Черняк Людмила М: другие произведения.

Из истории стекла

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 26/02/2018.
  • © Copyright Черняк Людмила М
  • Обновлено: 24/08/2009. 47k. Статистика.
  • Эссе: Канада
  • Скачать FB2
  • Оценка: 4.86*18  Ваша оценка:


    ИЗ ИСТОРИИ СТЕКЛА

      

    Неправо о вещах те думают, Шувалов,

    Которые Стекло чтут ниже Минералов,

    Приманчивым лучем блистающих в глаза:

    Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.

    Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь;

    И ныне от нее на верх их возвращаюсь,

    Пою перед тобой в восторге похвалу

    Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу.

    (M. Ломоносов)

    От автора.

       Представленная работа - обзор разных источников по истории стекла, дополненных некоторыми сведениями автора, который по образованию и более, чем 30-летнему опыту работы является технологом и исследователем стекла. Это семейная специальность. Поэтому кроме опыта и устных рассказов, автор унаследовала уникальную библиотеку по стеклу. Текст является частью лекций, прочитанных автором на курсах повышения квалификации судебных экспертов в 80-90 годы.
       Впервые этот текст был опубликован автором в Живом Журнале в 2005 году:
       http://www.livejournal.com/users/catstail/73751.html
       http://www.livejournal.com/users/catstail/74034.html
       http://www.livejournal.com/users/catstail/74641.html
       http://www.livejournal.com/users/catstail/76930.html
      
       Впоследствии фрагменты текста без малейших изменений или дополнений или даже текст практически целиком появились на многих интернетовских сайтах, в том числе и на сайтах государственных организаций без ссылок и даже за другими фамилиями. С одной стороны, это льстит автору: плохую вещь красть не станут. С другой стороны, все-таки немного обидно.
       Считая свою работу незавершенной и "сырой", автор все же выставляет ее на суд читателя в настоящем виде, том числе и с целью сохранения авторских прав, планируя ее дополнение и расширение за счет новой информации и иллюстраций.
      

    Древнее стекло

       Стекло сопутствует человеку на всех этапах истории его развития. Начало стеклоделия теряется в глубине веков и, постоянно развиваясь, продолжается до наших дней. Однако , как это ни странно, в современной науке не существует ни единой теории строения стекла, ни единой теории его происхождения. Излагаются лишь наиболее распространенные предположения.
      
       Наиболее ранняя теория происхождения стекла предложена Плинием Старшим (79 г. н.э.). "Существует предание, - пишет Плиний, - будто бы к устью реки пристал корабль торговцев содой. Рассеявшись по берегу, они готовили обед, и поскольку не оказалось камней, чтобы подставить под котелки, они подложили куски соды; когда эти последние разогрелись и смешались с береговым песком, тогда потекли ручьи новой жидкости, что и явилось началом стекла".
      
       В более поздние времена не раз предпринимались попытки воспроизвести этот опыт, но они оказались безуспешными. Так, "теория" Плиния - всего лишь легенда.
       Есть теория, что рукотворное стекло было изобретено случайно, как побочный продукт других ремесел. В те времена обжиг глиняных изделий происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома или тростник. Образующаяся при сгорании зола, то есть щелочь, при высокой температуре в контакте с песком давала стекловидную массу. Некоторые считают стекло побочным продуктом выплавления меди.
      
       Самым древним из найденных на сегодня изделий из рукотворного стекла считается светло-зеленая бусинка размером 9х5,5 мм, обнаруженная в окрестностях города Фивы - датируется 35 в. до н.э.
    Но задолго до этого людям было известно так называемое природное стекло - материал, возникший в результате оплавления скальной породы при извержении вулкана (обсидиан), ударе молнии или метеорита (тектит). Самая распространенная его разновидность - обсидиан, природное вулканическое стекло, из которого древний человек изготавливал разнообразные орудия. Но и в более поздний период развития человечества обсидиан не был забыт, о чем говорит факт нахождения многочисленных обсидиановых изделий на территории Египта.
      
       Иногда считают, что природные стекла - обсидианы и тектиты - натолкнули человека на создание их искусственных аналогов.
       Так или иначе, начало древнего стеклоделия восходит к середине Ш тысячелетия до н.э. и связано с цивилизациями в долинах Нила, Тигра и Эфрата, островом Крит и отдельными народами, например, финикийцами. В Египте производство стекла достигло расцвета ко времени ХУШ династии (1560-1350 г.г. до н.э.), когда центром стеклоделия стала столица - Фивы. От этой эпохи до нас дошли стеклянный кувшин и бусина с именем фараона Тутмоса Ш. Бусы являются древнейшими предметами, целиком сделанными из стекла. Такие бусы носили представители царствующего дома, и они являлись не столько украшениями, сколько амулетами. Это были предметы роскоши, доступные только очень влиятельным и состоятельным людям.
      
       Египтяне производили цветное стекло, тогда как в Месопотамии предпочитали прозрачное. Первыми стеклянными изделиями были украшения - бусины, палочки, полоски. Однако уже в ХУ1 в. до н.э. в Месопотамии научились делать стеклянные вазы, их фрагменты найдены современными археологами.
       Примерно в то же время секретом производства полого стекла овладели в Египте. Египетские мастера помещали форму, сделанную из спрессованного песка, в расплавленное стекло и поворачивали форму таким образом, что стекло оседало на стенках формы. Затем форму со стеклом вынимали, песок удаляли, заготовку остужали и производили окончательную обработку. До нас дошли три вазы тех времен, на которых стоит имя фараона Тутмозиса (Тутмоса) III (1594 - 1450 гг. до н.э.), который привел стекольщиков в Египет как военнопленных после удачной кампании в Азии.

