Они шли на быстроходном катере вдоль буйно зеленеющего болгарского берега, к одинокому острову на кромке горизонта. Мотор урчал, у бортов пенилось море и пахло йодом. Солнце палило плечи и грудь, несмотря на морской бриз. Ноздри щекотно покалывало, а в груди разливалось наслаждение, и им, полуголым, хотелось еще и еще... Но остров уже виднелся. Дикорастущий. Неприрученный. Безлюдный.
Когда они, на катере, пришвартовались к ветхому причалу, бородатый экскурсовод в шортах, со свистком на мускулистой, загорелой до глянца, волосистой груди повернул льняную кепку козырьком назад, и голос его в лесной пустоши зазвучал шофаром * - "Не отставать!.. В дебрях водятся хищники, твари лесные, гады ползучие!"
Близкая к нему Генендл стала ему в затылок.
Полуголые тоже подтянулись и пошли гуськом за экскурсоводом в шортах. В лесу било в нос прелым мхом, но дышалось легко. Высокие лиственницы сплошь закрывали солнце, редкие блики его, пробиваясь сквозь махровость ветвей то тут, то там, бежали вдоль тропы, пересекая ее вприпрыжку, или скользя, и снова пускались вдоль. И было довольно прохладно. Впрочем, недолго. Уже через четверть часа полуголые вышли из леса под зной и остановились у дощатого забора с редким, как у старика зубы, иссохшим штакетником. За штакетником проглядывалась сочная поляна с деревянными строениями, напоминавшие конуру собаки, только побольше, в человеческий рост. У скрипучей калитки стоял дикарь в набедренной повязке из козлиной шкуры, потные обвислые патлы его были перехвачены тряпицей с синей надписью: "РОБИНЗОН КРУЗО". Еще один дикарь стоял рядом с ним, на груди у него синела татуировка: "ПЯТНИЦА".
Близкой к нему Генендл подумалось: "Надо бы и у нас такое! Надо бы и моим группам устроить такое... хотя бы и в Сорокской крепости,
или в Цаульском дендрарии... а можно и в Кодрах, у нас в Молдавии - какие леса! - а мы их только объезжаем, с тыла показываем."
- По одному - ко мне! - глядя на толпу полуголых, рявкнул Робинзон Крузо. - Левое плечо вперед, голову - к Пятнице! - Он бруском, висевшем на кирпичной, с глубокими крестьянскими бороздами шее, шлепнул ближнего к нему туриста: на плече отпечаталось - "РОБИНЗОН КРУЗО"; турист взволновался... полуголые, во взволнованном предвкушении, подходили по одному, один за другим, получая себе печать... Пятница обвязывал их, уже вспотевшие лбы, тряпицей, такой же, как у него, и пинком в зад отправлял очередного в загон за скрипучей калиткой.
Близкая к нему Генендл, взбудораженная и одинокая, подставив голое плечо, склонив взбудораженный лоб, получив отменный пинок в покорный зад, с размаху влетела в загон, и от энергии толчка застежка ее купального лифа стрельнула и отвалилась. Генендл стремительно подхватила лиф под грудью. Какая-то женщина в бикини и в сандалиях на босу ногу вытащила из своей сандалии шнурок и, рывком поддавшись корпусом вперед, бросила его к Генендл. Она на лету подхватила шнурок:
"Надо же!.. - искрилась она, заведя руки за спину и связывая концы лифа, - надо же!"
- Браво! Браво! - метнул ей какой-то полуголый: ему было по вкусу - белая округлая грудь ладилась в самый раз к самСй фигуре, зрелой и богатой. - Браво! Браво!
Экзальтированная происходящим, Генендл пошла к установленным на необитаемом острове строениям из неструганных досок со столами и скамьями из сухого дерева. Песочный цвет высушенного зноем первородного дерева подходил песочному загару, который близкая солнцу Генендл успела прихватить на камнях и песках пляжно-желтого туристического коплекса "Слънчев бряг" *. Похоже, проступили в ней, в Генендл, сквозь века сохраняясь, краски иудейской пустыни, как напоми-нание о том, что род отца ее, Давида-фотографа, восходил к коенам *, и естественно и оправданно, кожа наследницы царей Израилевых золотилась золотом.
Золотая Генендл вошла в песенно-суховыйное строение.
Села рядом с полуголыми.
Отвела назад колечки челки, связала в узел струящиеся волосы.
И обнажила взгляд свой вздыбленно зеленеющему оазису зелени.
Впереди, посреди бархата травяного настила, перед лесной чащей распростерся вверх и в стороны, выбеленный годами, жертвенный помост; поодаль, справа, кровянилась раскаленно жаровня, под ней, алые, тлели головешки; на ней коптились, скворча жиром, красноглазые головастые рыбины. У кромки леса, на опушке, солнечно пасся жертвенный ягненок, взор его лучился и свет его притянул ласку во взгляд Генендл.
Они долго смотрели друг на друга.
Золотоглазый ягненок и золотистая Генендл.
А в это время дикари-туземцы в козлиных шкурах поверх набедренных повязок ходили меж суховыйными строениями, разнося ракию, болгарскую водку, тарелки с толстобрюхими кусками истекающей жиром копченой рыбы и лоскутами черного хлеба, нашпигованного тмином. До далекой к ним Генендл дикари в козлиных шкурах еще не дошли, но на столе перед ней и другими полуголыми стоял уже жбан с красным вином, глиняное блюдо с болгарской зеленью, соленой овечьей брынзой и луком-стрельцом, его острый запах щекотал ноздри и дразнил аппетит; рядом, в плетенке, лежал толстомясый, сладкий болгарский перец, нарезанный долями.
Генендл ощущала себя размягченной и упоенной солнцем. Всегда, по склонности характера, готовая к экзальтации, она быстро приходила в счастливый восторг, и поскольку феерия на необитаемом острове разворачивалась чуднС, Генендл казалось: она счастлива. Она взяла с глиняного блюда распузыренный треугольник овечьей брынзы и принялась сосать её соль; брынза пахла детством и молдавской весной, хотя, впрочем, и болгарским морем.
Генендл вздохнула:
"... жаль! - не уговорила она их...
Людмила в Сибири такого жара не найдет,
Валентина в Саратове - тоже...
... а Ясна Моисеевна? - а Гита? - им и в Молдавии жАра, конечно, не занимать... но, все равно, совсем они не выгадали, оставшись в "Слънчев бряге"... здесь гуще зелень, ниже небо и травы пахнут - ворожить - не наворожишь! - да и скучно там, три дня как заехали, а однообразие уже заело, здесь же - славная авантюра была бы, сиди они тут рядом, а не эти чужие полуголые, эх..." - думала Генендл, обрывая петрушке духовитые листочки: любит - не любит, любит - не любит...
А между тем, действие продвигалось вперед вместе с солнцем. Место, где все происходило, действительно казалось диким. Раскрашенные артисты, в кутерьме накрученных ощущений, представлялись естест-венными дикарями. Полуголые, потные и обмякшие, охотно отдавались обнажению чувствований, остальное довершили ракия и солнце, да духмяный зефир анархии. Примитивность эпизодов пробуждала простые желания: полуголые стремительно высвобождали из себя сумбур и абсурд законов и запретов, облегченно опорожнялись от табу - чудилось: тысяча девятьсот восьмидесятые - оборотились каменным веком: голодные цепкие пятерни, крепкие клыки, острый лук, сладкая рыбья дрожь, лоснящиеся губы, горящие рты, оскаленные в крови... грубая вседозволенность захватила всех: они гоготали, скалились, сквернословили; расслабив тела, искали и находили встречную алкающую плоть, пьянея пересечением реальности и зыби миражей: охота!
Там, где затаилась Генендл, затаились еще десять... они выжидали,
но интрига подымалась в них с необыкновенной силой, выплескивая на язык голодную жгучую слюну архаичного охотника в пещере, поджидающего, пока подрумянится туша подбитого оленя на тлеющих поленьях... продлив мысль в обратное время, Генендл видела, как мигают в ночи огоньки его костра, но им уже несли, а с поляны уже рычал Пятница, и они: она и полуголые рядом, хлебнув ракии, взяли тарелки с рыбой и жбан вина и пошли к помосту Робинзона Крузо.
- Черт подери! Слышите вы или нет! - кричал во все стороны Пятница. - Все на шабаш! Все на шабаш! Объявляю конкурс на Мисте-ра "Робинзона Крузо", черт подери! Кто выдует жбан вина и простоит на макушке до счета "50" - тот победитель! Ну, подходи, кто не слабак, черт подери!
На помост вскочили трое полуголых в плавках и с тряпицами вокруг лбов: они встали в позу, - Пятница дал каждому по запотевшему жбану холодного вина; Робинзон Крузо, восседавший на реликтовом пне, как на троне, бруском, свисавшим со скорченной, как кора у пня, кирпичной шеи, перекрестил помост и воздух перед тремя... трое полуголых, задрав головы кверху, опрокинули жбаны горлышками себе в рот, и холодное огненное вино, дьявольски булькая, полилось им в разверстые глотки, сгущаясь сквозь марево сорвавшегося с цепи разнузданного воображения орды вокруг помоста, в образ акта. Раздались оргические вскрики, меж мужиками пошел мат, кто-то из более импотентных полуголых откололся от мнящих о себе и стал делать ставки, один хотел прыгнуть на помост, его держали...
... первым пал верзила с маленькой плешивой головкой неудавшегося лешего: он покачнулся, качнулся сильнее: вперед-назад, - и плюхнулся на помост вместе со жбаном, черепки разрезали ему руку и резинку плавок: под плавками топорщились три ржавых волоска над обвислой складкой сморщенной кожи, плешивый прикрыл ее черепком...
... второй, сухощавый и жилистый, как засохший гороховый стру-
чок, с большим апломбом и длинными оскаленными клыками, уверенно подбоченясь, допил красное кровавое вино, встал на руки, подняв кверху усохший зад, потом, сгибая локти, уперся головой о дощатый пол, задрал шишковатые худосочные конечности с вытянутыми ступнями вразброд и, не удержав равновесия, опрокинулся на спину. Пятница заплясал от удовольствия и защелкал хлыстом. Заведенные уродством полуголые заулюлюкали, засвистели, завизжали многоголосым бесом, забрасывая кровяногубого луковицами и рыбой: ошалевшие рыбы, сверкая жиром на плавниках, летали над помостом, пьяные луковицы, блистая охрой, прыгали по настилу вокруг описавшегося вурдалака...
... третий, славный коротышка, подмастерье сатаны, крепко навеселе, повелительно вскинул сатанинским жестом руку; в момент затих разгул полуголых... они остановились - кто как стоял; они застыли повелением жеста... замерев, смотрела и Генендл, она смотрела: да, это же - Ванечка! И сидит он за соседним с ней столом в их ресторане - вот это, да! ... сатана!
Ванечка, презрительно щурясь, пил; выпив, перевернул жбан дном кверху - из жбана ни капли; народ вздрогнул, вздохнул и, как по волшебству, снова ожил, закричал, захлопал, засвистел соловьем-разбойником. Ванечка подошел к табурету Пятницы, отодвинул пятерней его хлыст, оттолкнул плечом его самого, напрягся и - гоп! - он стоял на голове, ноги вверх, руки в стороны!
... раз, два, три ... десять, двадцать, тридцать, сорок, сорок пять, сорок шесть, сорок семь, сорок восемь, сорок девять, пятьдесят, черт подери! - Пятница щелкнул хлыстом. Толпа онемела. Ванечка сделал ногами ножницы и соскочил на помост. Раздались крики: "Ура-а-а!", и куски рыбы полетели вверх, воробьи стаями рванули с ветвей в синь неба и закружили. Ванечку стащили с помоста и понесли к пню. Робинзон Крузо бросил в лоб Ванечки печать и в ржавый громкоговоритель объявил его Мистером "Робинзон Крузо"!
И тут, молниеносно полосуя хлыстом пространство, опять зарычал Пятница, отбивая каждое слово голой волосатой ляжкой:
- Назад! Назад! Выбираем Мисс "Райское наслаждение!" - Пятница обвел всех взглядом людоеда: - Вот эта козлиха, эта и эта, - ткнул он рукояткой хлыста в толпу. Девицы взошли на подиум. Все три были в розовых бикини, высокие, худые с плоскими грудями и втянутыми животами, как из инкубатора. Пятница, срамно повизгивая, обвязал им талии змееподобными лентами, свесившимися у них промеж ног до самого настила, к концу каждого змея привязал по яблоку: девицы стояли, расставив ноги, между ногами у них болтался змей с яблоком на конце, и все вокруг стояли, ожидая. Генендл думала:
"Почему не я там? Почему он меня не выбрал? Или не подхожу для сцены? - она расстроилась. - Вот так всегда: говорят: "Ты хорошенькая", - а выбирают других" - она уперла руки в бока, отодвигаясь от давящих со всех сторон потных тел.
Тем временем Пятница положил перед каждой девицей по шарику для бадминтона и заблеял: "Бе-бе-бе..."
Толпа ряженых загоготала и подалась вперед, а он продолжал:
- Бе-бе-бе... Всем слушать меня! Условие: яблоком бить шарик, чей докатится первым до Роби, ту он назначит своей Мисс... бе-бе-бе...
Девицы резво задвигали бедрами, змеи с яблоками мотались из стороны в сторону меж их бледными икрами, но шарики лежали нетронутыми, надменно ухмыляясь... Пятница блеял и ржал, Крузо любовно смотрел на него. Наконец, одна изловчилась: змей яблоком дохнул на шар; шар, вертясь волчком, отлетел в сторону царственного реликта.
- Мисс "Райское наслаждение" определена! - зарычал Пятница и, щелкнув хлыстом, будто черт хвостом, обхватил девице зад в розовом бикини и понес к Робинзону Крузо. Тот, не поднимаясь с пня, боданул ей чертову печать на плоскую грудь, приподнял ей подбородок, смачно
всосал ее губы себе в корявый рот и боданул печать на вторую грудь
мисс "Райское наслаждение": изо лба его полезли рога, а пятки искривились в копыта.
- Ведьма! - сказал Робинзон срамно. - Поцелуем возвожу тебя в ведьму!
Все ахнули.
"И Велвл так со мной!" - высветилось у Генендл, но тут же улетело, забылось.
А все снова слушали Пятницу.
- Сейчас - танцы! - кричал Пятница, почесывая себе ляжку под козлиной шкурой, - танцы, танцы-обжиманцы... Барабанный бой и треньканье бубнов понеслись над поляной, ряженые музыканты тотчас явились из-за кустов, и ритмы зазвенели колокольцами, застучали палками, зацокали копытцами и понеслось: такты, головы, тела, дурман, стоны, конвульсии... в гуще, сама не заметив как, сидела на корточках золотая Генендл и, пружиня деревенеющими от натуги икрами, улю-люкала: "Улю-лю-лю, улю-лю-лю!.." - все, что происходило здесь сегодня со всеми, происходило и с ней, с Генендл: она ела копченую жирную рыбу, пила ракию, жарилась под солнцем, делала ставки, кружилась в танцах... умение бесноваться и ощущать настигло ее именно на этом диком острове... и она гуляла...
Когда солнце покатилось к закату, Робинзон Крузо и Пятница стали сворачивать балаган. Пятница отвязал золотоглазого ягненка, отстегнул ему ошейник, ягненок отряхнулся и радостно потрусил к отаре овец за изгородью, за ним, заливаясь веселым лаем, выскочил из под пня рыжий щенок. Робинзон Крузо и Пятница сняли козлиные шкуры и пошли в душ мыться.
И все остановилось. И все остановились.
- Вышкрябали мы из них дерьмо, как думаешь? - спросил тот, кто играл Робинзона Крузо.
- Дерьмо, сколько ни шкрябай, снова набирается, - сказал тот, который изображал Пятницу. - Отрыгнули они, всего лишь, но грубо, зримо - это да, - Пятница снял с головы потную тряпицу. - А завтра новые заедут; сегодня что - четверг?
Робинзон снял с шеи печать:
- Да я и счет потерял: крутимся день-ночь, день-ночь; хоть бы уже лето кончилось, отдохнем.
ПАЛУБА
Сумерки садились быстро. Море темнело. Тьма холодила, остужая тело, и от дневного пота осталась только липкая корка на коже, да привкус соли на
Генендл стояла на палубе, переполненная опустошением. Тяжелые валы глухо били о борт, креня катер; он воды не черпал, но брызги летели на палубу и в лицо. Генендл, ее взгляд, ее слух, полным-полные ночным морем, предавались мощи черной стихии, несущей их суденышко... она не услышала, как подошел мужчина, и вздрогнула, когда он коснулся ее локтя. В свете палубного фонаря его светлые волосы казались белесыми, сам он был статен и тонок: "Прибалтиец, точно, - подумалось Генендл, - или из Ленинграда? Иначе чего он такой белый после этого жара на том сумасшедшем острове?"
- Извините, я Вас напугал, - он поклонился и представился: "Олег", - и спросил сразу, без паузы: - Прекрасная ночь, не правда ли?
Генендл, с ленным нежеланием возвращаясь ощущениями к обыденности человеческого голоса, сказала:
--
Волшебная...
--
Лунная, - поэтически произнес Олег.
Генендл, зачарованная соленым бризом, нехотя встрепенулась, отряхнула морской туман с ресниц, троекратно моргнув, и вгляделась: не лезут ли у белого изо лба его белые рожки...
--
Позвольте узнать, как Вас величать? - Олег снова поклонился.
Она сказала:
--
Генендл.
Он сказал:
--
О, загадочное имя! Не приходилось слышать...
И добавил:
- Каково его происхождение? Если мне разрешается прикоснуться к тайне?
--
Еврейское.
--
О да-да! - логично, я мог бы сам предположить: три согласных
в окончании, жесткая конструкция, да... Но, помилуйте, дочь Востока - в лунной ночи и... одна?
- Бросьте, сколько веков прошло, - отозвалась, посторонняя ему, Генендл.
- Но ночь-то с нами, - Олег склонился нежно к ней, взглянул ближе, - ночь пахнет морем и солью, а ты... ты пахнешь корицей, и волосы у тебя - чистый шоколад, а глаза твои - терпкий миндаль... - он доверительно-ласково перешел на "ты".
- Море - соленые слезы; их выплакали женщины: из-за таких, как ты, Олег, сладкоголосых, - Генендл отрицательно отвернулась от него. - Тише, тише, послушай; послушай симфонию стихии: какая сила, сколько гармонии, вот оно настоящее, вот...
--
А ты чувственна, Генендл, - прерывисто сказал Олег.
Генендл, вдруг, в точечный миг, ответная его дыханию, спросила навстречу:
- Это недостаток? - и колдовская луна опрокинулась жертвенной желтизной в темные глубокие воды.
Олег элегически взял ее, расцветившуюся золотом ладонь в свою, упругую и манящую, любовно прижал себе к груди:
- Когда-то, давным-давно, мне скрипка пела: "Генендл-Генендл...", но мне казалось: она плачет.
--
Не говорил ли я: ты соткана из тайны?
- Никакая не тайна: простая еврейская скрипка в руках простого местечкого * музыканта, - Генендл отняла ладонь и вернула ее на перила катера; они были влажные и скользкие, и она вытянула руки перед собой над морем: там, в синем свете звезд, луна зыбко взбиралась назад в ночной небосвод.
Генендл вздохнула.
Оставленный ею Олег сказал:
--
Я имею представление, я бывал в местечках на Украине.
- Ну вот, а мое - в Молдавии, называется оно Единцы, и там когда-то жил музыкант Мотл-клезмер с тремя сыновьями, они играли нам на свадьбах, на именинах, на вечеринках; с бедняков денег не брали, с зажиточных брали вдвойне: они были самоучки, играли по слуху, но как играли! Сердце пело. Еврейская музыка вообще не нуждается в словах, ей достаточно мелодии и одного правила: - сказать, какого? - когда музыкант умирает, жене его, до конца дней ее, выплачивают полный пай. Так было и с женой Мотла-клезмера, когда он умер, а сыновья его уехали.
- Непривычные имена ты называешь, Генендл, - сказал Олег. - Не на слуху.
--
Местечковые. Евреи местечек редко меняли свои имена.
- Но я хотел бы говорить о тебе, Генендл, - сказал Олег, снова прижимая ладонь Генендл к своей груди. - Ты мне интересна более, чем все местечки, вместе взятые, - он аккуратно обнял ее за плечи.
- В данный момент, - сказала Генендл. - В данный момент я тебе интересна.
--
Неужели?
--
В борьбе с мужчиной женщина всегда проигрывает.
- Если я правильно понял, ты хотела сказать: "В борьбе с развратом", - не так ли?
--
Вроде того.
--
Что же противостоит нашему разврату, позволь узнать?
--
Чувство.
--
Ты феминистка?
- Я знаю мужчин... они, если хочешь, циничны, прагматичны, корыстны, рациональны, хвастливы, тщеславны, лживы, развратны, короче - гадкие сути.
--
Чисто женская логика, Генендл! - сквозь смех воскликнул Олег.
- Я и есть женщина, - повела плечом Генендл, поправляя съехавшую лямку сарафана.
- Это я заметил еще на острове, я наблюдал за тобой с того момента, как у тебя бюстгальтер отлетел.
--
Ах, вот почему ты о моей тайне шептал, интриган!
--
Это я подкатывался...
--
Вот и твоя суть наружу.
- Да нет, просто я убежденный холостяк, и ни под одно перечисленное не подхожу. У меня статус гибкий. Ко мне с чемоданом не придешь. Одна пришла с сундучком, с ним и ушла.
- Вот, вот, несешь вам морковку, вы бежите, раскрыв рот, уберешь морковку - вас и нет. Мой муж, Велвл, таким же был. Хотя волки морковь не едят, им свежатину подавай.
--
Почему ты его волком окрестила?
- Велвл - с бессарабского еврейского - волчок. Мой волчок все живое под себя подминал.
--
О чем ты? - спросил живо Олег, и тень его качнулась ей под
ноги.
Генендл, глядя вперед, в море, по памяти продекламировала:
Делись со мною тем, что знаешь,
И благодарен буду я.
Но ты мне душу предлагаешь,
На кой мне черт душа твоя?
--
Круто ты, - Олег насмешливо и ласково улыбнулся, но руку с
плеча Генендл снял.
--
Не я, Лермонтов. А ты, Олег, просто кокетка и вялый бабник.
--
Спасибо! - Олег шутливо поклонился, его тень качнулась и упала
за борт. Туда же падали тени остальных полуголых. Они стояли на носу катера и смотрели на береговые огни, становившиеся все ближе и все ярче.
- Почему бы нам не провести остаток ночи вместе? - мягко, но настойчиво спросил Олег. - Адреналина сегодня в кровь нам славно накачали!
- Комаров, что ли, просишься убивать? От них ночью потолок черный, - Генендл открыто и прямо посмотрела ему в глаза.
В них плескался неверный свет палубного фонаря.
Она спросила:
- Если бы свести желания мужчины - к одной женщине, и влечения женщины - к одному мужчине, каким был бы мир людей?
--
?!
--
Вот и я не знаю.
В О Л К
В ресторане "Слънчев бряг" пахло салатом и кофе. Кто-то уже ел, кто-то еще ждал. Гита из одноместного номера 213, Ясна Моисеевна с Валентиной из 218, и Людмила и Генендл из их 214, двухместного, сидели за своим столиком у окна, впятером. Рядом стоял другой: за ним сидел Ванечка - Мистер "Робинзон Крузо"; и еще трое мужчин. Так было до сегодняшнего утра, но сегодня к ним подсел еще один.
- Не подскажете, который час? - спросил подсевший за спиной у Генендл.
Она повернулась и взглянула.
Навстречу ей улыбались голубые, празднично-искристые огромные мужские глаза.
Она не уловила их суть, но они пронзили ее: глубокие и зыбкие, ненадежные, манящие глаза, одним словом, глаза - "трэйф" *.
Голубоглазый подмигнул Генендл.
Он был худой и темноволосый, с сухой кожей на длинном лице, на голову выше Ванечки.
"Блудный чей-то, верно, видно, он здесь приблудный, - мелькнуло у Генендл, - хотя знаком... где-то уже был... а! - да, это же сухой гороховый стручок с острова золотого ягненка, второй соревновавшийся, кровяногубый... но глаза... вчера я его глаза не разглядела!"
- Меня зовут Володя, - говорил он к ней, глядя не отрываясь, - Володя Вильков. А Вас?
--
Секрет, - сказала она.
- Ты так думаешь, Генендл? Ты на самом деле так думаешь? - назвал он ее тут же по имени и повернулся к Ванечке. - Что же ты, дружище, скрываешь таких хорошеньких? Я за это имечко диковенное вон тому пижону белобрысому выставил бутылку пива, с утра пораньше! - Володя Вильков показал в сторону стойки бара, там стоял Олег.
Ванечка не ответил.
Володя Вильков встал:
- Вот мы и знакомы! - сказал он Генендл. - Завтра, в это же время, я тебя поцелую.
- Если костьми не рассыпешься! - сказала Валентина и сделала ему глазки.
--
Чего это, вдруг, - ты - приглянулась ему? - спросила Гита.
--
Да, действительно, когда жгучая Гита тут фанфаронит! - сказала
Людмила, - понимаешь ли!
--
Ну и дружок у тебя! - Генендл заинтересовалась.
--
Он воин, - усмехнулся Ванечка. - Всю дорогу у меня баб'с
уводит, - Ванечка с хрустом надкусил огурец. - И тебя уведет.
- Как бы не так! - сказала Ясна Моисеевна, а Валентина, выставив острие ножа вслед Володе Вилькову, колола вслед: "А мы его так!"
- Да, действительно, коли его: он же не тебя целовать хочет, - сказала Людмила. - Амазонка саратовская!
--
За себя меч воткнула бы под дых! - сказала Валентина, и глаза
ее заиграли зеленым огнем.
- Хвасталась одна! - сказала Людмила. - У этого Страуса Патлатого меч послаще твоего будет.
- Я думаю, завтра Генендл срочно в Софию понадобится, - решила вдруг Ясна Моисеевна.
Утро выдалось ветреное, зябкое. У моря летом так бывает. В желтом Икарусе под монотонный голос экскурсовода Генендл стала клевать носом. "Неужели и на моих экскурсиях народ вянет?" - сонно думала она, а в задних рядах уже раздавался звон стаканов.
"Канистра молдавская и вино наше, - Генендл оглянулась. - Да, так и есть!"
--
Идите к нам, здесь веселей! - крикнул один бородатый.
--
И теплей здесь, - позвал другой, уже пьяненький.
--
Ладно, я ей несу! - сказал третий, постарше. - Смотрите, какая
красота! - протянул он стакан, полный каберне.
"Почему бы и нет?" - думала Генендл, беря вино. Оно было холодное, кисловатое. - Холоднющее, еще больше продрогну, - сказала она, выпив полстакана, - не буду больше.
- На нет и суда нет! - сказал дядька и, покачиваясь, пошел между рядами автобуса назад.
Вино подействовало быстрей, чем она ожидала. Сильней запульсировала кровь, расслабились мышцы; Генендл глубоко вздохнула всей грудью утренний воздух, и от этого движения ей вдруг стало отчаянно весело, и изнутри поднялось и расплескалось от головы до пят тепло. В салоне затянули песню: "Арлекино, Арлекино..." В такт песне Генендл постукивала носком о носок, мысли текли легко и беспредметно, Генендл скорее ощущала, чем мыслила, скорее, в ассоциациях, в ощущениях, воспроизводила образы: ...перед ней всплыл силуэт тепло укутанной девочки в по-зимнему ладных санях, несомых по снежному настилу парой лошадей с колокольцами на упряжи.
Зимой Давид-фотограф обычно устраивал Генендл и Хане-медичке, своей жене, и матери Генендл, катание на санях; он брал у своего брата Хаима сани, запряженные парой лошадей; работая заготовителем, Хаим по необходимости арендовал и сани, и повозку у коопторга. Утеплив соломой и поверх нее молдавским ковром добротные, крепкие сани, Давид-фотограф, Хана-медичка и Генендл отправлялись из Единец по глубокому белому снегу в село Брянзяны к мошу* Васыле. В жарком доме моша Васыле их ждала натопленная русская печь с лежанкой, и Генендл тут же взбиралась на нее, принося с собой на печь запах мороза разомлевшим котятам и, разогревшись, засыпала, прильнув щекой к их атласным спинкам. К обеду Генендл будили и подносили тарелку с желтым ломтем мамалыги из кукурузной муки и овечью соленую брынзу, политую растопленным сливочным маслом. Генендл, томная от жара, мягкими пальцами разминала куски мамалыги, макала в тертую брынзу, в сливочное масло и скармливала их мурлыкающим котятам. Завидев это, подходила Хана-медичка и скармливала остаток Генендл. А мужчины, мош Васыле и Давид-фотограф, за самодельным столом из молдавского дуба, пили красное вино Бусуек домашнего изготовления, разговаривали, беседовали, размышляли, а потом мош Васыле играл на флуере ** и все слушали, а затем быстренько собирались, садились в сани, укутывались со всех сторон молдавским ковром и спешили назад в Единцы, успеть дотемна.
Однажды, на обратном пути за санями погнался волк, голодный, со впалыми боками, с ядреным глазом в клыкастом оскале. Давид-фотограф сгоряча стеганул лошадей, лошади рванули, захрипели, и сани на резком разбеге, с ходу, провалились в запорошенную полынью. Генендл, завороженно глядя в окно Икаруса, видела, как отец хватает из-под перекладины под ковром охапку соломы, поджигает ее в факел и бросает между санями и волчищем, а мать, Хана-медичка, выпрыгивает к морде лошадей, хватает удила и тянет их изо всех сил еврейского азарта. Лошади заржали, встрепенулись и пошли. Хана-медичка вскочила в сани, Давид-фотограф поджег еще одну охапку соломы, и от чехарды движений и эмоций кони покрылись испариной и понесли. Они бешено несли сани до Единец, и встречный колючий ветрище хлестал Генендл по щекам, а за взбесившимися санями летели свинцовые сумерки, волк же отстал; он остался в своих пределах.
В Единцах, на знакомых улочках с низкими домами Давид-фотограф потихоньку подобрал вожжи, и лошади, чувствуя замкнутое пространство, пошли медленнее. Давид-фотограф и Хана-медичка, азартные и возбужденные, обернулись к Генендл, ахнули и быстро кинулись растирать ей щеки и нос...
Тогда, в санях среди снегов, у Генендл было такое же чувство защищенности, нежности к миру и любви к себе, как в этом автобусе, полным подвыпившими туристами.
Автобус привез их к центру Софии к универмагу и оставил на четыре часа.
Генендл пошла по главной улице Софии, потом свернула в боковые.
Все четыре часа Генендл проходила, вглядываясь в архитектуру города.
На мощенных булыжниками, милых и добросердечных софийских улочках, она вышла из пределов зависимости "Слънчев бряга" и забыла о том, что сбежала в Софию, собственно, из-за смешной угрозы голубоглазого товарища Ванечки. Она обошла ряд магазинов, накупила себе дефицит - замшевую юбку и трикотажное, песочного оттенка фасонистое платье с голубой аппликацией на плечиках. Потом ей захотелось купить себе серебра, и она пошла по ювелирным отделам, нашла относительно дешевую серебряную цепочку и сережки-гвоздики с тонкими подвесками. Потом она прокатилась по центру города на трамвае, погуляла на площади у мавзолея Димитрова, походила еще немного по нарядным софийским улочкам и вышла к желтому Икарусу.