Аннотация: К событиям в Эдинбурге 2-го июля 2005-го года по поводу G8 саммита.
Имя сэра Боба Гелдофа очень часто упоминалось в связи с этим событием. За несколько недель до встречи большой восьмерки в Глениглс, он призвал двинуться 2-го июля на Эдинбург миллионом людей. Несколько удивительно в этой связи, что сам он туда в тот день не явился. Вообще трудно сказать, что вызывает у меня большее отвращение - его небритая одутловатая физиономия алкоголика со стажем, либо же, с позволения сказать, музыка его группы "Бумтаун Ратс", представляющая собой зауряднейший ритм-энд-блюз с убогим мелодическим рисунком, либо же, возможно, приставка "сэр", неизменно употребляемая перед его именем. Этот субъект представляет собой, на мой взгляд, типичного маргинала-миллионера, разъезжающего по миру и по Африке, в частности, и проливающего крокодильи слезы по поводу голодающих и умирающих там от голода детей. Спекулируя их проблемами, он и заработал мировую известность. Вовсе не музыкой своей, которая является вроде как его основной профессией. Мне очень интересно знать существует ли вообще у этого "поп-идола" хоть какая-то аудитория фанатиков.
Все время предшествующее маршу деловая Британия потешалась над инфантильными заявлениями престарелого молодежного мессии. Вначале вся Шотландия была в шоке, когда этот тип призвал миллионы людей двинуться на Эдинбург. Эдинбург не такой уж большой и просторный город, чтобы справиться с такой массой пришельцев. Люди испугались, что призыв клоуна от поп-культуры возымеет магическое действие, пропорциональное силе его харизмы. Так оно, видимо, и произошло. Просто люди не учли, что сила его харизмы больше похожа на благоухание изрядно подувядшего тюльпана. Некоторое количество людей действительно прибыло в Эдинбург, но вовсе не миллионы. Опасения, что прибудут тысячи, которым негде будет даже переночевать, оказались беспочвенными. В день марша я видел массу пансионов со свободными местами даже в центральной части города.
Второй ляп "сэра" Боба состоял в организации "бесплатных" концертов в Хайд-парке, куда все же нужно было выиграть билет. На ebay немедленно началась спекуляция "бесплатными" билетами. На растерянный вопроса "сэра" как же так получилось и куда смотрит администраиця ebay, ему объяснили, что задолго до харизматического появления на свет харизматической личности по имени Боб Гелдоф, люди придумали товарно-денежные отношения. И когда спрос на товар становится выше предложения, автоматически растет его цена. Ну да бог с ним, с Гелдофом. В конце концов, он сделал хоть одно доброе дело в своей жизни, снявшись в бессмертном мюзикле "Стена". За что ему честь и хвала. А упомянул я о нем лишь за тем, чтоб сказать, что мое решение принять участие в эдинбургском марше 2-го июля было продиктовано вовсе не его призывами. Подобного рода личности и их заявления - последнее что я принимаю во внимание в таких случаях. И если его слова как-то повлияли на мои намерения, то сугубо в негативном направлении. Я представил себе на минуту, вдруг он таки туда явится и начнет нести пургу со сцены, подобную той, что в изобилии представлена в его автобиографической книге "Is that it?", где он красочно описывает свои юношеские опыты мастурбации и визажизма как факторы повлиявшие на его миротворческую активность в дальнейшем. Впрочем, в тот день на Мэдоуз хватало лекторов с речами, интеллектуальное содержание которых вполне соответствовало незатейлевой программе спасения мира сэром Бобом.
Проезжая Форс-роад-бридж я отметил полицейские кордоны, проверявшие пешеходов, входящих на мост. Вероятно, опасались провокаций с целью остановить автобусы с демонстрантами, подъезжавшими со стороны Хайланда.
В Эдинбурге в тот день меня поразило насколько быстро и легко мы подъехали к Мэдоуз. Мы не стояли в пробке ни минуты. Власти города настолько все хорошо организовали, что за весь день не было никаких заторов и никаких свалок. Конечно, нормальное дивжение в городе было парализовано, во всяком случае в центральной его части, но, может быть, оно того стоило. Такие акции - огромная редкость для Шотландии. Многие обозреватели отмечали, что шотландцы давно стали большими индивидуалистами и подобного рода сборища, объединяющие нацию, для них необычны, но безусловно полезны в плане развития национального политического самосознания.
Мы подъехали к Мэдоус около 10 утра. Там уже было весьма оживленно. В марше принимало участие масса различных общественных организаций. Они расставляли свои палатки и столы, где можно было приобрести их наглядную агитацию в виде маек, значков, плакатов, брошюр и книг антикапиталистического содержания. Не будет большим преувеличением сказать, что левое движение в тот день лидировало по количеству прокламаций, книг, листовок и плакатов.
В 2003-м году я участвовал в антибушевском марше в Лондоне. Еще тогда я отметил большую раздробленность британских левых. Тогда в Лондоне я насчитал как минимум 3 различных группировки социалистического и коммунистического толка, друг с другом, мягко говоря, не дружных. В Эдинбурге левое движение было представлено еще более широким спектром партий и групп. Со многими представителями этих партий я переговорил чтобы лучше представить себе их устремления и противоречия с другими левыми группировками. Ниже я вкратце расскажу о некоторых из них чуть подробнее, но вначале о своих собственных мотивах и политической платформе.
На марш предлагали всем явится в белом, дабы вечером образовать белое кольцо из живых людей вокруг центра города. В информации о марше ничего не упоминалось об участии социалистических партий, но я не мог поверить в то, что их там не будет, поэтому я взял с собой красную майку с надписью "СССР", серпом и молотом и красной звездой, а также со значком "Long live Leninism" с ликом Ильича - подарок камрада-маоиста с лондонского антибушевского марша. Как только я увидел Мэдоус и колонны социалистов, я сразу же одел эту майку. Конечно, я тем самым поставил себя вне какой-либо группы, так как СССР - это прошлое коммунистической идеи, и отношение к нему у тех же социалистов от резко негативного до сожалеющего. Так, в брошюре шотландской социалистической партии (Scottish Socialist Party) я прочел такое: сравнивать СССР с коммунизмом это все равно, что сравнивать христианство со средневековой охотой на ведьм или что еще хуже - считать христианином современного убийцу из Белого Дома. Парадоксальным образом, плакат именно этой партии я нес на марше.
В листовке же Интернационального комитета рабочих (Committee for a workers international) об СССР говорили в сожалеющем тоне как о жертве международного империализма.
Во время марша кто-то из зрителей, наблюдавших за маршем, крикнул мне "Позор!". Но, тем не менее, я считаю что поступал совершенно правильно, неся именно такую символику. Во-первых, большинство тех идей, которыми пользуются современные левые на Западе, были разработаны и применялись именно в Советском Союзе, во-вторых, это моя родина, в-третьих, одевая майку с надписью СССР, я имел в виду то гуманитарное послание этой страны, которое многие годы было маяком надежды для миллионов людей во всем мире, а вовсе не идею ГУЛАГа.
Отмечу, что я не коммунист и не член какой-либо партии, но для подобного рода акций только левый марш имеет некий законченный логический смысл. Простой инфантильный лозунг "Make poverty history" возможно звучит привлекательно и нейтрально для обывателя, аппелируя к нормальным инстинктам справедливости, но вряд ли имеет какую-то смысловую нагрузку, так как эксплуатация третьего мира транснациональными корпорациями и углубление пропасти между богатыми и бедными находятся в полном соответствии с прогнозами Маркса о тенденциях развития капитализма, с той лишь поправкой, что Маркс говорил о таковых в пределах отдельно взятых стран, а то что мы имеем на сегодняшний день - аналогичная ситуация, но на международной арене. Таким образом, лозунг социалистов "Make capitalism history" звучит гораздо логично законченнее, так как серьезное изменение ситуации вряд ли возможно, если устои системы остаются непоколебимыми.
Безусловно, можно спорить, что капитализм выиграл соревнование двух систем, доказав, что способен работать эффективнее нежели социализм. Не стоит при этом однако забывать, что те страны, в которых был социализм, пока что на 20-й год строительства капитализма (а кто и дольше) никак не могут доказать, что капитализм для них лучше, оставляя за чертой бедности огромные слои населения. В мае я побывал в Украине и пришел к выводу, что не в коммунизме дело. Весь негатив старого строя, именуемого "совок" (очереди, дефицит, хамство, пьянство, коррупция, организационный хаос, засилье бюрократов и ментов) остался, в то время как позитива прибавилось крайне мало. Разве что свободы чуть больше стало. Свободы уехать оттуда нафих или сдохнуть тихо, то есть без обсуждений на собрании и взятия на поруки. Возможно, дело не в социальном устройстве, а в ментальности народа. Но если честно, то не знаю в чем дело.
