Однажды к нам в Избербаш приехал с шатром цирк шапито. Все ребята с нашего двора тут же пошли смотреть цирк. Наш верный друг тоже последовал за нами. Когда мы подошли к цирку, то нам сказали, что в цирк с собаками проходить нельзя. Джульбарс тут же встал на задние лапы и подал мне свою переднюю лапу, как это делают дети, когда проходят в цирк со своими родителями.
Но вредная тётя контролёр на входе в цирк сказала нам, что если даже собака научиться разговаривать по-человечески, то её все равно нельзя пускать в цирк. Так как на собаку надо надевать намордник, чтобы она не покусала никого из людей. К тому же в цирке имеются собаки...
Наш пёс никогда со дня своего рождения не был на цепи, не носил ошейников и тем боле никакого понятия не имел, что такое намордник. Но как только контролёрша сказала нам про намордник, то Джульбарс закрыл лапами свою морду, стал тихо скулить. Словно жаловался мне на то, что у него нет намордника. По этой причине его не пускают в цирк. Наш пёс хотел пройти в цирк.
Однако строгая контролёрша оказалась, ну, просто не пробиваемой к понятию желания Джульбарса во что бы то ни стало попасть в цирк. Тогда наш лохматый друг стал вытворять такие выкрутасы, что даже мы удивились его способностям. Мы стояли, разинув рты, так как сами не знали, как быть с ним, с нашим умным лохматым другом. Идти без него в цирк или самим устроить свой собачий цирк по месту жительства. Давать цирковые представления на удивления всем соседям.
Тем временем Джульбарс стал ходить на задних лапах вокруг строгой контролёрши. Жалобно выть под цирковую музыку, которая звучала рядом. Ласкаться перед контролёршей. Прыгал через барьер, туда и обратно. Зрители, которые пришли в цирк, окружили нас с контролёршей, стали аплодировать талантливому псу. Контролёрша думала, что это ей аплодируют зрители и вместе с Джульбарсом кланялась всем зрителям.
Зрители думали, что талантливый пёс работает в цирке и таким образом привлекает зрителей в цирк шапито. Контролёрша окончательно растерялась и не знала, как поступать дальше. Пускать Джульбарса в цирк без ошейника и намордника или не пускать? Ведь по инструкции цирка она вообще не имела права пускать собаку в цирк. Пусть даже собака самая лучшая на всем белом свете и самая способная из всех собак.
На шум возле цирка вышел администратор цирка-шапито. Следом появились директор цирка и артисты цирка-шапито. Все с интересом смотрели на выступление Джульбарса. Умный пёс продолжал поражать окружающих людей своими способностями. Люди аплодировали каждому трюку Джульбарса.
Контролёрша постоянно раскланивалась, словно все аплодисменты принадлежали только ей, а не Джульбарсу. Можно было подумать, что это она, контролёрша, скачет через барьеры возле цирка, ходит на задних лапах вокруг зрителей и воет жалобно под цирковую музыку, а не наоборот. Присутствующие смеялись над такой сценой. Словно здесь выступали клоуны цирка.
- Кто хозяин собаки? - спросил нас, директор цирка. - Продайте нам талантливую собаку. Он будет работать у нас артистом цирка. Мы ему покажем весь мир. Вы будите гордиться своёй собакой.
- У нашего Джульбарса нет хозяина, - ответил. - Он может сам решать свои проблемы.
- Его зовут Джульбарс? - воскликнул директор цирка. - Какая прекрасная кличка! Ну, если он может решать за себя. Хочу знать его решение. Джульбарс! Ты будешь работать артистом в цирке?
Пёс внимательно посмотрел на меня, словно ждал от меня подсказки. Только развёл руками, так как определять свою дальнейшую судьбу мог сам Джульбарс. Сказал так в присут-ствии всех окружающих нас людей, которые застыли в ожидании ответа. Пёс заскулил и отрицательно закрутил головой, как это делаю люди, когда чего-то не желают совершать.
Оглушительные аплодисменты приветствовали самостоятельное решение судьбы Джульбарса. Так как он не поддался заманчивому предложению работать в цирке.
