Аннотация: Солдаты во время съемок в кино, были как на фронте во время боя.
Участие солдат армии в киносъемках.
- Папа! Вот в разных фильма показывают съемки в кино советской армии. - поменяла тему Виктория. - Во время твоей службы в советской армии ты хоть раз снимался в каких-нибудь художественных или в документальных фильмах?
- Я думаю так, что нет ни одной воинской части, которая ни разу ни снималась в каком-нибудь фильме. - стал раскручивать я затронутую тему на рассказ. - Так же было и с нашей военной частью. Солдат нашей военной части использовали в съемках художественного фильма "Моя подруга Сибилла". Этот художественный фильм снимали кинематографисты из ФРГ. Солдаты нашей военной части снимались в документальном фильме "Колхида" во время боевого учения с участием войск, стран Варшавского договора, на военных полигонах Закавказского военного округа.
Было много других съемок художественных и документальных фильмов, в которых участвовали солдаты нашей военной части. Я сейчас не помню всех фильмов снявшихся при нашем участии в Грузии и в Аджарии. Мы принимали участие в съемках документального военного фильма. При высадке советских десантных войск на острова вблизи Республики Ливан, а также в районе города Бейрут, столица Республики Ливан. Во время войны Республики Ливан с Государством Израиль, а также во время гражданской войны Ливане. За мою службу в армии много было съемок. Мне хорошо запомнились съемки Мосфильма многосерийного фильма "Освобождение". Когда мы снимались в массовке во второй и в четвертой серии. Тогда к нам в военную часть привезли личный автомобиль Сталина. Меня и двоих солдат заставили постричь ногти. Затем на нас одели все мягкое. Даже обувь и перчатки сделали байковые. После чего выдали нам мягкие тряпки. Заставили автомобиль Сталина очищать от тонкой бумаги и вазелина, которыми был покрыт весь автомобиль Сталина. Когда автомобиль был очищен от вазелина и от бумаги, то нам разрешили переодеться и сниматься с автомобилем Сталина. После бронированный автомобиль Сталина принимал участие в съемках художественного фильма "Освобождение". Несколько серий художественного фильма "Освобождение" снимали недалеко от города Батуми. Где в массовке снимались солдаты военных частей нашего гарнизона.
Нас вывезли на автомобиле нашей военной части за пределы города Батуми и выгрузили на небольшой поляне. Автомобиль сразу уехал обратно в нашу военную часть. Нам сказали, что мы будем сниматься в массовках весь день. Автомобили Мосфильма привезли разную униформу и реквизиты массовых съемок. Нам сказали, чтобы мы надели разную зарубежную военную форму. Затем нас будут отбирать на массовки разных войск, которые участвовали во второй мировой войне против фашизма. Военная форма находилась в специальных шкафах реквизита фильма. Каждый солдат принимавший участие в массовках во время съемки фильма мог надеть на себя форму немецких, итальянских, английских идругих войск участвовавших во время войны с фашистами на территории Европы. После нас должны были рассортировать по видам войск и задействовать в массовых съемках фильма. Мы ничего не знали в различиях войск времен второй мировой войны. Поэтому надевали на себя из военной формы, что нам вздумается.
- По форме ты просто рядовой солдат. - сказал мне, помощник режиссера. - По наградам главный маршал.
Мои друзья однополчане тут же подняли меня на смех. Хотя сами от меня мало, чем отличались. Тогда нас построили в одну шеренгу. Пришел генерал-консультант Мосфильма. Стал нас учить, что и куда нам надевать на зарубежные военные формы. К обеду мы были готовы сниматься в массовке художественного фильма. Но обед у солдат дороже съемок в художественном фильме. Оказалось, что нашего армейского автомобиля на месте съемок художественного фильма нет. Тогда помощник режиссера выделил нам на обед реквизитный автомобиль времен войны с немцами.
- Чтобы вам десять раз не переодеваться на съемки кинофильма, вы можете съездить на обед прямо в этой военной форме. - распорядился помощник режиссера. - После обеда вы сразу прямо сюда на съемки массовки приезжайте.
Мы тут же сразу все попрыгали в трофейный бортовой автомобиль и с воплями помчались в сторону нашей военной части. Нам в тот день просто крупно повезло, что на КПП стояли разумные, солдаты и офицеры, нашей военной части. Так как большинство солдат и офицеров нашей военной части ничего не знали о съемках художественного фильма, то нас вначале приняли за диверсантов фашистских войск времен второй мировой войны. При виде нас на расстоянии в военном автомобиле, в нашей военной части подняли тревогу. Готовы были нас расстрелять на расстоянии. Но так как при нас не было никакого трофейного оружия времен войны с фашистами, то нас подпустили на близкое расстояние к КПП и только тут в лицах фашистов разглядели своих друзей и сослуживцев. Военную тревогу сразу отменили, а нас окружили тесным кольцом и стали расспрашивать, как сейчас проводятся съемки художественного фильма. Мы ничего не успели соврать, так как следом за нами приехал перепуганный помощник режиссера. Как только мы уехали в фашистской форме и на трофейном автомобиле, то до помощника режиссера дошло, что нас могут принять за фашистов и расстрелять в упор свои же солдаты. У нас все обошлось хорошо. Зато обратно на съемки художественного фильма нас везли под конвоем наших солдат, чтобы нас случайно не перестреляли другие солдаты с другой военной части нашего военного гарнизона города Батуми. Так как о съемках фильма не все знали.
