Как я уже писала, несколько человек в моем классе были так называемые местные русские. По началу мне неудобно было у них спрашивать, кто же они такие и почему живут в Монголии. Но однажды подвернулся случай. Был у меня ученик Толик Самсонов из тех самых местных русских, жил он недалеко от нашего УБЖДовского дома, в маленьком домике. Жил он с мамой и бабушкой. Бабушка, Анна Васильевна, не сказать, чтобы уж совсем была бабушкой, но где-то в возрасте под шестьдесят лет. Но достаточно шустрая и моложавая дамочка была. Так вот пригласила она меня с дочкой как-то на чай. Мы пришли с гостинцами, купленными в магазине для советских специалистов: икра красная в баночке, крабы дальневосточные в баночке тоже и скатерочку производства Венгерской республики прикупили. Хорошие подарочки, ничего не скажешь - богатые. А как иначе в гости идти без гостинцев?
Сидим в уютной комнатке с печуркой-буржуйкой - чаи гоняем. На улице мороз -40 градусов, зимой это было, а в домике тепло. Вот я и спрашиваю, когда же вас переселят в новый дом с отоплением. А Анна Васильевна и говорит, что сначала, в соответствии с социалистической законностью, положено монгол из юрт переселить, а потом уже и до русских дело дойдет. Мол те, кто попронырлевее из местных русских, те уже в больших домах проживают, а они все ждут, поскольку не умеют в доверие к властям втереться, или что-то в этом роде. Тут я и спросила, а как же они в Монголию то попали. Тогда наша хозяйка поведала нам ни то легенду, ни то притчу о монгольских русских.
·Притча-Легенда-Былина?
Жила-была страна Монголия во главе с доблестным правителем Сухебатором. И был у нее сосед, ни сосед, а так старший брат. Звали его СССР под предводительством отца всех народов Иосифа Сталина. Хорошо жилось монгольскому народу в те далекие времена. Занималось население скотоводством и немножко земледелием. А больше все-таки кочевало. Возьмут, сложат юрту и давай переселяться в новый места. Так и жили. А вот у старшего брата дела шли хуже. Неурожаи, голод, болезни. И попросил тогда Старший своего Младшего брата, пустить его народец для натурального обмена. Почему же не пустить, если сами ничего, кроме мяса не производим, решил брат Младший. Пустили. Открыли границу и потянулись российские граждане товары на продукты питания менять. Долго ли коротко ли паслись россияне на монгольских пастбищах, того неведомо. Но уходили из России все больше отцы да матери семейств, те, кто помоложе, да повыносливее. А дома их малышня и дедки с бабками дожидались. Путь до Монголии, сами понимаете, не близкий. Уходили надолго в страну соседнюю, но незнакомую. Время шло. Много народу ушло, да в основном беспаспортные крестьяне. Мало возвратилось, а остальные дальше шли, побольше обменять, посытнее дом будет. Ждал-пождал Старший брат возвращения своего народца, да надоело ему ждать. Взял, да и закрыл свою границу. А нечего надолго с Родины бегать. К лету стали подтягиваться к границе людишки, которые наменяли сушнины да солонины для своих домочадцев. Ан, нет, домой нельзя, граница на замке, а как докажите, что наши вы соцграждане. Никак? Ну и ступайте себе с Богом обратно в монгольские степи. Тут вам и конец, а кто слушал - молодец.
Правды ради, хочу добавить, что в семидесятые годы стали монгольские русские родственников искать в России-матушке. Кто нашел - в гости ездил, к себе приглашал. А кто не нашел, до сих пор ищет. Продолжение следует