- Почему ты не хочешь работать артистом в цирке? - удивлённо, спросил пса директор цирка.
Джульбарс спрятался за меня и стеснительно закрыл передними лапами свою лохматую морду. Это было понятно на любом языке, что Джульбарс не хочет расставаться с другом и стесняется работать артистом в цирке. Все были поражены такими способностями собаки и терпеливо ждали развязки. Как поступит с умным псом директор цирка?
- Зачем тогда пришёл к цирку? - после паузы, спросил у пса директор цирка. - Интересно?
Джульбарс закивал головой и несколько раз показал мордой в сторону контролёрши у прохода в цирк. Это было понятно на любом языке, что он хочет пройти посмотреть цирк, а контролёрша его не пускает.
Всем стало понятно. Зрители стали предлагать директору цирка деньги за билет на проход нашего пса в цирк. Каждый стал брать на себя ответственность за хорошее поведение Джульбарса во время представления в цирке.
Тем временем мой лохматый друг внимательно смотрел мне в глаза и чего-то ждал от меня. Пожимал плечами и показывал кивком головы на директора цирка. Тогда Джульбарс подошел к директору цирка. Взял директора зубами за рукав пиджака и повёл в цирк. Директор только развёл свободной рукой и сказал контролёрше, что на время выступления цирка берет лохма-того зрителя под свою ответственность и выписывает ему контрамарку на место в директорском ложе.
Таким образом, наш пёс, на законном основании прошел в цирк, как зритель и гость директора цирка. Присутствующие аплодировали директору цирка и Джульбарсу. Зрители цирка прошли на свои места.
Тоже с друзьями прошел на купленное место. Только наш Джульбарс сидел на месте приглашённых гостей рядом с директором цирка, который постоянно что-то говорил на ухо нашему псу, а он отрицательно вертел головой и не соглашался с предложением директора цирка.
У Джульбарса был твёрдый характер, если он отказался от предложения директора цирка работать артистом цирка в присутствии всех. То никакие уговоры директора цирка не могли изменить твёрдое решение Джульбарса жить всегда рядом со своими друзьями в Новом городке в Избербаше.
Со своими друзьями из нашего двора. Понятно, что в первую очередь со мной, как со своим лучшим другом, который выкормил его соской из бутылки.
Все цирковое представление Джульбарс внимательно следил за выступлениями артистов цирка и ни разу не шевельнулся.
Только когда на манеже появились дрессированные собачки, то они на собачьем языке обратились к нашему лохматому другу, тогда Джульбарс внимательно посмотрел на директора цирка, как бы спрашивая разрешение у директора цирка на общение с дрессированными собаками.
Директор цирка пальцем показал Джульбарсу на свои губы, что означало надо молчать. Джульбарс опустил нос под задние лапы, а передними лапами закрыл свои глаза. Таким образом, он показал, что будет сохранять полное молчание во время работы дрессированных собак.
Однако, когда дрессированные собаки закончили свою работу на манеже цирка и зрители одарили их своими аплодисментами, Джульбарс не выдержал и своим лаем дважды приветствовал отличное выступление артистов цирка и своих собратьев, дрессированных собачек цирка.
По окончанию программы циркового выступления Джульбарс вместе с нами вернулся домой и больше никогда не ходил на цирковое выступление. Видимо боялся, что увлечётся работой цирка и не сможет сдержать своего решения остаться с нами. Думаю, что Джульбарс не обдуманно отказался от столь заманчивого предложения работать артистом цирка. В то время Джульбарсу было всего два года.
По собачьим меркам это не совсем зрелый возраст, чтобы принимать какие-то серьёзные решения. В то время был слишком молодой, по человеческим меркам, мне было всего десять лет. Пока не мог принимать какие-то серьёзные решения в таком вопросе, как подсказывать своему лохматому другу об определении его дальней шей судьбы. Таким образом, Джульбарс, как артист цирка не состоялся. О чём сожалели друзья. Но как друг, он, много кратно раз доказывал нам свою преданность и выручал в трудное время. Этому есть множество примеров. Особенно, во время летних каникул на море и дома. Даже затрудняюсь, какой из них описать, так как все примеры были интересны и поучительны в отношении людей.