Я лечу в Москву. Первый и единственный раз я был в этом городе в 1987 году. Волнение как ни странно отсутствует. Ничего такого не происходит необычного как, например, в антисоветских фильмах времен Холодной войны. Герой из свободолюбивой страны подлетает к Шереметьево и играет тяжелая такая российская музыка, олицетворяющая мощь и темную силу этой страны. Все идет почти как обычно,вплоть до начала высадки пассажиров.
Ступаю на трап и натыкаюсь на взгляд человека - служащего аэропорта. Это забытое чуство - взгляд как дуло пистолета - немигающе-пристальный. Сколько еще таких взглядов я почуствую на себе за свой недолгий визит. Паспортный контроль. Сначала я даже мстительно усмехнулся в душе - вот вам буржуи расплата за всю вашу спесь - для граждан России 3 работающие кабинки,для остальных - 1 неработающая. Постояв в очереди в неработающую кабинку минут с 10 я подумал,что все-таки пора бы и остальных в страну впустить - чай за билеты заплатили. Поскольку подумал я, как обычно, про себя, а не во весь голос - ничего не произошло и тогда я стал в очередь для граждан России,куда ринулись за мной и остальные буржуины. Меня обслужили,хотя и с явным недоумением - откуда такой с украинским паспортом,остальным крикнули по-русски что тут только граждан России обслуживают. Никто ничего не понял. Жаль,не досмотрел шоу до конца.
Как всегда мой багаж опаздывает. Заполняю кучу бумажек и везде расписываюсь,не зная в чем. Обещают доставить сами. Доставили,как ни странно.
Вот и трасса,ведущая в город. Покрытие хорошее,но культура водителей....
Очень странно,но выглядит все очень затрапезно и грязно,вопреки горячим отзывам соотечественников,посетивших Москву до меня. Все машины очень грязные,хотя грязи нет,везде какие-то кучи строительного мусора и еще чего-то. На самом деле после клаустрофобии Великобритании поражает сколько здесь ничейной земли даже в городе. Очень много простора,но он никому не нужен. Везде отвратительной западной отрыжкой красуются рекламные щиты и различные западные супермаркеты. Однако как бы радует то, что везде все написано по-русски.
Город.
Город красив,хотя я бы сказал,что слишком много какой-то новой архитектуры,которая не вяжется с именем "Древняя столица". Ужасное обилие ментов. После деликатности западного мира это просто шокирует. В метро они стоят каждые 10-12 метров. Москвичи к ним привыкли и не замечают,но на иногородних у милиции глаз наметан и то и дело ретивые стражи порядка срываются в погоню за подозрительно выглядящим "молодым человеком". Взгляды стражей порядка просто обшаривают тебя. Стараюсь не смотреть им в глаза.
Народ одет черт знает как. Ужасные "пидарки",которые носят только негры в Лондоне в большом фаворе,какие-то шапки-пилотки,кожаные куртки,дикого фасона ботинки с претензией на что-то новое. Некоторым гражданам удается скомбинировать одежду в элегантном стиле,но в основном - фасон лондонского бомжа. Особенно запомнился гражданин в метро в грубом пальто, красных башмаках и с красным грубым шарфом повязанным поверх пальто. Вершину этого произведения московского кутюрье составляла широкополая шляпа и курчавые вьющиеся волосы а-ля Леонтьев. Дамы носят, конечно же, меха - собственно 1-й признак по которому видно наших туристов за рубежом - вызывающе дорогая одежда не по европейскому сезону.