    Археологам удалось обнаружить и остатки древних стекольных мастерских на восточном берегу Нила, работавших примерно 3400 лет назад. Там сохранились тигли для варки стекла, по форме напоминающие маленькие бочки высотой 40 см и диаметром 27 см в широких местах и 23 см - в узких.

    Позже стекло начали производить в Микенах (Греция), Китае и Индии. С Х века до н.э. можно говорить о производстве стекла на Дальнем Востоке. А с IX века до н.э. центром стеклоделия стала Александрия, откуда оно распространилось в Рим.
       Древние стеклянные изделия обычно были окрашены в зеленоватый или коричневатый цвет из-за примесей к стеклу. Особенно дорого ценились изделия из бесцветного стекла. Известно, что римский император Нерон (37-68 н.н. н.э.) заплатил за две чаши из бесцветного стекла золотом, превышающим их вес.
      
       Из цветных стекол научились изготавливать подделки под драгоценные камни. Эти подделки ценились наравне с драгоценностями из природных камней. Известно, что с древних времен камням-самоцветам приписывались чудодейственные свойства, которые помогают их обладателям. Так, считалось, что сапфир придает ясность мыслям и излечивает проказу; смарагд (изумруд) отгоняет дурные сны, отводит черные мысли и успокаивает сердце; бирюза приносит счастье в любви; аметист смягчает злобу, обуздывает ветер и предохраняет от опьянения; бериллий - добрый спутник странников и излечивает бельма; гранат или антракс дает носящему его власть над людьми и будит любовные страсти: яшма исцеляет все болезни и так далее. Эти же свойства приписывались и цветным стеклам. Уже в древнем Египте умели изготавливать цветные бусы в подражание многим драгоценным камням.
       Прекрасные образцы стеклянных скарабеев (египетских священных жуков) хранятся в московском Музее изящных искусств имени Пушкина.
      
       Первая "инструкция" по производству стекла датируется примерно 650 г. до н.э. Это таблички с указаниями, как делать стекло, находившиеся в библиотеке ассирийского царя Ашурбанипала (669 - 626 гг. до н.э.).

    Большой переворот в стеклоделии произвело открытие метода выдувания стекла. Это произошло в период между 27 г. до н.э. и 14 г. н.э. Нововведение приписывается сирийским мастерам, жившим в районе Вавилона. Для выдувания стекла применялась тонкая металлическая трубка, мало изменившаяся с тех пор. Этот метод позволил существенно разнообразить формы стеклянных сосудов.
       В 1 веке н.э. стеклоделие проникло из Египта в Италию и затем распространилось по всей Римской империи. Рим становится крупнейшим центром стеклоделия, возникают многочисленные мастерские в Испании, Галлии (современная Франция), Южной Британии, Германии и по северному побережью Черного моря на территории современной Украины.
      
       В последнем веке до н.э. стеклоделие интенсивно развивалось в Римской империи. Именно римляне начали использовать стекло в архитектурных целях, особенно после открытия прозрачного стекла путем введения в стекломассу оксида марганца (около 1 века до н.э. в Александрии).

    На рубеже старой и новой эры в Риме появились первые стеклянные окна. И хотя тогда они отличались плохими оптическими свойствами, они считались признаком роскоши. Цицерон говорил: "Беден тот, чье жилище не украшено стеклом".
       С падением Западной Римской империи (476 г.) и возникновением на ее развалинах варварских Германских государств, стеклоделие в Западной Европе приходит в упадок, а его центр перемещается в новую столицу мира Константинополь.
       Основав новую столицу в Византии, римский император Константин очень заботился об ее украшении и переселил туда ремесленников и художников из Рима, привлекая их различными льготами. Многие категории ремесленников, и стеклоделы (зеркальщики, мозаичники) в их числе, были освобождены от податей. Константинополь сохранял свое первенствующее положение в стеклоделии на протяжении многих веков. Особенно широко известна византийская цветная мозаика, которой украшены многочисленные церкви Италии и Греции. Эту мозаику называли просто "греческим стеклом".
      

    Венецианское стекло.

       В 607 году возникла Венеция, и там сразу же появились стекольные мастерские. С 1Х века Венеция начала конкурировать с Константинополем. Венецианские мастера разработали собственные секреты составов и методов изготовления стекол. Хорошо известны венецианская мозаика и витражи, украшающие церкви в самой Венеции и в Северной Италии. После взятия Константинополя крестоносцами (1204 г.) Венеция остается единственным мировым центром стеклоделия.
      
       Венецианские купцы, плававшие по всему Средиземному морю, обеспечивали итальянских мастеров секретами сирийского стекольного производства и знакомили итальянцев с традициями исламского искусства. Венецианские стекольщики не имели себе равных в Европе. В это время венецианцы завезли из Константинополя бесценные образцы восточного стекла, завладев некоторыми важными тайнами ремесла. Власти хорошо понимали важность стекольного производства для города и устанавливали протекционистские условия для местного стекла и одновременно защищали секреты его изготовления (запрещался импорт стекла в Венецию, иностранным мастерам-стеклоделам не разрешалось работать в Венеции, а сырье для изготовления стекла запрещалось вывозить за границу).
      
       Венецианские мастера достигли высокого совершенства в изготовлении различных украшений и сосудов. Венецианским изобретением являются "сосуды в сетке", вазы-диатрета, "венецианское стекло" обычно декорировано золотом, цветными стеклянными нитями, мелкими пузырьками ("мошкой"). Основной специальностью стеклоделов было изготовление украшений из цветного стекла - бус, бисера, искусственного жемчуга, поддельных драгоценностей и полудрагоценных камней. Особого внимания заслуживают подделки под медный авантюрин, яшму и агат как наиболее сложные в исполнении. Большой известностью пользовались венецианские зеркала. Известно, что венецианский посланник поднес зеркало Марии Медичи в качестве свадебного подарка (1600 г.). Оно имело размеры всего 14 х 16 см, но не имело цены.
      
       В XV веке муранское стекло чрезвычайно высоко ценилось во всей Европе. Венецианские дожи подносили изделия Мурано в качестве драгоценных подарков важным персонам, посещавшим город. Современники искренне поражались, что из стекла - малоценного, в сущности, материала - муранским мастерам удается создавать настоящие произведения искусства.
      
       В XVI столетии слава муранского стекла становится поистине мировой. Его приобретают повсюду как предмет роскоши. Творения муранских мастеров достигают невероятной тонкости. В буквальном смысле слова. Сосуды смущают своей невесомостью, стеклянная масса поражает феноменальной чистотой и прозрачностью. Изображения традиционной прозрачной венецианской посуды можно во множестве встретить на полотнах итальянских живописцев.
       Уникальное мастерство и художественная изобретательность муранских стеклоделов сказывались в исключительном разнообразии форм. Кувшины, графины, фляги, вазы, солонки, чаши, бокалы изготовлялись в Мурано в огромных количествах. Особой популярностью пользовались сосуды для питья в виде птиц, китов, тритонов и львов, колоколен и бочек и особенно - галер и гондол (эти маленькие стеклянные кораблики, по счастью, сохранились в музеях Западной Европы). Предметы из прозрачного и глушеного стекла декорировались обычно наваренными бесцветными или окрашенными деталями: розетками, масками, выпуклостями в виде капель и пузырей; края сосудов делались волнистыми и изогнутыми. Нередко роль причудливых и в то же время функциональных украшений выполняли птичьи и звериные хвосты, лапы, крылья, гребешки...
       Самым ходовым товаром в эту пору были люстры, богато украшенные гроздьями, цветами и листьями, - незаменимая и необходимая принадлежность убранства времен Людовика XV.
      
       Вплоть до XVIII века Сенат принципиально восставал против всяких заграничных нововведений в области стеклоделия, стараясь сохранить в чистоте национальный характер венецианской стеклянной продукции.
    Цены на венецианские изделия достигали эквивалента золота по весу. Мастер, принятый в цех стеклоделов, получал дворянское звание. Брак между таким мастером и дочерью знатного дворянина не считался мезальянсом. Но стеклоделам было запрещено покидать пределы Венецианской Республики, а выдача профессиональной тайны каралась смертью.
       С развитием стеклоделия в городе участились пожары. Под этим предлогом в ХШ веке все стекольные мастерские были переведены на остров Мурано в двух километрах от столицы. (С того времени венецианское стекло стало называться "муранским", а этот остров до наших дней является символом высококачественного стекла.)
       Но была и другая причина. По византийскому законодательству, "варварам" (иностранцам) запрещалось платить золотом за привозимые ими товары и продавать им предметы роскоши, "чтобы соблазненные вкусом таковых не решились бы с большой легкостью вторгаться в пределы государства". Эмбарго распространялось и на стекло. Существовала специальная полиция, следившая за соблюдением не только этого закона, но и за строжайшим сохранением секретов мастерства. Фактически стеклоделы жили на своем острове на положении арестантов, находящихся под домашним арестом. Были известны случаи, когда мастер, обманув бдительность стражей, переезжал в одну из европейских столиц, чтобы открыть там мастерскую. В обязанности полиции входило следовать за преступником, найти его и убить. Поэтому многие секреты венецианских мастеров оказались утраченными безвозвратно.
      
       Трагическая страница истории Мурано - оккупация острова в 1797 году французскими революционными войсками и уничтожение в 1806-м всех цехов и корпораций во имя свободы, равенства и братства.
      
       Своим возрождением в середине XIX века венецианская стеклянная промышленность обязана адвокату из Винченцы Антонио Сальвиати - горячему патриоту и великому дельцу. При финансовой поддержке двух англичан, больших поклонников венецианской старины, Сальвиати основал завод в Мурано и возобновил производство великолепных стеклянных изделий, "подражавших" великим образцам прошлого. Это было возвращение к былой славе.
       С тех самых пор интерес к венецианскому стеклу ничуть не ослабевает. В мире достаточно коллекционеров, регулярно пополняющих свои собрания, в том числе на представительных европейских аукционах. Вещи с авторским клеймом Мурано не то что не выходят из моды, но только прибавляют с годами в цене. Ряд обстоятельств делает их вожделенными для знатоков изящного, ведь эти предметы - из тех, что неизменно создают атмосферу праздника.
       Сегодня, как и много лет назад, на острове Мурано открываются новые фабрики и мастерские. И как много лет назад, изготовление стеклянных предметов - от посуды до зеркал - осуществляется лишь тремя способами: выдуванием, литьем и прессованием. Необходимо заметить, что последние два были изобретены только в XIX веке, так что старые мастера пользовались единственным приемом - выдуванием. Технология эта применима только к стеклу. Мастер вооружается железной трубкой, на треть покрытой деревом (чтобы не обжигать руки) и снабженной на одном конце мундштуком, а на другом - грушевидным утолщением для набирания стекла. Нагретый на огне конец выдувальной трубки окунается в расплавленную стеклянную массу, которая легко пристает к трубке, образуя горячий ком. Быстро вынимая трубку из печи, мастер мгновенно начинает дуть в нее с противоположного конца. В стеклянном коме образуется полое пространство, увеличивающееся по мере того, как в него вдувается воздух... За две тысячи лет железная трубка мастера-стеклодела не претерпела серьезных изменений.
      

    Европейское стекло

       В эту эпоху во всех странах Западной Европы интенсивное развитие стеклоделия происходит при деятельном участии беглых венецианских мастеров, привлеченных перспективой огромных заработков. Так, в ХУП веке Кольбез, привлекая во Францию венецианских зеркальщиков, не только платил им огромное жалование, но в случае женитьбы на француженке давал приданое в размере 25 000 экю. Поэтому несмотря на строгость надзора и случаи убийства бежавших стеклоделов агентами венецианского правительства, без преувеличения можно сказать, что современная Европа прошла школу стеклоделия под руководством венецианцев.
       С распадом Римской империи стеклоделие в различных районах стало приобретать свои особенности. Центром стеклоделия на востоке по-прежнему оставалась Александрия, производившая роскошные изделия на экспорт. На западе крупным стекольным производителем стал Кельн (Германия). Немецкое стекло было менее изящным и витиеватым, нежели александрийское.
      
    В раннее Средневековье в Европе стеклоделие претерпело некоторые изменения. В связи с трудностями в импортировании сырья стекло, производимое с использованием соды, уступило место стеклу, изготовляемому с помощью поташа, получаемого путем сжигания древесины. В лесистых местностях Франции, Германии, Богемии готовили стекло с применением древесной золы и золы папоротника, камыша и других растений. В этой золе преобладал поташ (углекислый калий). Зола разных растений придавала стеклу различные свойства: осина, клен, ясень - наилучший цвет, береза - большую тугоплавкость и т.д.
       Интересно заметить, что французское стекло ХН!! Века (бокалы, стаканы) носило название "стекло из папоротника" ("фужер" по-французски - "папоротник").
      
       Средневековая техника стеклоделия нашла свое отражение в специальном трактате о художественных ремеслах, составленном ученым монахом-пресвитером Теофилом из монастыря Панталеоне в Кельне (Х - Х1 в.в.). автор описывает технику ремесел на основе собственных наблюдений. Он называет разные страны, которые славились художественными производствами, среди них Византия, Аравия, Русь, Италия, Франция, Германия. Бескорыстный по своему характеру и побуждениям, Теофил без секретничества, обычного в те времена, делится тайнами мастерства, которые ему приходилось добывать путем опасных путешествий и испытаний. Он пишет в том числе и об умении вырабатывать цветные стеклянные эмали во Франции, Германии и на Руси.
      
       В средневековой Западной Европе эпохи готики важнейшей областью искусства, стимулировавшей развитие вкуса к художественному стеклу, было изготовление витражей. В то время для разрезания стекла пользовались раскаленным железным прутом. Алмаз для резки стекла начал применяться только в ХУ1 веке.

    В XI веке немецкие мастера, а в XIII венецианские, научились вырабатывать плоское оконное стекло так называемым "холявным методом".
       "Холява" - стеклянный пузырь, который мастер стеклодел выдувал с помошью стеклодувной трубки и раскачивал ее над канавой, стоя на специальном помосте. Под воздействием силы тяжести пузырь вытягивался в цилиндр длиной до 3 метров и шириной до 45 см. Затем у цилиндра в горячем виде отрезали верх и дно, сам цилиндр разрезали по длине и укладывали на ровную плиту, которую помещали в печь и там разравнивали. Полученные таким образом листы скреплялись вместе свинцовыми полосами и устанавливались в окно. Такие окна считались предметом роскоши, ими остеклялись, в основном, королевские дворцы и церкви.
      
       Немалый вклад в науку о стекле внесли средневековые алхимики. Кроме того, что они были прекрасными стеклодувами, изготавливавшими сосуды сложных форм для своих опытов, они экспериментировали с составами стекол. Во второй половине ХУ11 века известный немецкий алхимик Иоган Кункель, автор сочинения "Экспериментальное искусство стеклоделия" изобрел способ получения красного стекла, так называемого "золотого рубина" (из такого стекла были изготовлены кремлевские звезды). Этот способ, державшийся автором в строжайшем секрете, был утрачен с его смертью, и вновь открыт только в Х1Х веке М. Ломоносовым.
      
       Дальнейшее развитие стеклоделия в Европе шло по двум направлениям - усовершенствования способов изготовления изделий и обогащения составов стекла.
       Появились новые виды изделий - оптические, технические, строительные стекла.
       Целый переворот в стекольной промышленности ХУ11 века вызвало открытие Михаила Мюллера, который впервые сварил стекло, которое отличалось необыкновенной прозрачностью в толстостенных изделиях. Это стекло известно под названием "богемский хрусталь", и традиции его изготовления дошли до наших дней. Массивные граненые изделия из богемского хрусталя вытеснили с рынков Европы легкие, хрупкие и нежные изделия с острова Мурано.
      
       1674 году англичанин Джордж Равенкрофт запатентовал новый способ производства хрусталя, призванного заменить собой муранский хрусталь. Равенкрофт заменил поташ оксидом свинца в высокой пропорции, что позволило ему получить блестящее стекло с высокими преломляющими свойствами. Это стекло отлично поддавалось резке и гравировке. Главное достоинство английского свинцового хрусталя, снискавшее ему европейскую известность, - игра и сверкание полированных граней, преломляющих лучи света, и мелодичный звон.
      
       В 1688 году во Франции применили новый метод изготовления стекла и зеркала. Расплавленное стекло выливалось на специальный стол и раскатывалось до плоского состояния. Затем заготовка охлаждалась и полировалась с помощью железных дисков и очень мелкого абразивного песка. Окончательная полировка производилась фетровыми дисками. Результатом подобного процесса стало стекло с невиданными ранее высокими оптическими свойствами. Покрытое с одной стороны отражающим слоем серебра, стекло превращалось в высококачественное зеркало.
      

    Стеклоделие в России

       Развитие стеклоделия в России прошло тернистый путь.
       Иностранцы называли древнюю Русь страной городов, поражались развитию ремесел и искусств, говорили о Киеве как о сопернике Константинополя.
      
        Стеклоделие в России развилось в IX - Х вв., т. е. намного раньше, чем в Америке (XVII в.) и ранее, чем во многих других странах Западной Европы (Англии, Швеции, Венеции, Богемии, Лотарингии, Нормандии и др.).
       В Х-Х1 веках в Киеве уже существовали мастерские для производства стеклянных браслетов, бус, колец и тонких бокалов.
       Делали также и "оконничные круги" - круглые стекла для окон, изготовлявшиеся отливкой расплава стекла на металлическую плиту. На Руси в Х1-ХШ веках употреблялось толстостенное оконное стекло только круглой формы. В источниках того времени не зря употребляется слово "оконце", его диаметр не превышал 20 - 30 сантиметров. Во многом отсюда - из возможностей тогдашней технологии - и пошла традиция использовать в русской архитектуре круглые и полукруглые окна.
      
       Такие же мастерские были в Новгороде, Рязани, Чернигове и многих других городах. Стеклянные украшения были относительно дешевы, их носили женщины и дети, надев по несколько разноцветных - гладких и витых - браслетов на одну руку.
      
       На территории Киево-Печорской Лавры была найдена мастерская по производству цветной мозаики. Софийский Собор в Киеве украшен мозаичными орнаментами и изображениями Христа-Вседержителя и Иоанна-Златоуста. Так же украшен Михайловский собор, Успенская церковь в Киеве, соборы в Чернигове.
      
       В Керчи и Херсонесе найдены осколки зеленоватых оконных стекол, похожих на стекла, использовавшиеся в термах (банях) Помпеи, в Италии, Рейнских провинциях.
       Возрождение стекольного дела на Руси после татаро-монгольского нашествия относится к середине ХУ11 века. В 1635 году царь Михаил Федорович дал "Жалованную грамоту шведу - пушечному мастеру Елисею Коэту на покупку В Московском уезде 16-ти пустошей для устроения стекольного дела с правом беспошлинной продажи изделий в продолжение 15 лет и с запрещением другим устраивать подобные заведения". Завод Коэта находился в местечке Духанино близ города Воскресенска (Новый Иерусалим). Он производил "только грубое стекло, а именно оконное и различные скляницы", которые ежегодно отправлялись для продажи в Москву.
      
       В 1668 году была начата постройка "казенного" (государственного) завода в селе Измайлово под Москвой (сейчас московский район Измайлово). Этот завод работал уже и на экспорт. В Персию вывозилась "посуда Измайловского дела" - кувшины, сулеи (графины), бокалы. На Измайловском заводе мастерами были "веницейцы".
      
       Общий промышленный подъем, начавшийся в царствование Петра I, захватил и стекольное дело. Развитие стекольного производства было вызвано большим спросом на стеклянные изделия - оконное стекло, зеркала, посуду, который не могли удовлетворить существовавшие еще в XVII веке в Московской Руси старые стекольные заводы (Духанннский, Измайловский, Черноголовский) и стремлением отказаться от дорогостоящего ввоза заграничного стекла.
      
       Петр Первый покровительствовал развитию стеклоделия: отменил пошлины на изделия, приглашал немецких мастеров, посылал русских учиться за границу.
      
       Важнейшую роль в дальнейшем развитии стеклоделия в России сыграл государственный стекольный завод, заложенный Петром I в первые годы 18 века на Воробьевых горах под Москвой и к середине 18 в. вместе с Ямбургскими заводами переведённый в Петербург. Завод этот стал образцом для всех других стекольных предприятий страны, подлинной школой для русских мастеров стекольного дела и лабораторией освоения новой техники. В его работе принимали в разное время участие видные русские специалисты в области искусства, науки и техники, в их числе М.В. Ломоносов, Т. де Томон, К. И. Росси, А. Н. Воронихин, В.П.Стасов, И. П.Кулибин. Русские рабочие-выдающиеся мастера стекольного дела - создавали на этом заводе замечательные произведения искусства, изумлявшие всю Европу и хранящиеся сейчас во дворцах и музеях.
      
       В 1723 году на заводе в Ямбурге было изготовлено уникальное сооружение - музыкальная звонница для петергофских фонтанов, состоявшая из набора стеклянных колоколов различной величины и звучания.
      
       В 1720 году был издан указ "Об учреждении зеркальных заводов в Киеве".
       В царствование Елизаветы (1741-61 г.г.) только около Москвы существовало уже шесть стекольных заводов. К этому времени уже успели проявиться и их отрицательные стороны -истребление лесов в окрестностях и загрязнение воды. Поэтому был издан "Указ о нестроении около Москвы вновь винных и стекольных заводов, к которым коммуникации водяной нет, и о покупке и заготовлении на таковые заводы лесу и дров из дальних, а не близких мест".
      
       Через несколько лет появились новые указы о закрытии стекольных заводов в окрестностях Москвы и Санкт-Петербурга и запрещении строить их ближе 200 верст от больших городов.
      
       Замечательные открытия в области создания цветных стекол и смальт связаны с деятельностью великого русского ученого М. В. Ломоносова (1711-1765 гг.).
       В 1748 он организовал при Петербургской академии наук лабораторию, в которой проводил опыты с окрашиванием стекла, лично варил смальту, разработав палитру цветной стеклянной мозаики.
      
       М. В. Ломоносов провел фундаментальные научные исследования по химии стекла. Научные работы Ломоносова по цветному стеклу оказали значительное влияние на русское художественное стеклоделие. Заводы, выпускавшие ранее, кроме белого, лишь зеленое и синее стекло, после Ломоносова начали выпускать многоцветную, красочную продукцию.
       М.В. Ломоносов начал работать как технолог по стеклу и художник-мозаист в 1740-е годы. Ученый мечтал о возрождении мозаик, предназначенных, по его словам "для убранства огромных публичных строений", образцы которых он видел в храмах Киева и Новгорода XI-XII веков.
       Проделав огромную работу, Ломоносов получил монопольное право на производство цветных стекол в России, для чего в 1753 году, недалеко от Петербурга, была заложена Усть-Рудицкая фабрика, конструктором и инженером которой был сам Ломоносов.
       Из сваренной здесь смальты Ломоносов сам и по его указаниям ученики выполнили ряд мозаичных произведений, в числе которых грандиозная цветная мозаичная картина "Полтавская баталия" (1762-1764). Из трех его известных работ особенно интересен портрет Петра I, хранящийся в Эрмитаже.
       Его открытия доходят до зарубежных стран. Продукция фабрики, рецепты, сырьевые материалы, красители, печи, машины, станки и инструменты постоянно видоизменялись и совершенствовались. Сначала выпускались только бисер, стеклярус и мозаичные составы (смальта). Затем появляются различные галантерейные изделия: граненые камни, подвески, броши, запонки. С 1757 г. фабрика выпускает столовые сервизы, туалетные и письменные приборы.
      
       Особое внимание на фабрике уделялось горячей обработке стекла. Конструируя специальные печи и станки, Ломоносов довел производство до высокого технического уровня. Мозаики, изготовленные из усть-рудицких смальт, отличались большими техническими и художественными достоинствами. В Китайском дворце сохранились два стола, а также рамы для барельефов Петра I и Елизаветы Петровны, декоративно оформленные мозаикой из этих смальт. Для отделки ораниенбаумских дворцов на Усть-Рудицкой фабрике было изготовлено большое количество стекляруса, а также смальт для пола в Стеклярусном кабинете Китайского дворца.
      
       Ломоносов "не только рецепты сочинял... и материалы своими руками развешивал и в печь ставил...", но и посвятил стеклу одну из своих наиболее романтических од. Она так и называется "Ода стеклу", и в ней есть строчка
       "...Пою хвалу не злату, но стеклу..."
      
       Вскоре после смерти ученого Усть-Рудицкая фабрика закрылась. Постепенно пришли в ветхость и разрушились постройки, а двухэтажный дом, в котором жил М. В. Ломоносов, сгорел в 1919 году. Сегодня на месте стекольной фабрики стоит памятный обелиск со скромной надписью: "Здесь жил и работал М. В. Ломоносов".
      
       Следует заметить, что практически все известные русские ученые-химики того времени отдали дань исследованию стекла. Академик К.Г.Лаксман (1764 г.) предложил использовать для шихты природный сульфат натрия вместо соды и древесной золы.
       С.П. Петухов (1898 г.) издал книгу "Стеклоделие".
       Д.И. Менделеев является автором теоретических работ по стеклу, впервые сформулировав представление о природе стекла, которое принципиально отличалось от господствовавших в то время ("Стекольное производство, 1864 г.).
       И.П. Кулибин изобрел механизмы для отливки гигантских зеркал, которые надолго обеспечили России первое место в этой отрасли промышленности в ХУШ-Х1Х в.в.
      
       В ХУП-ХУШ веках стеклоделие в России развивалось как под покровительством царского двора, так и по инициативе купцов и промышленников, открывавших частные заводы.
       Казенный (государственный) стекольный завод в Петербурге прошел ряд стилевых этапов - от барокко петровского времени до ранней классики. Изделия завода приобретали все более сложный и богатый характер - зеркала и хрустальная посуда для дворцовых покоев, люстры венецианского и богемского типа, фонари для освещения улиц. С появлением на заводе М.В. Ломоносова, завод начал выпускать и цветные стекла.
      
       Интересно отметить, что уже в то время на ответственные должности выдвигались наиболее способные рабочие. Их дети определялись студентами в Горный корпус для обучения "химической науке" и во время обучения получали от завода жалованье. При заводе была учреждена школа для "малолетних мастерских детей", где они обучались грамоте и рисованию. Кадры для завода готовили серьезно.
      
       Русские цари стремились всяческими дипломатическими маневрами предотвратить возможность острых столкновений с соседними странами. Особую роль играли подарки правителям азиатских стран, что было в духе обычаев восточных народов. Часто в качестве таких подарков фигурировали изделия Петербургского завода. Так, персидскому шаху в 1819 году в числе других подарков был послан хрустальный бассейн. Шаху бассейн понравился, и он пожелал для полного комплекта иметь еще при нем и хрустальную кровать. Кровать представляла собой просторное ложе, расположенное на широком пьедестале. Стеклянные части крепились к железному каркасу, облицованному посеребряной медью. Настил и ступени к ложу были выложены из полированных бирюзовых стеклянных плит, а боковые стенки и подлокотники сделаны из прозрачного хрусталя очень сложной огранки. По углам располагались четыре резные хрустальные колонны. Кровать окружали семь фонтанов в виде хрустальных ваз.
      
       Это драгоценное сооружение было отправлено в Тегеран в разобранном виде. Его сопровождали начальник экспедиции поручик Носков и два мастера стекольного завода для сборки хрустального ложа на месте. Трудно представить себе те бедствия, которые испытали эти несчастные путешественники: месяцы они ехали на санях и на военном транспортном судне, плыли на лодках по болотистой реке, болели тропической лихорадкой. Религиозные фанатики чуть не убили "неверных" во время своего праздника. Пока шах путешествовал по стране, они неделями ждали его в Тегеране, пока не умерли от тропической лихорадки. В живых остался только Носков. Ему пришлось самому собрать ложе, руководствуясь чертежами. Шах милостиво принял подарок и наградил Носкова орденом "Льва и Солнца" и двумя кашемировыми шалями. Поручик Носков благополучно вернулся в Петербург и оставил интересные воспоминания о своем путешествии.
      
       Благодаря близости технологий производства стекла и фарфора, позже завод превратился в Императорский стеклянный и фарфоровый завод. В настоящее время известен как Ленинградский фарфоровый завод.
      
       Другим крупным центром русского стеклоделия являлись Мальцевские заводы. В 1760 году московский купец Мальцев получил разрешение устроить стеклянный завод для выработки "посуды, зеркального, каретного и оконного стекла". Этот завод сделался родоначальником известных Мальцевских заводов, расположенных во Владимирской области. Наиболее известен завод в городе Гусь-Хрустальный. С ним связано немало легенд. Само название города, по одной версии, происходит от имени хрустально чистой речки, на которой гнездились гуси, и впоследствии был выстроен завод. По другой легенде, при открытии завода мастера отлили из хрусталя фигуру гуся и повесили над воротами. С тех пор гусь - фирменный знак завода.
      
       В городе открыт музей стекла, находящийся в бывшей церкви св. Георгия. Здание было построено по проекту и эскизам академика Л Бенуа и украшено росписями В.М.Васнецова и мозаичными изображениями работы В.А.Фролова.
    В музее собраны уникальные работы гусевских мастеров, со многими из которых связаны столетние легенды.
       Одна из них - о стеклянном букете, стоящем при входе в музей.
       Полтора века назад работал на заводе мастер-стеклодув Разумей Васильев из семьи потомственных стеклоделов. Зимой у него тяжело заболела маленькая дочка и в бреду просила принести ей цветочков из леса. Ночью мастер вернулся на завод и из остатков цветного стекла сделал стеклянный букет сказочной красоты. Вернувшись домой, он поставил букет на окно. Утром девочка проснулась, увидела, как солнце играет на стеклянных цветах и обрадовалась. Она не могла насмотреться на цветы и в конце концов поправилась.
      
       Мастер Васильев сделал много чудесных вещей - графины с петушком внутри, кубки из двойного стекла с пейзажами из мха и травинок между слоев стекла, "музыкальную" вазу-колокол, состоящую из семи расположенных по вертикали тарелок, каждая из которых воспроизводит звук одной ноты октавы. Но судьба его сложилась печально - он был сослан в Сибирь за обращение к управляющему об облегчении участи мастеров-хрустальщиков.
      
       Другая династия - Зубановых - специализировалась на шлифовке хрусталя - "алмазном рисунке". Многие дворцы в России украшены хрустальными люстрами их работы. Даже в темноте подвески люстр светятся разноцветными огоньками - в хрустале преломляется и отражается самый слабый лучик света.
      
       В советской время на Гусевском заводе, кроме хрусталя и посуды, изготавливали подарки членам правительства, зарубежным знаменитостям и космонавтам. Причем каждое такое уникальное изделие выполнялось в нескольких экземплярах, один их которых оставался в музее завода.
      

    Современные технологии в производстве стекла.

       Новаторами стеклоделия конца XIX века становятся художники северо-восточной области Франции - Лотарингии. Центр локализовался в городе Нанси, где работают три интереснейших предприятия Европы - заводы Эмиля Галле, братьев Даум и Баккара. Разработанный Э.Галле стиль и техника травления многослойного стекла произвели настоящий фурор и вызвали волну подражаний, в том числе и в России. Эмиль Галл вводит в обиход непрозрачное стекло с одним или двумя дополнительными слоями, которые украшает гравировкой, нанося на них рисунок: изображение цветов, стрекоз, бабочек.
    Но, наряду с новым стилем "модерн", мастерами всего мира сохранялись и традиции предшествовавших эпох. Текущие или нарочито простые формы модерна сосуществуют с моделями разных времен - античности, барокко, классицизма. Художники по-прежнему сохраняют верность цветным эмалям, элегантной гравировке, эффектному гранению.
      
              Декоративное искусство начала 20-го столетия заменило реалистичные и естественные рисунки модерна геометрическими и стилизованными формами. В 20-ом веке возникло много новых фабрик художественного стекла.
      
       Начиная с Х1Х века, производство стекла вышло на новый, промышленный уровень. Этому способствовали многочисленные научные открытия и исследования. Одним из "отцов" стекольной промышленности можно назвать немецкого ученого Отто Шотта (1851 - 1935), изучавшего влияние различных химических элементов на оптические и термические свойства стекла. Другая значительная фигура - Фридрих Симменс, который изобрел новый тип печи, позволивший существенно повысить качество изготовляемого стекла.
      
    В 1910 году французский ученый Эдуард Бенедиктус изобрел способ производства особо прочного пуленепробиваемого стекла путем помещения специальной полимерной пленки между двух листов стекла. Такое стекло, известное как ламинированное, Бенедиктус запатентовал под названием "Триплекс".

    Истинный переворот в стекольной индустрии совершил бельгиец Фурко, в 1905 году начавший вертикально вытягивать из печи непрерывное стеклянное "полотно" постоянной ширины. Его технология получила развитие в 1914 году. В конце Первой мировой войны другой бельгиец, Эмиль Бишеруа разработал технологический процесс, при котором стекло вытягивается из печи между двух роликов. Подобно методу Фурко, этот способ делал последующую полировку стекла более легкой и экономичной.

    И, наконец, в 1959 году английская компаний "Пилкингтон бразерс Лтд." предложила современную методику изготовления высококачественного стекла, сочетающего в себе высокие оптические качества полированного стекла и экономичность метода Фурко - флоат-метод или метод плавающей ленты. Расплавленное стекло выливается в ванну на поверхность расплавленного олова, где оно выравнивается за счет сил поверхностного натяжения и полируется снизу расплавом олова, а сверху -горячим воздухом. Этот способ производства стекла применяется сегодня во всем мире наиболее широко.
      
       С развитием современных технологий появились полностью автоматизированные предприятия, выпускающие бутылки и стаканы, вазы и флаконы, оконное и защитное стекло, стеклянные полые кирпичи и стеклянную черепицу, стеклянное волокно и изоляцию и множество других полезных изделий. На основе стекла были разработана совершенно новые материалы с уникальными свойствами, которые используются в медицине, электронике и даже космических областях.
      

    Список использованной литературы.

      
       1. Р.Дралле, Г.Кеплер. Производство стекла В 2 т. Пер. с немецкого. М. Продсиликат. 1928
      
       2. И.И.Китайгородский Крашение и глушение стекла М. Главная редакция химической литературы.1935
      
       3. Технология стекла. В 2 т. Под ред. И.И.Китайгородского М-Л. Издательство легкой промышленности 1939
      
       4. И.И.Китайгородский Стекло и стекловарение М. 1950
      
       5. Е.А.Левинсон и др. Художественное стекло и его применение в архитектуре М-Л. Издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
      
       6. М.А.Безбородов Стеклоделие в древней Руси. Минск, АН БССР, 1956
      
       7. Б.Дижур Стеклянная река. М. Издательство детской литературы 1958
      
       8. Н.Качалов Стекло. М. Издательство АН СССР, 1959
      
       9. Справочник по производству стекла в 2 т. Под ред. Под ред. И.И.Китайгородского М. Стройиздат. 1963
      
       10. Технология стекла. Под ред. И.И.Китайгородского М. 1966
      
       11. А.Н. Ланцетти, М.Л. Нестеренко Изготовление художественного стекла. М. Высшая школа, 1972
      
       12. Стекло. Справочник под ред. Н.М. Павлушкина М. Стройиздат 1973
      
       13. М.М.Постникова-Лосева Русское ювелирное искусство, М. Наука, 1974
      
       14. Л.Любимов Искусство древней Руси. М. Просвещение. 1981
      
       15. Русское прикладное искусство, M, Советская Россия, 1982
      
       16. Е.Рачук. Советское цветное стекло М. Советский художник, 1982
      
       17. Ю.Л. Щапова Очерки истории древнего стеклоделия. Издательство Московского Университета, 1983
      
       18. М.Коцик и др. Окрашивание стекла. Пер. с чешского, М. Стройиздат. 1983
      
       19. Химическая технология стекла и ситаллов. Под ред. Н.М.Павлушкина. М. Стройиздат. 1983
      
       20. Применение стекла в строительстве. Справочник. Под ред. Под ред. В.А.Дроздова М. Стройиздат. 1983
      
       21. Н.В.Воронов, М.М.Дубова Невский хрусталь Л. Художник РСФСР, 1984
      
       22. Ю.П.Сергеев Выполнение художественных изделий из стекла М. Высшая школа 1984
      
      
       23. Е.В.Долгих Русское стекло XYШ века. М. Искусство,1985
      
       24. Минералогическая энциклопедия Л. Недра, 1985
      
       25. М.В.Ломоносов. Избранные произведения. Библиотека поэта. Большая серия, 3-е изд.
    Л. Советский писатель, 1986.
       26. Словарь античности М. Прогресс, 1989
      
       27. Zarzychi. Glasses and the Vitreous State. Cambridge 1991
      
       28. Glasses for Electronic Applications Edit. K.M. Nair & all . Ceramic Transactions Vol 20 Westerville, Ohio, 1991
      
       29. Lan Klein, Ward Lloyd. The Hystory of Glass. L&B, London, UK, 1992
      
       30. Engineered Materials Handbook. Vol.4. Ceramic and Glasses. ASM International 1991
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Комментарии: 3, последний от 26/02/2018.
  • © Copyright Черняк Людмила М
  • Обновлено: 24/08/2009. 47k. Статистика.
  • Эссе: Канада
  • Оценка: 4.86*18  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка