЬ ПИЖАМА, ОГОЛИЛА ЕЕ, НО ОНА НЕ ЗАМЕТИЛА
СВОЕЙ НАГОТЫ.
О, радиоточка пикает: раз...два...три...
Ой, первый президент Молдовы куда-то летит... не услышала куда...
Надо же,кто мог подумать, что коммунизм так рассыпется.Что Москва станет заграницей.Что можно
будет купить билет и лететь себе в Израиль, наш Эрец-Исраэль: хочу - лечу, не хочу - не лечу.
Желаю - насовсем еду, не желаю - совсем не еду.
Свобода выбора!
Какая свобода выбора, когда все внутри тебя запрограммировано железными прутьями, заверчено в
ржавые узлы? У Кафки был сильный страх своего еврейства, кстати, а я не боюсь того, что я еврейка.
Видно, случайно проскочила.
У меня другое.
Стою вот тут; застыла - между кроватью и окном, и не могу решиться сделать шаг вперед.
Хорошенькое дело: свобода выбора - в пятьдесят лет!
50 лет -возраст королей и шутов.
Хорошо, что все происходило не в одночасье. Железный занавес не рухнул, как говорили политики:
он скрежетал и крушился.
Мир возвращался, открывался, делился на элементы, на слоги. Потом вычленилась одна мысль,
другая, третья.
Вы помните как это было?
Коммунизм закончился из-за голых прилавков, а капитализм начался из-за их обнаженности... Но,
обнаженные, они смотрелись гораздо лучше чем голые.
Так в нашем обществе появился секс.
Как пусто в моей спальне. Часы тикают, но время не входит сюда,идет другой дорогой...
Дорога...
Когда Моисей вел евреев, когда по дороге из Египта Моисей договаривался с Богом, почему он не
выговорил каждой еврейке ее еврея?
Вот - вокруг меня одни вещи. Вещи источают жуть. Движения исторгают угрозу. Обнаженность
оголяет панику. Нет, не обманывайтесь, нет. Кое-какие мужчины, конечно, были, но не мой.
Но не МОЙ!
И этот парадокс - история человечества - комедия, история индивидуума - трагедия: как его
совместить?
ЖЕНЩИНА СНОВА ЛОЖИТСЯ В ПОСТЕЛЬ.
Даже с каторги бегут. Господи, Ребойнешелойлэм, знать бы точно, что ты есть!
Помоги мне, Боже,стать будничной. Помоги мне стать, как все. Оставь мне долю сумасшествия нормальных.
Пусть я буду жадничать, мелочиться, врать, изворачиваться, любить.Дай мне безответную любовь.
Я согласна!
Какая благодать любовные страдания. Но я не могу...я не могу повернуть все вспять. Я уже знаю
как это мелко, не высоко.Но все же, я борюсь со своими претензиями... на высокое...
Вот и теперь: встать хотя бы сил хватило...
ЖЕНЩИНА ПОДЫМАЕТСЯ С КРОВАТИ И ИДЕТ К ЗЕРКАЛУ.
Посмотреться в зеркало?
Да-да, посмотреться в зеркало.
Посмотреть себе в глаза.
Почему страшно смотреть себе в глаза?!
Разве я не хочу - Быть?
Нет. Желаю.
Тогда посмотрю. Вот глянула!-Глянула и - хватит!
...теперь одеться.
Одежда - кольчуга.
Умыться!-(иметь дело с собственным телом, как пройти над пропастью).
Нет я в порядке. Как все!
Скажу громко: "Как все...".
Я, как все; я, как все; я, как все...ну и что? И в зеркало ГЛЯНУЛА. Еще раз гляну...Вот она
- Я!
Да, вот она - я. Ну, что во мне страшного?. Вот поцелую себя! Вы пробовали целовать себя в
зеркале? И какой эффект?..ой...родная моя!
...смотрюсь в зеркало, глаза в одну точку; не дышу! Все, я умерла!
Видно?
Страшно?
Уродливо.
Пепел.
Если я пепел, то зачем я?
А может быть, я - тень?
Мы тени - здесь.
Клара Бекер пишет : они в Тель-Авиве, в ресторане, пили тост за нашу единецкую улицу Мира.
Сколько еврейских семей на ней жило...
Представляете тоску: через десятки лет пить за улицу Мира местечка Единец?
Кстати, у вас бывает ностальгия?
А ностальгия - никуда не уехав?
Оставаясь в местечке. В БЫВШЕМ еврейском местечке, где экскаватор разрушил мой дом и теперь на
месте моего детства стоят мурные баки, мусорка!
Да, я тень.
Остальные, несколько оставшихся, тоже - тени.
Хотя история такое творит с евреями... Евреи повсюду и во все времена - оставшиеся. Праотцами
нашими библейскими оставлены евреи на земле для очищения мира. Евреи - инструмент для
продвижения мира к прогрессу. А инструмент, как водится, часто ломают, корежат, уничтожают - из
неумения быть ему под стать.