На месте съемки художественного фильма "Освобождение" все было готово к массовым съемкам. Помощник режиссера, который руководил массовыми съемками фильма, выдал трофейное огнестрельное оружие. Рассказал нам, как поступать каждому в массовых съемках. Каждому солдату, участвующему в массовых съемках художественного фильма, обещали дать по три рубля за съемку. Особо отличившимся солдатам во время съемок художественного фильма сумма вознаграждения будет увеличена. Дубли съемок могут повторяться, но сумма будет разовая. В то время солдатам сумма вознаграждения в три рубля была огромной суммой денег. На такую сумму можно было купить бутылку водки и выпить ее с друзьями. Если в городе Батуми у солдата была знакомая девушка, то солдату на три рубля можно было сходить с девушкой в молочный бар, а также можно было сходить в кинотеатр посмотреть кино с покупкой мороженого на двоих. Наконец, можно было купить девушке букет цветов и угостить свою подругу мороженым с шоколадом. Мало ли что можно было тогда купить на три рубля, когда все стоило копейки. Даже пачка сигарет стоила пятнадцать копеек, а кружка пива двадцать копеек. Можно было на три рубля сфотографироваться в чудесных местах города Батуми и отправить экзотические фотографии своим родным домой, чтобы там любовались нашими местами службы. Ведь когда в России всюду лежал снег, в это время в городе Батуми буйно цвели магнолии, а листья пальм и бананов достигали необычайно огромной величины. Можно было под новый год с друзьями завернуться в лист банана и отправить такое фото с поздравлением к новому году родителям. Пускай родители хвалятся. Мы так и делали. Следом за отправленным фото с поздравлением к новому году, в нашу военную часть приходили мрачные письма, в которых родители указывали нам на неуместную шутку к новому году. В том, что фотографируемся в банановом листе в знойное лето, а фотографии присылаем под новый год. Никто из родителей ни разу не поверил нам, что мы фотографируемся с экзотическими растениями зимой. Ведь в России новый год с белым снегом.
Так вот, из-за трех рублей и конечно из-за того, что участвуем в съемках художественного фильма, мы старались выдать такую прыть во время съемок художественного фильма, чтобы режиссеру понравились наши трюки. Мы хотели, чтобы нас часто приглашали сниматься в художественном фильме. Так что если ты видишь в художественном фильме драки солдат во время боевых действий, то ты можешь не сомневаться, что драки часто бывают настоящие. Во время съемок кадров в художественном фильме, порой доходило до таких сцен, что после завершения съемки помощникам режиссера, приходилось силой разнимать дерущихся солдат. Так увлеченно мы снимались в кино. Но были в съемках художественного фильма и смешные казусы. Особенно во время первых съемок массовки, когда мы ничего толком не знали и делали такие ужасные проколы во время съемок, что у режиссера была даже истерика от нашего участия в съемках. Так как из-за нас приходилось выкидывать на мусор сотни метров кинопленки, которую нельзя дважды использовать в съемках художественного фильма. Приходилось дубли повторять много раз.
Я приведу один пример прокола во время съемок массовки на поле боя. Помощник режиссера поставил перед нами такую задачу, что мы должны бежать в сторону условного врага через поле, которое будет обстреливать условный враг. Когда мы начнем бежать через поле, то начнется имитация взрывов снарядов и мин. Во время такого взрыва один из нас должен упасть так артистично и правдиво, чтобы зрители во время просмотра художественного фильма поверили в действительность сцены кадра во время боев. За правдивость сцены сыгранного кадра подорвавшегося солдата во время боя сумма вознаграждения удвоится. Такой солдат может быть привлечен к следующим съемкам художественного фильма. Цена вознаграждения во время съемки увеличится, если режиссеру понравится трюк. Конечно, мы все хотели отличиться во время съемок этого кадра. Вот только толи мы толком не поняли помощника режиссера, толи помощник режиссера неправильно нам объяснил ход съемок этого кадра. Так что во время съемок произошел огромный прокол. От которого ржали все присутствующие на съемках фильма. Вот только помощнику режиссера пришлось оказывать медицинскую помощь нервам и его больному сердцу, за массовый срыв в съемках.