Что касается левого движения в Великобритании, то, на мой взгляд, оно молодо и незрело. Их рассуждения о революции весьма инфантильны. Они никогда не достигнут своих целей, потому что раздроблены и в их рядах почти исключительно молодежь и бомжацкого вида субъекты. Их идеи об уничтожении капитализма тоже, на мой взгляд, наивны и несостоятельны. К революциям я имею стойкую идиосинкразию, особенно после оранжевого переворота в Украине. Но, тем не менее, я присоединился к их рядам, нес их символику и подпевал, когда они пели Интернационал. Почему? Наверное потому, что после того как развалился СССР, империализм потерял стыд. В книге английских журналистов Джима Гаррисона и Пьяра Шивпури "Russian threat. Its myths and realities", изданной еще в 1983-м году, то есть до развала Союза, ярко, на богатом статистическом материале показано, что мировой империализм, представленный, в первую очередь, США, использовал мифы и легенды о советской угрозе дабы установить мировое господство. Еще тогда было ясно, что враг не так страшен, как его малюют, а образ его нужен не столько коммунистам, сколько мировому империализму. После развала Союза исчез этот удобный миф, это оправдание империалистической экспансии. Провокации со стороны США становились все беспардоннее, достигнув своей кульминации в развязывании бессмысленных боен в Афганистане и Ираке, в разработке бархатных революций-переворотов в странах бывшего СССР, в финансово-торговом закабалении третьего мира. Именно это бессовестное компрометирование "западной цивилизациии" со стороны лидеров западного мира подтолкнуло меня в ряды оппозиции. Нарастание левого движения изнутри системы необходимо дабы как-то заставить лидеров большой восьмерки считаться с прогрессивными силами своих стран. Им плевать на акции протеста, на которые выходят люди доброй воли. Вышли, покричали, пронесли плакатики, оставили кучи мусора и все. Только организованная в радикальную партию сила, постоянно усиливающая свое влияние в обществе, может их как-то напугать и заставить вести более взвешенную и человечную политику, хоть в каком-то соответствии с ханженски провозглашаемыми ими принципами демократии и свободы.
Именно поэтому я вышел на этот марш под красными знаменами. Именно поэтому я присоединяюсь к левому движению.
Но вернемся к событиям в Эдинбурге. На Мэдоус установили две сцены, где должны были проходить концерты поп-музыки, а также выступать спикеры. Первым выступил мэр Эдинбруга. Он толкнул очень зажигательную речь, из которой мне запомнилась яркая фраза. "Не слушайте циников. Они убивают веру". Верно как ни поверни. Приближалось время выходить на марш. Но нас все не выпускали. Подходили демонстранты, стартовавшие с других точек. Мы простояли, наверное, с полчаса. Наконец, колонна двинулась. От Медоус мы пошли на Принсесс стрит. Улицы Эдинбурга были, мягко говоря, не очень оживленны. Не так уж много людей вышло посмотреть на марш. Некоторые магазины были закрыты с табличками "Make poverty history" выставленными на окнах. Многие лавочники всерьез боялись, что демонстранты начнут громить их бизнесы. Действительно, вначале марша было столкновение группы анархистов с полицией. А на Принсесс стрит, где расположены Макдональдс и другие chains, барьеры отгораживали марш от магазинов и ресторанов на почтительное расстояние. Эдинбургский замок был опоясан гигантским плакатом вышеприведенного содержания. Тут же на Принсесс стрит была открыта большая ярмарка социалистической и антикапиталистической литературы. Позднее я изучил предлагаемые наименования. Продавали и "Детскую болезнь левизны в коммунизме" Ленина, и работы Бухарина и книги о Ленине (Rebel guide to Lenin), и книги о троцкизме. Были также широко предствалены работы Тарека Али, Наома Хомского, Майка Куртиса и Джорджа Галловея. Выступление последнего в американском сенате в мае этого года, как известно, возымело эффект разорвавшейся бомбы. Я смотрел это выступление по телевизору и получил просто физическое удовольствие, сравнимое с просмотром видеокассеты "Лучшие бои Мохаммеда Али", настолько технично и точно лупил Галловей всю лживую машину американской агрессии, которая настолько впала в маразм, что попыталась обвинить Галловея в участии в программе "Oil for food" с Ираком. Маразм был совершенно полный и очевидный, так как, во-первых, они не смогли собрать совершенно никаких прямых улик против Галловея, во-вторых, Галовей оказался таким крепким орешком, который не просто не спустил им их тупые обвинения в свой адрес, но ярким выступлением послал в глубокий нокаут всю их людоедскую систему.
Именно поддержкой Галловея заручилась еще одна партия социалистического направления "Социалистическая рабочая партия" (Socialist worker party) с представителем которой я общался.
На марше я присоединился с молодежной социалистической лиге. С ними было интересно и весело, так как они все время пели и кричали в рупор лозунги и речевки. Увы, рожденный в период позднего застоя, я не застал уже такого естественного энтузиазма и воодушевления среди пионэров и комсомольцев моего времени. Лишь раннюю казенщину, рутину и скуку. Вот он коммунизм, который есть молодость мира и его возводить молодым. Ребята хорошо подготовились к маршу - пели Интернационал хором и скандировали "Капитализм - нет, социализм - да!". Интересно, что на следующий день я просмотрел все британские газеты и нигде не видел фотографий с марша, где бы были запечатлены красные флаги и социалисты. Британская пресса стыдливо умолчала о левом марше.
Обойдя старый город, мы вернулись на Мэдоус. Здесь негде было яблоку упасть. Люди сидели на земле у сцен, где проходили концерты и произносились речи. Я тоже устроился на травке. На сцену выходили некие личности, вероятно широко известные в узких кругах, которые смаковали те требования, которые мы тут все выдвигаем и которые наверняка не будут выполнены большой восьмеркой. Но, как заметил этот докладчик, наша совесть будет чиста, ведь мы выступили, так с нас мол взятки гладки. Какая-то дама очень долго закидывала нас фактами о том сколько африканских детей погибает сейчас от голода и болезней, пока мы тут митингуем, о том как сильно загрязняет мир Европа и еще хуже США и как мало Африка. Основными лозунгами были требования отменить долговые обязательства стран тертьего мира перед Западом, предоставить больше помощи, сократить выброс отходов.
Конечно, вопрос о справделивой торговле интересен. В книге "Why do people hate America?" авторы отмечают, что Америка контролирует весь мир посредством ВТО и МВФ, навязывая свои условия торговли. Страны третьего мира и Африки в частности просто не допускаются на западный рынок с дешевыми товарами, дабы они не конкурировали с местными производителями. Это делается либо путем полной экономической блокады, либо путем взвинчивания налогов. Примерно такое требование и выдвигали участники марша - прекратить это измывательство. Конечно, по телевидению некоторые немногочисленные критики осмелились робко пискнуть, что это мол добъет местных производителей, но кому какое дело до местных фермеров, когда Африка гибнет? Примерно такое же как и до британских фермеров, которых режим Мугабе вышвырнул из Зимбабве, а британское правительство и не пикнуло в их защиту. Такая близорукость западного мира меня всегда умиляла и тот день на марше не был исключением.
На сцену выходили также гости из стран Африки и что-то рассказывали о кошмарах тамошней жизни, но разобрать было трудно о чем они. Несколько раздражал спикер, который поприветствовал всех словами "Салам Алейкум" и что-то агрессивно кричал о том, что они не быдло и не козлы, приглашая всех подхватывать как припев слово "Аллилуя". Похоже товарищ перепутал Эдинбург с Лондоном, где арабизация вполне уже достигла возможности массовой авации сей происламской речи. Тут же отклик был весьма вялый. Выступала и дама из палаты лордов, представлявшая собой еврейскую лигу. Как-то мудрено начав свою речь словами, что на этот раз она хочет обратиться не только к евреям, но и к остальным тоже, она не вызвала массового одобрения. Чтобы слегка размять ноги, я отправился на прогулку по Мэдоус.
За одним из столиков собирали подписи в поддержку Кубы и стояли флаги с ликом Че Гевары, за другим мне предложили оставить свою подпись за освобождение Китая от гнета коммунистов. Я хотел спросить у господина, предложившего мне это, понимает ли он, что я типа как за коммунистов, поскольку у меня такая майка и значок, но вместо этого я поинтересовался каким боком к маршу тут эта акция. Оказалось, что тут же присутствует китайский товарищ, отсидевший 20 лет в концлагерях в Китае и борющийся с коммунизмом как источником всех бед человечества, в том числе и бедности. Мне вручили пухлую газету, весь выпуск которой был своего рода китайской версией "Архипелага ГУЛАГА". Я все же не стал оставлять свою подпись, решив что это будет выглядеть не совсем натурально в моем исполнении.
Тут же, в трех шагах от борца с китайским коммунизмом, стояли ребята с флагом товарища Мао. Сначала я подумал, что может быть это какой-то черный пиар, но оказалось, что они были настоящие маоисты, но не китайцы, а откуда-то из Таиланда. У них организации по всему миру и в данный конкретный момент они борются за революцию в Непале, о чем также говорила врученная мне листовка.
Приближалось время возвращаться в наш город и я пошел искать наш автобус. К тому времени я основательно "покраснел", нацепив на майку еще несколько значков с ликом Карла Маркса, серпами с молотками и пятым интернационалом. За собой я тащил плакат соцпартии и был, наверное, совсем непохож на того прилизанного молодого человека в белом, который садился с утра в автобус. Препоподобный Майк, который организовал всю поездку, встретил меня очень радушно, несмотря на мой леворадикальный вид, спросив понравилось ли мне тут. Воистину железный малый. Я позавидовал его отношению к людям и к жизни. Если дело социализма во всем мире рухнет, попробую пойти в преподобные.