...вы говорите: не нужно стараться понять невозможное? Тогда ответьте мне, не задумывались вы:
когда человек разговаривает сам с собой - это он с кем внутри себя говорит? Со своей душой.-Это
я мой личный ответ. Нверное, были, есть и будут присоединившиеся к такому ответу.
А, что такое тогда -я?
Тело?
Тело говорит: "Моя душа".
Но, не слышно, я думаю, душа говорит: "Мое тело".
И напрасно вы смеетесь.
...я не схожу с ума.
...Сбежать с ума - роскошь для избранных.
Франц Кафка так и не решился стать счастливым.
А я, как и все, самая обыкновенная. Я, как все. Но, пока еще, не все, как я!
И отого я сейчас ссорюсь лишь с Богом.
Люди - что?
Чего от них требовать7
Люди в беде.
Бедные, бедные люди, бедные животные, бедное все живое - сколько живых существ кричат от боли
в эту минуту, корчатся в муках, умирают...
ЖЕНЩИНА РУКАМИ ОБХВАТЫВАЕТ ОБОД ЗЕРКАЛА,
ЖЕЛАЯ ЕГО РАЗБИТЬ.
Почему слово - быть требует слова: всегда?
Не быть -не требует ничего! Просто - не быть.
Отчаянное желание - быть, проводит в отчаянному желанию - не быть.
К отчаянному желанию константы, жажды постоянства.
Или наоборот?
ЖЕНЩИНА ПОДХОДИТ К ОКНУ.
СМОТРИТ НА ПРОЯСНИВШИЙСЯ К НОЧИ НЕБОСВОД.
Смотрите, первые звезды на небе.
Значит наступил новый день.
А я?
Живу вешалкой для одежды.
Пациентом для психоаналитика, да и того меньше: для психолога.
Одно доброе слово... да, где же его взять?
ЧАД!
Гляжу в окно, словно на натюмрорт в раме.
То серое небо высевечивает, белесое, туманное.
То фиолетово-тяжелое, густое.
Хорошо бы в одном стеле: розовая утренняя заря,а в другом стекле: легкое,взбадривающее голубое
и пуховое воздушное облачко белоснежным лебедем. Я лежу на зеленой траве, жду, когда он ко мне
опустится...
Но ждать долго, я знаю. И вот, скажите мне, где взять силы - пройти все множество судеб моей
одной жизни? Бежать от мыслей - говорите вы? Но, если все убегут? Один, другой, третий... Мир
духовный опустеет. Будет это богоугодно? Если свобода выбора в том, чтобы забыть близких,
отвернуться от любви, замкнуться в себе, созерцать, медитировать, стараясь высвободиться из
телесного - не законченный ли это эгоизм?
А если жизни и нет вовсе?
Если она - реальность лишь в человеческом восприятии? Если, на самом деле,она - не физическая,
не психологическая, не филосовская даже сущность? Если иначе, почему такая красота: зеленые
деревья, салатовая трава, голубые птицы, икристые котята, золотистые звери - почему они
преходящи?
Для меня несомнено одно, если вы хотите меня понять.
Для меня несомненно: - и трава, и птицы, и звери, и человек: все они вместе, и каждый по
отдельности - сильнее Бога. Потому что умееют вытерпеть, те муки, что Бог дал. Даже, если в
конечном итоге - это есть добро, невидное нам пока.
Вы правы, конечно, я ропщу. Но и Иову дано было роптать. Хотя, кто знает: как это
интерпретировать...
И пока я живу среди людей, я имею право сомневаться.
Но время идет вперед.
Ведь время идет для нас всех...
Каждый несет свое.
И... все ничего.
Смыслы теряют значения.
Значения теряют значимость.
С обратным отсчетом: от нас до Адама и Евы - все подъопытные в Божьем саду.
Да, да, да - все игра.
Вот вопрос: кому мне здесь служить семь лет любви?
Или другое: на похоронах все плачут. Но правда в том, что покойники погребают покойников.
Сумасшедшие живые - не хотят понять!
Посмотрите сами - на себя - где вы будете через Н-ное количество лет?
Правда, возможно вы будете живее всех живых, и мудро усмехнетесь, глядя на потуги думающих,
что они -Существуют!
Поэтому и есть другая правда: по-настоящему любят только ушедших.
Находящимся здесь предьявляют претензии.
Есть еще более правда: стыд, совесть, нравственность - ими люди обозначают ТО. СТРАХ!
СТРАХ правит миром.
СТРАХ творит мир.
СТРАХ творит порядок чувствований из Хаоса бесчувствия.
Правда - это точка зрения.
Не более того.
Страстишки, так называемые "безумные страсти" - вуаль, флер СТРАХА.
Кто придумал, что человек ведет прогресс?
Человек стал регрессом.
Цивилизация ведет к Хаосу.
Хаос упорядочивает сам себя.
Хаос спасет Бога.
Бог спасет от одиночества.
ЖЕНЩИНА ПРОТЯГИВАЕТ РУКИ С ОТКРЫТЫМИ ЛАДОНЯМИ К НЕБУ.