Арбат похож на какой-то переулок - никакого шарма или хотя бы внешнего блеска. Торговцы "национальным товаром" даже по поводу редкого возможного покупателя не сменяют агрессивный имидж на более-менее любезный и похожи на каких-то охранников автомашин. Вообще, по-моему, в Москве никто не улыбается,особенно в сфере обслуживания, разве что в каких-нибудь очень дорогих магазинах и ресторанах, где швейцар открывает дверь и все втридорога, да и то вряд ли. Улыбка в этом городе - нечто подозрительно-бесовское - признак злодейских намерений или полного презрения к тяжелой жизни окружающих. Хотя, конечно же, на волне неопатриотизма так не принято говорить. Сейчас более модно говорить,что жить стало лучше и веселей и вообще зашибись. Видимо СМИ начали тренировать слегка забытое искусство двоемыслия - необходимый элемент сознания хомо-советикуса, существенный идеологический ингредиент любого закрытого общества,направленный на сокращение экспорта человеческого материала.
Пропаганда неопатриотизма настолько грубая порой,типа национального хора,который я видел по телевизору,распевающего песенку про российский флаг и размахивающего оным со счастливыми лицами. Или рекламы сигарет в метро с изображением бывалого военного,предлагающего курить сигареты "Советский Союз" и больше ни на какие провокации не поддаваться. Или реклама театральной постановки по мотивам "Двух капитанов" ,где обещают ощутить гордость от того что ты живешь в этой стране на протяжении просмотра. Это все конечно же нужно,только вопрос кому.
А как обстоит дело с культурной жизнью в Москве?
"Шоколадный Пушкин"
Авторский вечер Петра Мамонова в театре Станиславского. Появлению на сцене мэтра отечественного андеграунда предшествовало долгое музыкальное интро с однообразным ритмическим рисунком. Когда начало казаться что уже ничего больше не покажут, на сцене возник П. Мамонов и интро было повоторено еще раз,но уже в присутствии "Шоколадного" классика. Затем госоподин Мамонов приступил к непосредственно шоу,которое очень напоминало собой признания подгулявшего свадебного
генерала среднего возраста с нелегкой судьбой хомо-советикуса как по
форме так и по словарному запасу. Иногда классик отечественного панка хватал в руки гитару,парадоксальным образом обнаруживая что он вовсе не умеет ею пользоваться (это за столько-то лет популярности и не научился!) и с напряженным выражением на лице начинал играть что-то на одной струне. Некоей сценической находкой можно было считать попеременное использование 2-х микрофонов - одного нормального,а 2-го с опцией "эха",что позволяло автору повторять каждую фразу из скудного сценария по 2 раза, но как бы в 2-х вариантах. Концерт был явно расчитан на людей очень близко знакомых с биографией П.Мамонова. Этих людей было хорошо видно,потому что они и были той частью зала,которая апплодировала "классику" и смеялась после слова "лопата". Поскольку я лишь приблизительно представлял себе эпохальный путь апостола сцены, все шоу выглядело соврешенно омерзительно в моих глазах и лишь микрофон с опцией "эха" не давал мен уснуть,очень сильно резонируя там и сям.
Поезд Москва-Харьков.
Я специально поехал в Харьков в плацкартном вагоне,чтобы поднабрать смешных сюжетов,без которых в бытность мою на родине ни одна поездка не обходилась. Плацкартный вагон - суть этой страны. По состоянию плацкартного вагона и по характеру разговоров,которые там ведутся можно судить о том что происходит в стране. Вагон был достаточно грязным,т е узнаваемым. Некоторое оживление в сгустившихся сумерках началось когда пассажир верхней боковой полки начал падать вместе с полкой на пассажира внизу. Затем последовала срочная эвакуация и вызов проводника с просьбой сделать что-нибудь. Почему-то я подумал,что проводник извинится перед пассажирами и устроит их на другом месте. Однако проводник грубо наорал на пассажиров за то что они морочат ему голову и посоветовал поменьше ерзать а лежать неподвижно,тогда ничего никуда не упадет. За сим, проводник откланялся, а пассажиры принялись укреплять полку при помощи полотенец. Пассажир нижней полки сообщил,что в 1997 году он выдержал контрольный выстрел в голову и теперь он не боится какой-то там железнодорожной полки вместе с пассажиром. Утешив себя и других таким образом, он завалился спать с оглушительным храпом,который временами заглушал звуки электронной игры на мобильном телефончике пассажира в моем отсеке. Последний пассажир всю дорогу носился с мобилой как обезъяна с граммофоном,нося ее на поясе аккурат над шириночным отверстием и каждый раз вернувшись из курилки проверял не послал ли ему кто текстовое сообщение. Остальное время он разгадывал кроссворды или отпускал циничные замечания о падающих полках и контрольных выстрелах в голову,обнаруживая свое социальное превосходство. Конечно же билет в плацкартный вагон он взял чисто в целях конспирации.
В соседнем с нами отсеке,в том что возле туалета, ехал на Украину гражданин Кубы на постоянное проживание. Это обстоятельство оказалось очень важным в момент прохождения российско-украинской границы. Пограничник немедленно сообщил по рации,что в таком-то вагоне следует к месту постоянного жительства на Украине гражданин Кубы и что с документами у него все в порядке,но ведь гражданин Кубы,так что с ним делать? В ответ пограничнику сообщили,что в другом вагоне едет гражданин Грузии. Некоторое время коллеги общались по рации,пытаясь каждый донести свою мысль до другого,но поскольку они каждый раз забывали сказать слово "прием", то говорить у них получалось строго одновременно. В конце концов, наш пограничник отбросил дурацкую рацию,распахнул настежь дверь вагона и заорал нечеловеческим голосом в сторону станции: "В 10-м вагоне гражданин Кубы,твою мать!". Я думал,что гражданина Кубы прямо здесь и растреляют за то что от него столько проблем,но вот она загадочная российская душа - ему вовсе ничего не было за то,что он гражданин Кубы и он продолжил путешествие.
Поезд Харьков-Москва.
Запомнился бесконечным монологом спутника по отсеку. Этот гражданин вспоминал многочисленные случаи из своей жизни, когда ему доводилось быть задержанным милицией как правило в целях проверки документов,которых у него на данный момент как раз не было в кармане. Однако в кутузку его ни разу не отволокли, потому что у него связи в СБУ и в милиции, хвалился он,а я думал: "что же это за страна,где без "крыши" уже по улицам опасно ходить?".
Концерт Алисы в Харькове.
Это было незабываемо. Еще до того как я покинул родину в 99-м у меня было ощущение,что все что было светлого и прекрасного в этой стране осталось и сконцентрировалось в этом человеке. Такое же ощущение у меня было и в этот раз. И не говорите мне что это не так,что он наркоман или что-то в этом роде. У меня есть миф и я в него верю, а если перестану,то вообще ничего не останется.
Концерт Гребенщикова в Лужниках.
...оставил диаметрально противоположное чуство. 3 часа халтуры. Концерт назывался 30-летие группы,но в действительности старых вещей,ради которых я туда и пошел прозвучало ничтожно малое количество и как правило в новой довольно неприятной фольк-рэггги аранжировке. Это уже совсем не рок-н-ролл,это какие-то Самоцветы или Машина времени с замысловатыми текстами,которые утратили энигматическое очарование старого Аквариума,а скорее звучат как самопародия. Где-то во второй части концерта на сцене появился гитарист старого состава Ляпин. Это хоть и внесло какое-то дуновение старого Аквариума не смогло исправить неприятного впечатления. Да и гитарист Ляпин мягко говоря посредственный,уж закидывать гитару за голову явно не следовало - выглядело как пародия на Блэкмора. Рок-н-ролл мертв пел когда-то Гребенщиков. Воистину так. Его рок-н-ролл мертв. А то что он сейчас пишет уже на очень узкую аудиторию расчитано и ей Лужники не заполнить как ни старайся - потому что мало их.
Отъезд
Вот и все. Штамп в паспорте на нужном месте, отстойник в ожидании посадки. Чуство неуверенности и скованности постепенно покидает меня. Вот и пересадка в Амстердаме. Я снова на свободе. Прощай Россия теперь надолго.