Дело было так. Нас выдвинули на исходную позицию. Помощник режиссера крикнул "Мотор!". Девушка щелкнула рамкой перед съемочной кинокамерой оператора. Мы все побежали через поле, стреляя из своего оружия холостыми патронами. В это время на поле началось что-то ужасное. Со всех сторон стали взрываться взрывпакеты. Начали проводиться имитации взорвавшихся мин и снарядов. Я не могу отвечать за поступки других. Лично я, совсем забыл, что нам говорил помощник режиссера. Мне в тот момент было не до воспоминаний. Я просто не хотел погибнуть. Куда б я не собирался бежать, всюду передо мной что-то взрывалось и бухало. Я так был по настоящему перепуган, что без всякой артистичности по настоящему заметался от страха по полю и упал вниз лицом. Вокруг меня, то же самое, сделали другие солдаты, участвующие в съемках этого кадра. Каждый солдат боялся смерти. Всего через минуту съемок дублей. Поле сражение было усеяно "трупами". Ни одного героя в съемках в живых не осталось. Съемка была сорвана. Пока помощника режиссера медики приводили в чувства, все остальные сотрудники Мосфильма и артисты кино просто катались со смеха по полю. Понадобилось около часа, чтобы все были готовы к съемке. Мы обратно вернулись на исходную позицию на другой конец поля, откуда должны начинать массовую съемку.
- Я сейчас вам все на русском языке объясняю, - сказал нам, помощник режиссера, когда нас подготовили к новым съемкам испорченного кадра. - Во время взрывов там, на поле, упадет один солдат, на которого я сейчас укажу.
Помощник режиссера указал на моего друга и земляка, Владимира Ли, у которого отец кореец, а мама русская. С Владимиром Ли мы были одногодки, с той лишь разницей, что он призвался служить в армию раньше меня, а я на два года позже его. Я не служил года в армии. В то время как у Владимира Ли осталось до демобилизации всего три-четыре месяца. Так что Владимиру Ли деньги были нужны больше чем мне. Поэтому я с радостью принял известие о том, что главную роль в одном из дублей должен сыграть мой друг и земляк. Владимир Ли, тоже был рад сниматься.
Помощник режиссера крикнул "Мотор!" и мы все ринулись в сторону поля. Владимир Ли бежал немного впереди меня и я отчетливо видел, как мой друг по настоящему заметался по полю между взрывами и как скошенный взрывом снаряда упал на траву вместе разрыва условного снаряда. Вскоре съемка закончилась. Помощник режиссера был искренне доволен и при всех сказал, что удвоит сумму вознаграждения за участие в съемках этого солдата.
Один солдат, Владимир Ли, не поднялся с поля условного боя. В то время как все остальные солдаты вернулись к исходной позиции, чтобы снова повторить съемку этого кадра. Когда медики Мосфильма побежали к Владимиру Ли, то им с трудом пришлось отодрать Владимира Ли от травы, в которую он вцепился руками изо всех сил. Владимир Ли ни сыграл роль, а по настоящему испугался. Был слегка контужен от взрыва пакета, на который угодил прямо всем телом. Хорошо, что имитация взрыва проводилась взрывпакетами малой мощности, от которой не умрешь. Взрывпакет всего лишь хлопушка. Но танкисты после съемок художественного фильма и после армейский учений рассказывали нам, что когда танк попадает на взрывпакет, то даже внутри танка ощущается толчок от взрывпакета. Конечно, во время съемок кадров кинофильма такие мощные взрывпакеты не использовались. Но все равно от прямого попадания на взрывпакет солдат мог серьезно пострадать и даже быть раненым. Так что Владимиру Ли повезло, что он был всего лишь легкое контужен. Но от дальнейших съемок Владимир Ли отказался. Хотя моему другу предлагали более безопасные роли второго плана во время этих съемок. Видимо Владимир Ли всерьез испугался. Съемки художественного кинофильма "Освобождение" в районе города Батуми проводились несколько дней. Я участвовал в массовках всего один день. У меня было много работы в моей художественной мастерской. Меня на следующий день отстранили от съемок художественного фильма "Освобождение". Автомобиль Сталина во время съемок художественного фильма я не видел. Не видел, я также как снимали сцены захвата дворца Муссолини. Видел на грузовом автомобиле Мосфильма макет дворца Муссолини. Когда позже на гражданке я смотрел художественный фильм "Освобождение", то там, в фильме, видел сцены боев солдат нашей военной части во дворце Муссолини. Солдаты нашей военной части в Италии не были и дворца Муссолини не видели. Был макет дворца Муссолини. Такие съемки художественного фильма называются "комбинированными". Когда кадры фильма с разных мест монтируют в один кадр и происходит как бы естественная съемка нужного кадра в нужном месте. Так что необязательно быть на Луне, чтобы снять фильм о посещении Луны. Поэтому многие люди на планете Земля сомневаются в том, что американцы были на Луне. Так как съемку посещения астронавтами поверхности Луны можно было свободно снять и в Голливуде с применением комбинированных съемок. Об этом специалисты указывают на многие ошибки, допущенные во время съемок якобы посещения американскими астронавтами поверхности Луны. Так что фарс якобы происходящих боев во дворце Муссолини был таким же, как фарс посещения Луны американскими астронавтами или даже кем-то другим. Современные кинофильмы при участии компьютеров можно снимать в любых местах.