Теперь мне хочется написать отдельно рассказ о жизни Марии (Мани) Выприцкой. У неё была совершенно другая жизнь по сравнению с жизнью её брата-двойняшки Георгия (Гурея) Выприцкого.
В кругу своих родственников, терских казаков, нашу бабушку всегда называли Маня. Поэтому свой рассказ буду вести под этим именем. Именно именем Маня, чаще всего мы вспоминаем бабушку.
В отличие от молчаливого брата Гурея. Маня любила часто рассказывать внукам и правнукам о своей интересной жизни. Только про своего мужа графа Фёдора (Ивана) Лебедева, Маня не любила вспоминать. Возможно, что причиной тому была советская власть. Маню могли преследовать за принадлежность к сословию её мужа. Все остальное о жизни бабушки Мани, мы знали хорошо.
Маня с детских лет любила петь. Она пела в казачьем хоре. Выступала на праздниках среди станичников. Во время праздничного пения в церкви заметили её талант к пению. Когда Гурея отправили учиться в Духовную семинарию.
В это время Маню забрали в хор певчих в церковь во Владикавказе. Вскоре Маня стала петь и руководить хором. С хором она ездила по многим церквам и православным храмам Кавказа. Пела в монастырях.
Однажды, Маня пела с церковным хором в городском саду Владикавказа. Там среди слушателей церковного хора находился на отдыхе молодой граф Фёдор (Иван) Лебедев, который приехал во Владикавказ отдыхать вместе со всей своей многочисленной родней. Граф сразу влюбился в Марию и сделал ей предложение.
Мария сослалась на свою молодость. Сказала ему, что ей рано думать о замужестве. Тогда граф сказал Марии, что он сам молод и подождёт, пока они оба созреют к такому возрасту, когда можно будет свадьбу играть по обычаям терских казаков.
- Откровенно говоря, - рассказывала, бабушка Маня, - сама влюбилась в него с первого взгляда. Мне было всего шестнадцать лет. Граф был на восемь лет старше. Казался мне очень взрослым мужчиной. Его даже побаивалась. Старалась избегать встречи с графом за пределами церкви. По всему было видно, что граф был человек воспитанный и честный. Чтобы быть ему ближе ко мне, граф напросился служить во Владикавказ. В те времена на Кавказе было не спо«койно. Постоянно гибли русские солдаты. Граф подвергал себя опасности, чтобы только быть ближе ко мне.
Все свободное от службы время Фёдор Лебедев крутился возле женского монастыря, где жила. Часто бывал возле церкви, где пела в хоре. Не была монашкой и ни давала обед безбрачия. У меня была просто хорошая работа в церковном хоре певчих.
В женском маленьком монастыре тогда снимала комнатку, чтобы не приставали ко мне городские парни. Даже одевалась часто так, как одеваются местные монашки, чтобы все думали, что монашка и служу в церковном хоре.
В те времена меня могли выдать замуж в шестнадцать лет. В семье родителей была десятой по рождению из двенадцати детей нашей семьи. Родители считали меня малышкой не только по росту, а также по возрасту. Поэтому не спешили с моим замужеством. Кроме того, впереди меня были старшие братья и сестры, которых надо было женить и выдать замуж. На все надо деньги.
- Ты успеешь выйти замуж и нарожать детей, - говорили мне родители. - Пускай вначале старшие обзаведутся семьями. На всех вас сразу денег и приданного не напасёшься. Пока пой и гуляй.
Откровенно говоря, сама считала, что замуж мне слишком рано. Мама говорила мне, что замужем должна быть хорошая хозяйка. Наша мама была хорошая хозяйка в доме. В своём усердии в работе мама никому из родственников не уступала. Была хорошая портниха, рукодельница и отличная стряпуха.
На праздниках у многочисленной родни всегда была главной на кухне. Умела готовить много различных блюд, как терской кухни, также блюда разных народов Кавказа.
Мои сестра и братья постоянно были под присмотром нашей мамы. Мы все учились у неё мастерству. Нашего отца часто выбирали атаманом нашего казачьего округа. Поэтому отец уделял внимание воспитанию наших мальчишек только тогда, когда мои братья могли лихо скакать на лошади и махать саблей, как настоящие казаки. Отец больше помогал маме в хозяйском дворе.
Большую часть дневного времени, каждый день, отец был в седле на вороном коне. Отцу надо было руководить не только казачьей общиной. Наш отец с казаками охраняли от нападения со стороны горцев станицы и хутора терских казаков. Войны как таковой у терских казаков с горцами не было. Но банды абреков часто нападали на стада овец и коз, в полях вблизи станиц и хуторов. Однако больше всего приносили проблему не местные абреки из числа тавлинов, кумыков, чеченцев и других горских народов. К нашим станицам приходили абреки со стороны Кабарды. Абреков из Кабарды интересовали только лошади.
Лошади терских казаков были известны далеко за пределами Кавказа. Наших лошадей можно было встретить в арабских странах, в Турции и даже в Европе. Кабардинцы и черкесы были основными поставщиками за рубеж терских лошадей.
Как бы ни было сложно терским казакам жить среди горских народов Кавказа, но все-таки наши народы находили общий язык жить в мире и в согласии друг с другом. Старейшины и атаманы часто собирались на общий круг, чтобы мирным путём найти общий подход к проживанию на Кавказе. Бывало даже так, что горцы и терские казаки роднились между собой во имя мира между народами.
Во многих аулах и селениях можно было встретить местных жителей со славянскими чертами лица. Так же в хуторах и в станицах терских казаков не редкость было встретить человека с чертами горских народов. В этом ничего неособенного не было. К тому же дети, рождённые от разных народов (метисы) в основном были красивыми и вполне здоровыми людьми.
У Выприцких и Ивлевых тоже есть родственники среди горских народов. Но все равно наши родители старались выдать своих дочерей замуж за терских казаков. Наши парни тоже выбирали себе невест из среды терских казаков. Часто выходили замуж и женились на осетинах, а также на русских и украинцах, которые приезжали целыми семьями и селились рядом с терскими казаками.
Когда мне предложили петь в церковном хоре во Владикавказе, то родители радостно встретили такое предложение со стороны церкви. Так как подавляюще большинство наших родственников были верующими людьми. К тому же в церквях и православных храмах Кавказа на церковной службе было много наших родственников и просто хороших знакомых из среды терских казаков.
- Тебе надо обязательно поработать в церковном хоре, - согласилась мама с предложением со стороны церкви. - Пока ты не замужем, то надо тебе получить какое-то светское и церковное знание среди людей. Ты можешь продолжить свою учёбу в церковноприходской школе. Со своей внешностью можешь пробиться в люди. Негоже тебе сидеть в Старом хуторе и в станице.
Благодаря старым связям в церковных службах, а также через родственников, проживающих во Владикавказе. Хорошо устроилась во Владикавказе как с местом жительства, также с работой и с учёбой в церковноприходской школе.
Вообще-то учёбу в школе закончила в станице при общине терских казаков. Там параллельно с мальчишками учились девчонки. В церковноприходской школе Владикавказа могла научиться шитью и разным рукоделиям, которые нужны в семье.
Жить в монастырь пошла только для того, чтобы не проживать у родственников. У всех наших родственников были большие семьи.
В таких семьях тяжело жить, когда хочется учиться и работать. К тому же мне хотелось быть самостоятельной. Научиться общаться с разными людьми. Родители доверяли мне во всем. Поэтому без всяких колебаний согласились с моим проживанием на съёмной комнатке в женском монастыре. Ну, родственники все равно контролировали мою жизнь.