Черевков Александр Сергеевич: другие произведения.

Карандаш.

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Черевков Александр Сергеевич (lodmilat@zahav.net.il)
  • Обновлено: 20/12/2010. 21k. Статистика.
  • Рассказ: Израиль
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ни тот карадаш, что на бумаге рисует, а тот Карандаш, который на манеж цирка смешит.

  •    Карандаш.
       Мы даже не заметили, как содержание этой плетеной корзинке быстро сократилось. Самогон тоже не задержался в нержавеющей плоской фляге. Я не знаю, сколько там было всего самогона, но мы его выпили весь до капли. Когда пить было больше нечего мы просто сидели. Отдыхали от изрядно выпитого самогона под хорошую закуску. Отчего мы оба были чуть хмельные и вполне сытые от хорошей калорийной пищей.
       - Саша! Ты говоришь, что хорошо знаешь нашу столицу. - спросил меня, Семен Петрович. - Я очень люблю цирк. Своей жене и детям сказал, что в первую очередь схожу в московский цирк. После цирка в магазины.
       - В Москве есть два цирка. - сказал я, Семену Петровичу. - Большой новый цирк открыт на площади Вернандского в 1971 году. Один из самых больших цирков в мире. Но большей популярностью у всех пользуется старый цирк на Цветном бульваре, который был построен 1853 году. В этот цирк ходят все москвичи...
       - Откуда тебе известны такие подробности о московских цирках? - удивленно, спросил Семен Петрович.
       - Так я двадцать лет назад работал в конвейере "Союзгосцирк". - ответил я. - Вначале работал ассистентом иллюзионного аттракциона "Человек-невидимка". Затем немного работал машинистом сцены, режиссером инспектором и художником-дизайнером одновременно. Ушел из цирка из-за аллергии на собачек болонок.
       - Ты видел всех артистов цирка также близко, как сейчас меня. - удивленно, спросил меня, Семен Петрович.
       - Всех артистов цирка я видеть не мог. - ответил я. - Артистов цирка и просто служащих в "Союзгосцирке" несколько тысяч. Они сами друг друга не все знают. Знакомы только те, кто по конвейеру попадает в коллектив, новую труппу программы. Например, очень похожие цирковые программы никогда не работают вместе. Вот есть, к примеру, два иллюзионных аттракциона под руководством братьев иллюзионистов Эмиля КИО и Игоря КИО. Так вот, эти программы ни разу не работали вместе. Таких номеров в цирке много...
       - Расскажи хоть одну интересную историю о цирке, которую ты видел. - попросил меня, Семен Петрович.
       - Ну, в цирке столько много историй бывает, что их просто все невозможно рассказать. - задумался я. - Пожалуй, что одну я могу рассказать. Наверно, всем любителям цирка, хорошо был известен клоун Карандаш(Михаил Николаевич Румянцев). Я не буду тебе рассказывать всю историю работы этого артиста цирка. Я расскажу тебе только два эпизода из жизни этого артиста, которые известны только тем, кто присутствовал во время этих случаев рядом с Карандашом. Первая история произошла во время проводов Карандаша на пенсию. Хочется в этом случае немного отклониться от этой темы и сказать, что Старый цирк на Цветном бульваре не только традиционное место многих любителей циркового искусства. Старый цирк на Цветном бульваре, это место многих цирковых традиций и цирковых ритуалов. На арене Старого цирка рождаются многие цирковые номера и сами будущие артисты цирка. Старый цирк на Цветном бульваре встречает всех победителей циркового искусства России (СССР). Старый цирк на Цветном бульваре справляет свадьбы многих артистов цирка. Праздники как-то связанные с цирковым искусством отмечаются в Старом цирке. Старый цирк на Цветном бульваре провожает не только на пенсию своих артистов. Старый цирк на Цветном бульваре провожает всех умерших артистов цирка в последний путь. Так было, так есть и так будет всегда в Старом московском цирке на Цветном бульваре. Этим цирковым традициям больше ста лет.
       Первая моя история не только о Старом цирке на Цветном бульваре, но в первую очередь о Карандаше, которого провожали на пенсию, где-то в семидесятом году, тоже традиционно в Старом цирке на Цветном бульваре. К этому времени популярность этого артиста была на самой высоте. Это было хорошо как самому артисту, так и его зрителям. Однако, в этой популярности Карандаша были и плохие черты. Все зрители в клоунаде признавали в основном, это Карандаша, Олега Попова, Юрия Никулина и Михаила Шуйдина. Все остальные клоуны были как бы в тени славы этих народных артистов цирка. Тяжелее всего было совсем молодым и талантливым клоунам. Их словно никто не замечал среди других цирковых артистов.
       Когда прошел слух, что Карандаш решил уйти на пенсию, то вздох облегчения и радости прокатился по всему "Союзгосцирку". Провожать Карандаша на пенсию в Старый цирк на Цветном бульваре пришли все артисты цирка, которые имели такую возможность приехать или прийти в Старый цирк проводить на пенсию Карандаша. На эту торжественную минуту для всех артистов цирка пришли даже представители власти.
       Зрительный зал и манеж Старого цирка были заполнены до отказа. В самом центре манежа Старого цирка в кресле сидел виновник торжества Карандаш(Михаил Николаевич Румянцев) в своем традиционном черном костюме до пят. С черной шапочкой на голове в виде затупленного карандаша. Рядом с ним его черная лохматая собачка по кличке Клякса. Все присутствующие в зале поздравляют Карандаша с заслуженным уходом на пенсию. Дарят ему подарки. Последнее слово дают дрессировщице Ирине Бугримовой.
       - Как мы теперь без тебя будем Миша? - в сердцах, сказала Ирина Бугримова. - Весь цирк ровнялся на тебя.
       - Ах, так вы без меня совсем не можете? - писклявым голосом, удивленно, спросил Карандаш. - Тогда я не ухожу на пенсию.
       Все присутствующие в зале Старого цирка были в шоке. Даже здание Старого цирка едва не рухнуло от такого удара. Позже Юрию Владимировичу Никулину пришлось заново перестроить здание Старого цирка. Что же касается Карандаша, так он после своих проводов на пенсию проработал еще больше десяти лет. Умер известный всему миру клоун Карандаш в 1983 году в возрасте восемьдесят двух лет. До этого года его смерти с Карандашом произошла еще одна история. Случайным участником другой истории пришлось быть мне.
       Тогда у меня были первые гастроли в пермском государственном цирке. Мы как раз меня ту труппу цирковых артистов, в коллективе которых в клоунаде выступал Карандаш. Все артисты нашей труппы еще не прибыли в пермский цирк. Но чтобы прокатать нам свой иллюзионный аттракцион в пермском цирке, руководитель аттракциона "Человек-Невидимка", Отар Александрович Белоусов(Ратиани), договорился с Александровским, директором пермского цирка, что мы поставим несколько своих номеров со старой программой, в которой тогда работал Карандаш. Наш аттракцион решили поставить в первом отделении программы. Поэтому мы с вечера в понедельник установили наш стеклянный пол аттракциона со специальной подсветкой. В понедельник выходной день во всех цирка. В этот день до поздней ночи мы репетировали.
       Во вторник мы целый день отдыхали. Показ программы был намечен на вечер. Поэтому во второй половине дня мы просмотрели готовность всего нашего оборудования. Тщательно почистили и нагладили свои цирковые костюмы. За час до начала представления мы были готовы к выходу на манеж. Из всего нашего аттракциона только я один выходил впервые на манеж перед зрителями. Я хорошо знал свою работу в аттракционе. В течении месяца мы почти каждый день репетировали на манеже Старого московского цирка. Но вот перед зрителями я должен был появиться впервые. Поэтому и волновался, как мальчик в первую брачную ночь. Я слышал всякие легенды, были небылицы про первую встречу со зрителем на манеже. Слышать рассказы от артистов цирка, это одно, пережить самому встречу со зрителем, совершенно другое.
       Момент волнения настал. После того, как на нашем стеклянном манеже прошел парад-але артистов цирка перед зрителями, за форгангон перед манежем тут же выстроились мы, ассистенты человека-невидимки. На выход начинался в полной темноте, которая перешла в таинственный полумрак. Зрителей не видно совсем. Включилась фонограмма начала спектакля, голос из всех репродукторов цирка таинственно произнес - "Манеж покрыт туманной дымкой и мы, начав аттракцион. Вас познакомим с невидимкой. И так. Вниманье! Вот и он." Перед манежем между ассистентами невидимки яркая вспышка и в тот же момент из облачка дыма появляется в своем черном костюме с блесками Невидимка (Отар Александрович Белоусов).
       В это мгновения на меня уставились сразу почти три тысячи пар глаз со зрительного зала. Я просто обалдел. Началось выступление нашего аттракциона. Я стоял, словно парализованный. Не знал, что мне делать. Кто-то вытолкнул меня на стеклянный пол манежа. Я тут же поскользнулся и растянулся на стеклянном полу. Зрительный зал разразился смехом. Наш аттракцион начинался серьезной сценой и проходил в основном с фантастическим уклоном. Очевидно, зрители меня приняли за клоуна и стали ржать над моим падением на стеклянном полу. Чтобы еще раз не растянуться на стеклянном полу, я попытался отползти с манежа. Но кто-то из наших ассистентов ухитрился оттащить меня за ноги обратно на стеклянный пол манежа. Зрителя обратно разразились смехом. Меня поставили на ноги. Тут-то начались мои выкрутасы. Я такое вытворял, что даже сейчас спустя многие годы мне стыдно вспомнить. Я едва не сорвал представление. Зрители совершенно не смотрели на представление спектакля нашего аттракциона. Зал смеялся над моими далеко не цирковыми выкрутасами. Наконец-то кто-то ассистентов догадался вытащить меня из манежа за шиворот. Аттракцион продолжил свою нормальную работу. Выступление имело грандиозный успех.
       Меня могли выгнать из цирка за такие выкрутасы на манеже, но руководитель аттракциона Отар Белоусов(Ратиани), взял всю вину на себя. Сказал, что во всем виноват только он. Так как забыл меня обыграть на зрителя, то есть, в первый день моего выступления перед зрителями я должен был просто стоять у манежа. После того, как я адаптируюсь перед зрителями, можно меня спокойно включать в работу на манеж.
       После выступления нашего аттракциона был антракт. Мы убирали с манежа свой стеклянный пол и весь реквизит аттракциона. Затем униформисты после нас подготовили манеж ко второй части выступления всех остальных артистов цирка в старой программе. Во второй части программы первым выходил на манеж клоун Карандаш, который прекрасно все знал про мои выкрутасы на манеже, так как цирк дрожал от смеха.
       - Что я теперь буду делать на манеже после него? - указывая на меня пальцем, писклявым голосом, сказал Карандаш. - Он мне весь репертуар испортил. Теперь зрители всюду будут требовать только этого пацана.
       Карандаш взял за веревочку свою черную собаку Кляксу и неуклюже пошел на манеж цирка защищать свой репертуар. Как только Карандаш вышел на манеж цирка, так зразу пермский цирк стал дрожать от смеха зрителей. Репертуар клоуна карандаша был обратно восстановлен. Вот только я все равно за свой прокол был так расстроен, что просто не находил себе место. Мне даже стыдно было показываться в цирке.
       - Ты особо не переживай! - хлопая мне по плечу, сказал жонглер, Александр Кис. - Что тут до тебя выкидывал сам Карандаш, то твои выкрутасы, это просто детская шалость перед выходками самого Карандаша.
       Александр Кис не рассказал мне, что произошло с Карандашом в пермском цирке до нашего приезда. Но меня это так задело, что я решил, во что бы, то, ни стало узнать от тех, кто в это время работал в цирке. Видимо сила влияния Карандаша была огромной на работников цирка. Поэтому никто из них не хотел мне рассказывать о том, что все же произошло до нашего приезда в этом цирке с Карандашом. Но я это узнал.
       Оказывается, что Карандаш иногда любил выпить. В такой момент на него словно находило. Карандаш был в запое. Так случилось в день приезда Карандаша в пермский цирк. Карандаш отказался селиться в цирковую гостиницу "Спутник", которая находилась метров семьсот от пермского цирка. Сказал, что это для него далековато. Ему достаточно жить в хорошей гримерной, в самом здании цирка. Администрация цирка выделила ему самую лучшую гримерную недалеко от входа на манеж цирка. Там и поселился Карандаш со своей собакой Кляксой. Что там происходило в этой гримерной, точно никто не знает. Только служащие цирка рассказывали, что по утрам Карандаша и его собаку Кляксу прогуливает на улицу ассистент Карандаша. Как всем известно, Карандаш был почти карлик. В то время как его ассистент был чуть меньше двухметрового роста и почти такой же ширины, с весом за сто килограмм. Так вот, этот ассистент брал под одну руку Карандаша, а под другую руку его собаку Кляксу. Выносил их утром на свежий воздух. По тому состоянию, в котором был Карандаш и его собака Клякса, они оба были невменяемы от пьянки. Очевидно, что Карандаш сильно напивался, а собака Клякса была просто проспиртована запахом алкогольных напитков. Поэтому их надо было утром прогулять на свежем воздухе, чтобы они могли хотя бы позавтракать.
       До начала новой программы оставалась неделя. Надо было отрепетировать весь прогон цирковой программы, чтобы после не было никаких проколов перед зрителями. Вначале расписали цирковые номера, когда кто выходит. Ведь цирковая программа, это как спектакль. У каждого артиста цирка есть не только свой отдельный номер, но также определенное время выхода на манеж. Во время паузы на манеже между цирковыми номерами выходить со своими репризами клоун и отвлекает зрителей от балагана обычной работы, которая происходит со сменой аппаратуры и реквизита сменяющих друг друга цирковых номеров. Эти паузы в данной программе должен был заменять Карандаш. Ему предложили выйти на репетицию реприз.
       - Чего мне их репетировать? - ответил писклявым голосом, совершенно пьяный Карандаш. - Я их всю жизнь репетирую. Вас еще не было на белом свете, когда я репетировал. Когда будет мой выход. Тогда я выйду.
       Карандаша надо было протрезвить, чтобы потом с ним разговаривать. Из гримерной Карандаша выгребли все спиртное. Так как Карандаш и его ассистент были собутыльниками, то у ассистента Карандаша отобрали ключ. Карандаша замкнули до утра под ключ, чтобы он окончательно протрезвел. Но когда его утром открыли, то Карандаш вместе со своей собакой Кляксой были оба пьяны. Словно они всю ночь только этим занимались, как пьянствовали до утра. Обратно все проверили в гримерной Карандаша. Чтобы там не было ни капли спиртного. Вновь замкнули на ночь Карандаша и собаку Кляксу. Но и на следующее утро они были пьяны. Тогда решили устроить слежку за гримерной Карандаша и его собаки Кляксы. В тайне от ассистента Карандаша. Так как лишь на ассистента Карандаша могло падать, это подозрение, о ночной пьянки артиста.
       На утро весь цирк знал о групповой пьянки ассистента, Карандаша и его собаки Клякса. Оказывается, вот что происходило. Ну, прямо как у Шерлока Холмса, по роману Артура Конан Дойля. Когда весь цирк спал. Кто в номере гостиницы. Кто на служебном месте в цирке. Кто на ночном дежурстве у хищников и животных. В это время у двери гримерной Карандаша появлялся его ассистент. В руках ассистента была бутылка водки, один граненый стакан, тонко нарезанная докторская колбаса и чанное блюдечко. Ассистент наливал водки в граненый стакан и в блюдечко. Блюдечко просовывал в щель между низом двери и полом. Поднимал свой стакан и чокался об дверь гримерной. Стой стороны, тоже слышался звон блюдца, которое тут же появлялось пустым. Ассистент клал в блюдце кружок докторской колбасы и возвращал блюдце обратно под дверь. Сам ассистент в это время тоже закусывал докторской колбасой. Так продолжалось до тех пор, пока у ассистента в руках заканчивалась докторская колбаса, а в бутылке не было ни капли водки. Кто больше пил водку и ел докторскую колбасу? Это было известно только Карандашу и его собаки Кляксы. На следующее утро Карандаш, его собака Клякса и ассистент, все трое были пьяные и сытые. Это был беспредел.
       Коллектив пермского цирка и все артисты цирковой программы собрали на цирковом манеже общее собрание. На повестке дня стоял только один вопрос. Это персональное дело клоуна Карандаша, его собаки Кляксы и его ассистента. Надо было принимать какие-то меры в защиту чести циркового искусства. На манеж привели всю пьяную тройку, которые были совершенно невменяемые. Пока коллектив пермского цирка и артисты программы обсуждали их вопрос на общем собрании, пьяная тройка постепенно пришла в себя.
       - Вы понимаете хотя бы то, что зрители идут на вашу рекламу? - сказал Александровский, директор цирка.
       - Я всю свою жизнь работал на эту самую свою рекламу. - шатаясь на манеже, пьяным голосом, ответил Карандаш. - Пускай теперь эта реклама хоть раз поработает на меня. Больше не приставайте ко мне.
       Карандаш направился с манежа в сторону форганга, таща за собой на веревочке свою собаку Кляксу, которая видимо до конца не отрезвела и поэтому постоянно падала на манеже цирка. Когда сам Карандаш свалился у края циркового манежа, ассистент подхватил одной рукой Карандаша, а другой рукой его собаку Кляксу и понес их прогуляться на улицу, чтобы у них появился аппетит к завтраку. Следом за этой пьяной тройкой разошлись все присутствующие в зрительном зале цирка. Надо было готовить программу.
       Цирковая программа началась строго по расписанию, согласно проданным билетам. Весь коллектив пермского цирка и все артисты цирковой программы были в норме. Вот только известная тройка под руководством клоуна Карандаша были опять пьяные. Но зрители не знали этого. Все зрители согласно рекламы купили билеты на клоуна Карандаша. Зрители пришли посмотреть на Карандаша. Дальше реклама Карандаша не работала. Зрители требовали показать им живого, больного, пьяного или даже мертвого Карандаша. Программа цирка была на грани провала. Надо было что-то предпринимать для сохранения труппы.
       Решили зрителям показать Карандаша и его собаку Кляксу. Принесли Карандаша и его собаку Кляксу на цирковой манеж. Карандаша и собаку Кляксу поставили в середину манежа. Собака Клякса тут же завалилась набок, так как от пьянки не могла держаться на ногах. Карандаш несколько секунд продержался на ногах. Но вскоре рухнул вниз лицом прямо на ковер манежа. Зрительный зал зарыдал от смеха. Зрители приняли пьяное падение Карандаша за его новую репризу. Карандаш с минуту валялся на манежном ковре рядом с собакой Кляксой. Двое униформистов, которые принесли на манеж Карандаша и его собаку Кляксу, побежали на манеж и поставили обратно Карандаша на ноги. Но Карандаш и в этот раз не продержался на ногах даже минуту. Карандаш обратно упал лицом на ковер в середине манежа. Зрители обратно заржали от смеха. Но так продолжать бесконечно нельзя. Выступление могло сорваться. Надо выпускать номера.
       - Все пропало! Хотя бы его за ноги кто-то вытащил оттуда. - сказал в сердцах, кто-то из артистов цирка.
       Новенькие униформисты, которых набирают с улицы почти на каждую программу, подумали, что так задумано в постановке программы. Двое новеньких униформистов выбежали на цирковой манеж и натуральным образом потащили за ноги с циркового манежа пьяного Карандаша и его пьяную собаку Кляксу. Весь цирк зарыдал от смеха. У некоторых зрителей и артистов цирка случилось даже обморочное состояние от смеха.
       В течении этого дня и до самого следующего утра в цирке принимали все меры, чтобы такой прокол в цирке больше не повторился. Директор цирка Александровский, даже пригласил своего лучшего друга профессора медицины, Александра Петровича Левина, который провел какую-то процедуру с этой пьяной тройкой, чтобы их привести в нормальные чувство после пьянки. Видимо, что профессор Левин знал, что делал. На следующий день клоун Карандаш, его собака Клякса и его ассистент были совершенно трезвые.
       Но лучше бы этого не делал профессор Левин. О том, что случилось на манеже во время вчерашнего представления стало известно Карандашу. Разразился такой скандал, какого еще не знало цирковое искусство. Карандаш ходил по всему пермскому цирку вместе со своей собакой Кляксой и со своим ассистентом. Вся эта тройка матом орали на всех, кто в это время находился в пермском цирке. Натуральным образом облаяли каждого человека, кто был виновен и кто вообще не знал о происшедшем, досталось всем. В завершении всего скандала Карандаш пришел к директору цирка и стал звонить в министерство культуры.
       - Меня! Всемирно известного артиста цирка, за ноги вытаскивали с циркового манежа на виду у всех зрителей. - кричал пискливым голосом Карандаш, в телефонную трубку министру культуры СССР, Фурцевой Екатерины Алексеевне. - Я не потерплю такого издевательства над собой. Завтра весь мир узнает об этом...
       Весь мир не узнал о таком цирковом проколе со стороны народного артиста СССР клоуна Карандаша. В этот же день из министерства культуры СССР, из "Союзгосцирка" прибыла специальная комиссия. Чтобы на месте разобраться обо всем случившемся, на цирковом манеже Пермского государственного цирка, который был такой молодой, что работал всего только вторую программу. Видимо поэтому не уволили весь цирк. По его молодости. Но тогда досталось всем без исключения. Особенно досталось униформистам, которые как раз ни в чем не были виновны. Всех униформистов уволили. В течении понедельника, выходного дня в цирке, набрали новых униформистов с улицы. Так закончилась цирковая история о клоуне Карандаш. - Спасибо тебе за такой интересный рассказ о цирке. - сказал Семен Петрович. - Тебе надо отдыхать. Завтра рано вставать. Это мне можно спать больше суток до самой Москвы. Возможно, что там мы встретимся. Мы пожелали друг другу хорошего сна. Тут же выключили свет в купе. Вскоре я уснул от легкого покачивание вагона и под тихий стук колес вагона на стыках рельс. Спал я крепко. В этот раз мне ничего не приснилось и ни в какие измерения другой жизни я на попадал. Видимо это самогон из деревни и хорошая закуска подействовали на меня успокоительное, как хорошее снотворное, которое дает отдых душе и телу.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Черевков Александр Сергеевич (lodmilat@zahav.net.il)
  • Обновлено: 20/12/2010. 21k. Статистика.
  • Рассказ: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка