Аннотация: Приветственная речь ректора и по совместительству секретаря партийной организации У Ганьго по случаю пятидесятилетия образования КГУ. Синхронный перевод и стенограмма И. Чудновой.
Приветственная речь ректора по случаю пятидесятилетия образования Китайского Геологического Университета
Докладчик:Ректор и по совместительству секретарь партийной организации КГУ,УГаньго
Уважаемые коллеги, дорогие гости,
Мы уже ступили на порог 21-го века, дверь нового столетия открыта перед нами, и на переломе эпох Китайский Геологический Университет отмечает пятидесятилетие со дня своего образования. В этот, имеющий особое значение для истории нашего вуза момент, приняв на себя должность ректора КГУ, я принимаю всю полноту ответственности за возложенные на себя обязанности.
Университеты называют "динамичными платформами человеческого социума", на протяжении истории их цивилизаторская роль неоценима, а значение в просвещении народа незаменимо, с самого первого момента становления китайского государства высшая школа идёт с ним рука об руку по пути прогресса. Бурное развитие мировой экономики её глобализация, привносят новые знания в самоосознание современного человека, это не может не сказаться на образовании, а на высшее образование влияние этого процесса огромно. Так как высшая школа - головной отсек всего образовательного процесса, его непосредственная связь с экономическими преобразованиями в стране очевидна. Высшая школа представляет собой динамический нерв и кузнецу интеллектуальных кадров для развивающейся экономики страны. Таким образом, вузы повышают эффективность роста и развития всего потенциала государства.
Глобализация мировой экономики внесла свои коррективы в мировую картину рынка труда, сделала его в большей мере мировым рынком квалифицированных специалистов. Говоря о дальнейшем развитии Китайской Народной Республики, невозможно не говорить о необходимости повышения темпов развития высшей школы, необходимости её реформы, всемерного улучшения качества образования, особенно в контексте развития всего мирового сообщества. Современная высшая школа мирового уровня включает в себя воспитание и обучение специалистов на основе обмена кадрами, опытом практики образования и методикой обучения. Эти принципы изложены как основополагающие Генеральным Секретарём Цзян Цземином.
Таким образом, что есть современный университет мирового уровня? Цзян Цземин определяет его, прежде всего как университет с образованием на высоком мировом уровне. И это должно стать для нас основным показателем в дальнейшей работе. С этой точки зрения, университет мирового уровня - это не только исследовательская организация, решающая узко-научные проблемы, но, прежде всего, такое заведение, направления основного приложения сил которого лежат в области решения практических задач современной экономики и общества в целом. Для такого университета необходимым условием является наличие большого и полного набора преподаваемых дисциплин, его структура достаточно гибкая и в наилучшей мере приспособленная для решения современных задач образования. Примерами таких университетов по разным направлениям можно считать юридические и медицинские специальности Гарвардского университета, психологические и электро-механические специальности Стенфордского Университета, физику и биологию в Кембридже, математику и политологию в Оксфорде. Таким образом, высокий уровень образования по нескольким - двум, трём, пяти основным направлениям в университете поднимает его на мировой уровень, такой университет становится мировым флагманом современной науки и образования.
Некогда ректор Университета Цинхуа сказал: "университет составляют не здания и аудитории, университет составляют преподаватели и специалисты". Университет мирового уровня обязан иметь науку высокого уровня, преподавательские кадры высокого уровня, исследовательские возможности высокого уровня.
На конференции по вопросам иностранного и Китайского ректорства в докладах последнего дня почётный ректор Гонконговского Технологического Университета господин У Цзявей сказал - если рассматривать современную ситуацию в высшей школе с точки зрения мирового положения, в мировом высшем образовании возобладал комплексный подход организации исследовательского и образовательного процесса. Многие политехнические институты Англии, Австралии других стран развились до университетского уровня. Таким образом, У Цзявэй сформулировал основной принцип современного университета - их число не должно быть слишком большим, достаточно нескольких. Однако каждый университет должен включать в себя весь спектр современных специальностей и наук. В идеале в таком университете должны быть подразделения, которые отвечают за подготовку бакалавров, подразделения, которые готовят магистров и докторов наук, подразделения, которые занимаются исследовательскими направлениями, и подразделения, которые отвечают за общую линию университета, занимаются аналитикой и планированием его дальних задач.
Я считаю, КГУ в полной мере должен отвечать принципам, изложенным господином У Цзявэем, являться таким комплексным университетом. КГУ должен включать в себя такие направления, как геология, природопользование, экология, инженерная геология в качестве основных. Одновременно с этим необходимо развивать ряд специальностей, гуманитарного, управленческого юридического направлений. В преуспевающим университете не все направления основные, но все основные направления должны быть высокого уровня.
Что такое университет мирового уровня и как создать университет мирового уровня - оба эти вопроса неразрывны. В настоящее время на пути претворения данного идеала в жизнь, КГУ выдвинул новый принцип соединение качества и эксклюзивности в одном флаконе. Эксклюзивность в данном случае означает то, что деятельность университета в некотором направлении должна быть отличной от других подобных вузов, при этом принцип высокого качества деятельности должен привести к появлению специалистов высокого класса единственных в своём роде. Эти люди, непременно должны обладать креативным мышлением, способностью творчески применять полученные знания, постоянно развивая свои способности и навыки в условиях быстроменяющегося общественно-экономического момента. С появлением большого числа таких специалистов, подготовленных в стенах университета, вуз приобретёт громкое имя, и понятие "выпускник КГУ" станет своего рода торговой маркой, котирующейся в самых высоких профессиональных кругах по всему миру.
Но претворение в жизнь данного плана дело не одного дня, это долгий и сложный процесс, серьёзная цель, требующая достаточной подготовки. Путь длиной в "10 тысяч ли начинает под ногами", нам нужно набраться терпения и планомерно претворять в жизнь взятые на себя обязательства. Только таким образом можно добиться высокой цели.