Бубликова Людмила Георгиевна: другие произведения.

Летать!

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 15/07/2010.
  • © Copyright Бубликова Людмила Георгиевна (kunstart@inbox.ru)
  • Обновлено: 11/09/2008. 8k. Статистика.
  • Рассказ: Литва
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А всё- таки летать в молодости самолётом- это здорово!

  •    - Naaa, was? Поехали смотреть самолёты?
      Принимаю предложение и мы едем. Аэропорт в Ганновере- это не близко. Мелькают дома и справа, и слева. Все очень своеобразны, чем- то похожи друг на друга, но ни одного повторяющегося. Аккуратно подстриженные кустики в палисадниках. Поражает обилие цветов в горшках и вазонах, на клумбах, между камнями, в керамической крошке. Есть участки, выстланные измельчённой корой хвойных деревьев, это, чтобы не росли сорняки. Чисто подметтено и подстрижено, словом ,ухожено. Красиво и радует глаз.
      
       Дорожные знаки, указатели, размётки и просто отличные дороги, дорожное покрытие безупречно. Германия- страна развитого автомобилестроения и высокой культуры.
      
       Ганноверский аэропорт- это комплекс зданий с огромным залом для пассажиров и множеством касс, пунктов продажи сувениров, прессы и игрушек, аксессуаров и многое другое. В общем ,как и у нас в крупных аэропортах, только просторнее, меньше людей, сутолоки и отсутствие очередей. И ещё, ощущаешь себя человеком- свободным и независимым... Откуда это? Думаю оттого, что тебя здесь обслуживают, вежливо, терпеливо, культурно и обязательно с улыбкой- заказывай и плати, всё будет так, как тебе пожелается... Провереный факт! Зашли в кафе, заняли места за круглым мраморным столиком у окна, сделали заказ. Какой же это этаж? не помню, но видно как бы с высоты и взлётные полосы, и несколько самолётов. Идёт посадка на Боинг до Новосибирска.
      - Оооо, Sibirien, холодно, kalt...
      Я тоже так думаю, в Сибири холодно. Немцы не поняли, почему я не восторгаюсь увиденным. Аэропорт, самолёты - это же так здорово! Летают далеко и быстро, хотя и дорого- зато будет повод похвастаться своим достатком. Простая человеческая слабость, присущая многим, независимо от национальности.
      
       Да, авиация- это здорово! В молодости мне приходилось летать на пассажирских самолётах часто и на большие расстояния. При этом всегда сравнивала салон самолёта с жилищем. Например, Ан-24- это хата. Старая конструкция с примитивными удобствами, не очень большой, но округлый, толстый, неповортливый и с запахом старого, непроветренного жилища. Ан-10 очень большой самолёт и салон просторнее и кормят в полёте получше. Крылья у Ан-10 опущены немного вниз и самолёт как бы извиняется за свой вид. "У меня под мышками тяжеленные двигатели..." Да, у Антонова конструкторская традиция- двигатели только под крылом, ниже крыла и кажется, что махина двигателя сейчас упадёт, отвалится. Ан, нет! Висит, держится крепко... Десятки лет- это был самый надёжный, пассажирский самолёт, пока не начал падать и разбиватъся и его сняли с полётов. В сравнении с человеческим жильём- это Хрущёвка. Илы, я летала на Ил- 62 и Ил- 154, более основательны, комфортабельны, современны и выносливы. Выполняют длительные перелёты без посадок и дозаправок. Кормят здесь хорошо и почти всегда имеются в наличии специальные пакетики для нужд пассажиров, пардон, кому херовато. У меня с этим, к примеру, всегда проблемы. Мучительная тошнота мешает жить, а если случается рвота, то надо срочно найти глазами пакетик и, если он есть в наличии, успеть поймать извергаемые массы на лету и именно в бумажный аэрофлотовский пакетик. Святое дело купить перед полётом дорогой , глянцевый и толстый журнал, почитать в полёте на досуге. Но где он этот досуг? То борьба с тошнотой и рвотой, а до и после этого, так просто борьба за выживание. И так волнами: то- то, то- это... В тот раз аэрофлотовского мешочка на месте не оказалось, стюардессы тоже нет поблизости, а мне совсем невмоготу и потому "извергаюсь" в толстый "Советский союз" ещё не читанный, с картинками и интересной информацией... К чёрту информацию! "Советский союз", спешно свёрнутый в рожок, в самом низу расходится и пропускает в мои руки содержимое, ещё тёплое... Фу! С авиацией так! Случаются и не такие неприятности... Ах да, забыла сказать, что для меня Илы похожи на удобные, современные по тем временам квартиры. А ещё Ан-2, кукурузник, этот- трудяга. На нём и сельское хозяйство, и грузоперевозки, и пассажирские тоже. Что характерно, это салон: самолёт- салон. Внутри нет ни отсеков, ни перегородок, ни даже кресел для пассажиров. Есть откидные, маленькие сиденья слева и справа по длине самолёта. А посредине всякая самолётная всячина и твой собственный багаж, который нужно крепко удерживать ногами от перемещений в полёте. Получается , что летишь не лицом, а боком к направлению движения. Это неприятно и не только... Три раза летала на кукурузниках по необходимости и каждый раз зарекалась, никогда болъше этого не делать. Если провести аналогию с жильём, то салон такого самолёта даже не жилище, это, скорее, металлический вагончик на даче. И был ещё Як- 40. Новый самолёт- стремительный и лёгкий. Реактивные двигатели верху и сзади пассажирского салона, потому рёв моторов мешает не сильно. Еда, напитки, пресса для чтения, очень милые стюардессы в форме и туфельках на шпильках, невысоких, но всё- таки шпильках, приятно видеть, комфортно лететь. Современные материалы: металл, пластик, велюр. Яки можно сравнивать с номером в хорошей гостинице, отеле и удобно, и современно.
      
       ... - Уважаемые пассажиры! Экипаж самолёта Як- 40 следующий по маршруту Ростов- на Дону- Минводы приветствует Вас на своём борту... На высоте 10000 метров... за бортом -40С... и так далее... всё как всегда...
       Стюардесса выполняет свою работу. Продолжаем лететь. Рядом со мной у иллюминатора сидит пожилая женщина в белом чистом платке с каймой, завязаном спереди под подбородком узлом. Она посмотрела на меня внимательно, села поудобнее, зевнула в руку и заснула. Её ноги в тёмных хлопчатобумажных чулках и чувяках вытянуты вперёд под сидение на сколько возможно, руки сложены вместе, пальцы с длинными и узкими от природы ногтами сплетены между собой и покоятся на узелке, в котором всё- и иконка, и Библия, и документы, что- то из еды и большой пуховый платок ручной работы на любой сезон. Такие пожилые женщины в те времена летали не часто. Эту старую женщину я знаю. Её имя Арина Степановна. Она бабушка моего мужа и мы втроём летим в Казахстан. Перед нами нелёгкая задача- перевезти бабушку с Дона. Ей давно за семьдесят, она крепкая, здоровая, невозмутимая и мало нуждается в помощи. Рассказывали о её судьбе. Кроме неё в семье было одинадцать братьев- все они и отец погибли в первую мировую- рослые, сильные, здоровые. Мать, получив похоронки, скончалась от горя. Юная Арина волею судьбы попала в санитарный поезд, где и проработала сестрой милосердия до конца войны. В лихие тридцатые потеряла мужа, репрессировали, расстреляли. Во вторую мировую потеряла сына: попал в плен и сгинул... Горе, лишения, тяжкий труд.
      
       Теперь вот пришла её пора жить у дочери в Казахстане, на Мангышлаке. Переезжает с радостью, быстро собралась и печалится только по поводу большого старинного с росписью деревянного сундука. Такие вещи в самолёт не берут и она подарила его подруге. Вещей, то есть узлов и сумок у неё много, я насчитала семь. Как мы всё это повезём? В Ростове надо было ехать из автовокзала в аэропорт, от такси она отказалась наотрез, погрузились в автобус. Середина дня, люди на работе и автобус, к счастью не перегружен. Её узлы заняли приличную площадь в конце салона, благо там все места стоячие. Сама же расположилась сверху, легла на свои узлы, чутъ согнув ноги в коленях и всё, что не закрыла собой, закрылось её необъятной ширины юбкой с белым подъюбником. Это надо было видеть! Спорить с бабушкой бесполезно, она не считает, что создаёт неудобства. Лежит на узлах, порой прикрывает глаза, дремет. Она как всегда в хорошем расположении духа. В третью по счёту дверь уже никто не выходит на остановках, пользуется другими. А входящие сначала натыкаются на узлы, потом видя лежащую на них бабушку улыбаются и проходят вперёд по автобусу. Вот такая картина мне запомнилась. На её чувяки почти никто не обращает внимание. Обычная обувь казачек в этих местах, шерстяные носки зимой, да чулки лето, да самодельные тапочки... по- местному: чувяки. Она с Дона, из иногородних, говорит на смеси украинского с русским.
      
       Начались мучения... Тошнота...Аэрон не помогает. У меня третий месяц беременности и в Минводах ещё не конец пути. Через несколько часов посадка в другой самолёт... как подумаю... Надо терпеть!
      
       Проснулась бабушка.
      - Ты нэ так дыхаешь... Трэба ось так!,- это бабушка вошла в моё положение и решила помочь. Я задышала по- новому с задержками, как она учила, стало лучше, прошли неприятные ощущения, спасибо бабушке!
      
       В этом году исполнилось тридцать как её с нами нет.
      
       Вспомнилось, пронеслось перед глазами пережитое, ощутимое, волнующее, давно ушедшее...
       А всё- таки летать в молодости самолётом- это здорово!
  • Комментарии: 2, последний от 15/07/2010.
  • © Copyright Бубликова Людмила Георгиевна (kunstart@inbox.ru)
  • Обновлено: 11/09/2008. 8k. Статистика.
  • Рассказ: Литва
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка